- Использование критерия Стьюдента для проверки значимости параметров регрессионной модели
- Проверка значимости модели множественной регрессии и ее параметров
- Критерий Фишера и критерий Стьюдента в эконометрике
- Таблицы по нахождению критерия Фишера и Стьюдента
- Критерии Стьюдента
- Видео лекциий по расчету критериев Фишера и Стьюдента
- Определение доверительных интервалов
- 🔥 Видео
Использование критерия Стьюдента для проверки значимости параметров регрессионной модели
Проверка статистической значимости параметров регрессионного уравнения (коэффициентов регрессии) выполняется по t-критерию Стьюдента, который рассчитывается по формуле:
где P — значение параметра;
Sp — стандартное отклонение параметра.
Рассчитанное значение критерия Стьюдента сравнивают с его табличным значением при выбранной доверительной вероятности (как правило, 0.95) и числе степеней свободы N—k-1, где N-число точек, k-число переменных в регрессионном уравнении (например, для линейной модели Y=A*X+B подставляем k=1).
Если вычисленное значение tp выше, чем табличное, то коэффициент регрессии является значимым с данной доверительной вероятностью. В противном случае есть основания для исключения соответствующей переменной из регрессионной модели.
Величины параметров и их стандартные отклонения обычно рассчитываются в алгоритмах, реализующих метод наименьших квадратов.
Видео:Эконометрика. Оценка значимости уравнения регрессии. Критерий ФишераСкачать

Проверка значимости модели множественной регрессии и ее параметров
Для оценки значимости параметров уравнения множественной регрессии используют критерий Стьюдента. Напомним, что значимость параметров означает их отличие от нуля с высокой долей вероятности. Нулевой гипотезой в данном случае является утверждение
Фактическое значение t-критерия определяется по формуле

В формуле (2.27) под оценкой параметра 





Формулу 



где 











Теоретическое значение t-критерия находят по таблице значений критерия Стьюдента для уровня значимости а и числа степеней свободы 

Нулевая гипотеза о незначимости параметра 

где 
На основе выражения (2.29) можно построить также доверительный интервал для оцениваемого параметра 

Выражение (2.30) позволяет как оценить значимость параметра, так и дать его экономическую интерпретацию (если оценивается коэффициент регрессии). Очевидно, что параметр 
Так как коэффициент регрессии является абсолютным показателем силы связи, границы доверительного интервала 





Рассмотрим результаты оценки значимости параметров для примера 2.1. Стандартные ошибки параметров равны
Напомним, что под знаком корня в квадратных скобках стоит элемент матрицы 
нии j-й строки и j-го столбца, номер; равен номеру оцениваемого параметра.
Фактическое значение критерия Стьюдента равно
Табличное значение t-критерия для 


Найдем границы доверительных интервалов для коэффициентов регрессии.
Отметим, что, руководствуясь значениями границ доверительных интервалов, можно сделать те же выводы о значимости коэффициентов регрессии (так как нуль не попадает в доверительный интервал). Выводы в данном случае и не могли быть иными, чем при сравнении фактического и табличного значений критерия Стьюдента, так как формула (2.30) является следствием формулы (2.29). Дадим экономическую интерпретацию границ доверительных интервалов для коэффициентов регрессии.
Коэффициент 


Изменение объема отгрузки в обрабатывающих производствах на 1 млн руб. приведет к изменению (с вероятностью 0,95 (
При изменении производства энергии на 1 млн руб. поступление налогов изменится (с вероятностью 0,95 (
Как было отмечено в параграфе 2.2, при построении модели регрессии с использованием центрированных переменных коэффициенты регрессии не отличаются от коэффициентов регрессии в натуральной форме. Это утверждение относится также к величине стандартных ошибок коэффициентов регрессии и, следовательно, к фактическим значениям критерия Стьюдента.
При использовании стандартизованных переменных меняется масштаб их измерения, что приводит к другим, чем в исходной регрессии, значениям параметров (стандартизованных коэффициентов регрессии) и их стандартных ошибок. Однако фактические значения критерия Стьюдента для параметров уравнения в стандартизованном масштабе совпадают с теми значениями, которые были получены по уравнению в натуральном масштабе.
Для оценки значимости всего уравнения регрессии в целом используется критерий Фишера (F-критерий), который в данном случае называют также общим F-критерием. Под незначимостью уравнения регрессии понимается одновременное равенство нулю (с высокой долей вероятности) всех коэффициентов регрессии в генеральной совокупности:
Фактическое значение F-критерия определяется как соотношение факторной и остаточной сумм квадратов, рассчитанных по уравнению регрессии и скорректированных на число степеней свободы:

где 

Теоретическое значение F-критерия находят по таблице значений критерия Фишера для уровня значимости α, числа степеней свободы 

где 
Отметим, что если модель незначима, то незначимы и показатели корреляции, рассчитанные по ней. Действительно, если
то
и линия регрессии параллельна оси абсцисс. Кроме того, из системы нормальных уравнений, полученной по методу наименьших квадратов (2.8), следует, что 
При нулевых значения всех коэффициентов регрессии имеем выражение
т.е. при равенстве всех коэффициентов регрессии нулю (их статистической незначимости) коэффициент детерминации также будет равен нулю (статистически незначим).
Формулу (2.31) расчета F-критерия можно преобразовать, разделив факторную и остаточную суммы квадратов на общую сумму квадратов:
После простых преобразований получаем выражение
Расчет общего F-критерия можно оформить в виде таблицы дисперсионного анализа (табл. 2.2).
Таблица 2.2. Анализ статистической значимости модели множественной регрессии
Число степеней свободы df
Сумма квадратов SS
Дисперсия на одну степень свободы MS = SS/df
табличное значение для а = 0,05
Аналогичную таблицу дисперсионного анализа можно увидеть в результатах компьютерной обработки данных. Ее отличие
от приведенной выше таблицы заключается в содержании последнего столбца. В нашем случае это теоретическое значение критерия Фишера. В компьютерных вариантах в последнем столбце приводится значение вероятности допустить ошибку первого рода (отвергнуть верную нулевую гипотезу), которая соответствует фактическому значению F-критерия. В Excel эта величина называется «значимость F». Обозначим величину, выдаваемую компьютером в таблице дисперсионного анализа, как 

Выбирая для определения табличного значения критерия некий уровень значимости



Проверим на статистическую значимость уравнение регрессии, полученное в примере 2.1. Фактическое значение F-критерия равно
Табличное значение критерия Фишера для а = 0,05, числа степеней свободы 


При использовании опции «Регрессия» в ППП Excel для данного примера получена следующая таблица дисперсионного анализа (табл. 2.3).
Таблица 2.3. Таблица дисперсионного анализа, полученная при применении опции «Регрессия» в ППП Excel
Видео:Эконометрика. Оценка значимости параметров уравнения регрессии. Критерий Стьюдента.Скачать

Критерий Фишера и критерий Стьюдента в эконометрике
С помощью критерия Фишера оценивают качество регрессионной модели в целом и по параметрам.
Для этого выполняется сравнение полученного значения F и табличного F значения. F-критерия Фишера. F фактический определяется из отношения значений факторной и остаточной дисперсий, рассчитанных на одну степень свободы:
где n — число наблюдений;
m — число параметров при факторе х.
F табличный — это максимальное значение критерия под влиянием случайных факторов при текущих степенях свободы и уровне значимости а.
Уровень значимости а — вероятность не принять гипотезу при условии, что она верна. Как правило а принимается равной 0,05 или 0,01.
Если Fтабл > Fфакт то признается статистическая незначимость модели, ненадежность уравнения регрессии.
Видео:Т-критерий Стьюдента за 12 минут. Биостатистика.Скачать

Таблицы по нахождению критерия Фишера и Стьюдента
Таблицы значений F-критерия Фишера и t-критерия Стьюдента Вы можете посмотреть здесь.
Табличное значение критерия Фишера вычисляют следующим образом:
- Определяют k1, которое равно количеству факторов (Х). Например, в однофакторной модели (модели парной регрессии) k1=1, в двухфакторной k=2.
- Определяют k2, которое определяется по формуле n — m — 1, где n — число наблюдений, m — количество факторов. Например, в однофакторной модели k2 = n — 2.
- На пересечении столбца k1 и строки k2 находят значение критерия Фишера
Для нахождения табличного значения критерия Стьюдента определяют число степеней свободы, которое определяется по формуле n — m — 1 и находят его значение при определенном уровне значимости (0,10, 0,05, 0,01).
Видео:t-критерий Стьюдента для проверки гипотезы о средней в MS ExcelСкачать

Критерии Стьюдента
Для оценки статистической значимости модели по параметрам рассчитывают t-критерии Стьюдента.
Оценка значимости модели с помощью критерия Стьюдента проводится путем сравнения их значений с величиной случайной ошибки:
Случайные ошибки коэффициентов линейной регрессии и коэффициента корреляции определяются по формулам:
Сравнивая фактическое и табличное значения t-статистики и принимается или отвергается гипотеза о значимости модели по параметрам.
Зависимость между критерием Фишера и значением t-статистики Стьюдента определяется так
Как и в случае с оценкой значимости уравнения модели в целом, модель считается ненадежной если tтабл > tфакт
Видео:Коварный t критерий СтьюдентаСкачать

Видео лекциий по расчету критериев Фишера и Стьюдента
Для более подробного изучения расчетов критериев Фишера и Стьюдента советуем посмотреть это видео
Лекция 1. Критерии и Гипотезы
Лекция 2. Критерии и Гипотезы
Лекция 3. Критерии и Гипотезы
Видео:Критерий Фишера для проверки адекватности построенной регрессииСкачать

Определение доверительных интервалов
Для построения доверительного интервала определяется предельная ошибка А для обоих показателей:
Формулы для нахождения доверительных интервалов выглядят так
Прогнозное значение у определяется с помощью подстановки в
уравнение регрессии прогнозного значения х. Вычисляется средняя стандартная ошибка прогноза
и находится доверительный интервал
Задача регрессионного анализа в предмете эконометрика состоит в анализе дисперсии изучаемого показателя y:



Долю дисперсии, обусловленную регрессией, в общей дисперсии показателя у характеризует коэффициент детерминации R, который должен превышать 50% (R 2 > 0,5). В контрольных по эконометрике в ВУЗах этот показатель рассчитывается всегда.
🔥 Видео
t критерий Стьюдента для независимых выборокСкачать

Критерий Стьюдента и Фишера в Excel, проверка уравнения множественной регрессии в ExcelСкачать

расчет t-критерия СтьюдентаСкачать

Простые показатели качества модели регрессии (R2, критерии Акаике и Шварца)Скачать

T-критерий СТЬЮДЕНТА | АНАЛИЗ ДАННЫХ #7Скачать

10-02 Критерий знаковСкачать

Эконометрика. Линейная парная регрессияСкачать

2.7. Распределение Хи квадрат, Стьюдента, Фишера .Скачать

Коэффициент корреляции. Статистическая значимостьСкачать

Статистический метод (критерий): как выбрать для анализа?Скачать

Сравнение двух средних; t-критерий СтьюдентаСкачать

Эконометрика Линейная регрессия и корреляцияСкачать

Хи-квадрат Пирсона: когда выбирать и как использоватьСкачать

Т критерий стьюдента для зависимых данныхСкачать


































