Раздел 1. Математический анализ
Тема 1.4. Дифференциальные уравнения и их применения в медицине
1. Основные понятия и определения дифференциального уравнения.
2. Методы решения некоторых дифференциальных уравнений.
3. Применение дифференциальных уравнений первого порядка для решения задач.
Основные понятия и определения дифференциального уравнения
Опр. Равенство, связывающее независимую переменную х, неизвестную функцию у = f(x), а так же её производные y’,y”,….. y n , называется обыкновенным дифференциальным уравнением.
F(x,y.y’,y”………) = 0, где F – известная функция, заданная в некоторой фиксированной области; х – независимая переменная; у – зависимая переменная; y’,y”,….. y n – её производные.
Опр. Решением дифференциального уравнения называется функция у = f(x), которая будучи представлена в уравнении F(x,y.y’,y”………) = 0, обращает его в тождество. График этой функции называется интегральной кривой.
Пример 1.1. Дифференциальное уравнение 
Представим в виде: 


Методы решения некоторых дифференциальных уравнений
Выбор метода решения дифференциального уравнения зависит от его вида.
Дифференциальные уравнения первого порядка с разделяющимися переменными.
Уравнения вида 

После резделения переменных, когда каждый член будет зависеть только от одной переменной, общий интеграл уравнения находится почленным интегрированием: 
Решением этого уравнения будет: 
Пример 2.1. Найти решение уравнения: 
Разделим уравнение на множители, зависящие только от одной переменной: 
Проинтегрируем левую и правую части: 
Общее решение: 
Линейные дифференциальные уравнения первого порядка.
Опр. Уравнения вида: 

При 


При 

Применение дифференциальных уравнений первого порядка для решения задач
Этапы решения задач с помощью дифференциальных уравнений:
1. Оформить условия, в которых протекают изучаемые процессы;
2. Выбрать зависимые и независимые переменные;
3. Определить функциональные зависимости между ними
4. Решение уравнения;
5. Анализ полученных решений.
В уравнениях, описывающих медико-биологические процессы, в качестве независимой переменной чаще всего используется временная компонента.
Размножение бактерий
Если бактерии обитают в благоприятной среде, то скорость размножения бактерий пропорциональна размеру популяции. Такое предположение описывается дифференциальным уравнением: 


Вычислим определённые интегралы: 
Получим экспоненциальную кривую, которая зависит от времени и k. Если 


| N | 
| N0 | 
| k 0 | 
| t | 
Для определения значения k необходимо иметь дополнительные сведения об изменении численности бактерий за определённый промежуток времени.
Внутривенное введение глюкозы
При внутривенном введении с помощью капельницы скорость поступления глюкозы в кровь постоянна и равна с. В крови глюкоза разлагается и удаляется из кровеносной системы со скоростью, пропорциональной имеющемуся количеству глюкозы. Тогда дифференциальное уравнение, описывающее этот процесс, имеет вид: 

Это неоднородное линейное дифференциальное уравнение первого порядка, и его общее решение находиться по формуле: 
 
Тогда 
Частное решение уравнения 
При увеличении времени уровень глюкозы в крови приближается к 
Видео:Решение физических задач с помощью дифференциальных уравненийСкачать

ГЛАВА 3. Применение дифференциальных уравнений первого порядка для решения прикладных задач физики, биологии, медицины
Задача 1. Скорость размножения некоторых бактерий пропорциональна количеству бактерий, имеющихся в наличии в рассматриваемый момент времени t. Количество бактерий утроилось в течение 5 часов. Найти зависимость числа бактерий от времени.
Решение. Обозначим количество бактерий в момент времени t через x, тогда 
По условию задачи 
Потенцируем последнее выражение и получаем общее решение нашего дифференциального уравнения.
Найдем частное решение, соответствующее начальным условиям
При t=0, x=x0 
Чтобы найти искомую зависимость, определим коэффициент пропорциональности k. По условию задачи известно, что через 5 часов 
Прологарифмируем последнее выражение
Окончательно получаем 
Задача 2. При прохождении света через вещество происходит ослабление интенсивности светового потока, вследствие превращения световой энергии в другие виды энергии, т.е. происходит поглощение света веществом. Найти закон поглощения, если известно, что ослабление интенсивности пропорционально толщине слоя и интенсивности падающего излучения.
Решение. Исходя из условия задачи, можно сразу написать дифференциальное уравнение
 
где dI -ослабление интенсивности при прохождении слоя толщиной dx.
k -коэффициент пропорциональности.
Знак минус показывает, что интенсивность падает по мере прохождения слоя.
Проинтегрируем наше уравнение, предварительно разделив переменные
  
Исходя из того, что падающий на поверхность вещества свет имел интенсивность I=I0 , при x=0, найдем частное решение
  
Итак, мы получили закон поглощения света веществом ( закон Бугера), где 
k -натуральный показатель поглощения.
Задача 3. Известно, что механические свойства биологических объектов изучаются с помощью вязкоупругих моделей (поршень — пружина). Одной из найболее распространенных является модель Кельвина — Фойхта, состоящая из параллельно соединенных пружины и поршня (см. рис.1).
Рис. 4. Модель Кельвина — Фойхта
Найти зависимость деформации от времени 
Решение. Согласно условию задачи 


 
Проинтегрируем полученное дифференциальное уравнение от начального момента времени и нулевой деформации до текущих значений t и 
 
Потенцируя последнее выражение, получаем
Находим отсюда 
Как видно из полученной формулы, в рамках модели Кельвина — Фойхта деформация при постоянной нагрузке возрастает с течением времени. Это соответствует реальным материалам. Такое свойство материала названо текучестью.
Видео:18+ Математика без Ху!ни. Дифференциальные уравнения.Скачать

Интегрированный урок по математике и информатике “Применение дифференциальных уравнений при решении прикладных задач различных предметных областей, их анализ и графическая интерпретация”.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – гимназия №19
Интегрированный урок по математике и информатике
“ Применение дифференциальных уравнений
при решении прикладных задач
различных предметных областей,
их анализ и графическая интерпретация”.
Подготовили и провели:
Тюпин Владимир Владимирович;
учитель информатики и ИКТ
Кривоногов Константин Юрьевич.
2013-2014 учебный год
Тема урока: “Применение дифференциальных уравнений при решении прикладных задач различных предметных областей, их анализ и графическая интерпретация”.
1. Обобщение теоретического материала по теме «Неопределенный интеграл и дифференциальные уравнения».
2. Обобщение теоретического материала по теме «Прикладные среды и системы программирования для решения математических задач».
3. Исследовательская работа в группах.
4. Представление аналитического и графического решений поставленных задач.
5. Анализ результатов и выводы.
Цели и задачи урока.
1. Обобщение теоретического материала по темам: «Неопределенный интеграл и дифференциальные уравнения», «Прикладные среды и системы программирования для решения математических задач».
2. Отработка навыков решения дифференциальных уравнений аналитическим и графическим способами на основе прикладных задач предметов естественнонаучного цикла.
3. На основе полученных результатов сделать вывод о применении различных средств и методов математики и информатики к решению задач физики, химии, экологии.
Перед тем как вы начнете выполнять исследовательскую работу мы с вами должны повторить основные понятия и методы решения задач, непосредственно связанных с темой нашего урока.
1. Давайте вспомним как называется раздел математики, который мы сейчас изучаем.
2. Что называется интегральным исчислением?
Давайте вспомним базовые понятия интегрального исчисления.
3. Дайте определение первообразной функции f ( x ).
4. Что называется интегралом функции f ( x )?
Непосредственная ваша работа на уроке будет связана с решением дифференциальных уравнений. Так давайте же вспомним основные понятия связанные с ними.
5. Какое уравнение называют дифференциальным?
6. Что называется решением дифференциального уравнения?
7. Что значит решить задачу Коши для дифференциального уравнения?
Есть такое понятие связанное с дифференциальным уравнением, как порядок.
8. Что называют порядком дифференциального уравнения?
На доске представлены различные виды дифференциальных уравнений.
9. Назовите их и дайте соответствующие определения.
На доске представлены также различные виды решений линейных однородных дифференциальных уравнений второго порядка с постоянными коэффициентами.
10. От каких условий зависит появление того или иного решения данного дифференциального уравнения?
11. Что позволяет найти характеристическое уравнение?
Итак, повторив основные вопросы математики вам предстоит аналогичная работа и по информатике.
Повторив основные понятия по математике и информатики, относящиеся к теме нашего сегодняшнего урока у вас есть прекрасная возможность применить полученные знания на практике в процессе решения предложенных вам исследовательских задач.
На столе у каждой лаборатории лежат листочки с исследовательскими задачами. Каждой лаборатории предстоит сначала получить функциональную зависимость описывающую тот или иной процесс, составив и решив дифференциальное уравнение, а затем данное решение реализовать графически в среде Excel и Delphi . Это вам поможет сделать справочный материал по данной тематике так же находящийся у вас на столе.
Далее один представитель каждой лаборатории представляет нам математическую часть решения задачи на доске, а два других её графическую интерпретацию на экране.
На данном уроке мы с вами обобщили теоретический материал по темам «Неопределённый интеграл, дифференциальные уравнения» и «Прикладные среды и системы программирования для решения задач».
После чего успешно мы с вами увидели применение данного материала на практике при решении прикладных задач предметов естественнонаучного цикла.
На столах для каждого лежат листочки с домашним заданием, в котором вам предлагается решить прикладную задачу геометрического содержания способами, рассмотренными нами на уроке
Составьте уравнение кривой, для которой отрезок касательной между точками касания и осью ординат делится пополам в точке пересечения с осью абсцисс. Каковы начальные условия, если кривая проходит через точку А (1;3). Представить графическую интерпретацию решения данной задачи в прикладной среде и среде программирования.
Подводя итоги работы, можно сказать, что все учащиеся с заданием справились успешно и получают следующие отметки:
🎦 Видео
Откуда появляются дифференциальные уравнения и как их решатьСкачать

Поле направлений дифференциального уравнения первого порядкаСкачать

Дифференциальные уравнения: задача 2Скачать

2. Дифференциальные уравнения с разделяющимися переменными. Часть 1.Скачать

Решение дифференциальных уравнений ДИФФУРЫСкачать

Задача Коши ➜ Частное решение линейного однородного дифференциального уравненияСкачать

Дифференциальные уравнения. 11 класс.Скачать

Олегу Тинькову запрещён вход на Мехмат МГУСкачать

Решение физических задач с помощью дифференциальных уравнений. Часть 2Скачать

Игорь Усовик: Насколько опасен космический мусор?Скачать

Решение дифференциальных уравнений. Практическая часть. 11 класс.Скачать

Частное решение дифференциального уравнения. 11 класс.Скачать

Как распознать талантливого математикаСкачать

«Пример применения дифференциальных уравнений при решении инженерных задач»Скачать

Решение физических задач при помощи диффуров | Дифференциальные уравненияСкачать

































