Учебный год: 2009 / 2010
Материалы работы: 580318.zip * (23 кБ)
- Описание работы:
- Способы решения диофантовых уравнений и их применение для решения экономических задач
- Исследовательская работа по математике по теме: “Диофантовы уравнения, типы и способы решения»
- Основая часть.
- 1.Историческая справка.
- 3. Диофантовы уравнения в заданиях С5 ЕГЭ.
- 4.Практическое применение теории диофантовых уравнений.
- Заключение.
- 🎦 Видео
Описание работы:
Самые разные задачи практического содержания часто приводят к уравнениям, в которых неизвестные по своему смыслу могут принимать только целочисленные значения. Уравнения в целых числах рассматривались ещё в глубокой древности. Особенно много ими занимался александрийский математик Диофант, имя которого и носят уравнения в целых числах. В данной работе разобраны примеры применения этих уравнений в разных жизненных ситуациях.
Видео:Как распознать талантливого математикаСкачать
Способы решения диофантовых уравнений и их применение для решения экономических задач
Обоснование выбора темы:Посещая занятия заочной математической школы при МГУ им. М.В.Ломоносова, планируя направление своего дальнейшего обучения, мы задумались над влиянием развития математической науки на окружающий человека мир. Часто в жизни людей встречаются задачи, приводящие к решению диофантовых уравнений, которые необходимо быстро и правильно решать. Например, очень важно для пенсионеров, живущих в частном секторе, где необходимо провести газ, решить такую задачу:Для газификации жилого дома требуется проложить газопровод протяженностью 150 м. Имеются трубы 13 м и 9м длиной. Сколько требуется труб, чтобы не приходилось их разрезать при прокладке газопровода.
Думаем, что для нефтяников очень важно уметь решать задачи такого типа: Надо разлить 1500 т. нефти в цистерны емкостью в 50 т. и 80 т. так, чтобы все использованные цистерны были полными. Сколько цистерн той или другой емкости потребуется?
Актуальной задачей для наших сверстников, которые стремятся самореализоваться в современных условиях, стала такая: Евгений работает летом в кафе«Баскин Робинс».За каждый час ему платят 10 р. И высчитывают 2 р. за каждую разбитую тарелку. На прошедшей неделе он заработал 180 р. Определите, сколько часов он работал и сколько разбил тарелок, если известно, что он работает не более 3 ч в день.
Даже директору нашей школы, далекому от изучения математики, пришлось решать задачу, сводящуюся к решению уравнений с несколькими переменными: Школа получила 1 млн. руб. на приобретение учебного оборудования (на всю сумму без остатка). Администрации школы предложили, оборудование стоимостью 3000, 8000 и 12000 руб. за единицу. Сколькими способами школа может закупить это оборудование? Выбрать один из способов.
Мы предполагаем, что существуют способы решения уравнений с двумя переменными, которые позволяют решить многие прикладные задачи экономического содержания эффективно и экономично даже населению, не имеющему специальной математической подготовки.
1. Научиться самим и научить других решать диофантовы уравнения эффективными методами.
2. Применить эти методы решения к задачам из жизни человека, а также к задачам, предлагаемым на вступительных экзаменах в ВУЗы и в олимпиадных заданиях.
3. Распространить информацию через:
— составление сборника задач с решениями в помощь всем интересующимся людям, учителям и школьникам;
— публикацию методических рекомендаций на сайте школы.
Задачи:
-исследовать методы решения задач, приводимых к уравнениям первой степени с двумя переменными, выбрав самые удобные и простые;
-решить задачи из жизни, вступительных экзаменов в ВУЗы экономического направления и олимпиадных заданий, применив изученные методы.
— разработать методическое пособие для всех интересующихся (подобрать или самим составить задачи с экономическим содержанием, приводящие к решению уравнений с двумя переменными).
Этапы и организация работы:
1. Изучение литературы по данному вопросу.
2. Изучение способов решения диофантовых уравнений.
3. Подборка задач экономического содержания, в том числе задач со вступительных экзаменов в ВУЗы и из жизни человека.
4. Решение подобранных задач при помощи уравнений с двумя переменными разными способами. Поиск наиболее оптимальных их решений.
5. Оформление работы.
6. Создание сборника задач в помощь учителям и школьникам.
Объектом работыявляется теория решения диофантовых уравнений первой степени.
Предмет исследования:способы решения диофантовых уравнений.
Методы исследования:
· Поиск, изучение и обобщение теоретического материала при чтении научной литературы
· Изучение статей в журналах
· Поиск информации в сети Интернет
· Подбор и поиск решения экономических задач из окружающей жизни.
Основные выводы:
Итак, научившись решать уравнения с двумя переменными, применять их для решения экономических задач, мы выбрали для себя наиболее удобные способы: при помощи алгоритма Евклида и при помощи компьютера.
Составленный сборник задач экономического содержания для обучающихся, которые интересуются данным вопросом; учителей, преподающих курсы по выбору, элективные курсы; возможно, для экономистов и инженеров, решающих хозяйственные вопросы и всех интересующихся, поможет в освоении способов решения таких задач.
Практическая значимость работы:
1. Создание сборника задач с решениями для практического использования.
2. Применение населением для решения практических хозяйственных задач.
3. Помощь школьникам при подготовке к поступлению в ВУЗы.
4. Помощь учителям в организации внеклассной, факультативной работы с обучающимися.
Видео:#86. Делимость и диофантовы уравнения! ТРУДНАЯ ЗАДАЧА!Скачать
Исследовательская работа по математике по теме: “Диофантовы уравнения, типы и способы решения»
Международная научно-практическая конференция
«Первые шаги в науку»
Исследовательская работа по математике по теме:
“Диофантовы уравнения, типы и способы решения»
Предметная область: математика
Работу выполнила:Хомякова Ольга, ученица 10 класса
Учитель:, учитель математики
МБОУ средняя школа №4 с углубленным изучением отдельных предметов
2.Виды диофантовых уравнений и их классификация
3. Диофантовые уравнения в части С ЕГЭ-13
4. Практическое применение теории диофантовых ур-ний -16
В школьном курсе математики диофантовы уравнения практически не изучаются, но, например, в заданиях группы С6 в ЕГЭ встречаются уравнения 2-ой степени. Также с этими заданиями я сталкивалась в математических олимпиадах. Я заинтересовалась этой темой для того, чтобы успешно сдать Единый Государственный Экзамен и принимать участие в олимпиадах и конкурсах. Помимо этого, меня заинтересовала практическая направленность области этой темы.
Предметная областью моего исследования является математика.
Объект работы — диофантовы уравнения, типы и способы их решения.
1. Повысить уровень математической культуры ;
2. Развить в себе навыки исследовательской деятельности в области математики;
3. Научиться самой и научить других решать диофантовы уравнения эффективными методами;
4. Применять эти методы решения к задачам из повседневной жизни человека, а также к задачам, предлагаемым на вступительных экзаменах в ВУЗы и в олимпиадных заданиях;
5. Классифицировать методы решений дифференциальных уравнений;
6. Составить сборник задач с решениями в помощь ученикам нашей школы.
1. изучить исторические корни ;
2. научиться пользоваться научной литературой, строить графики в современных компьютерных программах, быстро и грамотно находить информацию в интернете;
3. исследовать методы решения задач, приводимых к уравнениям первой степени с двумя переменными, выбрав самые удобные и простые;
4. научиться решать задачи из повседневной жизни, вступительных экзаменов в ВУЗы экономического направления и олимпиадных заданий, применив изученные ранее методы;
5. разработать методическое пособие для всех интересующихся (подобрать или самим составить задачи с экономическим содержанием, приводящие к решению уравнений с двумя переменными).
Методы исследования : анализ, синтез, сравнение, противопоставление, ранжирование, прогнозирование, наблюдение.
Гипотеза: изучив типы, классифицировав диофантовы уравнения по способам решения можно успешно справиться с решением текстовых задач, задач с практическим содержанием и с частью заданий С6 ЕГЭ.
1. Изучение истории появления диофантовых уравнений, основной литературы по этой теме;
2. Изучение способов и методов решения диофантовых уравнений;
3. Попытка их классификации ;
4. Поиск практической значимости данной темы.
Видео:Как решать Диофантовы уравнения ★ 9x+13y=-1 ★ Решите уравнение в целых числахСкачать
Основая часть.
Видео:Алексей Савватеев "Диофантовы уравнения". Лекции 1-2Скачать
1.Историческая справка.
Диофант( вероятно 3 в. н. э. – древнегреческий математик из Александрии)
Диофантовы уравнения – алгебраические уравнения или системы алгебраических уравнений с целыми коэффициентами, у которых отыскиваются целые или рациональные решения.
Эти уравнения названы по имени Диофанта ( вероятно 3 в. н. э. – древнегреческий математик из Александрии), изучавшего такие уравнения.
Диофант представляет одну из наиболее трудных загадок в истории науки. Нам неизвестно ни время, когда он жил, ни предшественники, которые работали бы в той же области. Достаточно решить уравнение первой степени с одним неизвестным – и мы узнаем, что Диофант прожил 84 года.
Наиболее загадочным представляется творчество Диофанта. До нас дошло шесть из тринадцати книг, которые были объединены в “Арифметику”, стиль и содержание этих книг резко отличается от классических античных сочинений по теории чисел и алгебры, образцы которых мы знаем по “Началам” Евклида, его “Данным”, леммам из сочинений Архимеда и Аполлония. “Арифметика”, несомненно, явилась результатом многочисленных исследований, которые остались совершенно неизвестными. Число неизвестных диофантовых уравнениях превосходит число уравнений, и поэтому иногда их называют неопределенными.
Диофантовы уравнения впервые обстоятельно исследовались в книге Диофанта “Арифметика”. Такие уравнения имеют некоторые особенности:
1. Они сводятся к уравнениям или системам уравнений с целочисленными коэффициентами.
2. Требуется найти только целые, часто натуральные решения.
2. Определение, виды диофантовых уравнений и способы их решений.
Итак, диофантовым уравнением для целочисленных переменных х 1 , х 2 , …, х n называется уравнение, которое может быть приведено к виду
Где Р — некоторый многочлен от указанных переменных с целыми коэффициентами.
Простейшим диофантовым уравнением является уравнение вида ax + by = c , где a и b – целые взаимно простые числа. Такое диофантово уравнение имеет бесконечное число решений: если x 0 и y 0 – одно решение, то числа x = x 0 + bn и y = y 0 — an ( где n — любое целое число ) также будут решениями, которыми исчерпывается вся совокупность решений.
Виды диофантовых уравнений:
Итак, я предлагаю рассмотреть решение следующего уравнения:
Так как 8 и 9 взаимно простые числа, т. е. наибольший общий делитель 8 и 9 равен 1 то решение существует. Одно из решений найдем подбором:
x 0 =2, y 0 =3. Остальные решения вычисляются по формулам:
x = x 0 + bn
Если наибольший общий делитель d коэффициентов а и b больше 1, а свободный член с не делится на d , то уравнение ах + by = c не имеет решений в целых числах.
А теперь рассмотрим линейное диофантово уравнение, которое не имеет целых решений:
Для доказательства того, что это уравнение не имеет целых решений, необходимо вынести за скобки общий множитель 5, получим 5( x +7 y )=17 . Тогда левая часть уравнения делится на 5, а правая часть на 5 не делится. Значит, уравнение не имеет решений в целых числах.
Любое уравнение ах + by = с , где НОД(а, b ) = 1, имеет хотя бы одно решение в целых числах.
К диофантовому уравнению приводит и такая задача:
На покупку нескольких открыток по 11 рублей и конвертов по 13 рублей потратили всего 61 рубль. Сколько купили открыток?
Давайте обозначим число открыток через х, а число конвертов через y , то задача сводится к уравнению 11 x +13 y =61 . Очевидно, что по условию задачи здесь пригодны лишь целые положительные числа. Методом подбора найдем такие числа. Данное уравнение имеет только одно такое решение: x =2, y =3 .
Еще в Древнем Вавилоне родилась задача о построении прямоугольного треугольника с попарно соизмеримыми сторонами. Соизмеримость сторон означает, что найдется такой масштаб, в котором катеты и гипотенуза будут выражаться натуральными числами x и y , но тогда:
Таким образом, вавилонская задача сводится к задаче построения всех троек натуральных чисел x , y , z удовлетворяющих предыдущему уравнению. Пифагорейцы нашли способ построения всех его решений. Но, возможно, этот способ был найден еще раньше в Вавилоне и Индии. Так или иначе, решения ( x , y , z ) уравнения x ^2+ y ^2= z ^2 принято называть пифагоровыми тройками: x =2 n +1; y =2 n ( n +1) ; z =2 n ^2+2 n +1 , n принадлежит Z . Примеры пифагорейских троек: 3, 4, 5; 6, 8, 10; 5, 12, 13.
Однако эти формулы не дают возможности найти все пифагорейские тройки чисел, имеющие выбранное исходное число. Формулы Пифагора и Платона и их различные модификации дают только частные решения. Приведем еще примеры пифагорейских троек чисел, которые нельзя получить по указанным формулам: 72, 65, 97; 72, 320, 328.
Эти и другие пифагорейские тройки чисел дает вавилонская клинописная табличка, относимая к эпохе гг. до н. э. Метод вавилонян дает возможность найти все пифагорейские тройки, содержащие выбранные исходные числа.
Известный в теории диофантовых уравнений является проблема Ферма ( Пьер Ферма ( ) – французский математик). Эта проблема носит название великой теоремы Ферма.
Она была сформулирована Ферма примерно в 1630 году на полях книги Диофанта “Арифметика”. Общее доказательство получил английский математик Уайлс в 1995 году.
2уравнения второй степени:
Я предлагаю вам решить 4 уравнения:
Итак, попробуем найти решение для первого уравнения:
Так как число 11 имеет делители только 1 и 11, то возможны следующие сочетания сомножителей:
1. x =1,
Тогда x=1, y=10.
Тогда x=11, y= -10
Тогда x= -1, y= -10
Тогда x= -11, y= 10
Ответ запишем в следующем виде: (1;10), (11;-10), (-1;-10), (-11;10).
Задачу №2 я предлагаю решить аналогичным способом, при помощи 4 систем.
1. х=2,
Тогда х=2, у=1/3 (т. е. система не имеет решения в целых числах).
2. х=1,
Тогда х=1, у=-1/3 (т. е. система не имеет решения в целых числах).
Тогда х=-1, у=1/3 (т. е. система не имеет решения в целых числах).
Тогда х=-2, у=-1/3 (т. е. система не имеет решения в целых числах).
Из этих пар чисел видно, что уравнение не имеет решений в целых числах.
Задачу № 3 тоже можно решить при помощи 4 систем. Решив системы, получим следующие пары чисел: ( 0;-1), (0;1), ( y =4/5), ( y = -4/5)
Последние две системы не имеют целых решений, следовательно, ответ: (0;-1),(0;1).
Последнее уравнение не похоже на 3 предыдущих.
Преобразуем заданное уравнение (вынесем за скобки y и вычтем и прибавим число 3):
В результате преобразований получаем уравнение:
Так как число 2 может быть представлено 4 способами в виде произведения целых чисел 2= (-2) * (-1); 2=( -1) * ( -2); 2=1 * 2; 2= 2*1, то возможны четыре системы. Из них получаем четыре пары чисел (1; -2), (2; -3), ( 4;1), (5;0). Ответом этого уравнения будут являться все 4 пары.
Запишем данное уравнение в виде (3 x – y ) * (3 x + y )=14 . Так как число 14 с учетом порядка следования множителей может быть представлено в виде произведения целых чисел следующим образом: 14=( -2) * (-7); 14=( -7) *(-2); 14=( -1) * ; 14= (-14) * (-1); 14= 2 * 7; 14= 7 * 2; 14= 1* 14; 14= 14* 1, то будет 8 случаев.
Решив все 8 систем, мы получаем дробные значения, а значит, что это уравнение не имеет решений в целых числах.
Разложим левую часть заданного уравнения на линейные множители: Уравнение примет вид: (3 x + 2 y )( x + y )=7
Так как 7 число простое, то оно равно произведению двух целых чисел в четырех случаях. Решив все 4 системы, получим пары чисел (-5;4), (5; -4), ( -13;20), ( 13;-20). Эти числа и будут ответом.
x^2 + y^2 – 2x + 4y=-5
В левой части уравнения выделим полный квадрат:
x^2 – 2x + 1 + y^2 + 4y + 4=0
Сумма квадратов равна 0 лишь в одном случае
( x – 1) ^ 2=0 ,
Решив систему, получим, что x = 1, y = -2
x^2 – 6x + y^2 + 6y + 18=0
Докажем, что это уравнение имеет единственное целочисленное решение.
В левой части уравнения выделим полные квадраты :
( x – 3 )^2 + ( y + 3 )^2=0
Данное уравнение имеет решение, когда
x – 3=0,
Теперь я предлагаю рассмотреть графический метод решения диофантовых уравнений.
Алгоритм построения графика уравнения ах + by + с = 0:
1. Придать переменной х конкретное значение х= х1; найти из уравнения ах1 + by + c = 0 соответствующее значение y = y 1.
2. Придать переменной х другое значение х=х2; найти из уравнения ах2 + by + c = 0 соответствующее значение y = y 2.
3. Построить на координатной плоскости х Oy две точки (х1;у1) и (х2;у2).
4. Провести через эти две точки прямую – она и будет графиком уравнения ах + by + с = 0.
Так, например, уравнение 5 x + 7 y =17 можно решить графическим методом, изобразив прямую 5 x + 7 y = 17, и определив на этой прямой точки, обе координаты которых будут в данном случае натуральными числами.
Целые решения: (2 ;1),( 9;-4), ( 16;-9),(-5;6),(-12;11)
Видео:Решение диофантовых уравненийСкачать
3. Диофантовы уравнения в заданиях С5 ЕГЭ.
Необходимо найти все пары (х, у) целых чисел, удовлетворяющих системе неравенств:
x ^2 + y ^2 x – 20 y – 166, (1)
Рассмотрим на координатной плоскости области, которые описываются заданными неравенствами. А затем выберем в них лишь точки с целочисленными координатам х, у.
Получаем два случая:
1) Неравенство (1) путем выделения полных квадратов сводится к условию
Т. е. описывает внутренность круга с центром А(9; -10) и радиусом R 1=√15 .
2) Неравенство (2) сводится к виду
Т. е. описывает внутренность круга с центром В(16; -6) и радиусом R 2=√21 .
Единственной точкой, принадлежащей одновременно двум кругам, будет точка М( 12; -8). Это выясняется подстановкой в систему числовых значений координат всех узлов квадратной сетки, соседних с точкой М.
Найти наименьшее значение суммы тогда в области
Решением данного неравенства является область, ограниченная окружностью радиусом 2 с центром в точке O (1;-2)
Пусть искомое значение , тогда
Угловой коэффициент равен -1, – значение координаты y при x =0.
Треугольник ABC прямоугольный. Чтобы найти c , достаточно найти ординату точки B . Для этого найдем координаты точек A и B . Зная, что точки лежат на прямой с точкой O (1;-2), т. е. на прямой , и на окружности , решим систему
A ( ) C ( ; )
Согласно рисунку ;
B ( ; )
Ответ:
Видео:Уравнение, которое меняет взгляд на мир [Veritasium]Скачать
4.Практическое применение теории диофантовых уравнений.
Неожиданно, лет 20-30 назад, было осознано, что эту чисто абстрактную теорию можно использовать для построения алгоритмов, которые нужны для криптографии, чтобы зашифровывать и безопасно передавать секретные сообщения, а также снимать и класть деньги в банкоматах и т. п. Теория эта оказалась востребована на практике. Яркий пример: в девяностые годы, когда математикам есть было нечего, многие уехали за границу, но многие и остались здесь, и некоторые математики из провинциальных институтов успешно сотрудничали с банками. Банкиры обратились к ним с просьбой помочь в переводе денег из дальних регионов в Москву. В России есть целая Академия криптографии и научно-исследовательские организации, которые используют такие разработки.
Знаменитый мост Золотые Ворота был построен с применением диофантовых уравнений.
Мост Золотые Ворота
Видео:Диофантовы уравнения x²+xy-y=2Скачать
Заключение.
В процессе исследования типов диофантовых уравнений мне удалось их классифицировать по способам решения, выработать алгоритм решения некоторых распространенных видов этих уравнений, научиться решать текстовые задачи, успешно справляться с заданиями части С ЕГЭ, о чем свидетельствует диплом 2 степени на всероссийской дистанционной олимпиаде по математике на сайте «Инфоурок. Ру.»
Данная исследовательская работа дала мне возможность совершенствовать навыки работы с научно-популярной литературой и освоить программы графопостроители.
Говоря о практическом использовании полученных результатов нельзя не вспомнить слова Алексея Николаевича Крылова: «Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле».
🎦 Видео
Линейные диофантовы уравненияСкачать
Математика. Линейные диофантовы уравнения с двумя неизвестными. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»Скачать
Диофантовы уравнения x+y=xyСкачать
Решите уравнение в целых числах 3x^2+5y^2=345 ✱ Диофантовы уравнения ✱ Как решать?Скачать
Как из хаоса рождается порядок? [Veritasium]Скачать
Химия | Молекулярные и ионные уравненияСкачать
Диофантовы уравнения x³-y³=91Скачать
Решите уравнение в целых числах 5x-4y=3 ➜ Как решать Диофантовы уравнения?Скачать
Алгебра 7 класс (Урок№50 - Линейные диофантовы уравнения.)Скачать
Алексей Савватеев "Теория игр. Лекция 1. Игра в мафию"Скачать
Нелинейное диофантово уравнение в простых числах (Олимпиады)Скачать
Уравнение Диофанта и его приложения | Алексей Савватеев, лекторий НЦФМСкачать