Запись двух равных чисел будет выглядеть, например, так:
а запись двух равных числовых выражений может быть записана:
Про равенство можно сказать верно оно или нет. Например, 4 + 3 = 10 — 3 — верное равенство, 11 — 2 = 5 + 1 — неверное.
Можно заметить, что если в равенстве поменять местами правую и левую части, то оно не изменится. Действительно, если 2 + 5 = 9 — 2 — это верное равенство, то и 9 — 2 = 2 + 5 — тоже верное равенство. Это свойство равенств называется симметричностью.
Если в равенстве присутствует неизвестная величина, то его называют уравнением.
Например, самое простое уравнение может выглядеть так:
или чуть сложнее:
или еще немного сложнее:
2x — 18x + 6 — 3 = 7 — 4x + 2 + 15x.
Возникает вопрос при каких значениях неизвестной, наше уравнение превратится в верное равенство? Сколько таких значений и как их найти?
Значения неизвестной, при которых уравнение превращается в верное равенство называются корнями уравнения, а поиск этих значений — процессом решения уравнения. Например уравнение:
Превращается в верное равенство при х = 2:
Значит это уравнение имеет один корень х = 2. Есть уравнения, которые имеют два корня, есть, которые имеют 3 или более корней. Есть уравнения, которые имеют бесконечное количество корней. Например уравнение:
10x + 7 — 2 = 12x — 2x + 5
Будет верно при любом x. Также уравнение может совсем не иметь корней:
10x + 7 — 1 = 12x — 2x + 5
Легко убедиться, что какое бы x мы не взяли это уравнение не превратится в верное равенство.
Давайте представим себе весы, на которых мы будем сравнивать различные предметы (точнее их веса). Будем говорить, что весы находятся в равновесии, если чаши весов находятся на одном уровне. Вот эти весы в равновесии:
Рис.1 Весы в равновесии
Рис.2 Весы не в равновесии
Если весы находятся в равновесии, это значит что вес содержимого левой чаши равен весу содержимого правой чаши. Посадим на обе чаши по одинаковому слону и получим весы в равновесии:
Можно сказать, что у нас есть равенство: Мслона = Мслона.
Рис.3 Весы в равновесии
А если на левой чаше сидит слон, а на правой мышка, то равновесия нет:
Рис.4 Весы не в равновесии
Добавим на правую чашу миллион мышек и получим другое неравенство:
Рис.5 Весы не в равновесии
Уберем лишних мышек чтобы привести весы в равновесие:
Рис.6 Весы в равновесии
Теперь мы можем сказать что вес слона равен весу мышек, то есть мы получили равенство: Мслона = Ммышек.
Отметим еще раз аналогию, которую мы проводим: если весы находятся в равновесии, можно говорить о равенстве содержимого левой и правой чаши.
Что произойдет если к весам, находящимся в равновесии, на левую чашу что-нибудь добавить? Очевидно, левая чаша перевесит правую:
Рис.7 Весы в равновесии
Вместе с потерей равновесия пропадает и равенство правой и левой чаши. Чтобы восстановить равновесие надо добавить такой же банан на правую чашу:
Рис.8 Весы в равновесии
Равновесие восстановлено! Из вышепроделанного можно сделать вывод, что если к чашам весов, которые находятся в равновесии добавить одинаковый груз, то равновесие не изменится! Вспоминаем нашу аналогию и получаем важное свойство равенства:
1. Если к обеим частям верного равенства добавить одинаковое число или выражение, то равенство останется верным!
7 = 7 — равенство верно.
Добавим к обеим частям 33:
7 + 33 = 7 + 33 — равенство верно.
3 + 4 = 10 -3 — равенство верно.
Добавим к обеим частям 15:
3 + 4 + 15 = 10 — 3 + 15 — равенство верно.
Следующие свойства равенства можно получить аналогичными рассуждениями на примере весов (проведите их самостоятельно):
2. Если от обеих частей верного равенства отнять одинаковое число или выражение, то равенство останется верным
3. Если обе части равенства умножить на одно и тоже число или выражение, то равенство останется верным.
4. Если обе части равенства разделить на одно и тоже число или выражение не равное нулю, то равенство останется верным.
Итак, метод “весов” помог нам найти эти важные свойства равенства. Давайте применим их для решения уравнений. Возьмем для примера следующее уравнение:
Для начала вспомним, что решить уравнение — это значит найти все его корни, то есть все значения x, при которых уравнение превращается в верное равенство или доказать, что таких корней нет. Процесс решение уравнения — это последовательность преобразований исходного уравнения, в результате которой получается уравнение вида x = значение. Т.е. решение нашего уравнения должно выглядеть так:
Полученное значение x и будет корнем уравнения. Еще раз, наша цель: путем преобразований исходного уравнения получить уравнение: x = число.
Заметим, что чтобы достичь нашей цели необходимо чтобы в правой части уравнения не осталось членов с неизвестным, а в левой свободных членов (чисел без x). Действительно, в выражении x = число, слева от знака равно нет свободных членов, а справа нет членов с неизвестным.
Для начала давайте избавимся от слагаемых с неизвестным в правой части уравнения. Для этого воспользуемся свойством, которое мы получили из метода весов, а именно: если отнять одно и тоже значение от обеих частей равенства, то равенство останется верным. В правой части уравнения присутствует член 3x, отнимем его от обеих частей уравнения:
5x + 7 — 3x = 3x + 17 — 3x
Приведем подобные члены:
Теперь избавимся от свободного члена в левой части уравнения путем вычитания из обеих частей числа 7:
2x + 7 — 7 = 17 — 7
Приведем подобные слагаемые:
Чтобы найти x, разделим обе части уравнения на 2:
Корень нашего уравнения 5. Убедимся в этом подставив его в исходное уравнение:
32 = 32 — верное равенство.
5x + 7x — 8x + 4 -6 = 15x — 17x + 4x — 5 -8
Видео:Метод весов Примеры решения уравненийСкачать
Метод весов
Разделы: Математика
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная.
Основные цели: показать еще один способ решения уравнений.
— сформировать представление о методе “весов”, отрабатывать вычислительные навыки;
— развивать логическое мышление, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, математическую речь;
— воспитание коммуникативной культуры, умения работать в паре, познавательного интереса к предмету.
Цель для учителя: создать условия для усвоения учащимися данной темы.
1. Учебник “Математика 5 класс”. Г.В.Дорофеев, Л.Г. Петерсон.
2. Цветные карточки с цифрами. (Рисунок №1)
3. Круги с числами.
4. Макет весов с подвижными гирями.
5. Рисунки логических весов со съемными квадратиками и звездочками.
6. Карточки с ритмическими рисунками.
7. Рисунки квадрата и круга.
8. Эталон к самостоятельной работе.
9. Карточка для этапа рефлексии.
10. Карточка с домашней творческой задачей по теме.
1. Организационный момент
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей, создание благоприятного психологического настроя на работу.
Дидактическая задача этапа: подготовить учащихся к работе на уроке.
Здравствуйте, ребята, садитесь. Подпишем число, классная работа и оставим место для темы урока. Тему вы сами определите чуть позже.
Девиз нашего урока:
Логика есть попытка понять действительный мир
по известной созданной нами схеме сущего.
Фридрих Ницше
2. Устная работа
1) Устный блиц опрос.
- У стола четыре угла. Один отпилили. Сколько осталось?
- Какая третья буква в слове “дуб”?
- Сколько месяцев в году?
- Что мы слышим в начале урока? (Букву “у”)
- Чему равно произведение всех цифр?
2) Упражнение на развитие памяти.
Учащимся предлагаются цветные карточки (рисунок №1)с цифрами. Учащиеся рассматривают и запоминают их, в течение 30 сек. Затем задаются вопросы.
- Какая цифра изображена на коричневой карточке?
- Сколько карточек между желтой и бирюзовой карточками?
- Запишите в тетрадь цифры (номера) и цвет карточек.
3) Задание на развитие внимания и способности анализировать.
Перед вами круги с числами. Некоторые числа пропущены. Числа расставлены в соответствии с определенными законами. Вставьте пропущенные числа.
3. Актуализация опорных знаний
На доске макет весов с подвижными гирями. Предлагаются вопросы:
— Что произойдет, если на чашки весов положить одинаковый вес?
— А если с чашек убрать одинаковый вес?
— Что произойдет, если убрать с чашек килограмм сахара и гирю весом 1 кг, зная, что весы были в равновесии?
4. Решение развивающих задач
5. Изучение нового материала
Пробное задание: Решить уравнение
1. Рассмотреть уравнение, как модель задачи с весами.
Рисунок весов: на одной чаше 3 квадрата и 33 “звездочки”, на второй – 8 квадратов и 8 “звездочек”. |
2. Привести данное уравнение к уравнению, где переменная стоит в одной части.
3. Решить, получившееся уравнение, используя известные способы.
4. Вывести общее правило для решения уравнений такого типа.
3a – 3a + 33 = 8a – 3a + 8; 33 = 5a + 8; 5a + 8 = 33; 5a = 33 – 8; 5a = 25; a = 25 : 5; a = 5
– Как же вы преобразовали уравнение? (Мы вычли из обеих частей уравнения одно и то же число и получили уравнение, которое можно решить, пользуясь правилами нахождения неизвестного компонента.)
– Как такой метод можно назвать, если вспомнить, с каким предметом вы сравнивали уравнение? (Метод “весов”.)
– Молодцы! (Сформулируйте алгоритм решения уравнений методом “весов”.)
1) Вычесть из обеих частей уравнения одно и то же выражение с переменной.
2) Упростить получившиеся уравнение.
3) Решить уравнение, используя правила нахождения неизвестного компонента.
Алгоритм фиксируется на доске.
— Уточните тему урока. (Решение уравнений методом “весов”)
6. Психологический тренинг.
1. Упражнение для профилактики нарушения зрения.
Глазами нарисовать сегодняшнюю дату.
2. Отстукивание простых ритмических рисунков подушечками пальцев обеих рук по подражанию: с — средний; м — мизинец; у — указательный; бо — большой; бе — безымянный; 1 — один удар.
3. Дыхательно-координационное упражнение.
Глубокий вдох. Во время вдоха медленно поднять прямые руки до уровня груди ладонями вперед (4-6 сек.).
Задержать дыхание. Во время задержки сконцентрировать внимание на середине ладоней (ощущение “горячей монетки” в центре ладони (2-3 сек.)).
Медленный выдох. Выдыхая, рисовать перед собой обеими руками одновременно окружность (правой рукой) и квадрат (левой рукой).
7. Первичное закрепление
Цель: организовать усвоение детьми нового способа решения данного уравнения с их проговариванием во внешней речи: фронтально; в парах или группах.
Страница 51 – правило “весов” — читают.
Первое уравнение один ученик решает у доски, комментируя решение вслух. Второе и третье уравнение учащиеся решают в парах, комментируя решение друг другу.
1) 2х-5=х 2х-х-5=х-х х-5=0 х=5
8. Подведение итогов
— Проверьте, как вы поняли новый метод: решите уравнение 5x + 6 = 7x – 10 методом “весов”.
После выполнения работы проводится самопроверка по эталону:
Сопоставление проводится по шагам алгоритма, фиксируя выполнение каждого шага.
— У кого вызвал затруднение первый шаг алгоритма?
— Что у вас вызвало затруднение?
— В каком месте дальше у вас возникло затруднение?
— В чём причина, возникшего затруднения?
9. Рефлексия деятельности на уроке
Карточка для этапа рефлексии:
Способы действий | Знаю | Умею |
Способ решения методом “весов” | ||
Способ нахождения неизвестного компонента |
На другой стороне:
В самостоятельной работе у меня всё получилось__________________________ |
Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе (если были)___
Я достиг поставленной цели________________________________________________
Сегодня я учился самостоятельно учиться____________________________________
У меня остались затруднения________________________________________________
10. Домашнее задание
Стр. 51 — правило “весов”.
№ 1 — творческая задача.
Мальчик Пат и собачонка весят два пустых бочонка.
Собачонка без мальчишки весит две больших коврижки.
А с коврижкой поросенок весит – видите – бочонок.
Сколько весит мальчик Пат? Сосчитай-ка поросят.
(Мальчик весит столько же, сколько два поросёнка.)
№199 — из учебника.
1. Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика..5 класс. Часть 1. -М.: Издательство “Ювента”, 2011.
2. htt://www.probydis.ru/aforizmy-po-temam-o-cheloveke/774- aforizmy-o-logike/html/
4. Сценарии уроков к учебнику Математика для 5-6 классов основной школы по программе “Учусь учиться”. Диск. Центр СДП АПК и ППРО Минобрнауки РФ, 2008.
5. Гончарова Л.В. Предметные недели в школе. Математика. Волгоград: Учитель, 2006.
Видео:Уравнения как весы Часть 1Скачать
Конспект урока по теме «РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ МЕТОДОМ «ВЕСОВ»
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему
конспек урока по матемаике для 5 класса «Решение уравнений методом «весов» ( учебник Л.Г. Петерсон Математика 5 класс)
Видео:Правило “весов”. Ещё один способ нахождения корня уравнения и не толькоСкачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_reshenie_uravneniy_metodom_vesov.docx | 1.38 МБ |
metod_vesov.ppt | 920.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Видео:Решение простых уравнений. Что значит решить уравнение? Как проверить решение уравнения?Скачать
Подписи к слайдам:
«Крупное научное открытие даёт решение крупной проблемы, но и в решении любой задачи присутствует крупица открытия». Дьёрдь Пойа
Реальная ситуация Математическая модель 1. Цена груш дешевле цены яблок на 3 рубля 1. 4х – 6у = 15 2. Цена груш и цена яблок одинакова 2. у – х = 3 3. Цена груш дороже цены яблок в 2 раза 3. 3х = 5у 4. 3 кг груш стоят столько же, сколько 5 кг яблок 4. х = у 5. 4 кг груш стоят на 15 рублей дороже 6 кг яблок 5. х = 2у Пусть х руб-цена 1 груш, у руб-цена 1 яблок
Упростите выражение: а) 46а + 54а – а – 2а б) 23 m – 14m + 48 в) 56 b + 14 b – 70 b г) 37х — 17х + 34х – 54х + 100 д) 3 y + 10 + 14 y-8
Найти неизвестное число 2х-1=21 2 5х-7=38 8-х=1 6 5-3х=2 15-2х=9 ? 8 х+7=23 1
Составьте математическую модель и решите задачу.
Катя купила 3 ручки и альбом за 33 руб, а Вася 8 таких же ручек и блокнот за 8 руб. За покупки они заплатили одинаковую цену. Сколько стоила одна ручка?
3 х + 3 3 = 8 х +8 -3 х 3 х + 3 3 -3 х = 8 х +8 -3 х
3 х + 3 3 -3 х = 8 х +8 — 3 х 3 3 = 8 х +8 — 3 х 33= 5 х +8
5 х +8 =33 5 х = 33-8 5 х =25 x =25:5 x =5
Вычесть из обеих частей уравнения одно и то же выражение с переменной; Упростить, получившееся уравнение; Решить уравнение, используя правила нахождения неизвестного компонента.
Обе части уравнения можно поменять местами, увеличить, уменьшить, умножить или разделить на одно и то же число, отличное от нуля.
Поднимает руки класс – это «раз». Повернулась голова – это «два». Руки вниз, вперед смотри – это «три». Руки в стороны по шире развернули на «четыре», С силой их к плечам прижать – это «пять». Всем ребятам надо сесть – это «шесть»
Решить уравнение: 5 x + 6 = 7 x – 10 . 5 x + 6 – 5 x = 7 x – 10 – 5 x ; Из обеих частей вычли 5 x . 6 = 2 x – 10; Упростили правую и левую часть уравнения, используя свойства чисел. 2 x – 10 = 6; Поменяли местами части уравнения 2 x = 6 + 10; Находим неизвестное уменьшаемое: к разности прибавляем вычитаемое. 2 x = 16; x = 16 : 2; x = 8. Находим неизвестный множитель: произведение делим на известный множитель. Ответ: 8
Решите уравнения методом «весов»: 1 ) 6 x + 9 = 2 x + 33 ; 2 ) 2 x +11 = 4 x -9 .
6 x + 9 = 2 x + 33; 6 x +9 – 2 х =2 x +33– 2 х ; 4 х + 9 = 33; 4 х = 33 – 9; 4 х = 24; х = 24 : 4; х = 6. Ответ: 6 2 x + 11 = 4 x – 9 ; 2 x +11– 2 х = 4 x –9 – 2 х ; 11 = 2 х – 9; 2 х – 9 =11 2 х = 11 + 9; х = 20; х = 20 : 2; х = 10. Ответ: 10
3( х +8)=5 х -16 3 х +24=5 х -16 3 х +24- 3 х =5 х -16- 3 х 24=2 х -16 2 х -16=24 2 х =16+24 2 х =40 х =40:2 х =20 Ответ : 20
Всё ли вам было понятно на уроке? Довольны ли вы своими знаниями? Что вам понравилось на уроке? Что не понравилось на уроке?
Домашнее задание 1)Стр 51. Правило «весов» 2)№210 (2) 3)№185(1;2) 4)Разрежьте фигуру на 2 равные части.
Спасибо за урок!
МОУ «СОШ № 11 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Железногорск Решение уравнений методом «весов» Воронова В.Н учитель математики
Видео:Решение линейных уравнений методом "Весов"Скачать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Решение квадратных уравнений»
Тема и номер урока в теме: Решение квадратных уравнений, 1 урок Базовый учебник: Алгебра, 8 класс, Ш.А.Алимов, М., «Просвещение», 2009 год Цель урока: открытие учениками совместно с учителем.
Конспект урока. Тема: «Решение уравнений высших степеней» 8 класс
Полное описание урока. Как решать уравнения выше второго порядка? Есть ли алгоритм решения? На эти и другие вопросы отвечает данный материал.
Конспект урока «Решение иррациональных уравнений методом замены переменных»
Представлен конспект урока по теме: «Решение иррациональных уравнений методом замены переменных». Основная цель данного урока познакомить учащихся с решением иррациональных уравнений.
Конспект урока по математике. «Уравнение». 5 класс.
Урок по теме «Уравнение» — урок обощения и систематизации знаний.
Конспект урока «Решение логарифмических уравнений и неравенств»
Урок обобщающего повторения в 11 классе.
План — конспект урока «Решение квадратных уравнений»
Предаставлен план-конспект урока объясгнения нового материала с использованием ЭОР и ИКТ и презентация .
Конспект урока «Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения.»
Конспект урока «Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения.».
🌟 Видео
РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ ЛЕГКО ! 1 КЛАСС МАТЕМАТИКА УРАВНЕНИЯ - ПЕТЕРСОН / ОБЪЯСНЕНИЕ КАК РЕШАТЬ УРАВНЕНИЯСкачать
Урок № 11 "Решение уравнений методом весов" (к рабочей тетради "Готовлюсь в 5-й")Скачать
Решение уравнений, 6 классСкачать
Решение уравнений в несколько действий. Как объяснить ребенку решение уравнений?Скачать
Уравнения как весы Часть 2Скачать
Решить уравнение - Математика - 6 классСкачать
Решение уравнений. Пример с весамиСкачать
Линейное уравнение с одной переменной. 6 класс.Скачать
Решение уравнений ( подобные слагаемые ) . 6 класс .Скачать
Математика Петерсон 1 класс. Уравнение.Скачать
Математика Петерсон 1 класс. Уравнения.Скачать
Математика. "Решение неравенства" (по Петерсон Л.Г.).Скачать
Как решают уравнения в России и СШАСкачать
Сложные уравнения. Как решить сложное уравнение?Скачать
Пропорция. Основное свойство пропорции. 6 класс.Скачать