Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Выразить переменную из уравнения

При решении систем линейных уравнений с многими переменными возникает частая необходимость выражения из уравнения той или иной переменной.

Как это делается? Возьмем для примера уравнение 2x+10y+3z=10. В нем наличествуют три переменных X, Y, Z. При помощи онлайнового калькулятора в зависимости от потребности выражения той или иной переменной уравнение 2x+10y+3z=10 преобразуется:
— через z в уравнение вида z = (-2x-10y+10)/(+3);
— через y в уравнение вида y = (-2x-3z+10)/(+10);
— через x в уравнение вида x= (-10y-3z+10)/(+2).

Полученное значение переменной X, Y или Z можно подставлять в следующее уравнение системы. В результате в нем будет на одну неизвестную переменную меньше. Выражение переменной из уравнений требуется при решении задач линейного программирования, направленных на выяснение значений показателей эффективности (целевой функции) в самых различных направлениях.

Решение систем линейных уравнений требуется для целей определения важных показателей сложных практических производственных и иных задач:
— загрузки оборудования,
— планирования производств,
— составления пищевого рациона откармливаемых животных,
— использования сырья и пр.

Видео:Как выразить переменную из формулыСкачать

Как выразить переменную из формулы

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

УРАВНЕНИЕ И ЕГО КОРНИ

Решим задачу: «На двух полках 40 книг, причем на верхней полке в 8 раза больше книг, чем на нижней. Сколько книг на нижней полке?»

Обозначим буквой х число книг на нижней полке. Тогда число книг на верхней полке равно Зх. По условию задачи на обеих полках находится 40 книг. Это условие можно записать в виде равенства:

3x + x = 40.

Чтобы найти неизвестное число книг, мы составили равенство, содержащее переменную. Такие равенства называют уравнениями. Переменную в уравнении называют также неизвестным числом или просто неизвестным.

Нам надо найти число, при подстановке которого вместо х в уравнение Зх + х = 40 получается верное равенство. Такое число называют решением уравнения или корнем уравнения. Равенство Зх + х = 40 верно при х = 10. Число 10 — корень уравнения Зх + х = 40.

Определение. Корнем уравнения называется значение переменной, при котором уравнение обращается в верное равенство.

Уравнение Зх + х = 40 имеет один корень. Можно привести примеры уравнений, которые имеют два, три и более корней или вообще не имеют корней.

Так, уравнение (х—4)(х — 5) (х—6)=0 имеет три корня: 4, б и 6. Действительно, каждое из этих чисел обращает в нуль один из множителей произведения (х—4) (х—5)(х—б), а значит, и само произведение. При любом другом значении х ни один из множителей в нуль не обращается, а значит, не обращается в нуль и произведение. Уравнение х + 2 = х не имеет корней, так как при любом значении х левая часть уравнения на 2 больше правой части.

Решить уравнение — значит найти все его корни или доказать, что их нет.

Уравнение х 2 =4 имеет два корня — числа 2 и —2. Уравнение (х—2) (х+2)=0 также имеет корни 2 и —2. Уравнения, имеющие одни и те же корни, называют равносильными уравнениями. Уравнения, не имеющие корней, также считают равносильными.

Уравнения обладают следующими свойствами:

1) если к обеим частям уравнения прибавить одно и то же число, то получится уравнение, равносильное данному;

2) если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному.

Рассмотрим уравнение х 2 — 2 = 7. Прибавив к левой и правой частям этого уравнения число 2, получим уравнение х 2 = 9. Докажем, что уравнения х 2 — 2 = 7 и х 2 = 9 равносильны.

Пусть некоторое значение х является корнем первого уравнения, т. е. при этом значении- х уравнение х 2 —2 = 7 обращается в верное равенство. Прибавив к обеим частям этого равенства число 2, мы снова получим верное равенство. Значит, при этом значении х второе уравнение также обращается в верное равенство. Мы доказали, что каждый корень первого уравнения является корнем второго уравнения.

Допустим теперь, что некоторое значение х является корнем второго уравнения х 2 = 9, т. е. обращает его в верное равенство. После вычитания из обеих частей этого равенства числа 2 мы получим верное равенство. Значит, при этом значении х первое уравнение также обращается в верное равенство. Поэтому каждый корень второго уравнения является корнем первого.

Таким образом, уравнения х 2 — 2 = 7 и х 2 = 9 имеют одни и те же корни, т. е. являются равносильными.

Подобными рассуждениями устанавливается справедливость обоих свойств уравнений в общем случае.

3) Можно также доказать, что если в уравнении перенести слагаемое ив одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение, равносильное данному. Например, перенеся в уравнении 5х = 2х + 9 слагаемое 2х с противоположным знаком из правой части уравнения в левую, получим уравнение 5х—2дс=9, ему равносильное.

Перенос слагаемых из одной части уравнения в другую часто применяется при решении уравнений.

ЛИНЕЙНОЕ УРАВНЕНИЕ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ

Каждое из уравнений 5х = — 4, — 0,2х = 0, —х= —6,5 имеет вид ах = b где а и b — числа. В первом уравнении а = 5, b= — 4, во втором а= —0,2, b = 0, в третьем а= — 1, b= —6,5. Такие уравнения называют линейными уравнениями с одной переменной.

Определение. Уравнение вида ах = b, где х — переменная, а и b — числа, называется линейным уравнением с одной переменной.

Число а называется коэффициентом при переменной, а число b — свободным членом.

Рассмотрим линейное уравнение ах = b, в котором коэффициент а не равен нулю. Разделив обе части уравнения на а, получим . Значит, линейное уравнение ах=b в котором а≠ 0, имеет единственный корень

Рассмотрим теперь линейное уравнение ах = b, у которого коэффициент а равен нулю. Если а = 0 и b≠ О, то уравнение ах =b не имеет корней, так как равенство Ox = b, где b≠ 0, не является верным ни при каком x. Если а = 0 и b = О, то любое значение х является корнем уравнения, так как равенство 0х = 0 верно при любом х.

Решение многих уравнений сводится к решению линейных уравнений.

Пример. Решим уравнение

Перенесем слагаемое —х в левую часть уравнения, а слагаемое 28 в правую, изменив при этом их знаки:

Приведем подобные слагаемые:

Заменяя последовательно одно уравнение другим, равносильным ему, мы получили линейное уравнение, в котором коэффициент при х отличен от нуля. Разделим обе части уравнения на этот коэффициент:

Число —5 является корнем уравнения .

Может случиться, Что при решении уравнения мы придем к линейному уравнению вида 0х=b. В этом случае исходное уравнение либо не имеет корней, либо его корнем является любое число. Например, уравнение сводится к уравнению Ох = 7, и, значит, оно не имеет корней. Уравнение сводится к уравнению 0х = 0, и, значит, любое число является его корнем.

Видео:Преобразование формул по физике. Как выразить неизвестное?Скачать

Преобразование формул по физике. Как выразить неизвестное?

Уравнения с одной переменной

Уравнением с одной переменной — это равенство, содержащее только одну переменную. Корнем (или решением) уравнения называется такое значение переменной, при котором уравнение превращается в верное числовое равенство.

Содержание:

Определение уравнения. Корни уравнения

Равенство с переменной f(x) = g (х) называют уравнением с одной переменной х, если поставлена задача найти все те же значения х, при которых равенство с переменной обращается в верное числовое равенство. Всякое значение переменной, при котором выражения /(х) и g(x) принимают равные числовые значения, называют корнем уравнения.

Решить уравнение — это значит найти все его корни или доказать, что их нет.

Пример 1.

Уравнение 3 + х = 7 имеет единственный корень 4, так как при этом и только при этом значении переменной равенство 3 + х = 7 является верным.

Пример 2.

Уравнение (х — 1)(х — 2) = 0 имеет два корня: 1 и 2.

Пример 3.

Уравнение Преобразования уравнения из одной переменной в другуюне имеет действительных корней.

Заметим, что можно говорить и о мнимых корнях уравнений. Так, уравнение Преобразования уравнения из одной переменной в другуюимеет два мнимых корня: Преобразования уравнения из одной переменной в другую(см. п. 47). Всюду ниже речь идет только о действительных корнях уравнений.

Равносильность уравнений

Уравнения, имеющие одни и те же корни, называют равносильными. Равносильными считаются и уравнения, каждое из которых не имеет корней.

Например, уравнения х + 2 = 5 и х + 5 = 8 равносильны, так как каждое из них имеет единственный корень — число 3. Равносильны и уравнения Преобразования уравнения из одной переменной в другую— ни одно из них не имеет корней.

Уравнения Преобразования уравнения из одной переменной в другуюнеравносильны, так как первое имеет только один корень 6, тогда как второе имеет два корня: 6 и — 6.

В процессе решения уравнения его стараются заменить более простым, но равносильным данному. Поэтому важно знать, при каких преобразованиях данное уравнение переходит в равносильное ему уравнение.

Теорема 1.

Если в уравнении какое-нибудь слагаемое перенести из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение, равносильное данному.

Например, уравнение Преобразования уравнения из одной переменной в другуюравносильно уравнению Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Теорема 2.

Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному.

Например, уравнение Преобразования уравнения из одной переменной в другуюравносильно уравнению Преобразования уравнения из одной переменной в другую(обе части первого уравнения мы умножили на 3).

Линейные уравнения

Линейным уравнением с одной переменной х называют уравнение вида

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

где Преобразования уравнения из одной переменной в другую— действительные числа; Преобразования уравнения из одной переменной в другуюназывают коэффициентом при переменной, Преобразования уравнения из одной переменной в другуюсвободным членом.

Для линейного уравнения Преобразования уравнения из одной переменной в другуюмогут представиться три случая:

1) Преобразования уравнения из одной переменной в другую; в этом случае корень уравнения равен Преобразования уравнения из одной переменной в другую;

2) Преобразования уравнения из одной переменной в другую; в этом случае уравнение принимает вид Преобразования уравнения из одной переменной в другую, что верно при любом х, т. е. корнем уравнения служит любое действительное число;

3) Преобразования уравнения из одной переменной в другую; в этом случае уравнение принимает вид Преобразования уравнения из одной переменной в другую, оно не имеет корней.

Многие уравнения в результате преобразований сводятся к линейным.

Пример 1.

Решить уравнение Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Решение:

По теореме 1 (см. п. 135), данное уравнение равносильно уравнению Преобразования уравнения из одной переменной в другую. Если разделить обе части этого уравнения на коэффициент при х, то по теореме 2 получим равносильное данному уравнение Преобразования уравнения из одной переменной в другую. Итак, Преобразования уравнения из одной переменной в другую— корень уравнения.

Пример 2.

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Решение:

Это уравнение сводится к линейному уравнению. Умножив обе части уравнения на 12 (наименьшее общее кратное знаменателей 3, 4, 6,12), получим

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Квадратные уравнения

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

где Преобразования уравнения из одной переменной в другую— действительные числа, причем Преобразования уравнения из одной переменной в другую, называют квадратным уравнением. Если Преобразования уравнения из одной переменной в другую, то квадратное уравнение называют приведенным, если Преобразования уравнения из одной переменной в другую, то неприведенным. Коэффициенты Преобразования уравнения из одной переменной в другуюимеют следующие названия: Преобразования уравнения из одной переменной в другуюпервый коэффициент, Преобразования уравнения из одной переменной в другуювторой коэффициент, с — свободный член. Корни уравнения Преобразования уравнения из одной переменной в другуюнаходят по формуле

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Выражение Преобразования уравнения из одной переменной в другуюназывают дискриминантом квадратного уравнения (1). Если D О, то уравнение имеет два действительных корня.

В случае, когда D = О, иногда говорят, что квадратное уравнение имеет два одинаковых корня.

Используя обозначение Преобразования уравнения из одной переменной в другую, можно переписать формулу (2) в виде Преобразования уравнения из одной переменной в другуюЕсли Преобразования уравнения из одной переменной в другую, то формулу (2) можно упростить:

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Формула (3) особенно удобна, если Преобразования уравнения из одной переменной в другую— целое число, т. е. коэффициент Преобразования уравнения из одной переменной в другую— четное число.

Пример 1.

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Решение:

Здесь Преобразования уравнения из одной переменной в другую. Имеем:

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Так как Преобразования уравнения из одной переменной в другую, то уравнение имеет два корня, которые найдем по формуле (2):

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Итак, Преобразования уравнения из одной переменной в другую Преобразования уравнения из одной переменной в другую— корни заданного уравнения.

Пример 2.

Решить уравнение Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Решение:

Здесь Преобразования уравнения из одной переменной в другуюПо формуле (3) находим Преобразования уравнения из одной переменной в другуют. е. х = 3 — единственный корень уравнения.

Пример 3.

Решить уравнение Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Решение:

Здесь Преобразования уравнения из одной переменной в другуюПреобразования уравнения из одной переменной в другуюТак как D 0, откуда х>3, и 5 — х > 0, откуда х 5, тогда как для уравнения (2) областью определения служит вся числовая прямая. Поэтому найденное значение х = 4, являющееся корнем уравнения (2), может оказаться посторонним корнем для уравнения (1). В данном случае именно это и происходит, поскольку х = 4 не принадлежит области определения уравнения (1) (не удовлетворяет неравенству х > 5). Итак, х = 4 — посторонний корень, т. е. заданное уравнение не имеет корней.

Рациональные уравнения

Уравнение f(x) = g(x) называют рациональным, если f(x) и g(x) — рациональные вьфажения. При этом если f(x) и g(x) — целые выражения, то уравнение называют целым; если же хотя бы одно из выражений f(х), g(x) является дробным, то рациональное уравнение f(x) = g(x) называют дробным.

Например, целыми являются линейные (см. п. 136), квадратные (см. п. 137) уравнения.

Чтобы решить рациональное уравнение, нужно:

1) найти общий знаменатель всех имеющихся дробей;

2) заменить данное уравнение целым, умножив обе его части на общий знаменатель;

3) решить полученное целое уравнение;

4) исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель.

Пример:

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Решение:

Общим знаменателем имеющихся дробей является 2х(2 — х). Найдя дополнительные множители для каждой дроби, освободимся от знаменателей. Имеем:

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Из уравнения Преобразования уравнения из одной переменной в другуюнаходим Преобразования уравнения из одной переменной в другую(см. п. 137). Осталось проверить, обращают ли найденные корни выражение 2х(2 — х) в нуль, т. е. проверить выполнение условия Преобразования уравнения из одной переменной в другуюЗамечаем, что 2 не удовлетворяет этому условию, а 4 удовлетворяет. Значит, х = 4 — единственный корень уравнения.

Решение уравнения р(х) = 0 методом разложения его левой части на множители

Суть этого метода состоит в следующем. Пусть нужно решить уравнение р(х) = 0, где р(х) — многочлен степени Преобразования уравнения из одной переменной в другую. Предположим, что удалось разложить многочлен на множители:Преобразования уравнения из одной переменной в другую, где Преобразования уравнения из одной переменной в другую— многочлены более низкой степени, чем Преобразования уравнения из одной переменной в другую. Тогда уравнение р(х) = 0 принимает вид Преобразования уравнения из одной переменной в другую. Если Преобразования уравнения из одной переменной в другую— корень уравнения Преобразования уравнения из одной переменной в другуюа потому хотя бы одно из чисел Преобразования уравнения из одной переменной в другуюравно нулю.

Значит, Преобразования уравнения из одной переменной в другую— корень хотя бы одного из уравнений

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Верно и обратное: если Преобразования уравнения из одной переменной в другую— корень хотя бы одного из уравнений Преобразования уравнения из одной переменной в другуюто Преобразования уравнения из одной переменной в другую— корень уравнения Преобразования уравнения из одной переменной в другуют. е. уравнения р (х) = 0.

Итак, если Преобразования уравнения из одной переменной в другую, где Преобразования уравнения из одной переменной в другую— многочлены, то вместо уравнения р(х) = 0 нужно решить совокупность уравнений Преобразования уравнения из одной переменной в другую Преобразования уравнения из одной переменной в другуюВсе найденные корни этих уравнений, и только они, будут корнями уравнения р(х) = 0.

Пример 1.

Решить уравнение Преобразования уравнения из одной переменной в другуюПреобразования уравнения из одной переменной в другую

Решение:

Разложим на множители левую часть уравнения. Имеем Преобразования уравнения из одной переменной в другуюоткуда Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Значит, либо х + 2 = 0, либо Преобразования уравнения из одной переменной в другую. Из первого уравнения находим х = — 2, второе уравнение не имеет корней. Итак, получили ответ: -2.

Метод разложения на множители применим к любым уравнениям вида р(х) = 0, где р(х) необязательно многочлен. Пусть Преобразования уравнения из одной переменной в другуюно среди выражений Преобразования уравнения из одной переменной в другуюесть выражения более сложного вида, чем многочлены (например, иррациональные, логарифмические и т. д.). Среди корней уравнений Преобразования уравнения из одной переменной в другую Преобразования уравнения из одной переменной в другуюмогут быть посторонние для уравнения р(х) = 0.

Пример 2.

Решить уравнение Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Решение:

Имеем Преобразования уравнения из одной переменной в другую; значит, либо Преобразования уравнения из одной переменной в другую, либо Преобразования уравнения из одной переменной в другую.Из уравнения Преобразования уравнения из одной переменной в другуюнаходим х = 0, из уравнения Преобразования уравнения из одной переменной в другуюнаходим Преобразования уравнения из одной переменной в другую.

Но х = -3 не удовлетворяет исходному уравнению, так как при этом значении не определено выражение Преобразования уравнения из одной переменной в другую. Это посторонний корень.

Итак, уравнение имеет два корня: 3; 0.

Решение уравнений методом введения новой переменной

Суть этого метода поясним на примерах.

Пример 1.

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Решение:

Положив Преобразования уравнения из одной переменной в другую, получим уравнение

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

откуда находим Преобразования уравнения из одной переменной в другую. Теперь задача сводится к решению совокупности уравнений

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Первое квадратное уравнение не имеет действительных корней, так как его дискриминант отрицателен.

Из второго квадратного уравнения находим Преобразования уравнения из одной переменной в другуюПреобразования уравнения из одной переменной в другую. Это корни заданного уравнения.

Пример 2.

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Решение:

Положим Преобразования уравнения из одной переменной в другую, тогда

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

и уравнение примет вид

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Решив это уравнение (см. п. 145), получим

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Но Преобразования уравнения из одной переменной в другую. Значит, нам остается решить совокупность уравнений

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Из первого уравнения находим Преобразования уравнения из одной переменной в другую, Преобразования уравнения из одной переменной в другую; из второго уравнения получаем Преобразования уравнения из одной переменной в другую Преобразования уравнения из одной переменной в другуюТем самым найдены четыре корня заданного уравнения.

Биквадратные уравнения

Биквадратным уравнением называют уравнение вида

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Биквадратное уравнение решается методом введения новой переменной: положив Преобразования уравнения из одной переменной в другую, придем к квадратному уравнению Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Пример:

Решить уравнение Преобразования уравнения из одной переменной в другую.

Решение:

Положив Преобразования уравнения из одной переменной в другую, получим квадратное уравнение Преобразования уравнения из одной переменной в другую, откуда находим Преобразования уравнения из одной переменной в другуюПреобразования уравнения из одной переменной в другую. Теперь задача сводится к решению совокупности уравнений Преобразования уравнения из одной переменной в другуюПервое уравнение не имеет действительных корней, из второго находим Преобразования уравнения из одной переменной в другуюЭто — корни заданного биквадратного уравнения.

Решение задач с помощью составления уравнений

С помощью уравнений решаются многочисленные задачи, к которым приводят самые разнообразные вопросы физики, механики, экономики и т. д. Прежде всего напомним общий порядок решения задач с помощью уравнений.

1) Вводят переменные, т. е. буквами х, у, z обозначают неизвестные величины, которые либо требуется найти в задаче, либо они необходимы для отыскания искомых величин.

2) С помощью введенных переменных и данных в задаче чисел и их соотношений составляют систему уравнений (или одно уравнение).

3) Решают составленную систему уравнений (или уравнение) и из полученных решений отбирают те, которые подходят по смыслу задачи.

4) Если буквами х, у, z обозначили не искомые величины, то с помощью полученных решений находят ответ на вопрос задачи.

Задача 1.

Для перевозки 60 т груза из одного места в другое затребовали некоторое количество машин. Ввиду неисправности дороги на каждую машину пришлось грузить на 0,5 т меньше, чем предполагалось, поэтому дополнительно потребовались 4 машины. Какое количество машин было затребовано первоначально?

Решение: Обозначим через х количество машин, затребованных первоначально. Тогда на самом деле было вызвано (х + 4) машин. Так как надо было перевезти 60 т груза, то предполагалось, что на одну машину будут грузить Преобразования уравнения из одной переменной в другуют груза, а на самом деле грузили Преобразования уравнения из одной переменной в другуют груза, что на 0,5 т меньше, чем предполагалось. В результате мы приходим к уравнению

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Это уравнение имеет два корня: х = -24, х = 20. Ясно, что по смыслу задачи значение х = —24 не подходит. Таким образом, первоначально было затребовано 20 машин.

Задача 2.

Моторная лодка, движущаяся со скоростью 20 км/ч, прошла расстояние между двумя пунктами по реке туда и обратно без остановок за 6 ч 15 мин. Расстояние между пунктами равно 60 км. Найти скорость течения реки.

Решение:

Пусть х км/ч — скорость течения реки. Тогда лодка, собственная скорость которой 20 км/ч, идет по течению со скоростью (20 + х) км/ч, а против течения — со скоростью (20 — х) км/ч. Время, за которое лодка пройдет путь между пунктами по течению, составит Преобразования уравнения из одной переменной в другуюч, а время, за которое лодка пройдет обратный путь, составит Преобразования уравнения из одной переменной в другуюч. Так как путь туда и обратно лодка проходит за 6 ч 15 мин, т. е. Преобразования уравнения из одной переменной в другуюч, приходим к уравнению

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

решив которое, находим два корня: х = 4, х = -4. Ясно, что значение х = -4 не подходит по смыслу задачи. Итак, скорость течения реки равна 4 км/ч.

Задача 3.

Найти двузначное число, зная, что цифра его единиц на 2 больше цифры десятков и что произведение искомого числа на сумму его цифр равно 144.

Решение:

Напомним, что любое двузначное число может быть записано в виде 10х + у, где х — цифра десятков, а у — цифра единиц. Согласно условию, если х — цифра десятков, то цифра единиц равна х + 2 и мы получаем

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Решив это уравнение, найдем Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Второй корень не подходит по смыслу задачи.

Итак, цифра десятков равна 2, цифра единиц равна 4; значит, искомое число равно 24.

Задача 4.

Двое рабочих, работая вместе, выполнили некоторую работу за 6 ч. Первый из них, работая отдельно, может выполнить всю работу на 5 ч скорее, чем второй рабочий, если последний будет работать отдельно. За сколько часов каждый из них, работая отдельно, может выполнить всю работу?

Решение:

Производительность труда, т. е. часть работы, выполняемая в единицу времени (обозначим ее через А), и время, необходимое для выполнения всей работы (обозначим его через t), — взаимно обратные величины, т. е. At = 1. Поэтому если обозначить через х ч время, необходимое для выполнения всей работы первому рабочему, а через (х + 5) ч — второму, то часть работы, выполняемая первым рабочим за 1 ч, равна Преобразования уравнения из одной переменной в другую, а часть работы, выполняемая вторым рабочим за 1 ч, равна Преобразования уравнения из одной переменной в другуюСогласно условию, они, работая вместе, выполнили всю работу за 6 ч. Доля работы, выполненная за 6 ч первым рабочим, есть Преобразования уравнения из одной переменной в другую, а доля работы, выполненная за 6 ч вторым рабочим, есть Преобразования уравнения из одной переменной в другуюТак как вместе они выполнили всю работу, т. е. доля выполненной работы равна 1, получаем уравнение

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

решив которое, найдем х = 10.

Итак, первый рабочий может выполнить всю работу за 10 ч, а второй — за 15 ч.

Задача 5.

Из сосуда емкостью 54 л, наполненного кислотой, вылили несколько литров и долили сосуд водой, потом опять вылили столько же литров смеси. Тогда в оставшейся в сосуде смеси оказалось 24 л чистой кислоты. Сколько кислоты вылили в первый раз?

Решение:

Пусть в первый раз было вылито х л кислоты. Тогда в сосуде осталось (54 — х) л кислоты. Долив сосуд водой, получили 54 л смеси, в которой растворилось (54 — х) л кислоты. Значит, в 1 л смеси содержится Преобразования уравнения из одной переменной в другуюл кислоты (концентрация раствора). Во второй раз из сосуда вылили х л смеси, в этом количестве смеси содержалось Преобразования уравнения из одной переменной в другуюл кислоты. Таким образом, в первый раз было вылито х л кислоты, во второй Преобразования уравнения из одной переменной в другуюл кислоты, а всего

за два раза вылито 54 — 24 = 30 л кислоты. В результате приходим к уравнению

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Решив это уравнение, найдем два корня: Преобразования уравнения из одной переменной в другуюи Преобразования уравнения из одной переменной в другую. Ясно, что значение 90 не удовлетворяет условию задачи.

Итак, в первый раз было вылито 18 л кислоты.

Задача 6.

Имеется кусок сплава меди с оловом массой 12 кг, содержащий 45% меди. Сколько чистого олова надо прибавить к этому куску, чтобы получившийся новый сплав содержал 40% меди?

Решение:

Пусть масса добавленного олова составляет х кг. Тогда получится сплав массой (12 + х) кг, содержащий 40% меди. Значит, в новом сплаве имеется 0,4(12 + х) кг меди. Исходный сплав массой 12 кг содержал 45% меди, т. е. меди в нем было Преобразования уравнения из одной переменной в другую. Так как масса меди и в имевшемся, и в новом сплаве одна и та же, приходим к уравнению

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Решив это уравнение, получим х = 1,5. Таким образом, к исходному сплаву надо добавить 1,5 кг олова.

Задача 7.

Имеется сталь двух сортов с содержанием никеля 5% и 40%. Сколько стали того и другого сорта надо взять, чтобы после переплавки получить 140 т стали с содержанием никеля 30% ?

Решение:

Пусть масса стали первого сорта равна х т, тогда стали второго сорта надо взять (140 — х) т. Содержание никеля в стали первого сорта составляет 5%; значит, в х т стали первого сорта содержится 0,05л; т никеля. Содержание никеля в стали второго сорта составляет 40%; значит, в (140 — х) т стеши второго сорта содержится 0,4 (140 — х) т никеля. По условию после соединения взятых двух сортов должно получиться 140 т стали с 30% -ным содержанием никеля, т. е. после переплавки в полученной стали должно быть 0,3 * 140 т никеля. Но это количество никеля складывается из 0,05л; т, содержащихся в стали первого сорта, и из 0,4 (140 — х) т, содержащихся в стали второго сорта. Таким образом, приходим к уравнению

0,05х + 0,4 (140 — х) = 0,3 * 140,

из которого находим х = 40. Следовательно, надо взять 40 т стали с 5% -ным и 100 т стали с 40% -ным содержанием никеля.

Иррациональные уравнения

Иррациональным называют уравнение, в котором переменная содержится под знаком радикала или под знаком возведения в дробную степень. Например, иррациональными являются уравнения Преобразования уравнения из одной переменной в другуюПреобразования уравнения из одной переменной в другую

Используются два основных метода решения иррациональных уравнений:

1) метод возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень;

2) метод введения новых переменных (см. п. 147).

Метод возведения обеих частей уравнения в одну

и ту же степень состоит в следующем:

а) преобразуют заданное иррациональное уравнение к виду

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

б) возводят обе части полученного уравнения в п-ю степень:

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

в) учитывая, что Преобразования уравнения из одной переменной в другую, получают уравнение

г) решают уравнение и, в случае четного п, делают проверку, так как возведение обеих частей уравнения в одну и ту же четную степень может привести к появлению посторонних корней (см. п. 142). Эта проверка чаще всего осуществляется с помощью подстановки найденных значений переменной в исходное уравнение.

Пример 1.

Решить уравнение Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Решение:

Возведем обе части уравнения в шестую степень; получим х — 3 = 64, откуда х = 67.

Проверка:

Подставив 67 вместо х в данное уравнение, получим Преобразования уравнения из одной переменной в другую, т. е. 2 = 2 — верное равенство.

Ответ: 67.

Пример 2.

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Решение:

Преобразуем уравнение к виду

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

и возведем обе части его в квадрат. Получим

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Еще раз возведем обе части уравнения в квадрат:

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

откуда Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Проверка:

1) При х = 5 имеем

Преобразования уравнения из одной переменной в другую— верное равенство.

Таким образом, х = 5 является корнем заданного уравнения.

2) При х = 197 имеем Преобразования уравнения из одной переменной в другуюТаким образом, х = 197 — посторонний корень.

Ответ: 5.

Пример 3.

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Решение:

Применим метод введения новой переменной.

Положим Преобразования уравнения из одной переменной в другуюи мы получаем уравнение Преобразования уравнения из одной переменной в другую, откуда находим Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Теперь задача свелась к решению совокупности уравнений

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Возведя обе части уравнения Преобразования уравнения из одной переменной в другуюв пятую степень, получим х — 2 = 32, откуда х = 34.

Уравнение Преобразования уравнения из одной переменной в другуюне имеет корней, поскольку под знаком возведения в дробную степень может содержаться только неотрицательное число, а любая степень неотрицательного числа неотрицательна.

Ответ: 34.

Показательные уравнения

Показательное уравнение вида

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

где Преобразования уравнения из одной переменной в другуюравносильно уравнению f(х) = g(x).

Имеются два основных метода решения показательных уравнений:

1) метод уравнивания показателей, т. е. преобразование заданного уравнения к виду Преобразования уравнения из одной переменной в другуюа затем к виду f(х) = g(x);

2) метод введения новой переменной.

Пример 1.

Решить уравнение Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Решение:

Данное уравнение равносильно уравнению Преобразования уравнения из одной переменной в другуюоткуда находим Преобразования уравнения из одной переменной в другую Преобразования уравнения из одной переменной в другуюРешив это квадратное уравнение, получим Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Пример 2.

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Решение:

Приведем все степени к одному основанию Преобразования уравнения из одной переменной в другую. Получим уравнение Преобразования уравнения из одной переменной в другую Преобразования уравнения из одной переменной в другуюкоторое преобразуем к виду Преобразования уравнения из одной переменной в другую Преобразования уравнения из одной переменной в другуюУравнение равносильно уравнению х = 2х — 3, откуда находим х = 3.

Пример 3.

Решить уравнение Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Решение:

Применим метод введения новой переменной. Так как Преобразования уравнения из одной переменной в другую,то данное уравнение можно переписать в виде

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Введем новую переменную, положив Преобразования уравнения из одной переменной в другуюПолучим квадратное уравнение Преобразования уравнения из одной переменной в другуюс корнями Преобразования уравнения из одной переменной в другуюТеперь задача сводится к решению совокупности уравнений Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Из первого уравнения находим х = 2. Второе уравнение не имеет корней, так как Преобразования уравнения из одной переменной в другуюпри любых значениях х.

Ответ: 2.

Логарифмические уравнения

Чтобы решить логарифмическое уравнение вида

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

где Преобразования уравнения из одной переменной в другуюнужно:

1) решить уравнение f(x) = g(x);

2) из найденных корней отобрать те, которые удовлетворяют неравенствам f(x) > 0 и g(x) > 0; остальные корни уравнения f(x) = g(x) являются посторонними для уравнения (1).

Имеются два основных метода решения логарифмических уравнений:

1) метод, заключающийся в преобразовании уравнения к виду Преобразования уравнения из одной переменной в другуюзатем к виду f(x) = g(x);

2) метод введения новой переменной.

Пример 1.

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Решение:

Перейдем от заданного уравнения к уравнению Преобразования уравнения из одной переменной в другуюи решим его. Имеем Преобразования уравнения из одной переменной в другуюПроверку найденных значений х выполним с помощью неравенств Преобразования уравнения из одной переменной в другуюЧисло -3 этим неравенствам удовлетворяет, а число 4 — нет. Значит, 4 — посторонний корень.

Ответ: -3.

Пример 2.

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Решение:

Воспользовавшись тем, что сумма логарифмов равна логарифму произведения (см. п. 120), преобразуем уравнение к виду

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Из последнего уравнения находим Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Осталось сделать проверку. Ее можно выполнить с помощью системы неравенств

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Подставив поочередно найденные значения -1 и -5,5 в эти неравенства, убеждаемся, что -1 удовлетворяет всем неравенствам, а -5,5 — нет, например при этом значении не выполняется первое неравенство. Значит, -5,5 — посторонний корень.

Ответ: -1.

Пример 3.

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Решение:

Так как Преобразования уравнения из одной переменной в другую Преобразования уравнения из одной переменной в другуюзаданное уравнение можно переписать следующим образом:

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Введем новую переменную, положив Преобразования уравнения из одной переменной в другуюПолучим

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Но Преобразования уравнения из одной переменной в другую; из уравнения Преобразования уравнения из одной переменной в другуюнаходим х = 4.

Ответ: 4.

Примеры решения показательно-логарифмических уравнений

Пример 1.

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Решение:

Область определения уравнения: х > 0. При этом условии выражения, входящие в обе части уравнения (1), принимают только положительные значения. Прологарифмировав обе части уравнения (1) по основанию 10, получим уравнение

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

равносильное уравнению (1). Далее имеем Преобразования уравнения из одной переменной в другуюПреобразования уравнения из одной переменной в другую

Полагая Преобразования уравнения из одной переменной в другуюполучим уравнение Преобразования уравнения из одной переменной в другуюПреобразования уравнения из одной переменной в другую, откуда Преобразования уравнения из одной переменной в другуюОстается решить совокупность уравнений Преобразования уравнения из одной переменной в другуюИз этой совокупности получим Преобразования уравнения из одной переменной в другую— корни уравнения (1).

Здесь применен метод логарифмирования, заключающийся в переходе от уравнения f(x) = g(x) к уравнению

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Пример 2.

Преобразования уравнения из одной переменной в другую(2)

Решение:

Воспользовавшись определением логарифма, преобразуем уравнение (2) к виду

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Полагая Преобразования уравнения из одной переменной в другую, получим уравнение Преобразования уравнения из одной переменной в другуюкорнями которого являются Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Теперь задача сводится к решению совокупности уравнений

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Так как Преобразования уравнения из одной переменной в другую, а -1 0 и мы получаем

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

если Преобразования уравнения из одной переменной в другую, то D = 0 и мы получаем Преобразования уравнения из одной переменной в другую, т. е. (поскольку Преобразования уравнения из одной переменной в другую) Преобразования уравнения из одной переменной в другую.

Итак, если Преобразования уравнения из одной переменной в другуюто действительных корней нет; если Преобразования уравнения из одной переменной в другую= 1, то Преобразования уравнения из одной переменной в другую; если Преобразования уравнения из одной переменной в другую,то Преобразования уравнения из одной переменной в другую; если Преобразования уравнения из одной переменной в другуюи Преобразования уравнения из одной переменной в другую, то

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Пример 3.

При каких значениях параметра Преобразования уравнения из одной переменной в другуюуравнение

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

имеет два различных отрицательных корня?

Решение:

Так как уравнение должно иметь два различных действительных корня Преобразования уравнения из одной переменной в другуюего дискриминант должен быть положительным. Имеем

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Значит, должно выполняться неравенство Преобразования уравнения из одной переменной в другуюПреобразования уравнения из одной переменной в другую

По теореме Виета для заданного уравнения имеем

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Так как, по условию, Преобразования уравнения из одной переменной в другую, то Преобразования уравнения из одной переменной в другуюи Преобразования уравнения из одной переменной в другую

В итоге мы приходим к системе неравенств (см. п. 177):

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Из первого неравенства системы находим (см. п. 180, 183) Преобразования уравнения из одной переменной в другую; из второго Преобразования уравнения из одной переменной в другую; из третьего Преобразования уравнения из одной переменной в другую. С помощью координатной прямой (рис. 1.107) находим, что либо Преобразования уравнения из одной переменной в другую, либо Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Преобразования уравнения из одной переменной в другую

Эта лекция взята со страницы полного курса лекций по изучению предмета «Математика»:

Смотрите также дополнительные лекции по предмету «Математика»:

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔ Преобразования уравнения из одной переменной в другуюПреобразования уравнения из одной переменной в другую

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

📽️ Видео

Линейное уравнение с одной переменной. 6 класс.Скачать

Линейное уравнение с одной переменной. 6 класс.

Урок 7 ЛИНЕЙНОЕ УРАВНЕНИЕ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙСкачать

Урок 7 ЛИНЕЙНОЕ УРАВНЕНИЕ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ

Линейное уравнение с двумя переменными. 7 класс.Скачать

Линейное уравнение с двумя переменными. 7 класс.

Выражение одной переменной через другую в линейном уравнении с двумя переменнымиСкачать

Выражение одной переменной через другую в линейном уравнении с двумя переменными

Как выразить х через у в линейном уравнении с двумя переменнымиСкачать

Как выразить х через у в линейном уравнении с двумя переменными

Алгебра 7 Линейное уравнение с одной переменнойСкачать

Алгебра 7 Линейное уравнение с одной переменной

Решение уравнений. Как переносить слагаемые из одной части уравнения в другую. Математика 6 классСкачать

Решение уравнений. Как переносить слагаемые из одной части уравнения в другую. Математика 6 класс

Вся суть уравнений за 1 секунду. Хватит путать знаки в уравнениях!Скачать

Вся суть уравнений за 1 секунду. Хватит путать знаки в уравнениях!

Выражение одной переменной через другую (алгебра 7 класс)Скачать

Выражение одной переменной через другую (алгебра 7 класс)

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ.  | Математика

Как выразить одну переменную через другую?Скачать

Как выразить одну переменную через другую?

Линейные уравнения с одной переменной, содержащие переменную под знаком модуля. 6 класс.Скачать

Линейные уравнения с одной переменной, содержащие переменную под знаком модуля. 6 класс.

Линейное уравнение с одной переменнойСкачать

Линейное уравнение с одной переменной

Как решать уравнения? уравнение 7 класс. Линейное уравнениеСкачать

Как решать уравнения? уравнение 7 класс. Линейное уравнение

Как в линейном уравнении с двумя переменными выразить одну переменную через другую и решить его.Скачать

Как в линейном уравнении с двумя переменными выразить одну переменную через другую и решить его.

ЛИНЕЙНЫЕ УРАВНЕНИЯ - Как решать линейные уравнения // Подготовка к ЕГЭ по МатематикеСкачать

ЛИНЕЙНЫЕ УРАВНЕНИЯ - Как решать линейные уравнения // Подготовка к ЕГЭ по Математике

Математика. 6 класс. Равносильные уравнения. Линейное уравнение с одной переменной /13.01.2021/Скачать

Математика. 6 класс. Равносильные уравнения. Линейное уравнение с одной переменной /13.01.2021/

Выражение одной переменной через другую 7клСкачать

Выражение одной переменной через другую 7кл
Поделиться или сохранить к себе: