МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ В СПО
Разработал преподаватель: Игнатьева Елена Сергеевна
Решение простейших тригонометрических уравнений и неравенств.
— применить умения по владению стандартными приемами решения тригонометрических уравнений и неравенств.
1. Рабочая тетрадь в клетку
2. Раздаточные материалы: карточки-задания, инструкционные карты – 20 штук.
3. Калькулятор простой.
I Вариант II Вариант
а)
а)
б)
б)
в)
в)
2.Найти нули функции:
3 . Решить уравнение и найти
его наименьший положительный корень
его наибольший отрицательный корень
4. Решить неравенства:
а) а)
б) б)
в) в)
5. Найти значение x при которых график функции
лежит ниже оси x
лежит выше оси x
1. Внимательно прочитать тему и цель практической работы .
2. Изучить учебный материал по теме.
3. Ответить на вопросы.
4. Выполнить задания.
5. Подготовить отчет.
Пояснения к работе (учебный материал):
1. Из определения косинуса следует, что . Поэтому, если а >1, то уравнение cosx = a не имеет решения. Например, уравнение cosx =-1,5 не имеет корней.
Если cosx =0, .
Если cosx =-1, то х = π+2π n , n Є z .
Если cosx =1 , то x =2 πn , n Є z .
Если cosx = a , где ,то x = arccos a + 2 πn , n Є z .
2.Из определения синуса следует, что
sin α Є [ -1; 1] . Поэтому уравнение
sin x = 3 не имеет корней.
Если sin x = 0 , то x = π n , n Є z .
Если sin x = 1 , то .
Если sin x = -1 ,то
sin x = a , 1
x = (1) k arcsin a +πk , k Є z
3. Из определения тангенса следует , что tg x может принимать любое действительное значение. Поэтому уравнение tg x = a имеет корни при любом значении a .
x = arctg a + πn , n Є z
tg x = 0 , x = πn , n Є z
tg x = 1 , x = + πn , n Є z
tg x = -1 , x = — + πn , n Є z
4. Из определения котангенса следует, что ctgx может принимать любое значение. Поэтому уравнение ctgx = a имеет корни при любом значении а.
x = arcctg a + πn, n Є z.
5. Решения простейших тригонометрических неравенств выполняем с помощью единичной окружности.
При выполнении практической работы рассмотрите следующие примеры:
Ответ:
–наименьший положительный корень
Найти нули функции
Ответ:
–наименьший положительный корень
x Є , n Є z
2 cosx ;
cosx
x Є
в) sinx >
x Є
x Є
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
1. Сформулируйте определение косинуса.
Запишите общую формулу решения уравнения cosx = a .
2. Сформулируйте определение синуса.
Запишите общую формулу решения уравнения sinx = a .
3. Запишите формулу решения уравнения tgx = a .
4. Перечислите алгоритм решения простейшего тригонометрического уравнения.
Название практической работы.
Решение заданий практической работы.
Ответы на вопросы для закрепления теоретического материала.
1. Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала математического анализа: Учебник 10—11 классы. — М.И., 2016.
2. Атанасян Л.С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С.Б. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа. Геометрия. Геометрия (базовый и углубленный уровни). 10—11 классы. — М., 2016.
3. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
4. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: Сборник задач профильной направленности: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
5. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: Задачник: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
6. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: Электронный учеб.- метод. комплекс для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
7. Башмаков М.И. Математика: Учебник. — М., 2016.
- Методическое пособие для студентов. Решение тригонометрических уравнений и неравенств.
- «Чапаевский губернский колледж им. О. Колычева»
- Примеры решения задач
- Примеры решения задач
- 2. Примеры решения задач
- п.1 Решение тригонометрических уравнений,
- отличающихся от простейших
- При поиске плана решения более сложных тригонометрических уравнений можно воспользоваться таким ориентиром:
- 1.Пробуем привести все тригонометрические функции к одному аргументу.
- 2.Если удалось привести к одному аргументу, то пробуем все тригонометрические выражения привести к одной функции.
- 3.Если к одному аргументу удалось привести, а к одной функции — нет, тогда пробуем привести уравнение к однородному.
- 4.В других случаях переносим все члены в одну сторону и пробуем получить произведение ил используем специальные приемы решения.
- п.2 Решение тригонометрических уравнений приведением к одной функции
- Примеры решения задач
- Примеры решения задач
- Примеры решения задач
- Урок-практикум «Решение тригонометрических уравнений и неравенств»
- 📽️ Видео
Видео:Решение тригонометрических уравнений. Подготовка к ЕГЭ | Математика TutorOnlineСкачать
Методическое пособие для студентов. Решение тригонометрических уравнений и неравенств.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Министерство образования и науки Самарской области
Министерство имущественных отношений Самарской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Самарской области
Видео:Как решать тригонометрические неравенства?Скачать
«Чапаевский губернский колледж им. О. Колычева»
Организация самостоятельной деятельности студентов при изучении темы «Решение тригонометрических уравнений и неравенств»
для студентов 1 курса по профессиям Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки);
г.о.Чапаевск, 2017 г.
Публикуется на основании решения
ГБПОУ СОЧГК им. О. Колычева
Протокол № __8_от _20.04.2017
Организация самостоятельной деятельности студентов при изучении темы «Решение тригонометрических уравнений и неравенств» по дисциплине «Математика» для студентов 1 курса, И.В. Ямбаева – Чапаевск: ГБПОУ СОЧГК им.О. Колычева, 2017, 26 стр.- 15 экз.
Данное пособие включает в себя материал по организации самостоятельной деятельности студентов при выполнении заданий в ходе практических занятий по дисциплине «Математика», предназначено для преподавателей и студентов СПО.
Составитель: Ямбаева И.В., преподаватель математики высшей квалификационной категории
Рецензент: Ащепкова В.И., заведующий методическим кабинетом ОП СПО ППКРС, заслуженный учитель РФ
© ГБПОУ СО «Чапаевский губернский колледж
им.О. Колычева», 2017
Данный пособие предназначено для организации практических занятий при изучении темы: «Тригонометрические уравнения и неравенства». Оно поможет систематизировать имеющиеся знания и ликвидировать проблемы в них, если такие окажутся.
В сборнике содержится восемь основных тем, которые включают в себя справочный материал, тренинговые задания и задания для самостоятельный работы. Справочный материал содержит формулы и алгоритмы решения тригонометрических уравнений и неравенств. Эти разделы являются как бы консультантом по вопросам теории. Тренинговые задания содержат набор упражнений из учебника « Алгебра и начала анализа». А.Н.Колмогоров; -М.: Просвещение.
Задания для практических занятий составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования к результатам усвоения данной темы.
Предлагаемый материал для сборника применяется преподавателем на уроках изучения темы «Тригонометрические уравнения и неравенства» и на уроках обобщающего повторения при подготовке к госэкзамену в конце второго курса.
Тема: Решение простейших тригонометрических
Материал для составления опорного конспекта:
Видео:Решение тригонометрических неравенств. 10 класс.Скачать
Примеры решения задач
Практическая часть урока.
Решение №136,№137,№142б,г,№143в.( учебник Алгебра и начала анализа. А.Н.Колмогоров; -М.: Просвещение)
Урок. Практическое занятие. Решение тригонометрических уравнений cos x = a .
Образовательная цель урока: закрепить знания формул корней уравнения cos x = a, закрепить умения применять полученные знания при решении уравнений различной степени сложности.
Задание 1. Решите уравнения.
1. 12. 2cos (x + = 1
2. 13. 2cos ( — =
3. 14. cos ( — =
4.
5. 6. cos ( x — ) =
7. cos ( 3x — ) =
9. 10. 11. cos ( x + =
Домашнее задание: решение заданий по образцу.
Материал для составления опорного конспекта:
Видео:Решение тригонометрических неравенств. 10 класс.Скачать
Примеры решения задач
3.Практическая часть урока.
Решение №138,№139,№142а,в,№143а ( учебник Алгебра и начала анализа. А.Н.Колмогоров; -М.: Просвещение)
Урок. Практическое занятие
Решение тригонометрических уравнений sin х = a .
Образовательная цель урока: закрепить знания формул корней уравнения sin х = a, закрепить умения применять полученные знания при решении уравнений различной степени сложности.
Задание 1. Решите уравнения.
sin x = —
sin
sin ( x + ) =
sin ( x —
sin (2 x +
sin (3 x —
2 sin (
2 sin (
Домашнее задание: решение заданий по образцу
Материал для составления опорного конспекта:
3. Решение частных случаев тригонометрических уравнений
tg х= 1, х = + n , где n
tg х= 0, х = n , где n ,
tg х= -1, х = — + n , где n
с tg х= 1, х = + n , где n
с tg х= 0, х = + n , где n ,
с tg х= -1, х = + n , где n
Видео:10 класс, 23 урок, Методы решения тригонометрических уравненийСкачать
2. Примеры решения задач
3.Практическая часть урока. Решение №140,№141,№143б,г
Урок. Практическое занятие
Образовательная цель урока: закрепить знания формул корней уравнений tg t = a , с tg t = a , закрепить умения применять полученные знания при решении уравнений различной степени сложности.
Задание 1. Решите уравнения.
2. ctg
3. tg (2x +
4. ctg (3x —
5. ctg (x +
6. tg (2x —
7. ctg (5x —
8. tg ( x —
9. ctg ( x+
10. ctg ( 2x —
Домашнее задание: решение заданий по образцу
Урок. Примеры решения тригонометрических уравнений.
Видео:РЕШЕНИЕ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ😉 #shorts #егэ #огэ #математика #профильныйегэСкачать
п.1 Решение тригонометрических уравнений,
Видео:ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ НЕРАВЕНСТВА 10 класс тригонометрияСкачать
отличающихся от простейших
Материал для составления опорного конспекта:
Как правило, решение тригонометрических уравнений сводится к решению простейших уравнений с помощью преобразований тригонометрических выражений, разложения на множители и замены переменных. Если в уравнение, неравенство или тождество переменная входит в одном и том же виде, то удобно соответствующее выражение с переменной обозначить одной буквой (новой переменной).
При поиске плана решения более сложных тригонометрических уравнений можно воспользоваться таким ориентиром:
1.Пробуем привести все тригонометрические функции к одному аргументу.
2.Если удалось привести к одному аргументу, то пробуем все тригонометрические выражения привести к одной функции.
3.Если к одному аргументу удалось привести, а к одной функции — нет, тогда пробуем привести уравнение к однородному.
4.В других случаях переносим все члены в одну сторону и пробуем получить произведение ил используем специальные приемы решения.
Практическая часть урока. Решение №164,165,166,167,168
Видео:10 класс, 22 урок, Простейшие тригонометрические уравнения неравенстваСкачать
п.2 Решение тригонометрических уравнений приведением к одной функции
3.Практическая часть урока. Решение №169,170,171,172,173,
Урок. Практическое занятие
Решение тригонометрических уравнений.
Образовательная цель урока: закрепить знания способов решения уравнений , закрепить умения применять полученные знания при решении уравнений различной степени сложности.
Задание 1. Решите уравнения:
а) 2
б) 2
в) 2
г) 2
а) 2
б)
в)
г)
д)
е)
ж)
а)
б)
г)
д)
Домашнее задание: решение заданий по образцу
Урок. Практическое занятие
Решение тригонометрических уравнений.
Образовательная цель урока: закрепить знания способов решения уравнений , закрепить умения применять полученные знания при решении уравнений различной степени сложности.
Задание 1. Решите уравнения:
16.
17.
3. 18. 4
4. 19. 2
5. 2
2
2
Домашнее задание: решение заданий по образцу
Тема: Решение простейших тригонометрических
Материал для составления опорного конспекта:
Видео:Тригонометрические уравнения. ЕГЭ № 12 | Математика | TutorOnline tutor onlineСкачать
Примеры решения задач
а) б)
3.Практическая часть урока. Решение №152,155,158б,159г.
Урок. Практическое занятие
Решение неравенств, содержащих тригонометрические функции.
Образовательная цель урока: закрепить знания формул корней неравенств вида cos t ≤ a , cos t ≥ a , закрепить умения применять полученные знания при решении неравенств различной степени сложности.
Задание 1. Решите уравнения.
1. cos x > — 1 1 . 2 cos (2x + )
2. cos 2 x > 0 1 2 . 2 cos (4x + )
3. cos 1
6.
7.
8.
9. 2 cos (x — )
10. 2 cos (3x + ) 1
Домашнее задание: решение заданий по образцу
Урок . Решение неравенств вида
Материал для составления опорного конспекта:
x ( arc
Видео:Решаем все типы задач № 12Скачать
Примеры решения задач
а) б)
3.Практическая часть урока.Решение №151,154,157а,в,158а,в.
Урок. Практическое занятие
Решение неравенств, содержащих тригонометрические функции.
Образовательная цель урока: закрепить знания формул корней неравенств вида sin t ≥ a , sin t ≤ a , закрепить умения применять полученные знания при решении неравенств различной степени сложности.
Задание 1. Решите неравенства:
1. sin x > — 13. 2 sin (2x + )
2. sin 2 x > 0 14. 2 sin (3x + ) 1
3. sin 6x )
5.
6.
7. 2
8.
9. 2 sin x + 1 0
10. 2 sin x — 0
11. sin ( — x )
12. 2 sin (x — )
Домашнее задание: решение заданий по образцу
Урок. Решение неравенств вида
Материал для составления опорного конспекта:
Видео:ТРИГОНОМЕТРИЯ ЗА 10 МИНУТ - Решение Тригонометрических уравнений / Подготовка к ЕГЭ по МатематикеСкачать
Примеры решения задач
а) tg x б)
3.Практическая часть урока. Решение №153,156,158г,159б,
Урок. Практическое занятие
Решение неравенств, содержащих тригонометрические функции.
Образовательная цель урока: закрепить знания формул корней неравенств , закрепить умения применять полученные знания при решении неравенств различной степени сложности.
Задание 1. Решите неравенства:
1. tg (x —
2. ctg (x +
3. tg ( 3x +
4. ctg (3x —
5. ctg (2x —
6. tg (2x –
7.
8.
9. 3 tg (2 x + )
10. √3 tg (6 x —
Домашнее задание: решение заданий по образцу
Урок. Практическое занятие
Решение неравенств, содержащих тригонометрические функции.
Образовательная цель урока: закрепить знания формул корней неравенств , закрепить умения применять полученные знания при решении неравенств различной степени сложности
Материал для составления опорного конспекта:
Решите данное неравенство
2
4
Sin 2x sin — cos 2x cos
Sin 3x cos x — Sin x cos
Урок. Контрольная работа №2: «Основы тригонометрии»
1. Решить уравнения
а) sin х =
б) cos = -1
в) ctg (2х + ) = -1
г) 2 cos 2 х = 1+ sin х
д) 2 sin 2 х — 5 sinxcosx +3 cos 2 х = 0
е) cos 2 x + sinx =0
2. Решить неравенство
sinx
1. Решить уравнения
а) cosx =
б) sin = 1
в) tg (3х +) = 1
г) 2 sin 2 = 1 — cosx
д ) 4sin 2 х — 5 sinxcosx +cos 2 x=0
е) cos 2 x + cosx =0
2. Решить неравенство
с osx —
Мальцев Д.А. «Алгебра 10-11 классы, тематические тесты и упражнения»,-Москва, НИИ школьных технологий, 2014г.
Дорофеев Г.В. «Сборник заданий для проведения письменного экзамена по математике за курс средней школы», -Москва, Дрофа, 2015г.
Видео:решение тригонометрических неравенств 3Скачать
Урок-практикум «Решение тригонометрических уравнений и неравенств»
Разделы: Математика
Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы можно широко применять различные формы организации коллективной познавательной деятельности. Одной из таких форм – является групповая форма организации уроков-практикумов. При правильном педагогическом руководстве на таких уроках реализуются как учебные, так и воспитательные цели образовательного процесса, обеспечивающие:
- высокий уровень усвоения учебного материала;
- активность учебного процесса;
- развитие обучающихся через совместную коллективную деятельность.
На уроках-практикумах учащиеся рассаживаются за столом по 4–6 человек друг против друга, “глаза в глаза”. Исходя из целей, задач урока и уровня класса, группы могут формироваться, как одноуровневые, так и разноуровневые. Консультанта в каждой группе может назначать учитель или сама группа. Карточки – задания для групп могут быть разных вариантов с разным уровнем требований к математической подготовке. В группах идет обсуждение и поиск путей решения, работа с информационными источниками (учебники, справочники, конспекты уроков).
Проверка выполнения работы может выполняться по разному:
- представители от групп работают за закрытой доской;
- каждой группе дается образец решении для самопроверки.
Самоконтроль и взаимоконтроль с последующей самооценкой своих знаний и умений играет важную роль в развитии ребенка, формировании положительной “Я-концепции”.
Учитель имеет возможность формировать характер общения в процессе взаимодействия “учитель и учащийся”, “учащийся и учащийся”, развивать коммуникативность и толерантность, умение и желание сотрудничать с другими людьми.
- Обобщить, систематизировать и сформировать прочные знания и умения учащихся по данной теме используя задания разного уровня сложности.
- навыки коллективной деятельности;
- умение выполнять взаимопроверку, самопроверку;
- объективную самооценку своих знаний.
- степень усвоения темы;
- умение применять знания по данной теме для решения как стандартных, так и нестандартных задач.
- умение объяснять, аргументировать свое решение, убедительно и обосновано доказывать свою точку зрения;
- умение строить аналогии, обобщать и систематизировать;
- умение рефлексировать;
- интерес к предмету.
- Ответственность и трудолюбие;
- Коммуникативность и толерантность;
- Уважительное отношение друг к другу.
- Организационный момент (5 мин.).
- Повторение теоретического материала (10 мин.).
- Работа в группах (45–70 мин.).
- Тестирование (15 мин.).
- Домашнее задание (2 мин.).
- Итог урока (3 мин.).
I . Организационный момент:
- сообщение темы, цели и плана урока;
- правила работы в группах;
- критерии самооценки.
II . Повторение теоретического материла:
- Решая, тригонометрическое уравнение или неравенство, к чему мы стремимся в конечном итоге?
- Какие частные случаи мы выделяем среди простейших тригонометрических уравнений?
- Какие виды тригонометрических уравнений мы рассмотрели и каковы способы их решения?
III . Работа в группах:
А) № 1 проверяется устно;
Б) № 2 и № 3 проверяются по образцу каждой группой индивидуально, по мере выполнения заданий.
А) выполняется № 1–4;
Б) решаются № 1–4 за закрытой доской;
В) проверка заданий.
Выставление итоговой самооценки. (Приложение 1)
- Ю.А. Конаржевский “Анализ урока”, М., изд. “Педагогический поиск”, 2000 г.
- Дидактические материалы по алгебре и началам анализа под редакцией Л.О. Денищевой.
- Дидиктические материалы по алгебре и началам анализа под редакцией М.И. Шабунина.
- И.Т. Бородуля “Тригонометрические уравнения и неравенства”.
- П.И. Алтынов. Тесты “Алгебра и начала анализа”, 10–11.
📽️ Видео
Решение тригонометрических уравнений. Однородные уравнения. 10 класс.Скачать
Решение тригонометрических неравенств. 10 класс.Скачать
Решение тригонометрических неравенств. Практическая часть. 10 класс.Скачать
Решение тригонометрических неравенств. 10 класс.Скачать
Построение графиков тригонометрических функций с помощью преобразований. Практ. часть. 10 класс.Скачать
Решение тригонометрических неравенств. 10 класс.Скачать
Тригонометрия в ЕГЭ может быть простойСкачать
Решение тригонометрических неравенств. 10 класс.Скачать