Примеры уравнений с пустым множеством

Пустое множество.

Видео:Множества и операции над нимиСкачать

Множества и операции над ними

Задачи по математике для 3 класса.

Задача 1

Сравни элементы множеств в первом и во втором рядах. Есть ли в первом ряду элемент, которого нет во втором ряду? Есть ли во втором ряду элемент, которого нет в первом ряду?

Примеры уравнений с пустым множеством

    Решение
  • В первом ряду нет элементов, которых нет во втором ряду
  • Во втором ряду нет элементов, которых нет в первом ряду

Задача 2

Сравни множества в первом и во втором рядах. В каком ряду есть лишний элемент?

Задача 3

Верно ли записано равенство? Почему?

Примеры уравнений с пустым множеством

    Решение
  • а) Верно. В этих равенствах одни и теже элементы, только в разном порядке.
  • б) Не верно. В левой части равенства есть треугольник, а в правой нет.
  • в) Верно. Левая часть не равна правой, потому что их элементы отличаются.

Задача 4

    Решение
  • A = B: У этих множеств одинаковые элементы, записанные в разном порядке.
  • C не равно A: У множества C отсутствует элемент 2, который есть у множества A.
  • D не равно A: У множества A отсутствует элемент 3, который есть у множества D.

Задача 5

D = < a; Примеры уравнений с пустым множеством; 5 >. Составь множество А, равное множеству D, и множество В, не равное множеству D.

    Решение
  • A <5; a; Примеры уравнений с пустым множеством>
  • B

Задача 6

  • а) Составь все множества» равные множеству ;
  • б) Составь все множества, равные множеству <а; б; в).

Задача 7

    Сколько элементов содержит:
  • а) множество дней недели;
  • б) множество парт в первом ряду;
  • в) множество букв русского алфавита;
  • г) множество хвостов у кошки Мурки;
  • д) множество носов у Пети;
  • е) множество лошадей, пасущихся на Луне?

    Решение
  • а) множество дней недели = 7;
  • б) множество парт в первом ряду = 3;
  • в) множество букв русского алфавита = 33;
  • г) множество хвостов у кошки Мурки = 1;
  • д) множество носов у Пети = 1;
  • е) множество лошадей, пасущихся на Луне = 0.

Задача 8

  • а) Растут ли в вашем школьном саду тропические пальмы? Каково множество пальм в школьном саду?
  • б) Каково множество шестиногих лошадей, двухлетних детей в классе, крокодилов в Москве-реке?
  • в) Придумай несколько примеров пустого множества.

    Решение
  • а) Не растут пальмы в школьном саду. Пустое множество Ø
  • б) Пустое множество. Ø
  • в) Двухметровые мухи, деревянные перчатки.

Задача 9

Найди правильное обозначение пустого множества, а остальные зачеркни:

Примеры уравнений с пустым множеством

  • Решение:
  • Примеры уравнений с пустым множеством

Задача 10

  • а) Во сколько раз 56 больше, чем 8?
  • б) Во сколько раз 8 меньше, чем 56?
  • в) На сколько единиц 56 больше, чем 8?
  • г) На сколько 8 меньше, чем 56?

    Решение
  • а) 56 больше, чем 8 в 7 раз.
  • б) 8 меньше, чем 56 в 7 раз.
  • в) 56 больше, чем 8 на 48 единиц.
  • г) 8 меньше, чем 56 на 48 единиц.

Задача 11

  • а) Шапка стоит а руб., а пальто — в 9 раз дороже. Сколько стоят пальто и шапка вместе?
  • б) Масса арбуза Ь кг, а масса тыквы — на 2 кг меньше. Какова общая масса арбуза и тыквы?
  • в) В ведро входит c л воды, а в кастрюлю — в 7 раз меньше. На сколько объём ведра больше объёма кастрюли?
  • г) В куске было (d м ткани. Из этой ткани сшили 8 одинаковых платьев, расходуя на каждое платье по n м. Сколько метров ткани осталось в куске

Задача 12

Отгадай, кто это?

Примеры уравнений с пустым множеством

  • Решение
  • Примеры уравнений с пустым множеством

Видео:Урок 48. Множество Элементы множества Пустое множество (6 класс)Скачать

Урок 48.  Множество  Элементы множества  Пустое множество (6 класс)

Решение некоторых задач по теории множеств

Разделы: Математика

На математическом кружке вместе с учащимися рассматривался ряд задач, благодаря наглядности которых, процесс решения становится понятным и интересным. На первый взгляд им хочется составить систему уравнений, но в процессе решения остается много неизвестных, что ставит их в тупик. Для того, чтобы уметь решать эти задачи, необходимо предварительно рассмотреть некоторые теоретические разделы теории множеств.

Введем определение множества, а так же некоторые обозначения.

Под множеством мы будем понимать такой набор, группу, коллекцию элементов, обладающих каким-либо общим для них всех свойством или признаком.

Множества обозначим А, В, С…, а элементы множеств а, b, с…, используя латинский алфавит.

Можно сделать такую запись определения множества:

Примеры уравнений с пустым множеством, где

Примеры уравнений с пустым множеством” – принадлежит;
“=>“ – следовательно;
“ø” – пустое множество, т.е. не содержащее ни одного элемента.

Два множества будем называть равными, если они состоят из одних и тех же элементов

Примеры уравнений с пустым множеством

Если любой элемент из множества А принадлежит и множеству В, то говорят, что множество А включено в множество В, или множество А является подмножеством множества В, или А является частью В, т.е. если Примеры уравнений с пустым множеством, то Примеры уравнений с пустым множеством, где “С” знак подмножества или включения.

Графически это выглядит так (рис.1):

Примеры уравнений с пустым множеством

Можно дать другое определение равных множеств. Два множества называются равными, если они являются взаимными подмножествами.

Примеры уравнений с пустым множеством

Рассмотрим операции над множествами и их графическую иллюстрацию (рис.2).

Объединением множеств А и В называется множество С, образованное всеми элементами, которые принадлежат хотя бы одному из множеств А или В. Слова “или ” ключевое в понимании элементов входящих в объединение множеств.

Это определение можно записать с помощью обозначений:

А υ В, где Примеры уравнений с пустым множеством

где “ υ ” – знак объединения,

“ / ” – заменяет слова ”таких что“

Примеры уравнений с пустым множеством

Пресечение двух множеств А и В называется множество С, образованное всеми элементами, которые принадлежат и множеству А, и множеству В. Здесь уже ключевое слово “и”. Запишем коротко:

А ∩ В = С, где Примеры уравнений с пустым множеством

“∩“ – знак пересечения. (рис.3)

Примеры уравнений с пустым множеством

Обозначим буквой Е основное или универсальное множество, где Примеры уравнений с пустым множествомA С Е (“Примеры уравнений с пустым множеством”- любо число), т.е. А Примеры уравнений с пустым множествомЕ = Е; АПримеры уравнений с пустым множествомЕ =А

Множество всех элементов универсального множества Е, не принадлежащих множеству А называется дополнением множества А до Е и обозначается Ā Е или Ā (рис.4)

Примеры уравнений с пустым множествомЕ

Примерами для понимания этих понятий являются свойства:

А Примеры уравнений с пустым множествомĀ=Е Ø = Е Е Ā=Ā

Свойства дополнения имеют свойства двойственности:

АПримеры уравнений с пустым множествомВ = А∩В

АПримеры уравнений с пустым множествомВ = АUВ

Введем еще одно понятие – это мощность множества.

Для конечного множества А через m (A) обозначим число элементов в множестве А.

Из определение следуют свойства:

Для любых конечных множеств справедливы так же утверждения:

m (AПримеры уравнений с пустым множествомB) =m (A) + m (В) – m (А∩В)

m (A∩B) = m (A) + m (В) – m (АПримеры уравнений с пустым множествомВ)

m (AПримеры уравнений с пустым множествомBПримеры уравнений с пустым множествомC) = m (A) + m (В) + m (С)– m (А∩В) — m (А∩С) – m (В∩С) – m (А∩В∩С).

А теперь рассмотрим ряд задач, которые удобно решать, используя графическую иллюстрацию.

Задача №1

В олимпиаде по математике для абитуриентов приняло участие 40 учащихся, им было предложено решить одну задачу по алгебре, одну по геометрии и одну по тригонометрии. По алгебре решили задачу 20 человек, по геометрии – 18 человек, по тригонометрии – 18 человек.

По алгебре и геометрии решили 7 человек, по алгебре и тригонометрии – 9 человек. Ни одной задачи не решили 3 человека.

  1. Сколько учащихся решили все задачи?
  2. Сколько учащихся решили только две задачи?
  3. Сколько учащихся решили только одну задачу?

Задача № 2

Первую или вторую контрольные работы по математике успешно написали 33 студента, первую или третью – 31 студент, вторую или третью – 32 студента. Не менее двух контрольных работ выполнили 20 студентов.

Сколько студентов успешно решили только одну контрольную работу?

Задача № 3

В классе 35 учеников. Каждый из них пользуется хотя бы одним из видов городского транспорта: метро, автобусом и троллейбусом. Всеми тремя видами транспорта пользуются 6 учеников, метро и автобусом – 15 учеников, метро и троллейбусом – 13 учеников, троллейбусом и автобусом – 9 учеников.

Сколько учеников пользуются только одним видом транспорта?

Решение задачи № 1

Запишем коротко условие и покажем решение:

  • m (Е) = 40
  • m (А) = 20
  • m (В) = 18
  • m (С) = 18
  • m (А∩В) = 7
  • m (А∩С) = 8
  • m (В∩С) = 9

m (АПримеры уравнений с пустым множествомВПримеры уравнений с пустым множествомС) = 3 => m (АПримеры уравнений с пустым множествомВПримеры уравнений с пустым множествомС) = 40 – 3 = 37

Обозначим разбиение универсального множества Е множествами А, В, С (рис.5).

Примеры уравнений с пустым множеством

К 1 – множество учеников, решивших только одну задачу по алгебре;

К 2 – множество учеников, решивших только две задачи по алгебре и геометрии;

К 3 – множество учеников, решивших только задачу по геометрии;

К 4 – множество учеников, решивших только две задачи по алгебре и тригонометрии;

К 5 – множество всех учеников, решивших все три задачи;

К 6 – множество всех учеников, решивших только две задачи, по геометрии и тригонометрии;

К 7 – множество всех учеников, решивших только задачу по тригонометрии;

К 8 – множество всех учеников, не решивших ни одной задачи.

Используя свойство мощности множеств и рисунок можно выполнить вычисления:

  • m (К 5 ) = m (А∩В∩С)= m (АПримеры уравнений с пустым множествомВПримеры уравнений с пустым множествомС) — m (А) — m (В) — m (С) + m (А∩В) + m (А∩С) + m (В∩С)
  • m (К 5 ) = 37-20-18-18+7+8+9=5
  • m (К 2 ) = m (А∩В) — m (К 5 ) = 7-5=2
  • m (К 4 ) = m (А∩С) — m (К 5 ) = 8-5=3
  • m (К 6 ) = m (В∩С) — m (К 5 ) = 9-5=4
  • m (К 1 ) = m (А) — m (К 2 ) — m (К 4 ) — m (К 5 ) = 20-2-3-5=10
  • m (К 3 ) = m (В) — m (К 2 ) — m (К 6 ) — m (К 5 ) = 18-2-4-5=7
  • m (К 7 ) = m (С) — m (К4) — m (К 6 ) — m (К 5 ) = 18-3-4-5 =6
  • m (К 2 ) + m (К 4 ) + m (К6) = 2+3+4=9 – число учеников решивших только две задачи;
  • m (К 1 ) + m (К 3 ) + m (К 7 ) = 10+7+6=23 – число учеников решивших только одну задачу.

Ответ:

5 учеников решили три задачи;

9 учеников решили только по две задачи;

23 ученика решили только по одной задаче.

С помощью этого метода можно записать решения второй и третьей задачи так:

Решение задачи № 2

  • m (АПримеры уравнений с пустым множествомВ) = 33
  • m (АПримеры уравнений с пустым множествомС) = 31
  • m (ВПримеры уравнений с пустым множествомС) = 32
  • m (К 2 ) + m (К 4 ) + m (К 6 ) + m (К 5 ) = 20

Найти m (К 1 ) + m (К 3 ) + m (К 7 )

  • m (АUВ) = m (К 1 ) + m (К 2 ) + m (К 3 ) + m (К 4 ) + m (К 5 ) + m (К 6 ) = m (К 1 ) + m (К 3 ) + 20 = 33 =>
  • m (К 1 ) + m (К 3 ) = 33 – 20 = 13
  • m (АUС) = m (К 1 ) + m (К 4 ) + m (К 2 ) + m (К 5 ) + m (К 6 ) + m (К 7 ) = m (К 1 ) + m (К 7 ) + 20 = 31 =>
  • m (К 1 ) + m (К 7 ) = 31 – 20 = 11
  • m (ВUС) = m (К 3 ) + m (К 2 ) + m (К 5 ) + m (К 6 ) + m (К 7 ) + m (К 4 ) = m (К 3 ) + m (К 7 ) + 20 = 32 =>
  • m (К 3 ) + m (К 7 ) = 32 – 20 = 12
  • 2m (К 1 ) + m (К 3 ) + m (К 7 ) = 13+11=24
  • 2m (К 1 ) + 12 = 24
  • Примеры уравнений с пустым множеством
  • m (К 3 )= 13-6=7
  • m (К 7 )=12-7=5
  • m (К 1 ) + m (К 3 ) + m (К 7 ) = 6+7+5=18

Ответ:

Только одну контрольную работу решили 18 учеников.

Решение задачи № 3

  • m (Е) = 35
  • m (А∩В∩С)= m (К 5 ) = 6
  • m (А∩В)= 15
  • m (А∩С)= 13
  • m (В∩С)= 9

Найти m (К1) + m (К3) + m (К 7 )

  • m (К 2 ) = m (А∩В) — m (К 5 ) = 15-6=9
  • m (К 4 ) = m (А∩С) — m (К 5 ) = 13-6=7
  • m (К 6 ) = m (В∩С) — m (К 5 ) = 9-6=3
  • m (К 1 ) + m (К 3 ) + m (К 7 ) = m (Е) — m (К 4 ) — m (К 2 ) — m (К 6 ) — m (К 5 ) = 35-7-9-3-6=10

Ответ:

Только одним видом транспорта пользуется 10 учеников.

Литература: А.Х. Шахмейстер «Множества. Функции. Последовательности»

Видео:Множество. Элементы множества. Пустое множествоСкачать

Множество. Элементы множества. Пустое множество

Множество и его элементы. Подмножества

Понятие множества

Что такое «множество», мы понимаем интуитивно. В этом смысле это понятие первично, так же как «точка» или «плоскость».

Создатель теории множеств Г.Кантор описывал множество как «многое, мыслимое нами как единое».

Приведём примеры множеств:

Множество людей в салоне самолёта

Множество деревьев в парке

Примеры уравнений с пустым множеством

Примеры уравнений с пустым множеством

Множество планет Солнечной системы

Множество электронов в атоме

Примеры уравнений с пустым множеством

Примеры уравнений с пустым множеством

Множество натуральных чисел

Множество «синих-синих презелёных красных шаров»

Конечное, бесконечное и пустое множества

Людей в салоне самолёта легко посчитать, это множество конечно.

С деревьями в парке, планетами и электронами – сложней. Скорее всего, мы не сможем назвать точное количество элементов этих множеств в данный момент времени. Однако, и эти множества конечны.

Натуральное число – это идеальный объект, абстракция. Множество натуральных чисел бесконечно. Как оказалось, человек может оперировать и абстракциями, и бесконечностями.

Можно себе представить даже то, «чего на свете вообще не может быть». Поскольку таких объектов нет, их множество будет пустым. Пустое множество является частью любого другого множества.

Помидоры на грядке

Числа (натуральные, рациональные, действительные и т.д.)

Количество рациональных чисел на отрезке [0;1]

Полосатые летающие слоны

Все точки пересечения двух параллельных прямых на плоскости

Способы задания множеств

1) Перечисление – в списке задаются все элементы множества.

Множество всех континентов Земли:

Множество букв слова «математика»:

Множество натуральных чисел меньших 5:

2) Характеристическое свойство – указывается особенность элементов множества.

A = $$ — множество всех действительных положительных x

B = $$ — множество всех натуральных n, кратных 5

C = $$ – множество всех действительных точек координатной плоскости (x,y), расстояние от которых до начала координат не больше 1 (круг с центром в начале координат, радиусом 1).

D = – множество всех материков планеты Земля

3) Графическое изображение – визуальное моделирование с помощью различных диаграмм (круги Эйлера, интервалы, графики и т.п.)

Подмножества

Множество A называют подмножеством множества B (A $subseteq$ B), если всякий элемент множества A также является элементом множества B:

$$ A subseteq B iff (a in Bbb A Rightarrow a in Bbb B) $$

Говорят, что B содержит A, или B покрывает A.

Пустое множество является подмножеством любого множества.

Знак $subseteq$ является аналогом $ge$, т.е. «нестрогим» неравенством. Это значит, что множества A и B могут и совпадать (любое множество является подмножеством самого себя).

Между множествами можно также ввести отношение «строгое подмножество», $A subset B$, в котором B заведомо «шире» множества A (аналог строгого неравенства $lt$).

Примеры уравнений с пустым множеством

Множество людей является подмножеством приматов, живущих на Земле.

Множество натуральных чисел меньших 5 является подмножеством натуральных чисел меньших $10: A = , B = , A subseteq B$

Множество квадратов является подмножеством прямоугольников.

Множество полосатых летающих слонов – как пустое множество — является подмножеством чего угодно: приматов, чисел, прямоугольников. Что удобно для размышлений о смысле всего.

Множество всех подмножеств данного множества A называют булеаном или степенью множества A.

Булеан конечного множества из n элементов содержит $2^n$ элементов:

Примеры

Пример 1. Запишите данное множество с помощью перечисления элементов:

Задано множество целых чисел, квадрат которых меньше 5. Перечисляем:

Задано множество целых чисел, модуль которых не больше 3. Перечисляем:

Задано множество рациональных чисел, являющихся корнями уравнения

(x-1)(2x+5) = 0. Перечисляем:

Задано множество натуральных чисел, входящих в полуинтервал $9 lt n le 12$.

Пример 2. Запишите данное множество с помощью характеристического свойства:

а) Множество всех натуральных чисел меньше 10

б) Множество всех действительных чисел, кроме 0

в) Множество всех точек с целыми координатами, принадлежащих прямой y = 2x+1

г) Множество всех целых решений уравнения $x^3+x^2+4 = 0$

Пример 3. Изобразите на графике в координатной плоскости данное множество:

Задано конечное множество точек, которое можно представить перечислением:

Примеры уравнений с пустым множеством

Задано бесконечное множество точек, принадлежащих данной гиперболе $y = frac$ в данном интервале $-4 le x le -1$. На графике:

Примеры уравнений с пустым множеством

Пример 4. Укажите и запишите с помощью перечисления одно из непустых конечных подмножеств для данного множества:

🎬 Видео

Множество. Элементы множества. 5 класс.Скачать

Множество. Элементы множества. 5 класс.

3.10 Пример - доказательство равенства двух множествСкачать

3.10 Пример - доказательство равенства двух множеств

Решение уравнений, 6 классСкачать

Решение уравнений, 6 класс

9 класс, 2 урок, Множества и операции над нимиСкачать

9 класс, 2 урок, Множества и операции над ними

Числовые множества, 6 классСкачать

Числовые множества, 6 класс

Подмножество. Операции над множествами (пересечение, объединение множеств) – 8 класс алгебраСкачать

Подмножество. Операции над множествами (пересечение, объединение множеств) – 8 класс алгебра

Операции над множествамиСкачать

Операции  над  множествами

Множества. Операции над множествами. 10 класс алгебраСкачать

Множества. Операции над множествами. 10 класс алгебра

Тема 18. Множество. Элементы множества. Пустое множество. Подмножество. Способы задания множествСкачать

Тема 18. Множество. Элементы множества. Пустое множество. Подмножество. Способы задания множеств

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ.  | Математика

6 класс, 4 урок, Множество. Объединение и пересечение множествСкачать

6 класс, 4 урок, Множество. Объединение и пересечение множеств

Почему пустое множество является подмножеством любого множестваСкачать

Почему пустое множество является подмножеством любого множества

Как решать уравнения с модулем или Математический торт с кремом (часть 1) | МатематикаСкачать

Как решать уравнения с модулем или Математический торт с кремом (часть 1) | Математика

Доказать равенства при помощи диаграмм Эйлера-Венна. Действия над множествами.Скачать

Доказать равенства при помощи диаграмм Эйлера-Венна. Действия над множествами.

Как решать дробно-рациональные уравнения? | МатематикаСкачать

Как решать дробно-рациональные уравнения? | Математика

Круги Эйлера. Логическая задача на множества. Иностранные языкиСкачать

Круги Эйлера. Логическая задача на множества. Иностранные языки
Поделиться или сохранить к себе: