Примеры для 5 класса по математике на деление и умножение в столбик и уравнение

Задания по математике 5 класс: для занятий дома

Примеры для 5 класса по математике на деление и умножение в столбик и уравнение

Самостоятельные занятия с ребенком в домашних условиях играют важную роль в процессе обучения. Даже не имея специального образования можно самостоятельно прорешивать с ним примеры и задачи по основным темам, встречающимся в текущем учебном году.

Эти задания вы можете распечатать на принтере.

Содержание
  1. § Как правильно заниматься дома
  2. § Задания для 5 класса на тему «Натуральные числа»
  3. ✍ 3адание 1
  4. ✍ 3адание 2
  5. ✍ 3адание 3
  6. § 3адания на тему «Сравнения натуральных чисел»
  7. ✍ 3адание
  8. § 3адания на тему «Сложение, вычитания натуральных чисел»
  9. ✍ 3адание 1
  10. ✍ 3аданиие 2
  11. § 3адания на тему «Луч, прямая, отрезок»
  12. ✍ 3адание 1
  13. ✍ 3адание 2
  14. § 3адания на тему «Уравнения»
  15. ✍ 3адание 1
  16. ✍ 3адание 2
  17. ✍ 3адание 3
  18. § 3адания на тему «Квадрат и куб числа»
  19. ✍ 3адание 1
  20. ✍ 3адание 2
  21. § 3адания на тему «Обыкновенные дроби»
  22. ✍ 3адание 1
  23. ✍ 3адание 2
  24. ✍ 3адание 3
  25. ✍ 3адание 4
  26. § 3адания на тему «Сложение и вычитание обыкновенных дробей»
  27. ✍ 3адание 1
  28. ✍ 3адание 2
  29. ✍ 3адание 3
  30. § 3адания на тему «Умножение и деление обыкновенных дробей»
  31. ✍ 3адание 1
  32. ✍ 3адание 2
  33. ✍ 3адание 3
  34. § 3адания на тему «Десятичные дроби»
  35. ✍ 3адание 1
  36. ✍ 3адание 2
  37. § 3адания на тему «Сложение и вычитание десятичных дробей»
  38. ✍ 3адание 1
  39. ✍ 3адание 2
  40. § 3адания на тему «Умножение и деление десятичных дробей»
  41. ✍ 3адание 1
  42. ✍ 3адание 2
  43. ✍ 3адание 3
  44. Карточки по математике 5 класс!
  45. Просмотр содержимого документа «Карточки по математике 5 класс!»
  46. Деление натуральных чисел
  47. Деление с остатком и неполное частное
  48. Связь деления с умножением, сложением и вычитанием
  49. Деление двух чисел при помощи сложения
  50. Деление двух чисел при помощи вычитания
  51. Деление двух чисел при помощи умножения
  52. Общий принцип деления в столбик
  53. Деление на числа, заканчивающиеся нулями
  54. Деление на единицу с любым количеством нулей
  55. Деление на число, оканчивающееся нулями
  56. Проверка деления
  57. Свойства деления
  58. Действия деления с единицей и нулем
  59. Распределительные свойства деления
  60. Изменение частного при изменении делимого и делителя

Видео:Как делить уголком? Деление столбикомСкачать

Как делить уголком? Деление столбиком

§ Как правильно заниматься дома

Для того чтобы занятия действительно приносили пользу, необходимо придерживаться определенных правил, которые помогут сделать день продуктивнее, без утомления ребенка:

  1. Самое главное правило, которое пригодиться не только школьнику, но и любому взрослому человеку, это правильное чередования умственного труда и физического. Необходимо составить распорядок дня так, чтобы после физических нагрузок обязательно шли более спокойные, умственные занятия. Нельзя делать уроки сразу же после возвращения из школы, то же самое касается и дополнительных занятий.
  2. Для решения задач вне школьной программы лучше всего выбирать менее загруженные уроками дни.
  3. Во время занятий нужно убрать все отвлекающие факторы, для того чтобы внимание ребенка не рассеивалось. Если есть возможность решить важные дела перед уроками, то лучше сделать это заранее.
  4. Начинать всегда нужно со сложных задач, а затем переходить к более простым.
  5. Обязательно нужно хвалить ребенка за его достижения и правильно выполненную работу.
  6. Для того чтобы мозг работал, детям нужно давать шанс самостоятельно решать примеры и задачи. Даже если в течение долгого времени он не может найти ответ, не нужно делать очевидных подсказок, пусть он найдет путь решения самостоятельно.
  7. Хорошо запоминать принцип математических решений помогают ассоциации, например, дроби можно представлять как кусочки одного торта или яблока.

Видео:Деление в столбик. Как делить в столбик?Скачать

Деление в столбик. Как делить в столбик?

§ Задания для 5 класса на тему «Натуральные числа»

Перед тем как познакомиться с обыкновенными и десятичными дробями, необходимо вспомнить что такое натуральные числа. Ими называются числа, используемые в повседневной жизни, например для счета предметов.

✍ 3адание 1

Определить, какое число стоит перед:

Определить, какое число на две единицы больше, чем:

✍ 3адание 2

Написать в виде словосочетаний следующие цифры:

✍ 3адание 3

Представить в виде чисел словосочетания:

  1. триста шестьдесят девять;
  2. одна тысяча двести девяносто три;
  3. десять тысяч шестьсот восемьдесят восемь;
  4. двести пятнадцать тысяч семьсот двадцать четыре.

Видео:Как правильно делить в столбик? | Математика ОГЭ 2023 | УмскулСкачать

Как правильно делить в столбик? | Математика ОГЭ 2023 | Умскул

§ 3адания на тему «Сравнения натуральных чисел»

При помощи сравнения можно определить какое из чисел меньшее, а какое большее. Те что меньше, стоят при счете раньше, чем те, что больше.

✍ 3адание

Расставить 3наки « » или «=» между числами:

  1. 18 32;
  2. 54 16;
  3. 347 524;
  4. 546 546;
  5. 675 23 433;
  6. 563 736 634;
  7. 392 450 81;
  8. 5 453 5 543;
  9. 949 3 432 563;
  10. 101 101 3 455 456.

Видео:Деление столбиком. Как научиться делить в столбик?Скачать

Деление столбиком. Как научиться делить в столбик?

§ 3адания на тему «Сложение, вычитания натуральных чисел»

✍ 3адание 1

Для того чтобы повторить сложение, вычитание чисел, а также порядок действий при вычислении сложного выражения, можно решить несколько выражений:

  1. 24 • (58 + 114) — 336;
  2. (563 — 260 : 4) + 61 • 37;
  3. 7 354 — (354 + 193 • 4) + (743 — 25);
  4. (1 623 + 570 : 30) — (3 540 — 413 • 7).

Ответ: 1) 3 792, 2) 2 755, 3) 6 946, 4) 993.

✍ 3аданиие 2

В саду росло 208 фруктовых деревьев. Яблонь и слив было 129 штук, а слив и груш — 115. Сколько яблонь росло в саду? Слив? Груш?

Решение: Если известно, что всего деревьев было 208, а яблонь и слив – 129, то можно вычислить количество груш.

1 действие: 208 – 129 = 79 грушевых деревьев.
Стало известно количество грушевых деревьев, значит можно узнать, сколько было слив.
2 действие: 115 – 79 = 36 сливовых деревьев.
После того, как стало известно, сколько было груш и слив, можно высчитать количество яблонь.
3 действие: 208 – (79 + 36) = 93 яблонь.

Ответ:
В саду росло 93 яблони, 79 груш и 36 слив.

Видео:Умножение в столбик. Как правильно умножать в столбик? Как объяснить умножение в столбик?Скачать

Умножение в столбик. Как правильно умножать в столбик? Как объяснить умножение в столбик?

§ 3адания на тему «Луч, прямая, отрезок»

Отрезком называется часть прямой ограниченная двумя точками, его длинной считается расстояние между крайними точками. Луч — это часть прямой, которая состоит из точки и всех других точек, лежащих по одну сторону от нее.

✍ 3адание 1

Начертите отрезок АВ, равный 12 см. Отметьте на нем точки по порядку С и D так, чтобы отрезок АС был равен 4 см, а СD — 6 см. Вычислите, чему равен отрезок DВ?

Ответ: 12 — (4 + 6) = 2 см.

✍ 3адание 2

Начертите произвольную прямую и отметьте на ней два точки А, В и С так, чтобы длина отрезка АВ была 7 см, а отрезка ВС — 4 см. Какова длина отрезка АС?

Ответ: 7 + 4 = 11 см.

Видео:Математика 5 класс (Урок№12 - Умножение чисел столбиком.)Скачать

Математика 5 класс (Урок№12 - Умножение чисел столбиком.)

§ 3адания на тему «Уравнения»

Уравнением называется равенство, в котором один или несколько компонентов являются неизвестными.

✍ 3адание 1

Решить уравнения

  1. 84 • x = 588;
  2. 4 • (18 + x) = 96;
  3. 14x — 8x = 18;
  4. 50 + 6x — 31 = 4;
  5. 13х + 20 — 4х — 16 + х = 54.

Ответ: 1) x=7, 2) х=6, 3) х=3, 4) х=-2,5, 5) х=5.

✍ 3адание 2

Насте 12 лет, что на 4 года меньше, чем возраста Лены. Сколько лет Лене? Решить уравнением.

Решение: Возьмем возраст Лены за x, в таком случае можно составить уравнение:
x – 4 = 12,
х = 12 + 4 = 16.

Ответ: Лене 16 лет.

✍ 3адание 3

Велосипедист за 3 дня проехал 117 км. Какое расстояние он преодолел в первый день, если в последующие два дня он проезжал на 4 км больше, чем в предыдущий? Какое расстояние он преодолел во 2-й и 3-й дни?

Решение: Расстояние которое проехал велосипедист за 1-й день, возьмем за x. В таком случае, второй день будет выглядеть как: x + 4, а третий: (х + 4) + 4.

Можно составить уравнение:

1 день 2 день 3 день

х + (х + 4) +( х + 4 + 4) = 117
3х + 12 = 117
3х = 117 – 12 = 105
х = 105: 3 = 35.

Проверка: 35 + 35 + 4 + 35 +4 + 4 = 117

Ответ: В первый день велосипедист проехал 35 км. Во 2-й день: 35 + 4 = 39 км. В 3-й день: 35 + 4 + 4 = 43 км.

Видео:КАК ДЕЛИТЬ ПАЛОЧКАМИ? #математика #егэ #деление #огэСкачать

КАК ДЕЛИТЬ ПАЛОЧКАМИ? #математика #егэ #деление #огэ

§ 3адания на тему «Квадрат и куб числа»

Квадратом числа называется произведение этого числа самого на себя. Куб — произведение числа самого на себя два раза.

✍ 3адание 1

Найти квадрат чисел:

Ответ: 1) 25, 2) 81, 3) 169, 4) 2025, 5) 10 000, 6) 145 161.

Найти куб чисел:

Ответ: 1) 8, 2) 216, 3) 1 331, 4) 46 656, 5) 474 552, 6) 1 520 875.

✍ 3адание 2

Решить выражения:

  1. (7 + 4) 2 • 6;
  2. 5 352 — (47 2 + 4 3 );
  3. 61 2 — 7 • 2 3 + (20 — 4) 2 ;
  4. ( 5 + 26 ) 2 — ( 6 + 12 ) 2 — 69;
  5. (25 — 16) 3 + (36 — 33) 2 ;
  6. ( 5 + 6 ) 3 — ( 5 + 24) 2 + 727.

Ответ: 1) 726, 2) 3 079, 3) 3 921, 4) 568, 5) 738, 6) 1 217.

Видео:Как объяснить деление в столбик? Деление чисел уголком. Деление на многозначного на однозначное.Скачать

Как объяснить деление в столбик? Деление чисел уголком. Деление на многозначного на однозначное.

§ 3адания на тему «Обыкновенные дроби»

✍ 3адание 1

1. Паша собрал 34 гриба, из которых 16 грибов оказались подосиновиками. Какую часть от всех грибов составляют подосиновики?

Ответ: 8/17.

2. Всего в книге 124 страниц, из которых Толя прочитал ровно половину. Какую часть книги прочитал Толя?

Ответ: 1/2.

3. Оля собрала всего 38 ягод, из которых 17 штук были малиной. Какую часть от общего количества составляют остальные ягоды?

✍ 3адание 2

Начертите отрезок и разделите его на 13 равных частей. Отметьте на данном отрезке: 3/13, 6/13, 10/13.

✍ 3адание 3

1. Полина собрала 36 листьев, из которых березовые составляют 6/18. Сколько березовых листьев собрала Полина?

Ответ: 12.

2. Папа был на рыбалке и поймал всего 45 рыбок, 8/15 было карасей. Сколько карасей поймал папа?

Ответ: 24.

3. Мама стряпала пирожки, всего их получилось 32 штуки. 5/8 от общего количества были с капустой. Сколько пирожков с капустой состряпала мама?

Ответ: 20.

✍ 3адание 4

Сравнить дроби:

Видео:Умножение на трёхзначное число в столбик. Как умножать столбиком?Скачать

Умножение на трёхзначное число в столбик. Как умножать столбиком?

§ 3адания на тему «Сложение и вычитание обыкновенных дробей»

✍ 3адание 1

  1. 7⁄30 + 18⁄30 — 6⁄30;
  2. 3⁄19 + 8⁄19 — 4⁄19;
  3. 19⁄25 — ( 21⁄50 + 2⁄25 ) — 6⁄25;
  4. 13⁄76 — 11⁄76 + 49⁄76;
  5. 27⁄129 + ( 12⁄86 — 6⁄43 ) — 7⁄43.

Ответ: 1) 19/30, 2) 7/19, 3) 1/50, 4) 51/76, 5) 2/43.

✍ 3адание 2

Расстояние от дома до школы составляет 4/11 км, а от школы до магазина — 5/11 км. Чему равно расстояние от дома до магазина?

Решение: Для того чтобы найти сколько составляет весь путь, необходимо сложить расстояние от дома до школы и расстояние от школы до магазина 4/11 + 5/11 = 9/11 (км).

Ответ: Расстояние от дома до магазина составляет 9/11 км.

✍ 3адание 3

От рулона ткани первый раз отрезали 7/15 части, а затем еще 5/15, после чего в рулоне осталось 27 м. Сколько метров длина рулона?

Решение: В первую очередь нужно узнать какая часть рулона осталась.

1 действие: 15/15 — 7/15 — 5/15 = 3/15.

Можно сделать вывод, что 27 м составляет 3/15 части от всего рулона. Для того чтобы найти длину всего рулона ткани, необходимо узнать, сколько метров составляет 7/15 и 5/15 частей.

2 действие: 27 : 3 = 9 (м) — в 1 части.

3 действие: 9 • 7 = 63 (м) — составляет 7/15.

4 действие: 9 • 5 = 45 (м) — составляет 5/15.

После того, как стало известно какая длина у каждой из частей, можно вычислить всю длину рулона.

5 действие: 63 + 45 + 27 = 135 (м).

Ответ: длина рулона 135 метров.

Видео:Решение уравнений в несколько действий. Как объяснить ребенку решение уравнений?Скачать

Решение уравнений в несколько действий. Как объяснить ребенку решение уравнений?

§ 3адания на тему «Умножение и деление обыкновенных дробей»

✍ 3адание 1

Ответ: 1) 4/13, 2) 1/3, 3) 2/9, 4) 21/16, 5) 36/55.

✍ 3адание 2

В первом ящике лежит 3/16 от всего количества яблок, а во втором в 3 раза больше. Какая часть от всего количества яблок лежит в обоих ящиках?

Решение: Сначала нужно узнать сколько яблок лежит во втором ящике.

1 действие: 3/16 •3 = 9/16 (яб.).

После того как стало известно сколько яблок лежит во втором ящике, можно узнать их общее количество.

2 действие: 3/16 + 9/16 = 12/16 = 3/4 (яб.)

Ответ: 3/4 части от общего количества яблок лежит в обоих ящиках.

✍ 3адание 3

3а два дня автомобиль поехал 6/10 пути. Известно, что во второй день он проделал путь в 4 раза больше, чем в первый. Cколько проехал автомобиль в первый и второй день?

Решение: Пусть первый день пути будет x, тогда можно составить уравнение x + х • 4 = 6/10.

х + х • 4 = 6/10;
5 • x = 6/10;
х = 6/10 : 5;
х = 3/25 — проехал автомобиль в 1 день.

После того как стало известно, какая часть пути была преодолена в 1 день, можно высчитать 2 день.

2 действие: 3/25 • 4 = 12/25.

Ответ: в первый день автомобиль проехал 3/25, а во второй — 12/25.

Видео:Деление на трехзначное число в столбик. Решаем примеры на деление столбикомСкачать

Деление на трехзначное число в столбик. Решаем примеры на деление столбиком

§ 3адания на тему «Десятичные дроби»

✍ 3адание 1

Представить обыкновенные дроби в виде десятичных:

Ответ: 1) 0,5; 2) 0,13; 3) 0,2; 4) 0,164; 5) 0,18.

✍ 3адание 2

Начертите отрезок, разделите его на 6 равных частей. Отметьте на нем точки 0,3; 1,5; 2,2; 3,7; 4; 5,6.

Видео:Как умножать сложные числа? Лайфхак👌 #shortsСкачать

Как умножать сложные числа? Лайфхак👌 #shorts

§ 3адания на тему «Сложение и вычитание десятичных дробей»

✍ 3адание 1

Ответ: 1) 32,75; 2) 77; 3) 7,28; 4) 31,9; 5) 18,7; 6) 8,933.

✍ 3адание 2

В первый день катер проплыл 3,5 км, во второй на 4,31 км больше, а в третий — на 0,9 км меньше, чем во второй. Сколько всего км проплыл катер за 3 дня?

Решение: Необходимо вычислить, сколько катер проплыл в первый и во второй день.

1 действие: 3,5 + 4,31 = 7,81 (км) — проплыл во второй день.

2 действие: 7,81 — 0,9 = 6,91 (км) — проплыл в третий день.

После того как стало известно, сколько было пройдено за каждый день, можно узнать весь путь.

3 действие: 3,5 + 7,81 + 6,91 = 18,22 (км).

Ответ: за три дня катер проплыл 18,22 км.

Видео:Деление столбиком на двузначное число. Простой способ деления на многозначное число.Скачать

Деление столбиком на двузначное число. Простой способ деления на многозначное число.

§ 3адания на тему «Умножение и деление десятичных дробей»

✍ 3адание 1

Ответ: 1) 46,704; 2) 274,512; 3) 19,544; 4) 2,125; 5) 2,7; 6) 9,54.

✍ 3адание 2

3агадано число, если его увеличить в 3 раза, а затем прибавить 2,16, то получиться 27,96. Какое число было загадано?

Решение: Пусть неизвестное число будет x, тогда можно составить уравнение х • 3 + 2,16 = 27,96.

х • 3 + 2,16 = 27,96;

Ответ: было загадано число 8,6.

✍ 3адание 3

Расстояние между населенными пунктами равно 53,7 км. Навстречу друг другу вышли два пешехода, скорость первого 3,8 км/ч, второго — 4,6 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 2,7 часа?

Решение: Нужно вычислить, какое расстояние пешеходы пройдут за 2,7 часа.

1 действие: 3,8 • 2,7 = 10,26 (км) — пройдет первый пешеход.

2 действие: 4,6 • 2,7 = 12,42 (км) — пройдет второй пешеход.

После того как стало известно, сколько прошли пешеходы, можно высчитать, какой путь им еще нужно преодолеть до встречи друг с другом.

3 действие: 53,5 — 10,26 — 12,42 = 30,82 (км).

Ответ: через 2,7 часа между пешеходами будет 30,82 км.

Видео:Это ОБЛЕГЧИТ тебе ЖИЗНЬ 😊 Лайфхак, как легко умножать на 11 😳Скачать

Это ОБЛЕГЧИТ тебе ЖИЗНЬ 😊 Лайфхак, как легко умножать на 11 😳

Карточки по математике 5 класс!

Примеры для 5 класса по математике на деление и умножение в столбик и уравнение

Карточки по математике 5 класс!

Можно использовать при изучении новой темы или для коррекции знаний неуспевающих обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Карточки по математике 5 класс!»

Сложение и вычитание многозначных чисел

Сравнение десятичных дробей

Сложение и вычитание десятичных дробей

Умножение десятичных дробей

Деление десятичных дробей на натуральное число

Вычисление значений буквенных выражений

Решение простейших уравнений

Нахождение процентов от числа

Нахождение числа по его процентам

Нахождение процентного отношения

Сравнение, сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Основное свойство дроби

Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

Основное свойство дроби

Сложение рациональных чисел с помощью координатной прямой

Сложение рациональных чисел без помощи координатной прямой

Видео:Примеры на деление в столбик. Как научиться делить столбиком?Скачать

Примеры на деление в столбик. Как научиться делить столбиком?

Деление натуральных чисел

Подобно тому, как вычитание является обратным действием для сложения, так и для умножения существует свое обратное арифметическое действие.

Рассмотрим задачу. В школьной столовой раздали 90 яблок по 3 яблока каждому ученику класса. Сколько учеников учатся в этом классе?

Если бы нам было известно количество учеников в классе и количество яблок, которое получил каждый из них, то общее число яблок мы узнали бы, умножив число учеников на число яблок, доставшееся каждому. То есть, количество учеников – это первый сомножитель, количество яблок – второй сомножитель, а сколько яблок раздали – это произведение.

Таким образом, в нашей задаче даны произведение и множитель (один из сомножителей), а неизвестный второй сомножитель необходимо отыскать. То есть, нам нужно найти число, умножив которое на 3 , мы получим 90 . Это число 30 , потому что (textcolor )

Деление – это арифметическое действие, которое состоит в нахождении одного из сомножителей при помощи данного произведения и второго сомножителя.

Делимое – это число, которое мы делим на другое. Это то самое произведение, которое нам дано.

Делитель – это число, на которое мы делим делимое. Это данный нам один из множителей.

Частное – это результат действия деление, то есть, искомый нами второй сомножитель.

На записи действие деление обозначается: двоеточием ( (textcolor ) ), знаком обелюс ( (textcolor

) ), горизонтальной чертой или косой чертой ( (textcolor ) ).

Так, решение нашей задачи можно записать следующими способами:

При записи от руки действие деление принято записывать в виде двоеточия, обелюс применяется в печатной литературе, косая черта, которая по-другому называется слеш, – при записи на компьютере, а горизонтальная черта используется при записи деления в виде обыкновенной дроби.

Итак, разделить число a на число b – это значит найти такое число c, которое при умножении его на число b дает в результате числа a.
То есть: (textcolor ) , если (textcolor ) .

И еще одно пояснение для понимания: разделить число a на число b означает разделить число a на b одинаковых частей, каждая из которых равна c . Иными словами, мы одно число a делим на равные части. Количество этих частей равно числу b . А величина каждой из этих частей – это результат действия деления, и эта величина равна c .

Например, нам нужно разделить 15 роз между пятью девочками так, чтобы каждая получила одинаковое количество цветов. Чтобы узнать, какое количество роз получит каждая девочка, нужно общее количество ( 15 ) цветов разделить на количество девочек ( 5 ), то есть, на 5 одинаковых частей. Нетрудно понять, что каждая из девочек получит 3 розы, потому что (textcolor ) .

Компоненты действия деление:

Примеры для 5 класса по математике на деление и умножение в столбик и уравнение

Видео:Считаем в уме за секунду. #математика #арифметика #счет #ментальнаяарифметика #simplemathСкачать

Считаем в уме за секунду. #математика #арифметика #счет #ментальнаяарифметика #simplemath

Деление с остатком и неполное частное

Но не всегда можно одно число разделить на другое. Вернее сказать, что не всегда можно сделать это полностью. Например, 37 нельзя разделить на 5 , потому что нет такого натурального числа, умножив которое на 5 , мы получили бы 37 . В этом случае говорят, что 37 не делится нацело на 5 .

К примеру, если мы захотим раздать все 37 яблок поровну между пятью детьми, то у нас это сделать не получится. Мы сможем раздать (использовать из всего количества яблок) только по 7 яблок каждому ( (textcolor ) ), и у нас останется 2 яблока ( (textcolor ) ).

В таком случае действие деление также состоит из делимого (в нашем случае 37 ) и делителя ( 5 ). Полученное число 7 называется неполное частное, потому что не все делимое число мы смогли разделить на необходимое число частей. А разница между полным делимым ( 37 ) и использованными из него единицами ( 35 ), то есть число 2 , называется остаток.

Итак, деление с остатком – это нахождение такого наибольшего целого числа, умножив которое на делитель, мы получим число, максимально близкое к делимому, но не превосходящее его. Это искомое число называется неполное частное. Разница между делимым и неполным частным называется остаток.

Остаток всегда меньше делителя!

Отсюда следует общий вид действия делениянатуральных чисел для случаев деления без остатка и с остатком.
Разделить целое числоa (делимое) на целое число b (делитель) означает найти такие числа c и d, при которых справедливы следующие соотношения:
(textcolor ) ;
(textcolor <d 1000 г : 5 г = 200 шт.).

  • Число разделить на заданное количество равных частей.
    Например: сколько получится грамм сахара в каждом пакете, если пересыпать килограмм сахара в 5 одинаковых пакетов поровну? ( 1000 г : 5 шт. = 200 г).
  • Уменьшить число в заданное количество раз.
    Например: для приготовления блюда на 5 человек использовали 1 кг сахара, а сколько сахара потребуется для приготовления этого же блюда для одного человека? ( 1000 г : 5 чел. = 200 г).
  • Связь деления с умножением, сложением и вычитанием

    Когда мы выполняем находим произведение двух чисел, эти числа нам известны, а от нас требуется найти результат действия умножение. При делении (без остатка) нам известно произведение двух чисел, а найти нужно такое число, которое при умножении на известное данное число дает это самое произведение.

    Следовательно, действие деление является обратным действию умножения.

    Справедливо также и обратное, что действие умножение обратно действию деления. Таким образом:

    Умножение и деление – это взаимно обратные действия.

    Связь деления с умножением, а также со сложением и вычитанием прекрасно видна, если рассмотреть, как с помощью этих действий можно выполнить действие деление.

    Рассмотрим их на примере: 345 разделить на 69 .

    Деление двух чисел при помощи сложения

    Чтобы узнать при помощи сложения, сколько раз число 69 содержится в 345 , нужно складывать последовательно 69 до тех пор, пока не получим нужного нам числа:

    Число 69 было слагаемым всего 5 раз, значит, (textcolor ) .

    Деление двух чисел при помощи вычитания

    Аналогично предыдущему способу, мы можем узнать, сколько раз в числе 345 содержится число 69 , вычитанием. Для этого мы будем последовательно вычитать из 345 число 69 до тех пор, пока не получим нуль, и считать количество действий:

    То есть, 69 от 345 можно отнять 5 раз, поэтому (textcolor ).

    Деление двух чисел при помощи умножения

    При помощи умножения узнать ответ на наш вопрос можно перебирая множитель числа 69 до тех пор, пока не получим заданное нам 345 :

    Искомое частное равно полученному множителю числа 69 , то есть, 5 .

    Но эти три способа очень громоздки, особенно если частное представляет собой очень большое число. Их нужно знать только для того, чтобы понимать суть действия деления, суть тех задач, которые решаются посредством него.

    Видео:Умножение двузначных чисел в столбик. Как умножать столбиком?Скачать

    Умножение двузначных чисел в столбик. Как умножать столбиком?

    Общий принцип деления в столбик

    Если частное от деления двух чисел является многозначным числом, нахождение его происходит путем деления в столбик. Еще его называют деление уголком.

    Прежде всего, нужно узнать количество цифр в частном и первое неполное делимое; как их находить, я подробно расписал в этой статье. В нашем случае первое неполное делимое равно 295 тысяч, а в частном будет 4 цифры.

    Далее записываем известные компоненты деления следующим образом:

    Примеры для 5 класса по математике на деление и умножение в столбик и уравнение

    и начинаем вычисление:

    1. Берем первое неполное делимое и пытаемся его разделить на делитель.

    Вот тут нам и пригодится способ нахождения однозначного частного. Воспользовавшись им, находим, что в 295 тысячах делитель 34 содержится целиком 8 тысяч раз.

    Записываем в частное первую найденную цифру разряда тысяч, а под неполным делимым пишем результат произведения неполного частного и делителя. И сразу же находим остаток от этого действия, т.е. вычитаем из неполного частного результат этого произведения.

    В результате умножения первой найденной цифры частного на делитель у нас получилось (textcolor ). Записываем его под 295 и находим разницу: (textcolor ). Значит, 23 тысячи у нас остаются неразделенными.

    Примеры для 5 класса по математике на деление и умножение в столбик и уравнение

    В качестве еще одного действия самопроверки нужно сравнить полученную разницу с делителем. Если она меньше делителя, то мы на правильном пути, если же разница равна или больше делителя, то мы или неправильно нашли цифру частного, или допустили ошибку при умножении на делитель либо при нахождении остатка.

    2. Оставшиеся неразделенные 23 тысячи представляют собой 230 сотен. Прибавляем к ним те 3 сотни, которые содержатся в делимом (говорят: сносим пять) и получаем второе неполное делимое 233 сотни.

    Примеры для 5 класса по математике на деление и умножение в столбик и уравнение

    Находим результат деления второго неполного делимого на делитель. 233 сотни разделить на 34 будет 6 сотен. Значит, в разряде сотен частного будет цифра 6 . Умножаем ее на делитель 34 , получаем 204 и еще 29 сотен неразделенных.

    Примеры для 5 класса по математике на деление и умножение в столбик и уравнение

    3. 29 неразделенных сотен – это 290 десятков. Добавляем (сносим) к ним 8 десятков делимого, получаем третье неполное делимое 298 десятков.

    Примеры для 5 класса по математике на деление и умножение в столбик и уравнение

    При делении второго неполного делимого 298 десятков на делитель 34 получается 8 десятков, и еще 26 десятков неразделенных (как и в предыдущих действиях, я умножил 8 на 34 и результат отнял от 298 ). Поэтому, в частном, в разряде десятков записываем цифру 8 .

    Примеры для 5 класса по математике на деление и умножение в столбик и уравнение

    4. И наконец, 26 десятков – это 260 простых единиц. Добавляем (сносим) к ним 3 единицы делимого и получаем четвертое неполное делимое 263 единицы.

    Примеры для 5 класса по математике на деление и умножение в столбик и уравнение

    Разделив 263 единицы на 34 , получаем 7 полных единиц и 25 неразделенных. Записав в частном последнюю цифру разряда единиц, получаем окончательный ответ действия (textcolor ) и 25 в остатке.

    Примеры для 5 класса по математике на деление и умножение в столбик и уравнение

    Рассмотрим еще один пример. (textcolor ).

    Первое неполное делимое будет 253 сотни, количество цифр в частном – 3 .

    Делим 253 сотни на 63 , получается 4 полных сотни и неразделенная 1 сотня в остатке.

    Примеры для 5 класса по математике на деление и умножение в столбик и уравнение

    1 сотня = 10 десятков, добавляем (сносим) 2 десятка из делимого, получаем второе неполное делимое 12 десятков.

    Примеры для 5 класса по математике на деление и умножение в столбик и уравнение

    Но 12 не делится нацело на 63 части, то есть, нет ни одного целого десятка в каждой части. Значит, мы в частном в разряде десятков должны записать 0 , поскольку все 12 десятков оказались неразделенными. А к этим 12 десяткам (т.е. 120 сотням) добавить (снести) 6 единиц делимого.

    Примеры для 5 класса по математике на деление и умножение в столбик и уравнение

    Итак, запомните, что каждое неполное делимое образует в частном одну цифру соответствующего разряда и что даже если неполное делимое меньше делителя, то в частном все равно нужно записать нулевой результат этого действия.

    126 единиц делим на 63 , получается 2 единицы без остатка. Теперь мы можем записать окончательный ответ деления (textcolor ).

    Примеры для 5 класса по математике на деление и умножение в столбик и уравнение

    Итак, в общем виде алгоритм деления в столбик выглядит так:
    1. Находим первое неполное делимое и количество цифр в частном.
    2. Делим неполное делимое на делитель. Цифру, полученную в результате деления записываем ниже черты под делителем.
    3. Умножаем полученную цифру на делитель, результат записываем под неполным делимым.
    4. Ставим между ними знак минус и выполняем действие.
    5. К полученной разнице сносим цифру следующего разряда (если она есть) и получаем второе неполное делимое.
    6. Выполняем пункты 2-5 до тех пор, пока в делимом не останется ни одной неснесенной цифры.
    7. Если неполное делимое невозможно разделить на делитель, то в частном ставится 0 и к этому неполному делимому сносится следующая цифра.

    Видео:Уравнение. 5 класс.Скачать

    Уравнение. 5 класс.

    Деление на числа, заканчивающиеся нулями

    Как и в случае с умножением, деление чисел облегчается, если делитель заканчивается одним или несколькими нулями. Рассмотрим два возможных случая:

    • частный – когда делитель является единицей с нулями
    • общий – когда делитель любое число, оканчивающееся нулями.

    Рассмотрим первый случай.

    Деление на единицу с любым количеством нулей

    Единица с любым количеством нулей – это не что иное как единица соответствующего разряда. Например, 10 – это 1 единица разряда десятков, 1000 – это одна единица разряда тысяч, 10000000 – 1 единица разряда десятков миллионов и т.д.

    Следовательно, разделить число, к примеру, на 10 , 1000 , 10000000 и т.д. – это значит определить, сколько в нем содержится десятков, тысяч, десятков миллионов. А как узнать, сколько в каком-либо числе содержится единиц любого разряда я уже рассказывал в уроке разряды и классы. Для завершения действия деления нужно лишь записать в остаток число, которое получается из отбрасываемых нами цифр.

    Запишите:
    Чтобы разделить какое-нибудь число на единицу с любым количеством нулей, нужно отсчитать в делимом справа столько цифр, сколько нулей содержится в делителе; тогда все цифры, находящиеся слева от разделения, составят частное, а те, что справа – будут остатком.

    Деление на число, оканчивающееся нулями

    Рассмотрим на примере (textcolor ).

    Делитель здесь не что иное как 28 сотен. Логично предположить, что эти 28 сотен могут хотя бы один раз содержаться только в сотнях делимого. Значит, нам нужно определить, сколько в делимом всего единиц разряда сотен, и разделить их на 28 единиц разряда сотен делимого. А отброшенные цифры десятков и простых единиц добавятся к остатку.

    В числе 284556 всего 2845 сотен да еще 56 единиц. Разделим 2845 сотен на 28 сотен, получим частное 101 и 17 сотен неразделенными. Прибавив к неразделенным 17 сотням 56 единиц из делимого, получим 1756 . В этом числе делитель 2800 не помещается ни один раз, значит, 1756 – это остаток: (textcolor ) (остаток 1756).

    Примеры для 5 класса по математике на деление и умножение в столбик и уравнение

    Запишите:
    Чтобы разделить какое-нибудь число на число, заканчивающееся нулями, нужно отбросить мысленно нули в делителе, в делимом тоже отбросить мысленно такое же количество цифр, как и нулей в делителе. Получившееся число в делимом разделить на получившееся число в делителе, а к остатку прибавить (снести) те цифры делимого, которые отбросили ранее.

    Видео:таблица умножения школаСкачать

    таблица умножения школа

    Проверка деления

    Так как делимое – это делитель, умноженный на частное и плюс остаток, что следует из определения деления, то результат выполнения деления можно проверить умножением.

    Примеры для 5 класса по математике на деление и умножение в столбик и уравнение

    После того, как мы умножили частное 241 на делитель 33 , а к полученному произведению прибавили остаток 9 , мы получили число 7962 , что равно делимому. Значит, можно с большой уверенностью сказать, что действие деление выполнено верно.

    Если в результате действия деления не получилось остатка, то деление можно проверить и делением. Действительно, если делимое – это произведение делителя и частного, то разделив делимое на частное (один из сомножителей), мы должны получить второй сомножитель, то есть, делитель.

    Примеры для 5 класса по математике на деление и умножение в столбик и уравнение

    Свойства деления

    Свойства деления я представлю двумя группами:

    • действия с единицей и нулем;
    • распределительные свойства деления.

    Давайте рассмотрим каждую группу подробнее.

    Действия деления с единицей и нулем

    При делении числа на единицу получается то же самое число.

    Действительно, разделить число на единицу означает узнать, сколько единиц содержится в данном числе. А количество единиц в числе – это не что иное, как само это число.

    И ли вот, например, если 10 яблок нужно раздать одному человеку ( 10 поделить на 1 ), то ему все эти 10 яблок и достанутся, правда?

    При деление одинаковых чисел (числа на равное число) в результате будет 1 (единица).

    В самом деле, если все единицы какого-то числа разделить на количество частей, равное количеству единиц этого числа, то в каждая часть получит по 1 единице.

    Например, если 20 яблок раздать 20 школьникам, то каждому достанется по 1 яблоку.

    При делении нуля на любое число, отличное от нуля, в результате будет нуль.

    Разделить нуль на число означает найти такое число, умножив которое на данный делитель, мы получим в результате нуль. А такое число только одно – это нуль.

    На нуль делить нельзя, то есть, нуль не может выступать в роли делителя.

    При делении каких угодно чисел делителем может быть любое число, кроме нуля.

    Рассмотрим два случая: когда нулём является только делитель, и когда делимое и делитель оба нули.

    Пусть делимое равно какому угодно числу, отличному от нуля, например, 12 . Разделить число 12 на нуль – это значит найти такое число, которое при умножении на 0 дало бы в результате число 12 . Но как известно, если любое число умножить на 0 , то и получим тоже нуль. Следовательно, такого числа, какое нам нужно, не существует.

    Допустим, что делимое и делитель оба являются нулями. В этом случае нам нужно отыскать такое число, которое при умножении на 0 дало бы в результате 0 . А поскольку какое бы мы ни взяли число, при умножении его на 0 , получим тоже нуль, то частным может выступать любое число из бесконечного множества чисел, следовательно, какого-то определенного результата от такого деления быть не может.

    Распределительные свойства деления

    Чтобы найти частное от деления суммы на число, нужно поделить каждое слагаемое на это число, и найти сумму полученных частных.
    (textcolor ).
    При этом подразумевается, что все действия деления получаются без остатка.

    Например, чтобы найти результат деления суммы (textcolor ) на 8 , то есть, определить, какое количество восьмерок находится в сумме этих чисел, мы узнаем, сколько раз восьмерка содержится отдельно в каждом из чисел, а потом складываем полученные результаты.

    Так, в 24 находится 3 восьмерки, в 16 – две, в 48 – шесть, итого (textcolor ). А если мы сперва найдем значение всей суммы (textcolor ), и поделим ее на 8 , то ответ будет также (textcolor ).

    Чтобы найти частное от деления разности на число, нужно поделить на это число отдельно сперва уменьшаемое, а потом вычитаемое, после чего найти разность первого частного и второго.
    (textcolor )
    При этом также предполагается, что при делениях уменьшаемого и вычитаемого на число не получается остатков.

    Например: [textcolor ] Число 36 состоит из 6 шестерок, а 24 – из 4 шестерок, а забрав у 6 шестерок 4 шестерки, получим 2 шестерки. Такой же итог будет и если мы сперва у 36 отнимем 24 единицы (останется 12 ), а потом найдем, сколько в этой разнице содержится шестерок: (textcolor ).

    Чтобы найти частное от деления произведения на число, нужно поделить на него только один из сомножителей, а результат умножить на неизмененные остальные.
    (textcolor ).

    В самом деле, разделить, к примеру, (textcolor ) на 5 означает уменьшить произведение в 5 раз. А так как если уменьшить один из сомножителей в определенное количество раз, то и произведение уменьшится в это же количество раз, тогда нам достаточно разделить любое из чисел 20 , 25 или 35 на 5 , чтобы получить ответ:
    (textcolor ).

    Чтобы найти частное от деления числа на произведение, нужно это число поделить на первый сомножитель, результат деления поделить на второй сомножитель, полученное частное – на третий и так далее.
    (textcolor ).
    При этом предполагается, что при всех этих делениях не получается остатков.

    Допустим, нужно поделить 30 на произведение (textcolor ). Мы знаем, что деление – это разложение числа на равные части. Значит, разделив 30 единиц на 2 , мы находим, что в каждой из 2 равных частей содержится по 15 единиц. После этого мы эти 15 единиц делим на 3 равные части, и узнаем, что каждая из них содержит по 5 единиц.

    Примеры для 5 класса по математике на деление и умножение в столбик и уравнение

    На рисунке наглядно видно, что в итоге после применения этого правила, число 30 получилось разделенным на 6 равных частей.

    Изменение частного при изменении делимого и делителя

    При рассмотрении изменений частного в результате изменений делимого и делителя предполагается, что действие деление происходит без остатка. В противном случае изменения могут быть не такими, о которых идет речь ниже.

    При увеличении делимого в определенное количество раз, частное увеличится в это же количество раз, а при уменьшенииуменьшится.

    Если мы в примере (textcolor ) делимое увеличим, к примеру, в 3 раза, то мы можем переписать это выражение в виде (textcolor ). Используя свойство деления суммы на число, мы увидим, что теперь нам нужно сложить три слагаемых, каждое из которых равно начальному выражению: (textcolor ). Отсюда очевидно, что результат будет больше начального в 3 раза.

    Если мы в этом же примере (textcolor ) уменьшим делимое в 3 раза, то есть, разделим его на три равные части, то очевидно, что результат деления одной части на 6 будет в 3 раза меньше, чем результат деления трех таких же частей. Посмотрите сами. Начальное выражение (textcolor ) можно записать в виде: (textcolor ), а уменьшенное в 3 раза делимое даст нам только одно из трех таких слагаемых: (textcolor ).

    При увеличении делителя в определенное количество раз, частное уменьшится в это же количество раз, а при уменьшенииувеличится.

    Действительно, изменение делителя означает, что делимое необходимо разделить на большее или меньшее количество равных частей. Соответственно, если нужно разделить на большее число частей, то каждая часть будет меньше, чем изначально, а если делить на меньшее число частей, то каждая часть будет крупнее.

    В случае одновременного изменения делимого и делителя, частное может вести себя по-разному, или же вообще оставаться без изменений. Если нужно узнать, станет оно больше или меньше, нужно сперва посмотреть, как частное изменится после изменения делимого, а потом – как изменится после изменения делителя.

    При увеличении или уменьшении делимого и делителя в одинаковое количество раз, частное не меняется.

    Попробуйте самостоятельно доказать справедливость этого утверждения. Пишите в комментариях, получилось это, или нет.

    Насколько публикация полезна?

    Нажмите на звезду, чтобы оценить!

    Средняя оценка 3.4 / 5. Количество оценок: 5

    Поделиться или сохранить к себе: