План урока системы уравнений 8 класс

Конспект урока по алгебре в 8 классе по теме «Системы линейных уравнений»
план-конспект урока по алгебре (8 класс)

План урока системы уравнений 8 класс

Данный конспект урока предназначен для проведения обобщающего урока по алгебре в 8 классе по теме «Системы линейных уравнений»

Видео:Решение систем уравнений методом подстановкиСкачать

Решение систем уравнений методом подстановки

Скачать:

ВложениеРазмер
Конспект урока по теме «Системы линейных уравнений»233.13 КБ
Лист самооценки46.95 КБ
Карточки к уроку «Системы линейных уравнений»68.08 КБ

Видео:Решение систем уравнений второго порядка. 8 класс.Скачать

Решение систем уравнений второго порядка. 8 класс.

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа-интернат №1 имени К. К. Грота Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Образовательное учреждение: ГБОУ школа-интернат №1 им. К. К. Грота

Продолжительность урока: (40 минут)

Учитель: Глотова Марина Александровна

Тема урока: Системы линейных уравнений

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Технология (если используется конкретная): нет.

Оборудование: листы самооценки, индивидуальные карточки.

Мультимедийное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, интерактивная доска.

Цель урока: систематизировать и закрепить знания и умения по теме «Системы линейных уравнений».

Коррекционная составляющая урока: развитие быстрой переключаемости и устойчивости внимания; развитие мелкой моторики; совершенствование коммуникативных умений (умение отвечать на вопросы, работать в паре, аргументировать мнение, комментировать свои действия); развитие монологической речи; воспитывать интерес к предмету через использование разнообразных заданий.

  • научиться обосновывать суждения, проводить классификацию;
  • овладеть базовым понятийным аппаратом: иметь представление о линейном уравнении с двумя переменными и о его свойствах, о системах линейных уравнений;
  • потренироваться строить график линейного уравнения с двумя переменными;
  • потренироваться решать системы линейных уравнений способом подстановки и способом сложения;
  • уметь точно и грамотно выражать свои мысли;
  • овладеть навыками решения задач с помощью систем уравнений.
  • научиться самостоятельно планировать свою деятельность на уроке;
  • научиться устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и выводы;
  • овладеть способностью организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы;
  • научиться работать в парах: находить общее решение, слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
  • научиться ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
  • добиться креативности мышления, активности при решении различных заданий на протяжении всего урока;
  • сформировать коммуникативные навыки, необходимые при ответе на вопрос, при комментировании своих действий;
  • научиться контролировать процесс и результат учебной деятельности;

1. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! Один из великих философов сказал: «Где есть желание – найдется путь!» Надеюсь, что вы сегодня на уроке с желанием будете решать задания, определяя свой рациональный путь.

-Давайте проверим, как вы подготовились к уроку. Назовите предметы, которые должны лежать на парте к началу урока?

— Давайте обменяемся тетрадями – сдайте, пожалуйста, тетради с выполненной домашней работой.

Обучающиеся приветствуют учителя .

Восьмиклассники отвечают на вопрос (дневник, тетрадь, чертежные принадлежности, учебник).

Обучающиеся сдают тетради с домашней работой и получают тетрадь с проверенной предыдущей домашней работой.

2. Определение темы и целей урока

— Какую тему мы с вами изучаем?

— Что мы умеем делать с системами линейных уравнений с двумя переменными?

— Какие способы решения систем линейных уравнений с двумя переменными вы знаете?

— Мы с вами заканчиваем изучать системы линейных уравнений и должны будем подготовиться к контрольной работе. Как вы думаете, чем мы должны будем, в связи с этим, заняться на сегодняшнем уроке?

— Итак, какая цель нашего урока?

— Тогда давайте сформулируем тему урока.

— Запишите в тетрадях число и тему сегодняшнего урока: «Подготовка к контрольной работе».

— Системы линейных уравнений с двумя переменными.

— Мы умеем их решать.

— Способы решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными:

— Мы должны будем подготовиться к контрольной работе. Для этого нужно будет повторить способы решения систем линейных уравнений с двумя переменными, потренироваться их решать.

— Повторить способы решения систем линейных уравнений с двумя переменными; потренироваться их решать.

— Подготовка к контрольной работе.

Ученики записывают в тетрадях число и тему урока.

3. Систематизация знаний, умений и навыков.

— Давайте вспомним на практике известные вам способы решения систем линейных уравнений с двумя переменными.

Учитель раздает учащимся карточки с заданиями. Задание дублируется на интерактивной доске.

Решить графическим способом систему уравнений:

х План урока системы уравнений 8 класс План урока системы уравнений 8 класс План урока системы уравнений 8 класс

х План урока системы уравнений 8 класс План урока системы уравнений 8 класс План урока системы уравнений 8 класс

— В чем заключается графический способ решения системы уравнения с двумя переменными?

— Давайте решим графически систему:

Учитель вызывает одного из учеников к смарт-доске для выполнения задания.

— Теперь давайте построим график.

— Какой ответ в задании?

— Мы с вами получили ответ (4; 5), то есть система имеет сколько решений?

— Как бы мы могли узнать, сколько решений имеет система, не выполняя построение графика?

— Давайте выполним следующее задание, чтобы вспомнить случаи, когда система линейных уравнений с двумя переменными будет иметь одно решение, когда их будет несколько, и когда система не будет иметь решений.

(Задание выводится на интерактивную доску)

— Нужно установить, сколько решений имеет каждая система.

1. Система имеет единственное решение.

2. Система имеет два решения.

3. Система имеет бесконечно много решений.

4. Система не имеет решений.

— Давайте рассмотрим систему, записанную под буквой а). Что вы можете сказать о количестве ее решений?

Учитель вызывает одного из учеников к смарт-доске для демонстрации ответа.

— Давайте рассмотрим систему под буквой б). Что вы можете сказать о количестве ее решений?

Учитель вызывает одного из учеников к смарт-доске для демонстрации ответа.

— Давайте рассмотрим систему под буквой в). Что вы можете сказать о количестве ее решений?

Учитель вызывает одного из учеников к смарт-доске для демонстрации ответа.

-А сейчас с вами давайте немного отдохнем и проведем физкультминутку.

Физкультминутка «Ах, как долго мы писали»

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали. — Поморгать глазами.

Посмотрите все в окно, — Посмотреть в окно и в другую сторону.

Ах, как солнце высоко. — Посмотреть вверх

Мы глаза сейчас закроем, — Закрыть глазки ладонями.

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем, — Посмотреть глазами по дуге.

Вправо, влево повернем, — Ворочать глазами вправо-влево.

А потом скатимся вниз, — Посмотреть вниз.

Жмурься сильно, но держись. — Зажмурить глаза, открыть и поморгать.

— Какие способы решения систем линейных уравнений с двумя переменными вы знаете еще?

— Давайте вспомним, как решать систему линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки.

— Давайте проведем исследовательскую работу. Вам нужно будет проанализировать пошагово решение системы линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки. И, в случае обнаружения ошибок, исправить их и записать верное решение. Данное задание вы будете выполнять в паре со своим соседом по парте.

Проанализируйте решение системы линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки и исправьте ошибки:

Решить способом подстановки систему линейных уравнений с двумя переменными:

Выразим со второго уравнения х через у:

Подставим во второе уравнение вместо х выражение 4 + 2у:

Подставив в равенство х = 4 + 2у.

вместо у число -1, найдем соответствующее значение х:

Видео:Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ.  | Математика

План-конспект урока по алгебре 8 класс по теме:» Решение систем уравнения способом подстановки.»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Образовательное учреждение: МБОУ СОШ №2 г. Батайск Ростовской обл.

Учитель: Васенина Татьяна Викторовна, учитель математики высшей квалификационной категории.

УМК : «Алгебра. 8 класс».

Авторы УМК: Георгий Константинович Муравин – кандидат педагогических наук, Ольга Викторовна Муравина – кандидат педагогических наук, доцент.

Научное консультирование: Зевина Л. В. – научный руководитель областных экспериментальных и пилотных площадок по апробации данных УМК в школах Ростовской области, кандидат педагогических наук, доцент, Master of education , заведующий кафедрой математики и естественных дисциплин РО РИПК и ППРО.

Тема урока : Решение системы уравнений способом подстановки.

Тип урока: урок «открытия» знания.

Оборудование: УМК «Алгебра. 8 класс» авторов Муравина Г.К. и Муравиной О.В., сигнальные карточки, мультимедиа-проектор.

Цель урока : организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими следующих результатов:

способности иметь собственное мнение;

умения учиться самостоятельно;

умения хорошо говорить и легко выражать свои мысли;

опыта применения своих знаний и умений к решению новых проблем;

умения уверенно и легко выполнять математические операции;

способности преодолевать интеллектуальные трудности, решать принципиально новые задачи, проявлять уважение к интеллектуальному труду и его результатам;

позитивных эмоций от математической деятельности, в том числе от нахождения ошибки в своих построениях, как источника улучшения и нового понимания.

освоение способов деятельности:

комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

определение адекватных способов решения учебной задачи на основании заданных алгоритмов;

сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким признакам;

умение разделять процессы на этапы, звенья;

-способность к логическому рассуждению и коммуникации, ее использование и понимание ее ценности;

умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;

составление плана, тезиса, конспекта;

развитие умений анализировать, аргументировать сделанный выбор;

приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов;

отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности.

поиск и устранение причин возникших трудностей;

оценивание своих учебных достижений;

работать в группах и индивидуально;

умение ставить личностные цели и оценивать степень их достижения;

— понимание смысла понятия «системы двух уравнений с двумя переменными», «решение системы двух уравнений с двумя переменными»;

— умение правильно употреблять термины «система»; «решение системы»; понимать их в тексте, в речи учителя и одноклассника, понимать формулировку задания: «решить систему»;

-понимание сути способов подстановки и сложения для решения систем уравнений с двумя переменными;

— осознанное употребление нового математического понятия «подстановка» в устной и письменной речи;

-приобретение опыта использования имеющихся знаний и опыта математической деятельности (например, решение системы; способ сложения для решения линейных систем с двумя переменными; равносильные преобразования систем; решение квадратных и линейных уравнений различными способами);

-умение «открывать» новое знание: новый способ решения систем уравнений — способ подстановки;

— умение делать проверку и оценивать полученные результаты решения задач;

-умение оценивать результаты своей деятельности в соответствии с поставленными целями;

— умение решать системы уравнений с двумя переменными, в которых одно уравнение второй степени.

Организационно — мотивационный этап (3 мин)

Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас!

За окном весна! Красиво, светит солнышко. Тепло и уютно! Думаю, что сегодня и на уроке будет всем комфортно, отношения будут теплые и доверительные. Не бойтесь сделать ошибку! Ведь ошибка — источник опыта! Все будет хорошо. На сегодняшнем уроке у нас присутствуют гости.

Договоримся о правилах работы на уроке.

Обратная связь на уроке осуществляется при помощи сигнальных карточек красного и зеленого цветов. Напомню, зеленый цвет означает «У меня такое же мнение (или ответ)», а красный – «иное мнение (или иной ответ)». В случае расхождения мнений идет обсуждение, выявляется причина разногласия. Приготовьте свои сигнальные карточки.

Этап постановки личностных целей (2 мин.)

Ребята, а задумывался ли каждый из вас над тем, с какой целью он сегодня пришел в школу? Какая цель есть у каждого из вас?

Я вам постараюсь помочь вам найти свою цель.

На экране вы видите список личностных целей ( Слайд № 1)

План урока системы уравнений 8 класс

В список личностных целей, который почти повторяет перечень личностных результатов, прописанных в цели, есть смысл добавить последнюю (№8), чтобы проверить, сколько детей выберут только эту цель. Диагностика ценностных ориентиров учащихся с помощью выбора целей поможет организовать работу по проблеме формирования мотивационной сферы и ценностных ориентиров восьмиклассников, чтобы оказывать влияние на формирующиеся приоритеты, ценностные установки и мотивы подростков.

Учитель предлагает одному из учеников класса прочитать все цели вслух.

— Выберите из этого списка для себя одну или несколько формулировок целей и запишите их номер на полях. Постарайтесь поработать на эту цель в течение всего урока. В конце урока проанализируем, были ли они вами достигнуты.

На экране записано квадратное уравнение 15х 2 + 4х + 2015 = 0 (Слайд № 2)

План урока системы уравнений 8 класс

Ребята дайте название объекта, записанного на доске.

Возможные ответы : многочлен, равный нулю; уравнение; квадратный трехчлен, равный нулю; квадратное уравнение. Старший коэффициент равен 15, второй коэффициент 4 и свободный член 2015. Может в записи квадратного уравнения есть нужная нам информация? Учитель последовательно записывает ответы детей на доске.

Учащиеся могут догадаться, что коэффициенты квадратного уравнения подсказывают дату проведения урока (Слайд № 3,4)

План урока системы уравнений 8 класс

— Запишите в тетрадях дату: 15 . 04.2015 и слова: «Классная работа».

— Выдающийся французский математик, физик Рене Декарт утверждал: «Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать». Сегодня предлагаю вам попытаться прочувствовать, что переживали великие, открывая новые знания. Сегодняшний урок – урок «открытия» нового знания. Верю, что у вас все получится! (Слайд № 5)

План урока системы уравнений 8 класс

3.Этап актуализации знаний (5 мин)

3.1. Фронтальная работа

Приём 1. «Урок без темы» (впервые на областном мастер-классе этот прием использовала учитель математики МБУ Вильямсская СОШ №3 Кагальницкого района Татьяна Николаевна Тарасова)

Описание приема: универсальный приём ТРИЗ направлен на создание внешней мотивации изучения темы урока. Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами.

Учитель записывает на доске слово «Тема», выдерживает паузу до тех пор, пока все

дети не обратят внимание на руку учителя.

Учитель: Ребята, извините, но моя рука «отказывается» писать тему урока. Как вы думаете, почему рука «отказалась» записать тему урока? (Ученики высказывают свои предположения, например, такие: напишем ее позже; должны ее угадать; должны сформулировать её самостоятельно).

Учитель: Да, ребята, я предлагаю вам попробовать самостоятельно сформулировать тему и цели сегодняшнего урока. А для этого вам необходимо стать исследователями, «открывающими» новое знание.

На доске демонстрируются математические объекты . (Слайд № 6)

План урока системы уравнений 8 класс

Учитель: Как можно одним словом или словосочетанием назвать объекты, которые вы видите на экране?

Возможные ответы: алгебра; алгебраические объекты; уравнения и системы уравнений.

При этом учащиеся аргументируют свой ответ.

Можно было бы в качестве объектов предложить детям только системы различного вида. Но есть смысл добавить несколько различных квадратных и линейных уравнений (тогда образуется группа «Уравнения», а в ней можно будет провести классификацию), чтобы это понятие «уравнение» стало рабочим инструментом и далее использовалось бы в процессе постановки цели урока и «открытия» нового знания.

Приём 2. «Логические поисковые задания: группировка »

Учитель: Разбейте эти математические объекты на группы как можно большим количеством способов. При этом постарайтесь аргументировать свои действия.

Дети предлагают свои способы разбиения (учитель записывает номера объектов по группам) , всякий раз указывая признак, использованный при выполнении этого задания.

Предполагаемые ответы учеников:

Можно разбить на две группы: (Слайд № 7)

План урока системы уравнений 8 класс

— 1 группа – уравнения (3,4.7,5,8,11,12), потому что уравнением называется равенство, содержащее переменную, обозначенную буквой.

2 группа – системы уравнений (1,2,6,9,10), потому что уравнения объединены фигурной скобкой и эти уравнения рассматривают совместно.

Кроме того, каждую группу можно разбить еще на две.

Группу «Уравнения» можно разбить на две подгруппы: линейные уравнения (4; 7; 11) и квадратные уравнения: (3; 5; 8; 12).

Группу «Системы» тоже на две: линейные системы уравнений (1; 2; 9) и системы, состоящие из линейного уравнения и квадратного (или другого уравнения): (6; 10).

— Предлагаю поработать с каждой группой: расскажите об объектах группы все, что можете.

в группе «уравнения»:

– 2х — 1 = 4 – это линейное уравнение с одним неизвестным. Дети аргументируют ответ, формулируя алгоритм его решения.

— приведенное квадратное уравнение: x 2 + 2х – 8 = 0, которое можно решить по общей формуле корней квадратного уравнения, по формуле с четным коэффициентом при х или используя теорему, обратную теореме Виета.

в группе «системы» две подгруппы:

1-ая – системы, которые знаем и можем решить;

2-ая — системы, которые не знаем, как решать.

Что такое решение системы? ( все пары значений переменных, которые одновременно обращают уравнения системы в верные числовые равенства).

А вот убедите всех, что вы можете решить системы первой группы!

План урока системы уравнений 8 класси План урока системы уравнений 8 класс— это линейные системы уравнений, которые можем решить способом алгебраического «сложения», потому что в первом и во втором уравнениях этих систем коэффициентами при одинаковых переменных являются либо одинаковые, либо противоположные числа.

Учитель: В чем заключается суть способа сложения?

Дети: С помощью умножения правой и левой части уравнений системы на одно и то же число нужно уравнять коэффициенты при одной из переменных, а затем заменить одно из уравнений системы его суммой или разностью с другим уравнением. При этом исключается эта переменная и получается уравнение с одной переменной. Затем находят решения системы.

Как видите, учитель предлагает детям выполнить действия с математическими объектами с аргументацией, когда они самостоятельно обращаются к теории курса математики и в качестве аргументов сами формулируют определения, свойства объектов и ставят перед собой задачи. Так происходит активное включение учащихся в процесс познания. А это и есть цель учителя.

По уже сложившейся традиции на уроке учитель обычно сам задает детям задания и наводящие вопросы. Например, такие: «Из каких видов уравнений составлены системы? Каким способом можно решить систему? Какие системы называются равносильными?» ( система, имеющая те же самые решения, что и исходная, является равносильной данной) И контролирует ответы учащихся, добиваясь верного ответа. В таком случае цель – верный ответ…

3.2. Фронтальная работа (Слайд № 8)

План урока системы уравнений 8 класс

Учащиеся решают самостоятельно на месте. Два ученика работают за крыльями доски. Учащиеся объясняют, каким способом они решают систему. (Работают сигнальные карточки.)

4. Постановка темы урока и цели урока.

Учитель: Что общего в каждом способе решения этих систем? Что их объединяет?

— эти системы можно решить способом «алгебраического» сложения.

Возможно, что вторую систему дети смогут решить двумя (или даже тремя) путями:

— способом алгебраического « сложения»;

— подставив вместо 2х в первое уравнение 10 (новый способ);

— найти из второго уравнения х, а затем подставить его значение 5 в первое уравнение (новый способ).

Возможно, дети не назовут идею (исключение одной из переменных), объединяющую все эти способы, тогда это следует сформулировать как учебную задачу и постараться найти ответ на неё до конца урока.

— Обобщите результаты своей деятельности с математическими объектами и предположите, как будет звучать тема сегодняшнего урока?

Ответы возможны разные. Из версий учащихся выбираем более правдоподобные и записываем на доске в качестве «рабочей» формулировки темы.

1. Системы квадратных и линейных уравнений.

2. Системы нелинейных и линейных уравнений.

3. Решение системы уравнений разными способами.

Маловероятно, что версия формулировки темы «Решение системы уравнений способом подстановки» появится у детей на этом этапе . Позже на этапе «открытия» ее можно будет уточнить.

4. Этап «открытия» нового знания.

4. 1. Работа в парах.

Предлагаю поработать в парах с системами, которые не похожи на те, которые вы знаете, как решать.

План урока системы уравнений 8 класс

Посмотрите внимательно на эти две системы уравнений. Подумайте, обсудите в парах, а затем перед всем классом расскажите о них все, что сможете.

Если дети будут затрудняться, то учитель может задать конкретный вопрос:

— Чем системы похожи и чем они отличаются?

-похожи тем, что имеют две переменные; в каждой системе есть линейное уравнение;

-отличаются тем, что в первой системе второе уравнение квадратное, а во второй нет;

-первую можно решить способом «сложения», а другую – нет.

Учитель: Предлагаю поработать сначала с первой системой, а затем – со второй.

Первая система: План урока системы уравнений 8 класс

Учитель: Предложите, пожалуйста, способ решения этой системы.

1) попробовать решить так, как мы знаем, то есть способом сложения.

2) поискать новый способ.

— Ребята, какой путь вы изберете: первый или второй? Ведь у нас урок «открытия»!

Учитель: Подумайте, поработав в парах, над новым способом решения.

Учащиеся высказывают предложения:

выделить «у» из первого уравнения (у = 5х + 3) и подставить во второе уравнение системы и решить как квадратное уравнение.

здесь предложена все та же идея — идея исключения одной переменной или неизвестной.

Заметьте, что дети в процессе размышления предлагают идеи, мысли, а учитель в это время записывает на доске то, что говорят дети, чтобы перед глазами детей был образец письменной речи.

Учитель предложения учеников сам записывает на доске:

2х 2 — 15х + 7 = 0.

Учитель : Ребята, вы получили квадратное уравнение, которое умеете решать, и поэтому остановимся на этом этапе.

Учитель: Какой прием вы использовали?

Дети: Прием подстановки.

«Открытие» состоялось! Вы «открыли» способ подстановки! Я вас всех с этим поздравляю!

— Составьте и запишите план решения системы.

План урока системы уравнений 8 класс

Учитель: Ребята, я предлагаю вам открыть учебник на стр.150 и посмотреть на систему уравнений примера 2:

План урока системы уравнений 8 класс

Учитель: Посмотрите на этапы решения этой системы в учебнике. Какой вывод можно сделать?

— В нашем плане пять пунктов, в учебнике их три.

— На первом этапе авторы учебника объединили два преобразования: выразить переменную из одного уравнения и подставить полученное выражение во второе уравнение, на последнем — нашли значение второй переменной и записали ответ.

Учитель: Сделайте вывод: по смыслу эти планы одинаковы?

Учитель: Сделайте ещё вывод: для чего вы составили план решения системы уравнений?

Дети: Чтобы применять его для решения системы уравнений способом подстановки.

Учитель : Попробуйте решить вторую систему новым способом по составленному плану.

Вторая система: План урока системы уравнений 8 класс( Слайд №12, повт. слайда № 9)

Учитель: Подумайте и скажите, из какого уравнения проще выразить переменную?

— из первого уравнения выразить х и подставить во второе уравнение.

— из первого уравнения выразить у и подставить во второе уравнение.

Учитель: Хорошо, первый вариант выделит х, а второй – у, и подставят полученные выражения во второе уравнение. Два ученика работают на крыльях доски.

Примечание для учителей:

— здесь предложена все та же идея — идея исключения одной переменной или неизвестной.

Учитель : Проверим, какое уравнение получилось?

I вариант: х = -5 — у, II вариант: у = — 5 – х,

( — 5 – у )у = 4, х( — 5 – х ) = 4,

— 5у – у 2 = 4, — 5х – х 2 = 4,

у 2 + 5у + 4 = 0. х 2 + 5х + 4 = 0.

(Работают сигнальные карточки.)

— Зависит ли решение системы уравнений от того, какую переменную вы выразили?

-не зависит, мы получили два одинаковых по смыслу уравнения.

— Ребята, дайте название действиям, которые вы выполняли, работая с этими системами.

(выполняли преобразования, в результате которых была получена равносильная система)

— выражали переменную из одного уравнения системы и подставляли полученное выражение в другое.

А какой прием или идею вы использовали?

— идею исключения переменной или неизвестной.

-Ребята, вы почувствовали себя исследователями? Как можно назвать ваши действия?

— «Открытие» новых знаний.

— Ребята, так что же объединяет два способа решения систем уравнений: алгебраического сложения и нового?

Возможный ответ: оба способа направлены на достижение одной цели — исключить одну из переменных и получить уравнение с одним неизвестным.

— Итак, какие «старую» идею и новый способ вы использовали для решения систем уравнений?

Дети: Идею исключения переменной и способ подстановки.

— Системы, с которыми мы сегодня работали, не являются линейными, а метод, который вы «открыли» самостоятельно, в математике получил название – способ подстановки.

— Так как же более точно звучит тема сегодняшнего урока?

— «Решение системы уравнений способом подстановки».

— Верно! А теперь запишем тему урока: «Решение системы уравнений способом подстановки». Вы все хорошо справились с «открытием» новых знаний. Поздравляю!

Ребята, все что вы «открыли» сегодня, будете использовать для следующего «открытия» на уроке завтра.

Данный урок является уроком «открытия» нового знания (главное — это самостоятельное «открытие» нового знания). Применением же этих знаний учащиеся будут заниматься на следующем уроке, чтобы еще более осознать смысл «открытого» ими знания.

Если «открытие» школьниками новых знаний пройдет быстро и останется время (что маловероятно: материал сложный), то можно будет провести этап применения новых знаний (см. ниже). Поэтому этап 5 – это вариативный этап урока, который состоится только при наличии свободного времени. Подчеркиваем, что нецелесообразно обязательно стараться успеть провести этот этап, заставляя детей спешить в момент «открытия» и планировать, таким образом, информационную перегрузку детей, которая мешает интеллектуальной осмысленной деятельности школьников с содержанием математики.

5. Первичный опыт использования новых знаний (вариативный этап)

А сейчас попробуйте применить «открытие» к решению задач, которые вам предлагают авторы учебника.

5.1. Работа с учебником и печатной тетрадью. ( Два ученика работают у доски на крыльях или переносных досках, остальные – в тетрадях ).

В учебнике № 378(1а)

1(а) План урока системы уравнений 8 класс

Учащиеся, подумав, рассуждают примерно так: выразим из первого уравнения у = 2х+1 и подставим во второе уравнение это выражение, получим: х(2х+1) = 15, раскроем скобки и решим квадратное уравнение 2х 2 + х – 15 = 0 по общей формуле. Найдем

D = в 2 — 4ас = 121, х 1 = 2,5; х 2 = — 3.

Проверяем (работают сигнальные карточки).

За крылом доски ученик решает № 218 (из печатной тетради, а остальные в печатной тетради самостоятельно). Обсуждаем решение: обозначим буквой х одно число, а буквой у — второе число. Составим разность чисел: х — у = 7, получим первое уравнение. Составим произведение этих чисел: ху. Зная, что произведение этих чисел больше их утроенной суммы на 21, составим второе уравнение системы: ху-3(х+у) = 21.

Составим систему уравнений: План урока системы уравнений 8 классРешим систему уравнений и найдем эти числа.

Ответ: 0 и -7 или 13 и 6.

Проверяем (работают сигнальные карточки).

Итак, какой новый способ вы использовали для решения системы уравнений?

Ответ: Способ подстановки.

Сделаем вывод: какие способы решения систем уравнений вы теперь знаете?

Способ сложения и способ подстановки .

Что же их объединяет? Идея исключения переменной.

6. Этап «Решение задачи на смекалку с авторского сайта Муравиных» http://muravin2007.narod.ru/p0078.htm

План урока системы уравнений 8 класс

План урока системы уравнений 8 класс

7. Домашнее задание (1 мин.) (Слайд №15)

План урока системы уравнений 8 класс

8. Подведение итога урока. Рефлексия (10 мин.)

8.1 Достижение предметных и метапредметных результатов.

Вопросы к учащимся:

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Предполагаемые ответы : о существовании способа подстановки; о решении системы уравнений способом подстановки.

Чему научились на уроке?

(В помощь детям учитель открывает слайды 16-18 с предметными и метапредметными результатами. Опираясь на них, дети отвечают на вопросы).

План урока системы уравнений 8 классПлан урока системы уравнений 8 классПлан урока системы уравнений 8 класс

3) Опыт использования каких «старых» знаний и умений вам сегодня пригодился?

Предполагаемые ответы: знание способа сложения для решения системы уравнений; свойств уравнений; умение решать квадратные и линейные уравнения; выполнение действий над числами.

4) Что вызвало у вас затруднение и почему?

5) Что вызвало у вас удивление на уроке? (Например, что можно решить системы уравнений новым способом.)

6) Какой вид деятельности понравился вам больше всего и почему?

Достижение личностных результатов

— Ребята, в начале урока вы поставили личностную цель. (Слайд №19,

Покажите зеленую карточку, если вы ее достигли, и красную, если нет. Кто хочет поделиться своими выводами вслух? (Если желающих не будет, то это нормально.)

Учитель: Ребята, сегодня первый урок изучения новой темы, поэтому в журнал я выставлю только отличные и хорошие отметки. На следующем уроке мы продолжим работу. На этом наш урок окончен.

План урока системы уравнений 8 класс

Мы не прощаемся с вами. Сегодня вы будете общаться по скайпу с авторами наших учебников: Муравиными Георгием Константиновичем и Ольгой Викторовной, и сможете задать им свои вопросы.

Видео:Решение систем уравнений. Методом подстановки. Выразить YСкачать

Решение систем уравнений. Методом подстановки. Выразить Y

Открытый урок по теме «Решение систем уравнений различными способами»

Разделы: Математика

Цели урока:

  1. Систематизация знаний, умений и навыков при решении систем уравнений различными способами.
  2. Развитие: вычислительных навыков устного и письменного счета, умений применять знания на практике в новых условиях, межпредметных связей с историей, астрономией и информатикой.
  3. Воспитание интереса к предмету, патриотизма, чувства прекрасного, гордости за свою страну, самостоятельности и умения работать в заданном темпе.
  4. Развитие слухового и слухо-зрительного восприятия. Формирование математически грамотной речи учащихся.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.

Словарь: средневековый ученый, Николай Коперник, российский ученый, Константин Эдуардович Циолковский, Галактика, Солнце, способ подстановки, способ сложения, выразить одну переменную через другую.

Ход урока

I. Организационный момент.

  1. Организационный момент.
  2. Устная работа.
  3. Самостоятельная работа.
  4. Физминутка.
  5. Выполнение упражнений.
  6. Домашнее задание.
  7. Итог урока.

Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы с вами очередной раз совершим виртуальное путешествие. Мы отправимся с вами в путешествие по необъятным просторам космического пространства. Как вы думаете, почему я выбрала такое путешествие? (потому что скоро 12 апреля – День космонавтики). Совершенно верно.

II. Устная работа.

Перед началом нашего путешествия необходимо размяться и ответить на несколько вопросов. (Приложение 1, Слайд 2)

  1. Какие способы решения систем уравнений вы знаете?
  2. Является ли пара чисел (2; — 1) решением системы уравнений?

План урока системы уравнений 8 класс

  1. Выразите одну переменную через другую.
    1) х + у = 2;
    2) х – 2у = 4.

III. Самостоятельная работа.

Решить систему уравнений: (Приложение 1, Слайд 3)

План урока системы уравнений 8 класс

IV. Физминутка.

Прежде чем вы приступите к работе надо выполнить физминутку.

V. Выполнение упражнений.

Итак, мы отправляемся.

Впервые человек начал задумываться о космосе очень давно. Еще в XV веке средневековый ученый Коперник обратил свой взор в небо. (Приложение 1, Слайд 4)

Российский ученый Циолковский мечтал о полетах людей в космос и даже придумывал эскизы ракет. (Приложение 1, Слайд 5)

Мечту Константина Эдуардовича Циолковского воплотил в реальность советский конструктор космических ракет Сергей Павлович Королев. (Приложение 1, Слайд 6)

А полетел в космос первый в мире советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин (Приложение 1, Слайд 7)

Вот и мы с вами совершим сегодня путешествие в практически неизведанные дали космического пространства.

Для того чтобы перемещаться по необъятным просторам космоса нам необходимо определять координаты нашего местонахождения.

В космосе есть своя определенная система координат, но сегодня мы воспользуемся координатами, полученными при решении систем уравнений двумя способами: способом подстановки и способом сложения.

Ну, что? Приступим к решению?

1. Решить систему уравнений способом подстановки: (Приложение 1, Слайд 8).

План урока системы уравнений 8 класс

Выберите правильный ответ. (Приложение 1, Слайд 12).

Молодцы! Мы определили координаты расположения одной из многочисленных галактик. Это наша Галактика в которой мы живем. (Приложение 1, Слайд 15).

Кто прочитает, что это за галактика?

2. Решить систему уравнений способом сложения или вычитания: (Приложение 1, Слайд 9).

План урока системы уравнений 8 класс

Выберите правильный ответ. (Приложение 1, Слайд 13).

Хорошо! А сейчас мимо нас пролетает комета с данными координатами (комета Галлея).

Прочитайте, что это за комета? (Приложение 1, Слайд 16).

3. Решить систему уравнений любым удобным способом: (Приложение 1, Слайд 10).

1 способ (подстановки)

План урока системы уравнений 8 класс

2 способ (сложения)

План урока системы уравнений 8 класс

Выберите правильный ответ. (Приложение 1, Слайд 14).

Молодцы! А теперь мы оказались возле звезды по имени Солнце.

Кто прочитает, что это за звезда? (Приложение 1, Слайд17).

VI. Домашнее задание.

1. Решить систему уравнений любым удобным способом: (Приложение 1, Слайд 11).

1 способ (подстановки).

План урока системы уравнений 8 класс

2 способ (сложения).

План урока системы уравнений 8 класс

VII. Итог урока.

🌟 Видео

Решение систем уравнений методом сложенияСкачать

Решение систем уравнений методом сложения

ПОСМОТРИ это видео, если хочешь решить систему линейных уравнений! Метод ПодстановкиСкачать

ПОСМОТРИ это видео, если хочешь решить систему линейных уравнений! Метод Подстановки

Алгебра 8 класс (Урок№29 - Решение задач с помощью квадратных уравнений.)Скачать

Алгебра 8 класс (Урок№29 - Решение задач с помощью квадратных уравнений.)

Алгебра 8 класс (Урок№6 - Решение уравнений графическим способом.)Скачать

Алгебра 8 класс (Урок№6 - Решение уравнений графическим способом.)

Математика | Система уравнений на желтую звездочку (feat Золотой Медалист по бегу)Скачать

Математика | Система уравнений на желтую звездочку (feat  Золотой Медалист по бегу)

8 класс, 21 урок, Графическое решение уравненийСкачать

8 класс, 21 урок, Графическое решение уравнений

Решение систем уравнений методом сложенияСкачать

Решение систем уравнений методом сложения

Решение системы неравенствСкачать

Решение системы неравенств

Решение систем уравнений второго порядка. Практическая часть. 8 класс.Скачать

Решение систем уравнений второго порядка. Практическая часть. 8 класс.

Алгебра 7. Урок 8 - Системы линейных уравненийСкачать

Алгебра 7. Урок 8 - Системы линейных уравнений

9 класс, 11 урок, Методы решения систем уравненийСкачать

9 класс, 11 урок, Методы решения систем уравнений

Решение биквадратных уравнений. 8 класс.Скачать

Решение биквадратных уравнений. 8 класс.

Алгебра 8 класс. Тема: "Понятие системы рациональных уравнений"Скачать

Алгебра 8 класс. Тема: "Понятие системы рациональных уравнений"

Урок на тему РЕШЕНИЕ СИСТЕМ НЕРАВЕНСТВ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ 8 КЛАСССкачать

Урок на тему РЕШЕНИЕ СИСТЕМ НЕРАВЕНСТВ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ 8 КЛАСС

СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙ В ЕГЭ ЧАСТЬ I #shorts #математика #егэ #огэ #профильныйегэСкачать

СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙ В ЕГЭ ЧАСТЬ I #shorts #математика #егэ #огэ #профильныйегэ

Решение системы линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки. 6 класс.Скачать

Решение системы линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки. 6 класс.
Поделиться или сохранить к себе: