Основное расчетное уравнение для синхронных машин

Видео:Принцип работы синхронного электродвигателяСкачать

Принцип работы синхронного электродвигателя

Синхронные машины

Основное расчетное уравнение для синхронных машин

Контрольная работа по электрическим машинам.

Основные понятия и формулы

Синхронная машина (СМ) – это электрическая машина переменного тока, у которой частота вращения Основное расчетное уравнение для синхронных машинротора и частота Основное расчетное уравнение для синхронных машинтоков и ЭДС в обмотке якоря связаны строгим соотношением Основное расчетное уравнение для синхронных машин. В таких машинах в установившемся режиме работы результирующее магнитное поле и ротор вращаются с одинаковой частотой вращения (синхронно).

Явнополюсная и неявнополюсная СМ – машина с явно и неявно выраженными полюсами на роторе, где расположена обмотка возбуждения.

Номинальные данные: полная мощность Основное расчетное уравнение для синхронных машин(для двигателей – мощности Основное расчетное уравнение для синхронных машинмеханической энергии на валу, линейные напряжения Основное расчетное уравнение для синхронных машини ток Основное расчетное уравнение для синхронных машинкоэффициент мощности Основное расчетное уравнение для синхронных машин, частота Основное расчетное уравнение для синхронных машин, частота вращения Основное расчетное уравнение для синхронных машинротора, напряжение Основное расчетное уравнение для синхронных машини ток Основное расчетное уравнение для синхронных машинобмотки возбуждения.

Электромагнитные мощность и момент неявнополюсной СМ:

Основное расчетное уравнение для синхронных машин

где Основное расчетное уравнение для синхронных машин— число обмотки якоря, Основное расчетное уравнение для синхронных машин— угловая скорость вращения ротора.

Полная активная и реактивная мощности:

Основное расчетное уравнение для синхронных машин

Расчеты, анализ электромагнитных процессов в машине, построение векторных диаграмм существенно упрощаются, ели пользоваться относительными значениями электрических величин. Приняв за базисные (единичные) полную номинальную мощность Основное расчетное уравнение для синхронных машин, номинальные фазные напряжение Основное расчетное уравнение для синхронных машини ток Основное расчетное уравнение для синхронных машин, ток возбуждения Основное расчетное уравнение для синхронных машинпри котором Основное расчетное уравнение для синхронных машин, и полное сопротивление фазной обмотки Основное расчетное уравнение для синхронных машинимеем

Основное расчетное уравнение для синхронных машин

Угловые характеристики – зависимости Основное расчетное уравнение для синхронных машини Основное расчетное уравнение для синхронных машинпри Основное расчетное уравнение для синхронных машини неизменных напряжений Основное расчетное уравнение для синхронных машини частоте Основное расчетное уравнение для синхронных машинсети (см ур. 3.1). В относительных единицах.

Основное расчетное уравнение для синхронных машин

Максимальная мощность и момент при Основное расчетное уравнение для синхронных машин:

Основное расчетное уравнение для синхронных машин

Основное расчетное уравнение для синхронных машин

где Основное расчетное уравнение для синхронных машин-максимальная мощность при Основное расчетное уравнение для синхронных машин— номинальная активная мощность генератора, Основное расчетное уравнение для синхронных машин— номинальный коэффициент мощности.

Для неявнополюсных СМ Основное расчетное уравнение для синхронных машин.

Область устойчивой работы:

Основное расчетное уравнение для синхронных машин

Имеется трехфазный синхронный генератор мощности Основное расчетное уравнение для синхронных машинс напряжением на выходе Основное расчетное уравнение для синхронных машин(обмотка статора соединена «звездой») при частоте тока 50 Гц и частоте вращения Основное расчетное уравнение для синхронных машин. КПД генератора при номинальной нагрузке Основное расчетное уравнение для синхронных машин(табл. 1). Генератор работает на нагрузку с Основное расчетное уравнение для синхронных машин. Требуется определить активную мощность генератора при номинальной нагрузке Основное расчетное уравнение для синхронных машинток в обмотке статора Основное расчетное уравнение для синхронных машин, мощность первичного двигателя Основное расчетное уравнение для синхронных машини вращающий момент Основное расчетное уравнение для синхронных машинпри непосредственном механическом соединении валов генератора и двигателя.

Основное расчетное уравнение для синхронных машин, кВА

Основное расчетное уравнение для синхронных машинкВ

Основное расчетное уравнение для синхронных машин%

Основное расчетное уравнение для синхронных машиноб. мин

Трехфазны синхронный двигатель номинальной мощность Основное расчетное уравнение для синхронных машини числом полюсов Основное расчетное уравнение для синхронных машинработает от сети напряжением Основное расчетное уравнение для синхронных машин(обмотки статора соединены «звездой»). КПД двигателя Основное расчетное уравнение для синхронных машин, коэффициент мощности Основное расчетное уравнение для синхронных машинпри опережающем токе статора. Перегрузочная способность двигателя — Основное расчетное уравнение для синхронных машин, а его пусковые параметры определены кратности пускового тока Основное расчетное уравнение для синхронных машини кратностью пускового момента Основное расчетное уравнение для синхронных машин. Значения этих величин приведены в таблице 2. Требуется определить: потребляемые двигателем из сети активную Основное расчетное уравнение для синхронных машини ток Основное расчетное уравнение для синхронных машин, развиваемый двигателем при номинальной нагрузке вращающий момент Основное расчетное уравнение для синхронных машин, суммарные потери Основное расчетное уравнение для синхронных машин, пусковой момент Основное расчетное уравнение для синхронных машини пусковой ток Основное расчетное уравнение для синхронных машин, а так же вращающий момент Основное расчетное уравнение для синхронных машин, при котором двигатель выпадает из синхронизма.

Основное расчетное уравнение для синхронных машин

Основное расчетное уравнение для синхронных машин

Основное расчетное уравнение для синхронных машин

Основное расчетное уравнение для синхронных машин

Основное расчетное уравнение для синхронных машин

Основное расчетное уравнение для синхронных машин

Основное расчетное уравнение для синхронных машин

Основное расчетное уравнение для синхронных машин

(Вариант задачи принимается по последней цифре шифра зачетной книжки)

Определить напряжение на зажимах трехфазного синхронного генератора, работающего в режиме холостого хода, при соединении обмотки статора по схеме «треугольник» и «звезда», если известно, что частота Основное расчетное уравнение для синхронных машинГц, число последовательно соединенных витков фазы обмотки статора Основное расчетное уравнение для синхронных машин, обмоточный коэффициент Основное расчетное уравнение для синхронных машин, максимально значение магнитного потока одной фазы Основное расчетное уравнение для синхронных машинВб.

Трехфазный синхронный генератор расчетной мощностью Основное расчетное уравнение для синхронных машинмВА характеризуется следующими данными: номинальное напряжение Основное расчетное уравнение для синхронных машин, , коэффициент мощности Основное расчетное уравнение для синхронных машин, активное сопротивление фазы обмотки статора Основное расчетное уравнение для синхронных машинОм, схема соединения обмотки статора – «звезда». Определить КПД генератора, если потери в магнитопроводе Основное расчетное уравнение для синхронных машинкВт, добавочные потери составляют 5 % от номинальной мощности, механические потери Основное расчетное уравнение для синхронных машин. Напряжение возбудителя Основное расчетное уравнение для синхронных машинВ, ток возбуждения в номинальном режиме Основное расчетное уравнение для синхронных машинА, коэффициент полезного действия возбудителя Основное расчетное уравнение для синхронных машин.

Ротор трехфазного синхронного генератора имеет 12 полюсов. Частота напряжения на зажимах генератора Основное расчетное уравнение для синхронных машин= 50 Гц. Полезная мощность приводного двигателя 5 кВт. Определить вращающий момент на валу генератора.

Трехфазный синхронный генератор вырабатывает напряжение частотой Основное расчетное уравнение для синхронных машин= 50 Гц. Число полюсов 2р = 2 . Приводной двигатель создает вращающий момент на валу Основное расчетное уравнение для синхронных машинНм. Определить полезную мощность приводного двигателя.

Вращающий момент на валу трехфазного синхронного генератора — 48 Нм. Полезная мощность приводного двигателя 5 кВт. Частота напряжения на зажимах генератора Основное расчетное уравнение для синхронных машин= 50 Гц. Определить число полюсов генератора.

Трёхфазный четырехполюсный синхронный двигатель имеет следующие данные: номинальная мощность Рном = 500 кВт, номинальное напряжение UH0M = 0.66 кВ, коэффициент полезного действия Основное расчетное уравнение для синхронных машинном = 0,95 , коэффициент мощности Основное расчетное уравнение для синхронных машин(опережающий ток), частота тока Основное расчетное уравнение для синхронных машин= 50 Гц. Определить частоту вращения ротора, номинальный вращающий момент, активную и реактивную составляющие мощности, потребляемый из сети ток статора и его реактивную составляющую.

Трехфазный синхронный двигатель включен в сеть напряжением 220 В, потребляет линейный ток Основное расчетное уравнение для синхронных машинА и развивает мощность на валу Рном = 25 кВт. КПД двигателя Основное расчетное уравнение для синхронных машин= 0,95 % . Определить реактивную мощность, потребляемую двигателем из сети.

Трехфазный синхронный двигатель включен в сеть напряжением UH0M = 600 В и потребляет ток Основное расчетное уравнение для синхронных машинА, КПД двигателе Основное расчетное уравнение для синхронных машинH0M = 0,9, коэффициент мощности Основное расчетное уравнение для синхронных машин. Определить суммарные потери мощности в двигателе.

Трехфазный синхронный двигатель включение сеть напряжением 380 В и развивает на валу мощность 75 кВт. КПД двигателя Основное расчетное уравнение для синхронных машин= 0,92 %, коэффициент мощностиОсновное расчетное уравнение для синхронных машин. Определить реактивную составляющую потребляемого из сети тока.

Полная мощность, потребляемая из сети синхронным двигателем, S = 45 кВА.

Коэффициент мощности Основное расчетное уравнение для синхронных машин. Суммарные потери мощности Основное расчетное уравнение для синхронных машинкВт. Опреде­лить коэффициент полезного действия двигателя.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Основные понятия и формулы

Машина постоянного тока (МПТ) — электрическая машина, обмотка якоря которой соединена с электрической сетью постоянного тока с помощью механического (коллектора) или полупроводникового преобразователя частоты. Машины постоянного тока классифицируются: а) по назначению — генераторы (ГПТ) и двигатели (ДПТ) постоянного тока; б) по способам возбуждения (в зависимости от того, как обмотка возбуждения включена по отношению к обмотке якоря): с независимым, параллельным, последовательным, смешанным возбуждением (МПТ имеет одну последовательную, и одну параллельную обмотки возбуждения), с постоянными магнитами.

Номинальный режим — режим работы МПТ при условиях, для которых она предназначена заводом-изготовителем.

Соответствующие номинальному режиму мощность, напряжение на главных зажимах машины, ток, частота вращения, КПД называются номинальными и указываются на заводской табличке (паспорте), прикрепленной к корпусу машины.

Основные формулы, описывающие электромагнитные процессы в МПТ как в генераторном, так и двигательном режимах работы, следующие.

ЭДС якоря (ЭДС параллельной ветви обмотки якоря)

где Основное расчетное уравнение для синхронных машин— постоянная, N — число активных проводников в обмотке якоря, р — число пар главных полюсов, — число пар параллельных ветвей обмотки якоря, Основное расчетное уравнение для синхронных машинугловая скорость вращения якоря Основное расчетное уравнение для синхронных машин.

Магнитный потоп на полюс

Основное расчетное уравнение для синхронных машин

где Основное расчетное уравнение для синхронных машин среднее значение магнитной индукции в воздушном зазоре под главным полюсом, Основное расчетное уравнение для синхронных машин— расчетная длина сердечника якоря, Основное расчетное уравнение для синхронных машин— полюсное деление (часть окружности якоря, приходящийся на один полюс).

где Основное расчетное уравнение для синхронных машинток якоря.

Мощность потерь в МПТ

где Рпмх, Рпм , Рпэ мощность механических, магнитных (мощность потерь в стали сердечника якоря) и электрических (в обмотке якоря) потерь соответственно, причем Основное расчетное уравнение для синхронных машин, где Основное расчетное уравнение для синхронных машин— внутренние сопротивление цепи якоряОсновное расчетное уравнение для синхронных машин мощность потерь на возбуждение в МПТ с электромагнитным возбуждением, где Основное расчетное уравнение для синхронных машини UB — ток в цепи возбуждения и напряжение на ее зажимах, a Основное расчетное уравнение для синхронных машин эквивалентное

сопротивление этой цепи Основное расчетное уравнение для синхронных машин— мощность добавочных потерь, а Основное расчетное уравнение для синхронных машин

относительное значение тока МПТ.

Коэффициент полезного действия (КПД)

где Основное расчетное уравнение для синхронных машин— мощность энергии, подведенной к МПТ, Р2 — полезная мощность МПТ.

Генератор постоянного тока

Уравнение напряжения генератора

Полезная электрическая мощность

где ток генератора

— при параллельном или смешанном возбуждении,

— при других способах возбуждения

Мощность подведенной механической энергии

где М1 — вращающий момент на валу первичного двигателя.

— холостого хода Основное расчетное уравнение для синхронных машинпри I = 0 и Основное расчетное уравнение для синхронных машин= const;

— внешняя Основное расчетное уравнение для синхронных машинпри Основное расчетное уравнение для синхронных машини n = const;

— регулировочная Основное расчетное уравнение для синхронных машинпри U = const и Основное расчетное уравнение для синхронных машин= const, где RB сопротивление обмотки возбуждения, Ррв — сопротивление регулировочного реостата в цепи возбуждения.

Двигатель постоянного тока

Основное расчетное уравнение для синхронных машин

где М0 — момент холостого хода, обусловленный и механическими потерями в двигателе, М2 — полезный момент на валу, J момент инерции вращающихся масс. В установившемся режиме работы двигателя (при Основное расчетное уравнение для синхронных машин = const)

Основное расчетное уравнение для синхронных машин

Полезная механическая мощность на валу

Мощность электрической энергии, потребляемой из сети

— при независимом возбуждении,

— при других способах возбуждения.

где Рпв — мощность потерь на возбуждение.

— при параллельном или смешанном возбуждении,

— при других способах возбуждения.

Ток якоря в установившемся режиме

где I — ток якоря в режиме холостого хода.

Угловая скорость вращения в установившемся режиме

Начальный пусковой ток якоря

Где Основное расчетное уравнение для синхронных машин— сопротивление пускового реостата в момент пуска.

Начальная кратность пускового тока

Основное расчетное уравнение для синхронных машин

где Основное расчетное уравнение для синхронных машин— пусковой ток.

ЭДС якоря Ея, электромагнитный момент М, мощность потерь Основное расчетное уравнение для синхронных машини КПД определяют по формулам (4.1), (4.4), (4.5) и (4.6).

Двигатель постоянного тока номинальной мощности Рном включен в сеть напряжением UH0M и при номинальной нагрузке потребляет ток /ном развивая при этом частоту вращения Основное расчетное уравнение для синхронных машин(табл.1). Требуется определить: мощность Р1 ном потребляемую двигателем из сети, суммарные потери мощности Основное расчетное уравнение для синхронных машин, КПД Основное расчетное уравнение для синхронных машин, момент на валу двигателя М2ном.

Основное расчетное уравнение для синхронных машин, кВт

Основное расчетное уравнение для синхронных машин, В

Основное расчетное уравнение для синхронных машин, А

Основное расчетное уравнение для синхронных машин,об/мИН

Генератор постоянного тока независимого возбуждения с номинальным напряжением UH0M и номинальной частотой вращения Основное расчетное уравнение для синхронных машинимеет простую волновую обмотку якоря, состоящую из N проводников. Число полюсов генератора 2р = 4, сопротивление обмоток в цепи якоря при рабочей температуре Основное расчетное уравнение для синхронных машин, основной магнитный поток Ф (табл.2). Для номинального режима работы генератора определить: ЭДС Еа , ток нагрузкиОсновное расчетное уравнение для синхронных машин, полезную мощность Рн, электромагнитную мощность Рэм и электромагнитный момент Мэм . Размагничивающим действием реакции якоря пренебречь.

Основное расчетное уравнение для синхронных машинВ

Основное расчетное уравнение для синхронных машин,Об/мИН

Основное расчетное уравнение для синхронных машин,Ом

(Вариант задачи принимается по последней цифре шифра зачетной книжки)

При напряжении UH0M = 220 В двигатель постоянного тока потребляет из сети ток Основное расчетное уравнение для синхронных машин= 20 А. Мощность на валу двигателя Р2 = 3,2 кВт. Определить суммарные потери мощности в двигателе.

При напряжении UU0M = 220 В двигатель параллельного возбуждения потребляет ток Основное расчетное уравнение для синхронных машин= 20 А и вращается с частотой п = 1400 об/мин. Определить частоту вращения двигателя после введения добавочного сопротивления в цепь якоря Основное расчетное уравнение для синхронных машин, если известно, что Основное расчетное уравнение для синхронных машин= 0,1 Ом, а сопротивление обмотки возбуждения Основное расчетное уравнение для синхронных машин= 100 Ом.

Для двигателя постоянного тока параллельного возбуждения известны технические данные: номинальная мощность Рп = 10 кВт, номинальное напряжение UH0M = 220 В, сопротивление цени якоря при рабочей температуре Основное расчетное уравнение для синхронных машин= 0,3 Ом, сопротивление цепи возбуждения при рабочей температуре Основное расчетное уравнение для синхронных машин= 85 Ом, КПД двигателя Основное расчетное уравнение для синхронных машин= 0,795. Определить: потребляемую мощность, ток якоря, ЭДС, электрические потери в цепи якоря, потери в цепи возбуждения, суммарные потери мощности, потери холостого хода.

Тяговый двигатель постоянного тока последовательного возбуждения имеет — номинальную мощность Рном 52 кВт, коэффициент полезного действия Основное расчетное уравнение для синхронных машин81 %, частоту вращения Основное расчетное уравнение для синхронных машин= 650 об/мин, номинальное напряжение UH0M = 550 В, общее сопротивление обмоток якоря и возбуждения Основное расчетное уравнение для синхронных машин= 0,095 Ом. Определить: потребляемую мощность, ток двигателя, полезный момент на валу, ЭДС, суммарные потери мощности.

Двигатель постоянного тока смешанного возбуждения имеет следующие технические данные: номинальная мощность Рном = 25 кВт, номинальное напряжение UH0M 220 В, сопротивление якорной цепи га = 0,111 Ом, сопротивление последовательной обмотки возбуждения гвс = 0,0048 Ом, сопротивление параллельной обмотки возбуждения гвш = 48,4 Ом, коэффициент полезного действия г = 0,86. Определить: номинальный ток двигателя, ток якоря, потребляемую мощность, ЭДС, электрические потери в параллельной обмотке возбуждения.

Для генератора постоянного тока независимого возбуждения известны технические данные: номинальное напряжение UH0M = 230 В, потребляемая мощность Рх = 45 кВт, ток возбуждения /в = 20 А, сопротивление обмотки возбуждения и якоря соответственногв = ЮООм иг, = 0,12 Ом, коэффициент полезного действия г = 0,86 . Определить ЭДС якорной обмотки Еа, электромагнитную мощность Рэм, потери в обмотке возбуждения Рэлв, суммарные потери мощности £ ДР-

Для генератора постоянного тока независимого возбуждения известны технические данные: номинальная мощность Рном = 40 кВт, номинальное напряжение 1/Ном = 230 В, сопротивление цепи якоря при рабочей температуре га = 0,12 Ом, коэффициент полезного действия ц = 0,86, номинальная частота вращения п = 1470 об/мин. Определить: номинальный ток генератора Ашм ‘ сопротивление нагрузки гн, ЭДС генератора Еа, суммарные потери мощности £ДР, электромагнитную мощность Рэм , электромагнитный момент Мэм.

Генератор параллельного возбуждения работает на сеть напряжением Уном = 120 В. Сопротивления обмоток якоря и возбуждения в рабочем режиме га — 0,08 Ом, гв = 18 Ом, сопротивление нагрузки гн = 1,2 Ом. Определить: ток нагрузки генератора, ток в цепи возбуждения, ток якоря, ЭДС генератора, полезную мощность, потери в цепи якоря, потери в цепи возбуждения.

Для генератора постоянного тока параллельного возбуждения известны технические данные: номинальное напряжение UH0M = 115 В, номинальный ток/ном = 20 А, сопротивление цепи якоря работающей машины га = 0,4 Ом, сопротивление цепи возбуждения работающей машины гв = 145 Ом, коэффициент полезного действия rj = 0,8 , частота вращения п = 2850 об/мин. Определить: номинальную мощность генератора, мощность первичного двигателя, ток якоря, электромагнитную мощность, ЭДС генератора, электромагнитный момент.

Для оператора постоянною тока смешанного возбуждения известны технические данные: номинальная мощность Рном = 10 кВт, номинальное напряжение UH0M = 220 В, ЭДС £’а = 230 В, ток возбуждения /в = 2 А, сопротивление последовательной обмотки возбуждения гвс = 0,15 Ом, частота вращения п = 1470 об/мин. Определить: ток якоря, сопротивление якорной цепи, сопротивление цепи возбуждения (параллельной), электромагнитную мощность, электромагнитный момент.

Видео:Электромагнитное возбуждение синхронных генераторовСкачать

Электромагнитное возбуждение синхронных генераторов

Синхронный двигатель

Принцип действия синхронного двигателя.

Так как синхронная машина обладает свойством обратимости, конструкция двигателя практически не отличается от конструкции синхронного генератора. Однако взаимодействие элементов теперь отвечает принципу действия двигателя.

Электрическая активная мощность Р потребляется из сети, в результате чего по обмоткам статора протекает токОсновное расчетное уравнение для синхронных машин. ТокОсновное расчетное уравнение для синхронных машин, как и в генераторе, создаёт МДС Fст, а она – потоки Фd и Фр,я, наводящие в обмотке статора ЭДС Основное расчетное уравнение для синхронных машини Основное расчетное уравнение для синхронных машин.

По обмотке ротора протекает ток возбуждения Iв, её МДС Fв создаёт магнитный поток ротора Ф0. Вращаясь вместе с ротором, поток Ф0 в соответствии с законом электромагнитной индукции (ЭМИ) индуцирует в обмотке статора ЭДС Основное расчетное уравнение для синхронных машин, которая направлена против напряжения сети Основное расчетное уравнение для синхронных машин. Сумма ЭДС Основное расчетное уравнение для синхронных машин с учётом падения напряжения на активном сопротивлении обмотки статора Основное расчетное уравнение для синхронных машинуравновешивает напряжение сети Основное расчетное уравнение для синхронных машин. Магнитные потоки Ф0, Фd и Фр,я образуют результирующий магнитный поток двигателя Фрез.

Вал двигателя сцеплён с валом рабочей машины РМ (например, со шпинделем металлорежущего станка), потребляющей механическую энергию и создающей момент сопротивления Мс. В результате действия тормозящего момента Мс полюсы ротора отстают от полюсов результирующего поля статора (см. рис. 4.6).

В двигательном режиме результирующий магнитный поток двигателя Фрез является ведущим; вращаясь, он увлекает за собой ротор, создавая вращающий момент М двигателя, преодолевающий тормозной момент Мс механической нагрузки.

Уравнение второго закона Кирхгофа для обмотки статора.

В двигательном режиме синхронная машина потребляет из сети токОсновное расчетное уравнение для синхронных машин, который направлен навстречу ЭДС Основное расчетное уравнение для синхронных машин (рис.4.14,а).

Уравнение, записанное по второму закону Кирхгофа для фазы обмотки статора

Основное расчетное уравнение для синхронных машин, (4.4)

показывает, что противо-ЭДС Основное расчетное уравнение для синхронных машин и индуктивное падение напряжения jXсинОсновное расчетное уравнение для синхронных машин уравновешивают напряжение сети Основное расчетное уравнение для синхронных машин(предполагается, что
Основное расчетное уравнение для синхронных машин=0).

Основное расчетное уравнение для синхронных машин

Векторная диаграмма синхронного двигателя.

Векторная диаграмма построена по уравнению (4.4) на рис. 4.14, б. В результате действия механической нагрузки Мс ось магнитного потока ротора Ф0 отстает на угол Основное расчетное уравнение для синхронных машин от оси результирующего магнитного потока Фрез. Поэтому в двигательном режиме вектор ЭДСОсновное расчетное уравнение для синхронных машин отстает по фазе на угол Основное расчетное уравнение для синхронных машин от вектора напряжения сети Основное расчетное уравнение для синхронных машин. Сопоставление векторных диаграмм синхронного двигателя (рис. 4.14,б) и синхронного генератора (см. рис. 4.13) показывает, что угол Основное расчетное уравнение для синхронных машин меняет свой знак. При построении векторной диаграммы двигателя вектор Основное расчетное уравнение для синхронных машин принимается за исходный.

Вектор тока Основное расчетное уравнение для синхронных машин отстает по фазе на 90° от вектора jXсинОсновное расчетное уравнение для синхронных машин.

Мощность и вращающий момент синхронного двигателя.

Если пренебречь потерями, которые относительно малы, то активная потребляемая мощность равна электромагнитной мощности, т. е. мощности, передаваемой магнитным полем из статора в роторОсновное расчетное уравнение для синхронных машин, где Основное расчетное уравнение для синхронных машин— угол сдвига фаз между током и ЭДС.

Из треугольников Оса и асb векторной диаграммы на рис. 14.14, б следует, что отрезок Основное расчетное уравнение для синхронных машин , где Основное расчетное уравнение для синхронных машин—масштабный коэффициент. Подставляя значение IcosΨ в выражение для Рэм, получаем для механической мощности на валу двигателя
Основное расчетное уравнение для синхронных машин.

Механический момент на валу двигателя
Основное расчетное уравнение для синхронных машин,

где Основное расчетное уравнение для синхронных машин — угловая скорость ротора; Мтах = Основное расчетное уравнение для синхронных машин — максимальный момент, развиваемый двигателем. При постоянном напряжении сети Uc максимальный момент двигателя зависит только от ЭДС Е0, т.е. от тока возбуждения ротора Iв.

Угловая и механическая характеристики.

В двигательном режиме угол Основное расчетное уравнение для синхронных машин положительный, поэтому на графике двигательному режиму соответствует положительная полуволна синусоиды. В генераторном режиме угол Основное расчетное уравнение для синхронных машин отрицательный, ему соответствует отрицательная полуволна синусоиды. В диапазоне угла нагрузки -90° Мmax , то угол нагрузки Основное расчетное уравнение для синхронных машин станет больше 90°, рабочая точка перейдёт на неустойчивый участок угловой характеристики. Вращающий момент двигателя М начнёт уменьшаться, ротор тормозиться, двигатель выйдет из синхронизма и может остановиться.

Аналогичные явления происходят и в генераторном режиме. Выход («выпадение») машины из синхронизма – явление недопустимое, оно может привести к тяжёлой тобы в номинальном режиме угол нагрузкиОсновное расчетное уравнение для синхронных машинОсновное расчетное уравнение для синхронных машин и запас по моменту и активной маварии в электрической сети. Поэтому синхронные машины проектируются так, чощности составлял не менее 1,65.

Механической характеристикой синхронного двигателя называется зависимость частоты вращения от момента двигателя. В синхронном двигателе частота вращения ротора постоянна и от нагрузки не зависит. Поэтому механическая характеристика n(M) (рис. 4.18) – прямая, параллельная оси абсцисс.

Регулирование коэффициента мощности синхронного двигателя.

Если в этих условиях изменять ток возбуждения, ЭДС обмоток статораОсновное расчетное уравнение для синхронных машини Основное расчетное уравнение для синхронных машин изменяются так, что активная составляющая тока Icosφ и составляющая ЭДС Основное расчетное уравнение для синхронных машин остаются неизменными (рис. 14.17).

При изменении тока возбуждения векторОсновное расчетное уравнение для синхронных машинскользит вдоль прямой ab, изменяются положение вектора jXсинОсновное расчетное уравнение для синхронных машин и угол φ сдвига фаз между токомОсновное расчетное уравнение для синхронных машини напряжением сети Основное расчетное уравнение для синхронных машин, а, вследствие того, чтоОсновное расчетное уравнение для синхронных машин, конец вектора токаОсновное расчетное уравнение для синхронных машинскользит по прямой cd.

Когда ток возбуждения двигателя мал (недовозбуждение), Основное расчетное уравнение для синхронных машин=Основное расчетное уравнение для синхронных машин, ток Основное расчетное уравнение для синхронных машинотстаёт по фазе Основное расчетное уравнение для синхронных машин от Основное расчетное уравнение для синхронных машин и двигатель потребляет реактивную мощность. При некотором, относительно большом токе возбуждения Основное расчетное уравнение для синхронных машин=Основное расчетное уравнение для синхронных машинОсновное расчетное уравнение для синхронных машини ток Основное расчетное уравнение для синхронных машин является чисто активным.

Наоборот, при перевозбуждении Основное расчетное уравнение для синхронных машини вектор тока Основное расчетное уравнение для синхронных машинопережает по фазе вектор напряжения Основное расчетное уравнение для синхронных машин, Основное расчетное уравнение для синхронных машин, ток, потребляемый двигателем из сети, имеет ёмкостную составляющую. Последнее весьма ценно, поскольку ёмкостный ток компенсирует индуктивные токи, потребляемые из сети другими потребителями (асинхронными двигателями, различного рода катушками и т.п.), и тем самым улучшается cosφ всей сети. Обычно синхронные двигатели работают с перевозбуждением при Основное расчетное уравнение для синхронных машин.

U – образные характеристики.

При уменьшении тока возбуждения Iв уменьшается ЭДС Е0 и угол Основное расчетное уравнение для синхронных машин увеличивается Основное расчетное уравнение для синхронных машин (рис.4.17).

Штриховая кривая АВ на рис. 4.18 представляет собой границу устойчивости, на которой Основное расчетное уравнение для синхронных машин=90°.

Наиболее экономичным для самого синхронного двигателя является режим работы с Основное расчетное уравнение для синхронных машин, так как двигатель развивает заданную механическую мощность при наименьшем, чисто активном токе статора.

Основное расчетное уравнение для синхронных машин

Рис. 4.17 и 4.18

Обычно в эксплуатации синхронный двигатель перевозбуждают с целью улучшения cosφ сети. Режим перевозбуждения выгоден и тем, что уменьшается уголОсновное расчетное уравнение для синхронных машин и возрастает перегрузочная способность двигателя. Вместе с этим следует учитывать, что обмотки статора двигателя рассчитаны на определённый ток Основное расчетное уравнение для синхронных машинс точки зрения нагрева. Поэтому, чем больше загрузка двигателя активным током Ia (определяющим механическую мощность и момент на валу), тем меньше возможности использования двигателя в качестве генератора реактивной (ёмкостной) мощности за счёт реактивной составляющей тока Ip.

Синхронные компенсаторы.

Пуск синхронного двигателя.

Пуск синхронного двигателя сопряжён с трудностями. Если статорную обмотку включить в трёхфазную сеть, а обмотку возбуждения питать от источника постоянного напряжения Uв (рис. 4.19), то ротор не сдвинется с места – из-за инерционности ротора вращающееся поле статора не успевает сцепиться с неподвижным полем ротора.

Распространение получил так называемый асинхронный пуск синхронного двигателя. Для осуществления асинхронного пуска ротор синхронного двигателя снабжается специальной пусковой короткозамкнутой обмоткой из медных или алюминиевых стержней типа беличьей клетки асинхронного короткозамкнутого двигателя. Пуск двигателя осуществляют следующим образом (рис. 4.19).

Основное расчетное уравнение для синхронных машинВначале обмотка возбуждения синхронного двигателя замыкается на пусковой реостат Rп, сопротивление которого в 8 – 10 раз больше, чем сопротивление обмотки возбуждения (если оставить обмотку возбуждения разомкнутой, то в ней при пуске вращающимся полем статора будет наводиться значительная ЭДС, опасная для изоляции).

При включении обмотки статора на трёхфазное напряжение двигатель за счёт короткозамкнутой обмотки начинает работать как асинхронный. Когда частота вращения ротора двигателя достигает примерно 95% синхронной частоты вращения поля статора n0, пусковой реостат Rп отключают, а обмотку возбуждения ротора включают на постоянное напряжение Uв.

Так как теперь частота вращения поля статора отличается незначительно от частоты поля вращающегося ротора, полюсы полей статора и ротора вступают во взаимодействие, двигатель втягивается в синхронизм и начинает работать как синхронный.

В рабочем, т.е. в синхронном, режиме токи в пусковой короткозамкнутой обмотке не возникают и она в работе машины не участвует. Однако при кратковременных толчках механической нагрузки на валу в пусковой обмотке токи наводятся и создают момент, демпфирующий колебания ротора.

Преимущества, недостатки и применение синхронных двигателей.

Наконец, вращающий момент синхронного двигателя пропорционален напряжению сети Uc . Поэтому при понижении напряжения в сети синхронный двигатель сохраняет большую перегрузочную способность, чем асинхронный, и, следовательно, обладает большей надёжностью.

Вместе с тем синхронный двигатель сложнее по конструкции, чем асинхронный той же мощности, и поэтому дороже. Синхронные двигатели должны иметь источник постоянного тока (специальный возбудитель или выпрямитель), пуск у них протекает сложнее, чем у асинхронных. Частотное регулирование является единственным способом регулирования угловой частоты вращения ротора синхронного двигателя.

Тем не менее, преимущества синхронных двигателей настолько велики, что при мощностях свыше 100 кВт их целесообразно применять всюду, где не требуется часто останавливать и пускать механизмы или регулировать их скорость. В настоящее время они применяются для привода преобразовательных агрегатов, компрессоров, насосов, вентиляторов, мельниц, дробилок, нерегулируемых прокатных станов и т.п.

Отечественная промышленность выпускает трёхфазные синхронные двигатели мощностью от 20 кВт до нескольких десятков тысяч киловатт при частотах вращения от 100 до 1000 об/мин в явнополюсном исполнении и при 1500, 3000 об/мин – в неявнополюсном, с различным исполнением по способу защиты от внешних воздействий (открытое, защищённое, закрытое и т.д.), с различным рабочим положением вала (горизонтальные, вертикальные) и с различными системами возбуждения: от генератора постоянного тока, расположенного на одном валу с двигателем, от тиристорных выпрямителей и т.д.

Видео:Синхронные двигатели, устройство и принцип работыСкачать

Синхронные двигатели, устройство и принцип работы

Синхронные машины

Если во вращающемся магнитном поле разместить на валу ротора магнит так, чтобы ось, соединяющая его полюса, была направлена вдоль вектора индукции магнитного поля, то вращающееся магнитное поле вовлекает во вращение магнит вместе с валом ротора, который вращается синхронно с магнитным полем. Однако для этого необходимо раскрутить ротор до скорости вращения поля (условие синхронизма). На ротор действует вращающий момент, и энергия тока превращается в механическую энергию электродвигателя, который получил название синхронного.

Синхронные машины используются в качестве источников электрической энергии (генераторов), электродвигателей и синхронных компенсаторов.

Синхронные генераторы гидроэлектростанций вращаются с помощью гидротурбин и носят название гидрогенераторов. Кроме электростанций синхронные генераторы находят применение в установках, требующих автономного источника питания.

Синхронные двигатели переменного тока используются с механизмами средней и большой мощности при редких пусках, требующих постоянной частоты вращения. К таким механизмам относятся компрессоры, вентиляторы, насосы и т.д.

Синхронный компенсатор предназначается для улучшения коэффициента мощности электротехнических установок (компенсации индуктивной реактивной мощности).

Дополнительно по теме

Схема замещения синхронного двигателя и векторная диаграмма

Основное расчетное уравнение для синхронных машин

Конструктивно синхронная машина состоит из статора и ротора. Статор аналогичен статору асинхронной машины, а ротор представляет собой постоянный магнит, поле которого создается обмоткой возбуждения, по которой пропускается постоянный ток. Питание обмотки возбуждения осуществляется через скользящий контакт между контактными кольцами и неподвижными щетками. Особенностью синхронной машины является возможность работы как в режиме двигателя, так и в режиме генератора.

Частота ЭДС переменного тока в синхронной машине зависит от частоты вращения ротора и числа пар полюсов, f1 = рn/60. Действующее значение ЭДС, индуцируемой в проводниках

Взаимодействие вращающегося поля статора и поля постоянного магнита ротора вызывает появление вращающего момента, вследствие чего ротор вращается в том же направлении, что и поле статора (n1=n). Скольжение синхронной машины равно нулю.

На рисунке Хс — синхронное индуктивное сопротивление; q — угол нагрузки

В соответствии со схемой уравнение имеет вид:

Основное расчетное уравнение для синхронных машин

Характеристика зависимости момента двигателя от угла нагрузки имеет вид синусоиды и выражает работу как двигательного, так и генераторного режима.

С целью получения запаса устойчивости за номинальный момент синхронного двигателя принимается 0,5Мн, которому соответствует угол q=30°.

Основное расчетное уравнение для синхронных машин

Важным преимуществом синхронного двигателя является способность регулировать потребляемую из сети реактивную мощность путем изменения тока возбуждения. Рассмотрим зависимости тока статора двигателя от тока возбуждения.

При перевозбуждении Iдв имеет емкостной характер, а при недовозбуждении — индуктивный. Таким образом, синхронный двигатель может быть использован в качестве компенсирующего устройства для регулирования реактивной мощности.

Характеристики имеют границу устойчивости, вдоль которой уменьшение тока возбуждения приведет к опрокидыванию двигателя или «выпаданию из синхронизма». Граница устойчивости соответствует режиму Мдв= Мген.

Недостатком синхронного двигателя является необходимость возбудителя для запуска, так как при равенстве синхронной частоты вращения поля статора и частоты вращения поля ротора пусковой момент отсутствует. Наиболее распространен асинхронный запуск. В этом случае на полюсах двигателя размещается короткозамкнутая обмотка. При пуске статор подключают к сети. Возникающее магнитное поле индуцирует в этой обмотке ЭДС и токи, в результате чего создается электромагнитный момент, как и у асинхронного двигателя. При этом обмотка возбуждения отключена от источника постоянного тока, но замкнута на активное сопротивление с целью уменьшения напряжения на ее зажимах при пуске. При достижении двигателем частоты вращения, близкой к синхронной, обмотка возбуждения переключается на источник постоянного тока. В этом случае говорят, что двигатель «втянулся в синхронизм».

Генераторный режим синхронной машины

Так как выражения электромагнитной мощности и момента у синхронной машины аналогичны и в двигательном и в генераторном режимах, то достаточно рассмотреть генераторный режим синхронной машины.

При работе синхронной машины в качестве генератора можно регулировать магнитный поток Фо и пропорциональную ему Ео, изменяя ток возбуждения.

Основное расчетное уравнение для синхронных машинЗависимость Ео=f(Iв) называется характеристикой холостого хода генератора.

Остаточная ЭДС у синхронного генератора равна 5-10 В.

Совпадение токов в проводниках по фазе с ЭДС будет только при активной нагрузке,

При включении статора на сопротивление нагрузки по обмотке пойдет ток, который создаст поле, вращающееся относительно статора и неподвижное относительно поля возбуждения основного потока ротора Фо. Совпадение токов в проводниках по фазе с ЭДС будет только при активной нагрузке, при индуктивной ток отстает на 90°, при емкостной опережает на 90°. Рост напряжения при емкостной нагрузке связан с подмагничивающим действием реакции якоря (статора), а снижение при индуктивной нагрузке — размагничиванием.

Упрощенное уравнение электрического состояния одной фазы синхронного генератора без учета поля рассеяния якоря имеет вид:

Основное расчетное уравнение для синхронных машин

где Ео — ЭДС холостого хода.

Основное расчетное уравнение для синхронных машинДанному выражению соответствуют схема замещения (рис. а) и векторная диаграмма (рис. б). Из диаграммы следует, что Ео соответствует магнитному потоку ротора Фо, а напряжение U — результирующему магнитному потоку Ф. Отсюда следует, что в генераторном режиме Фо опережает Ф на угол q.

Основной режим работы генератора нагрузочный. Пренебрегая потерями в сопротивлении обмотки якоря, получим из векторной диаграммы значение cosy между напряжением и Еo:

Основное расчетное уравнение для синхронных машин

С учетом этого выражения получим зависимость для определения электромагнитной мощности:

Основное расчетное уравнение для синхронных машин

Момент равен отношению мощности к частоте вращения:

Основное расчетное уравнение для синхронных машин

Выражение в скобках соответствует максимальному моменту Мmax, причемОсновное расчетное уравнение для синхронных машин.

Основное расчетное уравнение для синхронных машинЗависимости электромагнитной мощности и момента синхронной машины при различных токах возбуждения показаны на рисунке.

В синхронном генераторе с активно-реактивной нагрузкой при определении электромагнитного момента необходимо учитывать фазовый сдвиг тока относительно магнитного потока или напряжения. Тогда выражение для момента

Основное расчетное уравнение для синхронных машин

Синхронный генератор в качестве источника электрической энергии переменного тока включают в распределительную сеть параллельно. При параллельной работе генератора с системой большой мощности его частота и напряжение, а также угловая скорость должны оставаться неизменными при любых изменениях как нагрузки, так и тока возбуждения и момента первичного двигателя. Активную мощность, отдаваемую генератором в сеть, можно регулировать только изменением момента первичного двигателя, а реактивную — изменением тока возбуждения.

🎦 Видео

Синхронные машиныСкачать

Синхронные машины

Характеристики синхронного двигателяСкачать

Характеристики синхронного двигателя

Электротехника и электроника. Лекция 7. Синхронные машиныСкачать

Электротехника и электроника. Лекция 7. Синхронные машины

Синхронные машиныСкачать

Синхронные машины

Асинхронные и Синхронные двигатели и генераторы. Мощный #энерголикбез ПЕРСПЕКТИВЫ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙСкачать

Асинхронные и Синхронные двигатели и генераторы. Мощный #энерголикбез ПЕРСПЕКТИВЫ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ

Синхронный генератор, устройство и принцип действияСкачать

Синхронный генератор, устройство и принцип действия

Характеристики синхронных генераторовСкачать

Характеристики синхронных генераторов

Синхронный и асинхронный двигатели. Отличия двигателейСкачать

Синхронный и асинхронный двигатели. Отличия двигателей

Магнитодвижущая сила. Синхронные машины. Общие сведения.Скачать

Магнитодвижущая сила. Синхронные машины. Общие сведения.

Урок 4. Расчет цепей постоянного тока. Законы КирхгофаСкачать

Урок 4. Расчет цепей постоянного тока. Законы Кирхгофа

Принцип работы асинхронного электродвигателяСкачать

Принцип работы асинхронного электродвигателя

Синхронный двигатель. Устройство, принцип работы, подключение, применениеСкачать

Синхронный двигатель. Устройство, принцип работы, подключение, применение

Синхронные машины переменного токаСкачать

Синхронные машины переменного тока

Реактивная мощность за 5 минут простыми словами. Четкий #энерголикбезСкачать

Реактивная мощность за 5 минут простыми словами. Четкий #энерголикбез

Электромагнитное возбуждение синхронных двигателейСкачать

Электромагнитное возбуждение синхронных двигателей

Электромеханические переходные процессы. Устойчивость. Уравнение движение ротора.Скачать

Электромеханические переходные процессы. Устойчивость. Уравнение движение ротора.

Синхронные электрические машиныСкачать

Синхронные электрические машины
Поделиться или сохранить к себе: