Ответы. 1-а; 2-в; 3-б; 4-г; 5-в; 6-в. |
Решение экспериментальных задач по теме “Азот и фосфор”
Учащиеся при изучении нового материала по теме “Азот и фосфор” выполняют ряд опытов, касающихся получения аммиака, определения нитратов, фосфатов, солей аммония, приобретают определенные навыки и умения. В данной методической разработке приведены шесть заданий. Для выполнения практической работы достаточно трех заданий: одно – на получение вещества, два – по распознаванию веществ. При выполнении практической работы учащимся можно предложить задания в форме, которая облегчит им оформление отчета (см. задания 1, 2). (Ответы приведены для учителя.)
Получите аммиак и опытным путем докажите его наличие.
а) Получение аммиака.
Смесь равных по объему порций твердого хлорида аммония и порошка гидроксида кальция нагрейте в пробирке с газоотводной трубкой. При этом будет выделяться аммиак, который надо собрать в другую сухую пробирку, расположенную отверстием …. (почему?).
Написать уравнение реакции получения аммиака.
б) Определение аммиака.
Можно определить по запаху ………… (название вещества), а также по изменению цвета лакмуса или фенолфталеина. При растворении аммиака в воде образуется ……. (название основания), поэтому лакмусовая бумажка .……. (указать цвет), а бесцветный фенолфталеин становится …………. (указать цвет).
Вместо точек вставить слова по смыслу. Написать уравнение реакции.
* Аммиаком пахнет имеющийся в домашней аптечке нашатырный спирт – водный раствор аммиака. – Прим. ред.
Получите нитрат меди двумя различными способами, имея в наличии следующие вещества: концентрированную азотную кислоту, медную стружку, сульфат меди(II), гидроксид натрия. Напишите уравнения химических реакций в молекулярном виде, отметьте изменения. В 1-м способе для окислительно-восстановительной реакции напишите уравнения электронного баланса, определите окислитель и восстановитель. Во 2-м способе напишите сокращенные ионные уравнения реакций.
1-й с п о с о б. Медь + азотная кислота. Слегка нагреваем содержимое пробирки. Бесцветный раствор становится ….. (указать цвет), т.к. образуется ….. (название вещества); выделяется газ …….. цвета с неприятным запахом, это – ……. (название вещества).
2-й с п о с о б. При взаимодействии сульфата меди(II) с гидроксидом натрия получается осадок ….. цвета, это – …… (название вещества). К нему приливаем азотную кислоту до полного растворения осадка . (название осадка). Образуется прозрачный голубой раствор …… (название соли).
Докажите опытным путем, что в состав сульфата аммония входят ионы NH4 + и SO 2- 4. Отметьте наблюдения, напишите молекулярные и сокращенные ионные уравнения реакций.
Как опытным путем определить нахождение растворов ортофосфата натрия, хлорида натрия, нитрата натрия в пробирках № 1, № 2, № 3? Отметьте наблюдения, напишите молекулярные и сокращенные ионные уравнения реакций.
Имея вещества: азотную кислоту, медную стружку или проволоку, универсальную индикаторную бумагу или метилоранж, докажите опытным путем состав азотной кислоты. Напишите уравнение диссоциации азотной кислоты; молекулярное уравнение для реакции меди с концентрированной азотной кислотой и уравнения электронного баланса, определите окислитель и восстановитель.
Получите раствор нитрата меди разными способами, имея вещества: азотную кислоту, оксид меди, основной карбонат меди или карбонат гидроксомеди(II). Напишите молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения химических реакций. Отметьте признаки химических реакций.
1. Укажите уравнение реакции, где выпадает желтый осадок.
2. Ионное уравнение реакции, в которой образуется белый творожистый осадок, – это:
3. Для доказательства наличия нитрат-иона в нитратах надо взять:
а) соляную кислоту и цинк;
б) серную кислоту и хлорид натрия;
в) серную кислоту и медь.
4. Реактивом на хлорид-ион является:
а) медь и серная кислота;
б) нитрат серебра;
5. В уравнении реакции, схема которой
HNO3 + Cu —> Cu(NO3)2 + NO2 + H2O,
перед окислителем надо поставить коэффициент:
6. Основная и кислая соли соответствуют парам:
Ответы. 1-а; 2-б; 3-в; 4-б; 5-б; 6-в.
Определение минеральных удобрений
Методическая разработка этой практической работы состоит из трех частей: теория, практикум, контроль. В теоретической части даны общие сведения по качественному определению катионов и анионов, входящих в состав минеральных удобрений. В практикуме приведены примеры семи минеральных удобрений с описанием их характерных признаков, а также даны уравнения качественных реакций. В тексте вместо точек и знака вопроса надо вставить подходящие по смыслу ответы. Для выполнения практической работы по усмотрению учителя достаточно взять четыре удобрения. Контроль знаний учащихся состоит из тестовых заданий по определению формул удобрений, которые даны в этой практической работе.
1. Реактивом на хлорид-ион является нитрат серебра. Реакция идет с образованием белого творожистого осадка:
Ag + + Cl – = AgCl.
2. Ион аммония можно обнаружить с помощью щелочи. При нагревании раствора соли аммония с раствором щелочи выделяется аммиак, который имеет резкий характерный запах:
NH + 4+ OH – = NH3 + H2O.
Можно также для определения иона аммония воспользоваться смоченной водой красной лакмусовой бумажкой, универсальной индикаторной или фенолфталеиновой полоской бумаги. Бумажку надо подержать над парами, выделяющимися из пробирки. Красный лакмус синеет, универсальный индикатор становится фиолетовым, а фенолфталеин малиновым.
3. Для определения нитрат-ионов к раствору соли добавляют стружку или кусочки меди, затем приливают концентрированную серную кислоту и нагревают. Через некоторое время начинает выделяться газ бурого цвета с неприятным запахом. Выделение бурого газа NO2 указывает на присутствие ионов .
NaNO3 + H2SO4 NaHSO4 + HNO3,
4HNO3 + Cu = Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O.
4. Реактивом на фосфат-ион является нитрат серебра. При его добавлении к раствору фосфата выпадает желтый осадок фосфата серебра:
3Ag + + PO 3- 4= Ag3PO4.
5. Реактивом на сульфат-ион является хлорид бария. Выпадает белый молочный осадок сульфата бария, нерастворимый в уксусной кислоте:
Ba 2+ + SO 2- 4= BaSO4.
1. Сильвинит (NaCl•KCl ), розовые кристаллы, растворимость в воде хорошая. Пламя окрашивается в желтый цвет. При рассмотрении пламени через синее стекло заметно фиолетовое окрашивание. С …….. (название реактива) дает белый осадок …… (название соли).
2. Нитрат аммония NH4NO3, или …….. (название удобрения), белые кристаллы, хорошо растворимые в воде. С серной кислотой и медью выделяется бурый газ …. (название вещества). С раствором ……. (название реактива) при нагревании ощущается запах аммиака, его пары окрашивают красный лакмус в ……. цвет.
NH4NO3 + H2SO4 NH4HSO4 + HNO3,
NH4NO3 + ? —> NH3 + H2O + NaNO3.
3. Нитрат калия (KNO3), или …… (название удобрения), с H2SO4 и ……… (название вещества) дает бурый газ. Пламя окрашивается в фиолетовый цвет.
KNO3 + H2SO4 KHSO4 + HNO3,
4. Хлорид аммония NH4Cl c раствором ……. (название реактива) при нагревании образует аммиак, его пары окрашивают красный лакмус в синий цвет. С …… (название аниона реактива) серебра дает белый творожистый осадок …… (название осадка).
NH4Cl + ? = NH4NO3 + AgCl,
NH4Cl + ? = NH3 + H2O + NaCl.
5. Сульфат аммония (NH4)2SO4 c раствором щелочи при нагревании образует аммиак, его пары окрашивают красный лакмус в синий цвет. С …….. (название реактива) дает белый молочный осадок ……. (название осадка).
(NH4)2SO4 + 2NaOH = 2NH3 + 2H2O + ? ,
6. Нитрат натрия NaNO3, или …… (название удобрения), белые кристаллы, растворимость в воде хорошая, с H2SO4 и Cu дает бурый газ. Пламя окрашивается в желтый цвет.
NaNO3 + H2SO4 NaHSO4 + ? ,
7. Дигидрофосфат кальция Ca(H2PO4)2, или …… (название удобрения), серый мелкозернистый порошок или гранулы, плохо растворяется в воде, с ….. (название реактива) дает ….. (указать цвет) осадок ……… (название вещества) AgН2PO4.
1. Розовые кристаллы, хорошо растворимы в воде, окрашивают пламя в желтый цвет; при взаимодействии с AgNO3 выпадает белый осадок – это:
2. Кристаллы хорошо растворимы в воде; в реакции с H2SO4 и медью выделяется бурый газ, с раствором щелочи при нагревании дает аммиак, пары которого окрашивают красный лакмус в синий цвет, – это:
3. Светлые кристаллы, хорошо растворимы в воде; при взаимодействии с H2SO4 и Cu выделяется бурый газ; пламя окрашивает в фиолетовый цвет – это:
4. Кристаллы хорошо растворимы в воде; с нитратом серебра дает белый осадок, c щелочью при нагревании дает аммиак, пары которого окрашивают красный лакмус в синий цвет, – это:
5. Светлые кристаллы, хорошо растворимы в воде; с BaCl2 дает белый молочный осадок, c щелочью дает аммиак, пары которого окрашивают красный лакмус в синий цвет, – это:
6. Светлые кристаллы, хорошо растворимые в воде; при взаимодействии с H2SO4 и Cu дает бурый газ, пламя окрашивает в желтый цвет – это:
7. Серый мелкозернистый порошок или гранулы, растворимость в воде плохая, с раствором нитрата серебра дает желтый осадок – это:
Видео:Химические уравнения // Как Составлять Уравнения Реакций // Химия 9 классСкачать
Acetyl
Наведите курсор на ячейку элемента, чтобы получить его краткое описание.
Чтобы получить подробное описание элемента, кликните по его названию.
H + | Li + | K + | Na + | NH4 + | Ba 2+ | Ca 2+ | Mg 2+ | Sr 2+ | Al 3+ | Cr 3+ | Fe 2+ | Fe 3+ | Ni 2+ | Co 2+ | Mn 2+ | Zn 2+ | Ag + | Hg 2+ | Pb 2+ | Sn 2+ | Cu 2+ | |
OH — | Р | Р | Р | Р | Р | М | Н | М | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | — | — | Н | Н | Н | |
F — | Р | М | Р | Р | Р | М | Н | Н | М | М | Н | Н | Н | Р | Р | Р | Р | Р | — | Н | Р | Р |
Cl — | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Н | Р | М | Р | Р |
Br — | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Н | М | М | Р | Р |
I — | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | ? | Р | ? | Р | Р | Р | Р | Н | Н | Н | М | ? |
S 2- | М | Р | Р | Р | Р | — | — | — | Н | — | — | Н | — | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н |
HS — | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | ? | ? | ? | ? | ? | Н | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? |
SO3 2- | Р | Р | Р | Р | Р | Н | Н | М | Н | ? | — | Н | ? | Н | Н | ? | М | М | — | Н | ? | ? |
HSO3 — | Р | ? | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? |
SO4 2- | Р | Р | Р | Р | Р | Н | М | Р | Н | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | М | — | Н | Р | Р |
HSO4 — | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | — | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | Н | ? | ? |
NO3 — | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | — | Р |
NO2 — | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | ? | ? | ? | ? | Р | М | ? | ? | М | ? | ? | ? | ? |
PO4 3- | Р | Н | Р | Р | — | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н |
CO3 2- | Р | Р | Р | Р | Р | Н | Н | Н | Н | ? | ? | Н | ? | Н | Н | Н | Н | Н | ? | Н | ? | Н |
CH3COO — | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | — | Р | Р | — | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | — | Р |
SiO3 2- | Н | Н | Р | Р | ? | Н | Н | Н | Н | ? | ? | Н | ? | ? | ? | Н | Н | ? | ? | Н | ? | ? |
Растворимые (>1%) | Нерастворимые ( Спасибо! Ваша заявка отправлена, преподаватель свяжется с вами в ближайшее время. Вы можете также связаться с преподавателем напрямую: 8(906)72 3-11-5 2 Скопируйте эту ссылку, чтобы разместить результат запроса » » на другом сайте. Изображение вещества/реакции можно сохранить или скопировать, кликнув по нему правой кнопкой мыши. Если вы считаете, что результат запроса » » содержит ошибку, нажмите на кнопку «Отправить». Этим вы поможете сделать сайт лучше. К сожалению, регистрация на сайте пока недоступна. На сайте есть сноски двух типов: Подсказки — помогают вспомнить определения терминов или поясняют информацию, которая может быть сложна для начинающего. Дополнительная информация — такие сноски содержат примечания или уточнения, выходящие за рамки базовой школьной химии, нужны для углубленного изучения. Здесь вы можете выбрать параметры отображения органических соединений. Видео:РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА, ИОННОЕ УРАВНЕНИЕ - Урок Химия 9 класс / Подготовка к ЕГЭ по ХимииСкачать Приведите примеры известных вам реакций из повседневной жизни, которые сопровождаются изменением цвета, выделением газа или выпадением осадка.Изменение цвета: образование ржавчины на железе, окиси на меди, пожелтение листьев осенью, обесцвечивание волос перекисью водорода, обугливание при жарке также можно отнести к химическому явлению. Выделение газа: брожение (квас, брага), смешивание пищевой соды и уксуса, гниение, сгорание топлива в двигателе. Выпадение осадка: прокисание кефира и других молочных продуктов, образование накипи в чайнике при кипячении воды. 💡 ВидеоКак понять что вещество выпадает в осадок или образуется газСкачать Реакции ионного обмена. 9 класс.Скачать Решение задач на термохимические уравнения. 8 класс.Скачать Как Решать Задачи по Химии // Задачи с Уравнением Химической Реакции // Подготовка к ЕГЭ по ХимииСкачать Составление уравнений химических реакций. 1 часть. 8 класс.Скачать Объемные отношения газов при химических реакциях. 8 класс.Скачать Реакции ионного обмена. 9 класс.Скачать Как выучить Химию с нуля за 10 минут? Принцип Ле-ШательеСкачать Расчеты по уравнениям химических реакций. 1 часть. 8 класс.Скачать Ионные уравнения: образование газаСкачать 9 класс. Реакции ионного обмена. Ионные уравнения.Скачать Как расставлять коэффициенты в уравнении реакции? Химия с нуля 7-8 класс | TutorOnlineСкачать ОВР и Метод Электронного Баланса — Быстрая Подготовка к ЕГЭ по ХимииСкачать Реакции металлов с кислородом и водой. 8 класс.Скачать Скорость химических реакций. 9 класс.Скачать ЛУЧШАЯ стратегия использования Таблицы Растворимости (химия с нуля)Скачать Ионные уравнения реакций. Как составлять полные и сокращенные уравненияСкачать Составление уравнений реакций горения. 11 класс.Скачать |