Презентация к уроку
Загрузить презентацию (434 кБ)
Цель урока. Решение уравнений с параметрами и модулями, применяя свойства функций в неожиданных ситуациях и освоение геометрических приемов решения задач. Нестандарные уравнения.
Задачи:
- Образовательные: научить решать некоторые виды уравнений уравнений модулями и параметрами;
- Развивающие: развивать культуру мысли, культуру речи и умение работать с тетрадью и доской.
- Воспитательные: воспитывать самостоятельность и умение преодолевать трудности.
Оборудование: наглядный материал для устного счёта и объяснения новой темы. Интерактивная доска, мультимедийное оборудование урока.
Структура урока:
- Повторение изученного материала (устный счёт).
- Изучение нового материала.
- Закрепление изученного материала.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
1. Повторение важнейшего теоретического материала по темам: «Уравнения, содержащие модуль», «Решение уравнений с параметрами»
1) «Уравнения, содержащие модуль»
Абсолютной величиной или модулем числа a называется число a, если a > 0, число – a, если a <
Неравенство | x | 0) равносильно двойному неравенству – a 0.
Неравенство | x | > a, (если a > 0) равносильно двум неравенствам
Неравенство | x | > a, (если a : | x + 3 | + | y – 2 | = 4;
Расcмотрим четыре случая
< | x + 3 > 0 | < | x > – 3 |
y – 2 > 0 | y > 2 | ||
x + 3 + y – 2 = 4 | y = – x + 3 |
< | x + 3 > 0 | < | x > – 3 |
y – 2 < | x + 3 < | x 0 | y > – 2 |
– x – 3 – y – 2 = 4 | y = x + 9 |
< | x + 3 < | x 2 – 1) х = а + 1. Нетрудно сообразить, что при решении этого уравнения достаточно рассмотреть такие случаи: 1) а = 1; тогда уравнение принимает вид ОX = 2 и не имеет решения 2) а = – 1; получаем ОX = О , и очевидно х – любое. Ответ: 3. Решения примеров (из вариантов С) 1. При каком значении параметра р уравнение | х 2 – 5х + 6 | + | х 2 – 5х + 4 | = р имеет четыре корня. Рассмотрим функцию у = | х 2 – 5х + 6 | + | х 2 – 5х + 4 | Так как х 2 – 5х + 6 = (х – 2)(х – 3) и х 2 – 5х + 4 = (х – 1)(х – 4), то y = | (х – 2)(х – 3) | + | (х – 1)(х – 4) |, корни квадратных трехчленов отметим на числовой прямой
Числовая прямая при этом разбивает на 5 промежутков
Для случая 3) х0 = – b | 2a = 2, y0 = 25 : 2 + 25 – 10 = 2,5 Итак, (2,5; 2,5) – координаты вершины параболы y = – 2x 2 + 10x – 10. Построим график функции, заданной равенством Как видно из рисунка, исходное уравнение имеет четыре корня, если 2 2 – | x | = 6 1. Решить уравнение: | x – 5 | – | 2x + 3 | = 10 1. Решить уравнение | x – 5 | – | 2x + 3| = 10 5. Итог урока 1. Определение модуля. 6. Задание на дом. C5 варианта №11 Ф.Ф. Лысенко. Математика, 2012 Видео:Что такое параметр? Уравнения и неравенства с параметром. 7-11 класс. Вебинар | МатематикаСкачать АлгебраПлан урока: Видео:Как решать уравнения с модулем или Математический торт с кремом (часть 1) | МатематикаСкачать Модуль числаНапомним, что такое модуль числа. Так называют значение числа, взятое без учета его знака. То есть модуль чисел 9 и (– 9) одинаков и равен 9. Для обозначения модуля применяют специальные прямоугольные скобки: |2,536| = |– 2,536| = 2,536 Грубо говоря, операция нахождения модуля сводится к отбрасыванию у числа знака «минус», если он у него есть. Вообще, если число х неотрицательно, то его модуль |х| = х. Если же число отрицательно, то его модуль имеет противоположное значение: |х| = х. Математически это можно записать так: Именно такое определение обычно и применяется в математике. Модуль играет важную роль в математике. Дело в том, с его помощью удобно записывать расстояние между двумя точками на координатной прямой. Пусть на ней отмечены точки a и b. Расстояние между ними равно |a – b|, причем неважно, какое из этих чисел больше, а какое меньше: Также модуль возникает при извлечении квадратного корня из четной степени числа: В частности, если n = 1, получим формулу: Для того чтобы получить график функции у = |x|, сначала надо построить график функции без учета знака модуля: Далее следует выполнить преобразование. Те точки графика, которые располагаются выше оси Ох, остаются на своем месте. В данном случае это та часть графика, которая находится в I четверти. Те же точки, которые располагаются ниже оси Ох, должны быть симметрично (относительно этой самой оси Ох) отображены. В результате они окажутся выше оси Ох: В результате получилась «галочка». Пример. Постройте график ф-ции у = |х 2 – 4х + 3| Решение. Для построения графика функции, содержащей модуль, сначала надо построить график для «подмодульного» выражения. Поэтому построим график у = х 2 – 4х + 3. Это квадратичная ф-ция, ее график – это парабола: Часть графика, в промежутке от 1 до 3, находится ниже оси Ох. Чтобы построить ф-цию у = |х 2 – 4х + 3|, надо перевернуть эту часть графика: Видео:Как решать уравнение с параметром и модулем ★ Решите уравнение: x-|x|=aСкачать Решение уравнений с модулемИзучим простейший случай уравнения, содержащего модуль, когда вся его слева записано выр-ние в модульных скобках, а справа находится число. То есть уравнение имеет вид где b – какое-то число, а у(х) – произвольная ф-ция. Если b 10 + 97x 4 – 12,56х 3 + 52х 2 + 1001х – 1234| = – 15 Решение: Справа стоит отрицательное число. Однако модуль не может быть меньше нуля. Это значит, что у ур-ния отсутствуют корни. Ответ: корни отсутствуют. Если b = 0, то мы получим какое-то произвольное ур-ние у(х) = 0, у которого могут быть корни. Проще говоря, модульные скобки в таком случае можно просто убрать. Пример. Решите ур-ние Ясно, что подмодульное выр-ние равно нулю: Наиболее интересен случай, когда b> 0, то есть в правой части стоит положительное число. Ясно, что тогда под модулем находится либо само это число b, либо противоположное ему число – b: То есть мы получаем два различных ур-ния: у(х) = bи у(х) = – b. Пример. Решите ур-ние Решение. В правой части – положительное число, поэтому либо х = – 10, либо х = 10. Пример. Решите ур-ние Решение. Исходное ур-ние разбивается на два других ур-ния: 10х + 5 = 7 или 10х + 5 = – 7 10х = 2 или 10х = – 12 х = 0,2 или х = – 1,2 Пример. Найдите корни ур-ния Решение. Снова заменим исходное равенство на два других: x 2 – 2х – 4 = 4 или x 2 – 2х – 4 = – 4 Имеем два квадратных ур-ния. Решим каждое из них: D = b 2 – 4ас = (– 2) 2 – 4•1•(– 8) = 4 + 32 = 36 Нашли корни (– 2) и 4. Решаем второе ур-ние: х = 0 или х – 2 = 0 Получили ещё два корня: 0 и 2. Встречаются случаи, когда в уравнении, содержащем знак модуля, под ним находятся обе части равенства: Здесь возможны два варианта. Либо подмодульные выр-ния равны друг другу (у(х) = g(x)), либо у них противоположные значения (у(х) = – g(x)). То есть снова надо решить два ур-ния. Пример. Решите ур-ние |x 2 + 2x– 1| = |х + 1| Решение. Выр-ния справа и слева (без знака модуля) либо равны, либо противоположны. Можно составить два ур-ния: x 2 + 2x– 1 = х + 1 или x 2 + 2x– 1 = – (х + 1) х 2 + х – 2 = 0 или х 2 + 3х = 0 Решим 1-ое ур-ние: D = b 2 – 4ас = 1 2 – 4•1•(– 2) = 1 + 8 = 9 Теперь переходим ко 2-омуур-нию: х = 0 или х + 3 = 0 Всего удалось найти 4 корня: (– 1), (– 2), 2 и 0. Возможен случай, когда в левой части равенства находится модуль выр-ния, а в правой – обычное выражение, без модуля. Такое ур-ние имеет