Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравнений

Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравнений

Цель: формирование навыков преобразования и решения уравнений.

Вид работы: индивидуальный.

Время выполнения: 2 часа.

Теоретические сведения

Уравнения, имеющие одно и то же множество корней, называются равносильными.

Уравнения, не имеющие корней, также являются равносильными.

Например, уравнения Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравненийи Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравненийравносильны, так как каждое из них имеет только один корень Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравнений. Уравнения Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравненийи Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравненийтакже равносильны, так как они имеют одни и те же корни Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравнений. Уравнения Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравненийи Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравненийне равносильны, так как первое имеет корень Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравнений, а второе – корни Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравненийи Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравнений.

Два уравнения равносильны, если каждый корень первого уравнения является корнем второго уравнения и, наоборот, каждый корень второго уравнения является корнем первого уравнения.

Любой член уравнения можно перенести из одной части в другую, изменив его знак на противоположный.

Обе части уравнения можно умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю.

При этих преобразованиях исходное уравнение заменяется на равносильное ему уравнение.

Если при переходе от одного уравнения к другому потери корней не происходит, то второе уравнение называют следствием первого уравнения. Иначе, если все корни первого уравнения являются корнями второго уравнения, то второе уравнение называется следствием первого уравнения.

Из этого определения и определения равносильности уравнений следует, что:

1) если два уравнения равносильны, то каждое из них является следствием другого;

2) если каждое из двух уравнений является следствием другого, то эти уравнения равносильны.

При решении уравнений главное – не потерять корни, а наличие посторонних корней можно установить проверкой.

Посторонние корни могут получиться при умножении обеих частей уравнения на выражение, содержащее неизвестное.

Потеря корней может произойти при делении обеих частей уравнения на выражение, содержащее неизвестное.

При решении уравнения можно делать только такие его преобразования, при которых не происходит потерь корней. Если при этом получаются уравнения – следствия данного, то необходима проверка найденных корней.

Пример 1. Решить уравнение Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравнений.

Решение. Умножив обе части уравнения на общий знаменатель всех трех дробей, т.е. на Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравнений, получим Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравнений, откуда Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравнений.

Проверка. 1) При Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравненийзнаменатели двух дробей уравнения равны нулю. Поэтому Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравненийне является корнем данного уравнения.

2) При Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравненийлевая часть уравнения равна Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравнений, правая часть равна Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравнений.

Таким образом, корнем уравнения является Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравнений, а корень Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравнений— корнем данного уравнения не является, его называют посторонним корнем.

Пример 2. Решите уравнение Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравнений.

Решение. Преобразуем данное уравнение так:

Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравнений,

Откуда Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравнений, т.е. Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравнений, следовательно, Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравнений.

Задания к практической работе

Задание 1. Равносильны ли следующие уравнения:

1. Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравненийи Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравнений;

2. Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравненийи Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравнений;

3. Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравненийи Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравнений;

4. Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравненийи Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравнений;

5. Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравненийи Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравнений;

6. Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравненийи Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравнений;

7. Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравненийи Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравнений;

8. Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравненийи Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравнений.

Задание 2. Решите уравнения:

1. Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравнений;2. Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравнений;
3. Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравнений;4. Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравнений.

Контрольные вопросы

1. Какие уравнения называются равносильными? Приведите примеры.

2. Какое уравнение называется следствием другого? Приведите примеры.

3. Какие методы преобразования уравнений вы знаете?

Рекомендуемая литература: 1.1, 1.3, 1.4, 2.1.

Видео:Равносильность уравнений и неравенств. Видеоурок 7. Алгебра 10 классСкачать

Равносильность уравнений и неравенств. Видеоурок 7. Алгебра 10 класс

Основные приемы решения уравнений

Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравнений

Практическое занятие по теме: Основные приемы решения уравнений

Просмотр содержимого документа
«Основные приемы решения уравнений»

Практическое занятие Приложение 29

Основные приемы решения уравнений.

Корни уравнений. Равносильность уравнений. Преобразование уравнений.

1) Теоретический этап. Опорный конспект.

Уравнением с одной переменной x называется выражение f(x) = g(x), содержащее переменную величину x и знак равенства.

Число a называется корнем уравнения f(x) = g(x), если при подстановке этого числа в уравнение получается верное числовое равенство.

Решение уравнения это процесс, состоящий в основном в замене заданного уравнения другим уравнением, ему равносильным. Такая замена называется тождественным преобразованием.

Основные тождественные преобразования:

Замена одного выражения другим, тождественно равным ему.

Например, уравнение (3x+ 2) 2 = 15x+10 можно заменить следующим равносильным:

Перенос членов уравнения из одной стороны в другую с обратными знаками.

Так, в предыдущем уравнении мы можем перенести все его члены из правой части в левую со знаком « – »: 9x 2 + 12x + 4 15x – 10 = 0, после чего получим: 9x 2 3x – 6 = 0 .

Умножение или деление обеих частей уравнения на одно и то же выражение (число), отличное от нуля. Уравнение x – 1 = 0 имеет единственный корень x = 1. Умножив обе его части на x – 3 , мы получим уравнение (x – 1)(x – 3 ) = 0, у которого два корня: x = 1 и x = 3. Последнее значение не является корнем заданного уравнения x – 1 = 0. Это так называемый посторонний корень. И наоборот, деление может привести к потере корня. Так, если (x – 1)(x – 3) = 0 является исходным уравнением, то корень x = 3 будет потерян при делении обеих частей уравнения на x – 3 .

Можно возвести обе части уравнения в нечетную степень или извлечь из обеих частей уравнения корень нечетной степени. Необходимо помнить, что: а) возведение в четную степень может привести к приобретению посторонних корней;

б) неправильное извлечение корня четной степени может привести к потере корней.

Уравнение 7x = 35 имеет единственный корень x = 5. Возведя обе части этого уравнения в квадрат, получим уравнение: 49x 2 = 1225 , имеющее два корня: x = 5 и x = 5. Последнее значение является посторонним корнем.

Неправильное извлечение квадратного корня из обеих частей уравнения 49x 2 = 1225 даёт в результате 7x = 35,и мы теряем корень x = 5. Правильное извлечение квадратного корня приводит к уравнению: | 7x | = 35, следовательно, к двум случаям: 1) 7x = 35,

тогда x = 5; 2) 7x = 35, тогда x = 5. Следовательно, при правильном извлечении квадратного корня мы не теряем корней уравнения.

1) Если показательное уравнение сводится к виду a x = a b (1) где a 0 и a ≠1, то оно имеет единственный корень х = b.

2) Иногда, чтобы привести показательное уравнение к виду (1), необходимо в левой части уравнения вынести за скобки общий множитель а х , например:

Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравнений

3) Некоторые показательные уравнения заменой а х = t сводятся к квадратным.

Надо помнить, что t 0, так как показательная функция не может принимать отрицательные значения.

Чаще всего при решении логарифмического уравнения его приводят к виду

Решив полученное уравнение, следует сделать проверку корней, чтобы исходное уравнение не потеряло смысл.

2) Подготовительный этап. Перепишите и заполните пропуски:

Пример 1. Решить уравнение: 9 х – 7 Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравнений3 х = — 12

9 х – 7 Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравнений3 х = — 12; Пусть 3 х = t , t 0; t 2 — 7t + 12=0; D = 1; t1 = 3, t 2= 4.

Делаем обратную замену 1) 3 x = 3; 2) 3 x = 4

x1 = …; x 2 = Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравнений

Ответ: х1 = 1; x 2 = Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравнений.

Пример 2. Решить уравнение: Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравнений

Решение: Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравнений. Уравниваем основания : Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравнений.

Пример 3. Решить уравнение: log5 (x 2 — 10) = log 5 9x

Решение: log5 (x 2 — 10) = log 5 9x; x 2 — 9x – 10 = 0, D = …; x1=10, x2= -1

Проверка: при х = 10, log5 (10 2 — 10) = log 5 (9 ∙10) – верно

Пример 4. Решить уравнение: log 7 (x 2 + 6x) = 1;

Решение: log 7 (x 2 + 6x) = 1;

x 2 + 6x =7 1 ; x 2 + 6x – 7 = 0; D = 64; x1 = — 7 u x2 = …

Проверка: при х = — 7, log 7 ((- 7) 2 + 6 ∙(-7)) = 1 – верно

при х = 1, log 7 (1 2 + 6 ∙1) = 1 – верно

Пример 5. Решить уравнение log2 (x – 5) + log2 (x +2) = 3

Используем свойство логарифмов: log2(( x-5)(x + 2)) = 3; (x-5)(x+2) = 2 3 ; (x-5)(x+2) = 8;

х 2 + …х – 5х – 10 = 8; x 2 – 3x — 18 = 0; D = …; x1 = – 3; x2 = ….

Проверка: при x = – 3, log2 (– 3 – 5) + log2 (– 3 +2) = 3 – неверно

При х = 6, log2 (6 – 5) + log2 (6 + 2) = 3 – верно

Пример 6. Решить уравнение: Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравнений.

Решение: Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравнений

Пусть Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравнений, тогда у 2 – 4у + 3 = 0; D = …; у1 = 1; у2 = …

Сделаем обратную подстановку:

1) Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравнений= 1; х = 2; 2) Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравнений= 3; х = 2 3 ; х = …

Ответ: х = 2, х = 8.

3) Практический этап.

1. Решить уравнение: 4 х – 6 ∙ 2 х = – 8

2. Решить уравнение: Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравнений

3. Решить уравнение: log3 (x 2 + 6) = log3 5x

4. Решить уравнение: log12 (x 2 – x) = 1

5. Решить уравнение: Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравнений+ Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравнений= 0

6. Решить уравнение: log 2 2 Х – 4 log 2 Х = 12

4) Дополнительные задания *

1. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения: Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравнений+ Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравнений= 3

1) [ – 10; – 15] ; 2) (5; 10); 3) (10; 13); 4) [ 10; 15]

2. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения: Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравненийх = 1

1) [ 2; 5] ; 2) (– 2; – 1); 3) [– 1; 1]; 4) [ 1; 2]

3. Найдите сумму корней уравнения: ( Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравнений) 2х + 5∙ ( Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравнений) х – 24 = 0

4.Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения: log 5 (3х – 1) = 3

1) (15; 20) ; 2) [ 0; 2]; 3) (20; 40); 4) [ 40; 50]

5. Найдите сумму корней уравнения: 3 2х – 4 Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравнений3 х + 3 = 0

6. Решите уравнение lg(5х + 11) – lg( Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравнений) = lg13

7. Решите уравнение: Практическая работа корни уравнений равносильность уравнений преобразование уравнений

Видео:Алгебра 7 класс (Урок№47 - Равносильность уравнений и систем уравнений.)Скачать

Алгебра 7 класс (Урок№47 - Равносильность уравнений и систем уравнений.)

Практическое занятие .Нахождение корней уравнений. Равносильность уравнений. Преобразование уравнений.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Практическое занятие № 19.Нахождение корней уравнений. Равносильность уравнений. Преобразование уравнений.

Цель занятия :
Владение стандартными приемами находить корни, обобщать, систематизировать, видеть равносильность преобразования уравнений.
Образец решения:
Пример 1
Уравнения х 2 -4=0 и (х+2)*(2х-4)=0 — равносильны?
Решение:
Решим первое уравнение:х 2 -4=0 имеет корни х=±2, т.к. х 2 =4;

Решим второе уравнение (х+2)*(2х-4)=0, т.к. х+2=0, x=-2 или 2х-4=0, 2х=4, х=2.

Ответ: да, так как имеют одинаковые корни.

Пример 2
Проверить на равносильность уравнения: х 2 +1=0 и =0.
Решение:
х 2 +1=0 –не имеет корней в области действительных чисел R=(-∞; +∞)

и =0.-не имеет корней в области R=-∞; +∞

Ответ: равносильны, так как они не имеют корней.
Пример 3
Определить уравнение-следствие при решении уравнений x-2=3 и х 2 -25=0. Решение:
Уравнение x-2=3 имеет корень 5, уравнение х 2 -25=0 имеет корни ± 5. Так как корень уравнения x-2=3 является корнем уравнения х 2 -25=0, то уравнение х 2 -25=0 является следствием уравнения x-2=3.
Пример 4
Решить двумя способами уравнения и сделать вывод:
а) = х-1;б) =

х≥-11 , далее возведём обе части уравнения в квадрат:

х 2 -3х-10=0, решим его через дискриминант
х 1 =-2; х 2 =5.Оба корня принадлежат ОДЗ уравнения, но это не меняет сути дела и мы вынуждены выполнить проверку корней.
Проверка: при х 1 =-2, получим -2+11=-2-1 — неверное равенство, х 1 =-2 — посторонний корень;
при х 2 =5, получим 5+11=5-1 или 4=4 — верное равенство, 5 — корень исходного уравнения.
Ответ: 5
второй способ:
Исходное уравнение равносильно системе:

Решение системы исходного уравнения х2=5 . Ответ: 5
б
) =

Решений нет
Значит, ОДЗ уравнения пустое множество, уравнение решений не имеет
Ответ: корней нет
второй способ:
Исходное уравнение равносильно системе:

Системы решений не имеют, значит, и исходное уравнение тоже решений не имеет
Ответ: корней нет.
Вывод: При решении иррациональных уравнений – возведение обеих частей уравнения в четную степень, принадлежность полученных корней ОДЗ уравнения не позволяет сделать вывод, о том являются ли эти корни посторонними или нет. Поэтому выполнение проверки корней обязательно и это этап решения уравнения. Если корень не принадлежит ОДЗ, то он, конечно, посторонний корень уравнения. В то же время, записывая систему равносильную уравнению, мы не нарушаем логики решения: ведь уравнение с пустой ОДЗ равносильно системе, не имеющей решений.
Пример 5
Решить уравнение: │2х-3│=5

Решение: Данное уравнение равносильно системам, на основании определения модуля:│ а│

Пример 6
Являются ли уравнения равносильными: 2 х -2 х-4 =15 и х+=7?

2 х -2 х-4 =15 – показательное уравнение
По свойству степеней:
2 х -2 х :2 4 =15, 2 х (1-=15; 2 х * =15 , 2 х =16, х=4 – корень уравнения х+=7 – иррациональное уравнение
ОДЗ:
25-х 2 ≥0
х ∈( -5; 5)

Данное уравнение равносильно системе:

2х 2 -14х+24=0 ,разделим все коэффициенты на 2

х1=4, х2=3- корни уравнения
Ответ: неравносильны, так как уравнения имеют не одинаковые корни.

1 вариант
1. Уравнения х 2 -9=0 и (х+3)*(3х-18)=0 — равносильны?
2.Решить 2-мя способами уравнение:
=х+2 и сделать вывод
3.Равносильны ли уравнения:
5 х+1 +5 х =750 и х 2 -9=0?

4.Решить уравнение:
sin4х=0 и вычислить полученный результат при k=0; ±2

5.Найти корень уравнения:

1.Уравнения х 2 -64=0 и (х+8)*(4х-32)=0 — равносильны?
2.Решить 2-мя способами уравнение:
и сделать вывод
3.Равносильны ли уравнения:
6 х+2 -6 х =35 и х 2 =0?

4.Решить уравнение:
cos6х=1 и вычислить полученный результат при k=0; ±12

🎬 Видео

11 класс, 26 урок, Равносильность уравненийСкачать

11 класс, 26 урок, Равносильность уравнений

СУПЕР ЛАЙФХАК — Как решать Иррациональные УравненияСкачать

СУПЕР ЛАЙФХАК — Как решать Иррациональные Уравнения

Дробно-рациональные уравнения. 8 класс.Скачать

Дробно-рациональные уравнения. 8 класс.

Решение биквадратных уравнений. 8 класс.Скачать

Решение биквадратных уравнений. 8 класс.

Алгебра 10 класс (Урок№19 - Равносильные уравнения и неравенства.)Скачать

Алгебра 10 класс (Урок№19 - Равносильные уравнения и неравенства.)

Решение уравнений, сводящихся к квадратным. §23 алгебра 8 классСкачать

Решение уравнений, сводящихся к квадратным. §23  алгебра 8 класс

Решение уравнений, 6 классСкачать

Решение уравнений, 6 класс

Как решать уравнение с корнями Иррациональное уравнение Как решать уравнение с корнем х под корнемСкачать

Как решать уравнение с корнями Иррациональное уравнение Как решать уравнение с корнем х под корнем

Равносильность уравнений. Проверка корней при решении уравнения | Алгебра 11 класс #25 | ИнфоурокСкачать

Равносильность уравнений. Проверка корней при решении уравнения | Алгебра 11 класс #25 | Инфоурок

РАЦИОНАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ. §7 алгебра 8 классСкачать

РАЦИОНАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ. §7 алгебра 8 класс

Как решать уравнения? уравнение 7 класс. Линейное уравнениеСкачать

Как решать уравнения? уравнение 7 класс. Линейное уравнение

Иррациональные уравнения и их системы. 11 класс.Скачать

Иррациональные уравнения и их системы. 11 класс.

Линейное уравнение с одной переменной. Практическая часть. 6 класс.Скачать

Линейное уравнение с одной переменной. Практическая часть. 6 класс.

Алгебра 8. Урок 11 - Дробно-рациональные уравненияСкачать

Алгебра 8. Урок 11 - Дробно-рациональные уравнения

Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языкуСкачать

Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языку

Как решать дробно-рациональные уравнения? | МатематикаСкачать

Как решать дробно-рациональные уравнения? | Математика

Равносильные переходы при решении иррациональных уравненийСкачать

Равносильные переходы при решении иррациональных уравнений

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ.  | Математика
Поделиться или сохранить к себе: