Примеры решения уравнений графическим способом 8 класс по никольскому

Урок алгебры в 8-м классе по теме «Графический способ решения уравнений»

Разделы: Математика

Всякое учение и всякое обучение основано на некотором уже ранее имеющемся знании.

Цели:

  • обобщить и систематизировать свойства графиков некоторых функций, алгоритмы их построения;
  • научить решать уравнения графическим способом, в частности используя возможности компьютерных программ;
  • учить анализировать, выделять главное, сравнивать.

Формирование компетенций: компетенции самосовершенствования – саморегулирование и саморазвитие, речевое развитие (через устную и самостоятельную работу, формулировка выводов); компетенции социального взаимодействия – сотрудничество; компетенции в общении – устном, письменном; компетенции познавательной деятельности – постановка и решение познавательных задач, проблемные ситуации (их создание и разрешение), прогнозирование деятельности; компетенции информационных технологий – приём, переработка и выдача информации, компьютерная грамотность.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Средства обучения: компьютер, медиапроектор, презентация (Приложение 1).

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, коллективная, диалог, работа с текстом слайда, работа в тетради, парная.

Методы: наглядный, словесный, графический (практический).

Методы мотивации: поощрение, порицание; создание проблемной ситуации, побуждение к поиску решения; предъявление учебных требований, прогнозирование будущей деятельности, самооценка деятельности; создание ситуации взаимопомощи, заинтересованность в результатах коллективной работы.

1. Оргмомент (1 мин.)

2. Актуализация знаний (12 мин.)

А). По карточкам (на доске):

№1. Решите уравнение 4х + 8 = –17 + 9х.
№2. Решите уравнение х 2 + х – 2 = 0.
№3. Решите уравнение х 2 = Примеры решения уравнений графическим способом 8 класс по никольскому.
№4. Заполните таблицу:

х–3–2–10123
у = х 29410149
х-6-3-2-11236
у =-1-2-3-66321

(На этом этапе можно организовать взаимопроверку и взаимопомощь, если возникнет такая необходимость).

Б). Устная фронтальная работа. (Здесь и далее: подчёркивание – моменты управления презентацией)

Что называется функцией?

С какими функциями уже знакомы? (На партах – памятка, по которой учащиеся вспоминают связь между графиком и формулой, задающих функцию: Приложение 2).

Я предлагаю вашему вниманию формулы, задающие некоторые функции. Из этих функций нужно выбрать линейные. Но перед этим давайте вспомним определение линейной функции. (Работаем со слайдом 2).

Давайте вспомним, что является графиком (гиперссылка) линейной функции.

Среди выбранных нами линейных функций есть особенные. Что это за функции? Чем отличаются графики? (Разбейте линейные функции на две группы). (Работаем со слайдом 3).

Остались функции, о которых мы ничего ещё не сказали. Давайте дадим им название, и название их графикам. (Работаем со слайдом 4).

Что называется уравнением? Корнем уравнения? Что значит решить уравнение? Какие уравнения мы уже можем решать?

В) Проверяется работа по карточкам №1; №2; №3.

1) 4х + 8 = –17 + 9х,
4х – 9х = – 17 – 8,
– 5х = – 25,
х = 5.
Ответ: 5.

2) х 3 + х – 2 = 0,
D = в 3 – 4ас = 12 – 4 . 1 . (– 2) = 9 > 0, уравнение имеет два корня.
х1 = 1;
х2 = – 2.
Ответ: 1; – 2. (Могут решать по свойству корней: а + в + с = 0).

3) х 2 = Примеры решения уравнений графическим способом 8 класс по никольскому,
х 3 = 6,
х 3 – 6 = 0. – Мы не располагаем никакими формулами для решения уравнений третьей степени. Как быть?

Значит, нужен другой способ решения таких уравнений. Как вы думаете, что это может быть за способ (исходя из устной работы). Одним из способов является графический способ. Записывается тема урока, (слайд 5).

Г). Давайте поставим цель урока. (Научиться решать уравнения с помощью графиков, слайд 6).

3. Изучение новой темы и первичное закрепление (15 мин.)

Мы получили уравнение х 3 – 6 = 0. Но строить график функции у = х 3 – 6 мы ещё не умеем. Т.е., что получается: это уравнение и графическим способом мы не можем решить? А может быть, нужно вернуться к первоначальному уравнению: х 2 = Примеры решения уравнений графическим способом 8 класс по никольскому(слайд 7). Что мы видим внутри этого уравнения? Есть ли выражения, из которых мы можем составить знакомые нам функции? (Да: у = х 2 и у = Примеры решения уравнений графическим способом 8 класс по никольскому). Что нужно сделать?
– Построить их графики.

– В одной координатной плоскости.

– Дальше найдём координаты точки пересечения.

– Нет, только значение х.

Итак, давайте ещё раз выработаем алгоритм решения уравнений графическим способом (каждый этап подтверждается показом в «Живой геометрии», Приложение 3). Используются результаты индивидуальной работы по заполнению таблицы (карточка №4). Учащиеся работают в тетрадях. Некоторые этапы в тетради записываются подробно, (слайд 7).

  • Из уравнения выделяем знакомые нам функции.
  • Строим графики функций в одной координатной плоскости.
  • Находим координаты точек пересечения графиков.
  • Из найденных координат выбираем значение абсциссы, т.е. х.
  • Записываем ответ.

4. Физминутка (1 мин.)

5. Закрепление (5 мин.)

  • Сколько корней имеет уравнение? (Гиперссылка – слайд 8, в «Живую геометрию», 3 страницы. Приложение 4). а) Примеры решения уравнений графическим способом 8 класс по никольскомуб) х + 2 = х 2 ; в) Примеры решения уравнений графическим способом 8 класс по никольскому= х 2 .
  • Попади в цель! (Слайд 9. Работа со слайдом показана на рисунке 1)

Примеры решения уравнений графическим способом 8 класс по никольскому

6. Домакшнее задание (слайд 10): (1 мин)

  • п.26;
  • № 623 (а), № 624(а);
  • №4.10 на стр.117 (сборник Л.В.Кузнецовой): Наташа, Настя, Кирилл, Сергей.

7. Применение в образовательной области (1 мин)

Умения строить графики, читать графики, находить точки пересечения графиков нужны не только при изучении алгебры, но и при изучении физики, когда вы изучаете, н-р, зависимость плавления тела от температуры, зависимость скорости от времени движения двух тел. На уроках информатики, работая в электронных таблицах Excel, вы будете учиться строить графики, решать уравнения. На уроках химии скорость химических реакций также можно описать графически. Умение строить графики, диаграммы нужны и в повседневной жизни: для описания результатов голосования, удоя молока; в инженерных специальностях это умение очень важно.

8. Проверочная работа в виде теста (6 мин)

В – 1:

1. Какая из функций, приведённых ниже, является линейной:

а) у = Примеры решения уравнений графическим способом 8 класс по никольскому– 2; б) у = х – 2; в) у = х 2 – 2.

2. График функции у = Примеры решения уравнений графическим способом 8 класс по никольскомуназывается:

а) прямой; б) гиперболой; в) параболой.

3. Установите соответствие между функциями и их графиками:

1) у = Примеры решения уравнений графическим способом 8 класс по никольскому; 2) у = 2х 2 ; 3) у = х – 2; 4) у = 2х.

А. Б. В. Г.
Примеры решения уравнений графическим способом 8 класс по никольскому

4. На рисунке 3 изображены графики функций у = х 3 и у = –2 х – 3. Используя графики, решите уравнение: х 3 = – 2х – 3.

Примеры решения уравнений графическим способом 8 класс по никольскому

В – 2:

1. Какая из функций, приведённых ниже, является линейной:

а) у = Примеры решения уравнений графическим способом 8 класс по никольскому+ 1; б) у = Примеры решения уравнений графическим способом 8 класс по никольскому+ 1; в) у = х 5 + 1.

2. График функции у = 3х 2 называется:

а) прямой; б) гиперболой; в) параболой.

3. Установите соответствие между функциями и их графиками:

1) у = – Примеры решения уравнений графическим способом 8 класс по никольскому; 2) у = х 2 – 1; 3) у = – х; 4) у = 1 – х.

А. Б. В. Г.
Примеры решения уравнений графическим способом 8 класс по никольскому

4. На рисунке 5 изображены графики функций у = – х 2 + 2 и у = Примеры решения уравнений графическим способом 8 класс по никольскому. Используя графики, решите уравнение: – х 2 + 2 = Примеры решения уравнений графическим способом 8 класс по никольскому.

Примеры решения уравнений графическим способом 8 класс по никольскому

Ответы:

В – 1: 1. б 2. б 3. 1 – Б; 2 – А; 3 – В; 4 – Г 4. б
В – 2: 1. а 2. в 3. 1 – В; 2 – Г; 3 – А; 4 – Б 4. а

9. Рефлексивно-оценочный этап (отвечают письменно в тетради после выполнения теста) (2 мин.) (Слайд 11)

а) за теоретический опрос;
б) за фронтальную работу;
в) за самостоятельную работу.

Видео:8 класс, 21 урок, Графическое решение уравненийСкачать

8 класс, 21 урок, Графическое решение уравнений

Алгебра. 8 класс

Тема: Решение уравнений графическим способом

Содержание модуля (краткое изложение модуля):

Решим графическим способом уравнение:

Решить уравнение – значит найти такие значения x, при которых выполняется равенство x 2 = −3x
Построим в одной системе координат два графика:
график функции y = x 2 и график функции y = −3x.
Для каждого графика составим таблицы значений
y = x 2 – на рисунке синий график

x0123−1−2−3
y0149149

y = −3x – на рисунке красный график

x0123−1−2−3
y0−3−6−9369

Заметим, что графики пересекаются в двух точках: точке с координатами (0 ; 0) и в точке с координатами (–3 ; 9). Это значит, что при x = 0 и при x = –3 функции y = x 2 и y = −3x имеют одинаковые значения.
Таким образом получаем, что при x = 0 и при x = –3 выполняется равенство x 2 = −3x.
Значит значения x = 0 и x = –3 являются корнями уравнения x 2 = −3x.
Корни, найденные графическим способом – приближённые. Чтобы доказать точность значений корней, надо каждый из них подставить в решаемое уравнение и проверить: выполняется ли полученное равенство.
Подставим в уравнение x 2 = −3x значение x = 0.

0 = 0 – верное равенство, значит x = 0 – точный корень уравнения x 2 = −3x.
Подставим в уравнение x 2 = −3x значение x = –3.

9 = 9 – верное равенство, значит x = −3 – точный корень уравнения x 2 = −3x.
Подведём итог.
Чтобы решить уравнение f1(x) = f2(x) графическим способом, необходимо:
1) Построить в одной системе координат графики функций y = f1(x) и y = f2(x). Абсциссы точек пересечения – это приближённые корни уравнения f1(x) = f2(x).
2) Необходимо подставить каждый приближённый корень в уравнение f1(x) = f2(x). Те корни, при которых получается верное равенство будут являться точными корнями уравнения f1(x) = f2(x).

Алгебра. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова]; под ред. С. А. Теляковского. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2017.

Видео:Алгебра 8 класс (Урок№6 - Решение уравнений графическим способом.)Скачать

Алгебра 8 класс (Урок№6 - Решение уравнений графическим способом.)

Разработка урока по алгебре «Графический способ решения уравнений»(8 класс)

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Тема урока: Графический способ решения уравнений. 8 класс.

Всякое учение и всякое обучение основано на некотором уже ранее имеющемся знании.

Учитель: Ускова Вера Владимировна, МКОУ Семилукская СОШ №1 с УИОП

Тип урока: Урок изучения нового материала.

обобщить и систематизировать свойства графиков некоторых функций, алгоритмы их построения;

научить решать уравнения графическим способом, в частности используя возможности компьютерных программ;

учить анализировать , выделять главное, сравнивать.

Компьютер; мультимедийный проектор; экран; презентация к уроку.

Формы работы учащихся : индивидуальная, коллективная, диалог, работа с тестом слайда, работа в тетради, работа в парах.

Познавательные: умение получать новые знания, перерабатывать и применять полученную информацию

Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные : умение планировать и регулировать свою деятельность; прогнозирование результата и усвоение уровня знаний.

Личностные: владение основами самоконтроля и самооценки; создание условий для обеспечения успешной деятельности на уроке, эмоционального комфорта, планировать и выполнять поставленные задачи, умение донести свое мнение до других; готовность к сотрудничеству.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.

ный настрой учащихся к работе на уроке.

Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания

Организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания.

1. Решите уравнение 4х + 8 = –17 + 9х.
№2. Решите уравнение х 2 + х – 2 = 0.
№3. Решите уравнение х 2 = Примеры решения уравнений графическим способом 8 класс по никольскому.
№4. ( Слайд 2)

( Б). Устная фронтальная работа.

1.Что называется функцией?

2. С какими функциями уже знакомы?

3. Дайте определение линейной функции.

4. Что является графиком линейной функции?

Я предлагаю вашему вниманию формулы, задающие некоторые функции. Из этих функций нужно выбрать линейные.

Среди выбранных нами линейных функций есть особенные. Что это за функции? Чем отличаются графики? (Разбейте линейные функции на две группы). ( Слайд 3).

Остались функции, о которых мы ничего ещё не сказали. Давайте дадим им название, и название их графикам.

Что называется уравнением? Корнем уравнения? Что значит решить уравнение? Какие уравнения мы уже можем решать?

В) Проверяется работа по карточкам №1; №2; №3.

1) 4х + 8 = –17 + 9х,
4х – 9х = – 17 – 8,
– 5х = – 25,
х = 5.
Ответ: 5.

2) х 2 + х – 2 = 0,
D = в 2 – 4ас = 1 – 4 . 1 . (– 2) = 9 > 0, уравнение имеет два корня.
х1 = 1;
х2 = – 2.
Ответ: 1; – 2.

3) х 2 — Примеры решения уравнений графическим способом 8 класс по никольскому=0,
х 3 = 6,
х 3 – 6 = 0. – Мы не располагаем никакими формулами для решения уравнений третьей степени. Как быть?

Значит, нужен другой способ решения таких уравнений. Как вы думаете, что это может быть за способ ? Одним из способов является графический способ . Записывается тема урока, (Слайд 5).

Г). Давайте поставим цель урока. (Ответ: научиться решать уравнения с помощью графиков ) (Слайд 6).

выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (Р);

структурирование знаний, подведение под понятие (П);

умение аргументировать свою точку зрения (К);

3.Изучение новой темы и первичное закрепление

Соотнести новое знание с правилом в учебнике.

Организовать фиксацию новых знаний

Мы получили уравнение х 3 – 6 = 0. Но строить график функции у = х 3 – 6 мы ещё не умеем. Т.е., что получается: это уравнение и графическим способом мы не можем решить? А может быть, нужно вернуться к первоначальному уравнению : х 2 = Примеры решения уравнений графическим способом 8 класс по никольскому(Слайд 7).

Что мы видим внутри этого уравнения? Есть ли выражения, из которых мы можем составить знакомые нам функции? (Да: у = х 2 и у = Примеры решения уравнений графическим способом 8 класс по никольскому). Что нужно сделать?
– Построить их графики. Как? Где?

– В одной координатной плоскости. И что?

– Дальше найдём координаты точки пересечения.

Нам обе координаты нужны?

– Нет, только значение х.

Итак, давайте ещё раз выработаем алгоритм решения уравнений графическим способом :

Из уравнения выделяем знакомые нам функции.

Строим графики функций в одной координатной плоскости.

Находим координаты точек пересечения графиков.

Из найденных координат выбираем значение абсциссы , т.е. х.

фиксирование проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме,

извлечение необходимой информации из текста, построение логической цепи рассуждений, доказательство, умение получать новые знания (П);

умение получать новые знания(П).

постановка целей занятий, планирование деятельности (Р);

умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса (К).

Снять усталость и напряжение учащихся, улучшить внимание.

Выполнили упражнения для снятие напряжения в области шеи и упражнения для укрепления зрения

Организовать усвоение детьми новых правил с их проговариванием во внешней речи:

1. Сколько корней имеет уравнение? а) Примеры решения уравнений графическим способом 8 класс по никольскому

б) х + 2 = х 2 ; в) Примеры решения уравнений графическим способом 8 класс по никольскому= х 2 .

2. Попади в цель! (Слайд 9)

Структурирование собственных знаний, поиск и выделение необходимой информации (П);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,

организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);

контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р);

оценивание усваиваемого материала (Л).

6. Домашнее задание

Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Запишите домашнее задание: ( Слайд 10)

7. Применение в образовательной области

Умения строить графики, читать графики, находить точки пересечения графиков нужны не только при изучении алгебры, но и при изучении физики, когда вы изучаете, например, зависимость плавления тела от температуры, зависимость скорости от времени движения двух тел. На уроках химии скорость химических реакций также можно описать графически. Умение строить графики, диаграммы нужны и в повседневной жизни: для описания результатов голосования, в инженерных специальностях это умение очень важно.

8.Проверочная работа в виде теста

Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий

на новый способ действия.

Организовать самопроверку самостоятельной работы.

По результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление

и исправление допущенных ошибок.

1. Какая из функций, приведённых ниже, является линейной:

а) у = Примеры решения уравнений графическим способом 8 класс по никольскому– 2; б) у = х – 2; в) у =х 2 – 2.

2. График функции у = Примеры решения уравнений графическим способом 8 класс по никольскомуназывается:

а) прямой; б) гиперболой; в) параболой.

3. Установите соответствие между функциями и их графиками:

1) у = Примеры решения уравнений графическим способом 8 класс по никольскому; 2) у = 2х 2 ; 3) у = х – 2; 4) у = 2х.

Примеры решения уравнений графическим способом 8 класс по никольскому

4. На рисунке 3 изображены графики функций у =х 3 и у = –2х – 3. Используя графики, решите уравнение: х 3 = – 2х – 3.

а) – 3; б) – 1; в) – 1,5.

Примеры решения уравнений графическим способом 8 класс по никольскому

1. Какая из функций, приведённых ниже, является линейной:

а) у = Примеры решения уравнений графическим способом 8 класс по никольскому+ 1; б) у = Примеры решения уравнений графическим способом 8 класс по никольскому+ 1; в) у =х 5 + 1.

2. График функции у = 3х 2 называется:

а) прямой; б) гиперболой; в) параболой.

3. Установите соответствие между функциями и их графиками:

1) у = – Примеры решения уравнений графическим способом 8 класс по никольскому; 2) у = х 2 – 1; 3) у = – х; 4) у = 1 – х.

Примеры решения уравнений графическим способом 8 класс по никольскому

4. На рисунке 5 изображены графики функций у = – х 2 + 2 и у = Примеры решения уравнений графическим способом 8 класс по никольскому. Используя графики, решите уравнение: – х 2 + 2 = Примеры решения уравнений графическим способом 8 класс по никольскому.

Примеры решения уравнений графическим способом 8 класс по никольскому

В – 1: 1. б 2. б 3. 1 – Б; 2 – А; 3 – В; 4 – Г 4. б
В – 2: 1. а 2. в 3. 1 – В; 2 – Г; 3 – А; 4 – Б 4. а

Учащиеся заносят варианты ответов в бланк.

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

формирование готовности к самообразованию (Л);

использование критериев для обоснования своего суждения (К);

п ланирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата (Р).

9. Рефлексивно-оценочный этап ( 4 мин)

Организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности

на уроке и поставленной цели. Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке.

Я – понял …
Я – знаю …
Я – умею…

умение адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы (Р);

формирование позитивной самооценки (Л);

построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия (П).

Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

1.Ребята, а вы задумались, зачем мы изучаем данную тему? Давайте попытаемся ответить на этот вопрос: Где в нашей жизни может пригодиться чтение графиков?

📹 Видео

Графический метод решения уравнений 8 классСкачать

Графический метод решения уравнений   8 класс

Графический способ решения уравнений. Алгебра 8 класс.Скачать

Графический способ решения уравнений. Алгебра 8 класс.

Решение квадратных неравенств графическим методом. 8 класс.Скачать

Решение квадратных неравенств графическим методом. 8 класс.

Решение системы линейных уравнений графическим методом. 7 класс.Скачать

Решение системы линейных уравнений графическим методом. 7 класс.

Графический способ решения систем уравнений. Алгебра, 9 классСкачать

Графический способ решения систем уравнений. Алгебра, 9 класс

Как решать систему уравнений графическим методом? | Математика | TutorOnlineСкачать

Как решать систему уравнений графическим методом? | Математика | TutorOnline

7 класс, 35 урок, Графическое решение уравненийСкачать

7 класс, 35 урок, Графическое решение уравнений

Решение системы уравнений графическим методомСкачать

Решение системы уравнений графическим методом

Дробно-рациональные уравнения. 8 класс.Скачать

Дробно-рациональные уравнения. 8 класс.

Решение систем уравнений второго порядка. 8 класс.Скачать

Решение систем уравнений второго порядка. 8 класс.

Решение уравнений графически. 8 класс.Скачать

Решение уравнений графически. 8 класс.

187 Алгебра 8 класс Решите графически уравнениеСкачать

187 Алгебра 8 класс Решите графически уравнение

АЛГЕБРА 8 класс : Графическое решение квадратных уравнений | ВидеоурокСкачать

АЛГЕБРА 8 класс : Графическое решение квадратных уравнений | Видеоурок

Функция y=√x, ее свойства и график. 8 класс.Скачать

Функция y=√x, ее свойства и график. 8 класс.

Графическое решение квадратных уравнений | Алгебра 8 класс #32 | ИнфоурокСкачать

Графическое решение квадратных уравнений | Алгебра 8 класс #32 | Инфоурок

Решение биквадратных уравнений. 8 класс.Скачать

Решение биквадратных уравнений. 8 класс.

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ.  | Математика
Поделиться или сохранить к себе: