План урока:
- Иррациональные уравнения
- Простейшие иррациональные уравнения
- Уравнения с двумя квадратными корнями
- Введение новых переменных
- Замена иррационального уравнения системой
- Уравнения с «вложенными» радикалами
- Иррациональные неравенства
- ВУЗРУ
- «Научные статьи, доклады, лекции, эссе преподавателей и студентов России»
- Основные методы решения иррациональных уравнений и неравенств
- Метод возведения в степень.
- Метод умножения на сопряженное выражение.
- Метод замены переменных.
- Метод выделения полных квадратов.
- Дипломная работа: Методика решения иррациональных уравнений и неравенств в школьном курсе математики
- 📺 Видео
Видео:ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА неравенства с корнемСкачать

Иррациональные уравнения
Ранее мы рассматривали целые и дробно-рациональные уравнения. В них выражение с переменной НЕ могло находиться под знаком радикала, а также возводиться в дробную степень. Если же переменная оказывается под радикалом, то получается иррациональное уравнение.
Приведем примеры иррациональных ур-ний:
Заметим, что не всякое уравнение, содержащее радикалы, является иррациональным. В качестве примера можно привести
Это не иррациональное, а всего лишь квадратное ур-ние. Дело в том, что под знаком радикала стоит только число 5, а переменных там нет.
Видео:СУПЕР ЛАЙФХАК — Как решать Иррациональные УравненияСкачать

Простейшие иррациональные уравнения
Начнем рассматривать способы решения иррациональных уравнений. В простейшем случае в нем справа записано число, а вся левая часть находится под знаком радикала. Выглядит подобное ур-ние так:
где а – некоторое число (константа), f(x) – рациональное выражение.
Для его решения необходимо обе части возвести в степень n, тогда корень исчезнет:
Получаем рациональное ур-ние, решать которые мы уже умеем. Однако есть важное ограничение. Мы помним, что корень четной степени всегда равен положительному числу, и его нельзя извлекать из отрицательного числа. Поэтому, если в ур-нии
n – четное число, то необходимо, чтобы а было положительным. Если же оно отрицательное, то ур-ние не имеет корней. Но на нечетные n такое ограничение не распространяется.
Пример. Решите ур-ние
Решение. Справа стоит отрицательное число (– 6), но квадратный корень (если быть точными, то арифметический квадратный корень) не может быть отрицательным. Поэтому ур-ние корней не имеет.
Ответ: корней нет.
Пример. Решите ур-ние
Решение. Теперь справа стоит положительное число, значит, мы имеем право возвести обе части в квадрат. При этом корень слева исчезнет:
Пример. Решите ур-ние
Решение. Справа стоит отрицательное число, но это не является проблемой, ведь кубический корень может быть отрицательным. Возведем обе части в куб:
Конечно, под знаком корня может стоять и более сложное выражение, чем (х – 5).
Пример. Найдите решение ур-ния
Решение. Возведем обе части в пятую степень:
х 2 – 14х – 32 = 0
Получили квадратное ур-ние, которое можно решить с помощью дискриминанта:
D = b 2 – 4ac = (– 14) 2 – 4•1•(– 32) = 196 + 128 = 324
Итак, нашли два корня: (– 2) и 16.
Несколько более сложным является случай, когда справа стоит не постоянное число, а какое-то выражение с переменной g(x). Алгоритм решения тот же самый – необходимо возвести в степень ур-ние, чтобы избавиться от корня. Но, если степень корня четная, то необходимо проверить, что полученные корни ур-ния не обращают правую часть, то есть g(x), в отрицательное число. В противном случае их надо отбросить как посторонние корни.
Пример. Решите ур-ние
Решение. Возводим обе части во вторую степень:
х – 2 = х 2 – 8х + 16
D = b 2 – 4ac = (– 9) 2 – 4•1•18 = 81 – 72 = 9
Получили два корня, 3 и 6. Теперь проверим, во что они обращают правую часть исходного ур-ния (х – 4):
при х = 3 х – 4 = 3 – 4 = – 1
при х = 6 6 – 4 = 6 – 4 = 2
Корень х = 3 придется отбросить, так как он обратил правую часть в отрицательное число. В результате остается только х = 6.
Пример. Решите ур-ние
Решение. Здесь используется кубический корень, а потому возведем обе части в куб:
3х 2 + 6х – 25 = (1 – х) 3
3х 2 + 6х – 25 = 1 – 3х + 3х 2 – х 3
Получили кубическое ур-ние. Решить его можно методом подбора корня. Из всех делителей свободного коэффициента (– 26) только двойка обращает ур-ние в верное равенство:
Других корней нет. Это следует из того факта, что функция у = х 3 + 9х – 26 является монотонной.
Заметим, что если подставить х = 2 в левую часть исходного ур-ния 1 – х, то получится отрицательное число:
при х = 2 1 – х = 1 – 2 = – 1
Но означает ли это, что число 2 НЕ является корнем? Нет, ведь кубический корень вполне может быть и отрицательным (в отличие от квадратного). На всякий случай убедимся, что двойка – это действительно корень исходного уравнения:
Видео:Алгебра 10 класс (Урок№20 - Иррациональные уравнения и неравенства.)Скачать

Уравнения с двумя квадратными корнями
Ситуация осложняется, если в ур-нии есть сразу два квадратных корня. В этом случае их приходится убирать последовательно. Сначала мы переносим слагаемые через знак «=» таким образом, чтобы слева остался один из радикалов и ничего, кроме него. Возводя в квадрат такое ур-ние, мы избавимся от одного радикала, после чего мы получим более простое ур-ние. После получения всех корней надо проверить, какие из них являются посторонними. Для этого их надо просто подставить в исходное ур-ние.
Пример. Решите ур-ние
Решение. Перенесем вправо один из корней:
Возведем обе части в квадрат. Обратите внимание, что левый корень при этом исчезнет, а правый – сохранится:
Теперь снова перемещаем слагаемые так, чтобы в одной из частей не осталось ничего, кроме корня:
Снова возведем ур-ние в квадрат, чтобы избавиться и от второго корня:
(2х – 4) 2 = 13 – 3х
4х 2 – 16х + 16 = 13 – 3х
4х 2 – 13х + 3 = 0
D = b 2 – 4ac = (– 13) 2 – 4•4•3 = 169 –48 = 121
Имеем два корня: 3 и 0,25. Но вдруг среди них есть посторонние? Для проверки подставим их в исходное ур-ние. При х = 0,25 имеем:
Получилось ошибочное равенство, а это значит, что 0,25 не является корнем ур-ния. Далее проверим х = 3
На этот раз получилось справедливое равенство. Значит, тройка является корнем ур-ния.
Видео:Подготовка к ОГЭ . Рациональные неравенства | Математика | TutorOnlineСкачать

