- Получение водорода и изучение его свойств.
- Практическая работа №5 «Получение водорода и изучение его свойств» 1. Поместите в пробирку 2-3 гранулы цинка и прилейте 2 мл раствора
- Ваш ответ
- решение вопроса
- Похожие вопросы
- Практическая работа «Получение водорода в лаборатории и изучение его свойств». 8-й класс
- Презентации к уроку
- Ход урока
- I. Организационный момент (1 мин.)
- II. Активизация знаний, необходимых для выполнения практической работы (13 мин.)
- III. Демонстрация эксперимента учителем (7 мин.)
- IV. Выполнение практической работы, оформление результатов, уборка рабочего места (23 мин.)
- 💡 Видео
Видео:023 Получение водорода и проверка его на чистотуСкачать
Получение водорода и изучение его свойств.
Цель работы: получить водород в реакции кислоты с металлом, собрать полученный газ и исследовать его свойства.
Реактивы и оборудование: раствор хлороводородной кислоты, гранулы цинка (или кусочки железа), части прибора для получения газов, стаканчик или пробирка с водой, пробирка для собирания водорода, спиртовка, спички, лучинка.
Опыт 1. Получение водорода.
Соберите прибор для получения водорода и проверьте его на герметичность. Положите в пробирку несколько гранул цинка и прилейте к ним небольшой объем (1-2 см 3 ) раствора хлороводородной кислоты. Быстро закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, конец которой погрузите в стаканчик или пробирку с водой.
Опыт 2. Изучение свойств водорода.
Физические свойства водорода. Наблюдая за протеканием опыта 1, обратите внимание на отсутствие окраски у водорода. Растворяется ли водород в воде?
Химические свойства водорода. Соберите водород. Для этого газоотводную трубку извлеките из воды и введите в пробирку, закрепленную в штативе вверх дном. Вспомните, почему пробирка должна быть расположена именно так. Примерно через 1 минуту осторожно извлеките газоотводную трубку и к отверстию пробирки поднесите горящую лучинку или спичку. Какой признак свидетельствует о протекании химической реакции? Какое химическое свойство проявляет водород в этой реакции?
Составьте отчет о проделанной работе. Сделайте вывод о способе получения водорода в лаборатории, о его физических и химических свойствах, которые вы исследовали. Составьте соответствующие уравнения химических реакций.
ОТВЕТЫ
Опыт 1.
Для цинка
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2
Это реакция замещения. Её продуктами являются хлорид цинка и водород.
Для железа
Fe + 2HCl = FeCl2 + H2
Это реакция замещения. Её продуктами являются хлорид железа (II) и водород.
Опыт 2.
Водород в воде практически нерастворим.
Для собирания водорода пробирку нужно держать вверх дном потому, что водород легче воздуха.
При поднесении горящей лучины (спички) к отверстию пробирки с водородом мы слышим хлопок – происходит взрыв в результате взаимодействия кислорода воздуха с водородом. В результате этой реакции на стенках пробирки можно увидеть капельки прозрачной жидкости – воды.
2H2 + O2 = 2H2
В этой химической реакции водород проявляет свойство горючести.
Вывод: мы научились получать водород в лабораторных условиях путем взаимодействия металла (цинка или железа) с кислотой (хлороводородная кислота). При собирании водорода пробирку держат дном вверх, т.к. водород легче воздуха.
Физические свойства водорода: газ без цвета и запаха, нерастворим в воде, легче воздуха.
Химические свойства водорода: при поджигании происходит взрывная реакция горения с кислородом воздуха с образованием воды.
Видео:Практическая работа 5. Получение водорода и изучение его свойствСкачать
Практическая работа №5 «Получение водорода и изучение его свойств» 1. Поместите в пробирку 2-3 гранулы цинка и прилейте 2 мл раствора
Видео:Получение водорода и проверка его на чистотуСкачать
Ваш ответ
Видео:Получение водорода и проверка его на чистоту.wmvСкачать
решение вопроса
Видео:Опыты по химии. Лабораторный способ получения и собирания водорода, проверка водорода на чистотуСкачать
Похожие вопросы
- Все категории
- экономические 43,399
- гуманитарные 33,632
- юридические 17,905
- школьный раздел 607,960
- разное 16,854
Популярное на сайте:
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
Видео:Получение чистого водорода путем химической реакции алюминия со щелочамиСкачать
Практическая работа «Получение водорода в лаборатории и изучение его свойств». 8-й класс
Класс: 8
Презентации к уроку
Место урока: 8 класс. Тема II: Кислород, водород, вода как растворитель.
Тип урока: практическая работа
Задачи:
- Образовательная – совершенствовать экспериментальные умения — приемы работы с лабораторным оборудованием и веществами; умения наблюдать, делать выводы, оформлять результаты практической работы в тетради.
- Развивающая – работа над развитием навыков умелого обращения с огнем, опасными веществами.
- Воспитательная – расширение кругозора обучающихся, формирование уважения к истории науки.
- Здоровьесберегающая – развитие представлений о здоровом образе жизни в блоках: «Химия в быту — безопасное поведение»
Планируемые результаты обучения:
- Уметь работать с автоматическим прибором Кирюшкина для получения газов
- Уметь собирать газ методом вытеснения воды
- Уметь проверять горючий газ на чистоту
- Уметь делать правильные выводы из наблюдаемых опытов и характеризовать свойства водорода
Оборудование:
- Мультимедийная презентация 2 (Microsoft Power Point)
- Спецодежда — халат
- Наполняемость лабораторного лотка для ученика (13 шт.)
- лабораторный штатив с лапкой, держатель для пробирок, штатив для пробирок, ложка-дозатор, фильтровальная бумага
- спиртовка, спички
- автоматический прибор Кирюшкина для получения газов, 3 пробирки, кристаллизатор с водой
- гранулы цинка, соляная кислота (разб.), оксид меди (II)
- Наполняемость лабораторного лотка для учителя:
- лоток для ученика
- тигельные щипцы, стакан, стеклянная пластинка, стеклянная палочка
- «результаты» нарушений правил техники безопасности
Методы и приемы:
- Словесные (рассказ учителя, беседа).
- Наглядные (просмотр слайдов презентации; демонстрация приемов работы с лаборатор-ным оборудованием и веществами).
- Самостоятельная отработка учеником экспериментальных умений.
- Проблемно-поисковый.
Видео:Водород/химические свойства водорода/8 классСкачать
Ход урока
(курсивом описаны действия учеников и учителя, особенности методики урока; обычным шрифтом – речь учителя)
I. Организационный момент (1 мин.)
отметить наличие халатов у всех учеников, проверить свободны ли от сумок проходы, убраны ли волосы у девочек. На столах оставить только ручки, калькуляторы и тетради.
II. Активизация знаний, необходимых для выполнения практической работы (13 мин.)
Слайд 1:
На этом уроке мы получим водород в лабораторных условиях. Это газообразное вещество; является взрывоопасным, если загрязнено воздухом, и поэтому требует к себе повышенного внимания.
Ученики одновременно с обсуждением расписываются в журнале техники безопасности.
Слайд 2:
Ознакомление с планом урока. I.
На предыдущем уроке была проведена подготовка учеников к данной практической работе (Презентация 1) и задано домашнее задание:
Слайд 3:
Слайд проявляется постепенно, в соответствии с беседой
Вопросы:
- Какие исходные вещества будем использовать мы для получения водорода?
- Необходимо ли нагревать реакционную смесь?
- На что обратить внимание при записи наблюдений?
- Какой прибор будем использовать для получения водорода?
- Какими способами можно собрать водород, почему?
Слайд 4:
Слайд проявляется постепенно, в соответствии с беседой
Вопросы:
- Как доказать наличие водорода в пробирке-приёмнике?
- Какая химическая реакция происходит при этом?
- На что обратить внимание при записи наблюдений в данном пункте работы?
- Что из себя представляет гремучий газ?
Просмотр двух видеороликов.
Если взрыв произойдет в стеклянном сосуде, то осколки могут поранить окружающих и экспериментатора.
При проверке водорода на чистоту сжигают небольшой его объем (около 15 мл).
Возможный микровзрыв к травме привести не может.
Правило ТБ: пока нет убежденности, что газ из прибора выделяется чистый, держать отверстие газоотводной трубки подальше от пламени спиртовки.
Слайд 5:
Демонстрация результатов нарушений правил ТБ: пробирка с растресканным дном
Правило ТБ: нагревать пробирку необходимо в том месте, где находится твердое вещество, а не выше – где воздух. От неравномерного нагрева пробирка треснет.
пробирка со следами соляной кислоты в смеси с оксидом меди (II)
Правило ТБ: при зарядке автоматического прибора соляной кислотой нужно следить, чтобы не перелить кислоту (max 2 мл), иначе избыток от экзотермичности и бурного течения процесса попадет в газоотводную трубку.
III. Демонстрация эксперимента учителем (7 мин.)
Слайд 6
Слово учителя с элементами беседы
1. Взять ложкой-дозатором небольшое количество черного порошка оксида меди (II), поместить в пробирку, оставить в штативе для пробирок до проведения опыта по изучению восстановительных свойств водорода.
2. Закрепить автоматический прибор для получения газов в лапке штатива. Зарядить прибор исходными веществами: 4-5 гранул цинка поместить на резиновый кружок, через воронку прилить соляную кислоту так, чтобы ее слой над цинком был не более 2 мл. Прибор закрыть максимально герметично.
3. Для проверки газа на чистоту, мне приходится приготовить спиртовку заранее. Вы работаете вдвоем и зажжете спиртовку после того, как наберете газ в пробирку- приемник.
Правила ТБ: работа со спиртовкой
а) прежде чем зажечь спиртовку, нужно проверить плотно ли диск прилегает к отверстию резервуара (иначе искра может попасть в резервуар и весь объем спирта воспламенится)
б) зажигать только спичкой (нельзя использовать зажигалку, другую спиртовку)
в) спичку класть в лоток следует, убедившись, что она затушена (демонстрация нарушения правил ТБ – прожженный лоток)
г) чтобы погасить пламя, ее следует закрыть колпачком (задувать нельзя)
Выделяющийся водород собрать методом вытеснения воздуха, держа пробирку-приёмник вверх дном. Проверить газ на чистоту: зажать отверстие пробирки пальцем и поднести пробирку к пламени спиртовки, открыть ее.
4. Затем выделяющийся водород собрать методом вытеснения воды: набрать полную пробирку воды, перевернуть ее в кристаллизаторе и подвести к отверстию газоотводную трубку. Когда пробирка-приемник полностью заполнится водородом, зажать отверстие пальцем под водой. Убедиться в чистоте газа.
5. Закрепить пробирку с оксидом меди (II) в держателе.
Правила ТБ: закрепление пробирки в держателе
а) пробирку закрепляют в верхней третьей части ближе к отверстию
б) пробирка не должна выпадать, но проворачиваться (иначе при нагревании стекло расширяется и пробирка может лопнуть)
в) чтобы вынуть пробирку из держателя, нужно ослабить зажим.
Прогреть пробирку на пламени спиртовки 2-3 раза, далее нагревать ее в верхней части пламени, в том месте, где находится оксид меди (II). Внести газоотводную трубку с выделяющимся водородом.
После окончания опыта дать пробирке остыть, затем поставить в штатив для пробирок.
6. Потушить спиртовку, перекрыть зажимом выделение водорода.
Основное правило ТБ: работать уверенными руками!
IV. Выполнение практической работы, оформление результатов, уборка рабочего места (23 мин.)
Слайд 6
1. Ученики выполняют практическую работу самостоятельно. Учитель следит за правиль-ностью выполнения техники эксперимента и соблюдением правил ТБ.
2. Уборка рабочего места: после окончания опыта по изучению восстановительных свойств водорода:
1-й ученик: потушить спиртовку, дать пробирке-реактору остыть, затем поставить ее в штатив для пробирок.
2-й ученик: перекрыть выделение газа в автоматическом приборе, вынуть воронку, остатки цинка поместить на фильтровальную бумагу. Вынуть прибор из лапки штатива, слить отра-ботанный раствор в «СКЛЯНКУ ДЛЯ СЛИВА», сдать прибор учителю.
учитель: собирает лотки и кристаллизаторы с водой.
3. Демонстрационный опыт: изучение продукта реакции цинка с соляной киcлотой
Отработанный раствор слить в стакан и несколько капель с помощью стеклянной палочки перенести на стеклянную пластинку. Укрепить пластинку в тигельных щипцах и упарить раствор на пламени
4. Оформить результаты эксперимента: сформулировать и записать наблюдения, вывод (что узнали про газообразное вещество водород на практической работе), сдать тетрадь.
Проведение урока (Фото-фильм)
Использованные электронные пособия:
- Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория. Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ, 2004.
- Химия для всех XXI. Химические опыты со взрывами и без. Ахлебинин А.К. и др., 2006.
Оформление работы в тетради ученика:
Практическая работа 5: Получение водорода и изучение его свойств
1. Способ получения водорода – взаимодействие активных металлов с кислотами.
Zn + 2HCl = ZnCl2 + Н2↑ + Q — при обычных условиях
- реакция взаимодействия гранул цинка с соляной кислотой идет сначала медленно, затем очень бурно, пробирка разогревается
- из газоотводной трубки выделяется бесцветный газ
- при упаривании полученного раствора на стеклянной пластинке остается белый порошок
2. Приборы для получения и собирания водорода
Рис. Прибор для получения водорода – автоматический, который позволяет в любой момент остановить реакцию с помощью зажима (прибор Кирюшкина).
Собирание газа методом вытеснения воды – возможно, т.к. водород малорастворим в ней.
Рис. Собирание газа методом вытеснения воздуха – держа пробирку-приемник вверх дном, т.к.
– следовательно, водород легче воздуха
3. Обнаружение водорода – проверка его на чистоту
- при сжигании первой порции газа раздается резкий лающий звук
- при сжигании второй порции газа слышен легкий хлопок Рисунок 5 «п-пах»
4. Свойство водорода – активный восстановитель
- порошок меняет цвет с черного на медный
- на стенках пробирки появляются бесцветные капельки жидкости
Вывод:
Одним из способов получения водорода в лаборатории является взаимодействие цинка с разб. соляной кислотой, при этом образуется соль (хлорид цинка) и водород. Водород – бесцветный газ, без запаха, малорастворим в воде, легче воздуха, в смеси с воздухом взрывоопасен, восстанавливает металлы из их оксидов.
💡 Видео
получение водорода и изучение его свойств/химия 8 классСкачать
Водород/способы получения/реакции/8 классСкачать
Водород. 8 класс.Скачать
Зарядка аппарата Киппа для получения водородаСкачать
Химия 8 класс (Урок№13 - Водород: нахождение в природе, получение, его физ. и хим. свойства.)Скачать
Составление уравнений химических реакций. 1 часть. 8 класс.Скачать
Проверка водорода на чистотуСкачать
Получение водорода в лабораторииСкачать
Получение водорода из цинка и соляной кислоты.Скачать
37. Водород. Методы полученияСкачать
Галилео. Эксперимент. Взрыв водородаСкачать
023 Получение водорода и проверка его на чистотуСкачать
Практическая работа №5. Получение, собирание и распознавание водорода.Скачать