Пример 2.1. Отделить корни уравнения sin5x + x 2 – 1 = 0.
Решение. Построим таблицу значений функции y = sin5x + x 2 – 1 на отрезке [–4; 4] с шагом изменения аргумента h = 1, пользуясь калькулятором или электронными таблицами (табл. 2.1).
Табл. 2.1 показывает, что данное уравнение имеет корни в интервалах
(–1; 0) и (1; 2), так как функция меняет знак в этих промежутках. Пока мы не можем утверждать, что в найденных интервалах содержится ровно по одному корню и, что в других интервалах корней нет. Чтобы уточнить информацию о числе корней можно построить таблицу значений функции с меньшим шагом, например h = 0,1.
Для отделения корней уравнения естественно применять графический метод. График функции y = f(x) с учетом свойств функции дает много информации для определения числа корней уравнения f(x) = 0.
Построим для примера 2.1 график функции в программе Excel на отрезке [–1, 2] с шагом изменения аргумента h = 0,1. Для этого выполним следующие действия в программе Excel:
1) В диапазоне A2:A32 введем значения переменной x. Для этого в ячейке A2 запишем –1, в ячейке A3 — значение –1,9. После этого выделим диапазон A2:A3 и с помощью маркера заполнения присвоим значения остальным ячейкам до ячейки A32.
2) В ячейку B2 введем формулу =SIN(5*A2)+A2^2–1 и скопируем B2 с помощью маркера заполнения в остальные ячейки до ячейки B32.
3) Выделим диапазон A2:B32 и с помощью мастера диаграмм (тип диаграммы «Точечная, точечная диаграмма со значениями, соединенными отрезками без маркеров») построим график функции.
Полученный график представлен на рис. 2.1.
Из графика видно, что на отрезке [0; 0,5] есть два корня. Из таблицы A2:B32 значений функции заключаем, что уравнение имеет четыре корня в интервалах [–0,8; –0,7], [0,2; 0,3], [0,4; 0,5], [1,1; 1,2].
Чтобы убедиться в том, что больше корней нет, преобразуем уравнение к виду sin 5x = 1 – x 2 и построим графики двух функций f1(x) = sin 5x и
f2(x) = 1 – x 2 . Корням соответствуют абсциссы точек пересечения этих графиков. Так как значения первой функции ограничены и принадлежат отрезку [–1; 1], то подберем отрезок значений x для построения графиков так, чтобы за пределами этого отрезка значения второй функции были по абсолютной величине больше единицы. Искомые корни могут находиться только внутри этого отрезка. Очевидно, что отрезок [–2; 2] удовлетворяет этим условиям, так как при |x| > 2 выполнено неравенство |f2(x)| > 1. Построим графики этих функций на отрезке [–2; 2] с шагом h = 0,2. Для этого в программе Excel выполним следующие действия:
1) В ячейке A2 запишем –2, в ячейке A3 значение –1,8. Выделим диапазон A2:A3 и с помощью маркера заполнения присвоим значения остальным ячейкам до появления значения 2 (до ячейки A42).
2) В ячейку B2 введем формулу =SIN(5*A2) и скопируем B2 с помощью маркера заполнения в остальные ячейки до ячейки B42.В ячейку C2 введем формулу =1–A2^2 и скопируем C2 с помощью маркера заполнения в остальные ячейки до ячейки C42.
3) Выделим диапазон A2:C42 и с помощью мастера диаграмм (тип диаграммы «Точечная») построим графики функций.
Из рис. 2.2 видно, что графики пересекаются в четырех точках и данное уравнение имеет ровно четыре корня, что подтверждает предыдущие выводы.
До настоящего времени графический метод предлагалось применять для нахождения грубого значения корня или нахождения интервала, содержащего корень, и затем применять итерационные методы, т.е. методы последовательных приближений для уточнения значения корня. С появлением математических пакетов и электронных таблиц стало возможным вычислять таблицы значений функции с любым шагом и строить графики с высокой точностью. Это позволяет уточнять очередной знак в приближенном значении корня при помощи следующего алгоритма:
1) Если функция f(x) на концах отрезка [a, b] принимает значения разных знаков, то делим отрезок на 10 равных частей и находим ту часть, которая содержит корень (таким способом мы можем уменьшить длину отрезка, содержащего корень, в 10 раз).
2) Повторим действия предыдущего пункта для полученного отрезка.
Этот процесс можно продолжать до тех пор, пока длина отрезка не станет меньше заданной погрешности.
Пример 2.2. Отделить корни уравнения sin x + x – 1 = 0.
Решение. Найдем производную функции f(x) = sin x + x – 1 и её корни:
Функция f(x) = sin x + x – 1 монотонна на отрезках [– π + 2πk, π + 2πk]. Очевидно, что лишь отрезок [– π, π] содержит корень и он единственный.
Пример 2. 3.Вычислить графически с точностью до 0,0001 корень уравнения sin5x + x 2 – 1 = 0, принадлежащий интервалу (0,4; 0,5).
Решение. Построим график функции y = sin5x + x 2 – 1 на отрезке
[0,4; 0,5] с шагом h = 0,01 (делим отрезок на 10 частей) в программе Excel:
1) В диапазоне A2:A12 введем значения переменной x. Для этого в ячейке A2 запишем 0,40, в ячейке A3 — значение 0,41. После этого выделим диапазон A2:A3 и с помощью маркера заполнения присвоим значения остальным ячейкам до ячейки A12.
2) В ячейку B2 введем формулу =SIN(5*A2)+A2^2–1 и скопируем B2 с помощью маркера заполнения в остальные ячейки до ячейки B12.
3) Выделим диапазон A2:B12 и с помощью мастера диаграмм (тип диаграммы “Точечная”!) построим график функции.
Видео:Как решать систему уравнений графическим методом? | Математика | TutorOnlineСкачать
Практическая часть. Задание 1. Отделите корни заданного уравнения, пользуясь графическим методом (схематически, на бумаге)
Задание 1. Отделите корни заданного уравнения, пользуясь графическим методом (схематически, на бумаге), а затем с помощью инструментального пакета Excel (см. рис 2.3). Это же задание выполните с помощью функции “Подбор параметра” (см. рис. 2.8).
Задание 2.По методу половинного деления (Ньютона, хорд) вычислите один корень заданного уравнения с точностью 10 -3 (10 -6 для методов Ньютона и хорд)
- с помощью “ручной” расчетной таблицы и калькулятора;
- с помощью программы, составленной в Excel (указание: необходимо использовать логические функции Excel “И, ИЛИ, ЕСЛИ”, а также включить функцию “Итерации” в меню Сервис→Параметры→Вычисления, см. Приложение 1).
Сопоставьте и прокомментируйте полученные результаты.
Варианты заданий приведены в табл. 2.1.
Пояснения к выполнению лабораторной работы № 2
При выполнении задания 1 отделение корней заданного уравнения выполняется с помощью схематического графика на бумаге. Во многих случаях задачу графического отделения корня можно упростить, заменив исходное уравнение вида F(x)=0 равносильным ему уравнением .Для решения этой же задачи с помощью компьютера используется инструментальный пакет Excel. Строится таблица значений функции и аргумента с определенным шагом. Задание шага может варьироваться в зависимости от величины выбранного участка и характера поведения функции F(x). Результатом выполнения задания должен быть перечень отрезков, содержащих по одному корню уравнения (см. примеры 2.1, 2.2, а также рис. 4, 5, 6). Затем отделение корней выполняется с помощью функции “Подбор параметра” в меню “Сервис” (см. рис. 11).
При выполнении задания 2 сначала уточняется один корень заданного уравнения по методу половинного деления (Ньютона, хорд) с заданной точностью с помощью “ручной” расчетной таблицы и калькулятора. Если корней несколько, то выбирается любой из участков, содержащий корень, подлежащий уточнению. Форма расчетной таблицы, которую можно использовать для организации “ручных” вычислений, показана ниже (пример приведен для метода половинного деления):
n | a | b | c=(a+b)/2 | F(a) | F(c) | F(b) | (b-a)/2 |
1 |
Далее для расчета используется инструментальный пакет Excel, составляется алгоритм для расчета корня уравнения с использованием функций этого пакета. После выполнения заданий требуется сравнить полученные результаты и сопоставить в них верные цифры.
Видео:Решение системы линейных уравнений графическим методом. 7 класс.Скачать
Отделение корней
Приближенное значение корня может быть определено различными способами.
Видео:Алгебра 8 класс (Урок№6 - Решение уравнений графическим способом.)Скачать
Графический метод отделения корней
Пусть требуется отделить корни уравнения (2.1). Строим график функции Дх) = 0. Абсциссы точек пересечения графика функции с осью ОХ будут приближенными значениями корней уравнения (2.1).
Часто уравнение (2.1) преобразовывают к более простому виду. Допустим:
Строим графики функций: yi = cpi(x); и yi=q>i(x). Корнями уравнения (2.3) будут являться абсциссы пересечения этих графиков.
Пример 2.1. Отделить корни уравнения /(х) = х ? lgx — 1=0. Преобразуем уравнениеДх) к виду:
Построим графики функций у, = lg х ну2 = 1/х (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Графический метод отделения корней
Точка пересечения графиков дает приближенное значение единственного корня ?, а 2,5.
Видео:7 класс, 35 урок, Графическое решение уравненийСкачать
Аналитический метод отделения корней
Теорема. Если непрерывная функция /(х) принимает значения разных знаков на концах отрезка [а, Ь
При заданных значениях х от — оо до + определяются знаки функции Дх). Результаты поиска приведены в таблице.
🎥 Видео
Отбор корней по окружностиСкачать
Решение системы уравнений графическим методомСкачать
Графический метод решения уравнений 8 классСкачать
Отделение корней уравнений аналитическим методом. Уточнение корней методом половинного деленияСкачать
Построить график ЛИНЕЙНОЙ функции и найти:Скачать
Графический метод решения задачи линейного программирования (ЗЛП)Скачать
8 класс, 21 урок, Графическое решение уравненийСкачать
Как построить график линейной функции.Скачать
3,5 способа отбора корней в тригонометрии | ЕГЭ по математике | Эйджей из ВебиумаСкачать
Урок 6 УРАВНЕНИЕ И ЕГО КОРНИ 7 КЛАСССкачать
Три способа отбора корней в задании 13 ЕГЭ профильСкачать
Линейная функция: краткие ответы на важные вопросы | Математика | TutorOnlineСкачать
Как построить график функции без таблицыСкачать
Графический метод решения уравнений | Математика легко | ЦТ, ЦЭ, ЕГЭ | Решение задач по математикеСкачать
Графический способ решения уравнений и неравенств | Алгебра 10 классСкачать
Как решают уравнения в России и США!?Скачать