Введение новых переменных
Предложенный метод последовательного исключения радикалов плохо работает в том случае, если корни не квадратные, а имеют другую степень. Рассмотрим ур-ние
Последовательно исключить корни, как в предыдущем примере, здесь не получится (попробуйте это сделать самостоятельно). Однако помочь может замена переменной.
Для начала перепишем ур-ние в более удобной форме, когда вместо корней используются степени:
х 1/2 – 10х 1/4 + 9 = 0
Теперь введем переменную t = x 1/4 . Тогда х 1/2 = (х 1/4 ) 2 = t 2 . Исходное ур-ние примет вид
Это квадратное ур-ние. Найдем его корни:
D = b 2 – 4ac = (– 10) 2 – 4•1•9 = 100 – 36 = 64
Получили два значения t. Произведем обратную замену:
х 1/4 = 1 или х 1/4 = 9
Возведем оба ур-ния в четвертую степень:
(х 1/4 ) 4 = 1 4 или (х 1/4 ) 4 = 3 4
х = 1 или х = 6561
Полученные числа необходимо подставить в исходное ур-ние и убедиться, что они не являются посторонними корнями:
В обоих случаях мы получили верное равенство 0 = 0, а потому оба числа, 1 и 6561, являются корнями ур-ния.
Пример. Решите ур-ние
х 1/3 + 5х 1/6 – 24 = 0
Решение. Произведем замену t = x 1/6 , тогда х 1/3 = (х 1/6 ) 2 = t 2 . Исходное ур-ние примет вид:
Его корни вычислим через дискриминант:
D = b 2 – 4ac = 5 2 – 4•1•(– 24) = 25 + 96 = 121
Далее проводим обратную заменуx 1/6 = t:
х 1/6 = – 8 или х 1/6 = 3
Первое ур-ние решений не имеет, а единственным решением второго ур-ния является х = 3 6 = 729. Если подставить это число в исходное ур-ние, то можно убедиться, что это не посторонний корень.
Видео:Как решать неравенства? Математика 10 класс | TutorOnlineСкачать

Замена иррационального уравнения системой
Иногда для избавления от радикалов можно вместо них ввести дополнительные переменные и вместо одного иррационального ур-ния получить сразу несколько целых, которые образуют систему. Это один из самых эффективных методов решения иррациональных уравнений.
Пример. Решите ур-ние
Решение. Заменим первый корень буквой u, а второй – буквой v:
Исходное ур-ние примет вид
Если возвести (1) и (2) в куб и квадрат соответственно (чтобы избавиться от корней), то получим:
Ур-ния (3), (4) и (5) образуют систему с тремя неизвестными, в которой уже нет радикалов:
Попытаемся ее решить. Сначала сложим (4) и (5), ведь это позволит избавиться от переменной х:
(х + 6) + (11 – х) = u 3 + v 2
из (3) можно получить, что v = 5 – u. Подставим это в (6) вместо v:
17 = u 3 + (5 – u) 2
17 = u 3 + u 2 – 10u + 25
u 3 + u 2 – 10u + 8 = 0
Получили кубическое ур-ние. Мы уже умеем решать их, подбирая корни. Не вдаваясь в подробности решения, укажем, что корнями этого ур-ния являются числа
подставим полученные значения в (4):
x + 6 = 1 3 или х + 6 = 2 3 или х + 6 = (– 4) 3
x + 6 = 1 или х + 6 = 8 или х + 6 = – 64
х = – 5 или х = 2 или х = – 70
Итак, нашли три возможных значения х. Но, конечно же, среди них могут оказаться посторонние корни. Поэтому нужна проверка – подставим полученные результаты в исходное ур-ние. При х = – 5 получим
Корень подошел. Проверяем следующее число, х = 2:
Корень снова оказался верным. Осталась последняя проверка, для х = – 70:
Итак, все три числа прошли проверку.
Видео:Иррациональные уравнения и их системы. 11 класс.Скачать

Уравнения с «вложенными» радикалами
Порою в ур-нии под знаком радикала стоит ещё один радикал. В качестве примера приведем такую задачу:
При их решении следует сначала избавиться от «внешнего радикала», после чего можно будет заняться и внутренним. То есть в данном случае надо сначала возвести обе части равенства в квадрат:
Внешний радикал исчез. Теперь будем переносить слагаемые, чтобы в одной из частей остался только радикал:
Хочется поделить полученное ур-ние (1) на х, однако важно помнить, что деление на ноль запрещено. То есть, если мы делим на х, то мы должны наложить дополнительное ограничение х ≠ 0. Случай же, когда х всё же равен нулю, мы рассматриваем отдельно. Для этого подставим х = 0 сразу в исходное ур-ние:
Получили верное рав-во, значит, 0 является корнем. Теперь возвращаемся к (1) и делим его на х:
Возводим в квадрат и получаем:
х 2 + 40 = (х + 4) 2
х 2 + 40 = х 2 + 8х + 16
И снова нелишней будет проверка полученного корня:
Видео:Как решать уравнения и неравенства? | Ботай со мной #072 | Борис Трушин |Скачать

Иррациональные неравенства
По аналогии с иррациональными ур-ниями иррациональными неравенствами называют такие нер-ва, в которых выражение с переменной находится под знаком радикала или возводится в дробную степень. Приведем примеры иррациональных нер-в:
Нет смысла решать иррациональные нер-ва, если есть проблемы с более простыми, то есть рациональными нер-вами, а также с их системами. Поэтому на всякий случай ещё раз просмотрите этот и ещё вот этот уроки.
Начнем с решения иррациональных неравенств простейшего вида, у которых в одной из частей стоит выражение под корнем, а в другой – постоянное число. Достаточно очевидно, что нер-во вида
Может быть справедливым только тогда, когда
То есть, грубо говоря, нер-ва можно возводить в степень. Однако при этом могут возникнуть посторонние решения. Дело в том, что нужно учитывать и тот факт, что подкоренное выражение должно быть неотрицательным в том случае, если степень корня является четной. Таким образом, нер-во
при четном n можно заменить системой нер-в
Пример. При каких значениях x справедливо нер-во
Решение. С одной стороны, при возведении нер-ва в квадрат мы получим такое нер-во:
х ⩽ – 5 (знак нер-ва изменился из-за того, что мы поделили его на отрицательное число)
Получили промежуток х∈(– ∞; – 5). Казалось бы, надо записать ещё одно нер-во
чтобы подкоренное выражение было неотрицательным. Однако сравните (1) и (2). Ясно, что если (1) выполняется, то справедливым будет и (2), ведь если какое-то выражение больше или равно двум, то оно автоматически будет и больше нуля! Поэтому (2) можно и не решать.
Теперь посмотрим на простейшие нер-ва с корнем нечетной степени.
Пример. Найдите решение нер-ва
Решение. Всё очень просто – надо всего лишь возвести обе части в куб:
x 2 – 7x– 8 2 – 7x– 8 = 0
D = b 2 – 4ac = (– 7) 2 – 4•1•(– 8) = 49 + 32 = 81
Далее полученные точки отмечаются на координатной прямой. Они разобьют ее на несколько промежутков, на каждом из которых функция у =x 2 – 7x– 8 сохраняет свой знак. Определить же этот самый знак можно по направлению ветвей параболы, которую рисует схематично:
Видно, что парабола располагается ниже оси Ох на промежутке (– 1; 8). Поэтому именно этот промежуток и является ответом. Нер-во строгое, поэтому сами числа (– 1) и 8 НЕ входят в ответ, то есть для записи промежутка используются круглые скобки.
Обратите внимание: так как в исходном нер-ве используется корень нечетной (третьей) степени, то нам НЕ надо требовать, чтобы он был неотрицательным. Он может быть меньше нуля.
Теперь рассмотрим более сложный случай, когда в правой части нер-ва стоит не постоянное число, а некоторое выражение с переменной, то есть оно имеет вид
Случаи, когда n является нечетным числом, значительно более простые. В таких ситуациях достаточно возвести нер-во в нужную степень.
Пример. Решите нер-во
Решение.Слева стоит кубический корень, а возведем нер-во в третью степень (при этом мы используем формулу сокращенного умножения):
И снова квадратное нер-во. Найдем нули функции записанной слева, и отметим их на координатной прямой:
D = b 2 – 4ac = (– 1) 2 – 4•1•(– 2) = 1 + 8 = 9
Нер-во выполняется при х∈(– ∞; – 1)⋃(2; + ∞). Так как мы возводили нер-во в нечетную степень, то больше никаких действий выполнять не надо.
стоит корень четной степени, то ситуация резко осложняется. Его недостаточно просто возвести его в n-ую степень. Необходимо выполнение ещё двух условий:
f(x) > 0 (подкоренное выражение не может быть отрицательным);
g(x) > 0 (ведь сам корень должен быть неотрицательным, поэтому если g(x)будет меньше нуля, то решений не будет).
Вообще говоря, в таких случаях аналитическое решение найти возможно, но это тяжело. Поэтому есть смысл решить нер-во графически – такое решение будет более простым и наглядным.
Пример. Решите нер-во
Решение. Сначала решим его аналитически, без построения графиков. Возведя нер-во в квадрат, мы получим
х 2 – 10х + 21 > 0(1)
Решением этого квадратного нер-ва будет промежуток (– ∞;3)⋃(7; + ∞). Но надо учесть ещё два условия. Во-первых, подкоренное выражение должно быть не меньше нуля:
Во-вторых, выражение 4 – х не может быть отрицательным:
Получили ограничение 2,5 ⩽ х ⩽ 4, то есть х∈[2,5; 4]. С учетом того, что при решении нер-ва(1) мы получили х∈(– ∞;3)⋃(7; + ∞), общее решение иррационального нер-ва будет их пересечением, то есть промежутком [2,5; 3):
Скажем честно, что описанное здесь решение достаточно сложное для понимания большинства школьников, поэтому предложим альтернативное решение, основанное на использовании графиков. Построим отдельно графики левой и правой части нер-ва:
Видно, что график корня находится ниже прямой на промежутке [2,5; 3). Возникает вопрос – точно ли мы построили график? На самом деле с его помощью мы лишь определили, что искомый промежуток находится между двумя точками. В первой график корня касается оси Ох, а во второй точке он пересекается с прямой у = 4 – х. Найти координаты этих точек можно точно, если решить ур-ния. Начнем с первой точки:
Итак, координата х первой точки в точности равна 2,5. Для нахождения второй точки составим другое ур-ние:
Это квадратное ур-ние имеет корни 3 и 7 (убедитесь в этом самостоятельно). Число 7 является посторонним корнем:
Подходит только число 3, значит, вторая точка имеет координату х = 3, а искомый промежуток – это [2,5; 3).
Ещё тяжелее случаи, когда в нер-ве с корнем четной степени стоит знак «>», а не « 1/2 = х – 3
Видео:Иррациональные неравенства. 11 класс.Скачать

ВУЗРУ
Видео:Как решать уравнение с корнями Иррациональное уравнение Как решать уравнение с корнем х под корнемСкачать

«Научные статьи, доклады, лекции, эссе преподавателей и студентов России»
Видео:9 класс, 6 урок, Иррациональные неравенстваСкачать

Основные методы решения иррациональных уравнений и неравенств
Основной подход к решению иррациональных уравнений и неравенств – это их рационализация, то есть приведение их к рациональным алгебраическим уравнениям и неравенствам. Но между процедурами решения иррациональных неравенств и иррациональных уравнений существует заметное различие. При решении иррациональных неравенств постоянно необходимо следить за тем, чтобы после каждого преобразования получалось неравенство эквивалентное исходному неравенству. Отсюда и получаем различные методы решения иррациональных уравнений и неравенств.
Видео:8 класс, 38 урок, Иррациональные уравненияСкачать

Метод возведения в степень.
Данный метод является одним из наиболее известных методов решения иррациональных выражений. При использовании данного метода, следует не забывать, что всякое уравнение и неравенство всегда можно возвести в нечетную степень, ведь это преобразование является равносильным. А если уравнение нужно возвести в четную степень, то в общем случае получается переход к следствию, что допустимо, если возможна проверка корней. Если же при решении проверка невозможна или крайне затруднительна по какой-либо причине (например, при решении неравенств и некоторых уравнений получается бесконечное число корней), то необходимо сохранять равносильность преобразований. Для этого перед каждым возведением в четную степень надо не забывать выписывать условия, при которых обе части уравнения будут неотрицательны. Если уравнение или неравенство содержит несколько радикалов, то для избавления от них придется несколько раз возводить в степень исходное уравнение или неравенство. В таком случае перед очередным возведением в степень используют прием уединения радикала. В общем виде данный метод можно записать так:
fx =gx ⟺ gx≥0,fx=g2x.
Для иррациональных неравенств метод возведения в степень будет выглядеть так:
Видео:Как понять неравенства? Квадратные неравенства. Линейные и сложные неравенства | TutorOnlineСкачать

Метод умножения на сопряженное выражение.
При использовании данного метода выражение, которое содержит радикал, одновременно умножается и делится на сопряженное к нему выражение. В результате такого преобразования иррациональность пропадает, и решение уравнения или неравенства значительно упрощается. Причем нельзя забывать о потере или приобретении лишних корней.
Пусть S – некоторое выражение, содержащее корни. Сопряженным множителем относительно S будет являться такое выражение Q, не равное тождественно нулю, а также такое, что произведение S∙Q не будет содержать корней.
Так для выражения S=nxp∙yq∙…∙zl, где p, q,…,l – натуральные числа, меньшие n, сопряженный множитель будет иметь вид
Q=nxn-p∙yn-q∙…∙zn-l , так как S∙Q=x∙у∙…∙z.
Для выражений вида S=x ±у (x,у≥0) сопряженный множитель
Q=x ∓у , так как S∙Q=x2- у2=x-у .
А для выражений вида S=3x±3у сопряженным множителем будет являться выражение вида
Q=3×2∓3xy+3у2 , так как S∙Q=3×3±3у3=x±у .
Для выражения вида S=nx-ny (x,e≥0, n∈N, n≥4) сопряженный множитель выглядит так
Q=nx n-1 +nxn-2у+…+пхуп-2+пуп-1 ,
так как S∙Q=nxn- nxn =x-у.
Выражение вида S=nx+n у имеет сопряженный множитель, который находится на основании формул сокращенного умножения
a2n+1+b2n+1=(a+b)(a2n-a2n-1b+…-ab2n-1+b2n. [14 с.228-229]
Видео:Решение неравенства методом интерваловСкачать

Метод замены переменных.
Рационализирующие подстановки. Данный метод позволяет преобразовать иррациональное уравнение (неравенство) к рациональному виду. В таком случае можно говорить о рационализации уравнений и неравенств. Этот метод обычно применяется, если в уравнении (неравенстве) неоднократно встречается некоторое выражение, зависящее от переменной. Тогда можно обозначить это выражение какой-нибудь новой буквой и решить задачу относительно новой переменной, а только потом найти исходную неизвестную. Зачастую некоторые иррациональные уравнения и неравенства удается решить только при помощи введения двух вспомогательных переменных и последующего перехода к рациональной системе. Иногда подходящей заменой переменной иррациональное уравнение или неравенство можно свести к тригонометрическому уравнению или неравенству. Наиболее распространенной является подстановка пах+b=t. [17 с.17]
Решение уравнений (неравенств) на отдельных промежутках ОДЗ. Учет ОДЗ. В некоторых случаях может возникнуть необходимость разбить ОДЗ уравнения (неравенства) на отдельные промежутки, а затем на каждом из них решать данную задачу. Такая ситуация может возникнуть при выполнении преобразований, которые связаны с необходимостью разбить корень из произведения двух чисел или выражений на произведение корней, или если необходимо внести какую-либо величину под знак корня четной степени.
аЬ=аЬ , если a≥0, b≥0;-a-b, если a≤0, b≤0.
ab=a2b, если a≥0;-a2b, если a≤0. [11 с.73]
Видео:Иррациональные неравенства | Математика ЕГЭ | УмскулСкачать

Метод выделения полных квадратов.
Данный метод основан на применении формулы a2 =a. [11 с.74]
Классификация иррациональных уравнение и неравенств по методам их решения
Каждый из выявленных выше методов подходит для решения не всех иррациональных уравнений и неравенств. Поэтому имеет место классификация иррациональных уравнений (неравенств) по методам их решения.
Метод возведения в степень подходит для решения большинства распространенных видов иррациональных уравнений и неравенств. Для каждого из таких видов существует стандартная схема решения.
Уравнения вида fx =gx ⟺ gx≥0,fx=g2x.
Неравенства вида fx 0,fx2
Уравнения вида fx=g(x)⇔fx≥0 или gx≥0fx=gx.
fx≤g(x)⇔fx≥0 fx=gx; fx
Уравнения вида nf(x)=mgx⇔x ∈ОДЗnfxНОК (n,м)=mgxНОК (n,м).
Используя метод умножения на сопряженное можно решить практически любое иррациональное уравнение (неравенство). Главным условием является наличие в одной из частей иррационального уравнения (неравенства) выражения, содержащего радикал, к которому можно найти сопряженное отличное от нуля.
Для большинства подстановок необходимы какие-то условия или наличие некоторого выражения в составе уравнения (неравенства), которое можно заменить определенным образом.
Так уравнения вида пах+b±mcx+d=p (где a, b, с, d – некоторые числа, n, м – натуральные, которые обычно не превосходят 4) решаются обычно двойной подстановкой v=nax+b и и=мсх+d, благодаря которой получаем уравнение v+и=p.
Для таких тригонометрических подстановок как x=a sint, t∈-π2;π2 и x=a cost, t∈0;π необходимо наличие в уравнении или неравенстве радикала a2 -x2.
Для замены x=a tant, t∈-π2;π2 или x=acott, t∈0;π необходим радикал a2 +x2.
Если в иррациональном уравнении (неравенстве) присутствует радикал x2-a2, то можно говорить о подстановке вида x=asint, t∈-π2;π2 и x=acost, t∈0;π. [14 с.233-236]
Метод учета ОДЗ и решения задачи на отдельных промежутках ОДЗ не требует от иррациональных уравнений и неравенств определенных требований. Но, например, корни неравенства f(x)>-p можно найти, определив ОДЗ, так как левая часть неравенства всегда больше правой.
Для метода выделения полных квадратов необходимо чтобы под знаком одного радикала второй степени находились две переменные или два выражения, содержащие неизвестную, степени которых различаются в два раза. Например, в уравнении вида x2+2ax+a2-x+b2-2bx=p под знаками радикала можно выделить полные квадраты выражений и использовать формулу a2 =a, и в результате получится следующее уравнение x+a-x-b=p.
Видео:Алгебра 9. Урок 7 - Неравенства. Метод интервалов - основные фактыСкачать

Дипломная работа: Методика решения иррациональных уравнений и неравенств в школьном курсе математики
| Название: Методика решения иррациональных уравнений и неравенств в школьном курсе математики Раздел: Рефераты по педагогике Тип: дипломная работа Добавлен 08:28:58 26 мая 2008 Похожие работы Просмотров: 3600 Комментариев: 21 Оценило: 4 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать |
![]() |
На основании таблиц №1 и №2 можно построить диаграмму, отображающую сравнение результатов контрольных работ, проведенных перед посещением учащимися факультативных занятий и после их посещения.
Как видно из диаграммы, перед проведением факультативных занятий уровень знаний учащихся был средним, а после проведения занятий он повысился. Положительная тенденция заметна: учащиеся научились решать простейшие иррациональные уравнения и справились с заданиями 1-3, значительно лучше стало умение решать более сложные уравнения. Так как 8-ое задание относится к высокому уровню сложности, с ним справилось лишь 3 человека. Учащиеся лучше стали владеть методом введения новых переменных при решении иррациональных уравнений. Трудным показался материал, связанный с рационализирующими подстановками при решении иррациональных уравнений.
Программа факультативных занятий на тему «Иррациональные уравнения и методы их решения»
Ниже предлагается программа факультативных занятий на тему «Иррациональные уравнения и методы их решения». Курс лучше изучать в 11 классе, так как уравнения такого вида содержатся в заданиях ЕГЭ и на вступительных экзаменах в ВУЗы. Программа рассчитана на 16 часов. Занятия проводятся по 2 часа.
Тема: Равносильные и неравносильные преобразования уравнений.
1) Познакомить учащихся с понятием равносильных уравнений.
2) Показать, когда одно уравнение является следствием другого.
3) Сформулировать теоремы о равносильности уравнений.
4) Познакомить учащихся с равносильными и неравносильными преобразованиями уравнений.
Краткое содержание: Определение равносильности уравнений, следствия уравнений, понятие постороннего корня уравнения, перечисление и демонстрация на примерах равносильных и неравносильных преобразований уравнений.
Литература для учителя:
Литература для ученика:
Тема: Решение простейших иррациональных уравнений
1) Отработать у учащихся умение решать простейшие иррациональные уравнения вида 

2) Закрепить изученный ранее материал.
3) Подготовить учащихся к изучению нового материала.
Краткое содержание: Определение иррационального уравнения, решение простейших иррациональных уравнений вида 

Литература для учителя:
Литература для ученика:
Тема: Решение иррациональных уравнений методом замены.
Цель: Научить учащихся решать иррациональные уравнения методом замены.
Краткое содержание: Применение метода замены в случае, если в уравнении неоднократно встречается некоторое выражение. Решение иррациональных уравнений методом сведения к эквивалентным системам рациональных уравнений при помощи введения двух вспомогательных неизвестных.
Литература для учителя:
Литература для ученика:
Тема: Применение рационализирующих подстановок при решении иррациональных уравнений.
Цель: Научить учащихся решать иррациональные уравнения при помощи рационализирующих подстановок.
Краткое содержание: Рассмотрение рационализации некоторых выражений, содержащих радикалы, с помощью рационализирующих подстановок и применение этих подстановок при решении иррациональных уравнений.
Литература для учителя:
Литература для ученика:
Тема: Решение иррациональных уравнений функционально-графическим методом.
Цель: Научить учащихся решать иррациональные уравнения и неравенства, используя свойства входящих в них функций.
Краткое содержание: Использование ОДЗ, монотонности, графиков функций при решении иррациональных уравнений.
Литература для учителя:
Литература для ученика:
Тема: Обобщение и систематизация методов решения иррациональных уравнений.
1) Показать учащимся, что иррациональные уравнения можно решать не одним методом.
2) Систематизировать методы решения иррациональных уравнений.
3) Научить выбирать наиболее рациональный способ решения.
Краткое содержание: Рассмотрение различных методов решения на примере одного иррационального уравнения вида 
Литература для учителя:
Литература для ученика:
Тема: Иррациональные уравнения, содержащие знак модуля или параметр. Решение уравнений смешанного типа.
Цель: Показать учащимся как решаются уравнения смешанного типа и уравнения, содержащие знак модуля и параметр.
Краткое содержание: Решение иррациональных уравнений с параметром и модулем, а также иррациональные уравнения, содержащие логарифмические, показательные или тригонометрические выражения.
Литература для учителя:
Литература для ученика:
В данной работе сделана попытка разработать методику обучения решению иррациональных уравнений и неравенств в школе.
При проведении исследования были решены следующие задачи:
1) Проанализированы действующие учебники алгебры и начала математического анализа для выявления представленной в них методики решения иррациональных уравнений и неравенств. Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:
·в средней школе недостаточное внимание уделяется методам решения различных иррациональных уравнений, в основном программой предусмотрено формирование у учащихся решать простейшие иррациональные уравнения и неравенства;
·в учебнике [1] материала, посвященного методам решения иррациональных уравнений нет. В остальных учебниках рассмотрены два основных способа решения: возведение обеих частей уравнения в степень, с последующей подстановкой полученных корней в исходное уравнение, а также решение уравнений с помощью равносильных преобразований;
·очень мало материала по методам решения иррациональных неравенств;
·среди предлагаемых заданий в учебниках много однотипных;
2) Изучена учебно-методическая литература по данной теме;
3) Рассмотрены основные методы и приемы решения различных иррациональных уравнений и неравенств;
4) Рассмотрены ситуации, связанные с потерей или приобретением посторонних корней в процессе решения, показано, как распознавать и предотвращать их;
5) Подобраны примеры решения иррациональных уравнений и неравенств для демонстрации излагаемого теоретического материала;
1. Алимов Ш. А. Алгебра и начала анализа [Текст]: учебник для 10-11 класса средней школы / Ш. А. Алимов – М.: Просвещение, 1993. – 254 с.
2. Башмаков М. И. Алгебра и начала анализа [Текст]: учебник для 10-11 класса средней школы / М. И. Башмаков – М.: Просвещение, 1992. – 351 с.
3. Болтянский В. Г. Математика: лекции, задачи, решения [Текст] / В. Г. Болтянский – Литва: Альфа, 1996. – 637 с.
4. Виленкин Н. Я. и др. Алгебра и математический анализ для 11 класса [Текст]: учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики / Н. Я. Виленкин – М.: Просвещение, 1998. – 288 с.
5. Галицкий М. Л. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов [Текст]: учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики М. Л. Галицкий – М.: Просвещение, 1999. – 271с.
6. Григорьев А. М. Иррациональные уравнения [Текст] / А. М. Григорьев // Квант. – 1972. – №1. – С. 46-49.
7. Денищева Л. О. Готовимся к единому государственному экзамену. Математика. [Текст] / Л. О. Денищева – М.: Дрофа, 2004. – 120 с.
8. Егоров А. Иррациональные неравенства [Текст] / А Егоров // Математика. Первое сентября. – 2002. – №15. – С. 13-14.
9. Егоров А. Иррациональные уравнения [Текст] / А Егоров // Математика. Первое сентября – 2002. – №5. – С. 9-13.
10. Мордкович А. Г. Алгебра и начала анализа. 10-11 класс [Текст]: В двух частях. Ч.1: учебник для общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович – М.: Мнемозина, 2004. – 315 с.
11. Мордкович А. Г. Алгебра и начала анализа. 10-11 класс [Текст]: В двух частях. Ч.2: задачник для общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович – М.: Мнемозина, 2004. – 315 с.
12. Мордкович А. Г. Кто-то теряет, кто-то находит [Текст] / А. Г. Мордкович // Квант – 1970. – №5. – С. 48-51.
13. Колмогоров А. Н. Алгебра и начала анализа [Текст]: учебник для 10-11 класса средней школы / А. Н. Колмогоров – М.: Просвещение, 1991. – 320 с.
14. Кузнецова Г. М. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 классы [Текст] / Г. М. Кузнецова – М.: Дрофа, 2004 – 320 с.
15. Потапов М. Как решать уравнения без ОДЗ [Текст] / М. Потапов // Математика. Первое сентября – 2003. – №21. – С. 42-43.
16. Соболь Б. В. Пособие для подготовки к единому государственному экзамену и централизованному тестированию по математике [Текст] / Б. В. Соболь – Ростов на Дону: Феникс, 2003. – 352 с.
17. Черкасов О. Ю. Математика [Текст]: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы / О. Ю. Черкасов – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. – 576 с.
18. Шабунин М. Лекции для абитуриентов. Лекция 1. [Текст] / М. Шабунин // Математика. Первое сентября – 1996. – №24. – С. 24.
19. Шувалова Э. З. Повторим математику [Текст]: учебное пособие для поступающих в вузы / Э. З. Шувалова – М.: Высшая школа, 1974. – 519 с.
20. Моденов В. П. Решение иррациональных уравнений [Текст] / В. П. Моденов // Математика в школе – 1970. – №6. – С. 32-35.
21. Горнштейн П. И. Экзамен по математике и его подводные рифы [Текст] / П. И. Горнштейн – М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 1998, – 236 с.
24. Шарова Л. И. Уравнения и неравенства [Текст]: пособие для подготовительных отделений / Л. И. Шарова – Киев: Вища школа, 1981. – 280 с.
26. Егоров А. Иррациональные неравенства [Текст] / А Егоров // Математика. Первое сентября. – 2002. – №17. – С. 13-14.
27. Мордкович А. Г. Алгебра. 8 класс [Текст]: В двух частях. Ч.1: учебник для общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович – М.: Мнемозина, 2004. – 315 с.
28. Мордкович А. Г. Алгебра. 8 класс [Текст]: В двух частях. Ч.2: задачник для общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович – М.: Мнемозина, 2003. – 239 с.
Решение иррациональных уравнений смешанного типа
Для каждого вида уравнений и неравенств, в том числе и иррациональных, можно составить уравнение или неравенство «с модулем» и «с параметром» .
Иррациональные уравнения, содержащие знак модуля
Простейшие уравнения с модулем имеют вид: 



Решение . 
Данное уравнение равносильно совокупности двух систем:
Будем решать каждую из систем по отдельности.
Решение первой системы:
Последняя система не имеет корней, так как дискриминант уравнения 
Решение второй системы:
Ответ : 

Решение . 
Данное уравнение равносильно совокупности двух систем:
Будем решать каждую из систем по отдельности.
Решение первой системы:
Если внимательно посмотреть на неравенства последней системы, можно заметить, что пересечение множеств 

Решение второй системы:
Ответ : 
Иррациональные уравнения, содержащие параметр
Уравнение вида 


Как и раньше, будем находить только действительные корни.
Трудно указать какой-нибудь общий и вместе с тем достаточно простой способ решения иррациональных уравнений, содержащих параметр.
Проиллюстрируем некоторые способы решения на примерах.
Пример 3 . Для каждого действительного значения параметра 

Решение . Исходное уравнение равносильно смешанной системе

При 
При 
Теперь необходимо найти те значения 
Ответ : при 
при 
Для решения иррационального уравнения иногда удобно ввести вспомогательную неизвестную величину. При этом получаем квадратное уравнение с параметром, которое нужно решить в пределах некоторого ограниченного множества значений нового неизвестного.
Пример 4 . Решить уравнение 
Решение . Область определения данного уравнения:
Так как 


Сделаем замену 

которая равносильна системе
Корни уравнения 
Итак, при 



Ответ : при 
при 
Иррациональные показательные уравнения
Пример 5 . Решить уравнение 
Решение . Перепишем уравнение так:

Приведем все степени к одному основанию 7:

Сделаем замену 


Сделаем обратную замену:


Ответ : 
Пример 6 . Решить уравнение 
Решение . Приведем все степени к одному основанию:

откуда получаем уравнение 
Ответ :
Иррациональные логарифмические уравнения
Пример 7 . Решить уравнение 
Решение . Преобразуем данное уравнение:

Учитывая ОДЗ, данное уравнение равносильно системе:
Ответ :
Пример 8. Решить уравнение
Решение . Учитывая ОДЗ, данное уравнение равносильно системе:
Уравнение этой системы равносильно совокупности уравнений:
Последнее уравнение этой совокупности равносильно уравнению:
Из неравенства системы 


Ответ : 
Сколько корней имеет уравнение 
Сколько корней имеет уравнение 
Диагностирующая контрольная работа №1
1. Сколько корней имеет уравнение 
2. Решите уравнение
А.
3. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения 
А.
Б.
В.
Г.
4. Решите уравнение
5. Решите уравнение 
6. Решите уравнение 
7. Решите уравнение 
8. Решите уравнение 
Диагностирующая контрольная работа № 2
1. Сколько корней имеет уравнение 
2. Решите уравнение
В.
3. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения 
А.
Б.
В.
Г.
4. Решите уравнение
5. Решите уравнение 
6. Решите уравнение 
7. Решите уравнение 
8. Решите уравнение 
Ответы и решение заданий диагностирующей контрольной работы №1
4. Уединив первый радикал, получаем уравнение 







5. Введем новую переменную 









6. Введем новую переменную 







7. Данное уравнение равносильно совокупности двух систем: 













8. Введем новые переменные 
















Ответы и решение заданий диагностирующей контрольной работы №2
4. Уединив первый радикал, получаем уравнение 






5. Введем новую переменную 









6. Введем новую переменную 










7. Данное уравнение равносильно совокупности двух систем: 













8. Введем новые переменные 
















Разработка факультативного занятия на тему «Способ рационализации при решении иррациональных уравнений»
Иногда посредством некоторой подстановки удается привести иррациональное уравнение к рациональному виду. В таком случае говорят, что эта подстановка рационализирует рассматриваемое иррациональное уравнение, и называют ее рационализирующей.
Способ решения иррациональных уравнений, основанный на применении рационализирующих подстановок, назовем способом рационализации .
Применяя рационализирующую подстановку, необходимо следить за тем, чтобы область определения нового рационального уравнения, получаемого в результате этой подстановки, соответствовала области определения данного иррационального уравнения. Только при этом условии рационализирующая подстановка приведет рассматриваемое иррациональное уравнение к рациональному уравнению, которое всюду в области его определения эквивалентно данному.
Рассмотрим рационализацию некоторых выражений, содержащих радикалы, с помощью рационализирующих подстановок и применение этих подстановок при решении иррациональных уравнений.
1. Рационализация выражения

где 




Действительно, возводя обе части равенства (2) в 




Поскольку рациональная функция от рациональной функции представляет собой также рациональную функцию, то выражение, стоящее в правой части последнего равенства, является рациональным.
Пример 1 . Решить уравнение 
Решение . ОДЗ рассматриваемого уравнения 


или (сокращая дробь на 
Решением последней будет 

Ответ : 
2. Рациональность дробно-линейных иррациональностей
Аналогично предыдущему доказывается, что функция вида

где 







рационализируется при помощи подстановки

где 


Пример 2 . Решить уравнение 
Решение . Будем искать корни данного уравнения в области 




Полученное уравнение в рассматриваемой области с помощью рационализирующей подстановки
сводится к смешанной системе
эквивалентной ему в этой области. Определив решения этой системы 

Ответ : 
3. Рационализация биноминальных выражений
Можно доказать, что выражение

где 






В этих случаях возможны следующие подстановки:
Если 




Если 



Если 



Существование указанных трех рационализирующих подстановок доказывает возможность приведения к рациональному виду уравнений 

Пример 3 . Решить уравнение 
Решение . Так как 


Имеет место третий случай рационализации ( 






и исходное иррациональное уравнение приводится к рациональному 



Ответ :
4. Рационализация квадратичных иррациональностей посредством подстановок Эйлера
Квадратичной иррациональностью назовем функцию вида

где 



а) Сначала рассмотрим случай, когда дискриминант 




Таким образом, мы можем сделать следующую подстановку:
(или 
Подстановку (10) иногда называют первой подстановкой Эйлера . Докажем, что эта подстановка рационализирует функцию (9) в рассматриваемом случае. Возводя в квадрат обе части равенства
(заметим, что 


где функции 


В правой части полученного равенства стоит рациональная функция.
б) Рассмотрим теперь случай, когда дискриминант 




Аналогично предыдущему доказывается, что в этом случае функция (9) рационализируется посредством подстановки:

называемой часто второй подстановкой Эйлера .
Замечание 1. Рационализирующая подстановка (11) справедлива при условии 

Замечание 2. Если 
(или 
Ответ : 

Пример 4 . Решить уравнение 
Решение . В данном уравнении дискриминант квадратного трехчлена положителен, корни его 


Применяя эту подстановку, необходимо проверить, не является ли значение 

Возводя в квадрат обе части равенства 



и исходное уравнение сводится к уравнению 





Ответ : 

5. Рационализация с помощью тригонометрических подстановок
Иногда подходящей заменой неизвестной иррациональное уравнение можно свести к тригонометрическому уравнению. При этом полезными могут оказаться следующие замены переменной. [17]
1). Если в уравнение входит радикал 




2). Если в уравнение входит радикал 




3). Если в уравнение входит радикал 




Проиллюстрируем использование этих замен на следующих примерах.
Пример 5 . Решить уравнение 
Решение . В данное уравнение входит выражение 


Тогда выражение 
и исходное уравнение можно записать в виде

Поскольку 

Решая это уравнение, находим два возможных значения


Из всех корней этих уравнений промежутку 

Поэтому соответствующее значение x равно

Ответ . 
Пример 6. Решить уравнение 
Решение . В этом уравнении x по ОДЗ может принимать только значения из отрезка 


В результате такой замены приходим к уравнению




В силу ограничения 


которое, пользуясь формулой приведения, сведем к стандартному виду

Решая последнее уравнение, находим



Условию 






Ответ . 


В заключение нужно отметить, что способ рационализации успешно может быть применён также для рационализации иррациональных неравенств, для вычисления и преобразования иррациональных выражений и так далее.
📺 Видео
методы решения иррациональных уравнений и неравенствСкачать

Как решать иррациональные уравнения. Методы решения иррациональных уравнений. (часть 1).Скачать

Иррациональные уравнения и неравенстваСкачать

Равносильность уравнений и неравенств. Видеоурок 7. Алгебра 10 классСкачать


по определению квадратного корня из чего выводится метод решения иррациональных уравнений – метод возведения в квадрат обеих частей уравнения. Затем данный метод демонстрируется на примерах решения иррациональных уравнений вида
,
. Найденные корни проверяются подстановкой в исходное уравнение, при этом обращено внимание на те случаи, когда могут появиться посторонние корни. Автор подчеркивает, что проверка – обязательный этап решения иррационального уравнения. Далее приводится решение уравнения вида
методом введения новой переменной
. Параграф завершается беседой о равносильных и неравносильных преобразованиях: дается определение равносильных уравнений, перечисляются и демонстрируются на примерах равносильные и неравносильные преобразования.
, где
– линейное, квадратное или дробно-рациональное выражение. В № 1015 чтобы решить уравнение необходимо сначала уединить радикал. В № 1016 для решения предложены уравнения вида
,
,
. В №№ 1023, 1024 необходимо выяснить, равносильны ли уравнения. В №№ 1021, 1022, 1025-1027 нужно решить уравнения вида
,
, где выражения
могут быть как линейными так и квадратными, а в №№ 1028-1031 – уравнения вида
.
, которые решаются с помощью возведения обеих частей уравнения в квадрат. Найденные корни проверяются подстановкой в исходное уравнение, при этом обращено внимание на те случаи, когда могут появиться посторонние корни. Показано, что кроме возведения в квадрат иррациональные уравнения удобно решать, используя равносильный переход от уравнения к системе, состоящей из уравнения и неравенства. Рассмотрен пример иррационального уравнения, содержащего корень третьей степени. Для того чтобы «избавиться от радикала», обе части такого уравнения возводятся в куб.
, решить которые можно с помощью возведения обеих частей уравнения либо в квадрат, либо в куб, а также используя равносильные переходы. Такие задачи, по мнению авторов учебника необходимо уметь решать для получения удовлетворительной оценки. Задачи же в №№422-425 чуть сложнее. Здесь уравнения содержат корни выше третьей степени.
к уравнению
.
,
. В первом случае иррациональное неравенство заменяется равносильной системой неравенств
во втором – равносильной совокупностью систем неравенств 

:
и
к системам, состоящим из уравнения и неравенства. Далее на примерах решения иррациональных уравнений демонстрируются данные равносильные переходы. Также автор рекомендует перед возведением обеих частей уравнения в некоторую степень «уединить радикал», то есть представить уравнение в виде
. Далее данный метод применяется для решения иррациональных уравнений
и
с помощью равносильного перехода к системе неравенств в первом случае и совокупности систем неравенств – во втором. Рассматривается решение иррационального неравенства вида
с помощью равносильного перехода к неравенству
. Решение каждого из видов неравенств демонстрируется на примерах.
,
с помощью равносильного перехода к системе (или совокупности систем). Только в учебнике [4] рассматривается решение иррационального неравенства вида
.
и
– некоторые функции, называют уравнением с одним неизвестным x (с одной переменной x ). Это равенство может оказаться верным при одних значениях x и неверным при других значениях x .
и равенство
является верным. Следовательно, каждый корень уравнения (1) принадлежит множеству, которое является пересечением (общей частью) областей определения функций
и
и называется областью допустимых значений (ОДЗ) уравнения (1).
, (2)

, (3)
, (4)
(5)
, то
– корень уравнения
, но число 3 не является корнем уравнения (4), так как функция
не определена при
и
и
. В ОДЗ уравнения (4) это уравнение равносильно совокупности уравнений (5). Справедливо более общее утверждение: если функция
определена при всех x таких, что
, а функция
, то уравнение (4) равносильно совокупности уравнений (5). [18]
(1)
. (2)
(2).
. Заметим, что здесь речь идет только о переносе членов уравнения из одной его части в другую без последующего приведения подобных членов (если таковые имеются). [18]
(3)
,
,
уравнение (4) является следствием уравнения (3), то есть (3)
(4).
, то получится уравнение
,
,
, а первое – единственный корень
.
, то уравнения (3) и (4) равносильны.
. (5)
и
, содержится в области определения функции
,
и 
. (7)
уравнение (7) является следствием уравнения (6);
(n – нечетное число), то уравнения (6) и (7) равносильны;
(n – четное число), то уравнение (7) равносильно уравнению
, (8)
. (9)
(10)
при
является равносильным преобразованием, при
.
. [6]
. [7]
.
и получим

, откуда следует, что
или
.
: 
. Это неверное числовое равенство, значит, число
не является корнем данного уравнения.
. Это верное числовое равенство, значит, число
является корнем данного уравнения.
.
.
, откуда следует что
или
.
. Это верное числовое равенство, значит, число
является корнем данного уравнения.
. Это неверное числовое равенство, значит, число
не является корнем данного уравнения.
.
состоит в переходе к равносильной ему системе :
в этой системе выражает условие, при котором уравнение можно возводить в четную степень, отсекает посторонние решения и позволяет обходиться без проверки. [17]
. Однако этого делать не нужно и даже опасно, поскольку условие
автоматически выполняется для корней уравнения
, в правой части которого стоит неотрицательное выражение. [9]
.
, получим корни
и
.
. Такое уравнение равносильно каждой из двух систем

. Мы должны, решив его, выяснить, принадлежат ли найденные корни ОДЗ исходного уравнения, то есть выполняется ли неравенство
(или
). На практике из этих систем выбирают для решения ту, в которой неравенство проще. [9]
.
, получим корни
и
. Однако при этих значениях x не выполняется неравенство
, и потому данное уравнение не имеет корней.
. Тогда после возведения обеих частей уравнения в n — ую степень радикал справа исчезнет. [4]
. Это уравнение равносильно системе
и
, но условие
выполняется только для
.
.
.
,
, 
.
,
.
,
. Первый корень удовлетворяет исходному уравнению, а второй – не удовлетворяет.
.
.
, получим существенно более простое иррациональное уравнение 
. Возведем обе части уравнения в квадрат:
.
;
;
;
;
,
.
показывает, что
– корень уравнения, а
– посторонний корень.
, то есть квадратное уравнение
, решив которое находим два корня:
,
. Оба корня, как показывает проверка, удовлетворяют исходному уравнению.
,
.
.
.
, то уравнение примет вид
, откуда
,
.
и уравнения
. Первое из этих решений не имеет, а из второго получаем
,
. Оба корня, как показывает проверка, удовлетворяют исходному уравнению.
,
.
.
,
.
,
, получаем
. Решая уравнение
, получаем корень
. Как показывает проверка,
удовлетворяет исходному уравнению.
.
(здесь a , b , c , d – некоторые числа, m , n – натуральные числа) и ряд других уравнений часто удается решить при помощи введения двух вспомогательных неизвестных:
и
, где
и последующего перехода к эквивалентной системе рациональных уравнений . [17]
.
и
, где
. Полученное уравнение обладает одним существенным недостатком: в нем две неизвестных. Но заметим, что величины y и z не являются независимыми переменными – они зависят одна от другой посредством старой переменной x . Выразим x через y и z :
и
. Теперь, можно заметить, что если первое уравнение умножить на два и затем вычесть из него второе, то переменная x исключается, и остается связь только между y и z
.
, корнями которого являются числа
и
. Корень
посторонний, поскольку
. Осталось решить уравнение
, откуда находим
.
.
. [6]
,
, то исходное уравнение переписывается так:
. Поскольку мы ввели две новые неизвестные, надо найти еще одно уравнение, связывающее y и z . Для этого возведем равенства
,
.
,
;
,
.

, вторая дает
.
.
и
, где 
.
, то y и z должны удовлетворять системе
.
,
в квадрат и заметим, что
.
.
, получаем разложение левой части уравнения на множители
.
.
. Выражение
называется сопряженным для выражения
. Цель такого умножения ясна: использовать тот факт, что произведение двух сопряженных выражений уже не содержит радикалов.
,



и
пусто. Следовательно, уравнение
решений не имеет. Значит, уравнение
имеет единственный корень
.
– корень.
.
нигде в нуль не обращается, и поэтому умножение обеих частей уравнения
на эту функцию не приводит к появлению посторонних решений.
. [9]
. После преобразований получим уравнение
.
. Проверка показывает, что
– корень функции
.
возрастает (убывает), или
«встречно монотонны», т.е.
убывает и наоборот, то такое уравнение имеет не более одного корня. Если удается заметить это или привести уравнение к такому виду и при этом нетрудно угадать корень, то он и будет решением данного уравнения. [9]
.
– единственный корень.
.
.
.
,
, значит
(функция
возрастающая), и левая часть исходного уравнения не меньше 2. Следовательно, данное уравнение корней не имеет.
.
и функция
возрастающая, то
. Следовательно, левая часть данного неравенства области определения принимает только отрицательные значения, то есть исходное уравнение корней не имеет.
.
. Но теперь уже, в отличие от ранее рассмотренных задач, левая часть уравнения не задает монотонную функцию. Однако снова легко заметить, что на
указанная функция возрастает, причем корень
данное уравнение имеет единственный корень. Осталось исследовать поведение функции
на отрезке
. Очевидно, что при 
, а
. Следовательно, на
исходное уравнение корней не имеет.
.
.
, одновременно удовлетворяющих условиям
и
, то есть ОДЗ есть пустое множество. Этим решение уравнения завершается, так как установлено, что ни одно число не может являться решением, то есть уравнение не имеет корней.
.
в данное уравнение, приходим к выводу, что
– корень исходного уравнения.
.
.
из промежутка
. Эскизы графиков функций
и
представлены на рисунке 1.
. Из рисунка следует, что график функции
не выше. При этом эти графики касаются прямой
в разных точках. Следовательно, уравнение не имеет решений. Докажем это. Для каждого
имеем
, а
. При этом
только для
, а
только для
.
и
представлены на рисунке 2.
является точкой пересечения графиков функций
и
, то есть
– решение уравнения. Проведем прямую
. Из рисунка следует, что она расположена между графиками функций
и
. Это наблюдение и помогает доказать, что других решений данное уравнение не имеет.
справедливы неравенства
и
, а для промежутка
справедливы неравенства
и
. Очевидно, что неравенство
, а неравенство
. Решим неравенство
. Это неравенство равносильно неравенству
, которое можно переписать в виде
. Решениями этого неравенства являются все
являются все
.
.
. Но это неверно, так как при отрицательных значениях x оказывалось бы, что
. Здесь необходимо применить формулу
. Уравнение теперь легко решается
.
.
.
.
. Поэтому исходное уравнение равносильно системе

и
. Второй корень не удовлетворяет совокупности неравенств системы и, следовательно, является посторонним корнем исходного уравнения.
.
и
.
. В результате получим уравнение
,
,
.
,
. Оба корня, как показывает проверка, удовлетворяют исходному уравнению.
,
из Примера 32 производят перемножение подкоренных выражений, то есть вместо такого уравнения пишут уравнение
.
.
.
.
, так как оно подходит к исходному уравнению и уже не подходит к полученному:
не имеет смысла при
. Поэтому это уравнение лучше решать обычным возведением в квадрат



и
. Оба корня удовлетворяют неравенству системы
,
.
.
, получим
.
. Получается, что новое уравнение не имеет ничего общего с исходным! Приведем правильное решение.

.
.
, а класса школы №37 города Кирова. Ее основная задача: определить уровень подготовки, знаний и умений по теме «Иррациональные уравнения».




















































































