Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основания

Логарифмическое уравнение: решение на примерах

Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основания

Как решить логарифмическое уравнение? Этим вопросом задаются многие школьники, особенно в преддверии сдачи ЕГЭ по математике. Ведь в задании С1 профильного ЕГЭ могут встретиться именно логарифмические уравнения.

Уравнение, в котором неизвестное находится внутри логарифмов, называется логарифмическим. Причем неизвестное может находится как в аргументе логарифма, так и в его основании.

Способов решения таких уравнений существует несколько. В этой статье мы разберем способ, который легко понять и запомнить.

Видео:Решение логарифмических уравнений #shortsСкачать

Решение логарифмических уравнений #shorts

Как решать уравнения с логарифмами: 2 способа с примерами

Решить логарифмическое уравнение можно разными способами. Чаще всего в школе учат решать логарифмическое уравнение с помощью определения логарифма. То есть мы имеем уравнение вида:Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основанияВспоминаем определение логарифма и получаем следующее:Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основанияТаким образом мы получаем простое уравнение, которое сможем легко решить.

При решении логарифмических уравнений важно помнить об области определения логарифма, т.к. аргумент f(x) должен быть больше ноля. Поэтому после решения логарифмического уравнения мы всегда делаем проверку!

Давайте посмотрим, как это работает на примере:

Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основания

Воспользуемся определением логарифма и получим:

Теперь перед нами простейшее уравнение, решить которое не составит труда:

Сделаем проверку. Подставим найденный Х в исходное уравнение:Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основанияТак как 3 2 = 9, то последнее выражение верно. Следовательно, х = 3 является корнем уравнения.

Основной минус данного метода решения логарифмических уравнений в том, что многие ребята путают, что именно нужно возводить в степень. То есть при преобразовании logaf(x) = b, многие возводят не a в степень b, а наоборот b в степень a. Такая досадная ошибка может лишить вас драгоценных баллов на ЕГЭ.

Поэтому мы покажем еще один способ решения логарифмических уравнений.

Чтобы решить логарифмическое уравнение, нам нужно привести его к такому виду, когда и в правой, и в левой части уравнения будут стоять логарифмы с одинаковыми основаниями. Это выглядит вот так:

Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основания

Когда уравнение приведено к такому виду, то мы можем «зачеркнуть» логарифмы и решить простое уравнение. Давайте разбираться на примере.

Решим еще раз то же самое уравнение, но теперь этим способом:Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основанияВ левой части у нас логарифм с основанием 2. Следовательно, правую часть логарифма нам нужно преобразовать так, чтобы она тоже содержала логарифм с основанием 2.

Для этого вспоминаем свойства логарифмов. Первое свойство, которое нам здесь понадобится – это логарифмическая единица. Напомним его:Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основанияТо есть в нашем случае:Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основанияВозьмем правую часть нашего уравнения и начнем ее преобразовывать:Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основанияТеперь нам нужно 2 тоже внести в логарифмическое выражение. Для этого вспоминаем еще одно свойство логарифма:

Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основания

Воспользуемся этим свойством в нашем случае, получим:Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основанияМы преобразовали правую часть нашего уравнения в тот вид, который нам был нужен и получили:Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основанияТеперь в левой и в правой частях уравнения у нас стоят логарифмы с одинаковыми основаниями, поэтому мы можем их зачеркнуть. В результате, получим такое уравнение:

Да, действий в этом способе больше, чем при решении с помощью определения логарифма. Но все действия логичны и последовательны, в результате чего шансов ошибиться меньше. К тому же данный способ дает больше возможностей для решения более сложных логарифмических уравнений.

Разберем другой пример:Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основанияИтак, как и в предыдущем примере применяем свойства логарифмов и преобразовываем правую часть уравнения следующим образом:Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основанияПосле преобразования правой части наше уравнение принимает следующий вид:Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основанияТеперь можно зачеркнуть логарифмы и тогда получим:Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основанияВспоминаем свойства степеней:

Теперь делаем проверку:Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основаниято последнее выражение верно. Следовательно, х = 3 является корнем уравнения.

Еще один пример решения логарифмического уравнения:Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основанияПреобразуем сначала левую часть нашего уравнения. Здесь мы видим сумму логарифмов с одинаковыми основаниями. Воспользуемся свойством суммы логарифмов и получим:Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основанияТеперь преобразуем правую часть уравнения:Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основанияВыполнив преобразования правой и левой частей уравнения, мы получили:Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основанияТеперь мы можем зачеркнуть логарифмы:

Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основанияРешим данное квадратное уравнение, найдем дискриминант:

Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основанияСделаем проверку, подставим х1 = 1 в исходное уравнение:Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основанияПоследовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основанияВерно, следовательно, х1 = 1 является корнем уравнения.

Теперь подставим х2 = -5 в исходное уравнение:Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основанияТак как аргумент логарифма должен быть положительным, выражение не является верным. Следовательно, х2 = -5 – посторонний корень.

Видео:Логарифмы с нуля за 20 МИНУТ! Introduction to logarithms.Скачать

Логарифмы с нуля за 20 МИНУТ! Introduction to logarithms.

Пример решения логарифмического уравнения с разными основаниями

Выше мы решали логарифмические уравнения, в которых участвовали логарифмы с одинаковыми основаниями. А что же делать, если основания у логарифмов разные? Например,

Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основанияПравильно, нужно привести логарифмы в правой и левой части к одному основанию!

Итак, разберем наш пример:Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основанияПреобразуем правую часть нашего уравнения:

Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основания

Мы знаем, что 1/3 = 3 -1 . Еще мы знаем свойство логарифма, а именно вынесение показателя степени из логарифма:Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основанияПрименяем эти знания и получаем:Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основанияНо пока у нас есть знак «-» перед логарифмом в правой части уравнения, зачеркивать мы их не имеем права. Необходимо внести знак «-» в логарифмическое выражение. Для этого воспользуемся еще одним свойством логарифма:Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основания

Тогда получим:Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основанияВот теперь в правой и левой части уравнения у нас стоят логарифмы с одинаковыми основаниями и мы можем их зачеркнуть:Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основанияДелаем проверку:Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основанияЕсли мы преобразуем правую часть, воспользовавшись свойствами логарифма, то получим:Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основанияВерно, следовательно, х = 4 является корнем уравнения.

Видео:Логарифм с нуля до уровня про. Уравнения, неравенства и параметр. Профильный ЕГЭСкачать

Логарифм с нуля до уровня про. Уравнения, неравенства и параметр. Профильный ЕГЭ

Пример решения логарифмического уравнения с переменными основаниями

Выше мы разобрали примеры решения логарифмических уравнений, основания которых были постоянными, т.е. определенным значением – 2, 3, ½ … Но в основании логарифма может содержаться Х, тогда такое основание будет называться переменным. Например, logx+1(х 2 +5х-5) = 2. Мы видим, что основание логарифма в данном уравнении – х+1. Как же решать уравнение такого вида? Решать мы его будем по тому же принципу, что и предыдущие. Т.е. мы будем преобразовывать наше уравнение таким образом, чтобы слева и справа были логарифмы с одинаковым основанием.Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основанияПреобразуем правую часть уравнения:Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основанияТеперь логарифм в правой части уравнения имеет такое же основание, как и логарифм в левой части:Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основанияТеперь мы можем зачеркнуть логарифмы:Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основанияНо данное уравнение неравносильно исходному уравнению, так как не учтена область определения. Запишем все требования, относящиеся к логарифму:

1. Аргумент логарифма должен быть больше ноля, следовательно:

Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основания

2. Основание логарифма должно быть больше 0 и не должно равняться единице, следовательно:

Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основания

Сведем все требования в систему:Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основания

Данную систему требований мы можем упростить. Смотрите х 2 +5х-5 больше ноля, при этом оно приравнивается к (х + 1) 2 , которую в свою очередь так же больше ноля. Следовательно, требование х 2 +5х-5 > 0 выполняется автоматически и мы можем его не решать. Тогда наша система будет сведена к следующему:Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основанияПерепишем нашу систему:Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основанияСледовательно, наша система примет следующий вид:Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основанияТеперь решаем наше уравнение:Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основанияСправа у нас квадрат суммы:Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основанияДанный корень удовлетворяет наши требования, так как 2 больше -1 и не равно 0. Следовательно, х = 2 – корень нашего уравнения.

Для полной уверенности можем выполнить проверку, подставим х = 2 в исходное уравнение:

Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основания

Т.к. 3 2 =9, то последнее выражение верно.

Видео:ПРОСТЕЙШИЙ способ решения Показательных УравненийСкачать

ПРОСТЕЙШИЙ способ решения Показательных Уравнений

Как сделать проверку

Еще раз обращаем ваше внимание, что при решении логарифмических уравнений необходимо учитывать область допустимых значений. Так, основание логарифма должно быть больше ноля и не должно равняться единице. А его аргумент должен быть положительным, т.е. больше ноля.

Если наше уравнение имеет вид loga (f(x)) = loga (g(x)), то должны выполняться следующие ограничения:Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основания

После решения логарифмического уравнения нужно обязательно сделать проверку. Для этого вам необходимо подставить получившееся значения в исходное уравнение и посчитать его. Времени это займет немного, зато позволит не записать в ответ посторонние корни. Ведь так обидно правильно решить уравнение и при этом неправильно записать ответ!

Итак, теперь вы знаете, как решить логарифмическое уравнение с помощью определения логарифма и с помощью преобразования уравнения, когда в обеих его частях стоят логарифмы с одинаковыми основаниями, которые мы можем «зачеркнуть». Отличное знание свойств логарифма, учет области определения, выполнение проверки – залог успеха при решении логарифмических уравнений.

Видео:Проще простого! Как решить Логарифмическое Уравнение?Скачать

Проще простого! Как решить Логарифмическое Уравнение?

Методика решения логарифмических уравнений

Разделы: Математика

Введение

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем как поддержать у студентов интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль студентов, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

Возникновение интереса к математике у значительного числа студентов зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, на сколько умело будет построена учебная работа. Вовремя обращая внимание студентов на то, что математика изучает общие свойства объектов и явлений окружающего мира, имеет дело не с предметами, а с отвлеченными абстрактными понятиями, можно добиться понимания того, что математика не нарушает связи с действительностью, а, напротив, дает возможность изучить ее глубже, сделать обобщенные теоретические выводы, которые широко применяются в практике.

Участвуя в фестивале педагогических идей «Открытый урок» 2004-2005 учебного года, я представила урок-лекцию по теме «Логарифмическая функция» (диплом № 204044). Считаю этот метод наиболее удачным в данном конкретном случае. В результате изучения у студентов имеется подробный конспект и краткая схема по теме, что облегчит им подготовку к следующим урокам. В частности, по теме «Решение логарифмических уравнений», которая полностью опирается на изучение логарифмической функции и ее свойств.

При формировании основополагающих математических понятий важно создать у студентов представление о целесообразности введения каждого из них и возможности их применения. Для этого необходимо, чтобы при формулировке определения некоторого понятия, работе над его логической структурой, рассматривались вопросы об истории возникновения данного понятия. Такой подход поможет студентам осознать, что новое понятие служит обобщением фактов реальной действительности.

История возникновения логарифмов подробно представлена в работе прошлого года.

Учитывая важность преемственности при обучении математике в среднем специальном учебном заведении и в вузе и необходимость соблюдения единых требований к студентам считаю целесообразным следующую методику ознакомления студентов с решением логарифмических уравнений.

Уравнения, содержащие переменную под знаком логарифма (в частности, в основании логарифма), называются логарифмическими. Рассмотрим логарифмические уравнения вида:

Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основания(1)

Решение этих уравнений основано на следующей теореме.

Теорема 1. Уравнение Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основанияравносильно системе

Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основания(2)

Для решения уравнения (1) достаточно решить уравнение

Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основания(3)

и его решения подставить в систему неравенств

Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основания(4),

задающую область определения уравнения (1).

Корнями уравнения (1) будут только те решения уравнения (3), которые удовлетворяют системе (4), т.е. принадлежат области определения уравнения (1).

При решения логарифмических уравнений может произойти расширение области определения (приобретение посторонних корней) или сужение (потеря корней). Поэтому подстановка корней уравнения (3) в систему (4), т.е. проверка решения, обязательна.

Пример 1: Решить уравнение Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основания

Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основания

Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основанияПоследовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основания Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основанияПоследовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основания Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основанияПоследовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основания Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основанияПоследовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основания

Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основания

Оба значения х удовлетворяют условиям системы.

Ответ: Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основания

Рассмотрим уравнения вида:

Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основания(5)

Их решение основано на следующей теореме

Теорема 2: Уравнение (5) равносильно системе

Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основания(6)

Корнями уравнения (5) будут только те корни уравнения Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основания, которые

принадлежат области определения, задаваемой условиями Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основания.

Логарифмическое уравнение вида (5) можно решить различными способами. Рассмотрим основные из них.

1. ПОТЕНЦИНИРОВАНИЕ (применение свойств логарифма).

Пример 2: Решить уравнение Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основания

Решение: В силу теоремы 2 данное уравнение равносильно системе:

Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основания

Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основанияПоследовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основания

Всем условиям системы удовлетворяет лишь один корень. Ответ: Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основания

2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛОГАРИФМА Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основания.

Пример 3: Найти х, если Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основания

Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основания

Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основания

Значение х = 3 принадлежит области определения уравнения. Ответ х = 3

3. ПРИВЕДЕНИЕ К КВАДРАТНОМУ УРАВНЕНИЮ.

Пример 4: Решить уравнение Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основания

Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основанияПоследовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основания Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основанияПоследовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основания Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основанияПоследовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основания Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основанияПоследовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основания

Оба значения х являются корнями уравнения.

Ответ: Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основания

Пример 5: Решить уравнение Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основания

Решение: Прологарифмируем обе части уравнения по основанию 10 и применим свойство «логарифм степени».

Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основания

Оба корня принадлежат области допустимых значений логарифмической функции.

Ответ: х = 0,1; х = 100

5. ПРИВЕДЕНИЕ К ОДНОМУ ОСНОВАНИЮ.

Пример 6: Решить уравнение Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основания

Воспользуемся формулой Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основанияи перейдем во всех слагаемых к логарифму по основанию 2:

Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основания

Тогда данное уравнение примет вид:

Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основания

Так как Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основания, то это корень уравнения.

Ответ: х = 16

6. ВВЕДЕНИЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ.

Решим способом введения вспомогательной переменной уравнение, заданное в примере 6.

Пусть Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основания; тогда Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основания

Учитывая, что Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основания

Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основания

После проверки, проведенной устно, легко убеждаемся в правильности найденного ответа.

Многие уравнения, содержащие переменную не только под знаком логарифма или в показателе степени, удобно решать графически.

Графически решением уравнения являются абсциссы точек пересечения графиков функций, заданных в уравнении.

Пример 7: Решить уравнение Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основания

Решение: Построим графики функций Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основанияи y = x

Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основания

Графики функций не пересекаются, и, значит, уравнение не имеет корней (см. рисунок).

Ответ: корней нет

Пример 8: Найти х, если Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основания

Решение: С помощью рассмотренных выше способов корни уравнения найти не удается. Найдем какой-нибудь корень методом подбора.

Пусть, например, х = 10. Проверкой убедимся в том, что 10 — корень уравнения. Действительно,

Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основанияистинно

Докажем, что других корней данное уравнение не имеет.

Эти корни следует искать во множестве значений х.

Допустимые значения х находятся в промежутке Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основания

На этом промежутке функция Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основанияубывает, а функция Последовательность решения логарифмического уравнения имеющие одинаковые основаниявозрастает. И, значит, если уравнение имеет решение, то оно единственное.

Видео:✓ Как решать логарифмические уравнения и неравенства, не помня свойства логарифмов | Борис ТрушинСкачать

✓ Как решать логарифмические уравнения и неравенства, не помня свойства логарифмов | Борис Трушин

Алгебра

План урока:

Задание. Укажите корень логарифмического уравнения

Задание. Решите урав-ние

В чуть более сложных случаях под знаком логарифма может стоять не сама переменная х, а выражение с переменной. То есть урав-ние имеет вид

Задание. Найдите решение логарифмического уравнения

Задание. Решите урав-ние

Задание. Решите урав-ние

Получили показательное уравнение. Показатели степеней можно приравнять, если равны их основания:

Видео:Логарифмические уравнения 🥷🏿Скачать

Логарифмические уравнения 🥷🏿

Уравнения вида logaf(x) = logag(x)

Порою логарифм стоит в обеих частях равенства, то есть и слева, и справа от знака «равно». Если основания логарифмов совпадают, то должны совпадать и аргументы логарифмов.

Задание. Решите урав-ние

Задание. Найдите корень урав-ния

Ситуация несколько усложняется в том случае, когда, под знаком логарифма в обоих частях равенства стоят выражения с переменными, то есть оно имеет вид

С одной стороны, очевидно, что должно выполняться равенство f(x) = g(x). Но этого мало, ведь под знаком логарифма не должно стоять отрицательное число. Поэтому после получения корней следует подставить их в урав-ние и убедиться, что они не являются посторонними корнями.

Задание. Решите урав-ние

Получили квадратное уравнение, которое решаем с помощью дискриминанта:

Получили два корня, (– 3) и 4. Однако теперь подставим их в исходное урав-ние и посмотрим, что у нас получится. При х = – 3 имеем:

Это верное равенство, поэтому х = – 3 действительно является корнем урав-ния. Теперь проверяем х = 4:

Хотя выражения и справа, и слева одинаковы, равенство верным считать нельзя, ведь выражение log3 (– 1) не имеет смысла! Действительно, нельзя вычислять логарифм от отрицательного числа. Поэтому корень х = 4 оказывается посторонним, и у нас остается только один настоящий корень – число (– 3).

Видео:11 класс, 17 урок, Логарифмические уравненияСкачать

11 класс, 17 урок, Логарифмические уравнения

Уравнения, требующие предварительных преобразований

Естественно, не всегда в обоих частях логарифмических уравнений и неравенств стоят только логарифмы с совпадающими основаниями. Часто требуется выполнить некоторые предварительные преобразования, чтобы привести урав-ние к виду logaf(x) = logag(x).

Задание. Решите урав-ние

с помощью которой любой множитель можно внести под знак логарифма. Сделаем это и в нашем случае:

Теперь в обеих частях равенства не стоит ничего, кроме логарифмов с одинаковыми основаниями. Поэтому мы можем приравнять их аргументы:

Задание. Решите урав-ние

Снова проверяем каждый из корней, подставляя его в исходное ур-ние. Прих = –1 получаем

Задание. Решите урав-ние

Решение. В правой части снова стоит сумма, но на этот раз не логарифмов. Однако число 1 можно представить как log5 5. Тогда урав-ние можно преобразовать:

Задание. Решите урав-ние

Решение. Данный пример похож на простейшее логарифмическое уравнение, однако переменная находится в основании логарифма, а не в аргументе. По определению логарифма мы можем записать, что

Первый вариант придется отбросить, так как основание логарифма, (а в данном случае это выражение х – 5) не может быть отрицательным числом. Получается, что

Задание. Решите урав-ние

Решение. Здесь ситуация осложняется тем, что основания логарифмов разные. Поэтому один из них необходимо привести к новому основанию. Попробуем привести log25x 4 к основанию 5, используя известную нам формулу

Мы добились того, что у логарифмов одинаковые основания, а потому мы можем приравнять их аргументы:

Видео:ЕГЭ 2022: Логарифмическое уравнение с разным основанием | Задание №1Скачать

ЕГЭ 2022: Логарифмическое уравнение с разным основанием | Задание №1

Логарифмические уравнения с заменой переменных

Иногда приходится делать некоторые замены, чтобы уравнение приняло более привычный вид.

Задание. Решите уравнение методом замены переменной

Задание. Найдите решение уравнения методом замены переменной

Решение. Для начала напомним, что символ lg означает десятичный логарифм. Отдельно знаменатель дроби в правой части:

Видео:ЕГЭ база #7 / Логарифмические уравнения / Свойства, определение логарифма / решу егэСкачать

ЕГЭ база #7 / Логарифмические уравнения / Свойства, определение логарифма / решу егэ

Логарифмирование уравнений

Ясно, что если от равных величин взять логарифмы по одному и тому же основанию, то тогда эти логарифмы окажутся также равными. Если подобный прием применяют при решении урав-ния, то, говорят, что производится логарифмирование уравнения. Иногда оно позволяет решить некоторые особо сложные примеры.

Задание. Укажите корни урав-ния

Здесь переменная величина находится одновременно и в основании степени, и в ее показателе. Возьмем от правой и левой части урав-ния логарифм по основанию 5:

Возвращаемся от переменной t к переменной х:

Видео:§19 Логарифмические уравненияСкачать

§19 Логарифмические уравнения

Переход от логарифмических неравенств к нелогарифмическим

Рассмотрим график логарифмической функции у = logax при условии а > 1. Она является возрастающей функцией. Если на оси Ох отложить два числа tи s так, чтобы t располагалось левее s (то есть t 1). Но это не совсем так. Дело в том, что надо учесть ещё и тот факт, что под знаком логарифма может стоять исключительно положительное число. Получается, что от простейшего логарифмического неравенства

Естественно, вместо величин t и s могут стоять как числа, так и выражения с переменными.

Задание. Найдите решение логарифмического неравенства

Ответ можно оставить и в такой форме, однако всё же принято записывать его в виде промежутка. Очевидно, что нерав-во 0 logas:

Но, снова-таки, мы должны учесть, числа t может быть лишь положительным (тогда s, которое больше t, автоматически также окажется положительным). Получается, что при 0 loga s можно перейти к двойному нерав-ву 0 2 – 45х + 200 имеет решение

Однако в системе (5) есть ещё два неравенства, х > 0 и 45 >x. Их решениями являются промежутки (0; + ∞) и (– ∞; 45). Чтобы определить решение всей системы, отметим на одной прямой решения каждого отдельного нерав-ва и найдем область их пересечения:

Видно, что решениями нерав-ва будут являться промежутки (0; 5) и (40; 45), на которых справедливы все три нерав-ва, входящих в систему (5).

🔥 Видео

ЛОГАРИФМИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯСкачать

ЛОГАРИФМИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ

Круговорот воды в природе ➜ Решение логарифмических уравнений из ЕГЭ #ShortsСкачать

Круговорот воды в природе ➜ Решение логарифмических уравнений из ЕГЭ #Shorts

Логарифмические уравнения. Видеоурок 18. Алгебра 10 классСкачать

Логарифмические уравнения. Видеоурок 18. Алгебра 10 класс

ЛОГАРИФМЫ | решение логарифмов | ЕГЭ по математикеСкачать

ЛОГАРИФМЫ | решение логарифмов | ЕГЭ по математике

ЛОГАРИФМЫ с нуля за 25 минут | ЕГЭ Математика | Аня Матеманя | ТопскулСкачать

ЛОГАРИФМЫ с нуля за 25 минут | ЕГЭ Математика | Аня Матеманя | Топскул

Умножаем логарифмы В УМЕ🧠Скачать

Умножаем логарифмы В УМЕ🧠

84 людей этого не знают! Секретный способ решения Логарифмических УравненийСкачать

84 людей этого не знают! Секретный способ решения Логарифмических Уравнений

11 класс, 18 урок, Логарифмические неравенстваСкачать

11 класс, 18 урок, Логарифмические неравенства

Логаримы для чайников с нуля — Как решать Логарифмы?Скачать

Логаримы для чайников с нуля — Как решать Логарифмы?
Поделиться или сохранить к себе: