Контрольная работа по электрическим машинам.
Основные понятия и формулы
Синхронная машина (СМ) – это электрическая машина переменного тока, у которой частота вращения 


Явнополюсная и неявнополюсная СМ – машина с явно и неявно выраженными полюсами на роторе, где расположена обмотка возбуждения.
Номинальные данные: полная мощность 








Электромагнитные мощность и момент неявнополюсной СМ:
где 

Полная активная и реактивная мощности:
Расчеты, анализ электромагнитных процессов в машине, построение векторных диаграмм существенно упрощаются, ели пользоваться относительными значениями электрических величин. Приняв за базисные (единичные) полную номинальную мощность 





Угловые характеристики – зависимости 




Максимальная мощность и момент при 
где 


Для неявнополюсных СМ 
Область устойчивой работы:
Имеется трехфазный синхронный генератор мощности 












Трехфазны синхронный двигатель номинальной мощность 














(Вариант задачи принимается по последней цифре шифра зачетной книжки)
Определить напряжение на зажимах трехфазного синхронного генератора, работающего в режиме холостого хода, при соединении обмотки статора по схеме «треугольник» и «звезда», если известно, что частота 



Трехфазный синхронный генератор расчетной мощностью 








Ротор трехфазного синхронного генератора имеет 12 полюсов. Частота напряжения на зажимах генератора 
Трехфазный синхронный генератор вырабатывает напряжение частотой 

Вращающий момент на валу трехфазного синхронного генератора — 48 Нм. Полезная мощность приводного двигателя 5 кВт. Частота напряжения на зажимах генератора 
Трёхфазный четырехполюсный синхронный двигатель имеет следующие данные: номинальная мощность Рном = 500 кВт, номинальное напряжение UH0M = 0.66 кВ, коэффициент полезного действия 


Трехфазный синхронный двигатель включен в сеть напряжением 220 В, потребляет линейный ток 

Трехфазный синхронный двигатель включен в сеть напряжением UH0M = 600 В и потребляет ток 


Трехфазный синхронный двигатель включение сеть напряжением 380 В и развивает на валу мощность 75 кВт. КПД двигателя 

Полная мощность, потребляемая из сети синхронным двигателем, S = 45 кВА.
Коэффициент мощности 

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА
Основные понятия и формулы
Машина постоянного тока (МПТ) — электрическая машина, обмотка якоря которой соединена с электрической сетью постоянного тока с помощью механического (коллектора) или полупроводникового преобразователя частоты. Машины постоянного тока классифицируются: а) по назначению — генераторы (ГПТ) и двигатели (ДПТ) постоянного тока; б) по способам возбуждения (в зависимости от того, как обмотка возбуждения включена по отношению к обмотке якоря): с независимым, параллельным, последовательным, смешанным возбуждением (МПТ имеет одну последовательную, и одну параллельную обмотки возбуждения), с постоянными магнитами.
Номинальный режим — режим работы МПТ при условиях, для которых она предназначена заводом-изготовителем.
Соответствующие номинальному режиму мощность, напряжение на главных зажимах машины, ток, частота вращения, КПД называются номинальными и указываются на заводской табличке (паспорте), прикрепленной к корпусу машины.
Основные формулы, описывающие электромагнитные процессы в МПТ как в генераторном, так и двигательном режимах работы, следующие.
ЭДС якоря (ЭДС параллельной ветви обмотки якоря)
где 


Магнитный потоп на полюс
где 


где 
Мощность потерь в МПТ
где Рпмх, Рпм , Рпэ — мощность механических, магнитных (мощность потерь в стали сердечника якоря) и электрических (в обмотке якоря) потерь соответственно, причем 




сопротивление этой цепи 

относительное значение тока МПТ.
Коэффициент полезного действия (КПД)
где 
Генератор постоянного тока
Уравнение напряжения генератора
Полезная электрическая мощность
где ток генератора
— при параллельном или смешанном возбуждении,
— при других способах возбуждения
Мощность подведенной механической энергии
где М1 — вращающий момент на валу первичного двигателя.
— холостого хода 

— внешняя 

— регулировочная 

Двигатель постоянного тока
где М0 — момент холостого хода, обусловленный и механическими потерями в двигателе, М2 — полезный момент на валу, J — момент инерции вращающихся масс. В установившемся режиме работы двигателя (при 
Полезная механическая мощность на валу
Мощность электрической энергии, потребляемой из сети
— при независимом возбуждении,
— при других способах возбуждения.
где Рпв — мощность потерь на возбуждение.
— при параллельном или смешанном возбуждении,
— при других способах возбуждения.
Ток якоря в установившемся режиме
где I0м — ток якоря в режиме холостого хода.
Угловая скорость вращения в установившемся режиме
Начальный пусковой ток якоря
Где 
Начальная кратность пускового тока
где 
ЭДС якоря Ея, электромагнитный момент М, мощность потерь 
Двигатель постоянного тока номинальной мощности Рном включен в сеть напряжением UH0M и при номинальной нагрузке потребляет ток /ном развивая при этом частоту вращения 






Генератор постоянного тока независимого возбуждения с номинальным напряжением UH0M и номинальной частотой вращения 





(Вариант задачи принимается по последней цифре шифра зачетной книжки)
При напряжении UH0M = 220 В двигатель постоянного тока потребляет из сети ток 
При напряжении UU0M = 220 В двигатель параллельного возбуждения потребляет ток 



Для двигателя постоянного тока параллельного возбуждения известны технические данные: номинальная мощность Рп = 10 кВт, номинальное напряжение UH0M = 220 В, сопротивление цени якоря при рабочей температуре 


Тяговый двигатель постоянного тока последовательного возбуждения имеет — номинальную мощность Рном — 52 кВт, коэффициент полезного действия 


Двигатель постоянного тока смешанного возбуждения имеет следующие технические данные: номинальная мощность Рном = 25 кВт, номинальное напряжение UH0M — 220 В, сопротивление якорной цепи га = 0,111 Ом, сопротивление последовательной обмотки возбуждения гвс = 0,0048 Ом, сопротивление параллельной обмотки возбуждения гвш = 48,4 Ом, коэффициент полезного действия г = 0,86. Определить: номинальный ток двигателя, ток якоря, потребляемую мощность, ЭДС, электрические потери в параллельной обмотке возбуждения.
Для генератора постоянного тока независимого возбуждения известны технические данные: номинальное напряжение UH0M = 230 В, потребляемая мощность Рх = 45 кВт, ток возбуждения /в = 20 А, сопротивление обмотки возбуждения и якоря соответственногв = ЮООм иг, = 0,12 Ом, коэффициент полезного действия г = 0,86 . Определить ЭДС якорной обмотки Еа, электромагнитную мощность Рэм, потери в обмотке возбуждения Рэлв, суммарные потери мощности £ ДР-
Для генератора постоянного тока независимого возбуждения известны технические данные: номинальная мощность Рном = 40 кВт, номинальное напряжение 1/Ном = 230 В, сопротивление цепи якоря при рабочей температуре га = 0,12 Ом, коэффициент полезного действия ц = 0,86, номинальная частота вращения п = 1470 об/мин. Определить: номинальный ток генератора Ашм ‘ сопротивление нагрузки гн, ЭДС генератора Еа, суммарные потери мощности £ДР, электромагнитную мощность Рэм , электромагнитный момент Мэм.
Генератор параллельного возбуждения работает на сеть напряжением Уном = 120 В. Сопротивления обмоток якоря и возбуждения в рабочем режиме га — 0,08 Ом, гв = 18 Ом, сопротивление нагрузки гн = 1,2 Ом. Определить: ток нагрузки генератора, ток в цепи возбуждения, ток якоря, ЭДС генератора, полезную мощность, потери в цепи якоря, потери в цепи возбуждения.
Для генератора постоянного тока параллельного возбуждения известны технические данные: номинальное напряжение UH0M = 115 В, номинальный ток/ном = 20 А, сопротивление цепи якоря работающей машины га = 0,4 Ом, сопротивление цепи возбуждения работающей машины гв = 145 Ом, коэффициент полезного действия rj = 0,8 , частота вращения п = 2850 об/мин. Определить: номинальную мощность генератора, мощность первичного двигателя, ток якоря, электромагнитную мощность, ЭДС генератора, электромагнитный момент.
Для оператора постоянною тока смешанного возбуждения известны технические данные: номинальная мощность Рном = 10 кВт, номинальное напряжение UH0M = 220 В, ЭДС £’а = 230 В, ток возбуждения /в = 2 А, сопротивление последовательной обмотки возбуждения гвс = 0,15 Ом, частота вращения п = 1470 об/мин. Определить: ток якоря, сопротивление якорной цепи, сопротивление цепи возбуждения (параллельной), электромагнитную мощность, электромагнитный момент.
Видео:Электромагнитное возбуждение синхронных генераторовСкачать

Синхронный двигатель
Принцип действия синхронного двигателя.
Так как синхронная машина обладает свойством обратимости, конструкция двигателя практически не отличается от конструкции синхронного генератора. Однако взаимодействие элементов теперь отвечает принципу действия двигателя.
Электрическая активная мощность Р потребляется из сети, в результате чего по обмоткам статора протекает ток



По обмотке ротора протекает ток возбуждения Iв, её МДС Fв создаёт магнитный поток ротора Ф0. Вращаясь вместе с ротором, поток Ф0 в соответствии с законом электромагнитной индукции (ЭМИ) индуцирует в обмотке статора ЭДС 




Вал двигателя сцеплён с валом рабочей машины РМ (например, со шпинделем металлорежущего станка), потребляющей механическую энергию и создающей момент сопротивления Мс. В результате действия тормозящего момента Мс полюсы ротора отстают от полюсов результирующего поля статора (см. рис. 4.6).
В двигательном режиме результирующий магнитный поток двигателя Фрез является ведущим; вращаясь, он увлекает за собой ротор, создавая вращающий момент М двигателя, преодолевающий тормозной момент Мс механической нагрузки.
Уравнение второго закона Кирхгофа для обмотки статора.
В двигательном режиме синхронная машина потребляет из сети ток

Уравнение, записанное по второму закону Кирхгофа для фазы обмотки статора

показывает, что противо-ЭДС 



Векторная диаграмма синхронного двигателя.
Векторная диаграмма построена по уравнению (4.4) на рис. 4.14, б. В результате действия механической нагрузки Мс ось магнитного потока ротора Ф0 отстает на угол 





Вектор тока 

Мощность и вращающий момент синхронного двигателя.
Если пренебречь потерями, которые относительно малы, то активная потребляемая мощность равна электромагнитной мощности, т. е. мощности, передаваемой магнитным полем из статора в ротор

Из треугольников Оса и асb векторной диаграммы на рис. 14.14, б следует, что отрезок 


Механический момент на валу двигателя 
где 

Угловая и механическая характеристики.
В двигательном режиме угол 


Аналогичные явления происходят и в генераторном режиме. Выход («выпадение») машины из синхронизма – явление недопустимое, оно может привести к тяжёлой тобы в номинальном режиме угол нагрузки
Механической характеристикой синхронного двигателя называется зависимость частоты вращения от момента двигателя. В синхронном двигателе частота вращения ротора постоянна и от нагрузки не зависит. Поэтому механическая характеристика n(M) (рис. 4.18) – прямая, параллельная оси абсцисс.
Регулирование коэффициента мощности синхронного двигателя.
Если в этих условиях изменять ток возбуждения, ЭДС обмоток статора


При изменении тока возбуждения вектор





Когда ток возбуждения двигателя мал (недовозбуждение), 







Наоборот, при перевозбуждении 




U – образные характеристики.
При уменьшении тока возбуждения Iв уменьшается ЭДС Е0 и угол 

Штриховая кривая АВ на рис. 4.18 представляет собой границу устойчивости, на которой 
Наиболее экономичным для самого синхронного двигателя является режим работы с 
Рис. 4.17 и 4.18
Обычно в эксплуатации синхронный двигатель перевозбуждают с целью улучшения cosφ сети. Режим перевозбуждения выгоден и тем, что уменьшается угол

Синхронные компенсаторы.
Пуск синхронного двигателя.
Пуск синхронного двигателя сопряжён с трудностями. Если статорную обмотку включить в трёхфазную сеть, а обмотку возбуждения питать от источника постоянного напряжения Uв (рис. 4.19), то ротор не сдвинется с места – из-за инерционности ротора вращающееся поле статора не успевает сцепиться с неподвижным полем ротора.
Распространение получил так называемый асинхронный пуск синхронного двигателя. Для осуществления асинхронного пуска ротор синхронного двигателя снабжается специальной пусковой короткозамкнутой обмоткой из медных или алюминиевых стержней типа беличьей клетки асинхронного короткозамкнутого двигателя. Пуск двигателя осуществляют следующим образом (рис. 4.19).

При включении обмотки статора на трёхфазное напряжение двигатель за счёт короткозамкнутой обмотки начинает работать как асинхронный. Когда частота вращения ротора двигателя достигает примерно 95% синхронной частоты вращения поля статора n0, пусковой реостат Rп отключают, а обмотку возбуждения ротора включают на постоянное напряжение Uв.
Так как теперь частота вращения поля статора отличается незначительно от частоты поля вращающегося ротора, полюсы полей статора и ротора вступают во взаимодействие, двигатель втягивается в синхронизм и начинает работать как синхронный.
В рабочем, т.е. в синхронном, режиме токи в пусковой короткозамкнутой обмотке не возникают и она в работе машины не участвует. Однако при кратковременных толчках механической нагрузки на валу в пусковой обмотке токи наводятся и создают момент, демпфирующий колебания ротора.
Преимущества, недостатки и применение синхронных двигателей.
Наконец, вращающий момент синхронного двигателя пропорционален напряжению сети Uc . Поэтому при понижении напряжения в сети синхронный двигатель сохраняет большую перегрузочную способность, чем асинхронный, и, следовательно, обладает большей надёжностью.
Вместе с тем синхронный двигатель сложнее по конструкции, чем асинхронный той же мощности, и поэтому дороже. Синхронные двигатели должны иметь источник постоянного тока (специальный возбудитель или выпрямитель), пуск у них протекает сложнее, чем у асинхронных. Частотное регулирование является единственным способом регулирования угловой частоты вращения ротора синхронного двигателя.
Тем не менее, преимущества синхронных двигателей настолько велики, что при мощностях свыше 100 кВт их целесообразно применять всюду, где не требуется часто останавливать и пускать механизмы или регулировать их скорость. В настоящее время они применяются для привода преобразовательных агрегатов, компрессоров, насосов, вентиляторов, мельниц, дробилок, нерегулируемых прокатных станов и т.п.
Отечественная промышленность выпускает трёхфазные синхронные двигатели мощностью от 20 кВт до нескольких десятков тысяч киловатт при частотах вращения от 100 до 1000 об/мин в явнополюсном исполнении и при 1500, 3000 об/мин – в неявнополюсном, с различным исполнением по способу защиты от внешних воздействий (открытое, защищённое, закрытое и т.д.), с различным рабочим положением вала (горизонтальные, вертикальные) и с различными системами возбуждения: от генератора постоянного тока, расположенного на одном валу с двигателем, от тиристорных выпрямителей и т.д.
Видео:Синхронные двигатели, устройство и принцип работыСкачать

Синхронные машины
Если во вращающемся магнитном поле разместить на валу ротора магнит так, чтобы ось, соединяющая его полюса, была направлена вдоль вектора индукции магнитного поля, то вращающееся магнитное поле вовлекает во вращение магнит вместе с валом ротора, который вращается синхронно с магнитным полем. Однако для этого необходимо раскрутить ротор до скорости вращения поля (условие синхронизма). На ротор действует вращающий момент, и энергия тока превращается в механическую энергию электродвигателя, который получил название синхронного.
Синхронные машины используются в качестве источников электрической энергии (генераторов), электродвигателей и синхронных компенсаторов.
Синхронные генераторы гидроэлектростанций вращаются с помощью гидротурбин и носят название гидрогенераторов. Кроме электростанций синхронные генераторы находят применение в установках, требующих автономного источника питания.
Синхронные двигатели переменного тока используются с механизмами средней и большой мощности при редких пусках, требующих постоянной частоты вращения. К таким механизмам относятся компрессоры, вентиляторы, насосы и т.д.
Синхронный компенсатор предназначается для улучшения коэффициента мощности электротехнических установок (компенсации индуктивной реактивной мощности).
Дополнительно по теме
Схема замещения синхронного двигателя и векторная диаграмма
Конструктивно синхронная машина состоит из статора и ротора. Статор аналогичен статору асинхронной машины, а ротор представляет собой постоянный магнит, поле которого создается обмоткой возбуждения, по которой пропускается постоянный ток. Питание обмотки возбуждения осуществляется через скользящий контакт между контактными кольцами и неподвижными щетками. Особенностью синхронной машины является возможность работы как в режиме двигателя, так и в режиме генератора.
Частота ЭДС переменного тока в синхронной машине зависит от частоты вращения ротора и числа пар полюсов, f1 = рn/60. Действующее значение ЭДС, индуцируемой в проводниках
Взаимодействие вращающегося поля статора и поля постоянного магнита ротора вызывает появление вращающего момента, вследствие чего ротор вращается в том же направлении, что и поле статора (n1=n). Скольжение синхронной машины равно нулю.
На рисунке Хс — синхронное индуктивное сопротивление; q — угол нагрузки
В соответствии со схемой уравнение имеет вид:
Характеристика зависимости момента двигателя от угла нагрузки имеет вид синусоиды и выражает работу как двигательного, так и генераторного режима.
С целью получения запаса устойчивости за номинальный момент синхронного двигателя принимается 0,5Мн, которому соответствует угол q=30°.
Важным преимуществом синхронного двигателя является способность регулировать потребляемую из сети реактивную мощность путем изменения тока возбуждения. Рассмотрим зависимости тока статора двигателя от тока возбуждения.
При перевозбуждении Iдв имеет емкостной характер, а при недовозбуждении — индуктивный. Таким образом, синхронный двигатель может быть использован в качестве компенсирующего устройства для регулирования реактивной мощности.
Характеристики имеют границу устойчивости, вдоль которой уменьшение тока возбуждения приведет к опрокидыванию двигателя или «выпаданию из синхронизма». Граница устойчивости соответствует режиму Мдв= Мген.
Недостатком синхронного двигателя является необходимость возбудителя для запуска, так как при равенстве синхронной частоты вращения поля статора и частоты вращения поля ротора пусковой момент отсутствует. Наиболее распространен асинхронный запуск. В этом случае на полюсах двигателя размещается короткозамкнутая обмотка. При пуске статор подключают к сети. Возникающее магнитное поле индуцирует в этой обмотке ЭДС и токи, в результате чего создается электромагнитный момент, как и у асинхронного двигателя. При этом обмотка возбуждения отключена от источника постоянного тока, но замкнута на активное сопротивление с целью уменьшения напряжения на ее зажимах при пуске. При достижении двигателем частоты вращения, близкой к синхронной, обмотка возбуждения переключается на источник постоянного тока. В этом случае говорят, что двигатель «втянулся в синхронизм».
Генераторный режим синхронной машины
Так как выражения электромагнитной мощности и момента у синхронной машины аналогичны и в двигательном и в генераторном режимах, то достаточно рассмотреть генераторный режим синхронной машины.
При работе синхронной машины в качестве генератора можно регулировать магнитный поток Фо и пропорциональную ему Ео, изменяя ток возбуждения.

Остаточная ЭДС у синхронного генератора равна 5-10 В.
Совпадение токов в проводниках по фазе с ЭДС будет только при активной нагрузке,
При включении статора на сопротивление нагрузки по обмотке пойдет ток, который создаст поле, вращающееся относительно статора и неподвижное относительно поля возбуждения основного потока ротора Фо. Совпадение токов в проводниках по фазе с ЭДС будет только при активной нагрузке, при индуктивной ток отстает на 90°, при емкостной опережает на 90°. Рост напряжения при емкостной нагрузке связан с подмагничивающим действием реакции якоря (статора), а снижение при индуктивной нагрузке — размагничиванием.
Упрощенное уравнение электрического состояния одной фазы синхронного генератора без учета поля рассеяния якоря имеет вид:
где Ео — ЭДС холостого хода.

Основной режим работы генератора нагрузочный. Пренебрегая потерями в сопротивлении обмотки якоря, получим из векторной диаграммы значение cosy между напряжением и Еo:
С учетом этого выражения получим зависимость для определения электромагнитной мощности:
Момент равен отношению мощности к частоте вращения:
Выражение в скобках соответствует максимальному моменту Мmax, причем

В синхронном генераторе с активно-реактивной нагрузкой при определении электромагнитного момента необходимо учитывать фазовый сдвиг тока относительно магнитного потока или напряжения. Тогда выражение для момента
Синхронный генератор в качестве источника электрической энергии переменного тока включают в распределительную сеть параллельно. При параллельной работе генератора с системой большой мощности его частота и напряжение, а также угловая скорость должны оставаться неизменными при любых изменениях как нагрузки, так и тока возбуждения и момента первичного двигателя. Активную мощность, отдаваемую генератором в сеть, можно регулировать только изменением момента первичного двигателя, а реактивную — изменением тока возбуждения.
📽️ Видео
Принцип работы синхронного электродвигателяСкачать

Синхронные машиныСкачать

Электротехника и электроника. Лекция 7. Синхронные машиныСкачать

Характеристики синхронного двигателяСкачать

Асинхронные и Синхронные двигатели и генераторы. Мощный #энерголикбез ПЕРСПЕКТИВЫ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙСкачать

Синхронные машиныСкачать

Синхронный генератор, устройство и принцип действияСкачать

Характеристики синхронных генераторовСкачать

Магнитодвижущая сила. Синхронные машины. Общие сведения.Скачать

Урок 4. Расчет цепей постоянного тока. Законы КирхгофаСкачать

Синхронный и асинхронный двигатели. Отличия двигателейСкачать

Синхронный двигатель. Устройство, принцип работы, подключение, применениеСкачать

Реактивная мощность за 5 минут простыми словами. Четкий #энерголикбезСкачать

Электромагнитное возбуждение синхронных двигателейСкачать

Синхронные машины переменного токаСкачать

Принцип работы асинхронного электродвигателяСкачать

Электромеханические переходные процессы. Устойчивость. Уравнение движение ротора.Скачать

Синхронные электрические машиныСкачать
























