Практическая работа по информатике 9 класс графическое решение уравнения

Практическая работа «Графическое решение уравнений»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Приближенное решение уравнений графическим методом и с помощью метода «Подбор параметра»

Задача. Найти в электронных таблицах корень уравнения приближенным методами (графическим и численным).

Цель работы. Научиться в электронных таблицах при­ ближенно решать уравнения графическим методом и мето­ дом подбора параметра.

Задание 1. В электронных таблицах грубо приближенно графическим методом решить уравнение у = Практическая работа по информатике 9 класс графическое решение уравнения

*3адание 2. Уточнить значения корней уравнения мето­ дом Подбор параметра.

Приближенное решение уравнения графическим методом

1. Запустить электронные таблицы OpenOffice Calc коман­ дой [Программы- OpenOffice -Электронные таблицы].

2. Представим функцию у = Практическая работа по информатике 9 класс графическое решение уравненияв форме табли­ цы значений.

— В диапазон ячеек В1: J 1 ввести значения ар­гумента функции от -4,0 до 4,0 с шагом 1.

— В ячейку В2 ввести формулу для вычисления значений
функции (см рис.) и скопируем ее в диапазон яче­ ек В2: J 2 .

Практическая работа по информатике 9 класс графическое решение уравнения

Для грубо приближенного определения корней уравне­ ния построить диаграмму типа График.

Построим график функции.

Практическая работа по информатике 9 класс графическое решение уравнения

3. Ввести команду [Вставка- Диаграмма. ] и с помощью Мастера диаграмм постро­ ить диаграмму типа гра­ фик.

Приближенно можно опре­ делить, что график пересекает ось X в точках с координатами -2 и 2, т. е. уравнение имеет корни

Приближенное решение уравнения методом Подбор параметра

Для более точного приближенного решения уравнения методом Подбор параметра сначала необходимо установить требуемую точность представления чисел в ячейках (напри­мер, до 0,001).

1. Ввести команду [Формат — Формам ячеек. ].

В появившемся диалоговом окне Формат ячеек вы­ брать вкладку Число.

С помощью счетчика Число десятичных знаков установить необходимое количе­ ство знаков после запятой.

Практическая работа по информатике 9 класс графическое решение уравнения

Практическая работа по информатике 9 класс графическое решение уравненияДля приближенного решения уравнения с использова­нием метода Подбор параметра сначала необходимо вы­брать ячейку, в которой первое значение функции y наибо­ лее близко к нулю.

2. Таким значением является -0,4 в ячейке D 2. Выделить эту
ячейку и ввести команду [Данные – Анализ «что если» — Подбор параметра].

3. На панели Подбор параметра в поле Значение ввести
требуемое значение функции (в данном случае 0).

В поле Изменяемая ячейка ввести адрес ячейки $ D $1, в которой будет производиться подбор значения аргу­ мента. Щелкнуть по кнопке Да.

Практическая работа по информатике 9 класс графическое решение уравнения

Практическая работа по информатике 9 класс графическое решение уравнения

Практическая работа по информатике 9 класс графическое решение уравнения Практическая работа по информатике 9 класс графическое решение уравнения4. На панели OpenOffice . org Calc будет выведена инфор­мация о величине подобран­ ного значения функции. Щелкнуть по кнопке Да.

5. В ячейке аргумента D 1 появится подобранное значение
корня с заданной точностью -2,093.

Для уточнения значения второго корня уравнения мето­дом Подбор параметра сначала необходимо выбрать ячей­ ку, в которой второе значение функции у наиболее близко к нулю.

6. Таким значением является -1,4 в ячейке Н2. Выделить
ячейку, ввести команду [Данные – Анализ «что если» — Подбор параметра]. и повторить пункты 3 — 4.

7. В ячейке аргумента H 1 появится подобранное значение
второго корня 2,349.

Практическая работа по информатике 9 класс графическое решение уравнения

8. Таким образом, корни уравнения х1

2,349 найдены с точностью представления чисел в ячейках таблицы.

Задания для самостоятельного выполнения

1. Практическое задание. В электронных таблицах приближенно решить уравнение х — sinx = 0 графически и с помощью метода Подбор параметра.

2. 2. Практическое задание. В электронных таблицах приближенно решить уравнение х — cosx = 0 графически и с помощью мето­ да Подбор параметра

Видео:Решение системы уравнений графическим методомСкачать

Решение системы уравнений графическим методом

Графическое решение уравнений Практическая 2.2 Информатика и ИКТ 9 класс. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемЖанна Лихачёва

Похожие презентации

Видео:Алгебра 9 класс. Графическое решение систем уравненийСкачать

Алгебра 9 класс. Графическое решение систем уравнений

Презентация на тему: » Графическое решение уравнений Практическая 2.2 Информатика и ИКТ 9 класс.» — Транскрипт:

1 Графическое решение уравнений Практическая 2.2 Информатика и ИКТ 9 класс

2 Автор презентации «Графическое решение уравнений» Помаскин Юрий Иванович — учитель информатики МБОУ СОШ5 г. Кимовска Тульской области. Презентация сделана как учебно-наглядное пособие к учебнику «Информатика и ИКТ 9» автор Н.Д. Угринович. Предназначена для демонстрации на уроках изучения нового материала Используемые источники: 1.Н.Д.Угринович «Информатика и ИКТ 9 », Москва, БИНОМ Лаборатория знаний, 2012 стр Примечание: проект адаптирован под использование среды программирования Visual Basic 6

3 Графическое решение уравнений Цель работы: научиться создавать компьютерные модели графического решения уравнений на языке Visual Basic 6 Задание : разработать проект в котором приближенно графически решается уравнение x^3 — sin (x) = 0

4 Теория вопроса Решить уравнение, значит найти при каких значениях переменной х, выражение равно 0. Графически это означает, что решением уравнения будут точки пересечения графика с осью х. Т.о. задача сводится к построению графика и нахождению точек пересечения этого графика с осью х на выбранном интервале Корни уравнения

5 Выполнение работы На форме поместим графическое поле и две командные кнопки

6 Код программы Уравнение, корни которого ищем. Здесь можно заменить уравнение и найти его корни в заданном диапазоне

7 Результат после запуска программы Три корня (приблизительно) Х1 = — 0,9 Х2 = 0 Х3 = 0,9

8 Практическая часть К графическому решению уравнений прибегают в том случае, когда уравнение имеет сложный вид и нет алгоритма вычисления корней. Корни определяются приближенно на заданном интервале. Задание: проверь работу программы на разобранном примере и найди корни предложенных уравнений.

9 Задание Найди корни предложенных уравнений. Результаты представь в тетради в виде таблицы. Уравнение Корни Х1Х2Х3 x^3 — sin(x) = 0- 0,900,9 Графическое решение уравнений Примечание: уравнения предлагает преподаватель по своему усмотрению

Видео:Графический способ решения систем уравнений. Алгебра, 9 классСкачать

Графический способ решения систем уравнений. Алгебра, 9 класс

Графический способ решения уравнений в среде Microsoft Excel 2007

Тип урока: Обобщение, закрепление пройденного материала и объяснение нового.

Цели и задачи урока:

  • повторение изученных графиков функций;
  • повторение и закрепление графического способа решения уравнений;
  • закрепление навыков записи и копирования формул, построения графиков функций в электронных таблицах Excel 2007;
  • формирование и первичное закрепление знаний о решении уравнений с использованием возможностей электронных таблиц Excel 2007;
  • формирование мышления, направленного на выбор оптимального решения;
  • формирование информационной культуры школьников.

Оборудование: персональные компьютеры, мультимедиапроектор, проекционный экран.

Материалы к уроку: презентация Power Point на компьютере учителя (Приложение 1).

Слайд 1 из Приложения1 ( далее ссылки на слайды идут без указания Приложения1).

Объявление темы урока.

1. Устная работа (актуализация знаний).

Слайд 2 — Соотнесите перечисленные ниже функции с графиками на чертеже (Рис. 1):

у = 6 — х; у = 2х + 3; у = (х + 3) 2 ; у = -(х — 4) 2 ; Практическая работа по информатике 9 класс графическое решение уравнения.

Практическая работа по информатике 9 класс графическое решение уравнения

Слайд 3 Графический способ решения уравнений вида f(x)=0.

Корнями уравнения f(x)=0 являются значения х1, х2, точек пересечения графика функции y=f(x) с осью абсцисс (Рис. 2).

Практическая работа по информатике 9 класс графическое решение уравнения

Найдите корни уравнения х 2 -2х-3=0, используя графический способ решения уравнений (Рис.3).

Практическая работа по информатике 9 класс графическое решение уравнения

Слайд 5 Графический способ решения уравнений вида f (x)=g (x).

Корнями уравнения f(x)=g(x) являются значения х1, х2, точек пересечения графиков функций y=f(x) и у=g(x). (Рис. 4):

Практическая работа по информатике 9 класс графическое решение уравнения

Слайд 6 Найдите корни уравнения Практическая работа по информатике 9 класс графическое решение уравнения, используя графический способ решения уравнений (Рис. 5).

Практическая работа по информатике 9 класс графическое решение уравнения

2. Объяснение нового материала. Практическая работа.

Решение уравнений графическим способом требует больших временных затрат на построение графиков функций и в большинстве случаев дает грубо приближенные решения. При использовании электронных таблиц, в данном случае – Microsoft Excel 2007, существенно экономится время на построение графиков функций, и появляются дополнительные возможности нахождения корней уравнения с заданной точностью (метод Подбор параметра).

I. Графический способ решения уравнений вида f(x)=0 в Excel.

Дальнейшая работа выполняется учителем в Excel одновременно с учениками с подробными (при необходимости) инструкциями и выводом результатов на проекционный экран. Слайды Приложения 1 используются для формулировки задач и подведения промежуточных итогов.

Пример1: Используя средства построения диаграмм в Excel, решить графическим способом уравнение —х 2 +5х-4=0.

Для этого: построить график функции у=-х 2 +5х-4 на промежутке [ 0; 5 ] с шагом 0,25; найти значения х точек пересечения графика функции с осью абсцисс.

Выполнение задания можно разбить на этапы:

1 этап: Представление функции в табличной форме (рис. 6):

Практическая работа по информатике 9 класс графическое решение уравнения

  • в ячейку А1 ввести текст Х, в ячейку A2Y;
  • в ячейку В1 ввести число 0, в ячейку С1 – число 0,25;
  • выделить ячейки В1:С1, подвести указатель мыши к маркеру выделения, и в тот момент, когда указатель мыши примет форму черного крестика, протянуть маркер выделения вправо до ячейки V1 (Рис. 7).

Практическая работа по информатике 9 класс графическое решение уравнения

При вводе формулы можно вводить адрес ячейки с клавиатуры (не забыть переключиться на латиницу), а можно просто щелкнуть мышью на ячейке с нужным адресом.

После ввода формулы в ячейке окажется результат вычисления по формуле, а в поле ввода строки формул — сама формула (Рис. 8):

Практическая работа по информатике 9 класс графическое решение уравнения

  • скопировать содержимое ячейки B2 в ячейки C2:V2 за маркер выделения. Весь ряд выделенных ячеек заполнится содержимым первой ячейки. При этом ссылки на ячейки в формулах изменятся относительно смещения самой формулы.

2 этап: Построение диаграммы типа График.

  • выделить диапазон ячеек B2:V2;
  • на вкладке Вставка|Диаграммы|График выбрать вид График;
  • на вкладке Конструктор|Выбрать данные (Рис. 9) в открывшемся окне «Выбор источника данных» щелкнуть по кнопке Изменить в поле Подписи горизонтальной оси — откроется окно «Подписи оси». Выделить в таблице диапазон ячеек B1:V1 (значения переменной х). В обоих окнах щелкнуть по кнопкам ОК;

Практическая работа по информатике 9 класс графическое решение уравнения

  • на вкладке Макет|Оси|Основная горизонтальная ось|Дополнительные параметры основной горизонтальной оси выбрать:

Интервал между делениями: 4;

Интервал между подписями: Единица измерения интервала: 4;

Положение оси: по делениям;

Выбрать ширину и цвет линии (Вкладки Тип линии и Цвет линии);

  • самостоятельно изменить ширину и цвет линии для вертикальной оси;
  • на вкладке Макет|Сетка|Вертикальные линии сетки по основной оси выбрать Основные линии сетки.

Примерный результат работы приведен на рис. 10:

Практическая работа по информатике 9 класс графическое решение уравнения

3 этап: Определение корней уравнения.

График функции у=-х 2 +5х-4 пересекает ось абсцисс в двух точках и, следовательно, уравнение -х 2 +5х-4=0 имеет два корня: х1=1; х2=4.

II. Графический способ решения уравнений вида f(x)=g(x) в Excel.

Пример 2: Решить графическим способом уравнение Практическая работа по информатике 9 класс графическое решение уравнения.

Для этого: в одной системе координат построить графики функций у1= Практическая работа по информатике 9 класс графическое решение уравненияи у2=1-х на промежутке [ -1; 4 ] с шагом 0,25; найти значение х точки пересечения графиков функций.

1 этап: Представление функций в табличной форме (рис. 1):

  • Перейти на Лист2.
  • Аналогично Примеру 1, применив приемы копирования, заполнить таблицу. При табулировании функции у1=Практическая работа по информатике 9 класс графическое решение уравнениявоспользоваться встроенной функцией Корень (Рис. 11).
  • Практическая работа по информатике 9 класс графическое решение уравнения

    2 этап: Построение диаграммы типа График.

  • Выделить диапазон ячеек (А2:V3);
  • Аналогично Примеру 1 вставить и отформатировать диаграмму типа График, выбрав дополнительно в настройках горизонтальной оси: вертикальная ось пересекает в категории с номером 5.
  • Примерный результат работы приведен на Рис. 12:

    Практическая работа по информатике 9 класс графическое решение уравнения

    3 этап: Определение корней уравнения.

    Графики функций у1= Практическая работа по информатике 9 класс графическое решение уравненияи у2=1-х пересекаются в одной точке (0;1) и, следовательно, уравнение Практическая работа по информатике 9 класс графическое решение уравненияимеет один корень – абсцисса этой точки: х=0.

    III. Метод Подбор параметра.

    Графический способ решения уравнений красив, но далеко не всегда точки пересечения могут быть такими «хорошими», как в специально подобранных примерах 1 и 2.

    Возможности электронных таблиц позволяют находить приближенные значения коней уравнения с заданной точностью. Для этого используется метод Подбор параметра.

    Пример 3: Разберем метод Подбор параметра на примере решения уравнения —х 2 +5х-3=0.

    1 этап: Построение диаграммы типа График для приближенного определения корней уравнения.

    Построить график функции у=х 2 +5х-3, отредактировав полученные в Примере 1 формулы.

    • выполнить двойной щелчок по ячейке B2, внести необходимые изменения;
    • с помощью маркера выделения скопировать формулу во все ячейки диапазона C2:V2.

    Все изменения сразу отобразятся на графике.

    Примерный результат работы приведен на Рис. 13:

    Практическая работа по информатике 9 класс графическое решение уравнения

    2 этап: Определение приближенных значений корней уравнения.

    График функции у=-х 2 +5х-3 пересекает ось абсцисс в двух точках и, следовательно, уравнение -х 2 +5х-4=0 имеет два корня.

    По графику приближенно можно определить, что х1≈0,7; х2≈4,3.

    3 этап: Поиск приближенного решения уравнения с заданной точностью методом Подбор параметра.

    1) Начать с поиска более точного значения меньшего корня.

    По графику видно, что ближайший аргумент к точке пересечения графика с осью абсцисс равен 0,75. В таблице значений функции этот аргумент размещается в ячейке E1.

    • Выделить ячейку Е2;
    • перейти на вкладку Данные|Анализ «что-если»|Подбор параметра…;

    В открывшемся диалоговом окне Подбор параметра (Рис. 14) в поле Значение ввести требуемое значение функции: 0.

    В поле Изменяя значение ячейки: ввести $E$1 (щелкнув по ячейке E1).

    Щелкнуть по кнопке ОК.

    Практическая работа по информатике 9 класс графическое решение уравнения

    Практическая работа по информатике 9 класс графическое решение уравнения

    • В окне Результат подбора (Рис. 15) выводится информация о величине подбираемого и подобранного значения функции:
    • В ячейке E1 выводится подобранное значение аргумента 0,6972 с требуемой точностью (0,0001).

    Установить точность можно путем установки в ячейках таблицы точности представления чисел – числа знаков после запятой (Формат ячеек|Число|Числовой).

    Итак, первый корень уравнения определен с заданной точностью: х1≈0,6972.

    2) Самостоятельно найти значение большего корня с той же точностью. 2≈4,3029).

    IV. Метод Подбор параметра для решения уравнений вида f(x)=g(x).

    При использовании метода Подбор параметров для решения уравнений вида f(x)=g(x) вводят вспомогательную функцию y(x)=f(x)-g(x) и находят с требуемой точностью значения х точек пересечения графика функции y(x) с осью абсцисс.

    3. Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа.

    Задание: Используя метода Подбор параметров, найти корни уравнения Практическая работа по информатике 9 класс графическое решение уравненияс точностью до 0,001.

    • ввести функцию у=Практическая работа по информатике 9 класс графическое решение уравненияи построить ее график на промежутке [ -1; 4 ] с шагом 0,25 (Рис. 16):

    Практическая работа по информатике 9 класс графическое решение уравнения

    • найти приближенное значение х точки пересечения графика функции с осью абсцисс (х≈1,4);
    • найти приближенное решение уравнения с точностью до 0,001 методом Подбор параметра (х≈1,438).

    4. Итог урока.

    Слайд 12 Проверка результатов самостоятельной работы.

    Слайд 13 Повторение графического способа решения уравнения вида f(x)=0.

    Слайд 14 Повторение графического способа решения уравнения вида f(x)=g(x).

    5. Домашнее задание.

    Используя средства построения диаграмм в Excel и метод Подбор параметра, определите корни уравнения х 2 -5х+2=0 с точностью до 0,01.

    🔍 Видео

    Решение системы линейных уравнений графическим методом. 7 класс.Скачать

    Решение системы линейных уравнений графическим методом. 7 класс.

    Графический способ решения систем уравнений | Алгебра 9 класс #18 | ИнфоурокСкачать

    Графический способ решения систем уравнений | Алгебра 9 класс #18 | Инфоурок

    Как решать систему уравнений графическим методом? | Математика | TutorOnlineСкачать

    Как решать систему уравнений графическим методом? | Математика | TutorOnline

    8 класс, 21 урок, Графическое решение уравненийСкачать

    8 класс, 21 урок, Графическое решение уравнений

    ГрафыСкачать

    Графы

    Графическое решение уравненийСкачать

    Графическое решение уравнений

    Практическая работа "Решение задач линейного программирования графическим методом".Скачать

    Практическая работа "Решение задач линейного программирования графическим методом".

    Упрощение логических выраженийСкачать

    Упрощение логических выражений

    7 класс, 35 урок, Графическое решение уравненийСкачать

    7 класс, 35 урок, Графическое решение уравнений

    ГРАФИЧЕСКИЙ СПОСОБ РЕШЕНИЯ СИСТЕМ УРАВНЕНИЙ. Видеоурок | АЛГЕБРА 9 классСкачать

    ГРАФИЧЕСКИЙ СПОСОБ РЕШЕНИЯ СИСТЕМ УРАВНЕНИЙ. Видеоурок | АЛГЕБРА 9 класс

    Как решать уравнение графически. 3 способа графического решения квадратного уравнения.Скачать

    Как решать уравнение графически.  3 способа графического решения квадратного уравнения.

    7 класс, 34 урок, Функция y=х^2 и её графикСкачать

    7 класс, 34 урок, Функция y=х^2 и её график

    ОГЭ Информатика 2020. Задание 9. Поиск количества путей в графе.Скачать

    ОГЭ Информатика 2020. Задание 9. Поиск количества путей в графе.

    Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать

    Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ.  | Математика

    Как проверяют учеников перед ЕНТСкачать

    Как проверяют учеников перед ЕНТ

    Математика это не ИсламСкачать

    Математика это не Ислам

    Способы решения систем нелинейных уравнений. 9 класс.Скачать

    Способы решения систем нелинейных уравнений. 9 класс.
    Поделиться или сохранить к себе: