При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

При каких значениях а уравнение ax ^ 2 + 3x + 2a ^ 2 — 3 = 0 имеет только целые корни?

Математика | 10 — 11 классы

При каких значениях а уравнение ax ^ 2 + 3x + 2a ^ 2 — 3 = 0 имеет только целые корни.

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

$ax^2+3x+2a^2-3=0\ D=3^2-4a(2a^2-3)=9-8a^3+12a\ D textgreater 0 |pri|a textless frac\ x_=frac<-3pmsqrt>\ a=frac= textgreater D=0= textgreater x=frac<2*frac>=-1\ a=0 or pmsqrt<frac>= textgreater D=9= textgreater x_=frac= left < <atop > right. \ a=-2= textgreater D=49= textgreater x_=frac= left < <atop > right. \$.

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

Содержание
  1. Прошу, помогите?
  2. При каком значение а уравнение ах — (х + 2) = 3 не имеет корней?
  3. №1 при каких значениях a уравнения ax = 10a + 1 а) имеет один корень б)имеет бесконечно много корней в)не имеет корней №2 а)найдите все целые значения m, при которых корень уравнения mx = — 8 является?
  4. Пожалуйста, помогите?
  5. Помогите решить задачу : дано уравнение ax = — 8 укажите значения а, при котором 1)уравнение не имеет корней 2)укажите все целые значения а, при которых корнем уравнения является натуральное число?
  6. 10. При каком наименьшем целом значении параметра уравнение х ^ 4 — 8x ^ 2 — a = 0 имеет ровно 4 корня?
  7. Как узнать, какое уравнение имеет один корень, какое не имеет корней и какое имеет бесконечное множество корней?
  8. При каком значении параметра a уравнение не имеет действительных корней?
  9. При каких значениях k уравнение kx ^ 2 — (k ^ 2 + 4)x + 4k = 0 имеет только целые корни?
  10. При каком значении а уравненние : 3ах = 5 не имеет корней?
  11. Квадратные уравнения с параметром
  12. Исследование квадратного многочлена
  13. Квадратные уравнения с параметром
  14. 🎬 Видео

Видео:Найти все p, при которых уравнение имеет целые корни. Задача с параметромСкачать

Найти все p, при которых уравнение имеет целые корни. Задача с параметром

Прошу, помогите?

Дано уравнение ах = — 4 Укажите значение а, при котором : 1) уравнение не имеет корней 2) укажите все целые значения а, при которых корнем уравнения является натуральное число.

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

Видео:5. ПРИ КАКИХ ЗНАЧЕНИЯХ ПАРАМЕТРА УРАВНЕНИЕ ИМЕЕТ КОРЕНЬ, РАВНЫЙ ЧИСЛУ ... ?Скачать

5. ПРИ КАКИХ ЗНАЧЕНИЯХ ПАРАМЕТРА УРАВНЕНИЕ ИМЕЕТ КОРЕНЬ, РАВНЫЙ ЧИСЛУ ... ?

При каком значение а уравнение ах — (х + 2) = 3 не имеет корней?

При каком значение а уравнение ах — (х + 2) = 3 не имеет корней.

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

Видео:Что такое параметр? Уравнения и неравенства с параметром. 7-11 класс. Вебинар | МатематикаСкачать

Что такое параметр? Уравнения и неравенства с параметром. 7-11 класс. Вебинар | Математика

№1 при каких значениях a уравнения ax = 10a + 1 а) имеет один корень б)имеет бесконечно много корней в)не имеет корней №2 а)найдите все целые значения m, при которых корень уравнения mx = — 8 является?

№1 при каких значениях a уравнения ax = 10a + 1 а) имеет один корень б)имеет бесконечно много корней в)не имеет корней №2 а)найдите все целые значения m, при которых корень уравнения mx = — 8 является целым числом б)корень уравнения (m — 1)x = 18 ЗАРАНИЕ СПАСИБООО))).

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

Видео:При каких значениях параметра уравнение имеет единственный кореньСкачать

При каких значениях параметра уравнение имеет единственный корень

Пожалуйста, помогите?

При каких значениях p уравнение x(в квадрате) – 6x + 8 = p : а) не имеет корней ; б) имеет один корень ; в) имеет два корня?

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

Видео:Самая сложная тема из ЕГЭ. Задание с ПАРАМЕТРОМ | Математика TutorOnlineСкачать

Самая сложная тема из ЕГЭ. Задание с ПАРАМЕТРОМ | Математика TutorOnline

Помогите решить задачу : дано уравнение ax = — 8 укажите значения а, при котором 1)уравнение не имеет корней 2)укажите все целые значения а, при которых корнем уравнения является натуральное число?

Помогите решить задачу : дано уравнение ax = — 8 укажите значения а, при котором 1)уравнение не имеет корней 2)укажите все целые значения а, при которых корнем уравнения является натуральное число.

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

Видео:#118 Урок 43 Квадратные уравнения. Параметры. При каком значении параметра уравнение имеет 1 корень.Скачать

#118 Урок 43 Квадратные уравнения. Параметры. При каком значении параметра уравнение имеет 1 корень.

10. При каком наименьшем целом значении параметра уравнение х ^ 4 — 8x ^ 2 — a = 0 имеет ровно 4 корня?

10. При каком наименьшем целом значении параметра уравнение х ^ 4 — 8x ^ 2 — a = 0 имеет ровно 4 корня?

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

Видео:Уравнения с параметром. Алгебра, 8 классСкачать

Уравнения с параметром. Алгебра, 8 класс

Как узнать, какое уравнение имеет один корень, какое не имеет корней и какое имеет бесконечное множество корней?

Как узнать, какое уравнение имеет один корень, какое не имеет корней и какое имеет бесконечное множество корней?

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

Видео:6. ПРИ КАКИХ ЗНАЧЕНИЯХ ПАРАМЕТРА УРАВНЕНИЕ НЕ ИМЕЕТ КОРНЕЙСкачать

6. ПРИ КАКИХ ЗНАЧЕНИЯХ ПАРАМЕТРА УРАВНЕНИЕ НЕ ИМЕЕТ КОРНЕЙ

При каком значении параметра a уравнение не имеет действительных корней?

При каком значении параметра a уравнение не имеет действительных корней?

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

Видео:Параметр. Общий корень квадратных уравнений.Скачать

Параметр. Общий корень квадратных уравнений.

При каких значениях k уравнение kx ^ 2 — (k ^ 2 + 4)x + 4k = 0 имеет только целые корни?

При каких значениях k уравнение kx ^ 2 — (k ^ 2 + 4)x + 4k = 0 имеет только целые корни.

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

Видео:Целое уравнение и его корни. Алгебра, 9 классСкачать

Целое уравнение и его корни. Алгебра, 9 класс

При каком значении а уравненние : 3ах = 5 не имеет корней?

При каком значении а уравненние : 3ах = 5 не имеет корней.

На странице вопроса При каких значениях а уравнение ax ^ 2 + 3x + 2a ^ 2 — 3 = 0 имеет только целые корни? из категории Математика вы найдете ответ для уровня учащихся 10 — 11 классов. Если полученный ответ не устраивает и нужно расшить круг поиска, используйте удобную поисковую систему сайта. Можно также ознакомиться с похожими вопросами и ответами других пользователей в этой же категории или создать новый вопрос. Возможно, вам будет полезной информация, оставленная пользователями в комментариях, где можно обсудить тему с помощью обратной связи.

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

М + з + о + ж = 600 гр. З + м = 2 / 3 * 600 = 400 гр. , отсюда м = 400 — з з + о = 3 / 4 * 600 = 450 гр. , отсюда о = 450 — з з + ж = 3 / 5 * 600 = 360 гр. , отсюда ж = 360 — з 400 — з + з + 450 — з + 360 — з = 600 — 2з = — 1 210 + 600 з = 610 / ..

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

1 / 200 = 0. 005 5м * 0, 005 = 0, 025.

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

1) способ. УравнениеПусть одна сторона прямоугольника равна х см. Тогда вторая сторона равна х + 12 см. Периметр прямоугольникаР = (x + x + 12) · 2 = 4x + 24По условию периметр равен 1 м = 100 см. 4x + 24 = 100 ; 4x = 76 ; x = 19 см ; x + 12 = 19..

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

На улице играло 5 кенгуру. Прискакало еще 3. Сколько теперь кенгуру.

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

А где сам вопрос? А так помогу.

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

1) 8÷2 = 4 2)400 * 1 / 5 = 80 3)200÷1 / 4 = 800 4)7×4 = 28.

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

Половина арбуза — 4 кг яблока — 80 г Площадь всего участка — 800 м² Всего 28 учеников.

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

Р = 2 * (7 + 4) = 2 * 11 = 22 (см). Периметр это по — сути сумма длин всех сторон. Можно было бы и так : 7 + 7 + 4 + 4 = 22 (см).

Видео:ЕГЭ профиль. Задача 18. Задача с параметром. Целые корниСкачать

ЕГЭ профиль. Задача 18. Задача с параметром. Целые корни

Квадратные уравнения с параметром

Уравнение называется квадратным, если имеет вид (ax^2+bx+c=0,) где (a,b,c) — любые числа ((a≠0)). При этом надо быть внимательным, если (a=0), то уравнение будет линейным, а не квадратным. Поэтому, первым делом при решении квадратного уравнения с параметром, рекомендую смотреть на коэффициент при (x^2) и рассматривать 2 случая: (a=0) (линейное уравнение); (a≠0) (квадратное уравнение). Квадратное уравнение часто решается при помощи дискриминанта или теоремы Виета.

Видео:Как разобраться в корнях ? Квадратный корень 8 класс | Математика TutorOnlineСкачать

Как разобраться в корнях ? Квадратный корень 8 класс | Математика TutorOnline

Исследование квадратного многочлена

Чтобы решить квадратное уравнение с параметром, нужно понять, при каких значениях параметра существуют корни, и найти их, выразив через параметр. Обычно это делается просто через анализ дискриминанта. (см. пример 1) Но иногда в задачах с параметром просят найти такие значения параметра, при которых корни принадлежат определенному числовому промежутку. Например:

  • Найдите такие значения параметра, чтобы оба корня были меньше некоторого числа (γ): (x_1≤x_2 0)); ветки параболы направлены вниз ((a 0). Значит, между корнями функция принимает отрицательные значения, а вне этого отрезка – положительные. Так как наше число (γ) должно по условию лежать вне отрезка ((x_1,x_2)), то (f(γ)>0).
  • (a 0). Этим условием мы накладываем ограничение, что наши корни должны лежать слева или справа от числа (γ).

В итоге получаем:

если (a*f(γ) 0), то (γ∉(x_1,x_2)).

Нам осталось наложить условие, чтобы наши корни были слева от числа (γ). Здесь нужно просто сравнить положение вершины нашей параболы (x_0) относительно (γ). Заметим, что вершина лежит между точками (x_1) и (x_2). Если (x_0 0, \x_0 При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

При каких значениях параметра a уравнение $$a(a+3) x^2+(2a+6)x-3a-9=0$$ имеет более одного корня?

1 случай: Если (a(a+3)=0), то уравнение будет линейным. При (a=0) исходное уравнение превращается в (6x-9=0), корень которого (x=1,5). Таким образом, при (a=0) уравнение имеет один корень.
При (a=-3) получаем (0*x^2+0*x-0=0), корнями этого уравнения являются любые рациональные числа. Уравнение имеет бесконечное количество корней.

2 случай: Если (a≠0; a≠-3), то получим квадратное уравнение. При положительном дискриминанте уравнение будет иметь более одного корня: $$D>0$$ $$D/4=(a+3)^2+3a(a+3)^2>0$$ $$(a+3)^2 (3a+1)>0$$ $$a>-frac.$$ С учетом (a≠0;) (a≠-3), получим, что уравнение имеет два корня при (a∈(-frac;0)∪(0;+∞)). Объединив оба случая получим (внимательно прочитайте, что от нас требуется):

Найти все значения параметра a, при которых корни уравнения $$(a+1) x^2-(a^2+2a)x-a-1=0$$ принадлежат отрезку ([-2;2]).

1 случай: Если (a=-1), то (0*x^2-x+1-1=0) отсюда (x=0). Это решение принадлежит ([-2;2]).

2 случай: При (a≠-1), получаем квадратное уравнение, с условием, что все корни принадлежат ([-2;2]). Для решения введем функцию (f(x)=(a+1) x^2-(a^2+2a)x-a-1) и запишем систему, которая задает требуемые условия:

Подставляем полученные выражения в систему:

Видео:✓ Параметры с нуля и до ЕГЭ | Задание 17. Профильный уровень | #ТрушинLive​​ #041 | Борис ТрушинСкачать

✓ Параметры с нуля и до ЕГЭ | Задание 17. Профильный уровень | #ТрушинLive​​ #041 | Борис Трушин

Квадратные уравнения с параметром

Задачи с параметрами. Простейшие задачи на квадратный трёхчлен.

Сегодня мы рассмотрим задачи на квадратный трёхчлен, про который, в зависимости от параметра, надо будет что-то выяснить. Это «что-то» может быть самым разнообразным, насколько только хватит фантазии у составителей задачи. Это самый простой тип задач с параметрами. И, если на ЕГЭ вам попалась такая — считайте, что вам повезло!

Но, прежде чем приступать к разбору самих задач, ответьте сами себе на такие простые вопросы:

— Что такое квадратное уравнение, как оно выглядит и как решается?

— Что такое дискриминант и куда его пристроить?

— Что такое теорема Виета и где её можно применить?

Если вы верно отвечаете на эти простые вопросы, то 50% успеха в решении параметрических задач на квадратный трёхчлен вам обеспечены! А остальные 50% — это обычная алгебра и арифметика: раскрытие скобок, приведение подобных, решение уравнений, неравенств и систем и т.д.

Для начала рассмотрим совсем безобидную задачку. Для разминки. 🙂

Пример 1

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

Приступаем к решению. Во-первых, чтобы в будущем не накосячить в коэффициентах, всегда полезно выписать их отдельно. Прямо в столбик. Вот так:

Да-да! Часть коэффициентов в уравнении (а именно — b и с) зависит от параметра. В этом как раз и состоит вся фишка таких задач. А теперь снова въедливо перечитываем условие. Ключевой зацепкой в формулировке задания являются слова «единственный корень». И когда же квадратное уравнение имеет единственный корень? Подключаем наши теоретические знания о квадратных уравнениях. Только в одном единственном случае — когда его дискриминант равен нулю.

Осталось составить выражение для дискриминанта и приравнять его к нулю. Поехали!

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

Теперь надо приравнять наш дискриминант к нулю:

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

Можно, конечно, решать это квадратное уравнение через дискриминант, а можно немного схитрить. На что у нас похожа левая часть, если как следует присмотреться? Она у нас похожа на квадрат разности (a-3) 2 !

Респект внимательным! Верно! Если заменить наше выражение слева на (a-3) 2 , то уравнение будет решаться в уме!

Вот и всё. Это значит, что единственный корень наше квадратное уравнение с параметром будет иметь только в одном единственном случае — когда значение параметра «а» равно тройке.)

Это был разминочный пример. Чтобы общую идею уловить.) Теперь будет задачка посерьёзнее.

Пример 2

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

Вот такая задачка. Начинаем распутывать. Первым делом выпишем наше квадратное уравнение:

0,5x 2 — 2x + 3a + 1,5 = 0

Самым логичным шагом, было бы умножить обе части на 2. Тогда у нас исчезнут дробные коэффициенты и само уравнение станет посимпатичнее. Умножаем:

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

Выписываем в столбик наши коэффициенты a, b, c:

Видно, что коэффициенты a и b у нас постоянны, а вот свободный член с зависит от параметра «а»! Который может быть каким угодно — положительным, отрицательным, целым, дробным, иррациональным — всяким!

А теперь, чтобы продвинуться дальше, вновь подключаем наши теоретические познания в области квадратных уравнений и начинаем рассуждать. Примерно так:

«Для того чтобы сумма кубов корней была меньше 28, эти самые корни, во-первых, должны существовать. Сами по себе. В принципе. А корни у квадратного уравнения существуют, тогда и только тогда, когда его дискриминант неотрицательный. Кроме того, в задании говорится о двух различных корнях. Эта фраза означает, что наш дискриминант обязан быть не просто неотрицательным, а строго положительным

Если вы рассуждаете таким образом, то вы движетесь правильным курсом! Верно.) Составляем условие положительности для дискриминанта:

Полученное условие говорит нам о том, что два различных корня у нашего уравнения будет не при любых значениях параметра «а», а только при тех, которые меньше одной шестой! Это глобальное требование, которое должно выполняться железно. Неважно, меньше 28 наша сумма кубов корней или больше. Значения параметра «а», большие или равные 1/6, нас заведомо не устроят. Гуд.) Соломки подстелили. Движемся дальше.

Теперь приступаем к загадочной сумме кубов корней. По условию она у нас должна быть меньше 28. Так и пишем:

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

Значит, для того чтобы ответить на вопрос задачи, нам надо совместно рассмотреть два условия:

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

А дальше начинаем отдельно работать с этой самой суммой кубов. Есть два способа такой работы: первый способ для трудолюбивых и второй способ — для внимательных.

Способ для трудолюбивых заключается в непосредственном нахождении корней уравнения через параметр. Прямо по общей формуле корней. Вот так:

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

Теперь составляем нужную нам сумму кубов найденных корней и требуем, чтобы она была меньше 28:

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

А дальше — обычная алгебра: раскрываем сумму кубов по формуле сокращённого умножения, приводим подобные, сокращаем и т.д. Если бы корни нашего уравнения получились покрасивее, без радикалов, то такой «лобовой» способ был бы неплох. Но проблема в том, что наши корни выглядят немного страшновато. И подставлять их в сумму кубов как-то неохота, да. Поэтому, для того чтобы избежать этой громоздкой процедуры, я предлагаю второй способ — для внимательных.

Для этого раскрываем сумму кубов корней по соответствующей формуле сокращенного умножения. Прямо в общем виде:

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

А дальше проделываем вот такой красивый фокус: во вторых скобках выражаем сумму квадратов корней через сумму корней и их произведение. Вот так:

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

Казалось бы, и что из этого? Сейчас интересно будет! Давайте, посмотрим ещё разок на наше уравнение. Как можно внимательнее:

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

Чему здесь равен коэффициент при x 2 ? Правильно, единичке! А как такое уравнение называется? Правильно, приведённое! А, раз приведённое, то, стало быть, для него справедлива теорема Виета:

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

Вот и ещё одна теорема нам пригодилась! Теперь, прямо по теореме Виета, подставляем сумму и произведение корней в наше требование для суммы кубов:

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

Осталось раскрыть скобки и решить простенькое линейное неравенство:

Вспоминаем, что ещё у нас есть глобальное требование a 0 необходимо пересечь с условием a . Рисуем картинку, пересекаем, и записываем окончательный ответ.

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

Да. Вот такой маленький интервальчик. От нуля до одной шестой… Видите, насколько знание теоремы Виета, порой, облегчает жизнь!

Вот вам небольшой практический совет: если в задании говорится о таких конструкциях, как сумма, произведение, сумма квадратов, сумма кубов корней, то пробуем применить теорему Виета. В 99% случаев решение значительно упрощается.

Это были довольно простые примеры. Чтобы суть уловить. Теперь будут примеры посолиднее.

Например, такая задачка из реального варианта ЕГЭ:

Пример 3

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

Что, внушает? Ничего не боимся и действуем по нашему излюбленному принципу: «Не знаешь, что нужно, делай что можно!»

Опять аккуратно выписываем все коэффициенты нашего квадратного уравнения:

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

А теперь вчитываемся в условие задачи и находим слова «модуль разности корней уравнения». Модуль разности нас пока не волнует, а вот слова «корней уравнения» примем во внимание. Раз говорится о корнях (неважно, двух одинаковых или двух различных), то наш дискриминант обязан быть неотрицательным! Так и пишем:

Что ж, аккуратно расписываем наш дискриминант через параметр а:

А теперь решаем квадратное неравенство. По стандартной схеме, через соответствующее квадратное уравнение и схематичный рисунок параболы:

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

Значит, для того чтобы у нашего уравнения в принципе имелись хоть какие-то корни, параметр а должен находиться в отрезке [-1; 3]. Это железное требование. Хорошо. Запомним.)

А теперь приступаем к этому самому модулю разности корней уравнения. От нас хотят, чтобы вот такая штука

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

принимала бы наибольшее значение. Для этого, ничего не поделать, но теперь нам всё-таки придётся находить сами корни и составлять их разность: x1 — x2. Теорема Виета здесь в этот раз бессильна.

Что ж, считаем корни по общей формуле:

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

Дальше составляем модуль разности этих самых корней:

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

Теперь вспоминаем, что корень квадратный — величина заведомо неотрицательная. Стало быть, без ущерба для здоровья, модуль можно смело опустить. Итого наш модуль разности корней выглядит так:

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

И эта функция f(a) должна принимать наибольшее значение. А для поиска наибольшего значения у нас есть такой мощный инструмент, как производная! Вперёд и с песнями!)

Дифференцируем нашу функцию и приравниваем производную к нулю:

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

Получили единственную критическую точку a = 2. Но это ещё не ответ, так как нам ещё надо проверить, что найденная точка и в самом деле является точкой максимума! Для этого исследуем знаки нашей производной слева и справа от двойки. Это легко делается простой подстановкой (например, а = 1,5 и а = 2,5).

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

Слева от двойки производная положительна, а справа от двойки — отрицательна. Это значит, что наша точка a = 2 и вправду является точкой максимума. Заштрихованная зона на картинке означает, что нашу функцию мы рассматриваем только на отрезке [1; 3]. Вне этого отрезка нашей функции f(a) попросту не существует. Потому, что в заштрихованной области наш дискриминант отрицательный, и разговоры о каких-либо корнях (и о функции тоже) бессмысленны. Это понятно, думаю.

Всё. Вот теперь наша задача полностью решена.

Здесь было применение производной. А бывают и такие задачи, где приходится решать уравнения либо неравенства с так ненавистными многими учениками модулями и сравнивать некрасивые иррациональные числа с корнями. Главное — не бояться! Разберём похожую злую задачку (тоже из ЕГЭ, кстати).

Пример 4

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

Итак, приступаем. Первым делом замечаем, что параметр а ни в коем случае не может быть равен нулю. Почему? А вы подставьте в исходное уравнение вместо а нолик. Что получится?

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

Получили линейное уравнение, имеющее единственный корень x=2. А это уже совсем не наш случай. От нас хотят, чтобы уравнение имело два различных корня, а для этого нам необходимо, чтобы оно, как минимум, было хотя бы квадратным.)

При всех остальных значениях параметра наше уравнение будет вполне себе квадратным. И, следовательно, чтобы оно имело два различных корня, необходимо (и достаточно), чтобы его дискриминант был положительным. То есть, первое наше требование будет D > 0.

А далее по накатанной колее. Считаем дискриминант:

D = 4(a-1) 2 — 4a(a-4) = 4a 2 -8a+4-4a 2 +16a = 4+8a

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

Вот так. Значит, наше уравнение имеет два различных корня тогда и только тогда, когда параметр a > -1/2. При прочих «а» у уравнения будет либо один корень, либо вообще ни одного. Берём на заметку это условие и движемся дальше.

Далее в задаче идёт речь о расстоянии между корнями. Расстояние между корнями, в математическом смысле, означает вот такую величину:

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

Зачем здесь нужен модуль? А затем, что любое расстояние (что в природе, что в математике) — величина неотрицательная. Причём здесь совершенно неважно, какой именно корень будет стоять в этой разности первым, а какой вторым: модуль — функция чётная и сжигает минус. Точно так же, как и квадрат.

Значит, ответом на вопрос задачи является решение вот такой системы:

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

Теперь, ясен перец, нам надо найти сами корни. Здесь тоже всё очевидно и прозрачно. Аккуратно подставляем все коэффициенты в нашу общую формулу корней и считаем:

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

Отлично. Корни получены. Теперь начинаем формировать наше расстояние:

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

Наше расстояние между корнями должно быть больше трёх, поэтому теперь нам надо решить вот такое неравенство:

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

Неравенство — не подарок: модуль, корень… Но и мы всё-таки уже решаем серьёзную задачу №18 из ЕГЭ! Делаем всё что можно, чтобы максимально упростить внешний вид неравенства. Мне здесь больше всего не нравится дробь. Поэтому первым делом я избавлюсь от знаменателя, умножив обе части неравенства на |a|. Это можно сделать, поскольку мы, во-первых, в самом начале решения примера договорились, что а ≠ 0, а во-вторых, сам модуль — величина неотрицательная.

Итак, смело умножаем обе части неравенства на положительное число |a|. Знак неравенства сохраняется:

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

Вот так. Теперь в нашем распоряжении имеется иррациональное неравенство с модулем. Ясное дело, для того чтобы решить его, надо избавляться от модуля. Поэтому придётся разбивать решение на два случая — когда параметр а, стоящий под модулем, положителен и когда отрицателен. Другого пути избавиться от модуля у нас, к сожалению, нет.

Случай 1 (a>0, |a|=a)

В этом случае наш модуль раскрывается с плюсом, и неравенство (уже без модуля!) принимает следующий вид:

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

Неравенство имеет структуру: «корень больше функции». Такие иррациональные неравенства решаются по следующей стандартной схеме:

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

Отдельно рассматривается случай а), когда обе части неравенства возводятся в квадрат и правая часть неотрицательна и отдельно — случай б), когда правая часть всё-таки отрицательна, но зато сам корень при этом извлекается.) И решения этих двух систем объединяются.

Тогда, в соответствии с этой схемой, наше неравенство распишется вот так:

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

А теперь можно существенно упростить себе дальнейшую работу. Для этого вспомним, что в случае 1 мы рассматриваем только a>0. С учётом этого требования, вторую систему можно вообще вычеркнуть из рассмотрения, поскольку, второе неравенство в ней (3a 0 и a

Упрощаем нашу совокупность с учётом главного условия a>0:

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

Вот так. А теперь решаем самое обычное квадратное неравенство:

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

Нас интересует промежуток между корнями. Стало быть,

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

Отлично. Теперь этот промежуток пересекаем со вторым условием системы a>0:

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

Есть. Таким образом, первым кусочком ответа к нашему неравенству (а пока не ко всей задаче!) будет вот такой интервал:

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

Всё. Случай 1 разложен по полочкам. Переходим к случаю 2.

Случай 2 (a

В этом случае наш модуль раскрывается с минусом, и неравенство принимает следующий вид:

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

Опять имеем структуру: «корень больше функции». Применяем нашу стандартную схему с двумя системами (см. выше):

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

С учётом общего требования a

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

А дальше снова решаем обычное квадратное неравенство:

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

И опять сокращаем себе работу. Ибо оно у нас уже решено в процессе разбора случая 1! Решение этого неравенства выглядело вот так:

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

Осталось лишь пересечь этот интервал с нашим новым условием a

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

Вот и второй кусочек ответа готов:

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

Кстати сказать, как я узнал, что ноль лежит именно между нашими иррациональными корнями? Легко! Очевидно, что правый корень заведомо положителен. А что касается левого корня, то я просто в уме сравнил иррациональное число

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

с нулём. Вот так:

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

А теперь объединяем оба найденных интервала. Ибо мы решаем совокупность (а не систему):

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

Готово дело. Эти два интервала — это пока ещё только решение неравенства

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

Кто забыл, данное неравенство отвечает у нас за расстояние между корнями нашего уравнения. Которое должно больше 3. Но! Это ещё не ответ!

Ещё у нас есть условие положительного дискриминанта! Неравенство a>-1/2, помните? Это значит, что данное множество нам ещё надо пересечь с условием a>-1/2. Иными словами, теперь мы должны пересечь два множества:

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

Но есть одна проблемка. Мы не знаем, как именно расположено на прямой число -1/2 относительно левого (отрицательного) корня. Для этого нам придётся сравнить между собой два числа:

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

Поэтому сейчас берём черновик и начинаем сравнивать наши числа. Примерно так:

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

Это значит, что дробь -1/2 на числовой прямой находится левее нашего левого корня. И картинка к окончательному ответу задачи будет какая-то вот такая:

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

Всё, задача полностью решена и можно записывать окончательный ответ.

При каких значениях а уравнение имеет только целые корни

Ну как? Уловили суть? Тогда решаем самостоятельно.)

1. Найдите все значения параметра b, при которых уравнение

ax 2 + 3x +5 = 0

имеет единственный корень.

2. Найдите все значения параметра а, при каждом из которых больший корень уравнения

x 2 — (14a-9)x + 49a 2 — 63a + 20 = 0

3. Найдите все значения параметра а, при каждом из которых сумма квадратов корней уравнения

x 2 — 4ax + 5a = 0

4. Найдите все значения параметра а, при каждом из которых уравнение

x 2 + 2(a-2)x + a + 3 = 0

имеет два различных корня, расстояние между которыми больше 3.

🎬 Видео

Схема Горнера. 10 класс.Скачать

Схема Горнера. 10 класс.

Рациональные и целые корни многочленов с целыми коэффициентамиСкачать

Рациональные и целые корни многочленов с целыми коэффициентами

Уравнения с параметром. Алгебра 7 класс.Скачать

Уравнения с параметром. Алгебра 7 класс.

311 Алгебра 9 класс. При каких значениях t Уравнение не имеет корнейСкачать

311 Алгебра 9 класс. При каких значениях t Уравнение не имеет корней

Простейшие уравнения с параметром #1Скачать

Простейшие уравнения с параметром #1

Дробно-рациональные уравнения. 8 класс.Скачать

Дробно-рациональные уравнения. 8 класс.

9 класс. Алгебра.Скачать

9 класс. Алгебра.
Поделиться или сохранить к себе: