Предмет: | Математика |
Категория материала: | Другие методич. материалы |
Автор: | Серкова Наталья Алексеевна это Вы? |
Тип материала: | Документ Microsoft Word (docx) |
Размер: | 395.71 Kb |
Полезно? Поделись с другими:
Просмотров: 897 Скачиваний: 765
Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.
- Посмотрите также:
- Творческие проекты и работы учащихся
- Подробнее о проекте:
- Оглавление
- Введение
- Основные понятия теории уравнений и неравенств
- Методы решения уравнений и неравенств
- Метод разложения на множители
- Метод замены переменной
- Метод решения уравнений с помощью теоремы Виета
- Нестандартные методы решения алгебраических уравнений и неравенств. Метод рационализации
- Учёт ОДЗ
- Метод мажорант (оценки)
- Использование графиков
- Угадывание корня уравнения
- Разработка интерактивного тренажера «Нестандартные методы решения уравнений и неравенств»
- Индивидуальный проект на тему : “Графическое решение уравнений и неравенств”
- 📽️ Видео
Видео:Как решать уравнения и неравенства? | Ботай со мной #072 | Борис Трушин |Скачать
Посмотрите также:
Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]
Видео:Как понять неравенства? Квадратные неравенства. Линейные и сложные неравенства | TutorOnlineСкачать
Творческие проекты и работы учащихся
В процессе работы над индивидуальным проектом по математике «Нестандартные методы решения уравнений и неравенств» ученицей 10 класса школы была поставлена и реализована цель изучить новые методы решения уравнений и неравенств. Каждый из методов был описан и продемонстрирован отдельно.
Подробнее о проекте:
В готовом творческом и исследовательском проекте по математике «Нестандартные методы решения уравнений и неравенств» учащейся приведены характеристики таких методов решения уравнений, как метод разложения на множители, метод замены переменной, метод решения уравнений с помощью теоремы Виета и метод интервалов, а также продемонстрированы нестандартные методы решения алгебраических уравнений и неравенств, метод рационализации, учёт ОДЗ и метод мажорант.
Оглавление
Введение
1. Теория уравнений и неравенств.
1.1 Основные понятия теории уравнений и неравенств.
1.2 Методы решения уравнений и неравенств.
1.2.1 Метод разложения на множители.
1.2.2 Метод замены переменной.
1.2.3 Метод решения уравнений с помощью теоремы Виета.
1.2.4 Метод интервалов.
2. Нестандартные методы решения алгебраических уравнений и неравенств.
2.1 Метод рационализации.
2.2 Учёт ОДЗ.
2.3 Метод мажорант (оценки).
2.4 Использование свойств функций.
2.4.1 Использование ОДЗ.
2.4.2 Использование монотонности функции.
2.4.3 Использование графиков.
2.5 Некоторые искусственные способы решения алгебраических уравнений.
2.5.1 Угадывание корня уравнения.
3. Разработка интерактивного тренажера «Нестандартные методы решения уравнений и неравенств».
3.1 Анализ и характеристика сетевого сервиса, с помощью которого будет создаваться продукт.
3.2 Создание контента тренажёра.
3.3 Описание созданного продукта.
3.4 Апробация продукта.
Заключение
Список литературы
Введение
Объектом исследования являются уравнения и неравенства.
Предмет исследования: некоторые нестандартные методы решения уравнений и неравенств.
В начале работы над проектом была сформулирована гипотеза: благодаря новым методам решения уравнений и неравенств, удастся сократить количество шагов решения в алгоритме и снизить вероятность допущения ошибки. Исходя из этого вывода, была поставлена цель проекта: изучить новые методы решения уравнений и неравенств.
Продуктом проекта были выбраны дидактические материалы с алгоритмом решения уравнений и неравенств новыми методами и тренажёры для отработки заданий подобного типа. Для продуктивного и удобного использования тренажера необходимо установить критерии оценки продукта проекта:понятный и удобный интерфейс, наличие мобильной версии, возможность использования русского языка, возможность бесплатного использования ресурсов сетевого сервиса при создании и дальнейшем использовании тренажера, тиражируемость (возможность быстрого распространения (с помощью ссылок, QR-кодов и т.п.) и использования).
В процессе создания проекта были сформулированы некоторые задачи:
- Изучить всевозможные источники информации по данной теме, структурировать собранную информацию
- Провести опрос
- Разработать алгоритмы решения уравнений и неравенств определенным (нестандартным) способом
- Анализ имеющихся тренажёров, подобрать задания, решаемые нестандартным способом, решить их
- Создать тренажёр
- Апробировать продукт
- Провести опрос об эффективности продукта
- Собрать статистику
- Распространить продукт
Методы исследования, используемые при работе над проектом: анализ, обобщение, синтез, классификация, систематизация, сравнение, прототипирование.
Научная новизна: разработаны уникальные дидактические материалы
Теоретическая значимость: расширение представления о некоторых методах решения уравнений и неравенств.
Практическая значимость: продукт проекта может быть использован учениками при подготовке к ЕГЭ, а также учителями математики.
Социальная значимость: проект может помочь ученикам 9-11 классов при подготовке к экзамену.
Видео:Что такое параметр? Уравнения и неравенства с параметром. 7-11 класс. Вебинар | МатематикаСкачать
Основные понятия теории уравнений и неравенств
Уравнение – равенство, содержащее в себе переменную, значение которой требуется найти.
Корень (решение) уравнения – это значение переменной, при котором уравнение обращается в верное числовое равенство.
Решить уравнение — найти его корни или доказать, что корней нет.
Неравенство – два числа или математических выражения, соединенных одним из знаков: , ≤, ≥.
Основные свойства уравнений:
- Любой член уравнения можно перенести из одной части в другую, изменив его знак на противоположный.
- Обе части уравнения можно умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю.
Решение неравенства – то значение неизвестного, при котором это неравенство обращается в верное числовое неравенство.
Решить неравенство – найти все его решения или установить, что их нет.
Видео:Математика это не ИсламСкачать
Методы решения уравнений и неравенств
Теперь, после перечисления основных понятий, следует вспомнить известные нам из школьной программы способы решения уравнений и неравенств.
Видео:11 класс, 29 урок, Уравнения и неравенства с модулямиСкачать
Метод разложения на множители
Для разложения на множители используют формулы сокращённого умножения (ФСУ), вынесение общего множителя за скобку, способ группировки, деление многочлена на многочлен.
Суть данного метода в том, чтобы путем равносильных преобразований представить левую часть исходного уравнения, содержащую неизвестную величину в какой-либо степени, в виде произведения двух выражений, содержащих неизвестную величину в меньшей степени. При этом справа от знака равенства должен оказаться ноль.
Видео:Как решать неравенства? Математика 10 класс | TutorOnlineСкачать
Метод замены переменной
Цель данного метода в том, чтобы удачным образом заменить сложное выражение, содержащее неизвестную величину, новой переменной, в результате чего уравнение принимает более простой вид. Далее полученное уравнение решается относительно новой переменной, после чего происходит возврат к исходной переменной.
Видео:Алгебра 10 класс (Урок№19 - Равносильные уравнения и неравенства.)Скачать
Метод решения уравнений с помощью теоремы Виета
Важно. Не ко всем квадратным уравнениям имеет смысл использовать эту теорему. Применять теорему Виета имеет смысл только к приведённым квадратным уравнениям.
Приведенное квадратное уравнение – это уравнение, в котором старший коэффициент «a = 1». В общем виде приведенное квадратное уравнение выглядит следующим образом: х2 + px + q = 0. разница с обычным общим видом квадратного уравнения ax2 + bx + c = 0 в том, что в приведённом уравнении x2 + px + q = 0 коэффициент а = 1.
Теорема Виета для приведённых квадратных уравнений «x2 + px + q = 0» гласит что справедливо следующее:
x1 · x2 = q, где x1 и x2 — корни этого уравнения.
Видео:Система уравнений VS Система неравенств. ОГЭ по математике №9, 13| Математика TutorOnlineСкачать
Нестандартные методы решения алгебраических уравнений и неравенств. Метод рационализации
Приведем алгоритм решения уравнений и неравенств методом рационализации:
- Нахождение ОДЗ уравнения/неравенства
- Привести данное неравенство к стандартному виду: слева дробь (или произведение), справа – ноль.
- Заменить выражения левой части на более простые, эквивалентные им по знаку.
- Решить полученное неравенство, например, методом интервалов.
Учёт ОДЗ
Иногда знание ОДЗ позволяет доказать, что уравнение (или неравенство) не имеет решений, а иногда позволяет найти решение уравнения (или неравенства) непосредственно подстановкой чисел из ОДЗ.
- Найти ОДЗ уравнения/неравенства.
- Подставить значение ОДЗ в исходное уравнение/неравенство, чтобы проверить, является ли оно корнем.
Видео:Решение системы неравенств с двумя переменными. 9 класс.Скачать
Метод мажорант (оценки)
Метод мажорант также называют методом оценки левой и правой частей, входящих в уравнения и неравенства.
Мажорантой данной функции f(х) на множестве Р, называется такое число М, что либо f(х) ≤ М для всех х ϵ Р, либо f(х) ≥ М для всех х ϵ Р.
Мажоранты многих элементарных функции известны. Их нетрудно указать, зная область значений функции.
- Определить монотонность и область определения функции (ООФ).
- Методом подбора найти корень уравнения/неравенства.
- Исходя из монотонности функции делаем вывод о количестве корней.
Видео:Как решать неравенства? 9 - 11 класс. Вебинар | Математика TutorOnlineСкачать
Использование графиков
При решении уравнений и неравенств иногда полезно рассмотреть эскиз графиков их правой и левой частей. Тогда этот эскиз графиков поможет выяснить, на какие множества надо разбить числовую ось, чтобы на каждом из них решение уравнения (или неравенства) было очевидно.
Обратим внимание, что эскиз графика лишь помогает найти решение, но писать, что из графика следует ответ, нельзя, ответ ещё надо обосновать.
- Определить ОДЗ уравнения/неравенства.
- Представить левую и правую части уравнения/неравенства как функции и построить их графики.
- По графику определить решение уравнения/неравенства.
- Доказать справедливость ответа.
Видео:Как решать неравенства? Часть 1| МатематикаСкачать
Угадывание корня уравнения
Иногда внешний вид уравнения подсказывает, какое число является корнем уравнения.
- Методом подбора определить корень уравнения.
- Найти ОДЗ уравнения.
- Привести многочлен к стандартному виду.
- Определить остальные корни уравнения.
Видео:Равносильность уравнений и неравенств. Видеоурок 7. Алгебра 10 классСкачать
Разработка интерактивного тренажера «Нестандартные методы решения уравнений и неравенств»
В качестве продукта проекта был выбран интерактивный тренажер, который позволит практиковаться в решении уравнений и неравенств с помощью новых, нестандартных методов решения. Размещение тренажера на сетевой платформе позволит сделать данный продукт доступным для всех, кто хочет разобраться в этой теме.
Анализ и характеристика сетевого сервиса, с помощью которого будет создаваться продукт
При создании продукта были проанализированы следующие сетевые сервисы:
Платформы были проанализированы по критериям:
- Понятный и удобный интерфейс сайта
- Возможность составления разнотипных заданий, для создания интересного и разнообразного контента
- Наличие мобильной версии
- Возможность использования русского языка
- Возможность бесплатного использования ресурсов сетевого сервиса при создании и дальнейшем использовании тренажера
- Доступность (возможность быстрого распространения (с помощью ссылок, QR-кодов и т.п.) и использования)
- В данной таблице приведены результаты оценки сетевых сервисов по выбранным критериям:
Видео:Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языкуСкачать
Индивидуальный проект на тему : “Графическое решение уравнений и неравенств”
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Георгиевский региональный колледж «Интеграл»
По дисциплине « Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрия»
На тему: “Графическое решение уравнений и неравенств”
Выполнил студент группы ПК-61, обучающийся по специальности
«Программирование в компьютерных системах»
Целлер Тимур Витальевич
Руководитель: преподаватель Серкова Н.А.
Дата сдачи: « » 2017г.
Дата защиты: « » 2017г.
Цель: Выяснить преимущества графического способа решения уравнений и неравенств.
Сравнить аналитический и графический способ решения уравнений и неравенств.
Ознакомиться в каких случаях графический способ имеет преимущества.
Рассмотреть решение уравнений с модулем и параметром.
Актуальность исследования: Анализ материала, посвящённого графическому решению уравнений и неравенств в учебных пособиях «Алгебра и начала математического анализа» разных авторов, учёт целей изучения данной темы. Атак же обязательных результатов обучения, связанных с рассматриваемой темой.
1. Уравнения с параметрами
1.2. Алгоритм решения
2. Неравенства с параметрами
2.2. Алгоритм решения
3. Применение графиков в решении уравнений
3.1. Графическое решение квадратного уравнения
3.2. Системы уравнений
3.3. Тригонометрические уравнения
4. Применение графиков в решении неравенств
6. Список литературы
Изучение многих физических процессов и геометрических закономерностей часто приводит к решению задач с параметрами. Некоторые Вузы также включают в экзаменационные билеты уравнения, неравенства и их системы, которые часто бывают весьма сложными и требующими нестандартного подхода к решению. В школе же этот один из наиболее трудных разделов школьного курса математики рассматривается только на немногочисленных факультативных занятиях.
Готовя данную работу, я ставил цель более глубокого изучения этой темы, выявления наиболее рационального решения, быстро приводящего к ответу. На мой взгляд графический метод является удобным и быстрым способом решения уравнений и неравенств с параметрами.
В моём проекте рассмотрены часто встречающиеся типы уравнений, неравенств и их систем.
1. Уравнения с параметрами
(a, b, c, …, k, x)=(a, b, c, …, k, x), (1)
где a, b, c, …, k, x -переменные величины.
Любая система значений переменных
при которой и левая и правая части этого уравнения принимают действительные значения, называется системой допустимых значений переменных a, b, c, …, k, x. Пусть А – множество всех допустимых значений а, B – множество всех допустимых значений b, и т.д., Х – множество всех допустимых значений х, т.е. аА, bB, …, xX. Если у каждого из множеств A, B, C, …, K выбрать и зафиксировать соответственно по одному значению a, b, c, …, k и подставить их в уравнение (1), то получим уравнение относительно x, т.е. уравнение с одним неизвестным.
Переменные a, b, c, …, k, которые при решении уравнения считаются постоянными, называются параметрами, а само уравнение называется уравнением, содержащим параметры.
Параметры обозначаются первыми буквами латинского алфавита: a, b, c, d, …, k, l, m, n а неизвестные – буквами x, y,z.
Решить уравнение с параметрами – значит указать, при каких значениях параметров существуют решения и каковы они.
Два уравнения, содержащие одни и те же параметры, называются равносильными, если:
а) они имеют смысл при одних и тех же значениях параметров;
б) каждое решение первого уравнения является решением второго и наоборот.
Находим область определения уравнения.
Выражаем a как функцию от х.
В системе координат хОа строим график функции а=(х) для тех значений х, которые входят в область определения данного уравнения.
Находим точки пересечения прямой а=с, где с(-;+) с графиком функции а=(х).Если прямая а=с пересекает график а=(х), то определяем абсциссы точек пересечения. Для этого достаточно решить уравнение а=(х) относительно х.
I. Решить уравнение
Поскольку х=0 не является корнем уравнения, то можно разрешить уравнение относительно а :
График функции – две “склеенных” гиперболы. Количество решений исходного уравнения определяется количеством точек пересечения построенной линии и прямой у=а.
Если а (-;-1](1;+) , то прямая у=а пересекает график уравнения (1) в одной точке. Абсциссу этой точки найдем при решении уравнения относительно х.
Таким образом, на этом промежутке уравнение (1) имеет решение .
Если а , то прямая у=а пересекает график уравнения (1) в двух точках. Абсциссы этих точек можно найти из уравнений и , получаем
Если а , то прямая у=а не пересекает график уравнения (1), следовательно решений нет.
Если а , то решений нет.
II. Найти все значения параметра а, при которых уравнение имеет три различных корня.
Переписав уравнение в виде и рассмотрев пару функций , можно заметить, что искомые значения параметра а и только они будут соответствовать тем положениям графика функции , при которых он имеет точно три точки пересечения с графиком функции .
В системе координат хОу построим график функции ). Для этого можно представить её в виде и, рассмотрев четыре возникающих случая, запишем эту функцию в виде
Поскольку график функции – это прямая, имеющая угол наклона к оси Ох, равный , и пересекающая ось Оу в точке с координатами (0 , а), заключаем, что три указанные точки пересечения можно получить лишь в случае, когда эта прямая касается графика функции . Поэтому находим производную
III. Найти все значения параметра а, при каждом из которых система уравнений
Из первого уравнения системы получим при Следовательно, это уравнение задаёт семейство “полупарабол” — правые ветви параболы “скользят” вершинами по оси абсцисс.
Выделим в левой части второго уравнения полные квадраты и разложим её на множители
Множеством точек плоскости , удовлетворяющих второму уравнению, являются две прямые
Выясним, при каких значениях параметра а кривая из семейства “полупарабол” имеет хотя бы одну общую точку с одной из полученных прямых.
Если вершины полупарабол находятся правее точки А, но левее точки В (точка В соответствует вершине той “полупараболы”, которая касается
прямой ), то рассматриваемые графики не имеют общих точек. Если вершина “полупараболы” совпадает с точкой А, то .
Случай касания “полупараболы” с прямой определим из условия существования единственного решения системы
В этом случае уравнение
имеет один корень, откуда находим :
Следовательно, исходная система не имеет решений при , а при или имеет хотя бы одно решение.
IV. Решить уравнение
Использовав равенство , заданное уравнение перепишем в виде
Это уравнение равносильно системе
Уравнение перепишем в виде
Последнее уравнение проще всего решить, используя геометрические соображения. Построим графики функций и Из графика следует, что при графики не пересекаются и, следовательно, уравнение не имеет решений.
Если , то при графики функций совпадают и, следовательно, все значения являются решениями уравнения (*).
При графики пересекаются в одной точке, абсцисса которой . Таким образом, при уравнение (*) имеет единственное решение — .
Исследуем теперь, при каких значениях а найденные решения уравнения (*) будут удовлетворять условиям
Пусть , тогда . Система примет вид
Её решением будет промежуток х (1;5). Учитывая, что , можно заключить, что при исходному уравнению удовлетворяют все значения х из промежутка [3; 5).
Рассмотрим случай, когда . Система неравенств примет вид
Решив эту систему, найдем а (-1;7). Но , поэтому при а (3;7) исходное уравнение имеет единственное решение .
если а (-;3), то решений нет;
если а=3, то х [3;5);
если a [7;), то решений нет.
V. Решить уравнение
, где а — параметр. (5)
Строим график функции , выделяем ту его часть , которая соответствует . Затем отметим ту часть графика функции , которая соответствует .
По графику определяем, при каких значениях а уравнение (5) имеет решение и при каких – не имеет решения.
если , то решений нет;
VI. Каким условиям должны удовлетворять те значения параметров и , при которых системы
имеют одинаковое число решений ?
С учетом того, что имеет смысл только при , получаем после преобразований систему
равносильную системе (1).
Система (2) равносильна системе
Первое уравнение системы (4) задает в плоскости хОу семейство прямых, второе уравнение задает семейство концентрических окружностей с центром в точке А(1;1) и радиусом
Поскольку , а , то , и, следовательно, система (4) имеет не менее четырех решений. При окружность касается прямой и система (4) имеет пять решений.
Таким образом, если , то система (4) имеет четыре решения, если , то таких решений будет больше, чем четыре.
Если же иметь в виду не радиусы окружностей, а сам параметр а, то система (4) имеет четыре решения в случае, когда , и больше четырех решений, если .
Обратимся теперь к рассмотрению системы (3). Первое уравнение этой системы задаёт в плоскости хОу семейство гипербол, расположенных в первом и втором квадрантах. Второе уравнение системы (3) задает в плоскости хОу семейство прямых.
При фиксированных положительных а и b система (3) может иметь два, три, или четыре решения. Число же решений зависит от того, будет ли прямая, заданная уравнением , иметь общие точки с гиперболой при (прямая всегда имеет одну точку пересечения с графиком функции ).
Для решения этого рассмотрим уравнение
которое удобнее переписать в виде
Теперь решение задачи сводится к рассмотрению дискриминанта D последнего уравнения:
если , т.е. если , то система (3) имеет два решения;
если , то система (3) имеет три решения;
если , то система (3) имеет четыре решения.
Таким образом, одинаковое число решений у систем (1) и (2) – это четыре. И это имеет место, когда .
Неравенства с параметрами
(a, b, c, …, k, x)>(a, b, c, …, k, x), (1)
где a, b, c, …, k – параметры, а x – действительная переменная величина, называется неравенством с одним неизвестным, содержащим параметры.
Любая система значений параметров а = а 0 , b = b 0 , c = c 0 , …, k = k 0 , при некоторой функции
имеют смысл в области действительных чисел, называется системой допустимых значений параметров.
называется допустимым значением х, если
принимают действительные значения при любой допустимой системе значений параметров.
Множество всех допустимых значений х называется областью определения неравенства (1).
Действительное число х 0 называется частным решением неравенства (1), если неравенство
верно при любой системе допустимых значений параметров.
Совокупность всех частных решений неравенства (1) называется общим решением этого неравенства.
Решить неравенство (1) – значит указать, при каких значениях параметров существует общее решение и каково оно.
(a, b, c, …, k, x)>(a, b, c, …, k, x) и (1)
(a, b, c, …, k, x)>(a, b, c, …, k, x) (2)
называются равносильными, если они имеют одинаковые общие решения при одном и том же множестве систем допустимых значений параметров.
Находим область определения данного неравенства.
Сводим неравенство к уравнению.
Выражаем а как функцию от х.
В системе координат хОа строим графики функций а = (х) для тех значений х, которые входят в область определения данного неравенства.
Находим множества точек, удовлетворяющих данному неравенству.
Исследуем влияние параметра на результат.
найдём абсциссы точек пересечения графиков.
зададим прямую а=соnst и будем сдвигать её от - до+
Это всего лишь один из алгоритмов решения неравенств с параметрами, с использованием системы координат хОа. Возможны и другие методы решения, с использованием стандартной системы координат хОy.
I. Для всех допустимых значений параметра а решить неравенство
В области определения параметра а, определённого системой неравенств
данное неравенство равносильно системе неравенств
Если , то решения исходного неравенства заполняют отрезок .
II. При каких значениях параметра а имеет решение система
Найдем корни трехчлена левой части неравенства –
Прямые, заданные равенствами (*), разбивают координатную плоскость аОх на четыре области, в каждой из которых квадратный трехчлен
сохраняет постоянный знак. Уравнение (2) задает окружность радиуса 2 с центром в начале координат. Тогда решением исходной системы будет пересечение заштрихован
ной области с окружностью, где , а значения и находятся из системы
а значения и находятся из системы
Решая эти системы, получаем, что
III. Решить неравенство на в зависимости от значений параметра а.
Находим область допустимых значений –
Построим график функции в системе координат хОу.
при неравенство решений не имеет.
при для решение х удовлетворяет соотношению , где
Ответ: Решения неравенства существуют при
, где , причем при решения ; при решения .
IV. Решить неравенство
Находим ОДЗ или линии разрыва (асимптоты)
Найдем уравнения функций, графики которых нужно построить в ПСК; для чего перейдем к равенству :
Разложим числитель на множители.
Разделим обе части равенства на при . Но является решением : левая часть уравнения равна правой части и равна нулю при .
3. Строим в ПСК хОа графики функций
и нумеруем образовавшиеся области (оси роли не играют). Получилось девять областей.
4. Ищем, какая из областей подходит для данного неравенства, для чего берем точку из области и подставляем в неравенство.
Для наглядности составим таблицу.
5. Найдем точки пересечения графиков
6. Зададим прямую а=сonst и будем сдвигать её от - до +.
при решений нет
Применение графиков в решении уравнений.
3.1 Графическое решение квадратного уравнения:
Рассмотрим приведённое квадратное уравнение : x 2 + px + q =0;
Перепишем его так: x 2 =- px — q .(1)
Построим графики зависимостей: y = x 2 и y =- px — q .
График первой зависимости нам известен, это есть парабола; вторая зависимость- линейная; её график есть прямая линия. Из уравнения (1) видно, что в том случае, когда х является его решением, рдинаты точек обоих графиков равны между собой. Значит, данному значению х соответствует одна и та же точка как на параболе, так и на прямой, то есть парабола и прямая пересекаются в точке с абциссой х.
Отсюда следующий графический способ решения квадратного уравнения:чертим параболу у=х 2 , чертим(по точкам) прямую у=-рх- q .
Если прямая и парабола пересекаются, то абциссы точек пересечения являются корнями квадратного уравнения. Этот способ удобен, если не требуется большой точности.
1.Решить уравнение:4 x 2 -12 x +7=0
Представим его в виде x 2 =3 x -7/4.
Построим параболу y = x 2 и прямую y =3 x -7/4.
Для построения прямой можно взять, например, точки(0;-7/4) и (2;17/4).Парабола и прямая пересекаются в двух точках с абциссами x 1 =0.8 и x 2 =2.2 (см. рисунок 1).
2.Решить уравнение : x 2 — x +1=0.
Запишем уравнение в виде: x 2 = x -1.
Построив параболу у=х 2 и прямую у=х-1, увидим, что они не пересекаются(рисунок 2), значит уравнение не имеет корней.
Проверим это. Вычислим дискриминант:
А поэтому уравнение не имеет корней.
3. Решить уравнение: x 2 -2 x +1=0
Если аккуратно начертить параболу у=х 2 и прямую у=2х-1, то увидим, что они имеют одну общую точку(прямая касается параболы, см. рисунок 3), х=1, у=1;уравнение имеет один корень х=1(обязательно проверить это вычислением).
Графиком уравнения с двумя переменными называется множество точек координатной плоскости, координаты которых обращают уравнение в верное равенство. Графики уравнений с двумя переменными весьма разнообразны. Например, графиком уравнения 2х+3у=15 является прямая, уравнения у=0.5х 2 –2 –парабола, уравнения х 2 +у 2 =4 – окружность, и т.д..
Степень целого уравнения с двумя переменными определяется так же, как и степень целого уравнения с одной переменной. Если левая часть уравнения с двумя переменными представляет собой многочлен стандартного вида, а правая число 0, то степень уравнения считают равной степени многочлена. Для того чтобы выяснить, какова степень какого-либо уравнения с двумя переменными, его заменяют равносильным уравнением, левая часть которого – многочлен стандартного вида, а правая- нуль. Рассмотрим графический способ решения.
Пример1:решить систему ⌠ x 2 + y 2 =25 (1)
Построим в одной системе координат графики уравнений(Рисунок4):
Построим в одной системе координат графи)
х 2 +у 2 =25 и у=-х 2 +2х+5
Координаты любой точки построенной окружности являются решением уравнения 1, а координаты любой точки параболы являются решением уравнения 2. Значит, координаты каждой из точек пересечения окружности и параболы удовлетворяют как первому уравнению системы, так и второму, т.е. являются решением рассматриваемой системы. Используя рисунок, находим приближённые значения координат точек пересечения графиков: А(-2,2; -4,5), В(0;5), С(2,2;4,5), D (4;-3).Следовательно, система уравнений имеет четыре решения:
х1≈-2,2 , у1≈-4,5; х2≈0, у2≈5;
х3≈2,2 , у3≈4,5; х4≈4, у4≈-3.
Подставив найденные значения в уравнения системы, можно убедиться, что второе и четвёртое из этих решений являются точными, а первое и третье – приближёнными.
III )Тригонометрические уравнения:
Тригонометрические уравнения решают как аналитически, так и графически. Рассмотрим графический способ решения на примере.
Пример1: sinx + cosx =1. Построим графики функций y = sinx u y =1- cosx .(рисунок 5) Из графика видно, что уравнение имеет 2 решения: х=2πп,где пЄZ и х=π/2+2π k ,где k ЄZ(Обязательно проверить это вычислениями). Рисунок 6.
Пример2:Решить уравнение: tg 2 x + tgx =0. Решать это уравнение будем по принципу решения предыдущего. Сначала построим графики(См. рисунок 6)функций: y = tg 2 x u y =- tgx . По графику видно что уравнение имеет 2 решения: х=πп, пЄZ u x=2πk/3, где kЄZ.(Проверить это вычислениями)
Применение графиков в решении неравенств.
1)Неравенства с модулем.
Решить неравенство | x -1|+| x +1|
На интеграле(-1;-∞) по определению модуля имеем |х-1|=-х+1,|х+1|=-х-1, и, следовательно, на этом интеграле неравенство равносильно линейному неравенству –2х -2. Таким образом, в множество решений входит интеграл(-2;-1).На отрезке [-1,1] исходное неравенство равносильно верному числовому неравенству 2
На интеграле (1;+∞) опять получаем линейное неравенство 2х
Однако тот же самый результат можно получить из наглядных и в то же время строгих геометрических соображений. На рисунке 7 построены графики функций: y = f ( x )=| x -1|+| x +1| и y =4.
На интеграле (-2;2) график функции y = f ( x ) расположен под графиком функции у=4, а это означает, что неравенство f ( x )
II )Неравенства с параметрами.
Решение неравенств с одним или несколькими параметрами представляет собой, как правило, задачу более сложную по сравнению с задачей, в которой параметры отсутствуют.
Например, неравенство √а+х+√а-х>4, содержащее параметр а, естественно, требует, для своего решения гораздо больше усилий, чем неравенство √1+х + √1-х>1.
Что значит решить первое из этих неравенств? Это, по существу, означает решить не одно неравенство, а целый класс, целое множество неравенств, которые получаются, если придавать параметру а конкретные числовые значения. Второе же из выписанных неравенств является частным случаем первого, так как получается из него при значении а=1.
Таким образом, решить неравенство, содержащее параметры, это значит определить, при каких значениях параметров неравенство имеет решения и для всех таких значений параметров найти все решения.
Решить неравенство |х-а|+|х+а| b , a 0.
Для решения данного неравенства с двумя параметрами a u b воспользуемся геометрическими соображениями. На рисунке 8 и 9 построены графики функций.
Y = f ( x )=| x — a |+| x + a | u y = b .
Очевидно, что при b a | прямая y = b проходит не выше горизонтального отрезка кривой y =| x — a |+| x + a | и, следовательно, неравенство в этом случае не имеет решений (рисунок 8). Если же b >2| a |, то прямая y = b пересекает график функции y = f ( x ) в двух точках (- b /2; b ) u ( b /2; b )(рисунок 6) и неравенство в этом случае справедливо при – b /2 x b /2,так как при этих значениях переменной кривая y =| x + a |+| x — a | расположена под прямой y = b .
Ответ: Если b a | , то решений нет,
Если b >2| a |, то x €(- b /2; b /2).
III ) Тригонометрические неравенства:
При решении неравенств с тригонометрическими функциями существенно используется периодичность этих функций и их монотонность на соответствующих промежутках. Простейшие тригонометрические неравенства. Функция sin x имеет положительный период 2π. Поэтому неравенства вида: sin x>a, sin x>=a,
Достаточно решить сначала на каком-либо отрезке длины 2 π . Множество всех решений получим, прибавив к каждому из найденных на этом отрезке решений числа вида 2 π п, пЄ Z .
Пример 1: Решить неравенство sin x >-1/2.(рисунок 10)
Сначала решим это неравенство на отрезке[-π/2;3π/2]. Рассмотрим его левую часть – отрезок [-π/2;3π/2].Здесь уравнение sin x =-1/2 имеет одно решение х=-π/6; а функция sin x монотонно возрастает. Значит, если –π/2 x sin x sin (- π /6)=-1/2, т.е. эти значения х решениями неравенства не являются. Если же –π/6 sin x > sin (-π/6) = –1/2. Все эти значения х не являются решениями неравенства.
На оставшемся отрезке [π/2;3π/2] функция sin x монотонно убывает и уравнение sin x = -1/2 имеет одно решение х=7π/6. Следовательно, если π/2 x sin x > sin (7π/6)=-1/2, т.е. все эти значения х являются решениями неравенства. Для x Є[7π/6;3π/2] имеем sin x sin (7π/6)=-1/2, эти значения х решениями не являются . Таким образом, множество всех решений данного неравенства на отрезке [-π/2;3π/2] есть интеграл (-π/6;7π/6).
В силу периодичности функции sin x с периодом 2π значения х из любого интеграла вида: (-π/6+2πn;7π/6 +2πn),nЄ Z , также являются решениями неравенства. Никакие другие значения х решениями этого неравенства не являются .
📽️ Видео
Это просто! Как решать Показательные Неравенства?Скачать
Урок 10. Сложные уравнения и неравенства. Решение уравнений высоких степеней. Вебинар | МатематикаСкачать
Неравенства с двумя переменными. 9 класс.Скачать
Алгебра 10 класс (Урок№20 - Иррациональные уравнения и неравенства.)Скачать
Модуль в математике. Уравнения и неравенства | Математика ЕГЭ | УмскулСкачать
Решение квадратных неравенств | МатематикаСкачать
Подготовка к ОГЭ . Рациональные неравенства | Математика | TutorOnlineСкачать