Порядок действий в уравнении с дробями

Решение уравнений с дробями

Порядок действий в уравнении с дробями

О чем эта статья:

5 класс, 6 класс, 7 класс

Видео:Уравнения с дробями. Как решать уравнения с дробями в 5 классе.Скачать

Уравнения с дробями. Как решать уравнения с дробями в 5 классе.

Понятие дроби

Прежде чем отвечать на вопрос, как найти десятичную дробь, разберемся в основных определениях, видах дробей и разницей между ними.

Дробь — это рациональное число, представленное в виде a/b, где a — числитель дроби, b — знаменатель. Есть два формата записи:

  • обыкновенный вид — ½ или a/b,
  • десятичный вид — 0,5.

Дробь — это одна из форм деления, записываемая с помощью дробной черты. Над чертой принято писать делимое (число, которое делим) — числитель. А под чертой всегда находится делитель (на сколько делим), его называют знаменателем. Черта между числителем и знаменателем означает деление.

Дроби бывают двух видов:

  1. Числовые — состоят из чисел. Например, 2/7 или (1,8 − 0,3)/5.
  2. Алгебраические — состоят из переменных. Например, (x + y)/(x − y). Значение дроби зависит от данных значений букв.

Дробь называют правильной, когда ее числитель меньше знаменателя. Например, 4/9 и 23/57.

Неправильная дробь — та, у которой числитель больше знаменателя или равен ему. Например, 13/5. Такое число называют смешанным — читается так: «две целых три пятых», а записывается — 2 3/5.

Видео:Уравнения с дробями 5 класс (задания, примеры) - как решать?Скачать

Уравнения с дробями 5 класс (задания, примеры) - как решать?

Основные свойства дробей

Дробь не имеет значения, если делитель равен нулю.

Дробь равняется нулю в том случае, если числитель равен нулю, а знаменатель отличен от нуля.

Дроби a/b и c/d называют равными, если a × d = b × c.

Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же натуральное число, то получится равная ей дробь.

Действия с дробями можно выполнять те же, что и с обычными числами: складывать, вычитать, умножать и делить. Также, дроби можно сравнивать между собой и возводить в степень.

Видео:Уравнение с дробями видео урок ( Математика 5 класс )Скачать

Уравнение с дробями видео урок ( Математика 5 класс )

Понятие уравнения

Уравнение — это математическое равенство, в котором неизвестна одна или несколько величин. Наша задача — найти неизвестные числа так, чтобы при их подстановке в пример получилось верное числовое равенство. Давайте на примере:

  • Возьмем выражение 4 + 5 = 9. Это верное равенство, потому что 4+5 действительно 9. Если бы вместо 9 стояло любое другое число — мы бы сказали, что числовое равенство неверное.
  • Уравнением можно назвать выражение 4 + x = 9, с неизвестной переменной x, значение которой нужно найти. Результат должен быть таким, чтобы знак равенства был оправдан, и левая часть равнялась правой.

Корень уравнения — то самое число, которое уравнивает выражения справа и слева, когда мы подставляем его на место неизвестной. В таком случае афоризм «зри в корень» — очень кстати при усердном решении уравнений.

Равносильные уравнения — это те, в которых совпадают множества решений. Другими словами, у них одни и те же корни.

Решить уравнение значит найти все его корни или убедиться, что корней нет.

Алгебраические уравнения могут быть разными, самые часто встречающиеся — линейные и квадратные. Расскажем и про них.

Линейное уравнение выглядит таках + b = 0, где a и b — действительные числа.

Что поможет в решении:

  • если а не равно нулю, то у уравнения единственный корень: х = −b : а;
  • если а равно нулю, а b не равно нулю — у уравнения нет корней;
  • если а и b равны нулю, то корень уравнения — любое число.
Квадратное уравнение выглядит так:ax 2 + bx + c = 0, где коэффициенты a, b и c — произвольные числа, a ≠ 0.

Видео:Решение простых уравнений с обыкновенными дробямиСкачать

Решение простых уравнений с обыкновенными дробями

Понятие дробного уравнения

Дробное уравнение — это уравнение с дробями. Да, вот так просто. Но это еще не все. Чаще всего неизвестная стоит в знаменателе. Например, вот так:

Порядок действий в уравнении с дробями Порядок действий в уравнении с дробями

Такие уравнения еще называют дробно-рациональными. В них всегда есть хотя бы одна дробь с переменной в знаменателе.

Если вы видите в знаменателях числа, то это уравнения либо линейные, либо квадратные. Решать все равно нужно, поэтому идем дальше. Примеры:

Порядок действий в уравнении с дробями Порядок действий в уравнении с дробями

На алгебре в 8 классе можно встретить такое понятие, как область допустимых значений — это множество значений переменной, при которых это уравнение имеет смысл. Его используют, чтобы проверить корни и убедиться, что решение правильное.

Мы уже знаем все важные термины, их определения и наконец подошли к самому главному — сейчас узнаем как решить дробное уравнение.

Видео:Решить уравнение с дробями - Математика - 6 классСкачать

Решить уравнение с дробями - Математика - 6 класс

Как решать уравнения с дробями

1. Метод пропорции

Чтобы решить уравнение методом пропорции, нужно привести дроби к общему знаменателю. А само правило звучит так: произведение крайних членов пропорции равно произведению средних. Проверим, как это работает.

Итак, у нас есть линейное уравнение с дробями:

Порядок действий в уравнении с дробями

В левой части стоит одна дробь — оставим без преобразований. В правой части видим сумму, которую нужно упростить так, чтобы осталась одна дробь.

Порядок действий в уравнении с дробями

После того, как в левой и правой части осталась одна дробь, можно применить метод пропорции и перемножить крест-накрест числители и знаменатели.

Порядок действий в уравнении с дробями

2. Метод избавления от дробей

Возьмем то же самое уравнение, но попробуем решить его по-другому.

Порядок действий в уравнении с дробями

В уравнении есть две дроби, от которых мы очень хотим избавиться. Вот, как это сделать:

  • подобрать число, которое можно разделить на каждый из знаменателей без остатка;
  • умножить на это число каждый член уравнения.

Ищем самое маленькое число, которое делится на 5 и 9 и без остатка — 45 как раз подходит. Умножаем каждый член уравнения на 45 и избавляемся от знаменателей. Вуаля!

Порядок действий в уравнении с дробями

Вот так просто мы получили тот же ответ, что и в прошлый раз.

Что еще важно учитывать при решении

  • если значение переменной обращает знаменатель в 0, значит это неверное значение;
  • делить и умножать уравнение на 0 нельзя.

Универсальный алгоритм решения

Определить область допустимых значений.

Найти общий знаменатель.

Умножить каждый член уравнения на общий знаменатель и сократить полученные дроби. Знаменатели при этом пропадут.

Раскрыть скобки, если нужно и привести подобные слагаемые.

Решить полученное уравнение.

Сравнить полученные корни с областью допустимых значений.

Записать ответ, который прошел проверку.

Курсы по математике от Skysmart помогут закрепить материал и разобраться в сложных темах.

Видео:Все действия с обыкновенными дробямиСкачать

Все действия с обыкновенными дробями

Примеры решения дробных уравнений

Чтобы стать успешным в любом деле, нужно чаще практиковаться. Мы уже знаем, как решаются дробные уравнения — давайте перейдем к решению задачек.

Пример 1. Решить дробное уравнение: 1/x + 2 = 5.

  1. Вспомним правило х ≠ 0. Это значит, что область допустимых значений: х — любое число, кроме нуля.
  2. Отсчитываем справа налево в числителе дробной части три знака и ставим запятую.
  3. Избавимся от знаменателя. Умножим каждый член уравнения на х.

Решим обычное уравнение.

Пример 2. Найти корень уравненияПорядок действий в уравнении с дробями

  1. Область допустимых значений: х ≠ −2.
  2. Умножим обе части уравнения на выражение, которое сократит оба знаменателя: 2(х+2)
  3. Избавимся от знаменателя. Умножим каждый член уравнения на х.

Порядок действий в уравнении с дробями

Переведем новый множитель в числитель..

Порядок действий в уравнении с дробями

Сократим левую часть на (х+2), а правую на 2.

Пример 3. Решить дробное уравнение: Порядок действий в уравнении с дробями

    Найти общий знаменатель:

Умножим обе части уравнения на общий знаменатель. Сократим. Получилось:

Выполним возможные преобразования. Получилось квадратное уравнение:

Решим полученное квадратное уравнение:

Получили два возможных корня:

Если x = −3, то знаменатель равен нулю:

Если x = 3 — знаменатель тоже равен нулю.

  • Вывод: числа −3 и 3 не являются корнями уравнения, значит у данного уравнения нет решения.
  • Видео:Решение уравнений, 6 классСкачать

    Решение уравнений, 6 класс

    Действия с дробями

    Дроби можно складывать, вычитать, умножать и делить. Также, дроби можно сравнивать между собой. В принципе всё что можно делать с обычными числами, можно делать и с дробями.

    Видео:Обыкновенные дроби и действия над ними. Практическая часть. 5 класс.Скачать

    Обыкновенные дроби и действия над ними. Практическая часть. 5 класс.

    Сложение дробей с одинаковыми знаменателями

    Сложение дробей бывает двух видов:

    1. Сложение дробей с одинаковыми знаменателями;
    2. Сложение дробей с разными знаменателями.

    Сначала изýчим сложение дробей с одинаковыми знаменателями. Тут всё просто. Чтобы сложить дроби с одинаковыми знаменателями, нужно сложить их числители, а знаменатель оставить без изменения.

    Например, слóжим дроби Порядок действий в уравнении с дробямии Порядок действий в уравнении с дробями. Складываем числители, а знаменатель оставляем без изменения:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Этот пример можно легко понять, если вспомнить про пиццу, которая разделена на четыре части. Если к Порядок действий в уравнении с дробямипиццы прибавить Порядок действий в уравнении с дробямипиццы, то получится Порядок действий в уравнении с дробямипиццы:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Пример 2. Сложить дроби Порядок действий в уравнении с дробямии Порядок действий в уравнении с дробями.

    Опять же складываем числители, а знаменатель оставляем без изменения:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    В ответе получилась неправильная дробь Порядок действий в уравнении с дробями. Если наступает конец задачи, то от неправильных дробей принято избавляться. Чтобы избавится от неправильной дроби, нужно выделить в ней целую часть. В нашем случае целая часть выделяется легко — два разделить на два будет один:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Этот пример можно легко понять, если вспомнить про пиццу, которая разделена на две части. Если к Порядок действий в уравнении с дробямипиццы прибавить еще Порядок действий в уравнении с дробямипиццы, то получится одна целая пицца:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Пример 3. Сложить дроби Порядок действий в уравнении с дробямии Порядок действий в уравнении с дробями.

    Опять же складываем числители, а знаменатель оставляем без изменения:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Этот пример можно легко понять, если вспомнить про пиццу, которая разделена на три части. Если к Порядок действий в уравнении с дробямипиццы прибавить ещё Порядок действий в уравнении с дробямипиццы, то получится Порядок действий в уравнении с дробямипиццы:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Пример 4. Найти значение выражения Порядок действий в уравнении с дробями

    Этот пример решается точно также, как и предыдущие. Числители необходимо сложить, а знаменатель оставить без изменения:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Попробуем изобразить наше решение с помощью рисунка. Если к Порядок действий в уравнении с дробямипиццы прибавить Порядок действий в уравнении с дробямипиццы и ещё прибавить пиццы, то получится 1 целая и ещё Порядок действий в уравнении с дробямипиццы.

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Как видите в сложении дробей с одинаковыми знаменателями нет ничего сложного. Достаточно понимать следующие правила:

    1. Чтобы сложить дроби с одинаковыми знаменателями, нужно сложить их числители, а знаменатель оставить без изменения;
    2. Если в ответе получилась неправильная дробь, то нужно выделить в ней целую часть.

    Видео:Уравнение с дробямиСкачать

    Уравнение с дробями

    Сложение дробей с разными знаменателями

    Теперь научимся складывать дроби с разными знаменателями. Когда складывают дроби, знаменатели этих дробей должны быть одинаковыми. Но одинаковыми они бывают не всегда.

    Например, дроби Порядок действий в уравнении с дробямии Порядок действий в уравнении с дробямисложить можно, поскольку у них одинаковые знаменатели.

    А вот дроби Порядок действий в уравнении с дробямии Порядок действий в уравнении с дробямисразу сложить нельзя, поскольку у этих дробей разные знаменатели. В таких случаях дроби нужно приводить к одинаковому (общему) знаменателю.

    Существует несколько способов приведения дробей к одинаковому знаменателю. Сегодня мы рассмотрим только один из них, поскольку остальные способы могут показаться сложными для начинающего.

    Суть этого способа заключается в том, что сначала ищется наименьшее общее кратное (НОК) знаменателей обеих дробей. Затем НОК делят на знаменатель первой дроби и получают первый дополнительный множитель. Аналогично поступают и со второй дробью — НОК делят на знаменатель второй дроби и получают второй дополнительный множитель.

    Затем числители и знаменатели дробей умножаются на свои дополнительные множители. В результате этих действий, дроби у которых были разные знаменатели, обращаются в дроби, у которых одинаковые знаменатели. А как складывать такие дроби мы уже знаем.

    Пример 1. Сложим дроби и Порядок действий в уравнении с дробями

    У этих дробей разные знаменатели, поэтому нужно привести их к одинаковому (общему) знаменателю.

    В первую очередь находим наименьшее общее кратное знаменателей обеих дробей. Знаменатель первой дроби это число 3, а знаменатель второй дроби — число 2. Наименьшее общее кратное этих чисел равно 6

    НОК (2 и 3) = 6

    Теперь возвращаемся к дробям и Порядок действий в уравнении с дробями. Сначала разделим НОК на знаменатель первой дроби и получим первый дополнительный множитель. НОК это число 6, а знаменатель первой дроби это число 3. Делим 6 на 3, получаем 2.

    Полученное число 2 это первый дополнительный множитель. Записываем его к первой дроби. Для этого делаем небольшую косую линию над дробью и записываем над ней найденный дополнительный множитель:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Аналогично поступаем и со второй дробью. Делим НОК на знаменатель второй дроби и получаем второй дополнительный множитель. НОК это число 6, а знаменатель второй дроби — число 2. Делим 6 на 2, получаем 3.

    Полученное число 3 это второй дополнительный множитель. Записываем его ко второй дроби. Опять же делаем небольшую косую линию над второй дробью и записываем над ней найденный дополнительный множитель:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Теперь у нас всё готово для сложения. Осталось умножить числители и знаменатели дробей на свои дополнительные множители:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Посмотрите внимательно к чему мы пришли. Мы пришли к тому, что дроби у которых были разные знаменатели, превратились в дроби у которых одинаковые знаменатели. А как складывать такие дроби мы уже знаем. Давайте дорешаем этот пример до конца:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Таким образом, пример завершается. К прибавить Порядок действий в уравнении с дробямиполучается Порядок действий в уравнении с дробями.

    Попробуем изобразить наше решение с помощью рисунка. Если к пиццы прибавить Порядок действий в уравнении с дробямипиццы, то получится одна целая пицца и еще одна шестая пиццы:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Приведение дробей к одинаковому (общему) знаменателю также можно изобразить с помощью рисунка. Приведя дроби и Порядок действий в уравнении с дробямик общему знаменателю, мы получили дроби Порядок действий в уравнении с дробямии Порядок действий в уравнении с дробями. Эти две дроби будут изображаться теми же кусками пицц. Различие будет лишь в том, что в этот раз они будут разделены на одинаковые доли (приведены к одинаковому знаменателю).

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Первый рисунок изображает дробь Порядок действий в уравнении с дробями(четыре кусочка из шести), а второй рисунок изображает дробь Порядок действий в уравнении с дробями(три кусочка из шести). Сложив эти кусочки мы получаем Порядок действий в уравнении с дробями(семь кусочков из шести). Эта дробь неправильная, поэтому мы выделили в ней целую часть. В результате получили Порядок действий в уравнении с дробями(одну целую пиццу и еще одну шестую пиццы).

    Отметим, что мы с вами расписали данный пример слишком подробно. В учебных заведениях не принято писать так развёрнуто. Нужно уметь быстро находить НОК обоих знаменателей и дополнительные множители к ним, а также быстро умножать найденные дополнительные множители на свои числители и знаменатели. Находясь в школе, данный пример нам пришлось бы записать следующим образом:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Но есть и обратная сторона медали. Если на первых этапах изучения математики не делать подробных записей, то начинают появляться вопросы рода «а откуда вон та цифра?», «почему дроби вдруг превращаются совсем в другие дроби? «.

    Поэтому на первых этапах советуем записывать каждую мелочь. Хвастаться можно лишь в будущем, когда будут усвоены азы.

    Чтобы легче было складывать дроби с разными знаменателями, можно воспользоваться следующей пошаговой инструкцией:

    1. Найти НОК знаменателей дробей;
    2. Разделить НОК на знаменатель каждой дроби и получить дополнительный множитель для каждой дроби;
    3. Умножить числители и знаменатели дробей на свои дополнительные множители;
    4. Сложить дроби, у которых одинаковые знаменатели;
    5. Если в ответе получилась неправильная дробь, то выделить её целую часть;

    Пример 2. Найти значение выражения Порядок действий в уравнении с дробями.

    Воспользуемся инструкцией, которая приведена выше.

    Шаг 1. Найти НОК знаменателей дробей

    Находим НОК знаменателей обеих дробей. Знаменатели дробей это числа 2, 3 и 4

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Шаг 2. Разделить НОК на знаменатель каждой дроби и получить дополнительный множитель для каждой дроби

    Делим НОК на знаменатель первой дроби. НОК это число 12, а знаменатель первой дроби это число 2. Делим 12 на 2, получаем 6. Получили первый дополнительный множитель 6. Записываем его над первой дробью:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Теперь делим НОК на знаменатель второй дроби. НОК это число 12, а знаменатель второй дроби это число 3. Делим 12 на 3, получаем 4. Получили второй дополнительный множитель 4. Записываем его над второй дробью:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Теперь делим НОК на знаменатель третьей дроби. НОК это число 12, а знаменатель третьей дроби это число 4. Делим 12 на 4, получаем 3. Получили третий дополнительный множитель 3. Записываем его над третьей дробью:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Шаг 3. Умножить числители и знаменатели дробей на свои дополнительные множители

    Умножаем числители и знаменатели на свои дополнительные множители:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Шаг 4. Сложить дроби у которых одинаковые знаменатели

    Мы пришли к тому, что дроби у которых были разные знаменатели, превратились в дроби, у которых одинаковые (общие) знаменатели. Осталось сложить эти дроби. Складываем:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Сложение не поместилось на одной строке, поэтому мы перенесли оставшееся выражение на следующую строку. Это допускается в математике. Когда выражение не помещается на одну строку, его переносят на следующую строку, при этом надо обязательно поставить знак равенства (=) на конце первой строки и в начале новой строки. Знак равенства на второй строке говорит о том, что это продолжение выражения, которое было на первой строке.

    Шаг 5. Если в ответе получилась неправильная дробь, то выделить в ней целую часть

    У нас в ответе получилась неправильная дробь. Мы должны выделить у неё целую часть. Выделяем:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Получили ответ Порядок действий в уравнении с дробями

    Видео:Решение уравнений с дробными числами в 6 классеСкачать

    Решение уравнений с дробными числами в 6 классе

    Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

    Вычитание дробей бывает двух видов:

    1. Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
    2. Вычитание дробей с разными знаменателями

    Сначала изучим вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

    Чтобы вычесть из одной дроби другую, нужно из числителя первой дроби вычесть числитель второй дроби, а знаменатель оставить без изменения.

    Например, найдём значение выражения Порядок действий в уравнении с дробями. Чтобы решить этот пример, надо из числителя первой дроби вычесть числитель второй дроби, а знаменатель оставить без изменения. Так и сделаем:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Этот пример можно легко понять, если вспомнить про пиццу, которая разделена на четыре части. Если от Порядок действий в уравнении с дробямипиццы отрезать Порядок действий в уравнении с дробямипиццы, то получится Порядок действий в уравнении с дробямипиццы:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Пример 2. Найти значение выражения Порядок действий в уравнении с дробями.

    Опять же из числителя первой дроби вычитаем числитель второй дроби, а знаменатель оставляем без изменения:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Этот пример можно легко понять, если вспомнить про пиццу, которая разделена на три части. Если от Порядок действий в уравнении с дробямипиццы отрезать Порядок действий в уравнении с дробямипиццы, то получится Порядок действий в уравнении с дробямипиццы:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Пример 3. Найти значение выражения Порядок действий в уравнении с дробями

    Этот пример решается точно также, как и предыдущие. Из числителя первой дроби нужно вычесть числители остальных дробей:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    В ответе получилась неправильная дробь. Выделим в ней целую часть:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Как видите в вычитании дробей с одинаковыми знаменателями ничего сложного нет. Достаточно понимать следующие правила:

    1. Чтобы вычесть из одной дроби другую, нужно из числителя первой дроби вычесть числитель второй дроби, а знаменатель оставить без изменения;
    2. Если в ответе получилась неправильная дробь, то нужно выделить в ней целую часть.

    Видео:Решение уравнений в несколько действий. Как объяснить ребенку решение уравнений?Скачать

    Решение уравнений в несколько действий. Как объяснить ребенку решение уравнений?

    Вычитание дробей с разными знаменателями

    Теперь научимся вычитать дроби у которых разные знаменатели. Когда вычитают дроби их знаменатели должны быть одинаковыми. Но одинаковыми они бывают не всегда.

    Например, от дроби Порядок действий в уравнении с дробямиможно вычесть дробь Порядок действий в уравнении с дробями, поскольку у этих дробей одинаковые знаменатели. А вот от дроби Порядок действий в уравнении с дробяминельзя вычесть дробь Порядок действий в уравнении с дробями, поскольку у этих дробей разные знаменатели. В таких случаях дроби нужно приводить к одинаковому (общему) знаменателю.

    Общий знаменатель находят по тому же принципу, которым мы пользовались при сложении дробей с разными знаменателями. В первую очередь находят НОК знаменателей обеих дробей. Затем НОК делят на знаменатель первой дроби и получают первый дополнительный множитель, который записывается над первой дробью. Аналогично НОК делят на знаменатель второй дроби и получают второй дополнительный множитель, который записывается над второй дробью.

    Затем дроби умножаются на свои дополнительные множители. В результате этих операций, дроби у которых были разные знаменатели, обращаются в дроби, у которых одинаковые знаменатели. А как вычитать такие дроби мы уже знаем.

    Пример 1. Найти значение выражения: Порядок действий в уравнении с дробями

    У этих дробей разные знаменатели, поэтому нужно привести их к одинаковому (общему) знаменателю.

    Сначала находим НОК знаменателей обеих дробей. Знаменатель первой дроби это число 3, а знаменатель второй дроби — число 4. Наименьшее общее кратное этих чисел равно 12

    НОК (3 и 4) = 12

    Теперь возвращаемся к дробям Порядок действий в уравнении с дробямии Порядок действий в уравнении с дробями

    Найдём дополнительный множитель для первой дроби. Для этого разделим НОК на знаменатель первой дроби. НОК это число 12, а знаменатель первой дроби — число 3. Делим 12 на 3, получаем 4. Записываем четвёрку над первой дробью:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Аналогично поступаем и со второй дробью. Делим НОК на знаменатель второй дроби. НОК это число 12, а знаменатель второй дроби — число 4. Делим 12 на 4, получаем 3. Записываем тройку над второй дробью:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Теперь у нас всё готово для вычитания. Осталось умножить дроби на свои дополнительные множители:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Мы пришли к тому, что дроби у которых были разные знаменатели, превратились в дроби у которых одинаковые знаменатели. А как вычитать такие дроби мы уже знаем. Давайте дорешаем этот пример до конца:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Получили ответ Порядок действий в уравнении с дробями

    Попробуем изобразить наше решение с помощью рисунка. Если от Порядок действий в уравнении с дробямипиццы отрезать Порядок действий в уравнении с дробямипиццы, то получится Порядок действий в уравнении с дробямипиццы

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Это подробная версия решения. Находясь в школе, нам пришлось бы решить этот пример покороче. Выглядело бы такое решение следующим образом:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Приведение дробей Порядок действий в уравнении с дробямии Порядок действий в уравнении с дробямик общему знаменателю также может быть изображено с помощью рисунка. Приведя эти дроби к общему знаменателю, мы получили дроби Порядок действий в уравнении с дробямии Порядок действий в уравнении с дробями. Эти дроби будут изображаться теми же кусочками пицц, но в этот раз они будут разделены на одинаковые доли (приведены к одинаковому знаменателю):

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Первый рисунок изображает дробь Порядок действий в уравнении с дробями(восемь кусочков из двенадцати), а второй рисунок — дробь Порядок действий в уравнении с дробями(три кусочка из двенадцати). Отрезав от восьми кусочков три кусочка мы получаем пять кусочков из двенадцати. Дробь Порядок действий в уравнении с дробямии описывает эти пять кусочков.

    Пример 2. Найти значение выражения Порядок действий в уравнении с дробями

    У этих дробей разные знаменатели, поэтому сначала нужно привести их к одинаковому (общему) знаменателю.

    Найдём НОК знаменателей этих дробей.

    Знаменатели дробей это числа 10, 3 и 5. Наименьшее общее кратное этих чисел равно 30

    НОК (10, 3, 5) = 30

    Теперь находим дополнительные множители для каждой дроби. Для этого разделим НОК на знаменатель каждой дроби.

    Найдём дополнительный множитель для первой дроби. НОК это число 30, а знаменатель первой дроби — число 10. Делим 30 на 10, получаем первый дополнительный множитель 3. Записываем его над первой дробью:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Теперь находим дополнительный множитель для второй дроби. Разделим НОК на знаменатель второй дроби. НОК это число 30, а знаменатель второй дроби — число 3. Делим 30 на 3, получаем второй дополнительный множитель 10. Записываем его над второй дробью:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Теперь находим дополнительный множитель для третьей дроби. Разделим НОК на знаменатель третьей дроби. НОК это число 30, а знаменатель третьей дроби — число 5. Делим 30 на 5, получаем третий дополнительный множитель 6. Записываем его над третьей дробью:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Теперь всё готово для вычитания. Осталось умножить дроби на свои дополнительные множители:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Мы пришли к тому, что дроби у которых были разные знаменатели, превратились в дроби у которых одинаковые (общие) знаменатели. А как вычитать такие дроби мы уже знаем. Давайте дорешаем этот пример.

    Продолжение примера не поместится на одной строке, поэтому переносим продолжение на следующую строку. Не забываем про знак равенства (=) на новой строке:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    В ответе получилась правильная дробь, и вроде бы нас всё устраивает, но она слишком громоздка и некрасива. Надо бы сделать её проще. А что можно сделать? Можно сократить эту дробь.

    Чтобы сократить дробь Порядок действий в уравнении с дробями, нужно разделить её числитель и знаменатель на наибольший общий делитель (НОД) чисел 20 и 30.

    Итак, находим НОД чисел 20 и 30:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Теперь возвращаемся к нашему примеру и делим числитель и знаменатель дроби Порядок действий в уравнении с дробямина найденный НОД, то есть на 10

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Получили ответ Порядок действий в уравнении с дробями

    Видео:Уравнение. 5 класс.Скачать

    Уравнение. 5 класс.

    Умножение дроби на число

    Чтобы умножить дробь на число, нужно числитель данной дроби умножить на это число, а знаменатель оставить без изменений.

    Пример 1. Умножить дробь Порядок действий в уравнении с дробямина число 1 .

    Умножим числитель дроби Порядок действий в уравнении с дробямина число 1

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Запись Порядок действий в уравнении с дробямиможно понимать, как взять половину 1 раз. К примеру, если Порядок действий в уравнении с дробямипиццы взять 1 раз, то получится Порядок действий в уравнении с дробямипиццы

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Из законов умножения мы знаем, что если множимое и множитель поменять местами, то произведение не изменится. Если выражение Порядок действий в уравнении с дробями, записать как Порядок действий в уравнении с дробями, то произведение по прежнему будет равно Порядок действий в уравнении с дробями. Опять же срабатывает правило перемножения целого числа и дроби:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Эту запись можно понимать, как взятие половины от единицы. К примеру, если имеется 1 целая пицца и мы возьмем от неё половину, то у нас окажется Порядок действий в уравнении с дробямипиццы:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Пример 2. Найти значение выражения Порядок действий в уравнении с дробями

    Умножим числитель дроби Порядок действий в уравнении с дробямина 4

    Порядок действий в уравнении с дробями

    В ответе получилась неправильная дробь. Выделим в ней целую часть:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Выражение Порядок действий в уравнении с дробямиможно понимать, как взятие двух четвертей 4 раза. К примеру, если Порядок действий в уравнении с дробямипиццы взять 4 раза, то получится две целые пиццы

    Порядок действий в уравнении с дробями

    А если поменять множимое и множитель местами, то получим выражение Порядок действий в уравнении с дробями. Оно тоже будет равно 2. Это выражение можно понимать, как взятие двух пицц от четырех целых пицц:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Число, которое умножается на дробь, и знаменатель дроби разрешается сокращать, если они имеют общий делитель, бóльший единицы.

    Например, выражение Порядок действий в уравнении с дробямиможно вычислить двумя способами.

    Первый способ. Умножить число 4 на числитель дроби, а знаменатель дроби оставить без изменений:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Второй способ. Умножаемую четвёрку и четвёрку, находящуюся в знаменателе дроби , можно сократить. Сократить эти четвёрки можно на 4 , поскольку наибольший общий делитель для двух четвёрок есть сама четвёрка:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Получился тот же результат 3. После сокращения четвёрок, на их месте образуются новые числа: две единицы. Но перемножение единицы с тройкой, и далее деление на единицу ничего не меняет. Поэтому решение можно записать покороче:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Сокращение может быть выполнено даже тогда, когда мы решили воспользоваться первым способом, но на этапе перемножения числа 4 и числителя 3 решили воспользоваться сокращением:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    А вот к примеру выражение Порядок действий в уравнении с дробямиможно вычислить только первым способом — умножить число 7 на числитель дроби Порядок действий в уравнении с дробями, а знаменатель оставить без изменений:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Связано это с тем, что число 7 и знаменатель дроби Порядок действий в уравнении с дробямине имеют общего делителя, бóльшего единицы, и соответственно не сокращаются.

    Некоторые ученики по ошибке сокращают умножаемое число и числитель дроби. Делать этого нельзя. Например, следующая запись не является правильной:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Сокращение дроби подразумевает, что и числитель и знаменатель будет разделён на одно и тоже число. В ситуации с выражением Порядок действий в уравнении с дробямиделение выполнено только в числителе, поскольку записать Порядок действий в уравнении с дробямиэто всё равно, что записать Порядок действий в уравнении с дробями. Видим, что деление выполнено только в числителе, а в знаменателе никакого деления не происходит.

    Видео:Решение простых уравнений. Что значит решить уравнение? Как проверить решение уравнения?Скачать

    Решение простых уравнений. Что значит решить уравнение? Как проверить решение уравнения?

    Умножение дробей

    Чтобы перемножить дроби, нужно перемножить их числители и знаменатели. Если в ответе получится неправильная дробь, нужно выделить в ней целую часть.

    Пример 1. Найти значение выражения Порядок действий в уравнении с дробями.

    Умножаем числитель первой дроби на числитель второй дроби, а знаменатель первой дроби на знаменатель второй дроби:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Получили ответ Порядок действий в уравнении с дробями. Желательно сократить данную дробь. Дробь Порядок действий в уравнении с дробямиможно сократить на 2. Тогда окончательное решение примет следующий вид:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Выражение Порядок действий в уравнении с дробямиможно понимать, как взятие пиццы от половины пиццы. Допустим, у нас есть половина пиццы:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Как взять от этой половины две третьих? Сначала нужно поделить эту половину на три равные части:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    И взять от этих трех кусочков два:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    У нас получится Порядок действий в уравнении с дробямипиццы. Вспомните, как выглядит пицца, разделенная на три части:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Один кусок от этой пиццы и взятые нами два кусочка будут иметь одинаковые размеры:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Другими словами, речь идет об одном и том же размере пиццы. Поэтому значение выражения Порядок действий в уравнении с дробямиравно Порядок действий в уравнении с дробями

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Пример 2. Найти значение выражения Порядок действий в уравнении с дробями

    Умножаем числитель первой дроби на числитель второй дроби, а знаменатель первой дроби на знаменатель второй дроби:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    В ответе получилась неправильная дробь. Выделим в ней целую часть:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Пример 3. Найти значение выражения Порядок действий в уравнении с дробями

    Умножаем числитель первой дроби на числитель второй дроби, а знаменатель первой дроби на знаменатель второй дроби:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    В ответе получилась правильная дробь, но будет хорошо, если её сократить. Чтобы сократить эту дробь, нужно числитель и знаменатель данной дроби разделить на наибольший общий делитель (НОД) чисел 105 и 450.

    Итак, найдём НОД чисел 105 и 450:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Теперь делим числитель и знаменатель нашего ответа на НОД, который мы сейчас нашли, то есть на 15

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Видео:Как найти Х в уравнении с дробью. Уравнений с дробями. Как решить дробное уравнение. Пропорция.Скачать

    Как найти Х в уравнении с дробью. Уравнений с дробями. Как решить дробное уравнение. Пропорция.

    Представление целого числа в виде дроби

    Любое целое число можно представить в виде дроби. Например, число 5 можно представить как Порядок действий в уравнении с дробями. От этого пятёрка своего значения не поменяет, поскольку выражение Порядок действий в уравнении с дробямиозначает «число пять разделить на единицу», а это, как известно равно пятёрке:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Видео:Сложение дробей. Как складывать дроби?Скачать

    Сложение дробей. Как складывать дроби?

    Обратные числа

    Сейчас мы познакомимся с очень интересной темой в математике. Она называется «обратные числа».

    Определение. Обратным к числу a называется число, которое при умножении на a даёт единицу.

    Давайте подставим в это определение вместо переменной a число 5 и попробуем прочитать определение:

    Обратным к числу 5 называется число, которое при умножении на 5 даёт единицу.

    Можно ли найти такое число, которое при умножении на 5, даёт единицу? Оказывается можно. Представим пятёрку в виде дроби:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Затем умножить эту дробь на саму себя, только поменяем местами числитель и знаменатель. Другими словами, умножим дробь Порядок действий в уравнении с дробямина саму себя, только перевёрнутую:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Что получится в результате этого? Если мы продолжим решать этот пример, то получим единицу:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Значит обратным к числу 5, является число Порядок действий в уравнении с дробями, поскольку при умножении 5 на Порядок действий в уравнении с дробямиполучается единица.

    Обратное число можно найти также для любого другого целого числа.

    • обратным числа 2 является дробь Порядок действий в уравнении с дробями
    • обратным числа 3 является дробь Порядок действий в уравнении с дробями
    • обратным числа 4 является дробь Порядок действий в уравнении с дробями

    Найти обратное число можно также для любой другой дроби. Для этого достаточно перевернуть её.

    • для дроби Порядок действий в уравнении с дробямиобратной дробью является дробь Порядок действий в уравнении с дробями
    • для для дроби Порядок действий в уравнении с дробямиобратной дробью является дробь Порядок действий в уравнении с дробями
    • для дроби Порядок действий в уравнении с дробямиобратной дробью является дробь Порядок действий в уравнении с дробями

    Видео:дробное уравнение как решать для 6 классаСкачать

    дробное уравнение как решать для 6 класса

    Деление дроби на число

    Допустим, у нас имеется половина пиццы:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Разделим её поровну на двоих. Сколько пиццы достанется каждому?

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Видно, что после разделения половины пиццы получилось два равных кусочка, каждый из которых составляет Порядок действий в уравнении с дробямипиццы. Значит каждому достанется по Порядок действий в уравнении с дробямипиццы.

    Деление дробей выполняется с помощью обратных чисел. Обратные числа позволяют заменить деление умножением.

    Чтобы разделить дробь на число, нужно эту дробь умножить на число, обратное делителю.

    Пользуясь этим правилом, запишем деление нашей половины пиццы на две части.

    Итак, требуется разделить дробь Порядок действий в уравнении с дробямина число 2 . Здесь делимым является дробь Порядок действий в уравнении с дробями, а делителем число 2.

    Чтобы разделить дробь Порядок действий в уравнении с дробямина число 2, нужно эту дробь умножить на число, обратное делителю 2. Обратное делителю 2 это дробь Порядок действий в уравнении с дробями. Значит нужно умножить Порядок действий в уравнении с дробямина Порядок действий в уравнении с дробями

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Получили ответ Порядок действий в уравнении с дробями. Значит при делении половины на две части получается четверть.

    Попробуем понять механизм этого правила. Для этого рассмотрим следующий простейший пример. Пусть у нас имеется одна целая пицца:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Умножим её на 2. То есть повторим её два раза (или возьмём два раза). В результате будем иметь две пиццы:

    Теперь угостим этими пиццами двоих друзей. То есть разделим две пиццы на 2. Тогда каждому достанется по одной пицце:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Разделить две пиццы на 2 это всё равно, что взять половину от этих пицц, то есть умножить число 2 на дробь Порядок действий в уравнении с дробями

    Порядок действий в уравнении с дробями

    В обоих случаях получился один и тот же результат.

    Тоже самое происходило, когда мы делили половину пиццы на две части. Чтобы разделить Порядок действий в уравнении с дробямина 2, мы умножили эту дробь на число, обратное делителю 2. А обратное делителю 2 это дробь Порядок действий в уравнении с дробями

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Пример 2. Найти значение выражения Порядок действий в уравнении с дробями

    Умножим первую дробь на число, обратное делителю:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Допустим, имеется четверть пиццы и нужно разделить её на двоих:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Если разделить эту четверть на две части, то каждая получившаяся часть будет одной восьмой частью целой пиццы:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Заменять деление умножением можно не только при работе с дробями, но и с обычными числами. Например, все мы знаем, что 10 разделить на 2 будет 5

    Заменим в этом примере деление умножением. Чтобы разделить число 10 на число 2, можно умножить число 10 на число, обратное числу 2. А обратное числу 2 это дробь Порядок действий в уравнении с дробями

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Как видно результат не изменился. Мы снова получили ответ 5.

    Можно сделать вывод, что деление можно заменять умножением при условии, что вместо делителя будет подставлено обратное ему число.

    Пример 3. Найти значение выражения Порядок действий в уравнении с дробями

    Умножим первую дробь на число, обратное делителю. Обратное делителю число это дробь

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Допустим, имелось Порядок действий в уравнении с дробямипиццы:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Как разделить такую пиццу на шестерых? Если каждый из трех кусков разделить пополам, то можно получить 6 равных кусков

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Эти шесть кусков являются шестью кусками из двенадцати. А один из этих кусков составляет Порядок действий в уравнении с дробями. Поэтому при делении Порядок действий в уравнении с дробямина 6 получается Порядок действий в уравнении с дробями

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Видео:Уравнения с дробями 6 класс (задания, примеры) - как решать?Скачать

    Уравнения с дробями 6 класс (задания, примеры) - как решать?

    Деление числа на дробь

    Правило деления числа на дробь такое же, как и правило деления дроби на число.

    Чтобы разделить число на дробь, нужно умножить это число на дробь, обратную делителю.

    Например, разделим число 1 на Порядок действий в уравнении с дробями.

    Чтобы разделить число 1 на Порядок действий в уравнении с дробями, нужно это число 1 умножить на дробь, обратную дроби Порядок действий в уравнении с дробями. А обратная дроби Порядок действий в уравнении с дробямиэто дробь Порядок действий в уравнении с дробями

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Выражение Порядок действий в уравнении с дробямиможно понимать, как определение количества половин в одной целой пицце. Допустим, имеется одна целая пицца:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Если зададим вопрос «сколько раз половина содержится в этой пицце» , то ответом будет 2. Действительно, половина содержится в одной целой пицце два раза

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Пример 2. Найти значение выражения Порядок действий в уравнении с дробями

    Умножим число 2 на дробь, обратную делителю. А обратная делителю дробь это дробь Порядок действий в уравнении с дробями

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Допустим, у нас имеются две целые пиццы:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Если зададим вопрос «сколько раз половина содержится в двух пиццах» , то ответом будет 4. Действительно, половина содержится в двух пиццах четыре раза:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Видео:Дробно-рациональные уравнения. 8 класс.Скачать

    Дробно-рациональные уравнения. 8 класс.

    Деление дробей

    Чтобы разделить дробь на дробь, нужно первую дробь умножить на дробь, обратную второй.

    Например, разделим Порядок действий в уравнении с дробямина Порядок действий в уравнении с дробями

    Чтобы разделить Порядок действий в уравнении с дробямина Порядок действий в уравнении с дробями, нужно Порядок действий в уравнении с дробямиумножить на дробь, обратную дроби Порядок действий в уравнении с дробями. А обратная дроби Порядок действий в уравнении с дробямиэто дробь Порядок действий в уравнении с дробями

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Допустим, имеется половина пиццы:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Если зададим вопрос «сколько раз четверть пиццы содержится в этой половине» , то ответом будет 2. Действительно, четверть пиццы содержится в половине пиццы два раза:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Пример 1. Найти значение выражения Порядок действий в уравнении с дробями

    Умножаем первую дробь на дробь, обратную второй. Грубо говоря, умножаем первую дробь на перевёрнутую вторую:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Пример 2. Найти значение выражения Порядок действий в уравнении с дробями

    Умножаем первую дробь на дробь обратную второй:

    Порядок действий в уравнении с дробями

    Здесь советуем остановиться и потренироваться. Решите несколько примеров, приведенных ниже. Можете использовать материалы сайта, как справочник. Это позволит вам научиться работать с литературой.

    Каждая следующая тема будет более сложной, поэтому нужно тренироваться.

    Видео:Умножение, деление и сложение дробей #математика #алгебра #дроби #5классСкачать

    Умножение, деление и сложение дробей #математика #алгебра #дроби #5класс

    Дробно-рациональные уравнения

    Видео:Как решать Уравнения с дробями ( Математика 5 класс )Скачать

    Как решать Уравнения с дробями ( Математика 5 класс )

    Что такое дробно-рациональные уравнения

    Дробно-рациональными уравнениями называют такие выражения, которые представляется возможным записать, как:

    при P ( x ) и Q ( x ) в виде выражений, содержащих переменную.

    Таким образом, дробно-рациональные уравнения обязательно содержат как минимум одну дробь с переменной в знаменателе с любым модулем.

    9 x 2 — 1 3 x = 0

    1 2 x + x x + 1 = 1 2

    6 x + 1 = x 2 — 5 x x + 1

    Уравнения, которые не являются дробно-рациональными:

    Как решаются дробно-рациональные уравнения

    В процессе решения дробно-рациональных уравнений обязательным действием является определение области допустимых значений. Найденные корни следует проверить на допустимость, чтобы исключить посторонние решения.

    Алгоритм действий при стандартном способе решения:

    1. Выписать и определить ОДЗ.
    2. Найти общий знаменатель для дробей.
    3. Умножить каждый из членов выражения на полученный общий параметр (знаменатель), сократить дроби, которые получились в результате, чтобы исключить знаменатели.
    4. Записать уравнение со скобками.
    5. Раскрыть скобки для приведения подобных слагаемых.
    6. Найти корни полученного уравнения.
    7. Выполним проверку корней в соответствии с ОДЗ.
    8. Записать ответ.

    Пример 1

    Разберем предложенный алгоритм на практическом примере. Предположим, что имеется дробно-рациональное уравнение, которое требуется решить:

    x x — 2 — 7 x + 2 = 8 x 2 — 4

    Начать следует с области допустимых значений:

    x 2 — 4 ≠ 0 ⇔ x ≠ ± 2

    Воспользуемся правилом сокращенного умножения:

    x 2 — 4 = ( x — 2 ) ( x + 2 )

    В результате общим знаменателем дробей является:

    Выполним умножение каждого из членов выражения на общий знаменатель:

    x x — 2 — 7 x + 2 = 8 x 2 — 4

    x ( x — 2 ) ( x + 2 ) x — 2 — 7 ( x — 2 ) ( x + 2 ) x + 2 = 8 ( x — 2 ) ( x + 2 ) ( x — 2 ) ( x + 2 )

    После сокращения избавимся от скобок и приведем подобные слагаемые:

    x ( x + 2 ) — 7 ( x — 2 ) = 8

    x 2 + 2 x — 7 x + 14 = 8

    Осталось решить квадратное уравнение:

    Согласно ОДЗ, первый корень является лишним, так как не удовлетворяет условию, по которому корень не равен 2. Тогда в ответе можно записать:

    Примеры задач с ответами для 9 класса

    Требуется решить дробно-рациональное уравнение:

    x x + 2 + x + 1 x + 5 — 7 — x x 2 + 7 x + 10 = 0

    x x + 2 + x + 1 x + 5 — 7 — x x 2 + 7 x + 10 = 0

    Определим область допустимых значений:

    О Д З : x + 2 ≠ 0 ⇔ x ≠ — 2

    x 2 + 7 x + 10 ≠ 0

    D = 49 — 4 · 10 = 9

    x 1 ≠ — 7 + 3 2 = — 2

    x 2 ≠ — 7 — 3 2 = — 5

    Квадратный трехчлен x 2 + 7 x + 10 следует разложить на множители, руководствуясь формулой:

    a x 2 + b x + c = a ( x — x 1 ) ( x — x 2 )

    x x + 2 + x + 1 x + 5 — 7 — x ( x + 2 ) ( x + 5 ) = 0

    Заметим, что общим знаменателем для дробей является: ( x + 2 ) ( x + 5 ) . Умножим на этот знаменатель уравнение:

    x x + 2 + x + 1 x + 5 — 7 — x ( x + 2 ) ( x + 5 ) = 0

    Сократим дроби, избавимся от скобок, приведем подобные слагаемые:

    x ( x + 2 ) ( x + 5 ) x + 2 + ( x + 1 ) ( x + 2 ) ( x + 5 ) x + 5 —

    — ( 7 — x ) ( x + 2 ) ( x + 5 ) ( x + 2 ) ( x + 5 ) = 0

    x ( x + 5 ) + ( x + 1 ) ( x + 2 ) — 7 + x = 0

    x 2 + 5 x + x 2 + 3 x + 2 — 7 + x = 0

    2 x 2 + 9 x — 5 = 0

    Потребуется решить квадратное уравнение:

    2 x 2 + 9 x — 5 = 0

    Первый корень не удовлетворяет условиям ОДЗ, поэтому в ответ нужно записать только второй корень.

    Дано дробно-рациональное уравнение, корни которого требуется найти:

    4 x — 2 — 3 x + 4 = 1

    В первую очередь следует переместить все слагаемые влево и привести дроби к минимальному единому знаменателю:

    4 ( x + 4 ) x — 2 — 3 ( x — 2 ) x + 4 — 1 ( x — 2 ) ( x + 4 ) = 0

    4 ( x + 4 ) — 3 ( x — 2 ) — ( x — 2 ) ( x + 4 ) ( x — 2 ) ( x + 4 ) = 0

    4 x + 16 — 3 x + 6 — ( x 2 + 4 x — 2 x — 8 ) ( x — 2 ) ( x + 4 ) = 0

    x + 22 — x 2 — 4 x + 2 x + 8 ( x — 2 ) ( x + 4 ) = 0

    Заметим, что получилось нулевое значение для дроби. Известно, что дробь может равняться нулю, если в числителе нуль, а знаменатель не равен нулю. На основании этого можно составить систему:

    — x 2 — x + 30 ( x — 2 ) ( x + 4 ) = 0 ⇔ — x 2 — x + 30 = 0 ( x — 2 ) ( x + 4 ) ≠ 0

    Следует определить такие значения для переменной, при которых в дроби знаменатель будет обращаться в нуль. Такие значения необходимо удалить из ОДЗ:

    ( x — 2 ) ( x + 4 ) ≠ 0

    Далее можно определить значения для переменных, которые при подстановке в уравнение обращают числитель в нуль:

    — x 2 — x + 30 = 0 _ _ _ · ( — 1 )

    Получилось квадратное уравнение, которое можно решить:

    Сравнив корни с условиями области допустимых значений, можно сделать вывод, что оба корня являются решениями данного уравнения.

    Нужно решить дробно-рациональное уравнение:

    x + 2 x 2 — 2 x — x x — 2 = 3 x

    На первом шаге следует перенести все слагаемые в одну сторону и привести дроби к минимальному единому знаменателю:

    x + 2 1 x ( x — 2 ) — x x x — 2 — 3 ( x — 2 ) x = 0

    x + 2 — x 2 — 3 ( x — 2 ) x ( x — 2 ) = 0

    x + 2 — x 2 — 3 x + 6 x ( x — 2 ) = 0

    — x 2 — 2 x + 8 x ( x — 2 ) = 0 ⇔ — x 2 — 2 x + 8 = 0 x ( x — 2 ) ≠ 0

    Перечисленные значения переменной обращают знаменатель в нуль. По этой причине их необходимо удалить из области допустимых значений.

    — x 2 — 2 x + 8 = 0 _ _ _ · ( — 1 )

    Корни квадратного уравнения:

    x 1 = — 4 ; x 2 = 2

    Заметим, что второй корень не соответствует ОДЗ. Таким образом, в ответе остается только первый корень.

    Найти корни уравнения:

    x 2 — x — 6 x — 3 = x + 2

    Согласно стандартному алгоритму решения дробно-рациональных уравнений, выполним перенос всех слагаемых в одну сторону. Далее необходимо привести к дроби к наименьшему общему знаменателю:

    x 2 — x — 6 1 x — 3 — x ( x — 3 ) — 2 ( x — 3 ) = 0

    x 2 — x — 6 — x ( x — 3 ) — 2 ( x — 3 ) x — 3 = 0

    x 2 — x — 6 — x 2 + 3 x — 2 x + 6 x — 3 = 0

    0 x x — 3 = 0 ⇔ 0 x = 0 x — 3 ≠ 0

    Такое значение переменной, при котором знаменатель становится равным нулю, нужно исключить из области допустимых значений:

    Заметим, что это частный случай линейного уравнения, которое обладает бесконечным множеством корней. При подстановке какого-либо числа на место переменной х в любом случае числовое равенство будет справедливым. Единственным недопустимым значением для х в данном задании является число 3, которое не входит в ОДЗ.

    Ответ: х — любое число, за исключением 3.

    Требуется вычислить корни дробно-рационального уравнения:

    5 x — 2 — 3 x + 2 = 20 x 2 — 4

    На первом этапе необходимо выполнить перенос всех слагаемых влево, привести дроби к минимальному единому знаменателю:

    5 ( x + 2 ) x — 2 — 3 ( x — 2 ) x + 2 — 20 1 ( x — 2 ) ( x + 2 ) = 0

    5 ( x + 2 ) — 3 ( x — 2 ) — 20 ( x — 2 ) ( x + 2 ) = 0

    5 x + 10 — 3 x + 6 — 20 ( x — 2 ) ( x + 2 ) = 0

    2 x — 4 ( x — 2 ) ( x + 2 ) = 0 ⇔ 2 x — 4 = 0 ( x — 2 ) ( x + 2 ) ≠ 0

    ( x — 2 ) ( x + 2 ) ≠ 0

    Данные значения переменной х являются недопустимыми, так как в этом случае теряется смысл дроби в связи с тем, что знаменатель принимает нулевое значение.

    Заметим, что 2 не входит в область допустимых значений. В связи с этим, можно заключить, что у уравнения отсутствуют корни.

    Ответ: корни отсутствуют

    Нужно найти корни уравнения:

    x — 3 x — 5 + 1 x = x + 5 x ( x — 5 )

    Начнем с определения ОДЗ:

    — 5 ≠ 0 x ≠ 0 x ( x — 5 ) ≠ 0 x ≠ 5 x ≠ 0

    При умножении обеих частей уравнения на единый знаменатель всех дробей и сокращении аналогичных выражений, которые записаны в числителе и знаменателе, получим:

    x — 3 x — 5 + 1 x = x + 5 x ( x — 5 ) · x ( x — 5 )

    ( x — 3 ) x ( x — 5 ) x — 5 + x ( x — 5 ) x = ( x + 5 ) x ( x — 5 ) x ( x — 5 )

    ( x — 3 ) x + x = x + 5

    Прибегая к арифметическим преобразованиям, можно записать уравнение в упрощенной форме:

    x 2 — 3 x + x — 5 = x + 5 → x 2 — 2 x — 5 — x — 5 = 0 → x 2 — 3 x — 10 = 0

    Для дальнейших действий следует определить, к какому виду относится полученное уравнение. В нашем случае уравнение является квадратным с коэффициентом при x 2 , который равен 1. Таким образом, целесообразно воспользоваться теоремой Виета:

    x 1 · x 2 = — 10 x 1 + x 2 = 3

    В этом случае подходящими являются числа: -2 и 5.

    Второе значение не соответствует области допустимых значений.

    Поделиться или сохранить к себе: