Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
Приближенное решение уравнений графическим методом и с помощью метода «Подбор параметра»
Задача. Найти в электронных таблицах корень уравнения приближенным методами (графическим и численным).
Цель работы. Научиться в электронных таблицах при ближенно решать уравнения графическим методом и мето дом подбора параметра.
Задание 1. В электронных таблицах грубо приближенно графическим методом решить уравнение у =
*3адание 2. Уточнить значения корней уравнения мето дом Подбор параметра.
Приближенное решение уравнения графическим методом
1. Запустить электронные таблицы OpenOffice Calc коман дой [Программы- OpenOffice -Электронные таблицы].
2. Представим функцию у = в форме табли цы значений.
— В диапазон ячеек В1: J 1 ввести значения аргумента функции от -4,0 до 4,0 с шагом 1.
— В ячейку В2 ввести формулу для вычисления значений
функции (см рис.) и скопируем ее в диапазон яче ек В2: J 2 .
Для грубо приближенного определения корней уравне ния построить диаграмму типа График.
Построим график функции.
3. Ввести команду [Вставка- Диаграмма. ] и с помощью Мастера диаграмм постро ить диаграмму типа гра фик.
Приближенно можно опре делить, что график пересекает ось X в точках с координатами -2 и 2, т. е. уравнение имеет корни
Приближенное решение уравнения методом Подбор параметра
Для более точного приближенного решения уравнения методом Подбор параметра сначала необходимо установить требуемую точность представления чисел в ячейках (например, до 0,001).
1. Ввести команду [Формат — Формам ячеек. ].
В появившемся диалоговом окне Формат ячеек вы брать вкладку Число.
С помощью счетчика Число десятичных знаков установить необходимое количе ство знаков после запятой.
Для приближенного решения уравнения с использованием метода Подбор параметра сначала необходимо выбрать ячейку, в которой первое значение функции y наибо лее близко к нулю.
2. Таким значением является -0,4 в ячейке D 2. Выделить эту
ячейку и ввести команду [Данные – Анализ «что если» — Подбор параметра].
3. На панели Подбор параметра в поле Значение ввести
требуемое значение функции (в данном случае 0).
В поле Изменяемая ячейка ввести адрес ячейки $ D $1, в которой будет производиться подбор значения аргу мента. Щелкнуть по кнопке Да.
4. На панели OpenOffice . org Calc будет выведена информация о величине подобран ного значения функции. Щелкнуть по кнопке Да.
5. В ячейке аргумента D 1 появится подобранное значение
корня с заданной точностью -2,093.
Для уточнения значения второго корня уравнения методом Подбор параметра сначала необходимо выбрать ячей ку, в которой второе значение функции у наиболее близко к нулю.
6. Таким значением является -1,4 в ячейке Н2. Выделить
ячейку, ввести команду [Данные – Анализ «что если» — Подбор параметра]. и повторить пункты 3 — 4.
7. В ячейке аргумента H 1 появится подобранное значение
второго корня 2,349.
8. Таким образом, корни уравнения х1
2,349 найдены с точностью представления чисел в ячейках таблицы.
Задания для самостоятельного выполнения
1. Практическое задание. В электронных таблицах приближенно решить уравнение х — sinx = 0 графически и с помощью метода Подбор параметра.
2. 2. Практическое задание. В электронных таблицах приближенно решить уравнение х — cosx = 0 графически и с помощью мето да Подбор параметра
Видео:Решение системы уравнений графическим методомСкачать
Графическое решение уравнений Практическая 2.2 Информатика и ИКТ 9 класс. — презентация
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемЖанна Лихачёва
Похожие презентации
Видео:Алгебра 9 класс. Графическое решение систем уравненийСкачать
Презентация на тему: » Графическое решение уравнений Практическая 2.2 Информатика и ИКТ 9 класс.» — Транскрипт:
1 Графическое решение уравнений Практическая 2.2 Информатика и ИКТ 9 класс
2 Автор презентации «Графическое решение уравнений» Помаскин Юрий Иванович — учитель информатики МБОУ СОШ5 г. Кимовска Тульской области. Презентация сделана как учебно-наглядное пособие к учебнику «Информатика и ИКТ 9» автор Н.Д. Угринович. Предназначена для демонстрации на уроках изучения нового материала Используемые источники: 1.Н.Д.Угринович «Информатика и ИКТ 9 », Москва, БИНОМ Лаборатория знаний, 2012 стр Примечание: проект адаптирован под использование среды программирования Visual Basic 6
3 Графическое решение уравнений Цель работы: научиться создавать компьютерные модели графического решения уравнений на языке Visual Basic 6 Задание : разработать проект в котором приближенно графически решается уравнение x^3 — sin (x) = 0
4 Теория вопроса Решить уравнение, значит найти при каких значениях переменной х, выражение равно 0. Графически это означает, что решением уравнения будут точки пересечения графика с осью х. Т.о. задача сводится к построению графика и нахождению точек пересечения этого графика с осью х на выбранном интервале Корни уравнения
5 Выполнение работы На форме поместим графическое поле и две командные кнопки
6 Код программы Уравнение, корни которого ищем. Здесь можно заменить уравнение и найти его корни в заданном диапазоне
7 Результат после запуска программы Три корня (приблизительно) Х1 = — 0,9 Х2 = 0 Х3 = 0,9
8 Практическая часть К графическому решению уравнений прибегают в том случае, когда уравнение имеет сложный вид и нет алгоритма вычисления корней. Корни определяются приближенно на заданном интервале. Задание: проверь работу программы на разобранном примере и найди корни предложенных уравнений.
9 Задание Найди корни предложенных уравнений. Результаты представь в тетради в виде таблицы. Уравнение Корни Х1Х2Х3 x^3 — sin(x) = 0- 0,900,9 Графическое решение уравнений Примечание: уравнения предлагает преподаватель по своему усмотрению
Видео:Графический способ решения систем уравнений. Алгебра, 9 классСкачать
Графический способ решения уравнений в среде Microsoft Excel 2007
Тип урока: Обобщение, закрепление пройденного материала и объяснение нового.
Цели и задачи урока:
- повторение изученных графиков функций;
- повторение и закрепление графического способа решения уравнений;
- закрепление навыков записи и копирования формул, построения графиков функций в электронных таблицах Excel 2007;
- формирование и первичное закрепление знаний о решении уравнений с использованием возможностей электронных таблиц Excel 2007;
- формирование мышления, направленного на выбор оптимального решения;
- формирование информационной культуры школьников.
Оборудование: персональные компьютеры, мультимедиапроектор, проекционный экран.
Материалы к уроку: презентация Power Point на компьютере учителя (Приложение 1).
Слайд 1 из Приложения1 ( далее ссылки на слайды идут без указания Приложения1).
Объявление темы урока.
1. Устная работа (актуализация знаний).
Слайд 2 — Соотнесите перечисленные ниже функции с графиками на чертеже (Рис. 1):
у = 6 — х; у = 2х + 3; у = (х + 3) 2 ; у = -(х — 4) 2 ; .
Слайд 3 Графический способ решения уравнений вида f(x)=0.
Корнями уравнения f(x)=0 являются значения х1, х2, … точек пересечения графика функции y=f(x) с осью абсцисс (Рис. 2).
Найдите корни уравнения х 2 -2х-3=0, используя графический способ решения уравнений (Рис.3).
Слайд 5 Графический способ решения уравнений вида f (x)=g (x).
Корнями уравнения f(x)=g(x) являются значения х1, х2, … точек пересечения графиков функций y=f(x) и у=g(x). (Рис. 4):
Слайд 6 Найдите корни уравнения , используя графический способ решения уравнений (Рис. 5).
2. Объяснение нового материала. Практическая работа.
Решение уравнений графическим способом требует больших временных затрат на построение графиков функций и в большинстве случаев дает грубо приближенные решения. При использовании электронных таблиц, в данном случае – Microsoft Excel 2007, существенно экономится время на построение графиков функций, и появляются дополнительные возможности нахождения корней уравнения с заданной точностью (метод Подбор параметра).
I. Графический способ решения уравнений вида f(x)=0 в Excel.
Дальнейшая работа выполняется учителем в Excel одновременно с учениками с подробными (при необходимости) инструкциями и выводом результатов на проекционный экран. Слайды Приложения 1 используются для формулировки задач и подведения промежуточных итогов.
Пример1: Используя средства построения диаграмм в Excel, решить графическим способом уравнение —х 2 +5х-4=0.
Для этого: построить график функции у=-х 2 +5х-4 на промежутке [ 0; 5 ] с шагом 0,25; найти значения х точек пересечения графика функции с осью абсцисс.
Выполнение задания можно разбить на этапы:
1 этап: Представление функции в табличной форме (рис. 6):
- в ячейку А1 ввести текст Х, в ячейку A2 — Y;
- в ячейку В1 ввести число 0, в ячейку С1 – число 0,25;
- выделить ячейки В1:С1, подвести указатель мыши к маркеру выделения, и в тот момент, когда указатель мыши примет форму черного крестика, протянуть маркер выделения вправо до ячейки V1 (Рис. 7).
При вводе формулы можно вводить адрес ячейки с клавиатуры (не забыть переключиться на латиницу), а можно просто щелкнуть мышью на ячейке с нужным адресом.
После ввода формулы в ячейке окажется результат вычисления по формуле, а в поле ввода строки формул — сама формула (Рис. 8):
- скопировать содержимое ячейки B2 в ячейки C2:V2 за маркер выделения. Весь ряд выделенных ячеек заполнится содержимым первой ячейки. При этом ссылки на ячейки в формулах изменятся относительно смещения самой формулы.
2 этап: Построение диаграммы типа График.
- выделить диапазон ячеек B2:V2;
- на вкладке Вставка|Диаграммы|График выбрать вид График;
- на вкладке Конструктор|Выбрать данные (Рис. 9) в открывшемся окне «Выбор источника данных» щелкнуть по кнопке Изменить в поле Подписи горизонтальной оси — откроется окно «Подписи оси». Выделить в таблице диапазон ячеек B1:V1 (значения переменной х). В обоих окнах щелкнуть по кнопкам ОК;
- на вкладке Макет|Оси|Основная горизонтальная ось|Дополнительные параметры основной горизонтальной оси выбрать:
Интервал между делениями: 4;
Интервал между подписями: Единица измерения интервала: 4;
Положение оси: по делениям;
Выбрать ширину и цвет линии (Вкладки Тип линии и Цвет линии);
- самостоятельно изменить ширину и цвет линии для вертикальной оси;
- на вкладке Макет|Сетка|Вертикальные линии сетки по основной оси выбрать Основные линии сетки.
Примерный результат работы приведен на рис. 10:
3 этап: Определение корней уравнения.
График функции у=-х 2 +5х-4 пересекает ось абсцисс в двух точках и, следовательно, уравнение -х 2 +5х-4=0 имеет два корня: х1=1; х2=4.
II. Графический способ решения уравнений вида f(x)=g(x) в Excel.
Пример 2: Решить графическим способом уравнение .
Для этого: в одной системе координат построить графики функций у1= и у2=1-х на промежутке [ -1; 4 ] с шагом 0,25; найти значение х точки пересечения графиков функций.
1 этап: Представление функций в табличной форме (рис. 1):
2 этап: Построение диаграммы типа График.
Примерный результат работы приведен на Рис. 12:
3 этап: Определение корней уравнения.
Графики функций у1= и у2=1-х пересекаются в одной точке (0;1) и, следовательно, уравнение имеет один корень – абсцисса этой точки: х=0.
III. Метод Подбор параметра.
Графический способ решения уравнений красив, но далеко не всегда точки пересечения могут быть такими «хорошими», как в специально подобранных примерах 1 и 2.
Возможности электронных таблиц позволяют находить приближенные значения коней уравнения с заданной точностью. Для этого используется метод Подбор параметра.
Пример 3: Разберем метод Подбор параметра на примере решения уравнения —х 2 +5х-3=0.
1 этап: Построение диаграммы типа График для приближенного определения корней уравнения.
Построить график функции у=—х 2 +5х-3, отредактировав полученные в Примере 1 формулы.
- выполнить двойной щелчок по ячейке B2, внести необходимые изменения;
- с помощью маркера выделения скопировать формулу во все ячейки диапазона C2:V2.
Все изменения сразу отобразятся на графике.
Примерный результат работы приведен на Рис. 13:
2 этап: Определение приближенных значений корней уравнения.
График функции у=-х 2 +5х-3 пересекает ось абсцисс в двух точках и, следовательно, уравнение -х 2 +5х-4=0 имеет два корня.
По графику приближенно можно определить, что х1≈0,7; х2≈4,3.
3 этап: Поиск приближенного решения уравнения с заданной точностью методом Подбор параметра.
1) Начать с поиска более точного значения меньшего корня.
По графику видно, что ближайший аргумент к точке пересечения графика с осью абсцисс равен 0,75. В таблице значений функции этот аргумент размещается в ячейке E1.
- Выделить ячейку Е2;
- перейти на вкладку Данные|Анализ «что-если»|Подбор параметра…;
В открывшемся диалоговом окне Подбор параметра (Рис. 14) в поле Значение ввести требуемое значение функции: 0.
В поле Изменяя значение ячейки: ввести $E$1 (щелкнув по ячейке E1).
Щелкнуть по кнопке ОК.
- В окне Результат подбора (Рис. 15) выводится информация о величине подбираемого и подобранного значения функции:
- В ячейке E1 выводится подобранное значение аргумента 0,6972 с требуемой точностью (0,0001).
Установить точность можно путем установки в ячейках таблицы точности представления чисел – числа знаков после запятой (Формат ячеек|Число|Числовой).
Итак, первый корень уравнения определен с заданной точностью: х1≈0,6972.
2) Самостоятельно найти значение большего корня с той же точностью. (х2≈4,3029).
IV. Метод Подбор параметра для решения уравнений вида f(x)=g(x).
При использовании метода Подбор параметров для решения уравнений вида f(x)=g(x) вводят вспомогательную функцию y(x)=f(x)-g(x) и находят с требуемой точностью значения х точек пересечения графика функции y(x) с осью абсцисс.
3. Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа.
Задание: Используя метода Подбор параметров, найти корни уравнения с точностью до 0,001.
- ввести функцию у=и построить ее график на промежутке [ -1; 4 ] с шагом 0,25 (Рис. 16):
- найти приближенное значение х точки пересечения графика функции с осью абсцисс (х≈1,4);
- найти приближенное решение уравнения с точностью до 0,001 методом Подбор параметра (х≈1,438).
4. Итог урока.
Слайд 12 Проверка результатов самостоятельной работы.
Слайд 13 Повторение графического способа решения уравнения вида f(x)=0.
Слайд 14 Повторение графического способа решения уравнения вида f(x)=g(x).
5. Домашнее задание.
Используя средства построения диаграмм в Excel и метод Подбор параметра, определите корни уравнения х 2 -5х+2=0 с точностью до 0,01.
🔍 Видео
Решение системы линейных уравнений графическим методом. 7 класс.Скачать
Графический способ решения систем уравнений | Алгебра 9 класс #18 | ИнфоурокСкачать
Как решать систему уравнений графическим методом? | Математика | TutorOnlineСкачать
8 класс, 21 урок, Графическое решение уравненийСкачать
ГрафыСкачать
Графическое решение уравненийСкачать
Практическая работа "Решение задач линейного программирования графическим методом".Скачать
Упрощение логических выраженийСкачать
7 класс, 35 урок, Графическое решение уравненийСкачать
ГРАФИЧЕСКИЙ СПОСОБ РЕШЕНИЯ СИСТЕМ УРАВНЕНИЙ. Видеоурок | АЛГЕБРА 9 классСкачать
Как решать уравнение графически. 3 способа графического решения квадратного уравнения.Скачать
7 класс, 34 урок, Функция y=х^2 и её графикСкачать
ОГЭ Информатика 2020. Задание 9. Поиск количества путей в графе.Скачать
Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать
Как проверяют учеников перед ЕНТСкачать
Математика это не ИсламСкачать
Способы решения систем нелинейных уравнений. 9 класс.Скачать