Правила нахождения неизвестных компонентов уравнения умножения и деления

Памятка по нахождению неизвестных компонентов действий.
учебно-методический материал по математике на тему

Правила нахождения неизвестных компонентов уравнения умножения и деления

Памятка по нахождению неизвестных компонентов действий.

Видео:Правила нахождения неизвестных компонентовСкачать

Правила нахождения неизвестных компонентов

Скачать:

ВложениеРазмер
pravila_nakhozhdeniya_komponentov.doc31 КБ

Видео:Решение уравнений в несколько действий. Как объяснить ребенку решение уравнений?Скачать

Решение уравнений в несколько действий. Как объяснить ребенку решение уравнений?

Предварительный просмотр:

Выучи названия компонентов действий и правила нахождения неизвестных компонентов:

  1. Сложение: слагаемое, слагаемое, сумма. Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.
  1. Вычитание: уменьшаемое, вычитаемое, разность. Чтобы найти уменьшаемое, нужно к вычитаемому прибавить разность. Чтобы найти вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.
  1. Умножение: множитель, множитель, произведение. Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на известный множитель.
  1. Деление: делимое, делитель, частное. Чтобы найти делимое, нужно делитель умножить на частное. Чтобы найти делитель, нужно делимое разделить на частное.

Выучи названия компонентов действий и правила нахождения неизвестных компонентов:

  1. Сложение: слагаемое, слагаемое, сумма. Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.
  1. Вычитание: уменьшаемое, вычитаемое, разность. Чтобы найти уменьшаемое, нужно к вычитаемому прибавить разность. Чтобы найти вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.
  1. Умножение: множитель, множитель, произведение. Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на известный множитель.
  1. Деление: делимое, делитель, частное. Чтобы найти делимое, нужно делитель умножить на частное. Чтобы найти делитель, нужно делимое разделить на частное.

Видео:Решение простых уравнений. Что значит решить уравнение? Как проверить решение уравнения?Скачать

Решение простых уравнений. Что значит решить уравнение? Как проверить решение уравнения?

Нахождение неизвестного слагаемого, множителя: правила, примеры, решения

Чтобы научиться быстро и успешно решать уравнения, нужно начать с самых простых правил и примеров. В первую очередь надо научиться решать уравнения, слева у которых стоит разность, сумма, частное или произведение некоторых чисел с одним неизвестным, а справа другое число. Иными словами, в этих уравнениях есть одно неизвестное слагаемое и либо уменьшаемое с вычитаемым, либо делимое с делителем и т.д. Именно об уравнениях такого типа мы с вами поговорим.

Эта статья посвящена основным правилам, позволяющим найти множители, неизвестные слагаемые и др. Все теоретические положения будем сразу пояснять на конкретных примерах.

Видео:Математика 2 класс (Урок№51 - Названия компонентов и результата действия умножения.)Скачать

Математика 2 класс (Урок№51 - Названия компонентов и результата действия умножения.)

Нахождение неизвестного слагаемого

Допустим, у нас есть некоторое количество шариков в двух вазах, например, 9 . Мы знаем, что во второй вазе 4 шарика. Как найти количество во второй? Запишем эту задачу в математическом виде, обозначив число, которое нужно найти, как x. Согласно первоначальному условию, это число вместе с 4 образуют 9 , значит, можно записать уравнение 4 + x = 9 . Слева у нас получилась сумма с одним неизвестным слагаемым, справа – значение этой суммы. Как найти x ? Для этого надо использовать правило:

Для нахождения неизвестного слагаемого надо вычесть известное из суммы.

В данном случае мы придаем вычитанию смысл, который является обратным смыслу сложения. Иначе говоря, есть определенная связь между действиями сложения и вычитания, которую можно в буквенном виде выразить так: если a + b = c , то c − a = b и c − b = a , и наоборот, из выражений c − a = b и c − b = a можно вывести, что a + b = c .

Зная это правило, мы можем найти одно неизвестное слагаемое, используя известное и сумму. Какое именно слагаемое мы знаем, первое или второе, в данном случае неважно. Посмотрим, как применить данное правило на практике.

Возьмем то уравнение, что у нас получилось выше: 4 + x = 9 . Согласно правилу, нам нужно вычесть из известной суммы, равной 9 , известное слагаемое, равное 4 . Вычтем одно натуральное число из другого: 9 — 4 = 5 . Мы получили нужное нам слагаемое, равное 5 .

Обычно решения подобных уравнений записывают следующим образом:

  1. Первым пишется исходное уравнение.
  2. Далее мы записываем уравнение, которое получилось после того, как мы применили правило вычисления неизвестного слагаемого.
  3. После этого пишем уравнение, которое получилось после всех действий с числами.

Такая форма записи нужна для того, чтобы проиллюстрировать последовательную замену исходного уравнения равносильными и отобразить процесс нахождения корня. Решение нашего простого уравнения, приведенного выше, правильно будет записать так:

4 + x = 9 , x = 9 − 4 , x = 5 .

Мы можем проверить правильность полученного ответа. Подставим то, что у нас получилось, в исходное уравнение и посмотрим, выйдет ли из него верное числовое равенство. Подставим 5 в 4 + x = 9 и получим: 4 + 5 = 9 . Равенство 9 = 9 верное, значит, неизвестное слагаемое было найдено правильно. Если бы равенство оказалось неверным, то нам следовало бы вернуться к решению и перепроверить его, поскольку это знак допущенной ошибки. Как правило, чаще всего это бывает вычислительная ошибка или применение неверного правила.

Видео:Решение уравнений на умножение и деление.Скачать

Решение уравнений на умножение и деление.

Нахождение неизвестного вычитаемого или уменьшаемого

Как мы уже упоминали в первом пункте, между процессами сложения и вычитания существует определенная связь. С ее помощью можно сформулировать правило, которое поможет найти неизвестное уменьшаемое, когда мы знаем разность и вычитаемое, или же неизвестное вычитаемое через уменьшаемое или разность. Запишем эти два правила по очереди и покажем, как применять их при решении задач.

Для нахождения неизвестного уменьшаемого надо прибавить вычитаемое к разности.

Например, у нас есть уравнение x — 6 = 10 . Неизвестно уменьшаемое. Согласно правилу, нам надо прибавить к разности 10 вычитаемое 6 , получим 16 . То есть исходное уменьшаемое равно шестнадцати. Запишем все решение целиком:

x − 6 = 10 , x = 10 + 6 , x = 16 .

Проверим получившийся результат, добавив получившееся число в исходное уравнение: 16 — 6 = 10 . Равенство 16 — 16 будет верным, значит, мы все подсчитали правильно.

Переходим к следующему правилу.

Для нахождения неизвестного вычитаемого надо вычесть разность из уменьшаемого.

Воспользуемся правилом для решения уравнения 10 — x = 8 . Мы не знаем вычитаемого, поэтому нам надо из 10 вычесть разность, т.е. 10 — 8 = 2 . Значит, искомое вычитаемое равно двум. Вот вся запись решения:

10 — x = 8 , x = 10 — 8 , x = 2 .

Сделаем проверку на правильность, подставив двойку в исходное уравнение. Получим верное равенство 10 — 2 = 8 и убедимся, что найденное нами значение будет правильным.

Перед тем, как перейти к другим правилам, отметим, что существует правило переноса любых слагаемых из одной части уравнения в другую с заменой знака на противоположный. Все приведенные выше правила ему полностью соответствуют.

Видео:Решение уравнений, 6 классСкачать

Решение уравнений, 6 класс

Нахождение неизвестного множителя

Посмотрим на два уравнения: x · 2 = 20 и 3 · x = 12 . В обоих нам известно значение произведения и один из множителей, необходимо найти второй. Для этого нам надо воспользоваться другим правилом.

Для нахождения неизвестного множителя нужно выполнить деление произведения на известный множитель.

Данное правило базируется на смысле, который является обратным смыслу умножения. Между умножением и делением есть следующая связь: a · b = c при a и b , не равных 0 , c : a = b , c : b = c и наоборот.

Вычислим неизвестный множитель в первом уравнении, разделив известное частное 20 на известный множитель 2 . Проводим деление натуральных чисел и получаем 10 . Запишем последовательность равенств:

x · 2 = 20 x = 20 : 2 x = 10 .

Подставляем десятку в исходное равенство и получаем, что 2 · 10 = 20 . Значение неизвестного множителя было выполнено правильно.

Уточним, что в случае, если один из множителей нулевой, данное правило применять нельзя. Так, уравнение x · 0 = 11 с его помощью решить мы не можем. Эта запись не имеет смысла, поскольку для решения надо разделить 11 на 0 , а деление на нуль не определено. Подробнее о подобных случаях мы рассказали в статье, посвященной линейным уравнениям.

Когда мы применяем это правило, мы, по сути, делим обе части уравнения на другой множитель, отличный от 0 . Существует отдельное правило, согласно которому можно проводить такое деление, и оно не повлияет на корни уравнения, и то, о чем мы писали в этом пункте, с ним полностью согласовано.

Видео:Математика 3 класс (Урок№45 - Уравнения на основе связи между результатами и компонентами "." и ":")Скачать

Математика 3 класс (Урок№45 - Уравнения на основе связи между результатами и компонентами "." и ":")

Нахождение неизвестного делимого или делителя

Еще один случай, который нам нужно рассмотреть, – это нахождение неизвестного делимого, если мы знаем делитель и частное, а также нахождение делителя при известном частном и делимом. Сформулировать это правило мы можем с помощью уже упомянутой здесь связи между умножением и делением.

Для нахождения неизвестного делимого нужно умножить делитель на частное.

Посмотрим, как применяется данное правило.

Решим с его помощью уравнение x : 3 = 5 . Перемножаем между собой известное частное и известный делитель и получаем 15 , которое и будет нужным нам делимым.

Вот краткая запись всего решения:

x : 3 = 5 , x = 3 · 5 , x = 15 .

Проверка показывает, что мы все подсчитали верно, ведь при делении 15 на 3 действительно получается 5 . Верное числовое равенство – свидетельство правильного решения.

Указанное правило можно интерпретировать как умножение правой и левой части уравнения на одинаковое отличное от 0 число. Это преобразование никак не влияет на корни уравнения.

Переходим к следующему правилу.

Для нахождения неизвестного делителя нужно разделить делимое на частное.

Возьмем простой пример – уравнение 21 : x = 3 . Для его решения разделим известное делимое 21 на частное 3 и получим 7 . Это и будет искомый делитель. Теперь оформляем решение правильно:

21 : x = 3 , x = 21 : 3 , x = 7 .

Удостоверимся в верности результата, подставив семерку в исходное уравнение. 21 : 7 = 3 , так что корень уравнения был вычислен верно.

Важно отметить, что это правило применимо только для случаев, когда частное не равно нулю, ведь в противном случае нам опять же придется делить на 0 . Если же частным будет нуль, возможны два варианта. Если делимое также равно нулю и уравнение выглядит как 0 : x = 0 , то значение переменной будет любым, то есть данное уравнение имеет бесконечное число корней. А вот уравнение с частным, равным 0 , с делимым, отличным от 0 , решений иметь не будет, поскольку таких значений делителя не существует. Примером может быть уравнение 5 : x = 0 , которое не имеет ни одного корня.

Видео:Нахождение неизвестного множителя, делимого или делителя. Видеоурок 19.1. Математика 4 классСкачать

Нахождение неизвестного множителя, делимого или делителя. Видеоурок 19.1. Математика 4 класс

Последовательное применение правил

Зачастую на практике встречаются более сложные задачи, в которых правила нахождения слагаемых, уменьшаемых, вычитаемых, множителей, делимых и частных нужно применять последовательно. Приведем пример.

У нас есть уравнение вида 3 · x + 1 = 7 . Вычисляем неизвестное слагаемое 3 · x , отняв от 7 единицу. Получим в итоге 3 · x = 7 − 1 , потом 3 · x = 6 . Это уравнение решить очень просто: делим 6 на 3 и получаем корень исходного уравнения.

Вот краткая запись решения еще одного уравнения ( 2 · x − 7 ) : 3 − 5 = 2 :

( 2 · x − 7 ) : 3 − 5 = 2 , ( 2 · x − 7 ) : 3 = 2 + 5 , ( 2 · x − 7 ) : 3 = 7 , 2 · x − 7 = 7 · 3 , 2 · x − 7 = 21 , 2 · x = 21 + 7 , 2 · x = 28 , x = 28 : 2 , x = 14 .

Видео:Нахождение неизвестных компонентов уравнения.Скачать

Нахождение неизвестных компонентов уравнения.

Нахождение неизвестных компонентов умножения и деления

Презентация к уроку

Цели и задачи: продолжить формирование навыков нахождения неизвестных компонентов умножения и деления, уяснение взаимосвязи умножения и деления. Развивать у учащихся умение применять знания на практике, творческие способности и приёмы быстрых вычислений.

Воспитывать положительное отношение к знаниям.

Структура урока:

  • Организационный момент. (2 мин.)
    Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся.
  • Устный счёт. (3 мин.)
  • Этап актуализации опорных знаний и умений учащихся. (4 мин.)
  • Этап формирование умений и знаний). (7 мин.)
  • Физминутка. (2 мин.)
  • Игра-сказка “Волшебное число”. (22 мин.)
  • Подведение итогов урока. (2 мин)
  • Рефлексия. (1 мин.)
  • Домашнее задание. (3 мин.)
  • I. Организационный момент.

    II. Устная работа.

    1. Каждое из данных чисел разделите на 10, на 100, на 1000: 595 000; 370 000; 13 000; 907 000; 650 000.

    2. Угадайте неизвестное число: 15 • а = 15 : а; х • 10 = х : 10.

    III. Актуализация знаний.

    1. Используя данное равенство, найдите значения двух следующих выражений:

    а) 945 : 35 = 27;

    945 : 27 = .б) 555:15 = 37;

    15 · 37 = .

    Делимое : делитель = частное

    Частное · делитель = делимое

    делимое : частное = делитель

    2. Найдите неизвестное число: а) 1190 : с = 34; б) b : 17 = 201. Как найти неизвестное делимое? делитель?