вид |у(х)| = g(x). Здесь также возможны два варианта: у(х) = g(x) или у(х) = – g(x). Однако следует учитывать ещё один факт. Модуль не может быть отрицательным, а потому должно выполняться нер-во g(x)⩾ 0. Но это неравенство не надо решать. Достаточно просто подставить в него все полученные корни и проверить, справедливо ли нер-во. Пример. Найдите решение уравнения, содержащего модуль: |х 2 + 3,5х – 20| = 4,5х Решение. Рассмотрим два отдельных равенства: х 2 + 3,5х – 20 = 4,5х илих 2 + 3,5х – 20 = – 4,5х х 2 – х – 20 = 0 или х 2 + 8х – 20 = 0 Решим каждое из полученных квадратных ур-ний. D = b 2 – 4ас = 1 2 – 4•1•(– 20) = 1 + 80 = 81 D = b 2 – 4ас = 8 2 – 4•1•(– 20) = 64 + 80 = 144 Итак, получили 4 корня: (– 4), 5, (– 10) и 2. Однако правая часть исходного ур-ния, 4,5x, не может быть отрицательной, ведь модуль числа – это всегда неотрицательная величина: Для х = – 4 и х = – 10 это условие не выполняется, поэтому эти корни должны быть исключены. Мы рассмотрели три случая, когда ур-ние имеет вид: Однако порою ур-ние не удается свести ни к одному из этих видов. Тогда для решения уравнений и неравенств, содержащих модуль, следует рассматривать их на отдельных интервалах, где подмодульные выр-ния не изменяют свой знак. Пример. Найдите корни ур-ния Решение. Выр-ния х + 1 и х – 4 меняют знак при переходе через точки (– 1) и 4: Если отметить обе точки на прямой, то они образуют на ней 3 интервала: Исследуем ур-ние на каждом из полученных промежутков. Так как при х 2 + bx + c = 0 Параметры встречаются не только при описании ур-ний, но и, например, при рассмотрении функций. Так, линейная функция задается формулой у = kx + b. Здесь числа k и b являются параметрами. Так как ур-ние у = kx + b задает на плоскости прямую линию, то величины k и b порою называют параметрами уравнения прямой. Если при решении обычного ур-ния мы определяем значение его корней в виде конкретных чисел, то при решении ур-ний с параметром находят формулу, позволяющую при заданном значении параметра вычислить значение корня. Пример. Решите ур-ние и найдите его корни при значении параметра а, равном 3. Решение. Вынесем множитель х за скобки: х = 0 или х – 2а = 0 Получили, что при любом значении параметра а ур-ние имеет два корня. Один из них равен нулю при любом значении а, а второй вычисляется по формуле х = 2а: при а = 3х = 2•3 = 6 Ответ: есть два корня – 0 и 2а. При а = 2 корни равны 0 и 6. Пример. Решите ур-ние р 2 х – 3рх = р 2 – 9 Решение. Слева вынесем за скобки множитель рх, а выр-ние справа преобразуем, используя формулу разности квадратов: рх(р – 3) = (р – 3)(р + 3) Возникает желание поделить обе части рав-ва на р(р – 3), чтобы выразить х. Однако сразу так делать нельзя, ведь если величина р(р – 3) равна нулю, то получится деление на ноль. Поэтому сначала изучим случаи, когда один из множителей слева равен нулю. Если р = 0, то мы получим рав-во 0•х•(0 – 3) = (0 – 3) (3 – 0) Это неверное тождество, а потому при р = 0 ур-ние корней не имеет. Если р – 3 = 0, то есть р = 3, получится следующее Это равенство верно при любом х. Значит, при р = 3 корнем ур-ния является любое число. Если же р≠ 0 и р ≠ 3, то произведение р(р – 3) также не равно нулю, а потому обе части равенства можно поделить на р(р – 3). Тогда получим В этом случае ур-ние имеет единственный корень. Ответ: при р = 0 корней нет; при р = 3 корнем является любое число; при других рх = (р + 3)/р. Часто в задаче требуется не выразить корень ур-ния через параметр, а лишь оценить количество корней ур-ния или диапазон их значений. Пример. Сколько корней имеет ур-ние при различных значениях параметра b. Решение. Будем решать ур-ние графическим методом. Для этого сначала построим график у = |х 2 – 6х + 5|. В модульных скобках находится обычная квадратичная функция, чьи ветви смотрят вверх. Найдем нули функции: D = b 2 – 4ас = (– 6) 2 – 4•1•5 = 36 + 20 = 16 Итак, нули ф-ции – это точки 1 и 5. Найдем координату х0 вершины параболы по формуле: Подставив х0 в квадратичную ф-цию найдем координату у0 вершины параболы: 3 2 – 6•3 + 5 = 9 – 18 + 5 = – 4 Теперь построим квадратичную ф-цию: Для построения графика, содержащего модуль функции, надо отобразить точки с отрицательными ординатами (они находятся ниже оси Ох) симметрично относительно оси Ох: Мы построили график левой части ур-ния. График правой части представляет собой горизонтальную прямую у = b. Можно выделить 5 различных случаев взаимного расположения этих графиков: При b 4 есть горизонтальная прямая пересекает график лишь в 2 точках, то есть получаем 2 корня. Ответ: нет корней при b 4; 3 корня при b = 4; 4 корня при 0 4 – (а + 2)х 2 + 3а – 3 = 0 имеет ровно 4 корня? Решение. Это ур-ние является биквадратным, то есть для его решения нужно произвести замену у = х 2 : у 2 – (а + 2)у + 3а – 3 = 0 (1) Для того, чтобы исходное ур-ние имело 4 корня, необходимо, чтобы у квадратного уравнения с параметром(1) было два положительных корня: у1 и у2. Тогда, проводя обратную замену х 2 = у1 и х 2 = у2, мы получим два разных квадратных ур-ния, корни которых будут равны Если же хоть один из двух корней, например, у1, окажется равным нулю, то величины Совпадут (они обе будут равны нулю), и останется лишь 3 корня. Если же у1 будет отрицательным числом, то ур-ние вовсе не будет иметь решений, и тогда останется не более 2 корней. Итак, решим ур-ние (1): у 2 – (а + 2)у + 3а – 3 = 0 D = b 2 – 4ас = (– (а + 2)) 2 – 4•1•(3а – 3) = (а + 2) 2 – 12 а + 12 = = а 2 + 4а + 4 – 12а + 12 = а 2 – 8а + 16 = а 2 – 2•4•а + 4 2 = (а – 4) 2 Чтобы у ур-ния (1) было два различных корня, дискриминант должен быть положительным. Величина (а – 4) 2 положительна при всех значениях а, кроме а = 4, которое обращает дискриминант в ноль. Значит, а ≠ 4. Извлечем корень из дискриминанта: Корни ур-ния (1) можно вычислить по формулам: И у1, и у2 должны быть положительными величинами, однако у1 меньше, чем у2 (ведь для его вычисления дискриминант брали со знаком «минус», а не «плюс»). Поэтому достаточно записать нер-во: Получили неравенство, содержащее модуль. Для избавления от модульных скобок в нер-ве рассмотрим 2 случая. Если а – 4>0, то есть а > 4, выполняется равенство Это нер-во выполняется при любом допустимом значении а, поэтому при а >4 исходное ур-ние имеет 4 корня. Итак, при условии, что а 1. Это значит, что а∊(1; 4). С учетом первого случая, при котором было получено решение можно записать окончательный ответ: а∊(1; 4)∪(4; + ∞). Пример. При каких параметрах а у ур-ния х 2 – 2(а + 1)х + а 2 + 2а – 3 = 0 существует два корня, которые принадлежат интервалу (– 5; 5)? Решение. Данное ур-ние является квадратным. Найдем его дискриминант: D = b 2 – 4ас = (– 2(а + 1)) 2 – 4•1•( а 2 + 2а – 3) = 4(а 2 + 2а + 1) – 4(а 2 + 2а – 3) = = 4(а 2 + 2а + 1 – а 2 – 2а + 3) = 4•4 = 16 Получаем, что при любом а дискриминант положителен, а потому уур-ния 2 корня. Вычислить их можно по формулам Для того, чтобы оба решения уравнения с параметром принадлежали интервалу (– 5; 5), нужно, чтобы меньший из них (это х1) был больше – 5, больший (это х2) – меньше – 5: Значит, должны выполняться два нер-ва х1>– 5и х2 – 5 и а + 3 – 4 и а 1 (-1) Видео:Решаем квадратное уравнение с параметромСкачать Квадратные уравнения с параметромУравнение называется квадратным, если имеет вид (ax^2+bx+c=0,) где (a,b,c) — любые числа ((a≠0)). При этом надо быть внимательным, если (a=0), то уравнение будет линейным, а не квадратным. Поэтому, первым делом при решении квадратного уравнения с параметром, рекомендую смотреть на коэффициент при (x^2) и рассматривать 2 случая: (a=0) (линейное уравнение); (a≠0) (квадратное уравнение). Квадратное уравнение часто решается при помощи дискриминанта или теоремы Виета. Видео:✓ Четыре способа решить параметр с модулем | ЕГЭ-2018. Задание 17. Математика | Борис ТрушинСкачать Исследование квадратного многочленаЧтобы решить квадратное уравнение с параметром, нужно понять, при каких значениях параметра существуют корни, и найти их, выразив через параметр. Обычно это делается просто через анализ дискриминанта. (см. пример 1) Но иногда в задачах с параметром просят найти такие значения параметра, при которых корни принадлежат определенному числовому промежутку. Например:
В итоге получаем: если (a*f(γ) 0), то (γ∉(x_1,x_2)). Нам осталось наложить условие, чтобы наши корни были слева от числа (γ). Здесь нужно просто сравнить положение вершины нашей параболы (x_0) относительно (γ). Заметим, что вершина лежит между точками (x_1) и (x_2). Если (x_0 0, \x_0 При каких значениях параметра a уравнение $$a(a+3) x^2+(2a+6)x-3a-9=0$$ имеет более одного корня? 1 случай: Если (a(a+3)=0), то уравнение будет линейным. При (a=0) исходное уравнение превращается в (6x-9=0), корень которого (x=1,5). Таким образом, при (a=0) уравнение имеет один корень. 2 случай: Если (a≠0; a≠-3), то получим квадратное уравнение. При положительном дискриминанте уравнение будет иметь более одного корня: $$D>0$$ $$D/4=(a+3)^2+3a(a+3)^2>0$$ $$(a+3)^2 (3a+1)>0$$ $$a>-frac.$$ С учетом (a≠0;) (a≠-3), получим, что уравнение имеет два корня при (a∈(-frac;0)∪(0;+∞)). Объединив оба случая получим (внимательно прочитайте, что от нас требуется): Найти все значения параметра a, при которых корни уравнения $$(a+1) x^2-(a^2+2a)x-a-1=0$$ принадлежат отрезку ([-2;2]). 1 случай: Если (a=-1), то (0*x^2-x+1-1=0) отсюда (x=0). Это решение принадлежит ([-2;2]). 2 случай: При (a≠-1), получаем квадратное уравнение, с условием, что все корни принадлежат ([-2;2]). Для решения введем функцию (f(x)=(a+1) x^2-(a^2+2a)x-a-1) и запишем систему, которая задает требуемые условия: Подставляем полученные выражения в систему: 📹 Видео✓ Параметр с модулями | ЕГЭ-2021. Задание 17. Математика. Профильный уровень | Борис ТрушинСкачать №18 с МОДУЛЕМ и КОРНЕМ | Эти параметры будут на ЕГЭ 2024 по математикеСкачать ✓ Параметры с нуля и до ЕГЭ | Задание 17. Профильный уровень | #ТрушинLive #041 | Борис ТрушинСкачать 5-часовой стрим по ПАРАМЕТРАМ. Вся алгебра для №17 с нуля и до уровня ЕГЭ 2023Скачать Модуль числа. 6 класс.Скачать ✓ Свежий параметр | ЕГЭ-2019. Задание 17. Математика. Профильный уровень | Борис ТрушинСкачать МОДУЛЬ 😉 #егэ #математика #профильныйегэ #shorts #огэСкачать ✓ Квадратный трёхчлен с параметром и модулем | Досрок ЕГЭ-2019. Задание 17. Профиль | Борис ТрушинСкачать Как решать задания с параметром №17 ЕГЭ? | Математика ЕГЭ 2022 | УмскулСкачать Самая сложная тема из ЕГЭ. Задание с ПАРАМЕТРОМ | Математика TutorOnlineСкачать Уравнения с параметром. Алгебра, 8 классСкачать ПАРАМЕТРЫ С МОДУЛЕМ. НАЧАЛОСкачать Квадратные уравнения с параметрами Урок 2Скачать #120 Урок 45. Квадратные уравнения с модулем. Алгебра 8 класс. Решить уравнение. Модуль. Математика.Скачать Как решать уравнение с модулем Уравнение с модулями как решать Как раскрыть модуль в уравненииСкачать |