- Решение квадратного уравнения со вторым чётным
коэффициентом при неизвестном.
- х2+ bх+ c = 0
D = (2k) 2 – 4ac = 4k 2 – 4ac = 4 ∙ (k 2 – ac) = 4D1, где D1 = k 2 – ac.
Просмотр содержимого документа
«Особые случаи решения квадратных уравнений.»
МБОУ «Койинская СОШ».
Выполнила ученица 8 класса Бекушева Татьяна
под руководством Рогозиной А.М.
Решение квадратного уравнения со вторым чётным
коэффициентом при неизвестном.
b = 2k = k =
ax 2 + 2kx + c = 0
D = (2k) 2 – 4ac = 4k 2 – 4ac = 4 ∙ (k 2 – ac) = 4D1, где D1 = k 2 – ac.
Х1, 2 = =
9х 2 – 14х + 5 = 0, ответ: х1 = ; х2 = 1.
4х 2 + 4х + 1 = 0, ответ: х1 = — .
7х 2 – 20х + 14 = 0, ответ: х1,2 = .
Если в квадратном уравнении ах 2 + вх + с = 0, а + в + с = 0, то х1 = , х2 = 1.
= = =
D = в 2 — 4а∙(-(а + в)) = в 2 + 4а 2 + 4ав = (в + 2а) 2 0 =
Х1 = = , т.к. с = — в – а из равенства а + в + с = 0.
Если а+в=с=0 в уравнении ах 2 +вх+с=0, то
х1=; х2=1
Видео:Быстрый способ решения квадратного уравненияСкачать
Узнать ещё
Знание — сила. Познавательная информация
Видео:Частные случаи решения квадратных уравненийСкачать
Как решать квадратные уравнения? Особые случаи.
Как быстро решать квадратные уравнения? Эта задача легко разрешима для особых случаев: a+b+c=0 и a-b+c=0.
1) Если a+b+c=0, то
2) Если a-b+c=0, то
Этот способ особенно удобен для не приведенных квадратных уравнений. Рассмотрим примеры.
Особенно актуален данный способ при решении квадратных уравнений с большими коэффициентами.
Видео:5 способов решения квадратного уравнения ➜ Как решать квадратные уравнения?Скачать
Частные случаи нахождения корней квадратного уравнения
Разделы: Математика
Цели урока:
- Закрепить умения устно находить корни квадратного трехчлена по теореме Виета; познакомить с частными случаями нахождения корней квадратного уравнения, раскрыть связи между корнями квадратного уравнения и его коэффициентами.
- Активизировать творческую и мыслительную деятельность учащихся, способствовать выработке у школьников умения обобщать изучаемые факты; развивать исследовательские навыки и самостоятельность.
- Воспитывать умение использовать замеченные свойства изучаемых объектов для решения задач, умение их обобщать, расширить кругозор.
Метод обучения: беседа, объяснение, письменные и устные упражнения.
Форма контроля: самостоятельная работа.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация прежних знаний.
Вопросы:
- Какие виды квадратных уравнений вы знаете?
- Дайте определение квадратного уравнения.
- Как называются числа a, b и c ?
- Можно ли назвать квадратными уравнения:
ax 2 +c=0;
ax 2 +x=0;
ax 2 =0? - Как называются такие уравнения?
- Какое квадратное уравнение называется приведенным?
- Какие способы решения квадратных уравнений вы знаете?
- От чего зависит наличие действительных корней квадратного уравнения?
- Сколько корней может иметь квадратное уравнение?
- Как вычислить дискриминант?
- Какова формула корней квадратного уравнения?
- Какова формула корней квадратного уравнения, в котором второй коэффициент является четным числом?
- Сформулируйте теорему Виета.
- Составьте квадратное уравнение по его корням x1=–3; x2= –10.
- Составьте квадратное уравнение по его корням x1= –7; x2= –4.
Хорошо, разминка прошла успешно. Теперь выполним самостоятельную работу.
3. Самостоятельная работа.
Разложите квадратный трехчлен на множители, подобрав корни
по т. Виета.
а)х 2 – 8х + 15 = ( ) ( )
б)х 2 – 2х – 3 = ( ) ( )
в)х 2 – 4х + 4 = ( ) ( )
а)х 2 – 11х + 18 = ( ) ( )
б)х 2 – 7х + 12 = ( ) ( )
в)х 2 – 5х – 6 = ( ) ( )
(Проверяется на этом же уроке.)
4. Формирование новых понятий.
Сегодня мы рассмотрим на уроке частные случаи применения теоремы Виета, позволяющие устно найти корни полного квадратного уравнения ax 2 + bx + c = 0.
1) Рассмотрим уравнения х 2 + 2х – 3 = 0 и 2х 2 + 3х – 5 = 0.
Какова сумма коэффициентов в этих уравнениях? (1 + 2 – 3 = 0; 2 + 3 – 5 = 0) .
Определим корни этих уравнений. (х1 = 1, х2 = – 3 ) и (х1 = 1, х2 = – 2,5 ) .
Какое число является корнем каждого из них? Правильно, 1.
Приходим к выводу:
если в уравнении ax 2 + bx + c = 0 a+ b + c = 0 , то х1 = 1, х2 =. (*)
2) Рассмотрим уравнения х 2 – х – 2 = 0 и 2х 2 + 3х + 1 = 0.
Сравним сумму коэффициентов а и с в этих уравнениях с коэффициентом b.
(1 – 2 = – 1; 2 + 1 = 3) . Определим корни этих уравнений.
(х1 =2, х2= – 1) и (х1= – 0,5, х2= – 1).
Какое число является корнем каждого из них? Правильно, – 1.
Приходим к выводу:
если в уравнении ax 2 + bx + c = 0 a+ c = b , то х1 = – 1, х2 = – . (**)
Ребята, а как вы думаете, можно ли применять частные случаи теоремы Виета для приведенных квадратных уравнений? Найдите сумму и произведение корней.
Приведенные квадратные уравнения | X1 | X2 | X1 + X2 | X1 ∙ X2 |
x 2 – 15x + 14 =0 | 1 | |||
x 2 + 8x + 7 = 0 | — 1 | |||
х 2 + 9x + 20 = 0 |
Правильно, молодцы!
Используя теорему Виета можно вывести еще некоторые соотношения между корнями и коэффициентами приведенного квадратного уравнения.
1) Найдем сумму квадратов корней
Аналогично можно рассмотреть сумму кубов корней:
Таким образом, теорема Виета позволяет в ряде случаев находить корни квадратного уравнения без использования формулы корней.
А теперь проверим, насколько вы усвоили сегодняшний материал и повторим изученное ранее.
5. Формирование умений и навыков.
5.1 Решите квадратное уравнение с помощью свойств (*) и (**).
а) х 2 + 5х – 6 = 0;
б) х 2 + 23х + 22 = 0;
в) 3х 2 – 4х + 1 = 0;
г) 5х 2 + 26х + 21 = 0;
д) х 2 + 6х – 7 = 0;
е) х 2 +17х + 16 = 0;
ж) 13х 2 – 18х + 5 = 0;
з) 7х 2 + 2х – 5 = 0.
5.2 Разложите на множители квадратный трехчлен, предварительно решив соответствующее квадратное уравнение:
а) х 2 – 6х + 5 ; б) – 2у 2 + 4у + 6 ; в) 30х 2 – 21х – 9 ; г) у 2 + 3у + 2 .
5.3 Числа х 1 и х 2 – корни квадратного уравнения х 2 – 7х – 1 = 0. Составьте квадратное уравнение, корнями которого являются числа 5х1 и 5х2.
5.4 Упростите выражение :
Данное уравнение действительно имеет два различных корня х1 и х2,т.к. D = 49 + 4 > 0. По теореме Виета х1 + х2 = 7, х1х2 = – 1 . Составим приведенное квадратное уравнение х 2 + рх + q = 0, имеющее корни 5х1 и 5х2:
р = – (5х1 + 5х2) = – 5(х1+ х2) = – 5·7 = – 35,q= 5х1·5х2= 25х1·х2 = 25· (– 1) = –25.
Следовательно, искомое уравнение: х 2 – 35х – 25 = 0.
6. Подведение итогов урока.
Школьники всего мира знают имя Франсуа Виета в связи с изучением данной теоремы. Это ли не честь ученому? Лучшего памятника трудно придумать!
А сейчас ребята продемонстрируют творческое задание презентацию с историческими сведениями о замечательном математике Ф. Виете.
7. Домашнее задание. П.4.6, № 339, 340.
Литература:
- С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин . Алгебра 8 класс – М.: Просвещение, 2006 г
- М.К. Потапов, А.В. Шевкин. Дидактические материалы для 8 класса – М.: Просвещение, 2006 г
- В.Н. Студенецкая, Л.С. Сагателова. Сборник элективных курсов. Математика 8 – 9 . Волгоград. «Учитель», 2006 г
💥 Видео
Решение квадратных уравнений. Дискриминант. 8 класс.Скачать
Квадратные уравнения от «А» до «Я». Классификация, решение и теорема Виета | МатематикаСкачать
Метод переброски в квадратных уравнениях. ЕГЭ и ОГЭ 2022 по математикеСкачать
Частные случаи корней квадратного уравненияСкачать
Частные случаи решения квадратных уравнений Решение уравнений с использованием свойств коэффициентовСкачать
Старая вступительная задача в ОксфордСкачать
Решение квадратных неравенств | МатематикаСкачать
Формула корней квадратного уравнения. Алгебра, 8 классСкачать
МАТЕМАТИКА 8 класс - Неполные Квадратные Уравнения. Как решать Неполные Квадратные Уравнения?Скачать
Особые случаи решения квадратных уравнений.#1.В помощь формулы .Запомните !Скачать
Алгебра 8. Урок 9 - Квадратные уравнения. Полные и неполныеСкачать
Как решить квадратное уравнение за 30 секунд#математика #алгебра #уравнение #дискриминант #репетиторСкачать
Квадратный корень. 8 класс.Скачать
Теорема Виета. 8 класс.Скачать
Неполные квадратные уравнения. Алгебра, 8 классСкачать
Как решать квадратные уравнения без дискриминантаСкачать
Квадратные уравнения #shorts Как решать квадратные уравненияСкачать