    IV. Формирование умений и навыков.

    1. Найдите неизвестное число, пользуясь приемом “маленького примера”:

    34 • х= 136 Учитель показывает прием на доске

    х = 136: 34 2• 3 = 6

    2. Учебник, № 232 (в, е, и) (самостоятельно). Трое учащихся выполняют задание на переносных досках. Проверка выполнения.

    Положите голову на руки. Руки на парте. Закройте глаза. Отдохните. А пока вы отдыхаете, я расскажу вам сказку. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич. Повстречал Иван-царевич Елену Прекрасную. Они полюбили друг друга. Но злой Кощей Бессмертный похитил Елену. Иван-царевич взял верных воинов и поехал выручать свою любимую. Вы отдохнули? Тогда давайте поможем Ивану-царевичу.

    1. Игра-сказка “Волшебное число”. Для проведения игры можно использовать проектор. Заранее подготовить рисунки по сюжету сказки.

    Вышли Иван-Царевич и его спутники к реке, а там огромный камень закрыл дорогу на мост. На камне надписи:

    81 • а = 162; х • 18 = 360; 12 • b= 2640.

    Если правильно найти волшебное число, то камень повернется и освободит дорогу. (С каждого ряда вызывается по одному ученику, которые решают уравнения. Остальные учащиеся решают на местах.)

    Долго ехали они по лесу, пока дорога не привела их к избушке Бабы-яги. Она давно враждовала с Кощеем и согласилась помочь Ивану-царевичу, но только в том случае, если его воины разгадают волшебные числа, написанные на избушке:

    х : 16 =30; 144 : а = 6; b: 20=9.

    (Работа проходит аналогично.)

    Прощаясь с Иваном-царевичем, Баба-яга рассказала ему о силе волшебных чисел: “Коль нужно тебе запор отпереть или закрыть накрепко, произнеси вслух волшебное число. Мигом исполнится”. Черный ворон подслушал этот разговор и рассказал обо всем Кощею. Тот подстерег Ивана-царевича и его воинов, схватил их и бросил в глубокое подземелье. Замкнул на шесть замков.

    Узники подземелья решают уравнения, написанные на замках:

    535 : х = 5; х : 51 = 6; с · 9 = 747;

    4 · а = 416; 32 · b = 6464; 33 · х; = 132.

    Иван-царевич назвал волшебные числа. Двери подземелья открылись. И стали воины перед воротами Кощеева дворца, на которых написано: у + 12 705 : 121 =105.

    Иван-царевич произнес волшебное число. Двери подземелья открылись. Освободил он Елену Прекрасную, и в тот же день сыграли свадьбу. Стали они жить-поживать и добра наживать.

    Подведение итогов игры.

    V. Домашнее задание. Учебник № 231 (а, б), 232 (а, б, ж, з), 244 (а).

    🔥 Видео

    Сложные уравнения со скобками. Как решать уравнения в несколько действий в 5 классе.Скачать

    Сложные уравнения со скобками. Как решать уравнения в несколько действий в 5 классе.

    4 - 6 классы.Уравнение. Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий. Часть 1.Скачать

    4 - 6 классы.Уравнение. Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий. Часть 1.

    Уравнение. 5 класс.Скачать

    Уравнение. 5 класс.

    Математика 2 класс (Урок№26 - Уравнение. Решение уравнений подбором неизвестного числа.)Скачать

    Математика 2 класс (Урок№26 - Уравнение. Решение уравнений подбором неизвестного числа.)

    Пропорция. Основное свойство пропорции. Практическая часть - решение задачи. 1 часть. 6 класс.Скачать

    Пропорция. Основное свойство пропорции. Практическая часть - решение задачи. 1 часть. 6 класс.

    Пропорция. Основное свойство пропорции. Практическая часть - решение задачи. 2 часть. 6 класс.Скачать

    Пропорция. Основное свойство пропорции. Практическая часть - решение задачи. 2 часть. 6 класс.

    Нахождение неизвестного компонента действия при решении уравненияСкачать

    Нахождение неизвестного компонента действия при решении уравнения

    Нахождение неизвестного слагаемогоСкачать

    Нахождение неизвестного слагаемого

    Уравнение. Практическая часть - решение задачи. 1 часть. 5 класс.Скачать

    Уравнение. Практическая часть - решение задачи. 1 часть. 5 класс.

    Решение простых уравнений. Компоненты математических действий.Скачать

    Решение простых уравнений. Компоненты математических действий.

    Математика 3 класс. Как найти неизвестный множитель, делимое , делительСкачать

    Математика 3 класс. Как найти неизвестный множитель, делимое , делитель
    Поделиться или сохранить к себе: