Почему уравнение не имеет корней

Какое уравнение не имеет корней? Примеры уравнений

Почему уравнение не имеет корней

Решение уравнений в математике занимает особое место. Этому процессу предшествует множество часов изучения теории, в ходе которых ученик узнает способы решения уравнений, определения их вида и доводит навык до полного автоматизма. Однако далеко не всегда поиск корней имеет смысл, так как их может попросту не быть. Существуют особые приемы нахождения корней. В данной статье мы разберем основные функции, их области определения, а также случаи, когда их корни отсутствуют.

Содержание
  1. Какое уравнение не имеет корней?
  2. 1. Линейное уравнение
  3. 2. Квадратное уравнение
  4. 3. Тригонометрические уравнения
  5. 4. Системы уравнений
  6. Обобщение и советы по нахождению корней уравнения
  7. Как решать квадратные уравнения
  8. Понятие квадратного уравнения
  9. Приведенные и неприведенные квадратные уравнения
  10. Полные и неполные квадратные уравнения
  11. Решение неполных квадратных уравнений
  12. Как решить уравнение ax 2 = 0
  13. Как решить уравнение ax 2 + с = 0
  14. Как решить уравнение ax 2 + bx = 0
  15. Как разложить квадратное уравнение
  16. Дискриминант: формула корней квадратного уравнения
  17. Алгоритм решения квадратных уравнений по формулам корней
  18. Примеры решения квадратных уравнений
  19. Формула корней для четных вторых коэффициентов
  20. Формула Виета
  21. Упрощаем вид квадратных уравнений
  22. Связь между корнями и коэффициентами
  23. Уравнение — определение и вычисление с примерами решения
  24. Уравнения
  25. Уравнения-следствия и равносильные преобразования уравнений
  26. Понятие уравнения и его корней
  27. Область допустимых значений (ОДЗ) уравнения
  28. Методы решения уравнений
  29. Уравнения-следствия
  30. Равносильные уравнения
  31. Причины появления посторонних корней и потери корней при решении уравнений
  32. Применение свойств функций к решению уравнений
  33. Конечная ОДЗ
  34. Оценка левой и правой частей уравнения
  35. Использование возрастания и убывания функций к решению уравнений
  36. 📺 Видео

Видео:Урок 6 УРАВНЕНИЕ И ЕГО КОРНИ 7 КЛАСССкачать

Урок 6 УРАВНЕНИЕ И ЕГО КОРНИ 7 КЛАСС

Какое уравнение не имеет корней?

Уравнение не имеет корней в том случае, если не существует таких действительных аргументов х, при которых уравнение тождественно верно. Для неспециалиста данная формулировка, как и большинство математических теорем и формул, выглядит очень размытой и абстрактной, однако это в теории. На практике все становится предельно просто. Например: уравнение 0 * х = -53 не имеет решения, так как не найдется такого числа х, произведение которого с нулем дало бы что-то, кроме нуля.

Сейчас мы рассмотрим самые базовые типы уравнений.

Видео:6. ПРИ КАКИХ ЗНАЧЕНИЯХ ПАРАМЕТРА УРАВНЕНИЕ НЕ ИМЕЕТ КОРНЕЙСкачать

6. ПРИ КАКИХ ЗНАЧЕНИЯХ ПАРАМЕТРА УРАВНЕНИЕ НЕ ИМЕЕТ КОРНЕЙ

1. Линейное уравнение

Уравнение называется линейным, если его правая и левая части представлены в виде линейных функций: ax + b = cx + d или в обобщенном виде kx + b = 0. Где а, b, с, d — известные числа, а х — неизвестная величина. Какое уравнение не имеет корней? Примеры линейных уравнений представлены на иллюстрации ниже.

Почему уравнение не имеет корней

В основном линейные уравнения решаются простым переносом числовой части в одну часть, а содержимого с х — в другую. Получается уравнение вида mx = n, где m и n — числа, а х — неизвестное. Чтобы найти х, достаточно разделить обе части на m. Тогда х = n/m. В основном линейные уравнения имеют только один корень, однако бывают случаи, когда корней либо бесконечно много, либо нет вовсе. При m = 0 и n = 0 уравнение принимает вид 0 * х = 0. Решением такого уравнения будет абсолютно любое число.

Однако какое уравнение не имеет корней?

При m = 0 и n = 0 уравнение не имеет корней из множества действительных чисел. 0 * х = -1; 0 * х = 200 — эти уравнения не имеют корней.

Видео:Доказать, что уравнение не имеет положительных корнейСкачать

Доказать, что уравнение не имеет положительных корней

2. Квадратное уравнение

Квадратным уравнением называется уравнение вида ax 2 + bx + c = 0 при а = 0. Самым распространенным способом решения квадратного уравнения является решение через дискриминант. Формула нахождения дискриминанта квадратного уравнения: D = b 2 — 4 * a * c. Далее находится два корня х1,2= (-b ± √D) / 2 * a.

При D > 0 уравнение имеет два корня, при D = 0 — корень один. Но какое квадратное уравнение не имеет корней? Пронаблюдать количество корней квадратного уравнения проще всего по графику функции, представляющем собой параболу. При а > 0 ветви направлены вверх, при а 2 – 8x + 72 = 0 не имеет корней, так как имеет отрицательный дискриминант D = (–8) 2 – 4 * 1 * 72 = -224. Это значит, что парабола не касается оси абсцисс и функция никогда не принимает значение 0, следовательно, уравнение не имеет действительных корней.

Видео:Вариант 40, № 2. Линейное уравнение, не имеющее корнейСкачать

Вариант 40, № 2. Линейное уравнение, не имеющее корней

3. Тригонометрические уравнения

Тригонометрические функции рассматриваются на тригонометрической окружности, однако могут быть представлены и в декартовой системе координат. В данной статье мы рассмотрим две основные тригонометрические функции и их уравнения: sinx и cosx. Так как данные функции образуют тригонометрическую окружность с радиусом 1, |sinx| и |cosx| не могут быть больше 1. Итак, какое уравнение sinx не имеет корней? Рассмотрим график функции sinx, представленный на картинке ниже.

Почему уравнение не имеет корней

Мы видим, что функция является симметричной и имеет период повторения 2pi. Исходя их этого, можно говорить, что максимальным значением этой функции может быть 1, а минимальным -1. Например, выражение cosx = 5 не будет иметь корней, так как по модулю оно больше единицы.

Это самый простой пример тригонометрических уравнений. На самом деле их решение может занимать множество страниц, в конце которых вы осознаете, что использовали неправильную формулу и все нужно начинать сначала. Порой даже при правильном нахождении корней вы можете забыть учесть ограничения по ОДЗ, из-за чего в ответе появляется лишний корень или интервал, и весь ответ обращается в ошибочный. Поэтому строго следите за всеми ограничениями, ведь не все корни вписываются в рамки задачи.

Видео:268 Алгебра 9 класс. Докажите что Уравнение не имеет корнейСкачать

268 Алгебра 9 класс. Докажите что Уравнение не имеет корней

4. Системы уравнений

Система уравнений представляет собой совокупность уравнений, объединенных фигурной или квадратной скобками. Фигурные скобки обозначают совместное выполнение всех уравнений. То есть если хотя бы одно из уравнений не имеет корней или противоречит другому, вся система не имеет решения. Квадратные скобки обозначают слово «или». Это значит, что если хотя бы одно из уравнений системы имеет решение, то вся система имеет решение.

Почему уравнение не имеет корней

Ответом системы с квадратными скобками является совокупность всех корней отдельных уравнений. А системы с фигурным скобками имеют только общие корни. Системы уравнений могут включать абсолютно разнообразные функции, поэтому такая сложность не позволяет сказать сразу, какое уравнение не имеет корней.

Видео:АЛГЕБРА 7 класс : Уравнение и его корни | ВидеоурокСкачать

АЛГЕБРА 7 класс : Уравнение и его корни | Видеоурок

Обобщение и советы по нахождению корней уравнения

В задачниках и учебниках встречаются разные типы уравнений: такие, которые имею корни, и не имеющие их. В первую очередь, если у вас не получается найти корни, не думайте, что их нет совсем. Возможно, вы совершили где-нибудь ошибку, тогда достаточно лишь внимательно перепроверить ваше решение.

Мы рассмотрели самые базовые уравнения и их виды. Теперь вы можете сказать, какое уравнение не имеет корней. В большинстве случаев сделать это совсем не трудно. Для достижения успеха в решении уравнений требуется лишь внимание и сосредоточенность. Практикуйтесь больше, это поможет вам ориентироваться в материале гораздо лучше и быстрее.

Итак, уравнение не имеет корней, если:

  • в линейном уравнении mx = n значение m = 0 и n = 0;
  • в квадратном уравнении, если дискриминант меньше нуля;
  • в тригонометрическом уравнении вида cosx = m / sinx = n, если |m| > 0, |n| > 0;
  • в системе уравнений с фигурными скобками, если хотя бы одно уравнение не имеет корней, и с квадратными скобками, если все уравнения не имеют корней.

Видео:7 класс. Учебник Макарычев. N526a. Докажите, что не имеет корней уравнение. а)х^2+1=0Скачать

7 класс. Учебник Макарычев. N526a. Докажите, что не имеет корней уравнение. а)х^2+1=0

Как решать квадратные уравнения

Почему уравнение не имеет корней

О чем эта статья:

Видео:311 Алгебра 9 класс. При каких значениях t Уравнение не имеет корнейСкачать

311 Алгебра 9 класс. При каких значениях t Уравнение не имеет корней

Понятие квадратного уравнения

Уравнение — это равенство, содержащее переменную, значение которой нужно найти.

Например, х + 8 = 12 — это уравнение, которое содержит переменную х.

Корень уравнения — это такое значение переменной, которое при подстановке в уравнение обращает его в верное числовое равенство.

Например, если х = 5, то при подстановке в уравнение мы получим 5 + 8 = 12. 13 = 12 — противоречие. Значит, х = 5 не является корнем уравнения.

А вот если х = 4, то при подстановке в уравнение мы получим 4 + 8 = 12. 12 = 12 — верное равенство. Значит, х = 4 является корнем уравнения.

Решить уравнение — значит найти все его корни или доказать, что их не существует.

Квадратное уравнение — это уравнение вида ax 2 + bx + c = 0, где a — первый или старший коэффициент, не равный нулю, b — второй коэффициент, c — свободный член.

Чтобы запомнить месторасположение коэффициентов, давайте потренируемся определять их.

Квадратные уравнения могут иметь два корня, один корень или не иметь корней.

Чтобы определить, сколько корней имеет уравнение, нужно обратить внимание на дискриминант. Чтобы его найти, берем формулу: D = b 2 − 4ac. А вот свойства дискриминанта:

  • если D 0, есть два различных корня.

С этим разобрались. А сейчас посмотрим подробнее на различные виды квадратных уравнений.

Разобраться в теме еще быстрее с помощью опытного преподавателя можно на курсах по математике в онлайн-школе Skysmart.

Видео:ЗАДАНИЕ 18 ПАРАМЕТРЫ ЕГЭ ПРОФИЛЬ ПУТЬ К 90+ БАЛЛАМ С НУЛЯ 2024[6]| ЧАСТЬ - 19Скачать

ЗАДАНИЕ 18 ПАРАМЕТРЫ ЕГЭ ПРОФИЛЬ ПУТЬ К 90+ БАЛЛАМ С НУЛЯ 2024[6]| ЧАСТЬ - 19

Приведенные и неприведенные квадратные уравнения

Квадратное уравнение может быть приведенным или неприведенным — все зависит от от значения первого коэффициента.

Приведенное квадратное уравнение — это уравнение, где старший коэффициент, тот который стоит при одночлене высшей степени, равен единице.

Неприведенным называют квадратное уравнение, где старший коэффициент отличается от единицы.

Давайте-ка на примерах — вот у нас есть два уравнения:

  • x 2 — 2x + 6 = 0
  • x 2 — x — 1/4 = 0

В каждом из них старший коэффициент равен единице (которую мы мысленно представляем при x 2 ), а значит уравнение называется приведенным.

  • 2x 2 − 4x — 12 = 0 — первый коэффициент отличен от единицы (2), значит это неприведенное квадратное уравнение.

Каждое неприведенное квадратное уравнение можно преобразовать в приведенное, если произвести равносильное преобразование — разделить обе его части на первый коэффициент.

Пример 1. Превратим неприведенное уравнение: 8x 2 + 20x — 9 = 0 — в приведенное.

Для этого разделим обе части исходного уравнения на старший коэффициент 8:

Почему уравнение не имеет корней

Ответ: равносильное данному приведенное уравнение x 2 + 2,5x — 1,125 = 0.

Видео:Что такое параметр? Уравнения и неравенства с параметром. 7-11 класс. Вебинар | МатематикаСкачать

Что такое параметр? Уравнения и неравенства с параметром. 7-11 класс. Вебинар | Математика

Полные и неполные квадратные уравнения

В определении квадратного уравнения есть условие: a ≠ 0. Оно нужно, чтобы уравнение ax 2 + bx + c = 0 было именно квадратным. Если a = 0, то уравнение обретет вид линейного: bx + c = 0.

Что касается коэффициентов b и c, то они могут быть равны нулю, как по отдельности, так и вместе. В таком случае квадратное уравнение принято называть неполным.

Неполное квадратное уравнение —— это квадратное уравнение вида ax 2 + bx + c = 0, где оба или хотя бы один из коэффициентов b и c равен нулю.

Полное квадратное уравнение — это уравнение, у которого все коэффициенты отличны от нуля.

Для самых любопытных объясняем откуда появились такие названия:
  • Если b = 0, то квадратное уравнение принимает вид ax 2 + 0x+c=0 и оно равносильно ax 2 + c = 0.
  • Если c = 0, то квадратное уравнение выглядит так ax 2 + bx + 0 = 0, иначе его можно написать как ax 2 + bx = 0.
  • Если b = 0 и c = 0, то квадратное уравнение выглядит так ax 2 = 0.

Такие уравнения отличны от полного квадратного тем, что их левые части не содержат либо слагаемого с неизвестной переменной, либо свободного члена, либо и того и другого. Отсюда и их название — неполные квадратные уравнения.

Видео:5 способов решения квадратного уравнения ➜ Как решать квадратные уравнения?Скачать

5 способов решения квадратного уравнения ➜ Как решать квадратные уравнения?

Решение неполных квадратных уравнений

Как мы уже знаем, есть три вида неполных квадратных уравнений:

  • ax 2 = 0, ему отвечают коэффициенты b = 0 и c = 0;
  • ax 2 + c = 0, при b = 0;
  • ax 2 + bx = 0, при c = 0.

Давайте рассмотрим по шагам, как решать неполные квадратные уравнения по видам.

Как решить уравнение ax 2 = 0

Начнем с решения неполных квадратных уравнений, в которых b и c равны нулю, то есть, с уравнений вида ax 2 = 0.

Уравнение ax 2 = 0 равносильно x 2 = 0. Такое преобразование возможно, когда мы разделили обе части на некое число a, которое не равно нулю. Корнем уравнения x 2 = 0 является нуль, так как 0 2 = 0. Других корней у этого уравнения нет, что подтверждают свойства степеней.

Таким образом, неполное квадратное уравнение ax 2 = 0 имеет единственный корень x = 0.

Пример 1. Решить −6x 2 = 0.

  1. Замечаем, что данному уравнению равносильно x 2 = 0, значит исходное уравнение имеет единственный корень — нуль.
  2. По шагам решение выглядит так:

Как решить уравнение ax 2 + с = 0

Обратим внимание на неполные квадратные уравнения вида ax 2 + c = 0, в которых b = 0, c ≠ 0. Мы давно знаем, что слагаемые в уравнениях носят двусторонние куртки: когда мы переносим их из одной части уравнения в другую, они надевает куртку на другую сторону — меняют знак на противоположный.

Еще мы знаем, что если обе части уравнения поделить на одно и то же число (кроме нуля) — у нас получится равносильное уравнение. Ну есть одно и то же, только с другими цифрами.

Держим все это в голове и колдуем над неполным квадратным уравнением (производим «равносильные преобразования»): ax 2 + c = 0:

  • перенесем c в правую часть: ax 2 = — c,
  • разделим обе части на a: x 2 = — c/а.

Ну все, теперь мы готовы к выводам о корнях неполного квадратного уравнения. В зависимости от значений a и c, выражение — c/а может быть отрицательным или положительным. Разберем конкретные случаи.

Если — c/а 2 = — c/а не имеет корней. Все потому, что квадрат любого числа всегда равен неотрицательному числу. Из этого следует, что при — c/а 0, то корни уравнения x 2 = — c/а будут другими. Например, можно использовать правило квадратного корня и тогда корень уравнения равен числу √- c/а, так как (√- c/а) 2 = — c/а. Кроме того, корнем уравнения может стать -√- c/а, так как (-√- c/а) 2 = — c/а. Ура, больше у этого уравнения нет корней.

Неполное квадратное уравнение ax 2 + c = 0 равносильно уравнению х 2 = -c/a, которое:

  • не имеет корней при — c/а 0.
В двух словах

Пример 1. Найти решение уравнения 8x 2 + 5 = 0.

    Перенесем свободный член в правую часть:

Разделим обе части на 8:

  • В правой части осталось число со знаком минус, значит у данного уравнения нет корней.
  • Ответ: уравнение 8x 2 + 5 = 0 не имеет корней.

    Как решить уравнение ax 2 + bx = 0

    Осталось разобрать третий вид неполных квадратных уравнений, когда c = 0.

