Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

Конспект урока по теме «О типичных ошибках при решении логарифмических уравнений и неравенств»
план-конспект урока по алгебре (11 класс)

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

Даннная разработка может быть интересна для учителей, которые хотят обратить внимание учащихся на типичные ошибки при решении логарифмических уравненияхи неравенств.

Видео:11 класс, 18 урок, Логарифмические неравенстваСкачать

11 класс, 18 урок, Логарифмические неравенства

Скачать:

ВложениеРазмер
plan-konspekt_uroka_3.docx27.89 КБ

Видео:Логарифмические уравнения. 11 класс.Скачать

Логарифмические уравнения. 11 класс.

Предварительный просмотр:

План-конспект урока на тему «О типичных ошибках при решении логарифмических уравнений и неравенств».

Автор: Семёнов Илья Владимирович,
учитель ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский».

Цель урока: показать стандартные ошибки при решении логарифмических уравнений и неравенств с целью их предотвращения.

— образовательная: научить учащихся решать сложные логарифмические уравнения и неравенства рациональным способом, при этом правильно применять свойства логарифма;

— развивающая: развитие умения составлять алгоритмические предписания и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, развить навык рационального способа решения задач, развивать творческое мышление;

— воспитательная: воспитать культуру оформления сложных логарифмических уравнений и неравенств, культуру графической иллюстрации, самостоятельность, внимательность, умение работать в коллективе, умение вести диспут.

Тип урока: комбинированный урок.

Метод преподавания: словесный, объяснительно-иллюстративный.

Требования к учащимся:

  1. учащиеся должны знать: определение логарифма, его свойства; формулу перехода к новому основанию; особенности решения логарифмических неравенств по разному основанию; метод рационализации;
  2. учащиеся должны уметь: решать дробно-рациональные неравенства, использовать метод интервалов.

Оборудование: мел, доска.

Формы работы: фронтальная, индивидуальна, групповая.

  1. Организационная часть урока.

Проверка учащихся и класса к уроку: наличие учебников и тетрадей, тишина в классе, чистота доски и влажность губки. Приветствие учащихся.

  1. Основная часть. Первичное закрепление.

Данный урок проводится после проведения входного контрольной работы. На основе проанализированных результатов (ошибок учащихся), а так же научных статей мы постарались выявить основные ошибки при решении логарифмических уравнений и неравенств.

Опишем основные из них:

А) Игнорирование модуля при вынесении четной степени из подлогарифмического выражения;

Б) Вынесение степени из подлогарифмического выражения, когда логарифм в какой-либо степени ( ;

В) Переменное основание (учащиеся решают логарифмические уравнения и неравенства по алгоритму, шаблонно, при этом имея скудный багаж решенных задач. По этой причине допускаются ошибки при решении логарифмического неравенства по основанию );

Г) Забывают сделать отбор корней через О.Д.З.;

Д) Хоть и не относится к логарифмическим уравнениям и неравенствам, но является частым следствием их решения решение дробно-рациональных неравенств, т.е. полное игнорирование знаменателя дроби при их решении;

Е) Нет четкой картины при использование метода интервалов;

Ж) Нет знаний элементарных функций, а в следствии и не могут верно накладывать ограничения при решении логарифмических уравнений и неравенств;

З) Неверное разложение логарифмических выражений:

И) Решая логарифмические неравенства методом замены не могут верно вернуться к введенной замене;

Й) Не видят разницы между системой и совокупностью, а в следствии не могут верно использовать равносильный переход и переход к введенной замене.

Постараемся учесть все замечания, изложенные выше и акцентировать на них внимание при решении данных проблем.

Учащимся предлагается решить логарифмические неравенства:

Начнем с первого неравенства:

Разложив первое неравенство системы на линейные множители получаем: . Данные неравенство равносильны друг другу. Решением данной системы является промежуток

Переходим к решению логарифмического неравенства6

Разложив подлогарифмическое выражение на линейные множители получаем: .

С данного шага надо дать возможность учащимся самим выбрать путь решения:

С данного шага стоит уточнить порядок действий

А) можно использовать определение логарифма и перейти к выражению . В итоге мы получили сложное выражение, с которым сложно справиться.

Б) можно вынести четную степени из подлогарифмического выражения и получится выражение: . Главное в данном шаге это то, что при вынесении четной степени из подлогарифмичесокго выражения влечет то, что появляется модуль. На этом надо сделать акцент при объяснении материала.

Используя определение логарифма получаем: .

По определению модуля получаем двойное неравенство:

Осталось найти пересечение множеств решения логарифмического неравенства с О.Д.З.: Решением данной системы является промежуток:

2 способ. Через разложение логарифма.

Приведем лишь рекомендации к решению. Используя формулы:

получаем следующее выражение:

Далее, решение логарифмического неравенства аналогично первому способу.

3 способ. Метод рационализации.

Объяснение по усмотрению учителя и в зависимости от профиля обучения. Так же в зависимости от доступного времени.

Переходим к решению второго неравенства.

Учащимся предлагается решать данное неравенство самостоятельно, а учитель указывает только ответ. Ответ: . На решение выделяется около 5-7 минут.

Вероятнее всего учащиеся не придут к верному ответу. Учащиеся зададутся, верен ли ответ, данный учителем. И вывод заключается в следующем – учащиеся, что то не учли. Может быть, кто-то дойдет до проблемы, если нет, то учитель объяснит сам.

О.Д.З.: Решение системы:

Проблема заключается в следующем – не учитывается то, что логарифм находится в квадрате (и не забываем что выносим четную степень), т.е.

Так как неравенство определено на множестве положительных чисел (по О.Д.З.), то модуль можно раскрывать с положительным значением.

Данное логарифмическое неравенство не сложно решить методом замены. Введем замену: .

Стоит спросить учащихся, а стоит ли накладывать ограничения на

Часто учащиеся не могут верно ответить на данный вопрос, потому что не имеют четкого представления о элементарных функция.

Как стоит поступить в данном случае? Стоит спросить учащихся, чем является ? А это то, в какую степень возводят основание логарифма и получают подлогарифмическое выражение, а степень определена на множестве действительных чисел.

Разложив данное квадратное выражение на линейные множители получаем:

Главная проблема заключается в следующем: учащиеся находят корни квадратного выражения и бездумно возвращаются к подстановке не дорешав неравенство с введенной заменой. Стоит акцентировать внимание, что надо дорешать наше неравенство относительно .

Следующая проблема — учащиеся не могут перейти к введенной замене.

Стоит сделать следующее – спросить учащихся как представить промежуток через двойное неравенство. Ответ:

Далее задать вопрос – как данное двойное неравенство представить через систему или совокупность: И только с данного шага можно вернуться к подстановке:

Стоит спросить учащихся, какие условия есть для решения логарифмического неравенства по определению. Речь идет о том, что если , то знак неравенства сохраняется без изменений, если же то необходимо поменять знак на противоположный.

Решением данной системы является промежуток: .

Осталось объединить решение логарифмического неравенства с О.Д.З.: . Решением данной системы является промежуток: .

Так же данное неравенство можно решить методом рационализации.

  1. Информация о домашнем задании.

На усмотрение учителя.

На данном уроке мы постарались уделить внимание основным ошибкам при решении логарифмических уравнений и неравенств.

Учитель спрашивает, полезна ли была данная информация для учащихся, весь ли материл был доступен и понятен. Есть ли у учащихся вопросы?

Видео:✓ Как решать логарифмические уравнения и неравенства, не помня свойства логарифмов | Борис ТрушинСкачать

✓ Как решать логарифмические уравнения и неравенства, не помня свойства логарифмов | Борис Трушин

math4school.ru

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

Видео:11 класс, 17 урок, Логарифмические уравненияСкачать

11 класс, 17 урок, Логарифмические уравнения

Ошибки в неравенствах

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

Неравенства по праву считаются одним из самых трудных разделов школьной математики, и при их решении допускается наибольшее количество ошибок. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся из них.

Некоторые общие ошибки

Указать наименьшее целое решение неравенства:

х ∈ (4; +∞) , наименьшее целое число 4 .

х ∈ (4; +∞) , наименьшее целое число 5 .

Ответ: если a и b положительные, то a > b ; если a и b отрицательные , то a

Ошибки в квадратных неравенствах

Квадратные ( квадратичные ) неравенства – неравенства вида

часто решаются разложением левой части на линейные множители , то есть

где x1 и x2 – корни квадратного трехчлена 2 + bx +c . Это возможно сделать, когда корни квадратного трехчлена являются действительными числами. Однако в некоторых случаях при решении неравенств этим способом можно легко прийти к неверному заключению.

Неравенство (х + 3) 2 ≥ 0 выполняется для всех значений х , значит х – любое число.

Неравенство (х– 2) 2 > 0 выполняется для всех значений х , значит х – любое число.

При х = 2 (х– 2) 2 = 0 , значит,

(х + 5) 2 ≤ 0 – решений нет.

Неравенство (х + 5) 2 ≤ 0 выполняется при единственном значении х = –5.

Так как D = 1 2 – 2·2 = –3 ,

Так как старший коэффициент положительный и D , то при любом значении х левая часть неравенства положительна.

Комментарий. Необходимо помнить, что, вообще говоря, нельзя извлекать корень из обеих частей неравенства.

Ошибки в дробно-рациональных неравенствах

Нередко ошибки появляются при сведении неравенств к системе неравенств, совокупности неравенств или совокупности систем неравенств .

K Упражнение. Решить неравенство (large frac>0.)

L Неправильное решение.

Комментарий . Дробь может быть положительной в двух случаях: когда числитель и знаменатель одновременно положительны, и когда числитель и знаменатель отрицательны.

J Правильное решение.

(left[begin begin x + 6 > 0, \ x > 0, end\ begin x + 6 — 6,\ x > 0, end\ begin x 0,;;\ x

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

Часто учащиеся допускают ошибки при умножении неравенства на знаменатель , который не имеет определенного знака при любых значениях переменной.

K Упражнение 1. Решить неравенство (large frac>1.)

L Неправильное решение.

Комментарий . Нельзя умножать обе части неравенства на знаменатель, который содержит неизвестное, если заранее не известен его знак. Если же вы все-таки не можете обойтись без умножения, то нужно рассматривать два варианта:

J Правильное решение.

Рассмотрим один из возможных способов решения данного неравенства:

(left[begin begin 2 x + 3 > x — 1, \ x — 1 > 0, end\ begin 2 x + 3 — 4,\ x > 1, end\ begin x 1,;;\ x

K Упражнение 2. Решить неравенство (large frac>0.)

L Неправильное решение.

J Правильное решение.

Так как дробь больше нуля, и числитель принимает положительные значения для любого допустимого значения х , то

K Упражнение 3. Решить неравенство 1 /x ≥ 2 .

L Неправильное решение.

J Правильное решение.

Так как обе части неравенства представлены стандартными функциями, то легко использовать графические метод решения неравенства:

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

Очевидно, что значения функции у = 1 /x достигают 2 и более при х ∈ (0; 1 /2 ] .

Отметим, что в неравенствах, содержащих переменную в знаменателе, нельзя избавляться от знаменателя даже в том случае, если выписана область допустимых значений. Исключение могут составлять только особые виды неравенств, в которых знаменатель положителен для любых значений переменной. Как, например, (large frac>0), которое, очевидно, равносильно неравенству х 2 – 81 > 0 , полученному из первого умножением на положительное число 4 + х 2 .

Ошибки при использовании метода интервалов

Рассмотрим типичные ошибки, возникающие при решении неравенств с применением метода интервалов .

K Упражнение 1. Решить неравенство х (х – 6) (х + 1) ≥ 0 .

L Неправильное решение.

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

Комментарий . В данном решении не учтено, что сравнивается с нулем произведение трех множителей, а не двух. Таким образом, получаются не три интервала, а четыре.

J Правильное решение.

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

K Упражнение 2. Решить неравенство (х– 5) (х + 3) (2 – х) ≥ 0 .

L Неправильное решение.

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

Комментарий . В данном примере знаки в интервалах проставлены неверно. Часто учащиеся не задумываясь проставляют знаки, чередуя их справа налево, начиная со знака +.

J Правильное решение.

Числовая ось с проставленными знаками на промежутках должна выглядеть в данном случае следующим образом:

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

K Упражнение 3. Решить неравенство

(х – 8) (х + 7)≥ 0.
х + 2

L Неправильное решение.

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

Комментарий . В дробно-рациональных неравенствах нули знаменателя на числовую ось наносятся пустыми ( выколотыми ) точками , и это не зависит от строгости неравенства.

J Правильное решение.

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

K Упражнение 4. Решить неравенство (х – 5) (х + 3) 2 ≤ 0 .

L Неправильное решение.

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

Комментарий . В данном упражнении знаки на интервалах проставлены неверно, так как при переходе через корень четной кратности знак не меняется .

J Правильное решение.

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

K Упражнение 5. Решить неравенство (х – 1) (х – 10) 2 > 0 .

L Неправильное решение.

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

Комментарий . При записи ответа к данному неравенству не учтено то, что в точке х = 10 левая часть неравенства обращается в ноль, что не соответствует знаку данного неравенства.

J Правильный ответ: х ∈ (1; 10)∪(10; +∞) .

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

K Упражнение 6. Решить неравенство (х – 5) 2 (х + 3) ≤ 0 .

L Неправильное решение.

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

Комментарий . При решении данного неравенства потеряно одно решение. При х = 5 левая часть неравенства обращается в ноль, что тоже удовлетворяет данному неравенству.

J Правильный ответ: х ∈ (–∞; –3]∪.

Ошибки в иррациональных неравенствах

Самый распространенный вид ошибок при решении иррациональных неравенств связан с тем, что учащимися не учитывается область допустимых значений неизвестного для корня четной степени .

K Упражнение. Решить неравенство √ x – 5 .

L Неправильное решение.

Комментарий . Неравенство имеет смысл лишь при x – 5 ≥ 0 .

J Правильное решение.

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

Нередко учащиеся не учитывают ограничения, которые накладываются на выражения, стоящие вне знака корня четной степени и содержащие неизвестную величину.

K Упражнение 1. Решить неравенство √ 4x + 21 ≤ x + 4 .

L Неправильное решение.

(begin 4x+21leq (x+4)^2,\ 4x+21geq 0; end;; begin 4x+21 leq x^2+8x+16,\ 4xgeq -21; end;; begin x^2+4x-5geq 0,\ xgeq -5,25; end;; begin (x-1)(x+5)geq 0,\ xgeq -5,25. end)

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

Комментарий . Легко убедиться, что значения х ∈ (–∞; –4) не удовлетворяют данному неравенству.

J Правильное решение.

(begin 4x+21leq (x+4)^2,\ 4x+21geq 0,\ x+4geq 0; end;; begin 4x+21 leq x^2+8x+16,\ 4xgeq -21,\ xgeq -4; end;; begin x^2+4x-5geq 0,\ xgeq -5,25,\ xgeq -4; end;; begin (x-1)(x+5)geq 0,\ xgeq -5,25,\ xgeq -4. end)

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

K Упражнение 2. Решить неравенство √ x + 26 ≥ x – 4 .

L Неправильное решение.

(begin x+26geq x^2-8x+16,\ x+26geq 0,\ x-4geq 0; end;;; begin x^2-9x-10leq 0,\ xgeq -26,\ xgeq 4; end;;; begin (x+1)(x-10)leq 0,\ xgeq -26,\ xgeq 4. end)

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

Комментарий . Не рассмотрен случай, когда x – 4 .

J Правильное решение.

(left[beginbegin x+26geq x^2-8x+16,\ x+26geq 0,\ x-4geq 0; end \ begin x+26geq 0,\ x-4

Решением первой системы является промежуток [4; 10] , решением второй – промежуток [–26; 4) . Таким образом, решением совокупности систем является объединение этих промежутков.

Ошибки в показательных и логарифмических неравенствах

При решении показательных и логарифмических неравенств возникновение ошибок, как правило, вызвано тем, что учащиеся неверно применяют свойства показательной и логарифмической функции.

Например, не учитывают, что при положительном, меньшем единицы основании, и показательная, и логарифмическая функции являются убывающими .

K Упражнение. Решить неравенство 0,8 х ≥ 0,8 – 1 /3 .

L Неправильный ответ: х ≥ – 1 /3 .

Комментарий . Так как 0 , то при переходе от неравенства степеней с одинаковыми основаниями к неравенству показателей необходимо было поменять знак основания.

J Правильный ответ: х ≤ – 1 /3 .

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

Пренебрежение областью допустимых значений неизвестного – еще одна распространенная причина ошибок при решении показательных и, особенно, логарифмических неравенств.

K Упражнение. Решить неравенство log4 (x 2 + 3x) ≤ 1 .

L Неправильное решение.

J Правильное решение.

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

Особые затруднения у учащихся вызывают неравенства в которых в основании показательной или логарифмической функции находится переменная . Следует помнить, что при решении таких неравенств нужно рассматривать несколько случаев .

K Упражнение 1. Решить неравенство log2х (x 2 – 5x + 6) ≤ 1 .

L Неправильное решение.

(begin x > 0, \ x^2-5x+6 > 0, \ x^2-5x+6 leq 2x; end;;;; begin x > 0, \ x^2-5x+6 > 0, \ x^2-7x+6 leq 0; end;;;; begin x > 0, \ (x-2)(x-3) > 0, \ (x-1)(x-6) leq 0. end;;;;)

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

Комментарий . Ошибка первая: учтены не все ограничения для значений переменной х , содержащейся в основании логарифма. Не только х > 0 , но и х ≠ 0,5 .

Ошибка вторая: так как основание логарифма содержит неизвестный х , необходимо отдельно рассматривать два случая: 0 и 2x > 1 .

J Правильное решение.

(left[begin begin 0 0,\ x^2-5x+6 geq 2x; end\ begin 2x > 1, \ x^2-5x+6 > 0,\ x^2-5x+6 leq 2x; end end right.;;;; left[begin begin 0 0,\ x^2-7x+6 geq 0; end\ begin x > 0,5, \ x^2-5x+6 > 0,\ x^2-7x+6 leq 0; end end right.;;;; left[begin begin 0 0,\ (x-1)(x-6) geq 0; end\ begin x > 0,5, \ (x-2)(x-3) > 0,\ (x-1)(x-6) leq 0. end end right.;;;;)

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

В первом случае решением системы является промежуток (0; 0,5) , а во втором – объединение промежутков [1; 2)∪(3; 6] .
Таким образом, после объединения ответов получим (0; 0,5)∪[1; 2)∪(3; 6] .

K Упражнение 2. Решить неравенство х 3х + 1 > х 4 .

L Неправильное решение.

J Правильное решение.

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

При решении неравенств методом замены переменной учащиеся достаточно часто путают, знак совокупности и знак системы , то есть не понимают, что в первом случае решением неравенства является объединение нескольких множеств, а во втором случае – их пересечение.

K Упражнение 1. Решить неравенство lg 2 x + lg x – 2 ≥ 0 .

L Неправильное решение.

(begin t geq 1, \ t leq -2; end;;;; begin lg x geq 1, \ lg x leq -2; end;;;; begin x geq 10, \ x leq 0,01. end;;;;)

Комментарий . Решение должно сводиться к объединению, а не к пересечению двух промежутков, то есть к решению совокупности неравенств.

J Правильное решение.

(left[begin t geq 1,;;;\ t leq -2; end right.;;;; left[begin lg x geq 1,;;;\ lg x leq -2; end right.;;;; begin left[begin x geq 10,;;;\ x leq 0,01; end right. \ ; x > 0. end)

K Упражнение 2. Решить неравенство x – 3 √ x + 2 ≤ 0 .

L Неправильное решение.

(left[begin t geq 1,\ t leq 2; end right.;;;; left[begin sqrt geq 1,\ sqrt leq 2; end right.;;;; left[begin x geq 1,\ x leq 4; end right.;;;; xin (-infty;; +infty).)

Ответ: все числа.

Комментарий . Во-первых, в представленном решении не учтена область допустимых значений переменной, а во-вторых, решение должно сводиться к пересечению двух промежутков, а не к их объединению, то есть к решению системы неравенств или двойного неравенства.

Видео:Проще простого! Как решить Логарифмическое Уравнение?Скачать

Проще простого! Как решить Логарифмическое Уравнение?

Логарифмические неравенства

Решая логарифмические неравенства, мы пользуемся свойством монотонности логарифмической функции. Также мы используем определение логарифма и основные логарифмические формулы.

Давайте повторим, что такое логарифмы:

Логарифм положительного числа по основанию — это показатель степени, в которую надо возвести , чтобы получить .

Основное логарифмическое тождество:

Основные формулы для логарифмов:

(Логарифм произведения равен сумме логарифмов)

(Логарифм частного равен разности логарифмов)

(Формула для логарифма степени)

Формула перехода к новому основанию:

Алгоритм решения логарифмических неравенств

Можно сказать, что логарифмические неравенства решаются по определенному алгоритму. Нам нужно записать область допустимых значений (ОДЗ) неравенства. Привести неравенство к виду Знак здесь может быть любой: Важно, чтобы слева и справа в неравенстве находились логарифмы по одному и тому же основанию.

И после этого «отбрасываем» логарифмы! При этом, если основание степени , знак неравенства остается тем же. Если основание такое, что знак неравенства меняется на противоположный.

Конечно, мы не просто «отбрасываем» логарифмы. Мы пользуемся свойством монотонности логарифмической функции. Если основание логарифма больше единицы, логарифмическая функция монотонно возрастает, и тогда большему значению х соответствует большее значение выражения .

Если основание больше нуля и меньше единицы, логарифмическая функция монотонно убывает. Большему значению аргумента х будет соответствовать меньшее значение

Важное замечание: лучше всего записывать решение в виде цепочки равносильных переходов.

Перейдем к практике. Как всегда, начнем с самых простых неравенств.

1. Рассмотрим неравенство log3x > log35.
Поскольку логарифмы определены только для положительных чисел, необходимо, чтобы x был положительным. Условие x > 0 называется областью допустимых значений (ОДЗ) данного неравенства. Только при таких x неравенство имеет смысл.

Что делать дальше? Стандартный ответ, который дают школьники, — «Отбросить логарифмы!»

Что ж, эта формулировка лихо звучит и легко запоминается. Но почему мы все-таки можем это сделать?

Мы люди, мы обладаем интеллектом. Наш разум устроен так, что все логичное, понятное, имеющее внутреннюю структуру запоминается и применяется намного лучше, чем случайные и не связанные между собой факты. Вот почему важно не механически вызубрить правила, как дрессированная собачка-математик, а действовать осознанно.

Так почему же мы все-таки «отбрасываем логарифмы»?

Ответ простой: если основание больше единицы (как в нашем случае), логарифмическая функция монотонно возрастает, значит, большему значению x соответствует большее значение y и из неравенства log3x1 > log3x2 следует, что x1 > x2.
Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах
Обратите внимание, мы перешли к алгебраическому неравенству, и знак неравенства при этом — сохраняется.

Следующее логарифмическое неравенство тоже простое.

Начнём с области допустимых значений. Логарифмы определены только для положительных чисел, поэтому

Решая эту систему, получим: x > 0.

Теперь от логарифмического неравенства перейдем к алгебраическому — «отбросим» логарифмы. Поскольку основание логарифма больше единицы, знак неравенства при этом сохраняется.

А что же будет, если основание логарифма меньше единицы? Легко догадаться, что в этом случае при переходе к алгебраическому неравенству знак неравенства будет меняться.

3. Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

Запишем ОДЗ. Выражения, от которых берутся логарифмы, должны быть положительно, то есть

Решая эту систему, получим: x > 4,5.

Поскольку Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах, логарифмическая функция с основанием Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствахмонотонно убывает. А это значит, что большему значению функции отвечает меньшее значение аргумента:
Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах
И если Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах, то
2x − 9 ≤ x.

Получим, что x ≤ 9.

Учитывая, что x > 4,5, запишем ответ:

В следующей задаче показательное неравенство сводится к квадратному. Так что тему «квадратные неравенства» рекомендуем повторить.

Теперь более сложные неравенства:

4. Решите неравенство

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

5. Решите неравенство

Если , то . Нам повезло! Мы знаем, что основание логарифма больше единицы для всех значений х, входящих в ОДЗ.

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

Обратите внимание, что сначала мы полностью решаем неравенство относительно новой переменной t. И только после этого возвращаемся к переменной x. Запомните это и не ошибайтесь на экзамене!

6. Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

Запомним правило: если в уравнении или неравенстве присутствуют корни, дроби или логарифмы — решение надо начинать с области допустимых значений. Поскольку основание логарифма должно быть положительно и не равно единице, получим систему условий:

Упростим эту систему:

Это область допустимых значений неравенства.

Мы видим, что переменная содержится в основании логарифма. Перейдем к постоянному основанию. Напомним, что

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах
В данном случае удобно перейти к основанию 4.

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах
Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах
Сделаем замену Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах
Упростим неравенство и решим его методом интервалов:

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствахОшибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

Вернемся к переменной x:

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах
Мы добавили условие x > 0 (из ОДЗ).

Ответ: Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

7. Следующая задача тоже решается с помощью метода интервалов

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствахКак всегда, решение логарифмического неравенства начинаем с области допустимых значений. В данном случае

0″ src=»https://latex.codecogs.com/png.latex?%5Cfrac%3C2-3x%3E%3Cx%3E%3E0″ />Это условие обязательно должно выполняться, и к нему мы вернемся. Рассмотрим пока само неравенство. Запишем левую часть как логарифм по основанию 3:

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствахПравую часть тоже можно записать как логарифм по основанию 3, а затем перейти к алгебраическому неравенству:

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах
Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствахВидим, что условие 0″ src=»https://latex.codecogs.com/png.latex?%5Cfrac%3C2-3x%3E%3Cx%3E%3E0″ /> (то есть ОДЗ) теперь выполняется автоматически. Что ж, это упрощает решение неравенства.

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах
Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствахРешаем неравенство методом интервалов:

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствахОтвет: Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

Получилось? Что же, повышаем уровень сложности:

8. Решите неравенство:

Неравенство равносильно системе:

9. Решите неравенство:

Выражение 5 — x 2 навязчиво повторяется в условии задачи. А это значит, что можно сделать замену:

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

Поскольку показательная функция принимает только положительные значения, t > 0. Тогда

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах
Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

Неравенство примет вид:

Уже лучше. Найдем область допустимых значений неравенства. Мы уже сказали, что t > 0. Кроме того, ( t − 3) (5 9 · t − 1) > 0

Если это условие выполнено, то и частное Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствахбудет положительным.

А еще выражение под логарифмом в правой части неравенства должно быть положительно, то есть (625 t − 2) 2 .

Это означает, что 625 t − 2 ≠ 0, то есть Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

Аккуратно запишем ОДЗ

и решим получившуюся систему, применяя метод интервалов.

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствахИтак, Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

Ну что ж, полдела сделано — разобрались с ОДЗ. Решаем само неравенство. Сумму логарифмов в левой части представим как логарифм произведения:

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

«Отбросим» логарифмы. Знак неравенства сохраняется.

Перенесем все в левую часть и разложим по известной формуле разности квадратов:

0;» src=»https://latex.codecogs.com/png.latex?(t-3)%5E%3C2%3E-(625t-2)%5E%3C2%3E%3E0;» />
0;» src=»https://latex.codecogs.com/png.latex?(t-3-625t+2)(t-3+625t-2)%3E0;» />
0.» src=»https://latex.codecogs.com/png.latex?(-624t-1)(626t-5)%3E0.» />
Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствахВспомним, что Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах(это ОДЗ неравенства) и найдем пересечение полученных промежутков.

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствахПолучим, что Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

Вернемся к переменной x

Поскольку Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах9;» src=»https://latex.codecogs.com/gif.latex?x%5E%3C2%3E%3E&space;9;» /> 0″ src=»https://latex.codecogs.com/png.latex?(x-3)(x+3)%3E0″ />Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствахОтвет: Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

10. Еще один прием, упрощающий решение логарифмических неравенств, — переход к постоянному основанию. Покажем, как использовать переход к другому основанию и обобщенный метод интервалов.

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствахВоспользуемся формулой Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствахи перейдем к основанию 10:

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствахПрименим обобщенный метод интервалов. Выражение в левой части неравенства можно записать как функцию

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствахЭта функция может менять знак в точках, где она равна нулю или не существует.

Выражение lg | x − 3| равно нулю, если | x − 3| = 1, то есть x = 4 или x = 2.

Выражение lg (| x| − 2) равно нулю, если | x| = 3, то есть в точках 3 и −3.

Отметим эти точки на числовой прямой, с учетом ОДЗ неравенства.

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствахНайдем знак функции g(x) на каждом из промежутков, на которые эти точки разбивают область допустимых значений. Точно так же мы решали методом интервалов обычные рациональные неравенства.

Ответ: Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

11. А в следующей задаче спрятаны целых две ловушки для невнимательных абитуриентов.

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах
Запишем ОДЗ:

0\ x+2neq 1\ 36+16x-x^>0\ xneq 18 endright. : : : : : : : : Leftrightarrow : : : : : left <beginx>-2\ xneq -1\ xin (-2;18) endright.» src=»https://latex.codecogs.com/png.latex?%5Cleft%5C%3C%5Cbegin%3Cmatrix%3E&space;x+2%3E0%5C%5C&space;x+2%5Cneq&space;1%5C%5C&space;36+16x-x%5E%3C2%3E%3E0%5C%5C&space;x%5Cneq&space;18&space;%5Cend%3Cmatrix%3E%5Cright.&space;%5C:&space;%5C:&space;%5C:&space;%5C:&space;%5C:&space;%5C:&space;%5C:&space;%5C:&space;%5CLeftrightarrow&space;%5C:&space;%5C:&space;%5C:&space;%5C:&space;%5C:&space;%5Cleft%5C%3C%5Cbegin%3Cmatrix%3E&space;x%3E-2%5C%5C&space;x%5Cneq&space;-1%5C%5C&space;x%5Cin&space;(-2;18)&space;%5Cend%3Cmatrix%3E%5Cright.» />
Итак, Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствахЭто ОДЗ.

Обратите внимание, что Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах.

Это пригодится вам при решении неравенства.

Упростим исходное неравенство:

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

Теперь главное – не спешить. Мы уже говорили, что задача непростая – в ней расставлены ловушки. В первую вы попадете, если напишете, что Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствахВедь выражение Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствахв данном случае не имеет смысла, поскольку x x — 18) 2 =(18 — x) 2 . Тогда:

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствахВторая ловушка – попроще. Запись Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствахозначает, что сначала надо вычислить логарифм, а потом возвести полученное выражение в квадрат. Поэтому:

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах
Дальше – всё просто. Сделаем замену Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

Выражение в левой части этого неравенства не может быть отрицательным, поэтому t = 2. Тогда

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах— не удовлетворяет ОДЗ;

Ошибки в логарифмических уравнениях и неравенствах

Мы рассмотрели основные приемы решения логарифмических неравенств — от простейших до сложных, которые решаются с помощью обобщенного метода интервалов. Однако есть еще один интересный метод, помогающий справиться и показательными, и с логарифмическими, и с многими другими видами неравенств. Это метод рационализации (замены множителя). О нем — в следующей статье.

🔥 Видео

Решение логарифмических уравнений. Вебинар | МатематикаСкачать

Решение логарифмических уравнений. Вебинар | Математика

Логарифм с нуля до уровня про. Уравнения, неравенства и параметр. Профильный ЕГЭСкачать

Логарифм с нуля до уровня про. Уравнения, неравенства и параметр. Профильный ЕГЭ

84 людей этого не знают! Секретный способ решения Логарифмических УравненийСкачать

84 людей этого не знают! Секретный способ решения Логарифмических Уравнений

ЛОГАРИФМИЧЕСКОЕ УРАВНЕНИЕ: ОДЗ ИЛИ НЕ ОДЗ?Скачать

ЛОГАРИФМИЧЕСКОЕ УРАВНЕНИЕ: ОДЗ ИЛИ НЕ ОДЗ?

Логарифмы с нуля за 20 МИНУТ! Introduction to logarithms.Скачать

Логарифмы с нуля за 20 МИНУТ! Introduction to logarithms.

Старт Щелчка. №14 Неравенства с нуля и до ЕГЭ за 5 часов | Логарифмы, степени для №5,6,12Скачать

Старт Щелчка. №14 Неравенства с нуля и до ЕГЭ за 5 часов | Логарифмы, степени для №5,6,12

Логарифмические неравенства. 11 класс.Скачать

Логарифмические неравенства. 11 класс.

Логарифмы в ЕГЭ🫢 Решишь второй?!Скачать

Логарифмы в ЕГЭ🫢 Решишь второй?!

Логарифмические уравнения. Видеоурок 18. Алгебра 10 классСкачать

Логарифмические уравнения. Видеоурок 18. Алгебра 10 класс

Решение логарифмических уравнений и неравенствСкачать

Решение логарифмических уравнений и неравенств

Решаем 15 задание из ЕГЭ: логарифмические неравенства | TutorOnlineСкачать

Решаем 15 задание из ЕГЭ: логарифмические неравенства | TutorOnline

Решаем сложные логарифмические неравенства | Математика ЕГЭ 2023 | УмскулСкачать

Решаем сложные логарифмические неравенства | Математика ЕГЭ 2023 | Умскул

ЕГЭ база #7 / Логарифмические уравнения / Свойства, определение логарифма / решу егэСкачать

ЕГЭ база #7 / Логарифмические уравнения / Свойства, определение логарифма / решу егэ

Интересная задача на логарифмы в ЕГЭСкачать

Интересная задача на логарифмы в ЕГЭ

Логарифмические уравнения 🥷🏿Скачать

Логарифмические уравнения 🥷🏿
Поделиться или сохранить к себе: