В презентации «Уравнения с модулем» рассмотрены основные способы решения таких уравнений. Можно использовать в 8-11 классах. Использовать при изучении нового материала, закреплениии обобщении, при повторении, при подготовке к ЕГЭ и т.д.
Были использованы материалы коллег, изменены и исправлены ошибки.
Просмотр содержимого документа
«Презентация «Уравнения с модулем»»
Уравнения с модулем
0 -a, если а0, если а = 0 |a|= 2 » width=»640″
Способы решения уравнений с модулями:
- 1. По определению модуля
- 2. Возведение обоих частей уравнения в квадрат
- 3. Замена переменной
- 4. Раскрытие модуля на промежутке знакопостоянства
- 5. Замена совокупностью систем
- 6. Важный частный случай
1. По определению модуля
Пример : |3x — 8| = 5
3x — 8 = 5 или 3x — 8 = -5;
Решить по определению модуля
По определению модуля № 1
2x — 3 = 5 или 2x — 3 = -5
По определению модуля № 2
x 2 + 4x = 5 или x 2 + 4x = -5
По определению модуля № 3
5x — 1 = 4 или 5x — 1 = -4
5x = 5 или 5x = -3
По определению модуля
По определению модуля № 4
11 — 2x 2 = 3 или 11 — 2x 2 = -3
2x 2 = 8 2x 2 = 14
x = 2 или x = -2 x = 7 x = — 7
2. Возведение обеих частей в квадрат
Пример |x — 3| = |x + 2|
Решение (x — 3) 2 = (x + 2) 2 *
(x — 3) 2 — (x + 2) 2 = 0
(x — 3 + x + 2)(x — 3 — x — 2) = 0
-5∙(2x – 1) = 0, то (2x – 1) = 0
При возведении обоих частей в квадрат данного уравнения равносильность не нарушается, т.к. модуль всегда неотрицательный, и |а| 2 = a 2
Решить возведением обеих частей в квадрат
|x 2 – 5x| = |x 2 – x + 4|
|x 2 + 5x +11| = |2x + 1|
Решить возведением обеих частей в квадрат
(x — 4) 2 – (x — 1) 2 = 0
(x — 4 + x — 1)(x — 4 — x + 1) = 0
Решить возведением обеих частей в квадрат
(x + 5) 2 — (2x — 5) 2 = 0
(x + 5 — 2x + 5)(x + 5 + 2x — 5) = 0
Решить возведением обеих частей в квадрат
|x 2 – 5x| = |x 2 – x + 4|
(x 2 — 5x) 2 = (x 2 — x + 4) 2
(x 2 — 5x) 2 — (x 2 — x + 4) 2 = 0
(2x 2 — 6x + 4)(-4x — 4) = 0
-8(x 2 — 3x + 2)(x + 1) = 0
(x — 2)(x — 1)(x + 1) = 0
Решить возведением обеих частей в квадрат
|x 2 + 5x + 11| = |2x + 1|
(x 2 + 5x + 11) 2 = (2x + 1) 2
(x 2 + 5x +11) 2 — (2x + 1) 2 = 0
(x 2 + 7x + 12)(x 2 + 3x +10) = 0
x 2 + 7x + 12 = 0 или x 2 + 3x +10 = 0
Пример: x 2 — 7|x| — 8 = 0
Решение: t = |x| условие t ≥ 0
t 1 = -1 не удовлетворяет условию
Решить заменой переменной
Решить заменой переменной
Пусть t = |x| , то t ≥ 0
x = 2 или x = -2; x = 1 или x = -1.
Решить заменой переменной
Пусть t = |x| , t ≥ 0
t = 2 или t = -5 -5
4.Раскрытие модуля на промежутке знакопостоянства
Найдем нули подмодульных выражений: 0; -1
Решить, используя раскрытие модуля на промежутках знакопостоянства
Раскрытие модуля на промежутке знакопостоянства
2) |x — 3| + 2|x + 1| = 4
1) |5 — x| + |x — 1| = 10
3) |x — 1| + |2x — 3| = 2
Раскрытие модуля на промежутках знакопостоянства № 1
Раскрытие модуля на промежутке знакопостоянства
3, то x — 3 +2x + 2 = 4 3x — 1 = 4 3x = 4+1 3x= 5 x = 5/3 нет решений Ответ: — 1 2 » width=»640″
Раскрытие модуля на промежутках знакопостоянства № 2
1,5, то x — 1 + 2x — 3 = 2 3x — 4 = 2 3x = 2 + 4 3x= 6 x = 2 Ответ: 2/3; 2 2 » width=»640″
Раскрытие модуля на промежутках знакопостоянства № 3
3 . Если x 1,5, то
5.Замена совокупностью систем
Замена совокупностью систем
Пример: |2x + 7| = 3x + 4
6. Важный частный случай
Решение: т.к. |f ( x )| = -f( x ), то f( x )≤0
Видео:НЕРАВЕНСТВА С МОДУЛЕМСкачать
Неравенства с модулем
презентация к уроку по алгебре (11 класс)
В данном материале рассматриватся неравенства. которые можно решить непосредственно по определению модуля и неравенства , решаемые методом промежутков.
Видео:11 класс, 29 урок, Уравнения и неравенства с модулямиСкачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neravenstva_s_modulem.pptx | 289.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Видео:Неравенства с модулем | Математика | TutorOnlineСкачать
Подписи к слайдам:
Неравенства с модулем
Определение модуля Модулем (абсолютной величиной) числа называется неотрицательное число: х ∈ R
Неравенства с модулем 1. | f (x) | 0) -a a (a > 0) f (x) a При a Мне нравится
Видео:Как решать уравнения с модулем или Математический торт с кремом (часть 1) | МатематикаСкачать
Урок-лекция в 11-м классе по теме «Решение уравнений с модулем»
Разделы: Математика
Цель: сформировать представление о способах решения уравнений с модулем.
Задачи:
- проанализировать различные способы решения уравнений с модулем;
- сформировать умение определять способ решения уравнений по его виду;
- формировать навык решения различных типов уравнений с модулем.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с дифференцированным домашним заданием
Актуализация знаний, постановка цели урока
Большинство уравнений с модулем можно решить исходя из определения модуля (учащиеся формулируют определение модуля — слайд 3)
В некоторых случаях это сделать достаточно просто, а в некоторых — сопряжено с большими техническими сложностями.
Поэтому, чтобы избежать этих сложностей, полезно знать ряд равносильных преобразований для решения некоторых типов уравнений.
Основные типы уравнений:
1.
2.
3.
4.
Изучение нового материала.
Рассмотрим следующие типы уравнений:
1. , a=const
Если a 0, то (слайд 6)
2.
1 способ: Если проще, чем , то
(слайд 8)
2 способ: Если проще, чем , то
(слайд 12)
3.
Так как обе части уравнения неотрицательны, то
И мы получаем следующую равносильность:
(слайд 15)
4. (слайд 18)
Для решения уравнений такого вида удобно воспользоваться следующим алгоритмом:
- найти нули подмодульных выражений;
- провести столько параллельных прямых, сколько содержится модулей в данном уравнении;
- нанести на каждую прямую знаки, соответствующие подмодульной функции;
- через точки, соответствующие подмодульным нулям, провести вертикальные прямые, которые разобьют параллельные прямые на интервалы;
- раскрыть модули на каждом интервале и решить на этом интервале уравнение.
Мы проанализировали различные типы уравнений, решаемых с помощью равносильных преобразований.
В некоторых случаях удобнее использовать — метод замены
— А каким другим способом можно решить данное уравнение?
( Возможный вариант ответа: 1. По определению. 2.Свести к равносильности )
Бывает и так, что уравнение нельзя отнести ни к одному из рассмотренных типов, а также затруднительно решить исходя из определения. В этом случае удобно воспользоваться графическим способом решения.
Формирование навыков решения уравнений с модулем
Самостоятельное решение предложенных уравнений (слайд 28)
(Индивидуальная консультация учителя по мере возникновения затруднений, коллективный разбор заданий, вызвавших наибольшее количество вопросов).
Подведение итогов урока
- С какими типами уравнений вы познакомились на уроке?
- Какие методы решения уравнений с модулем вы можете выделить?
Задание на дом (дифференцированное) (слайд 30)
📺 Видео
Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языкуСкачать
Уравнения с модулемСкачать
Неравенства с модулем | Алгебра 11 класс #30 | ИнфоурокСкачать
Тема: Уравнения и неравенства с модулемСкачать
МодульСкачать
Математика это не ИсламСкачать
Модуль в математике. Уравнения и неравенства | Математика ЕГЭ | УмскулСкачать
11 класс неравенства с модулемСкачать
Как решать уравнения и неравенства с модулем. Выпуск 1.Скачать
Как решать неравенства? 9 - 11 класс. Вебинар | Математика TutorOnlineСкачать
Уравнение с модулемСкачать
МОДУЛЬ 😉 #егэ #математика #профильныйегэ #shorts #огэСкачать
ОБЯЗАН знать школьник😃 модуль числа| экзамен математика ОГЭ и ЕГЭСкачать
Неравенства с модулем. Как правильно раскрывать модульСкачать
Подготовка для абитуриентов. Алгебра 11 класс. Уравнения и неравенства, содержащие модульСкачать
Как решать уравнения и неравенства? | Ботай со мной #072 | Борис Трушин |Скачать