    Неполное квадратное уравнение ax 2 + bx = 0 можно решить методом разложения на множители. Как разложить квадратное уравнение:

    Разложим на множители многочлен, который расположен в левой части уравнения — вынесем за скобки общий множитель x.

    Теперь можем перейти от исходного уравнения к равносильному x * (ax + b) = 0. А это уравнение равносильно совокупности двух уравнений x = 0 и ax + b = 0, последнее — линейное, его корень x = −b/a.

    Таким образом, неполное квадратное уравнение ax 2 + bx = 0 имеет два корня:

    Пример 1. Решить уравнение 0,5x 2 + 0,125x = 0

  • Это уравнение равносильно х = 0 и 0,5x + 0,125 = 0.
  • Решить линейное уравнение:

    0,5x = 0,125,
    х = 0,125/0,5

  • Значит корни исходного уравнения — 0 и 0,25.
  • Ответ: х = 0 и х = 0,25.

    Как разложить квадратное уравнение

    С помощью теоремы Виета можно получить формулу разложения квадратного трехчлена на множители. Выглядит она так:

    Формула разложения квадратного трехчлена

    Если x1 и x2 — корни квадратного трехчлена ax 2 + bx + c, то справедливо равенство ax 2 + bx + c = a (x − x1) (x − x2).

    Видео:Можно ли решить уравнение 5-й степени? – математик Алексей Савватеев | НаучпопСкачать

    Можно ли решить уравнение 5-й степени? – математик Алексей Савватеев | Научпоп

    Дискриминант: формула корней квадратного уравнения

    Чтобы найти результат квадратного уравнения, придумали формулу корней. Выглядит она так:

    Почему уравнение не имеет корней

    где D = b 2 − 4ac — дискриминант квадратного уравнения.

    Эта запись означает:

    Чтобы легко применять эту формулу, нужно понять, как она получилась. Давайте разбираться.

    Алгоритм решения квадратных уравнений по формулам корней

    Теперь мы знаем, что при решении квадратных уравнения можно использовать универсальную формулу корней — это помогает находить комплексные корни.

    В 8 классе на алгебре можно встретить задачу по поиску действительных корней квадратного уравнения. Для этого важно перед использованием формул найти дискриминант и убедиться, что он неотрицательный, и только после этого вычислять значения корней. Если дискриминант отрицательный, значит уравнение не имеет действительных корней.

    Алгоритм решения квадратного уравнения ax 2 + bx + c = 0:

    • вычислить его значение дискриминанта по формуле D = b 2 −4ac;
    • если дискриминант отрицательный, зафиксировать, что действительных корней нет;
    • если дискриминант равен нулю, вычислить единственный корень уравнения по формуле х = −b/2a;
    • если дискриминант положительный, найти два действительных корня квадратного уравнения по формуле корней Почему уравнение не имеет корней

    Чтобы запомнить алгоритм решения квадратных уравнений и с легкостью его использовать, давайте тренироваться!

    Примеры решения квадратных уравнений

    Как решать квадратные уравнения мы уже знаем, осталось закрепить знания на практике.

    Пример 1. Решить уравнение −4x 2 + 28x — 49 = 0.

    1. Найдем дискриминант: D = 28 2 — 4(-4)(-49) = 784 — 784 = 0
    2. Так как дискриминант равен нулю, значит это квадратное уравнение имеет единственный корень
    3. Найдем корень

    Ответ: единственный корень 3,5.

    Пример 2. Решить уравнение 54 — 6x 2 = 0.

      Произведем равносильные преобразования. Умножим обе части на −1

    Оставим неизвестное в одной части, остальное перенесем с противоположным знаком в другую

    Ответ: два корня 3 и — 3.

    Пример 3. Решить уравнение x 2 — х = 0.

      Преобразуем уравнение так, чтобы появились множители

    Ответ: два корня 0 и 1.

    Пример 4. Решить уравнение x 2 — 10 = 39.

      Оставим неизвестное в одной части, остальное перенесем с противоположным знаком в другую

    Ответ: два корня 7 и −7.

    Пример 5. Решить уравнение 3x 2 — 4x+94 = 0.

      Найдем дискриминант по формуле

    D = (-4) 2 — 4 * 3 * 94 = 16 — 1128 = −1112

  • Дискриминант отрицательный, поэтому корней нет.
  • Ответ: корней нет.

    В школьной программе за 8 класс нет обязательного требования искать комплексные корни, но такой подход может ускорить ход решения. Если дискриминант отрицательный — сразу пишем ответ, что действительных корней нет и не мучаемся.

    Видео:Неполные квадратные уравнения. Алгебра, 8 классСкачать

    Неполные квадратные уравнения. Алгебра, 8 класс

    Формула корней для четных вторых коэффициентов

    Рассмотрим частный случай. Формула решения корней квадратного уравнения Почему уравнение не имеет корней, где D = b 2 — 4ac, помогает получить еще одну формулу, более компактную, при помощи которой можно решать квадратные уравнения с четным коэффициентом при x. Рассмотрим, как появилась эта формула.

    Например, нам нужно решить квадратное уравнение ax 2 + 2nx + c = 0. Сначала найдем его корни по известной нам формуле. Вычислим дискриминант D = (2n) 2 — 4ac = 4n 2 — 4ac = 4(n 2 — ac) и подставим в формулу корней:

    2 + 2nx + c = 0″ height=»705″ src=»https://user84060.clients-cdnnow.ru/uploads/5fc11a460e2f8354381151.png» width=»588″>

    Для удобства вычислений обозначим выражение n 2 -ac как D1. Тогда формула корней квадратного уравнения со вторым коэффициентом 2·n примет вид:

    Почему уравнение не имеет корней

    где D1 = n 2 — ac.

    Самые внимательные уже заметили, что D = 4D1, или D1= D/4. Проще говоря, D1 — это четверть дискриминанта. И получается, что знак D1 является индикатором наличия или отсутствия корней квадратного уравнения.

    Сформулируем правило. Чтобы найти решение квадратного уравнения со вторым коэффициентом 2n, нужно:

    • вычислить D1= n 2 — ac;
    • если D1 0, значит можно найти два действительных корня по формуле

    Почему уравнение не имеет корней

    Видео:Контрольная работа. Уравнения с МОДУЛЕМСкачать

    Контрольная работа. Уравнения с МОДУЛЕМ

    Формула Виета

    Если в школьной геометрии чаще всего используется теорема Пифагора, то в школьной алгебре ведущую роль занимают формулы Виета. Теорема звучит так:

    Сумма корней x 2 + bx + c = 0 равна второму коэффициенту с противоположным знаком, а произведение корней равняется свободному члену.

    Если дано x 2 + bx + c = 0, где x₁ и x₂ являются корнями, то справедливы два равенства:

    Знак системы, который принято обозначать фигурной скобкой, означает, что значения x₁ и x₂ удовлетворяют обоим равенствам.

    Рассмотрим теорему Виета на примере: x 2 + 4x + 3 = 0.

    Пока неизвестно, какие корни имеет данное уравнение. Но в соответствии с теоремой можно записать, что сумма этих корней равна второму коэффициенту с противоположным знаком. Он равен четырем, значит будем использовать минус четыре:

    Произведение корней по теореме соответствует свободному члену. В данном случае свободным членом является число три. Значит:
    Почему уравнение не имеет корней

    Необходимо проверить равна ли сумма корней −4, а произведение 3. Для этого найдем корни уравнения x 2 + 4x + 3 = 0. Воспользуемся формулами для чётного второго коэффициента:
    2 + 4x + 3 = 0″ height=»215″ src=»https://lh5.googleusercontent.com/E_X403ETh_88EANRWdQN03KRT8yxP2HO4HoCrxj__c8G0DqmNJ1KDRqtLH5Z1p7DtHm-rNMDB2tEs41D7RHpEV5mojDTMMRPuIkcW33jVNDoOe0ylzXdHATLSGzW4NakMkH2zkLE» width=»393″>

    Получилось, что корнями уравнения являются числа −1 и −3. Их сумма равняется второму коэффициенту с противоположным знаком, а значит решение верное.
    2 + 4x + 3 = 0″ height=»52″ src=»https://lh5.googleusercontent.com/VzGPXO9B0ZYrr9v0DpJfXwuzeZtjYnDxE_ma76PUC8o7jVWwa8kZjTJhq2Lof0TiJXAp_ny3yRwI_OyRzeucv9xUZ63yoozGPP4xd4OxvElVT7Pt-d6xL5w17e_mQNs5qZJQiwfG» width=»125″>

    Произведение корней −1 и −3 по теореме Виета должно равняться свободному члену, то есть числу 3. Это условие также выполняется:
    2 + 4x + 3 = 0″ height=»52″ src=»https://lh4.googleusercontent.com/Cq-LCFmY3YGNSan1VF3l3CqIeojoJYAvGAiTBWnzyoZu_xJFrF5NfQ3xCe59apJklw6uYbmQ4lAkBTeC-TJmEGicN3rgGtsezhuqdNiOWjZT39NziOB5uOmQr3cr9-5fNnepdZDo» width=»112″>

    Результат проделанных вычислений в том, что мы убедились в справедливости выражения:

    Когда дана сумма и произведение корней квадратного уравнения, принято начинать подбор подходящих корней. Теорема, обратная теореме Виета, при таких условиях может быть главным помощником. Вот она:

    Обратная теорема Виета

    Если числа x1 и x2 таковы, что их сумма равна второму коэффициенту уравнения x 2 + bx + c = 0, взятому с противоположным знаком, а их произведение равно свободному члену, то эти числа и есть корни x 2 + bx + c = 0.

    Обычно вся суть обратных теорем в том самом выводе, которое дает первая теорема. Так, при доказательстве теоремы Виета стало понятно, что сумма x1 и x2 равна −b, а их произведение равно c. В обратной теореме это и есть утверждение.

    Пример 1. Решить при помощи теоремы Виета: x 2 − 6x + 8 = 0.

      Для начала запишем сумму и произведение корней уравнения. Сумма будет равна 6, так как второй коэффициент равен −6. А произведение корней равно 8.

    2 − 6x + 8 = 0″ height=»59″ src=»https://user84060.clients-cdnnow.ru/uploads/5fc101ce2e346034751939.png» width=»117″>

    Когда у нас есть эти два равенства, можно подобрать подходящие корни, которые будут удовлетворять обоим равенствам системы.

    Чтобы проще подобрать корни, нужно их перемножить. Число 8 можно получить путем перемножения чисел 4 и 2 либо 1 и 8. Но значения x1 и x2 надо подбирать так, чтобы они удовлетворяли и второму равенству тоже.

    Можно сделать вывод, что значения 1 и 8 не подходят, так как они не удовлетворяют равенству x1 + x2 = 6. А значения 4 и 2 подходят обоим равенствам:

    Почему уравнение не имеет корней

    Значит числа 4 и 2 — корни уравнения x 2 − 6x + 8 = 0. p>Почему уравнение не имеет корней

    Упрощаем вид квадратных уравнений

    Если мы ходили в школу всегда одной тропинкой, а потом вдруг обнаружили путь короче — это значит теперь у нас есть выбор: упростить себе задачу и сократить время на дорогу или прогуляться по привычному маршруту.

    Так же и при вычислении корней квадратного уравнения. Ведь проще посчитать уравнение 11x 2 — 4 x — 6 = 0, чем 1100x 2 — 400x — 600 = 0.

    Часто упрощение вида квадратного уравнения можно получить через умножение или деление обеих частей на некоторое число. Например, в предыдущем абзаце мы упростили уравнение 1100x 2 — 400x — 600 = 0, просто разделив обе части на 100.

    Такое преобразование возможно, когда коэффициенты не являются взаимно простыми числами. Тогда принято делить обе части уравнения на наибольший общий делитель абсолютных величин его коэффициентов.

    Покажем, как это работает на примере 12x 2 — 42x + 48 = 0. Найдем наибольший общий делитель абсолютных величин его коэффициентов: НОД (12, 42, 48) = 6. Разделим обе части исходного квадратного уравнения на 6, и придем к равносильному уравнению 2x 2 — 7x + 8 = 0. Вот так просто.

    А умножение обеих частей квадратного уравнения отлично помогает избавиться от дробных коэффициентов. Умножать в данном случае лучше на наименьшее общее кратное знаменателей его коэффициентов. Например, если обе части квадратного уравнения

    Почему уравнение не имеет корней

    умножить на НОК (6, 3, 1) = 6, то оно примет более простой вид x 2 + 4x — 18 = 0.

    Также для удобства вычислений можно избавиться от минуса при старшем коэффициенте квадратного уравнения — для этого умножим или разделим обе части на −1. Например, удобно от квадратного уравнения −2x 2 — 3x + 7 = 0 перейти к решению 2x 2 + 3x — 7 = 0.

    Связь между корнями и коэффициентами

    Мы уже запомнили, что формула корней квадратного уравнения выражает корни уравнения через его коэффициенты:

    Почему уравнение не имеет корней

    Из этой формулы, можно получить другие зависимости между корнями и коэффициентами.

    Например, можно применить формулы из теоремы Виета:

    Для приведенного квадратного уравнения сумма корней равна второму коэффициенту с противоположным знаком, а произведение корней — свободному члену. Например, по виду уравнения 3x 2 — 7x + 22 = 0 можно сразу сказать, что сумма его корней равна 7/3, а произведение корней равно 22/3.

    Можно активно использовать уже записанные формулы и с их помощью получить ряд других связей между корнями и коэффициентами квадратного уравнения. Таким образом можно выразить сумму квадратов корней квадратного уравнения через его коэффициенты:

    Видео:Уравнение x^2+px+q=0 имеет корни -6; 4. Найдите q. | ОГЭ 2017 | ЗАДАНИЕ 4 | ШКОЛА ПИФАГОРАСкачать

    Уравнение x^2+px+q=0 имеет корни  -6; 4. Найдите q. | ОГЭ 2017 | ЗАДАНИЕ 4 | ШКОЛА ПИФАГОРА

    Уравнение — определение и вычисление с примерами решения

    Содержание:

    Видео:Решение квадратных уравнений. Дискриминант. 8 класс.Скачать

    Решение квадратных уравнений. Дискриминант. 8 класс.

    Уравнения

    Уравнения-следствия и равносильные преобразования уравнений

    1. Понятие уравнения и его корней

    Определение:

    Равенство с переменной называется уравнением. В общем виде уравнение с одной переменнойПочему уравнение не имеет корней

    Под этой краткой записью понимают математическую запись задачи о нахождении значений аргумента, при которых значения двух данных функций равны

    Пример:

    Почему уравнение не имеет корней— линейное уравнение;

    Почему уравнение не имеет корней— квадратное уравнение;

    Почему уравнение не имеет корней— иррациональное уравнение (содержит переменную под знаком корня)

    Корнем (или решением) уравнения с одной переменной называется значение переменной, при подстановке которого в уравнение получается верное равенство.

    Решить уравнение — значит найти все его корни или доказать, что их нет

    Почему уравнение не имеет корней— корень уравнения Почему уравнение не имеет корней, так как при Почему уравнение не имеет корнейполучаем верное равенство: Почему уравнение не имеет корней, то есть Почему уравнение не имеет корней

    2. Область допустимых значений (ОДЗ)

    Областью допустимых значений (или областью определения) уравнения называется общая область определения для функций Почему уравнение не имеет корнейи Почему уравнение не имеет корней, стоящих в левой и правой частях уравнения

    Для уравнения Почему уравнение не имеет корнейОДЗ: Почему уравнение не имеет корней, то есть Почему уравнение не имеет корней, так как область определения функции Почему уравнение не имеет корнейопределяется условием: Почему уравнение не имеет корней, а область определения функции Почему уравнение не имеет корней— множество всех действительных чисел

    3. Уравнения-следствия

    Если каждый корень первого уравнения является корнем второго, то второе уравнение называется следствием первого уравнения.

    Если из правильности первого равенства следует правильность каждого последующего, то получаем уравнения-следствия.

    При использовании уравнений-следствий не происходит потери корней исходного уравнения, но возможно появление посторонних корней. Поэтому при использовании уравнений-следствий проверка полученных корней подстановкой их в исходное уравнение является составной частью решения.

    Пример:

    Почему уравнение не имеет корней

    Решение:

    ► Возведем обе части уравнения в квадрат:

    Почему уравнение не имеет корней

    Проверка, Почему уравнение не имеет корней— корень (см. выше); Почему уравнение не имеет корней— посторонний корень (при Почему уравнение не имеет корнейполучаем неверное равенство Почему уравнение не имеет корней).

    4. Равносильные уравнения

    Определение:

    Два уравнения называются равносильными на некотором множестве, если на этом множестве они имеют одни и те же корни.

    То есть каждый корень первого уравнения является корнем второго уравнения и, наоборот, каждый корень второго уравнения является корнем первого. (Схема решения уравнений с помощью равносильных преобразований приведена в пункте 5 этой таблицы)

    Простейшие теоремы

    1. Если из одной части уравнения перенести в другую слагаемые с противоположным знаком, то получим уравнение, равносильное заданному (на любом множестве)
    2. Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю (или на одну и ту же функцию, которая определена и не равна нулю на ОДЗ заданного уравнения), то получим уравнение, равносильное заданному (на ОДЗ заданного уравнения)

    5. Схема поиска плана решения уравнений

    Почему уравнение не имеет корней

    Почему уравнение не имеет корней— исходное уравнение;

    Почему уравнение не имеет корней— уравнение, полученное в результате преобразования исходного;

    Почему уравнение не имеет корней— символические изображения направления выполненных преобразований

    Почему уравнение не имеет корнейПрименение свойств функций к решению уравнений рассмотрено в пункте 3.2.

    Объяснение и обоснование:

    Понятие уравнения и его корней

    Уравнение в математике чаще всего понимают как аналитическую запись задачи о нахождении значений аргумента, при которых значения двух данных функций равны. Поэтому в общем виде уравнения с одной переменной Почему уравнение не имеет корнейзаписывают так:

    Почему уравнение не имеет корней

    Часто уравнения определяют короче — как равенство с переменной.

    Напомним, что корнем (или решением) уравнения с одной переменной называется значение переменной, при подстановке которого в уравнение получается верное равенство. Решить уравнение — значит найти все его корни или доказать, что их нет.

    Например, уравнение Почему уравнение не имеет корнейимеет единственный корень Почему уравнение не имеет корней,

    а уравнение Почему уравнение не имеет корнейне имеет корней, поскольку значение Почему уравнение не имеет корнейне может быть отрицательным числом.

    Область допустимых значений (ОДЗ) уравнения

    Если задано уравнение Почему уравнение не имеет корней, то общая область определения для функций Почему уравнение не имеет корнейи Почему уравнение не имеет корнейназывается областью допустимых значений этого уравнения. (Иногда используются также термины «область определения уравнения» или «множество допустимых значений уравнения».) Например, для уравнения Почему уравнение не имеет корнейобластью допустимых значений являются все действительные числа. Это можно записать, например, так: Почему уравнение не имеет корней, поскольку функции Почему уравнение не имеет корнейи Почему уравнение не имеет корнейимеют области определения Почему уравнение не имеет корней.

    Понятно, что каждый корень данного уравнения принадлежит как области определения функции Почему уравнение не имеет корней, так и области определения функции Почему уравнение не имеет корней(иначе мы не сможем получить верное числовое равенство). Поэтому каждый корень уравнения обязательно принадлежит ОДЗ этого уравнения. Это позволяет в некоторых случаях применить анализ ОДЗ уравнения при его решении.

    Например, в уравнении Почему уравнение не имеет корнейфункция Почему уравнение не имеет корнейопределена при всех действительных значениях Почему уравнение не имеет корней, а функция Почему уравнение не имеет корнейтолько при условии, что под знаком квадратного корня будут стоять неотрицательные выражения. Следовательно, ОДЗ этого уравнения задается системой Почему уравнение не имеет корнейиз которой получаем систему Почему уравнение не имеет корнейне имеющую решений. Таким образом, ОДЗ данного уравнения не содержит ни одного числа, и поэтому это уравнение не имеет корней.

    Заметим, что нахождение ОДЗ данного уравнения может быть полезным для его решения, но не всегда является обязательным элементом решения уравнения.

    Методы решения уравнений

    Для решения уравнений используют методы точного и приближенного решений. А именно, для точного решения уравнений в курсе математики 5-6 классов использовались зависимости между компонентами и результатами действий и свойства числовых равенств; в курсе алгебры 7-9 классов — равносильные преобразования уравнений, а для приближенного решения уравнений — графический метод.

    Графический метод решения уравнений не дает высокой точности нахождения корней уравнения, и с его помощью чаще всего можно получить только грубые приближения корней. Иногда удобно графически определить количество корней уравнения или найти границы, в которых находятся эти корни. В некоторых случаях можно графически доказать, что уравнение не имеет корней. По указанным причинам в школьном курсе алгебры и начал анализа под требованием «решить уравнение» понимается требование «используя методы точного решения, найти корни данного уравнения». Приближенными методами решения уравнений можно пользоваться только тогда, когда об этом говорится в условии задачи (например, если ставится задача решить уравнение графически).

    В основном при решении уравнений разных видов нам придется применять один из двух методов решения. Первый из них состоит в том, что данное уравнение заменяется более простым уравнением, имеющим те же корни,— равносильным уравнением. В свою очередь, полученное уравнение заменяется еще более простым, равносильным ему, и т. д. В результате получаем простейшее уравнение, которое равносильно заданному и корни которого легко находятся. Эти корни и только они являются корнями данного уравнения.

    Второй метод решения уравнений состоит в том, что данное уравнение заменяется более простым уравнением, среди корней которого находятся все корни данного, то есть так называемым уравнением-следствием. В свою очередь, полученное уравнение заменяется еще более простым уравнением-следствием, и так далее до тех пор, пока не получим простейшее уравнение, корни которого легко находятся. Тогда все корни данного уравнения находятся среди корней последнего уравнения. Поэтому, чтобы найти корни данного уравнения, достаточно корни последнего уравнения подставить в данное и с помощью такой проверки получить корни данного уравнения (и исключить так называемые посторонние корни — те корни последнего уравнения, которые не удовлетворяют заданному).

    В следующем пункте будет также показано применение свойств функций к решению уравнений определенного вида.

    Уравнения-следствия

    Рассмотрим более детально, как можно решать уравнения с помощью уравнений-следствий. При решении уравнений главное — не потерять корни данного уравнения, и поэтому в первую очередь мы должны следить за тем, чтобы каждый корень исходного уравнения оставался корнем следующего. Фактически это и является определением уравнения-следствия:

    в том случае, когда каждый корень первого уравнения является корнем второго, второе уравнение называется следствием первого.

    Это определение позволяет обосновать такой ориентир: для получения уравнения-следствия достаточно рассмотреть данное уравнение как верное числовое равенство и гарантировать (то есть иметь возможность обосновать), что каждое следующее уравнение мы можем получить как верное числовое равенство.

    Действительно, если придерживаться этого ориентира, то каждый корень первого уравнения обращает это уравнение в верное числовое равенство, но тогда и второе уравнение будет верным числовым равенством, то есть рассматриваемое значение переменной является корнем и второго уравнения, а это и означает, что второе уравнение является следствием первого.

    Применим приведенный ориентир к уравнению Почему уравнение не имеет корней(пока что не используя известное условие равенства дроби нулю).

    Если правильно то, что дробь равна нулю, то обязательно ее числитель равен нулю. Таким образом, из заданного уравнения получаем уравнение-следствие Почему уравнение не имеет корней. Но тогда верно, что Почему уравнение не имеет корней. Последнее уравнение имеет два корня: Почему уравнение не имеет корнейи Почему уравнение не имеет корней. Подставляя их в заданное уравнение, видим, что только корень Почему уравнение не имеет корнейудовлетворяет исходному уравнению. Почему это случилось?

    Это происходит поэтому, что, используя уравнения-следствия, мы гарантируем только то, что корни заданного уравнения не теряются (каждый корень первого уравнения является корнем второго). Но второе уравнение, кроме корней первого уравнения, имеет еще и другой корень, который не является корнем первого уравнения. Для первого уравнения этот корень является посторонним, и, чтобы его отсеять, выполняется проверка подстановкой корней в исходное уравнение. (Более полно причины появления посторонних корней рассмотрены в таблице 9.) Таким образом, чтобы правильно применять уравнения-следствия для решения уравнений, необходимо помнить еще один ориентир: при использовании уравнений-следствий возможно появление посторонних корней, и поэтому проверка подстановкой корней в исходное уравнение является составной частью решения.

    Схема применения этих ориентиров дана в таблице 8. В пункте 3 этой таблицы приведено решение уравнения

    Почему уравнение не имеет корней(1)

    Для решения этого уравнения с помощью уравнений-следствий достаточно данное уравнение рассмотреть как верное числовое равенство и учесть, что в случае когда два числа равны, то и их квадраты также будут равны:

    Почему уравнение не имеет корней(2)

    То есть мы гарантируем, что если равенство (1) верно, то и равенство (2) также будет верным, а это и означает (как было показано выше), что уравнение (2) является следствием уравнения (1). Если мы хотя бы один раз использовали уравнения-следствия (а не равносильные преобразования), то можем получить посторонние корни, и тогда в решение обязательно входит проверка полученных корней подстановкой их в заданное уравнение.

    Замечание. Переход от данного уравнения к уравнению-следствию можно обозначить специальным значком Почему уравнение не имеет корней, но его использование для записи решения не является обязательным. Вместе с тем, если этот значок записан, то это свидетельствует о том, что мы воспользовались уравнениями-следствиями, и поэтому обязательно в запись решения необходимо включить проверку полученных корней.

    Равносильные уравнения

    С понятием равносильности вы знакомы еще из курса алгебры 7 класса, где равносильными назывались те уравнения, которые имели одни и те же корни. Заметим, что равносильными считались и такие два уравнения, которые не имели корней. Формально будем считать, что и в этом случае уравнения имеют одни и те же корни, поскольку ответы к таким уравнениям одинаковы: «уравнения не имеют корней» (точнее: одинаковыми являются множества корней таких уравнений — они оба пустые, что обозначается символом Почему уравнение не имеет корней).

    В курсе алгебры и начал анализа мы будем рассматривать более общее понятие равносильности, а именно: равносильность на определенном множестве.

    Два уравнения называются равносильными на некотором множестве, если на этом множестве они имеют одни и те же корни, то есть каждый корень первого уравнения является корнем второго и, наоборот, каждый корень второго уравнения является корнем первого.

    Для уравнений, заданных на множестве всех действительных чисел (например, для линейных), мы можем однозначно дать ответ на вопрос: «Равносильны ли данные уравнения?» Например, уравнения Почему уравнение не имеет корнейи Почему уравнение не имеет корней— равносильные, поскольку оба имеют одинаковый корень Почему уравнение не имеет корнейи других корней не имеют. Таким образом, каждое из них имеет те же решения, что и второе. При рассмотрении равносильности уравнений на множестве, которое отличается от множества всех действительных чисел, ответ на вопрос «Равносильны ли данные уравнения?» может существенно зависеть от того, на каком множестве мы рассматриваем эти уравнения. Например, если рассмотреть уравнения:

    Почему уравнение не имеет корней(3)

    Почему уравнение не имеет корней(4)

    то, как было показано выше, уравнение (3) имеет единственный корень Почему уравнение не имеет корней, а уравнение (4) — два корня: Почему уравнение не имеет корнейи Почему уравнение не имеет корней. Таким образом, на множестве

    всех действительных чисел эти уравнения не являются равносильными, поскольку у уравнения (4) есть корень Почему уравнение не имеет корней, которого нет у уравнения (3). Но на множестве положительных действительных чисел эти уравнения равносильны, поскольку на этом множестве уравнение (3) имеет единственный положительный корень Почему уравнение не имеет корнейи уравнение (4) также имеет единственный положительный корень Почему уравнение не имеет корней. Следовательно, на множестве положительных чисел каждое из этих уравнений имеет те же решения, что и второе.

    Укажем, что множество, на котором рассматривается равносильность уравнений, как правило, не задается искусственно (как в последнем случае), а чаще всего таким множеством является ОДЗ исходного уравнения. Договоримся, что далее

    все равносильные преобразования уравнений (а также неравенств и систем уравнений и неравенств) мы будем выполнять на ОДЗ исходного уравнения (неравенства или системы).

    Отметим, что в том случае, когда ОДЗ заданного уравнения является множество всех действительных чисел, мы не всегда будем ее записывать (как не записывали ОДЗ при решении линейных или квадратных уравнений). И в других случаях главное — не записать ОДЗ в решение уравнения, а реально учесть ее при выполнении равносильных преобразований данного уравнения.

    Например, для уравнения Почему уравнение не имеет корнейзадается неравенством Почему уравнение не имеет корней. Когда мы переходим к уравнению Почему уравнение не имеет корней, то для всех его корней это уравнение является верным равенством. Тогда выражение Почему уравнение не имеет корней, стоящее в правой части этого равенства, всегда неотрицательно (Почему уравнение не имеет корней), таким образом, и равное ему выражение Почему уравнение не имеет корнейтакже будет неотрицательным: Почему уравнение не имеет корней. Но это и означает, что ОДЗ данного уравнения (Почему уравнение не имеет корней) учтено автоматически для всех корней второго уравнения и поэтому при переходе от уравнения Почему уравнение не имеет корнейк уравнению Почему уравнение не имеет корнейОДЗ заданного уравнения можно не записывать в решение.

    Для выполнения равносильных преобразований попробуем выделить общие ориентиры, аналогичные соответствующим ориентирам получения уравнений-следствий. Как указывалось выше, выполняя равносильные преобразования уравнений, необходимо учесть ОДЗ данного уравнения — это и есть первый ориентир для выполнения равносильных преобразований уравнений. По определению равносильности уравнений необходимо гарантировать, чтобы каждый корень первого уравнения был корнем второго и, наоборот, каждый корень второго уравнения был корнем первого. Для первой части этого требования мы уже выделили общий ориентир: достаточно гарантировать сохранение правильности равенства при переходе от первого уравнения ко второму.

    Но тогда, чтобы выполнить вторую часть этого требования, достаточно второе уравнение рассмотреть как верное равенство (то есть взять такое значение переменной, которое является корнем второго уравнения) и гарантировать, что при переходе к первому верное равенство сохраняется (этот корень остается и корнем первого уравнения). Фактически из определения равносильности уравнений получаем, что каждое из равносильных уравнений является следствием другого уравнения). Таким образом, при выполнении равносильных преобразований мы должны гарантировать сохранение правильности равенства на каждом шаге решения не только при прямых, но и при обратных преобразованиях — это и является вторым ориентиром для решения уравнений с помощью равносильных преобразований. (Соответствующие ориентиры схематически представлены в пункте 5 табл. 8.)

    Например, чтобы решить с помощью равносильных преобразований уравнение Почему уравнение не имеет корнейдостаточно учесть его ОДЗ: Почему уравнение не имеет корнейи условие равенства дроби нулю (дробь равна нулю тогда и только тогда, когда числитель дроби равен нулю, а знаменатель не равен нулю). Также следует обратить внимание на то, что на ОДЗ все необходимые преобразования можно выполнить как в прямом, так и в обратном направлениях с сохранением правильности равенства.

    Запись решения в этом случае может быть такой:

    Почему уравнение не имеет корней. ОДЗ: Почему уравнение не имеет корней. Тогда Почему уравнение не имеет корней. Отсюда Почему уравнение не имеет корней(удовлетворяет условию ОДЗ) или Почему уравнение не имеет корней(не удовлетворяет условию ОДЗ).

    Для выполнения равносильных преобразований уравнений можно также пользоваться специальными теоремами о равносильности. В связи с уточнением определения равносильности уравнений обобщим также формулировки простейших теорем о равносильности, известных из курса алгебры 7 класса.

    Теорема 1. Если из одной части уравнения перенести в другую часть слагаемые с противоположным знаком, то получим уравнение, равносильное заданному (на любом множестве).

    Теорема 2. Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю (или на одну и ту же функцию, которая определена и не равна нулю на ОДЗ заданного уравнения), то получаем уравнение, равносильное заданному (на ОДЗ заданного).

    Обоснование этих теорем полностью аналогично обоснованию ориентиров для равносильных преобразований данного уравнения.

    Замечание. Для обозначения перехода от данного уравнения к равносильному ему уравнению можно применять специальный значок Почему уравнение не имеет корней, но его использование при записи решений не является обязательным. Например, запись решения последнего из рассмотренных уравнений может быть такой.

    Почему уравнение не имеет корней

    Пример №423

    Решите уравнение Почему уравнение не имеет корней.

    Решение:

    ► ОДЗ: Почему уравнение не имеет корнейи Почему уравнение не имеет корней

    На этой ОДЗ данное уравнение равносильно уравнениям:

    Почему уравнение не имеет корней

    то есть Почему уравнение не имеет корней

    Учтем ОДЗ. При Почему уравнение не имеет корней

    Почему уравнение не имеет корней

    Таким образом, Почему уравнение не имеет корней— корень.

    Ответ: Почему уравнение не имеет корней

    Используем равносильные преобразования для решения данного уравнения. Для этого необходимо учесть ОДЗ, поэтому зафиксируем ее ограничения в начале решения.

    Укажем, что в уравнениях ограничения ОДЗ можно только зафиксировать, но не решать, а в конце проверить, выполняются ли эти ограничения для найденных корней.

    При переносе члена данного уравнения из одной части уравнения в другую с противоположным знаком получаем уравнение (1), равносильное заданному.

    Приводя к общему знаменателю, раскрывая скобки и приводя подобные члены, снова получаем верное равенство и можем обосновать, что при выполнении обратных действий равенство также не нарушается, таким образом, полученные уравнения (1)-(3) равносильны заданному (на его ОДЗ).

    Дробь равна нулю тогда и только тогда, когда числитель дроби равен нулю, а знаменатель не равен нулю. Но второе условие уже учтено в ограничениях ОДЗ, таким образом, получаем уравнение (4), равносильное заданному уравнению на его ОДЗ. Поскольку все преобразования были равносильными только с учетом ОДЗ, то мы должны проверить, удовлетворяет ли полученное число ограничениям ОДЗ.

    Причины появления посторонних корней и потери корней при решении уравнений

    Наиболее типичные случаи появления посторонних корней и потери корней приведены в таблице 9. Там же указано, как в каждом из этих случаев получить правильное (или полное) решение.

    Почему уравнение не имеет корнейПочему уравнение не имеет корней

    Почему уравнение не имеет корней

    Почему уравнение не имеет корней

    Применение свойств функций к решению уравнений

    1. Конечная ОДЗ

    Если область допустимых значений (ОДЗ) уравнения (неравенства или системы) состоит из конечного числа значений, то для решения достаточно проверить все эти значения

    Пример:

    Почему уравнение не имеет корней

    Почему уравнение не имеет корней— корень (Почему уравнение не имеет корней),

    Почему уравнение не имеет корней— не корень (Почему уравнение не имеет корней).

    2. Оценка левой и правой частей уравнения

    Почему уравнение не имеет корней

    Если надо решить уравнение вида Почему уравнение не имеет корнейи выяснилось, что Почему уравнение не имеет корнейто равенство между левой и правой частями возможно тогда и только тогда, когда Почему уравнение не имеет корнейи Почему уравнение не имеет корнейодновременно равны Почему уравнение не имеет корней

    Пример:

    Почему уравнение не имеет корней

    Почему уравнение не имеет корней

    Почему уравнение не имеет корней(так как Почему уравнение не имеет корней).

    Итак, заданное уравнение равносильно системе

    Почему уравнение не имеет корней

    Почему уравнение не имеет корней

    Сумма нескольких неотрицательных функций равна нулю тогда и только тогда, когда все функции одновременно равны нулю

    Пример:

    Почему уравнение не имеет корней

    Итак, заданное уравнение равносильно системе

    Почему уравнение не имеет корней

    Из первого уравнения получаем Почему уравнение не имеет корней, что удовлетворяет всей системе

    3. Использование возрастания и убывания функций

    Схема решения уравнения

    1. Подбираем один или несколько корней уравнения.

    2. Доказываем, что других корней это уравнение не имеет (используя теоремы о корнях уравнения или оценку левой и правой частей уравнения)

    Почему уравнение не имеет корней

    Теоремы о корнях уравнения

    Если в уравнении Почему уравнение не имеет корнейфункция Почему уравнение не имеет корнейвозрастает (убывает) на некотором промежутке, то это уравнение может иметь не более чем один корень на этом промежутке.

    Пример:

    Уравнение Почему уравнение не имеет корнейимеет единственный корень Почему уравнение не имеет корней, то есть Почему уравнение не имеет корней), поскольку функция Почему уравнение не имеет корнейвозрастает на всей области определения Почему уравнение не имеет корней

    Почему уравнение не имеет корней

    Если в уравнении Почему уравнение не имеет корнейфункция Почему уравнение не имеет корнейвозрастает на некотором промежутке, а функция Почему уравнение не имеет корнейубывает на этом же промежутке (или наоборот), то это уравнение может иметь не более чем один корень на этом промежутке.

    Пример:

    Уравнение Почему уравнение не имеет корнейимеет единственный корень Почему уравнение не имеет корней( Почему уравнение не имеет корнейто есть Почему уравнение не имеет корней), поскольку Почему уравнение не имеет корнейвозрастает на всей области определения Почему уравнение не имеет корней, a Почему уравнение не имеет корнейубывает (на множестве Почему уравнение не имеет корней, а следовательно, и при Почему уравнение не имеет корней)

    Объяснение и обоснование:

    Конечная ОДЗ

    Напомним, что в случае, когда дано уравнение Почему уравнение не имеет корней, общая область определения для функций Почему уравнение не имеет корнейназывается областью допустимых значений этого уравнения. Понятно, что каждый корень заданного уравнения принадлежит как области определения функции Почему уравнение не имеет корней, так и области определения функции Почему уравнение не имеет корней. Таким образом, каждый корень уравнения обязательно принадлежит ОДЗ этого уравнения. Это позволяет в некоторых случаях за счет анализа ОДЗ получить решение уравнения. Например, если дано уравнение Почему уравнение не имеет корней, то его ОДЗ можно записать с помощью системы Почему уравнение не имеет корней. Решая эту систему, получаем Почему уравнение не имеет корнейто есть Почему уравнение не имеет корней. Таким образом, ОДЗ данного уравнения состоит только из одного значения Почему уравнение не имеет корней. Но если только для одного числа необходимо выяснить, является ли оно корнем данного уравнения, то для этого достаточно подставить это значение в уравнение. В результате получаем верное числовое равенство (Почему уравнение не имеет корней). Следовательно, Почему уравнение не имеет корней— корень данного уравнения. Других корней у этого уравнения быть не может, поскольку все корни уравнения находятся в его ОДЗ, а там нет других значений, кроме Почему уравнение не имеет корней.

    Рассмотренный пример позволяет выделить ориентир для решения аналогичных уравнений:

    если ОДЗ уравнения (а также неравенства или системы) состоит из конечного числа значений, то для решения достаточно проверить все эти значения.

    Замечание. В том случае, когда ОДЗ — пустое множество (не содержит ни одного числа), мы можем сразу дать ответ, что данное уравнение не имеет корней.

    Например, если необходимо решить уравнение Почему уравнение не имеет корней, то его ОДЗ задается системой Почему уравнение не имеет корнейто есть системой Почему уравнение не имеет корнейкоторая не имеет решений. Таким образом, ОДЗ данного уравнения не содержит ни одного числа, и поэтому это уравнение не имеет корней.

    Оценка левой и правой частей уравнения

    Некоторые уравнения можно решить с помощью оценки левой и правой частей уравнения.

    Пусть дано уравнение Почему уравнение не имеет корней, и нам удалось выяснить, что для всех допустимых значений Почему уравнение не имеет корнейзначение Почему уравнение не имеет корней, а значение Почему уравнение не имеет корней.

    Рассмотрим два случая: Почему уравнение не имеет корней

    Если Почему уравнение не имеет корней, то равенство Почему уравнение не имеет корнейне может выполняться, потому что Почему уравнение не имеет корней, то есть при Почему уравнение не имеет корнейданное уравнение корней не имеет. Остается только случай Почему уравнение не имеет корней, но, учитывая необходимость выполнения равенства Почему уравнение не имеет корней, имеем, что тогда и Почему уравнение не имеет корней. Таким образом, мы обосновали, что выполнение равенства Почему уравнение не имеет корней(при условии Почему уравнение не имеет корнейи Почему уравнение не имеет корней) гарантирует одновременное выполнение равенств Почему уравнение не имеет корнейи Почему уравнение не имеет корней(и наоборот, если одновременно выполняются равенства Почему уравнение не имеет корнейи Почему уравнение не имеет корней, то выполняется и равенство Почему уравнение не имеет корней. Как было показано в п. 3.1, это и означает, что уравнение Почему уравнение не имеет корнейравносильно системеПочему уравнение не имеет корней

    Коротко это можно записать так:

    Почему уравнение не имеет корней

    Пример использования такого приема решения уравнений приведен в пункте 2 таблицы 10.

    Аналогично предыдущим рассуждениям обосновывается и ориентир по решению уравнения Почему уравнение не имеет корней, в котором все функции-слагаемые неотрицательны Почему уравнение не имеет корней.

    Если предположить, что Почему уравнение не имеет корней, то сумма всех функций, стоящих в левой части этого уравнения, может равняться нулю только тогда, когда сумма Почему уравнение не имеет корнейбудет отрицательной. Но это невозможно, поскольку по условию все функции неотрицательные. Таким образом, при Почему уравнение не имеет корнейданное уравнение не имеет корней. Эти же рассуждения можно повторить для любой другой функции-слагаемого. Остается единственная возможность — все функции-слагаемые равны нулю (очевидно, что в этом случае равенство Почему уравнение не имеет корнейобязательно будет выполняться). Таким образом, сумма нескольких неотрицательных функций равна нулю тогда и только тогда, когда все функции одновременно равны нулю.

    Например, чтобы решить уравнение Почему уравнение не имеет корней, достаточно перенести все члены в одну сторону, записать уравнение в виде Почему уравнение не имеет корнейи учесть, что функции Почему уравнение не имеет корнейнеотрицательные. Таким образом, данное уравнение равносильно системе Почему уравнение не имеет корней

    Из второго уравнения получаем Почему уравнение не имеет корней, что удовлетворяет и всей системе. Следовательно, данное уравнение имеет единственный корень Почему уравнение не имеет корней.

    Использование возрастания и убывания функций к решению уравнений

    Использование возрастания и убывания функций к решению уравнений опирается на такое свойство: возрастающая или убывающая функция принимает каждое свое значение только в одной точке ее области определения.

    Полезно помнить специальные теоремы о корнях уравнения.

    Теорема 1. Если в уравнении Почему уравнение не имеет корнейфункция Почему уравнение не имеет корнейвозрастает (убывает) на некотором промежутке, то это уравнение может иметь не более чем один корень на этом промежутке.

    Графически утверждение теоремы проиллюстрировано на рисунке 52. Прямая Почему уравнение не имеет корнейпересекает график возрастающей на промежутке Почему уравнение не имеет корнейфункции Почему уравнение не имеет корнейтолько в одной точке. Это и означает, что уравнение Почему уравнение не имеет корнейне может иметь больше одного корня на промежутке Почему уравнение не имеет корней. Докажем это утверждение аналитически.

    • Если на промежутке Почему уравнение не имеет корнейуравнение имеет корень Почему уравнение не имеет корней, то Почему уравнение не имеет корней. Других корней быть не может, поскольку для возрастающей функции Почему уравнение не имеет корнейпри Почему уравнение не имеет корнейполучаем неравенство Почему уравнение не имеет корней, а при Почему уравнение не имеет корней— неравенство Почему уравнение не имеет корней. Таким образом, при Почему уравнение не имеет корней. Аналогично и для убывающей функции при Почему уравнение не имеет корнейполучаем Почему уравнение не имеет корней.

    Теорема 2. Если в уравнении Почему уравнение не имеет корнейфункция Почему уравнение не имеет корнейвозрастает на некотором промежутке, а функция Почему уравнение не имеет корнейубывает на этом же промежутке (или наоборот), то это уравнение может иметь не более чем один корень на этом промежутке.

    Графически утверждение теоремы проиллюстрировано на рисунке 53.

    Почему уравнение не имеет корней

    • Если на промежутке Почему уравнение не имеет корнейуравнение имеет корень Почему уравнение не имеет корней, то Почему уравнение не имеет корней. Других корней быть не может, поскольку, например, для возрастающей функции Почему уравнение не имеет корнейи убывающей функции Почему уравнение не имеет корнейпри Почему уравнение не имеет корнейимеем Почему уравнение не имеет корней, a Почему уравнение не имеет корней, таким образом, Почему уравнение не имеет корней. Аналогично и при Почему уравнение не имеет корней.

    Каждая из этих теорем утверждает, что в рассмотренном промежутке данное уравнение может иметь не более чем один корень, то есть или это уравнение совсем не имеет корней, или оно имеет единственный корень. Если нам удалось подобрать один корень такого уравнения, то других корней в заданном промежутке уравнение не имеет.

    Например, чтобы решить уравнение Почему уравнение не имеет корней, достаточно заметить, что функция Почему уравнение не имеет корнейявляется возрастающей на всей числовой прямой (как сумма двух возрастающих функций) и что Почему уравнение не имеет корней— корень Почему уравнение не имеет корнейэтого уравнения (Почему уравнение не имеет корней). Таким образом, данное уравнение Почему уравнение не имеет корнейимеет единственный корень Почему уравнение не имеет корней.

    Почему уравнение не имеет корнейКорень Почему уравнение не имеет корнейполучен подбором. Как правило, подбор начинают с целых значений: Почему уравнение не имеет корнейкоторые подставляются в данное уравнение.

    Заметим, что каждая из этих теорем гарантирует единственность корня уравнения (если он есть) только на промежутке возрастания (или убывания) соответствующей функции. Если функция имеет несколько промежутков возрастания и убывания, то приходится рассматривать каждый из них отдельно.

    Пример:

    Решим с помощью теоремы 2 уравнение Почему уравнение не имеет корней.

    ► Сначала следует учесть его ОДЗ: Почему уравнение не имеет корнейи вспомнить, что функция Почему уравнение не имеет корнейна всей области определения не является ни убывающей, ни возрастающей (п. 2.2), но она убывает на каждом из промежутков Почему уравнение не имеет корнейи Почему уравнение не имеет корней. Поэтому рассмотрим каждый из этих промежутков отдельно.

    1) При Почему уравнение не имеет корнейданное уравнение имеет корень Почему уравнение не имеет корней. Функция Почему уравнение не имеет корнейвозрастает при Почему уравнение не имеет корней(как было показано выше, она возрастает на множестве Почему уравнение не имеет корней), а функция Почему уравнение не имеет корнейубывает на промежутке Почему уравнение не имеет корней. Таким образом, данное уравнение Почему уравнение не имеет корнейпри Почему уравнение не имеет корнейимеет единственный корень Почему уравнение не имеет корней.

    2) При Почему уравнение не имеет корнейданное уравнение имеет корень Почему уравнение не имеет корнейПочему уравнение не имеет корней. Функция Почему уравнение не имеет корнейвозрастает при Почему уравнение не имеет корней, а функция Почему уравнение не имеет корнейубывает на этом промежутке. Поэтому данное уравнение Почему уравнение не имеет корнейпри Почему уравнение не имеет корнейимеет единственный корень Почему уравнение не имеет корней. В ответ следует записать все найденные корни (хотя на каждом из промежутков корень единственный, но всего корней — два). Итак, данное уравнение имеет только два корня: 1 и -1.

    Примеры решения задач:

    Пример №424

    Решите уравнение Почему уравнение не имеет корней.

    Решение:

    ► ОДЗ: Почему уравнение не имеет корней. На ОДЗ Почему уравнение не имеет корней. Тогда функция Почему уравнение не имеет корней(как сумма двух взаимно обратных положительных чисел), а функция Почему уравнение не имеет корней.

    Таким образом, данное уравнение равносильно системе Почему уравнение не имеет корней. Из второго уравнения системы получаем Почему уравнение не имеет корней, что удовлетворяет и первому уравнению. Таким образом, система (а значит, и данное уравнение) имеет единственное решение Почему уравнение не имеет корней.

    Если раскрыть скобки и привести обе части уравнения к общему знаменателю, то для нахождения корней полученного уравнения придется решать полное уравнение восьмой степени, все корни которого мы не сможем найти.

    Попытаемся оценить области значений функций, стоящих в левой и правой частях уравнения. Поскольку на ОДЗ Почему уравнение не имеет корней, то в левой части уравнения стоит сумма двух взаимно обратных положительных чисел, которая всегда больше или равна 2. В правой части из 2 вычитается неотрицательное число Почему уравнение не имеет корней. Таким образом, при всех значениях Почему уравнение не имеет корнейполучаем значение, меньшее или равное 2. Равенство между левой и правой частями возможно тогда и только тогда, когда обе части равны 2.

    Пример №425

    Решите систему уравнений Почему уравнение не имеет корней

    Решение:

    ► ОДЗ: Почему уравнение не имеет корнейРассмотрим функцию Почему уравнение не имеет корней. На своей области определения Почему уравнение не имеет корнейэта функция является возрастающей (как сумма двух возрастающих функций). Тогда первое уравнение заданной системы, которое имеет вид Почему уравнение не имеет корней, равносильно уравнению Почему уравнение не имеет корней. Таким образом, на ОДЗ заданная система равносильна системе Почему уравнение не имеет корней

    Подставляя Почему уравнение не имеет корнейво второе уравнение системы, имеем Почему уравнение не имеет корней, Почему уравнение не имеет корней. Учитывая, что на ОДЗ Почему уравнение не имеет корней, получаем Почему уравнение не имеет корней. Тогда Почему уравнение не имеет корней.

    Иногда свойства функций удается применить при решении систем уравнений. Если заметить, что в левой и правой частях первого уравнения заданной системы стоят значения одной и той же функции, которая является возрастающей (как сумма двух возрастающих функций), то равенство Почему уравнение не имеет корнейдля возрастающей функции возможно тогда и только тогда, когда Почему уравнение не имеет корней, поскольку возрастающая функция может принимать одинаковые значения только при одном значении аргумента. (Заметим, что такое же свойство будет иметь место и для убывающей функции.)

    Замечание. Утверждение, обоснованное в комментарии к задаче 2, может быть использовано при решении аналогичных задач. Коротко его можно сформулировать так: если функция Почему уравнение не имеет корнейявляется возрастающей (или убывающей) на определенном множестве, то на этом множестве Почему уравнение не имеет корней

    Рекомендую подробно изучить предметы:
    1. Математика
    2. Алгебра
    3. Линейная алгебра
    4. Векторная алгебра
    5. Высшая математика
    6. Дискретная математика
    7. Математический анализ
    8. Математическая логика
    Ещё лекции с примерами решения и объяснением:
    • Метод математической индукции
    • Система координат в пространстве
    • Иррациональные числа
    • Действительные числа
    • Интеграл и его применение
    • Первообразная и интегра
    • Уравнения и неравенства
    • Уравнения и неравенства содержащие знак модуля

    При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

    Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

    Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

    Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.

    Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

    📺 Видео

    Алгебра 8 класс (Урок№19 - Уравнение х² = а.)Скачать

    Алгебра 8 класс (Урок№19 - Уравнение х² = а.)

    Как разобраться в корнях ? Квадратный корень 8 класс | Математика TutorOnlineСкачать

    Как разобраться в корнях ? Квадратный корень 8 класс | Математика TutorOnline

    Докажите, что уравнение не имеет положительных корней. №528 алгебра 7 класс МакарычевСкачать

    Докажите, что уравнение не имеет положительных корней. №528 алгебра 7 класс Макарычев

    Формула корней квадратного уравнения. Алгебра, 8 классСкачать

    Формула корней квадратного уравнения. Алгебра, 8 класс
    Поделиться или сохранить к себе: