статья по алгебре (5 класс) на тему
Уравнения — не только одна из самых распространенных, но и одна из самых проблемных математических задач. Рассмотрим некоторые приемы решения простейших уравнений на уроках в 5-6 классах, которые в дальнейшем используем при решении более сложных уравнений. К концу обучения в 6 классе формируем обобщенный метод решения уравнений.
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Памятка : «Решение уравнений», 5 класс
- Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
- Дистанционные курсы для педагогов
- Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
- Материал подходит для УМК
- Другие материалы
- Вам будут интересны эти курсы:
- Оставьте свой комментарий
- Автор материала
- Дистанционные курсы для педагогов
- Подарочные сертификаты
- Как правильно раскрывать скобки в математических выражениях
- Правило раскрытия скобок при сложении
- Правило раскрытия скобок при сложении.
- Правило раскрытия скобок при вычитании
- Раскрытие скобок при умножении
- Скобка на скобку
- Скобка в скобке
- Раскрытие скобок при делении
- 📽️ Видео
Видео:Правила решения уравнений в 5 классе. Как запомнить и вывести их самому.Скачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_zachetnaya_statya.docx | 22.86 КБ |
Видео:Решение уравнений в несколько действий. Как объяснить ребенку решение уравнений?Скачать
Предварительный просмотр:
Жарова Галия Шамратовна
Учитель математики МКОУ «Садовская СШ» Быковского района Волгоградской области тел. 8904-405-49-56
Приемы решения уравнений в 5-6 классах
Уравнение – самая простая и распространенная форма математической задачи. Решение уравнений — одна из проблем в математике. В 5-м классе изучение уравнений начинается с определения уравнения, его корней, что значит решить уравнение. Повторяются правила нахождения неизвестных компонентов сложения, вычитания. Решаются уравнения, которые содержат буквенные выражения только в одной части уравнения. Для их решения учащиеся должны выполнить последовательно несколько преобразований, каждое из которых освоено ими раньше: 395+х=864 или 59=81-k (№395 Математика 5 класс Н.Я. Виленкин и др.) Учащиеся 5 класса затрудняются решать уравнения такого типа, как (х + 121) — 38 =269. Алгоритм решения таких уравнений дан в №375 данного учебника.
Обычно такие уравнения решаются так:
чтобы найти уменьшаемое х +121,
надо к вычитаемому 38 прибавить разность 269:
х + 121 = 38 + 269;
Далее рассуждают так: чтобы найти неизвестное слагаемое Х, надо из суммы 307 вычесть известное слагаемое121:
Чаще всего ученики не видят в этом уравнении вычитаемого 38 и уменьшаемого (х+121). Если учащиеся имеют хорошие навыки решения простейших уравнений, можно решать подобные уравнения, приведя их к простейшим уравнениям. Рассмотрим этот прием на примерах решения уравнений из № 376 учебник Математика 5класс Н.Я.Виленкин и др.
Обозначим выражение, стоящее в скобках через a: х + 15 = а
Тогда получим такое уравнение:
Теперь возвращаемся к выражению, стоящему в скобках:
Подстановка 45-у = а;
Подстановка х+24= а;
Подстановка х – 15 = а;
Этот приём позволяет легко решать такие сложные уравнения.
Для тех учащихся, кто так и не усвоил правил нахождения неизвестных: слагаемого, вычитаемого, множителя и т.д., используется при решении простейших уравнений приём «по аналогии». Например, нужно решить уравнение: х – 284 = 127. В стороне от этого уравнения слабый ученик записывает простейший арифметический пример 7 — 3 = 4. Ученик смотрит, где в этом примере должен стоять х (на месте7). Как из этого простого примера найти 7? Надо к 3 прибавить 4. Значит, и в данном уравнении, чтобы найти х, надо 127 сложить с 284
Учащиеся 6-го класса осваивают новые методы решения уравнений. Вначале рассматривается возможность умножения или деления обеих частей на одно и то же отличное от нуля число. В обоих случаях делаются выводы о том, что при умножении (или делении) обеих частей уравнения на неравное нулю число получается новое уравнение с теми же корнями, что и заданное.
Далее осваивается способ переноса слагаемых из одной части уравнения в другую с переменой знака у слагаемого на противоположный. Так как обоснование этому способу также не дается (не изучались свойства равенства), то активно используется методические приемы с весами, с помощью которых учащиеся осознают смысл этого преобразования: все математические действия сопровождаются соответствующими действиями с весами. Покажем это на примере.
Решите уравнение х + 6 = 15
Вначале наполняем конкретным содержанием данную задачу: показываем картинку с весами или рассматриваем рисунок в учебнике. После выяснения соответствия картинки тексту задачи приступаем к решению уравнения.
Вынем из левой части уравнения число 6, это тоже самое, что снять с левой чаши весов гири в 5 кг и 1 кг. Чтобы равновесие не нарушилось, надо и с правой чаши весов снять гири массой в 6 кг, т.е. для сохранения равенства надо из правой части уравнения вычесть число 6.
После упрощения получаем
Просмотрев ход решения, можно сделать выводы: а) число 9 является корнем уравнения, б) при переносе членов из одной части уравнения в другую с переменой знаков получаем новое уравнение, но с тем же корнем.
После решения уравнения делаются выводы о возможности переноса членов, являющихся буквенными выражениями. Делается вывод, что любые слагаемые можно переносить из одной части уравнения в другую, изменяя при этом знаки.
В 6 классе учащиеся знакомятся с понятием модуля числа и учатся решать уравнения с модулем. Уравнения с модулем сводятся к простейшим уравнениям, в решении которых применяется определение модуля, учитывается, что под знаком модуля могут быть как положительные выражения, так и отрицательные, при этом модуль бывает только неотрицательным числом. Начнем с такого вида:
Решаем это уравнение как линейное: неизвестные — в одну сторону, известные — в другую, изменив при этом их знаки:
Теперь обе части уравнения делим на число, стоящее перед модулем икса:
Видео:Сложные уравнения со скобками. Как решать уравнения в несколько действий в 5 классе.Скачать
Памятка : «Решение уравнений», 5 класс
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
(Х – 87) – 27 = 36; Х-87 в уравнении является уменьшаемым. Чтобы найти неизвестное уменьшаемое , нужно к разности прибавить вычитаемое
Х – 87 = 63; х в уравнении является уменьшаемым. Чтобы найти неизвестное уменьшаемое , нужно к разности прибавить вычитаемое
Проверка: (150 – 87) – 27 = 36;
87- ( 41 + У ) = 22; 41 + У в уравнении является вычитаемым . Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность
41 + У = 65; У в уравнении является слагаемым. Чтобы найти неизвестное слагаемое , нужно из суммы вычесть известное слагаемое
Проверка: 87- ( 41 + 24 ) = 22;
(у – 35) + 12 = 32; у – 35 в уравнении является слагаемым. Чтобы найти неизвестное слагаемое , нужно из суммы вычесть известное слагаемое
у – 35 = 20; у в уравнении является уменьшаемым. Чтобы найти неизвестное уменьшаемое , нужно к разности прибавить вычитаемое
(237 + х) – 583 = 149;
468 – ( 259 – х) = 382;
(237 + х) – 583 = 149;
237 + х = 149 + 583;
(237 + х) – 583 = 149;
237 + х – 583 = 149;
х – (583 – 237) = 149;
468 – ( 259 – х) = 382;
259 – х = 468 – 382;
468 – ( 259 – х) = 382; 468 – 259 + х = 382;
Решение уравнений, приведение подобных слагаемых
Пример 1: 8х-х=49 ; сначала запишем знаки умножения,
8*х-1*х=49 ; затем воспользуемся распределительным свойством (вынесем общую переменную за скобки)
Х*7=49 ; х является неизвестным множителем . Чтобы найти неизвестный множитель , нужно произведение разделить на известный множитель
Пример 2: 2х+5х+350=700 ; воспользуемся распределительным свойством (вынесем общую переменную за скобки)
Х*(2+5)+350=700 ; приведем подобные слагаемые (т.е. сложим числа в скобках)
7х является неизвестным слагаемым . Чтобы найти неизвестное слагаемое нужно из суммы вычесть известное слагаемое
7х=350; х является неизвестным множителем . Чтобы найти неизвестный множитель , нужно произведение разделить на известный множитель
2*50 + 5*50 + 350 = 700;
100 + 250 + 350 = 700;
Пример: 270: х + 2 = 47;
( 270 : х — является слагаемым.
Чтобы найти неизвестное слагаемое нужно из суммы вычесть известное слагаемое
( х является делителем . Чтобы найти неизвестный делитель , нужно делимое разделить на частное)
Пример: а : 5 – 12 = 23;
Чтобы найти неизвестное уменьшаемое , нужно к разности прибавить вычитаемое )
( а является делимым. Чтобы найти неизвестное делимое , нужно частное умножить на делитель .
Курс профессиональной переподготовки
Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 693 человека из 75 регионов
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 859 человек из 78 регионов
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
- Сейчас обучается 49 человек из 21 региона
«Мотивация здорового образа жизни. Организация секций»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
- Для всех учеников 1-11 классов
и дошкольников - Интересные задания
по 16 предметам
«Как закрыть гештальт: практики и упражнения»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Видео:Уравнения. 5 классСкачать
Дистанционные курсы для педагогов
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 841 820 материалов в базе
Материал подходит для УМК
«Математика», Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Другие материалы
- 09.12.2019
- 266
- 2
- 08.12.2019
- 261
- 0
- 19.11.2019
- 211
- 2
- 18.11.2019
- 957
- 7
- 18.11.2019
- 330
- 0
- 17.11.2019
- 329
- 0
- 17.11.2019
- 350
- 12
- 17.11.2019
- 237
- 6
«Учись, играя: эффективное обучение иностранным языкам дошкольников»
Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Добавить в избранное
- 15.12.2019 58455
- DOCX 17.4 кбайт
- 6537 скачиваний
- Рейтинг: 5 из 5
- Оцените материал:
Настоящий материал опубликован пользователем Кретинина Светлана Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Автор материала
- На сайте: 4 года и 7 месяцев
- Подписчики: 0
- Всего просмотров: 63382
- Всего материалов: 9
Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов
Видео:Уравнение. 5 класс.Скачать
Дистанционные курсы
для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы
установленного образца!
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Российские школьники начнут изучать историю с первого класса
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения проведет Всероссийский конкурс для органов опеки и попечительства
Время чтения: 1 минута
С 1 сентября в российских школах будут исполнять гимн России
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки отменило плановые и внеплановые проверки вузов в 2022 году
Время чтения: 1 минута
Госдума рассматривает проект о регулировании «продленок» в школах
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения рекомендует школьникам сдавать телефоны перед входом в школу
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Видео:Уравнения со скобками - 5 класс (примеры)Скачать
Как правильно раскрывать скобки в математических выражениях
Видео:Решение простых уравнений. Что значит решить уравнение? Как проверить решение уравнения?Скачать
Правило раскрытия скобок при сложении
Раскрытие скобок — это избавление выражений от скобок и изменение порядка вычислений.
Существует 4 правила раскрытия скобок при:
Видео:Решение сложных уравнений 4-5 класс.Скачать
Правило раскрытия скобок при сложении.
При раскрытии скобок в выражении используется сочетательное свойство сложения, которое гласит:
Если к числу нужно прибавить сумму двух чисел, то можно к этому числу прибавить сначала первое слагаемое, а затем второе.
a + (b +c) = a + b + c
Применяя это свойство, следует придерживаться следующего правила раскрытия скобок:
Если перед скобками стоит знак «+», все числа, которые стоят внутри скобок, сохраняют свой знак.
a + (b + c) = a + b + c
a + (b – c) = a + b – c
a + (-b + c) = a – b + c
a + (-b – c) = a – b – c
Это же правило применяется, когда в выражении встречается две или более скобки.
a + (b – c) + d + (-f) = a + b — c + d – f
Видео:Сложные уравнения. Как решить сложное уравнение?Скачать
Правило раскрытия скобок при вычитании
Если перед скобками стоит знак «–», то при их раскрытии следует знаки слагаемых поменять на противоположные.
a – (b + c) = a – b– c
a – (b – c) = a – b + c
a – (-b + c) = a + b – c
a – (-b – c) = a + b + c
Когда в скобках перед первым слагаемым знак отсутствует, то это означает, что оно положительное и при раскрытии скобок становится отрицательным.
Решение подобных примеров состоит из действий:
- раскрываются скобки;
- меняется знак каждого слагаемого на противоположный.
x – (y + z) = x – y – z;
m – (-n – p) = m + n + p;
Случаи, когда в выражении присутствуют сложение и вычитание скобок.
10a + (19b – 34c) – 50 – (m + n)
В данном примере скобки раскрываются по алгоритму:
- к первой скобке применяется правило сложения;
- вторая скобка раскрывается правилом вычитания.
10a + 19b – 34 c – 50 – m – n
Раскрытие скобок в сложных выражениях.
Сложное выражение — это выражение, в котором используются скобки и знаки деление/умножение.
Видео:Как решать примеры со скобками? Порядок действий в выражениях | МатематикаСкачать
Раскрытие скобок при умножении
Действия по раскрытию скобок при умножении строятся на основании работы распределительного или сочетательного свойства умножения.
Применение того или иного свойства умножения зависит от действия внутри скобок. Если это сложение или вычитание, работает распределительное свойство. При умножении или делении применяется сочетательное свойство.
1. Раскрытие скобок, согласно распределительному свойству.
Чтобы умножить сумму на число, нужно умножить на это число каждое слагаемое и сложить полученные результаты.
a ∙ (b + c) = ab + ac
(a + b) ∙ c = ac + bc
Чтобы умножить разность на число, нужно умножить на это число сначала уменьшаемое, затем вычитаемое, и из первого произведения вычесть второе.
a ∙ (b – c) = ab – ac
(a – b) ∙ c = ac − bc
В математике для сокращения записей знак умножения перед числом и скобкой не ставится.
Если общий множитель является отрицательной величиной, то все значения в скобках умножаются на (–1) и меняют свои знаки на противоположные:
2. Раскрытие скобок, согласно сочетательному свойству:
Произведение трех и более множителей не изменится, если эту группу множителей заменить их произведением.
(a ∙ b) ∙ c = a ∙ b ∙ c
(b ∙ c ∙ d) ∙ a = b ∙ c ∙ d ∙ a
В случае, когда в скобках выполняется умножение, раскрытие происходит как при сложении — просто раскрываются скобки и все значения перемножаются:
a ∙ (b ∙ c) = a ∙ b ∙ c
(b ∙ c) ∙ а = b ∙ c ∙ a
При раскрытии скобок необходимо учитывать правило знаков.
При делении внутри скобок, раскрытие происходит следующим образом:
Когда общий множитель находится перед скобками, то:
- общий множитель умножается на первое число в скобках и делится на второе число:
a ⋅ (b : с) = a ⋅ b : с;
- или общий множитель делится на второе число в скобках и умножается на первое число:
a ⋅ (b : с) = a : c ⋅ b.
Когда общий множитель находится после скобок, то:
- общий множитель умножается на первое число в скобках и делится на второе:
(a : b) ⋅c = с ⋅ a : b;
- общий множитель делится на второе число в скобках и умножается на первое:
(a : b) ⋅ c =с : b ⋅ a.
Скобка на скобку
Когда требуется перемножить несколько скобок друг на друга, нужно каждый член первой скобки умножить на каждый член второй скобки:
(a + b) ⋅ (c – d) = a ⋅ (c – d) + b ⋅ (c – d) = ac – ad + bc – bd
Алгоритм действий при раскрытии скобки на скобку:
- Первая скобка раскрывается, каждое ее слагаемое умножается на вторую скобку.
- Выполняется умножение числа на скобку, приводятся подобные слагаемые.
( 5 х + 7 ) ⋅ ( 10 x – 2 ) =
5 х ( 10 x – 2 ) + 7 ( 10 x – 2 ) =
50 х ² – 10 х + 70 х – 14 =
Скобка в скобке
В математике могут встречаться примеры, когда скобки входят в другие скобки.
Алгоритм действий такого типа примеров:
- Последовательно раскрывается каждая скобка, начиная с внутренней.
- Скобки раскрываются согласно принятым правилам раскрытия скобок при сложении, вычитании, умножении и делении.
- Приводятся подобные слагаемые для дальнейшего решения математического выражения или уравнения
8x + y(4 – (2x – y)) = 8x + y(4 – 2x + y) = 8x + 4y – 2xy + y²
Видео:Порядок выполнения действий в выражениях. Числовые выраженияСкачать
Раскрытие скобок при делении
- Случаи, когда в скобках выполняется сложение или вычитание.
Правило 5
Если знак деления стоит после скобок — каждое число внутри скобок делится на делитель, который стоит после скобок:
(a + b) : c = a : c + b : c;
(a – b) : c = a: c – b : c.
Если знак деления стоит перед скобками, то делимое делится на каждое число в скобках:
c : (a + b) = c : a + c : b;
c : (a – b) = c : a – c : b.
- В случае, когда в скобках выполняется умножение, то:
Если знак деления стоит перед скобкой:
- делимое делится на первое число в скобках и делится на второе:
a : (b ⋅ c) = a : b : c;
- или делимое делится на второе число в скобках, а потом делится на первое:
a : (b ⋅ c) = a : c : b.
Если знак деления стоит после скобки:
- первое число в скобках делится на делитель и умножается на второе:
(b ⋅ c) : a = (b : a) ⋅ c ;
- или второе число в скобках делится на делитель и умножается на первое:
(b ⋅ c) : a = (c : a) ⋅ b .
Если внутри скобок выполняется деление:
- делимое делится на первое число внутри скобки и умножается на второе:
a : (b : c) = a : b ⋅ c;
- первое число в скобках делится на делитель и делится на второе число:
(b : с) : a = b : c : a.
Не забываем, что при раскрытии скобок необходимо учитывать правило знаков, описанное выше:
📽️ Видео
Решение уравнений (относительно умножения и деления). 5 классСкачать
Решение уравнений на умножение и деление.Скачать
Как умножать и делить дроби (Математика 5 класс)Скачать
Умножение, деление и сложение дробей #математика #алгебра #дроби #5классСкачать
КАК РАСКРЫТЬ СКОБКИ?Скачать
УРАВНЕНИЯ СО СКОБКАМИ. Примеры | МАТЕМАТИКА 5 классСкачать
Как решить сложные уравненияСкачать
КАК РАСКРЫТЬ СКОБКИ ПРИ УМНОЖЕНИИ, ДЕЛЕНИИ, ВЫЧИТАНИИ? Примеры | МАТЕМАТИКА 5 классСкачать
Упрощение выражений. 5 класс.Скачать