Произведение логарифмов с одинаковым основанием в уравнениях

Алгебра

План урока:

Задание. Укажите корень логарифмического уравнения

Задание. Решите урав-ние

В чуть более сложных случаях под знаком логарифма может стоять не сама переменная х, а выражение с переменной. То есть урав-ние имеет вид

Задание. Найдите решение логарифмического уравнения

Задание. Решите урав-ние

Задание. Решите урав-ние

Получили показательное уравнение. Показатели степеней можно приравнять, если равны их основания:

Видео:Произведение логарифмов с разными основаниями #SHORTSСкачать

Произведение логарифмов с разными основаниями #SHORTS

Уравнения вида logaf(x) = logag(x)

Порою логарифм стоит в обеих частях равенства, то есть и слева, и справа от знака «равно». Если основания логарифмов совпадают, то должны совпадать и аргументы логарифмов.

Задание. Решите урав-ние

Задание. Найдите корень урав-ния

Ситуация несколько усложняется в том случае, когда, под знаком логарифма в обоих частях равенства стоят выражения с переменными, то есть оно имеет вид

С одной стороны, очевидно, что должно выполняться равенство f(x) = g(x). Но этого мало, ведь под знаком логарифма не должно стоять отрицательное число. Поэтому после получения корней следует подставить их в урав-ние и убедиться, что они не являются посторонними корнями.

Задание. Решите урав-ние

Получили квадратное уравнение, которое решаем с помощью дискриминанта:

Получили два корня, (– 3) и 4. Однако теперь подставим их в исходное урав-ние и посмотрим, что у нас получится. При х = – 3 имеем:

Это верное равенство, поэтому х = – 3 действительно является корнем урав-ния. Теперь проверяем х = 4:

Хотя выражения и справа, и слева одинаковы, равенство верным считать нельзя, ведь выражение log3 (– 1) не имеет смысла! Действительно, нельзя вычислять логарифм от отрицательного числа. Поэтому корень х = 4 оказывается посторонним, и у нас остается только один настоящий корень – число (– 3).

Видео:Решение логарифмических уравнений #shortsСкачать

Решение логарифмических уравнений #shorts

Уравнения, требующие предварительных преобразований

Естественно, не всегда в обоих частях логарифмических уравнений и неравенств стоят только логарифмы с совпадающими основаниями. Часто требуется выполнить некоторые предварительные преобразования, чтобы привести урав-ние к виду logaf(x) = logag(x).

Задание. Решите урав-ние

с помощью которой любой множитель можно внести под знак логарифма. Сделаем это и в нашем случае:

Теперь в обеих частях равенства не стоит ничего, кроме логарифмов с одинаковыми основаниями. Поэтому мы можем приравнять их аргументы:

Задание. Решите урав-ние

Снова проверяем каждый из корней, подставляя его в исходное ур-ние. Прих = –1 получаем

Задание. Решите урав-ние

Решение. В правой части снова стоит сумма, но на этот раз не логарифмов. Однако число 1 можно представить как log5 5. Тогда урав-ние можно преобразовать:

Задание. Решите урав-ние

Решение. Данный пример похож на простейшее логарифмическое уравнение, однако переменная находится в основании логарифма, а не в аргументе. По определению логарифма мы можем записать, что

Первый вариант придется отбросить, так как основание логарифма, (а в данном случае это выражение х – 5) не может быть отрицательным числом. Получается, что

Задание. Решите урав-ние

Решение. Здесь ситуация осложняется тем, что основания логарифмов разные. Поэтому один из них необходимо привести к новому основанию. Попробуем привести log25x 4 к основанию 5, используя известную нам формулу

Мы добились того, что у логарифмов одинаковые основания, а потому мы можем приравнять их аргументы:

Видео:Логарифмы с нуля за 20 МИНУТ! Introduction to logarithms.Скачать

Логарифмы с нуля за 20 МИНУТ! Introduction to logarithms.

Логарифмические уравнения с заменой переменных

Иногда приходится делать некоторые замены, чтобы уравнение приняло более привычный вид.

Задание. Решите уравнение методом замены переменной

Задание. Найдите решение уравнения методом замены переменной

Решение. Для начала напомним, что символ lg означает десятичный логарифм. Отдельно знаменатель дроби в правой части:

Видео:ЛОГАРИФМЫ с нуля за 25 минут | ЕГЭ Математика | Аня Матеманя | ТопскулСкачать

ЛОГАРИФМЫ с нуля за 25 минут | ЕГЭ Математика | Аня Матеманя | Топскул

Логарифмирование уравнений

Ясно, что если от равных величин взять логарифмы по одному и тому же основанию, то тогда эти логарифмы окажутся также равными. Если подобный прием применяют при решении урав-ния, то, говорят, что производится логарифмирование уравнения. Иногда оно позволяет решить некоторые особо сложные примеры.

Задание. Укажите корни урав-ния

Здесь переменная величина находится одновременно и в основании степени, и в ее показателе. Возьмем от правой и левой части урав-ния логарифм по основанию 5:

Возвращаемся от переменной t к переменной х:

Видео:ЕГЭ база #7 / Логарифмические уравнения / Свойства, определение логарифма / решу егэСкачать

ЕГЭ база #7 / Логарифмические уравнения / Свойства, определение логарифма / решу егэ

Переход от логарифмических неравенств к нелогарифмическим

Рассмотрим график логарифмической функции у = logax при условии а > 1. Она является возрастающей функцией. Если на оси Ох отложить два числа tи s так, чтобы t располагалось левее s (то есть t 1). Но это не совсем так. Дело в том, что надо учесть ещё и тот факт, что под знаком логарифма может стоять исключительно положительное число. Получается, что от простейшего логарифмического неравенства

Естественно, вместо величин t и s могут стоять как числа, так и выражения с переменными.

Задание. Найдите решение логарифмического неравенства

Ответ можно оставить и в такой форме, однако всё же принято записывать его в виде промежутка. Очевидно, что нерав-во 0 logas:

Но, снова-таки, мы должны учесть, числа t может быть лишь положительным (тогда s, которое больше t, автоматически также окажется положительным). Получается, что при 0 loga s можно перейти к двойному нерав-ву 0 2 – 45х + 200 имеет решение

Однако в системе (5) есть ещё два неравенства, х > 0 и 45 >x. Их решениями являются промежутки (0; + ∞) и (– ∞; 45). Чтобы определить решение всей системы, отметим на одной прямой решения каждого отдельного нерав-ва и найдем область их пересечения:

Видно, что решениями нерав-ва будут являться промежутки (0; 5) и (40; 45), на которых справедливы все три нерав-ва, входящих в систему (5).

Видео:Интересная задача на логарифмы в ЕГЭСкачать

Интересная задача на логарифмы в ЕГЭ

Логарифмическое уравнение: решение на примерах

Произведение логарифмов с одинаковым основанием в уравнениях

Как решить логарифмическое уравнение? Этим вопросом задаются многие школьники, особенно в преддверии сдачи ЕГЭ по математике. Ведь в задании С1 профильного ЕГЭ могут встретиться именно логарифмические уравнения.

Уравнение, в котором неизвестное находится внутри логарифмов, называется логарифмическим. Причем неизвестное может находится как в аргументе логарифма, так и в его основании.

Способов решения таких уравнений существует несколько. В этой статье мы разберем способ, который легко понять и запомнить.

Видео:Умножаем логарифмы В УМЕ🧠Скачать

Умножаем логарифмы В УМЕ🧠

Как решать уравнения с логарифмами: 2 способа с примерами

Решить логарифмическое уравнение можно разными способами. Чаще всего в школе учат решать логарифмическое уравнение с помощью определения логарифма. То есть мы имеем уравнение вида:Произведение логарифмов с одинаковым основанием в уравненияхВспоминаем определение логарифма и получаем следующее:Произведение логарифмов с одинаковым основанием в уравненияхТаким образом мы получаем простое уравнение, которое сможем легко решить.

При решении логарифмических уравнений важно помнить об области определения логарифма, т.к. аргумент f(x) должен быть больше ноля. Поэтому после решения логарифмического уравнения мы всегда делаем проверку!

Давайте посмотрим, как это работает на примере:

Произведение логарифмов с одинаковым основанием в уравнениях

Воспользуемся определением логарифма и получим:

Теперь перед нами простейшее уравнение, решить которое не составит труда:

Сделаем проверку. Подставим найденный Х в исходное уравнение:Произведение логарифмов с одинаковым основанием в уравненияхТак как 3 2 = 9, то последнее выражение верно. Следовательно, х = 3 является корнем уравнения.

Основной минус данного метода решения логарифмических уравнений в том, что многие ребята путают, что именно нужно возводить в степень. То есть при преобразовании logaf(x) = b, многие возводят не a в степень b, а наоборот b в степень a. Такая досадная ошибка может лишить вас драгоценных баллов на ЕГЭ.

Поэтому мы покажем еще один способ решения логарифмических уравнений.

Чтобы решить логарифмическое уравнение, нам нужно привести его к такому виду, когда и в правой, и в левой части уравнения будут стоять логарифмы с одинаковыми основаниями. Это выглядит вот так:

Произведение логарифмов с одинаковым основанием в уравнениях

Когда уравнение приведено к такому виду, то мы можем «зачеркнуть» логарифмы и решить простое уравнение. Давайте разбираться на примере.

Решим еще раз то же самое уравнение, но теперь этим способом:Произведение логарифмов с одинаковым основанием в уравненияхВ левой части у нас логарифм с основанием 2. Следовательно, правую часть логарифма нам нужно преобразовать так, чтобы она тоже содержала логарифм с основанием 2.

Для этого вспоминаем свойства логарифмов. Первое свойство, которое нам здесь понадобится – это логарифмическая единица. Напомним его:Произведение логарифмов с одинаковым основанием в уравненияхТо есть в нашем случае:Произведение логарифмов с одинаковым основанием в уравненияхВозьмем правую часть нашего уравнения и начнем ее преобразовывать:Произведение логарифмов с одинаковым основанием в уравненияхТеперь нам нужно 2 тоже внести в логарифмическое выражение. Для этого вспоминаем еще одно свойство логарифма:

Произведение логарифмов с одинаковым основанием в уравнениях

Воспользуемся этим свойством в нашем случае, получим:Произведение логарифмов с одинаковым основанием в уравненияхМы преобразовали правую часть нашего уравнения в тот вид, который нам был нужен и получили:Произведение логарифмов с одинаковым основанием в уравненияхТеперь в левой и в правой частях уравнения у нас стоят логарифмы с одинаковыми основаниями, поэтому мы можем их зачеркнуть. В результате, получим такое уравнение:

Да, действий в этом способе больше, чем при решении с помощью определения логарифма. Но все действия логичны и последовательны, в результате чего шансов ошибиться меньше. К тому же данный способ дает больше возможностей для решения более сложных логарифмических уравнений.

Разберем другой пример:Произведение логарифмов с одинаковым основанием в уравненияхИтак, как и в предыдущем примере применяем свойства логарифмов и преобразовываем правую часть уравнения следующим образом:Произведение логарифмов с одинаковым основанием в уравненияхПосле преобразования правой части наше уравнение принимает следующий вид:Произведение логарифмов с одинаковым основанием в уравненияхТеперь можно зачеркнуть логарифмы и тогда получим:Произведение логарифмов с одинаковым основанием в уравненияхВспоминаем свойства степеней:

Теперь делаем проверку:Произведение логарифмов с одинаковым основанием в уравненияхто последнее выражение верно. Следовательно, х = 3 является корнем уравнения.

Еще один пример решения логарифмического уравнения:Произведение логарифмов с одинаковым основанием в уравненияхПреобразуем сначала левую часть нашего уравнения. Здесь мы видим сумму логарифмов с одинаковыми основаниями. Воспользуемся свойством суммы логарифмов и получим:Произведение логарифмов с одинаковым основанием в уравненияхТеперь преобразуем правую часть уравнения:Произведение логарифмов с одинаковым основанием в уравненияхВыполнив преобразования правой и левой частей уравнения, мы получили:Произведение логарифмов с одинаковым основанием в уравненияхТеперь мы можем зачеркнуть логарифмы:

Произведение логарифмов с одинаковым основанием в уравненияхРешим данное квадратное уравнение, найдем дискриминант:

Произведение логарифмов с одинаковым основанием в уравненияхСделаем проверку, подставим х1 = 1 в исходное уравнение:Произведение логарифмов с одинаковым основанием в уравненияхПроизведение логарифмов с одинаковым основанием в уравненияхВерно, следовательно, х1 = 1 является корнем уравнения.

Теперь подставим х2 = -5 в исходное уравнение:Произведение логарифмов с одинаковым основанием в уравненияхТак как аргумент логарифма должен быть положительным, выражение не является верным. Следовательно, х2 = -5 – посторонний корень.

Видео:КАК СЧИТАТЬ ЛОГАРИФМЫ? #егэматематика2022 #егэ2022 #логарифмы #математика #егэ #огэ #shortsСкачать

КАК СЧИТАТЬ ЛОГАРИФМЫ? #егэматематика2022 #егэ2022 #логарифмы #математика #егэ #огэ #shorts

Пример решения логарифмического уравнения с разными основаниями

Выше мы решали логарифмические уравнения, в которых участвовали логарифмы с одинаковыми основаниями. А что же делать, если основания у логарифмов разные? Например,

Произведение логарифмов с одинаковым основанием в уравненияхПравильно, нужно привести логарифмы в правой и левой части к одному основанию!

Итак, разберем наш пример:Произведение логарифмов с одинаковым основанием в уравненияхПреобразуем правую часть нашего уравнения:

Произведение логарифмов с одинаковым основанием в уравнениях

Мы знаем, что 1/3 = 3 -1 . Еще мы знаем свойство логарифма, а именно вынесение показателя степени из логарифма:Произведение логарифмов с одинаковым основанием в уравненияхПрименяем эти знания и получаем:Произведение логарифмов с одинаковым основанием в уравненияхНо пока у нас есть знак «-» перед логарифмом в правой части уравнения, зачеркивать мы их не имеем права. Необходимо внести знак «-» в логарифмическое выражение. Для этого воспользуемся еще одним свойством логарифма:Произведение логарифмов с одинаковым основанием в уравнениях

Тогда получим:Произведение логарифмов с одинаковым основанием в уравненияхВот теперь в правой и левой части уравнения у нас стоят логарифмы с одинаковыми основаниями и мы можем их зачеркнуть:Произведение логарифмов с одинаковым основанием в уравненияхДелаем проверку:Произведение логарифмов с одинаковым основанием в уравненияхЕсли мы преобразуем правую часть, воспользовавшись свойствами логарифма, то получим:Произведение логарифмов с одинаковым основанием в уравненияхВерно, следовательно, х = 4 является корнем уравнения.

Видео:Что такое логарифмы? / Как решить логарифмические уравнения?Скачать

Что такое логарифмы? / Как решить логарифмические уравнения?

Пример решения логарифмического уравнения с переменными основаниями

Выше мы разобрали примеры решения логарифмических уравнений, основания которых были постоянными, т.е. определенным значением – 2, 3, ½ … Но в основании логарифма может содержаться Х, тогда такое основание будет называться переменным. Например, logx+1(х 2 +5х-5) = 2. Мы видим, что основание логарифма в данном уравнении – х+1. Как же решать уравнение такого вида? Решать мы его будем по тому же принципу, что и предыдущие. Т.е. мы будем преобразовывать наше уравнение таким образом, чтобы слева и справа были логарифмы с одинаковым основанием.Произведение логарифмов с одинаковым основанием в уравненияхПреобразуем правую часть уравнения:Произведение логарифмов с одинаковым основанием в уравненияхТеперь логарифм в правой части уравнения имеет такое же основание, как и логарифм в левой части:Произведение логарифмов с одинаковым основанием в уравненияхТеперь мы можем зачеркнуть логарифмы:Произведение логарифмов с одинаковым основанием в уравненияхНо данное уравнение неравносильно исходному уравнению, так как не учтена область определения. Запишем все требования, относящиеся к логарифму:

1. Аргумент логарифма должен быть больше ноля, следовательно:

Произведение логарифмов с одинаковым основанием в уравнениях

2. Основание логарифма должно быть больше 0 и не должно равняться единице, следовательно:

Произведение логарифмов с одинаковым основанием в уравнениях

Сведем все требования в систему:Произведение логарифмов с одинаковым основанием в уравнениях

Данную систему требований мы можем упростить. Смотрите х 2 +5х-5 больше ноля, при этом оно приравнивается к (х + 1) 2 , которую в свою очередь так же больше ноля. Следовательно, требование х 2 +5х-5 > 0 выполняется автоматически и мы можем его не решать. Тогда наша система будет сведена к следующему:Произведение логарифмов с одинаковым основанием в уравненияхПерепишем нашу систему:Произведение логарифмов с одинаковым основанием в уравненияхСледовательно, наша система примет следующий вид:Произведение логарифмов с одинаковым основанием в уравненияхТеперь решаем наше уравнение:Произведение логарифмов с одинаковым основанием в уравненияхСправа у нас квадрат суммы:Произведение логарифмов с одинаковым основанием в уравненияхДанный корень удовлетворяет наши требования, так как 2 больше -1 и не равно 0. Следовательно, х = 2 – корень нашего уравнения.

Для полной уверенности можем выполнить проверку, подставим х = 2 в исходное уравнение:

Произведение логарифмов с одинаковым основанием в уравнениях

Т.к. 3 2 =9, то последнее выражение верно.

Видео:Логарифм с нуля до уровня про. Уравнения, неравенства и параметр. Профильный ЕГЭСкачать

Логарифм с нуля до уровня про. Уравнения, неравенства и параметр. Профильный ЕГЭ

Как сделать проверку

Еще раз обращаем ваше внимание, что при решении логарифмических уравнений необходимо учитывать область допустимых значений. Так, основание логарифма должно быть больше ноля и не должно равняться единице. А его аргумент должен быть положительным, т.е. больше ноля.

Если наше уравнение имеет вид loga (f(x)) = loga (g(x)), то должны выполняться следующие ограничения:Произведение логарифмов с одинаковым основанием в уравнениях

После решения логарифмического уравнения нужно обязательно сделать проверку. Для этого вам необходимо подставить получившееся значения в исходное уравнение и посчитать его. Времени это займет немного, зато позволит не записать в ответ посторонние корни. Ведь так обидно правильно решить уравнение и при этом неправильно записать ответ!

Итак, теперь вы знаете, как решить логарифмическое уравнение с помощью определения логарифма и с помощью преобразования уравнения, когда в обеих его частях стоят логарифмы с одинаковыми основаниями, которые мы можем «зачеркнуть». Отличное знание свойств логарифма, учет области определения, выполнение проверки – залог успеха при решении логарифмических уравнений.

Видео:ЕГЭ по математике. Профильный уровень. Задание 9. Значение выражения. ЛогарифмСкачать

ЕГЭ по математике. Профильный уровень. Задание 9. Значение выражения. Логарифм

Логарифм произведения (сумма логарифмов)

Логарифм произведения – одно из основных логарифмических свойств; равняется сумме логарифмов множителя и множимого при неизменном основании.

При этом результат умножения x на y должен быть строго положительным, т.е. ( x ⋅ y) > 0 .

Данное свойство работает и в обратную сторону, т.е.:

Сумма логарифмов с одинаковыми основаниями равна логарифму произведения их подлогарифмических выражений по тому же основанию.

💡 Видео

Свойство логарифмов о котором вы не знали + примерыСкачать

Свойство логарифмов о котором вы не знали + примеры

Десятичный логарифмСкачать

Десятичный логарифм

ЕГЭ 2022: Логарифмическое уравнение с разным основанием | Задание №1Скачать

ЕГЭ 2022: Логарифмическое уравнение с разным основанием | Задание №1

М11 (17.1-17.43) Логарифмические уравнения.Скачать

М11 (17.1-17.43) Логарифмические уравнения.

Логарифмы-1. Уравнения: от базы до олимпиадСкачать

Логарифмы-1. Уравнения: от базы до олимпиад

Мир Логарифмов. Урок 6. УмножениеСкачать

Мир Логарифмов. Урок 6. Умножение

Логаримы для чайников с нуля — Как решать Логарифмы?Скачать

Логаримы для чайников с нуля — Как решать Логарифмы?

Логарифмическое уравнение / Как решить?Скачать

Логарифмическое уравнение / Как решить?

Логарифмы с нуля за 30 минут. Логарифмы 10 класс ЕГЭ профиль математика | УмскулСкачать

Логарифмы с нуля за 30 минут. Логарифмы 10 класс ЕГЭ профиль математика | Умскул
Поделиться или сохранить к себе: