Определить сколько корней имеет уравнение функции

Видео:Дискриминант. Как определить, сколько корней имеет уравнениеСкачать

Дискриминант. Как определить, сколько корней имеет уравнение

Уравнение и его корни: определения, примеры

После того, как мы изучили понятие равенств, а именно один из их видов – числовые равенства, можно перейти к еще одному важному виду – уравнениям. В рамках данного материала мы объясним, что такое уравнение и его корень, сформулируем основные определения и приведем различные примеры уравнений и нахождения их корней.

Видео:Сколько корней имеет уравнение?Скачать

Сколько корней имеет уравнение?

Понятие уравнения

Обычно понятие уравнения изучается в самом начале школьного курса алгебры. Тогда оно определяется так:

Уравнением называется равенство с неизвестным числом, которое нужно найти.

Принято обозначать неизвестные маленькими латинскими буквами, например, t , r , m др., но чаще всего используются x , y , z . Иными словами, уравнение определяет форма его записи, то есть равенство будет уравнением только тогда, когда будет приведен к определенному виду – в нем должна быть буква, значение которое надо найти.

Приведем несколько примеров простейших уравнений. Это могут быть равенства вида x = 5 , y = 6 и т.д., а также те, что включают в себя арифметические действия, к примеру, x + 7 = 38 , z − 4 = 2 , 8 · t = 4 , 6 : x = 3 .

После того, как изучено понятие скобок, появляется понятие уравнений со скобками. К ним относятся 7 · ( x − 1 ) = 19 , x + 6 · ( x + 6 · ( x − 8 ) ) = 3 и др. Буква, которую надо найти, может встречаться не один раз, а несколько, как, например, в уравнении x + 2 + 4 · x − 2 − x = 10 . Также неизвестные могут быть расположены не только слева, но и справа или в обеих частях одновременно, например, x · ( 8 + 1 ) − 7 = 8 , 3 − 3 = z + 3 или 8 · x − 9 = 2 · ( x + 17 ) .

Далее, после того, как ученики знакомятся с понятием целых, действительных, рациональных, натуральных чисел, а также логарифмами, корнями и степенями, появляются новые уравнения, включающие в себя все эти объекты. Примерам таких выражений мы посвятили отдельную статью.

В программе за 7 класс впервые возникает понятие переменных. Это такие буквы, которые могут принимать разные значения (подробнее см. в статье о числовых, буквенных выражениях и выражениях с переменными). Основываясь на этом понятии, мы можем дать новое определение уравнению:

Уравнение – это равенство, включающее в себя переменную, значение которой нужно вычислить.

То есть, к примеру, выражение x + 3 = 6 · x + 7 – это уравнение с переменной x , а 3 · y − 1 + y = 0 – уравнение с переменной y .

В одном уравнении может быть не одна переменная, а две и более. Их называют соответственно уравнениями с двумя, тремя переменными и др. Запишем определение:

Уравнениями с двумя (тремя, четырьмя и более) переменными называют уравнения, которые включают в себя соответствующее количество неизвестных.

К примеру, равенство вида 3 , 7 · x + 0 , 6 = 1 является уравнением с одной переменной x , а x − z = 5 – уравнением с двумя переменными x и z . Примером уравнения с тремя переменными может быть выражение x 2 + ( y − 6 ) 2 + ( z + 0 , 6 ) 2 = 26 .

Видео:Как разобраться в корнях ? Квадратный корень 8 класс | Математика TutorOnlineСкачать

Как разобраться в корнях ? Квадратный корень 8 класс | Математика TutorOnline

Корень уравнения

Когда мы говорим об уравнении, сразу возникает необходимость определиться с понятием его корня. Попробуем объяснить, что оно означает.

Нам дано некое уравнение, включающее в себя одну переменную. Если мы подставим вместо неизвестной буквы число, то уравнение станет числовым равенством – верным или неверным. Так, если в уравнении a + 1 = 5 мы заменим букву числом 2 , то равенство станет неверным, а если 4 , то получится верное равенство 4 + 1 = 5 .

Нас больше интересуют именно те значения, с которыми переменная обратится в верное равенство. Они и называются корнями или решениями. Запишем определение.

Корнем уравнения называют такое значение переменной, которое обращает данное уравнение в верное равенство.

Корень также можно назвать решением, или наоборот – оба эти понятия означают одно и то же.

Возьмем пример для пояснения этого определения. Выше мы приводили уравнение a + 1 = 5 . Согласно определению, корнем в данном случае будет 4 , потому что при подстановке вместо буквы оно дает верное числовое равенство, а двойка не будет решением, поскольку ей отвечает неверное равенство 2 + 1 = 5 .

Сколько корней может иметь одно уравнение? Любое ли уравнение имеет корень? Ответим на эти вопросы.

Уравнения, не имеющие ни одного корня, тоже существуют. Примером может быть 0 · x = 5 . Мы можем подставить в него бесконечно много разных чисел, но ни одно из них не превратит его в верное равенство, поскольку умножение на 0 всегда дает 0 .

Также бывают уравнения, имеющие несколько корней. У них может быть как конечное, так и бесконечно большое количество корней.

Так, в уравнении x − 2 = 4 есть только один корень – шесть, в x 2 = 9 два корня ­­– три и минус три, в x · ( x − 1 ) · ( x − 2 ) = 0 три корня – нуль, один и два, в уравнении x=x корней бесконечно много.

Теперь поясним, как правильно записывать корни уравнения. Если их нет, то мы так и пишем: «уравнение корней не имеет». Можно также в этом случае указать знак пустого множества ∅ . Если корни есть, то пишем их через запятую или указываем как элементы множества, заключив в фигурные скобки. Так, если у какого-либо уравнения есть три корня — 2 , 1 и 5 , то пишем — 2 , 1 , 5 или .

Допускается запись корней в виде простейших равенств. Так, если неизвестная в уравнении обозначена буквой y , а корнями являются 2 и 7 , то мы пишем y = 2 и y = 7 . Иногда к буквам добавляются нижние индексы, например, x 1 = 3 , x 2 = 5 . Таким образом мы указываем на номера корней. Если решений у уравнения бесконечно много, то мы записываем ответ как числовой промежуток или используем общепринятые обозначения: множество натуральных чисел обозначается N , целых ­– Z , действительных – R . Скажем, если нам надо записать, что решением уравнения будет любое целое число, то мы пишем, что x ∈ Z , а если любое действительное от единицы до девяти, то y ∈ 1 , 9 .

Когда у уравнения два, три корня или больше, то, как правило, говорят не о корнях, а о решениях уравнения. Сформулируем определение решения уравнения с несколькими переменными.

Решение уравнения с двумя, тремя и более переменными – это два, три и более значения переменных, которые обращают данное уравнение в верное числовое равенство.

Поясним определение на примерах.

Допустим, у нас есть выражение x + y = 7 , которое представляет из себя уравнение с двумя переменными. Подставим вместо первой единицу, а вместо второй двойку. У нас получится неверное равенство, значит, эта пара значений не будет решением данного уравнения. Если же мы возьмем пару 3 и 4 , то равенство станет верным, значит, мы нашли решение.

Такие уравнения тоже могут не иметь корней или иметь бесконечное их количество. Если нам надо записать два, три, четыре и более значений, то мы пишем их через запятую в круглых скобках. То есть в примере выше ответ будет выглядеть как ( 3 , 4 ) .

На практике чаще всего приходится иметь дело с уравнениями, содержащими одну переменную. Алгоритм их решения мы подробно рассмотрим в статье, посвященной решению уравнений.

Видео:256 Алгебра 9 класс. Сколько корней имеет Уравнение. Корень n-й Степени.Скачать

256 Алгебра 9 класс. Сколько корней имеет Уравнение. Корень n-й Степени.

Применение производной для решения нелинейных уравнений и неравенств

п.1. Количество корней кубического уравнения

Кубическое уравнение $$ ax^3+bx^2+cx+d=0 $$ на множестве действительных чисел может иметь один, два или три корня.
С помощью производной можно быстро ответить на вопрос, сколько корней имеет данное уравнение. begin f(x)=ax^3+bx^2+cx+d\ f'(x)=3ax^2+bx+c end Если в уравнении (f'(x)=0) дискриминант (D=4b^2-12ac=4(b^2-3ac)gt 0), кубическая парабола имеет две точки экстремума: (x_=frac<-2bpmsqrt>). Если при этом значения функции в точках экстремума (f(x_1)cdot f(x_2)lt 0), т.е. расположены по разные стороны от оси OX, парабола имеет три точки пересечения с этой осью. Исходное уравнение имеет три корня.
Если две точки экстремума найдены, но (f(x_1)cdot f(x_2)=0), уравнение имеет два корня.
Во всех остальных случаях – у исходного уравнения 1 корень.

Пример 1. Сколько корней имеют уравнения:

1) (x^3+3x^2-4=0)
(b^2-3ac=9gt 0 (c=0) )
(f(x)=x^3+3x^2-4 )
(f'(x)=3x^2+6x=3x(x+2) )
(x_1=0, x_2=-2 )
(f(x_1)=-4, f(x_2)=0 )
(f(x_1)cdot f(x_2)=0Rightarrow) два корня
Определить сколько корней имеет уравнение функции
2) (x^3+3x^2-1=0)
(b^2-3ac=9gt 0 )
(f(x)=x^3+3x^2-1 )
(f'(x)=3x^2+6x=3x(x+2) )
(x_1=0, x_2=-2 )
(f(x_1)=-1, f(x_2)=3 )
(f(x_1)cdot f(x_2)lt 0Rightarrow) три корня
Определить сколько корней имеет уравнение функции
3) (x^3+3x^2+1=0)
(b^2-3ac=9gt 0)
(f(x)=x^3+3x^2+1 )
(f'(x)=3x^2+6x=3x(x+2) )
(x_1=0, x_2=-2 )
(f(x_1)=1, f(x_2)=5 )
(f(x_1)cdot f(x_2)gt 0Rightarrow) один корень
Определить сколько корней имеет уравнение функции
4) (x^3+x^2+x+3=0)
(b^2-3ac=1-3lt 0 )
Один корень
Определить сколько корней имеет уравнение функции

п.2. Количество корней произвольного уравнения

Задачи на подсчет количества корней решаются с помощью построения графиков при полном или частичном исследовании функций.

Пример 2. а) Найдите число корней уравнения (frac 1x+frac+frac)
б) Найдите число корней уравнения (frac 1x+frac+frac=k)

Построим график функции слева, а затем найдем для него количество точек пересечения с горизонталью (y=1). Это и будет ответом на вопрос задачи (а).
Исследуем функцию: $$ f(x)=frac1x+frac+frac $$ Алгоритм исследования и построения графика – см. §49 данного справочника.
1) ОДЗ: (xneleft)
Все три точки – точки разрыва 2-го рода. begin lim_left(frac1x+frac+fracright)=-infty-1-frac13=-infty\ lim_left(frac1x+frac+fracright)=+infty-1-frac13=+infty\ lim_left(frac1x+frac+fracright)=1-infty-frac12=-infty\ lim_left(frac1x+frac+fracright)=1+infty-frac12=+infty\ lim_left(frac1x+frac+fracright)=frac13+frac12-infty=-infty\ lim_left(frac1x+frac+fracright)=frac13+frac12+infty=+infty end 2) Функция ни четная, ни нечетная.
Функция непериодическая.
3) Асимптоты
1. Вертикальные (x=0, x=1, x=3) – точки разрыва 2-го рода
2. Горизонтальные: begin lim_left(frac1x+frac+fracright)=-0-0-0=-0\ lim_left(frac1x+frac+fracright)=+0+0+0=+0\ end Горизонтальная асимптота (y=0)
На минус бесконечности функция стремится к 0 снизу, на плюс бесконечности – сверху.
3. Наклонные: (k=0), нет.
4) Первая производная $$ f'(x)=-frac-frac-fraclt 0 $$ Производная отрицательная на всей ОДЗ.
Функция убывает.

5) Вторую производную не исследуем, т.к. перегибы не влияют на количество точек пересечения с горизонталью.

6) Точки пересечения с OY – нет, т.к. (x=0) – асимптота
Точки пересечения с OX – две, (0lt x_1lt 1,1lt x_2lt 3)

7) График
Определить сколько корней имеет уравнение функции
Получаем ответ для задачи (а) 3 корня.

Решаем более общую задачу (б). Передвигаем горизонталь (y=k) снизу вверх и считаем количество точек пересечения с графиком функции. Последовательно, получаем:
При (klt 0) — три корня
При (k=0) — два корня
При (kgt 0) — три корня

Ответ: а) 3 корня; б) при (k=0) два корня, при (kne 0) три корня.

Пример 3. Найдите все значения параметра a, при каждом из которых уравнение $$ sqrt+sqrt=a $$ имеет по крайней мере одно решение.

Исследуем функцию (f(x)=sqrt+sqrt)
ОДЗ: ( begin x-1geq 0\ 10-2xgeq 0 end Rightarrow begin xgeq 1\ xleq 5 end Rightarrow 1leq xleq 5 )
Функция определена на конечном интервале.
Поэтому используем сокращенный алгоритм для построения графика.
Значения функции на концах интервала: (f(1)=0+sqrt=2sqrt, f(5)=sqrt+0=2)
Первая производная: begin f'(x)=frac<2sqrt>+frac<2sqrt>=frac<2sqrt>-frac<sqrt>\ f'(x)=0 text 2sqrt=sqrtRightarrow 4(x-1)=10-2xRightarrow 6x=14Rightarrow x=frac73\ fleft(frac73right)=sqrt+sqrt=sqrt+sqrt<frac>=frac<sqrt>=2sqrt end Промежутки монотонности:

(x)1(1; 7/3)7/3(7/3; 5)5
(f'(x))+0
(f(x))(2sqrt)(nearrow )max
(2sqrt)
(searrow )2

Можем строить график:
Определить сколько корней имеет уравнение функции
(y=a) — горизонтальная прямая.
Количество точек пересечения (f(x)) и (y) равно количеству решений.
Получаем:

$$ alt 2 $$нет решений
$$ 2leq alt 2sqrt $$1 решение
$$ 2sqrtleq alt 2sqrt $$2 решения
$$ a=2sqrt $$1 решение
$$ agt 2sqrt $$нет решений

По крайней мере одно решение будет в интервале (2leq aleq 2sqrt).

п.3. Решение неравенств с построением графиков

Пример 4. Решите неравенство (fracgt frac)

Разобьем неравенство на совокупность двух систем.
Если (xgt 1), то (x-1gt 0), на него можно умножить слева и справа и не менять знак.
Если (xlt 1), то (x-1lt 0), умножить также можно, только знак нужно поменять.
Сразу учтем требование ОДЗ для логарифма: (xgt 0)

Получаем совокупность: begin left[ begin begin xgt 1\ 2+log_3 xgtfrac end \ begin 0lt xlt 1\ 2+log_3 xltfrac end end right. \ 2+log_3 xgt fracRightarrow log_3 xgt fracRightarrow log_3 xgt frac\ left[ begin begin xgt 1\ log_3 xgtfrac end \ begin 0lt xlt 1\ log_3 xltfrac end end right. end Исследуем функцию (f(x)=frac=frac=1-frac)
Точка разрыва: (x=frac12) – вертикальная асимптота
Односторонние пределы: begin lim_left(1-fracright)=1-frac=+infty\ lim_left(1-fracright)=1-frac=-infty end Второе слагаемое стремится к 0 на бесконечности, и это дает горизонтальную асимптоту: (y=1) begin lim_left(1-fracright)=1-frac=1+0\ lim_left(1-fracright)=1-frac=1-0 end На минус бесконечности кривая стремится к (y=1) сверху, а на плюс бесконечности – снизу.
Первая производная: $$ f'(x)=left(1-fracright)’=fracgt 0 $$ Производная положительная на всей ОДЗ, функция возрастает.
Вторая производная: $$ f»(x)=-frac $$ Одна критическая точка 2-го порядка (x=frac12)

Видео:Урок 6 УРАВНЕНИЕ И ЕГО КОРНИ 7 КЛАСССкачать

Урок 6 УРАВНЕНИЕ И ЕГО КОРНИ 7 КЛАСС

Уравнение — определение и вычисление с примерами решения

Содержание:

Видео:Сколько корней имеет уравнение.ОГЭ-2022.Скачать

Сколько корней имеет уравнение.ОГЭ-2022.

Уравнения

Уравнения-следствия и равносильные преобразования уравнений

1. Понятие уравнения и его корней

Определение:

Равенство с переменной называется уравнением. В общем виде уравнение с одной переменнойОпределить сколько корней имеет уравнение функции

Под этой краткой записью понимают математическую запись задачи о нахождении значений аргумента, при которых значения двух данных функций равны

Пример:

Определить сколько корней имеет уравнение функции— линейное уравнение;

Определить сколько корней имеет уравнение функции— квадратное уравнение;

Определить сколько корней имеет уравнение функции— иррациональное уравнение (содержит переменную под знаком корня)

Корнем (или решением) уравнения с одной переменной называется значение переменной, при подстановке которого в уравнение получается верное равенство.

Решить уравнение — значит найти все его корни или доказать, что их нет

Определить сколько корней имеет уравнение функции— корень уравнения Определить сколько корней имеет уравнение функции, так как при Определить сколько корней имеет уравнение функцииполучаем верное равенство: Определить сколько корней имеет уравнение функции, то есть Определить сколько корней имеет уравнение функции

2. Область допустимых значений (ОДЗ)

Областью допустимых значений (или областью определения) уравнения называется общая область определения для функций Определить сколько корней имеет уравнение функциии Определить сколько корней имеет уравнение функции, стоящих в левой и правой частях уравнения

Для уравнения Определить сколько корней имеет уравнение функцииОДЗ: Определить сколько корней имеет уравнение функции, то есть Определить сколько корней имеет уравнение функции, так как область определения функции Определить сколько корней имеет уравнение функцииопределяется условием: Определить сколько корней имеет уравнение функции, а область определения функции Определить сколько корней имеет уравнение функции— множество всех действительных чисел

3. Уравнения-следствия

Если каждый корень первого уравнения является корнем второго, то второе уравнение называется следствием первого уравнения.

Если из правильности первого равенства следует правильность каждого последующего, то получаем уравнения-следствия.

При использовании уравнений-следствий не происходит потери корней исходного уравнения, но возможно появление посторонних корней. Поэтому при использовании уравнений-следствий проверка полученных корней подстановкой их в исходное уравнение является составной частью решения.

Пример:

Определить сколько корней имеет уравнение функции

Решение:

► Возведем обе части уравнения в квадрат:

Определить сколько корней имеет уравнение функции

Проверка, Определить сколько корней имеет уравнение функции— корень (см. выше); Определить сколько корней имеет уравнение функции— посторонний корень (при Определить сколько корней имеет уравнение функцииполучаем неверное равенство Определить сколько корней имеет уравнение функции).

4. Равносильные уравнения

Определение:

Два уравнения называются равносильными на некотором множестве, если на этом множестве они имеют одни и те же корни.

То есть каждый корень первого уравнения является корнем второго уравнения и, наоборот, каждый корень второго уравнения является корнем первого. (Схема решения уравнений с помощью равносильных преобразований приведена в пункте 5 этой таблицы)

Простейшие теоремы

  1. Если из одной части уравнения перенести в другую слагаемые с противоположным знаком, то получим уравнение, равносильное заданному (на любом множестве)
  2. Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю (или на одну и ту же функцию, которая определена и не равна нулю на ОДЗ заданного уравнения), то получим уравнение, равносильное заданному (на ОДЗ заданного уравнения)

5. Схема поиска плана решения уравнений

Определить сколько корней имеет уравнение функции

Определить сколько корней имеет уравнение функции— исходное уравнение;

Определить сколько корней имеет уравнение функции— уравнение, полученное в результате преобразования исходного;

Определить сколько корней имеет уравнение функции— символические изображения направления выполненных преобразований

Определить сколько корней имеет уравнение функцииПрименение свойств функций к решению уравнений рассмотрено в пункте 3.2.

Объяснение и обоснование:

Понятие уравнения и его корней

Уравнение в математике чаще всего понимают как аналитическую запись задачи о нахождении значений аргумента, при которых значения двух данных функций равны. Поэтому в общем виде уравнения с одной переменной Определить сколько корней имеет уравнение функциизаписывают так:

Определить сколько корней имеет уравнение функции

Часто уравнения определяют короче — как равенство с переменной.

Напомним, что корнем (или решением) уравнения с одной переменной называется значение переменной, при подстановке которого в уравнение получается верное равенство. Решить уравнение — значит найти все его корни или доказать, что их нет.

Например, уравнение Определить сколько корней имеет уравнение функцииимеет единственный корень Определить сколько корней имеет уравнение функции,

а уравнение Определить сколько корней имеет уравнение функциине имеет корней, поскольку значение Определить сколько корней имеет уравнение функциине может быть отрицательным числом.

Область допустимых значений (ОДЗ) уравнения

Если задано уравнение Определить сколько корней имеет уравнение функции, то общая область определения для функций Определить сколько корней имеет уравнение функциии Определить сколько корней имеет уравнение функцииназывается областью допустимых значений этого уравнения. (Иногда используются также термины «область определения уравнения» или «множество допустимых значений уравнения».) Например, для уравнения Определить сколько корней имеет уравнение функцииобластью допустимых значений являются все действительные числа. Это можно записать, например, так: Определить сколько корней имеет уравнение функции, поскольку функции Определить сколько корней имеет уравнение функциии Определить сколько корней имеет уравнение функцииимеют области определения Определить сколько корней имеет уравнение функции.

Понятно, что каждый корень данного уравнения принадлежит как области определения функции Определить сколько корней имеет уравнение функции, так и области определения функции Определить сколько корней имеет уравнение функции(иначе мы не сможем получить верное числовое равенство). Поэтому каждый корень уравнения обязательно принадлежит ОДЗ этого уравнения. Это позволяет в некоторых случаях применить анализ ОДЗ уравнения при его решении.

Например, в уравнении Определить сколько корней имеет уравнение функциифункция Определить сколько корней имеет уравнение функцииопределена при всех действительных значениях Определить сколько корней имеет уравнение функции, а функция Определить сколько корней имеет уравнение функциитолько при условии, что под знаком квадратного корня будут стоять неотрицательные выражения. Следовательно, ОДЗ этого уравнения задается системой Определить сколько корней имеет уравнение функциииз которой получаем систему Определить сколько корней имеет уравнение функциине имеющую решений. Таким образом, ОДЗ данного уравнения не содержит ни одного числа, и поэтому это уравнение не имеет корней.

Заметим, что нахождение ОДЗ данного уравнения может быть полезным для его решения, но не всегда является обязательным элементом решения уравнения.

Методы решения уравнений

Для решения уравнений используют методы точного и приближенного решений. А именно, для точного решения уравнений в курсе математики 5-6 классов использовались зависимости между компонентами и результатами действий и свойства числовых равенств; в курсе алгебры 7-9 классов — равносильные преобразования уравнений, а для приближенного решения уравнений — графический метод.

Графический метод решения уравнений не дает высокой точности нахождения корней уравнения, и с его помощью чаще всего можно получить только грубые приближения корней. Иногда удобно графически определить количество корней уравнения или найти границы, в которых находятся эти корни. В некоторых случаях можно графически доказать, что уравнение не имеет корней. По указанным причинам в школьном курсе алгебры и начал анализа под требованием «решить уравнение» понимается требование «используя методы точного решения, найти корни данного уравнения». Приближенными методами решения уравнений можно пользоваться только тогда, когда об этом говорится в условии задачи (например, если ставится задача решить уравнение графически).

В основном при решении уравнений разных видов нам придется применять один из двух методов решения. Первый из них состоит в том, что данное уравнение заменяется более простым уравнением, имеющим те же корни,— равносильным уравнением. В свою очередь, полученное уравнение заменяется еще более простым, равносильным ему, и т. д. В результате получаем простейшее уравнение, которое равносильно заданному и корни которого легко находятся. Эти корни и только они являются корнями данного уравнения.

Второй метод решения уравнений состоит в том, что данное уравнение заменяется более простым уравнением, среди корней которого находятся все корни данного, то есть так называемым уравнением-следствием. В свою очередь, полученное уравнение заменяется еще более простым уравнением-следствием, и так далее до тех пор, пока не получим простейшее уравнение, корни которого легко находятся. Тогда все корни данного уравнения находятся среди корней последнего уравнения. Поэтому, чтобы найти корни данного уравнения, достаточно корни последнего уравнения подставить в данное и с помощью такой проверки получить корни данного уравнения (и исключить так называемые посторонние корни — те корни последнего уравнения, которые не удовлетворяют заданному).

В следующем пункте будет также показано применение свойств функций к решению уравнений определенного вида.

Уравнения-следствия

Рассмотрим более детально, как можно решать уравнения с помощью уравнений-следствий. При решении уравнений главное — не потерять корни данного уравнения, и поэтому в первую очередь мы должны следить за тем, чтобы каждый корень исходного уравнения оставался корнем следующего. Фактически это и является определением уравнения-следствия:

в том случае, когда каждый корень первого уравнения является корнем второго, второе уравнение называется следствием первого.

Это определение позволяет обосновать такой ориентир: для получения уравнения-следствия достаточно рассмотреть данное уравнение как верное числовое равенство и гарантировать (то есть иметь возможность обосновать), что каждое следующее уравнение мы можем получить как верное числовое равенство.

Действительно, если придерживаться этого ориентира, то каждый корень первого уравнения обращает это уравнение в верное числовое равенство, но тогда и второе уравнение будет верным числовым равенством, то есть рассматриваемое значение переменной является корнем и второго уравнения, а это и означает, что второе уравнение является следствием первого.

Применим приведенный ориентир к уравнению Определить сколько корней имеет уравнение функции(пока что не используя известное условие равенства дроби нулю).

Если правильно то, что дробь равна нулю, то обязательно ее числитель равен нулю. Таким образом, из заданного уравнения получаем уравнение-следствие Определить сколько корней имеет уравнение функции. Но тогда верно, что Определить сколько корней имеет уравнение функции. Последнее уравнение имеет два корня: Определить сколько корней имеет уравнение функциии Определить сколько корней имеет уравнение функции. Подставляя их в заданное уравнение, видим, что только корень Определить сколько корней имеет уравнение функцииудовлетворяет исходному уравнению. Почему это случилось?

Это происходит поэтому, что, используя уравнения-следствия, мы гарантируем только то, что корни заданного уравнения не теряются (каждый корень первого уравнения является корнем второго). Но второе уравнение, кроме корней первого уравнения, имеет еще и другой корень, который не является корнем первого уравнения. Для первого уравнения этот корень является посторонним, и, чтобы его отсеять, выполняется проверка подстановкой корней в исходное уравнение. (Более полно причины появления посторонних корней рассмотрены в таблице 9.) Таким образом, чтобы правильно применять уравнения-следствия для решения уравнений, необходимо помнить еще один ориентир: при использовании уравнений-следствий возможно появление посторонних корней, и поэтому проверка подстановкой корней в исходное уравнение является составной частью решения.

Схема применения этих ориентиров дана в таблице 8. В пункте 3 этой таблицы приведено решение уравнения

Определить сколько корней имеет уравнение функции(1)

Для решения этого уравнения с помощью уравнений-следствий достаточно данное уравнение рассмотреть как верное числовое равенство и учесть, что в случае когда два числа равны, то и их квадраты также будут равны:

Определить сколько корней имеет уравнение функции(2)

То есть мы гарантируем, что если равенство (1) верно, то и равенство (2) также будет верным, а это и означает (как было показано выше), что уравнение (2) является следствием уравнения (1). Если мы хотя бы один раз использовали уравнения-следствия (а не равносильные преобразования), то можем получить посторонние корни, и тогда в решение обязательно входит проверка полученных корней подстановкой их в заданное уравнение.

Замечание. Переход от данного уравнения к уравнению-следствию можно обозначить специальным значком Определить сколько корней имеет уравнение функции, но его использование для записи решения не является обязательным. Вместе с тем, если этот значок записан, то это свидетельствует о том, что мы воспользовались уравнениями-следствиями, и поэтому обязательно в запись решения необходимо включить проверку полученных корней.

Равносильные уравнения

С понятием равносильности вы знакомы еще из курса алгебры 7 класса, где равносильными назывались те уравнения, которые имели одни и те же корни. Заметим, что равносильными считались и такие два уравнения, которые не имели корней. Формально будем считать, что и в этом случае уравнения имеют одни и те же корни, поскольку ответы к таким уравнениям одинаковы: «уравнения не имеют корней» (точнее: одинаковыми являются множества корней таких уравнений — они оба пустые, что обозначается символом Определить сколько корней имеет уравнение функции).

В курсе алгебры и начал анализа мы будем рассматривать более общее понятие равносильности, а именно: равносильность на определенном множестве.

Два уравнения называются равносильными на некотором множестве, если на этом множестве они имеют одни и те же корни, то есть каждый корень первого уравнения является корнем второго и, наоборот, каждый корень второго уравнения является корнем первого.

Для уравнений, заданных на множестве всех действительных чисел (например, для линейных), мы можем однозначно дать ответ на вопрос: «Равносильны ли данные уравнения?» Например, уравнения Определить сколько корней имеет уравнение функциии Определить сколько корней имеет уравнение функции— равносильные, поскольку оба имеют одинаковый корень Определить сколько корней имеет уравнение функциии других корней не имеют. Таким образом, каждое из них имеет те же решения, что и второе. При рассмотрении равносильности уравнений на множестве, которое отличается от множества всех действительных чисел, ответ на вопрос «Равносильны ли данные уравнения?» может существенно зависеть от того, на каком множестве мы рассматриваем эти уравнения. Например, если рассмотреть уравнения:

Определить сколько корней имеет уравнение функции(3)

Определить сколько корней имеет уравнение функции(4)

то, как было показано выше, уравнение (3) имеет единственный корень Определить сколько корней имеет уравнение функции, а уравнение (4) — два корня: Определить сколько корней имеет уравнение функциии Определить сколько корней имеет уравнение функции. Таким образом, на множестве

всех действительных чисел эти уравнения не являются равносильными, поскольку у уравнения (4) есть корень Определить сколько корней имеет уравнение функции, которого нет у уравнения (3). Но на множестве положительных действительных чисел эти уравнения равносильны, поскольку на этом множестве уравнение (3) имеет единственный положительный корень Определить сколько корней имеет уравнение функциии уравнение (4) также имеет единственный положительный корень Определить сколько корней имеет уравнение функции. Следовательно, на множестве положительных чисел каждое из этих уравнений имеет те же решения, что и второе.

Укажем, что множество, на котором рассматривается равносильность уравнений, как правило, не задается искусственно (как в последнем случае), а чаще всего таким множеством является ОДЗ исходного уравнения. Договоримся, что далее

все равносильные преобразования уравнений (а также неравенств и систем уравнений и неравенств) мы будем выполнять на ОДЗ исходного уравнения (неравенства или системы).

Отметим, что в том случае, когда ОДЗ заданного уравнения является множество всех действительных чисел, мы не всегда будем ее записывать (как не записывали ОДЗ при решении линейных или квадратных уравнений). И в других случаях главное — не записать ОДЗ в решение уравнения, а реально учесть ее при выполнении равносильных преобразований данного уравнения.

Например, для уравнения Определить сколько корней имеет уравнение функциизадается неравенством Определить сколько корней имеет уравнение функции. Когда мы переходим к уравнению Определить сколько корней имеет уравнение функции, то для всех его корней это уравнение является верным равенством. Тогда выражение Определить сколько корней имеет уравнение функции, стоящее в правой части этого равенства, всегда неотрицательно (Определить сколько корней имеет уравнение функции), таким образом, и равное ему выражение Определить сколько корней имеет уравнение функциитакже будет неотрицательным: Определить сколько корней имеет уравнение функции. Но это и означает, что ОДЗ данного уравнения (Определить сколько корней имеет уравнение функции) учтено автоматически для всех корней второго уравнения и поэтому при переходе от уравнения Определить сколько корней имеет уравнение функциик уравнению Определить сколько корней имеет уравнение функцииОДЗ заданного уравнения можно не записывать в решение.

Для выполнения равносильных преобразований попробуем выделить общие ориентиры, аналогичные соответствующим ориентирам получения уравнений-следствий. Как указывалось выше, выполняя равносильные преобразования уравнений, необходимо учесть ОДЗ данного уравнения — это и есть первый ориентир для выполнения равносильных преобразований уравнений. По определению равносильности уравнений необходимо гарантировать, чтобы каждый корень первого уравнения был корнем второго и, наоборот, каждый корень второго уравнения был корнем первого. Для первой части этого требования мы уже выделили общий ориентир: достаточно гарантировать сохранение правильности равенства при переходе от первого уравнения ко второму.

Но тогда, чтобы выполнить вторую часть этого требования, достаточно второе уравнение рассмотреть как верное равенство (то есть взять такое значение переменной, которое является корнем второго уравнения) и гарантировать, что при переходе к первому верное равенство сохраняется (этот корень остается и корнем первого уравнения). Фактически из определения равносильности уравнений получаем, что каждое из равносильных уравнений является следствием другого уравнения). Таким образом, при выполнении равносильных преобразований мы должны гарантировать сохранение правильности равенства на каждом шаге решения не только при прямых, но и при обратных преобразованиях — это и является вторым ориентиром для решения уравнений с помощью равносильных преобразований. (Соответствующие ориентиры схематически представлены в пункте 5 табл. 8.)

Например, чтобы решить с помощью равносильных преобразований уравнение Определить сколько корней имеет уравнение функциидостаточно учесть его ОДЗ: Определить сколько корней имеет уравнение функциии условие равенства дроби нулю (дробь равна нулю тогда и только тогда, когда числитель дроби равен нулю, а знаменатель не равен нулю). Также следует обратить внимание на то, что на ОДЗ все необходимые преобразования можно выполнить как в прямом, так и в обратном направлениях с сохранением правильности равенства.

Запись решения в этом случае может быть такой:

Определить сколько корней имеет уравнение функции. ОДЗ: Определить сколько корней имеет уравнение функции. Тогда Определить сколько корней имеет уравнение функции. Отсюда Определить сколько корней имеет уравнение функции(удовлетворяет условию ОДЗ) или Определить сколько корней имеет уравнение функции(не удовлетворяет условию ОДЗ).

Для выполнения равносильных преобразований уравнений можно также пользоваться специальными теоремами о равносильности. В связи с уточнением определения равносильности уравнений обобщим также формулировки простейших теорем о равносильности, известных из курса алгебры 7 класса.

Теорема 1. Если из одной части уравнения перенести в другую часть слагаемые с противоположным знаком, то получим уравнение, равносильное заданному (на любом множестве).

Теорема 2. Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю (или на одну и ту же функцию, которая определена и не равна нулю на ОДЗ заданного уравнения), то получаем уравнение, равносильное заданному (на ОДЗ заданного).

Обоснование этих теорем полностью аналогично обоснованию ориентиров для равносильных преобразований данного уравнения.

Замечание. Для обозначения перехода от данного уравнения к равносильному ему уравнению можно применять специальный значок Определить сколько корней имеет уравнение функции, но его использование при записи решений не является обязательным. Например, запись решения последнего из рассмотренных уравнений может быть такой.

Определить сколько корней имеет уравнение функции

Пример №423

Решите уравнение Определить сколько корней имеет уравнение функции.

Решение:

► ОДЗ: Определить сколько корней имеет уравнение функциии Определить сколько корней имеет уравнение функции

На этой ОДЗ данное уравнение равносильно уравнениям:

Определить сколько корней имеет уравнение функции

то есть Определить сколько корней имеет уравнение функции

Учтем ОДЗ. При Определить сколько корней имеет уравнение функции

Определить сколько корней имеет уравнение функции

Таким образом, Определить сколько корней имеет уравнение функции— корень.

Ответ: Определить сколько корней имеет уравнение функции

Используем равносильные преобразования для решения данного уравнения. Для этого необходимо учесть ОДЗ, поэтому зафиксируем ее ограничения в начале решения.

Укажем, что в уравнениях ограничения ОДЗ можно только зафиксировать, но не решать, а в конце проверить, выполняются ли эти ограничения для найденных корней.

При переносе члена данного уравнения из одной части уравнения в другую с противоположным знаком получаем уравнение (1), равносильное заданному.

Приводя к общему знаменателю, раскрывая скобки и приводя подобные члены, снова получаем верное равенство и можем обосновать, что при выполнении обратных действий равенство также не нарушается, таким образом, полученные уравнения (1)-(3) равносильны заданному (на его ОДЗ).

Дробь равна нулю тогда и только тогда, когда числитель дроби равен нулю, а знаменатель не равен нулю. Но второе условие уже учтено в ограничениях ОДЗ, таким образом, получаем уравнение (4), равносильное заданному уравнению на его ОДЗ. Поскольку все преобразования были равносильными только с учетом ОДЗ, то мы должны проверить, удовлетворяет ли полученное число ограничениям ОДЗ.

Причины появления посторонних корней и потери корней при решении уравнений

Наиболее типичные случаи появления посторонних корней и потери корней приведены в таблице 9. Там же указано, как в каждом из этих случаев получить правильное (или полное) решение.

Определить сколько корней имеет уравнение функцииОпределить сколько корней имеет уравнение функции

Определить сколько корней имеет уравнение функции

Определить сколько корней имеет уравнение функции

Применение свойств функций к решению уравнений

1. Конечная ОДЗ

Если область допустимых значений (ОДЗ) уравнения (неравенства или системы) состоит из конечного числа значений, то для решения достаточно проверить все эти значения

Пример:

Определить сколько корней имеет уравнение функции

Определить сколько корней имеет уравнение функции— корень (Определить сколько корней имеет уравнение функции),

Определить сколько корней имеет уравнение функции— не корень (Определить сколько корней имеет уравнение функции).

2. Оценка левой и правой частей уравнения

Определить сколько корней имеет уравнение функции

Если надо решить уравнение вида Определить сколько корней имеет уравнение функциии выяснилось, что Определить сколько корней имеет уравнение функциито равенство между левой и правой частями возможно тогда и только тогда, когда Определить сколько корней имеет уравнение функциии Определить сколько корней имеет уравнение функцииодновременно равны Определить сколько корней имеет уравнение функции

Пример:

Определить сколько корней имеет уравнение функции

Определить сколько корней имеет уравнение функции

Определить сколько корней имеет уравнение функции(так как Определить сколько корней имеет уравнение функции).

Итак, заданное уравнение равносильно системе

Определить сколько корней имеет уравнение функции

Определить сколько корней имеет уравнение функции

Сумма нескольких неотрицательных функций равна нулю тогда и только тогда, когда все функции одновременно равны нулю

Пример:

Определить сколько корней имеет уравнение функции

Итак, заданное уравнение равносильно системе

Определить сколько корней имеет уравнение функции

Из первого уравнения получаем Определить сколько корней имеет уравнение функции, что удовлетворяет всей системе

3. Использование возрастания и убывания функций

Схема решения уравнения

1. Подбираем один или несколько корней уравнения.

2. Доказываем, что других корней это уравнение не имеет (используя теоремы о корнях уравнения или оценку левой и правой частей уравнения)

Определить сколько корней имеет уравнение функции

Теоремы о корнях уравнения

Если в уравнении Определить сколько корней имеет уравнение функциифункция Определить сколько корней имеет уравнение функциивозрастает (убывает) на некотором промежутке, то это уравнение может иметь не более чем один корень на этом промежутке.

Пример:

Уравнение Определить сколько корней имеет уравнение функцииимеет единственный корень Определить сколько корней имеет уравнение функции, то есть Определить сколько корней имеет уравнение функции), поскольку функция Определить сколько корней имеет уравнение функциивозрастает на всей области определения Определить сколько корней имеет уравнение функции

Определить сколько корней имеет уравнение функции

Если в уравнении Определить сколько корней имеет уравнение функциифункция Определить сколько корней имеет уравнение функциивозрастает на некотором промежутке, а функция Определить сколько корней имеет уравнение функцииубывает на этом же промежутке (или наоборот), то это уравнение может иметь не более чем один корень на этом промежутке.

Пример:

Уравнение Определить сколько корней имеет уравнение функцииимеет единственный корень Определить сколько корней имеет уравнение функции( Определить сколько корней имеет уравнение функциито есть Определить сколько корней имеет уравнение функции), поскольку Определить сколько корней имеет уравнение функциивозрастает на всей области определения Определить сколько корней имеет уравнение функции, a Определить сколько корней имеет уравнение функцииубывает (на множестве Определить сколько корней имеет уравнение функции, а следовательно, и при Определить сколько корней имеет уравнение функции)

Объяснение и обоснование:

Конечная ОДЗ

Напомним, что в случае, когда дано уравнение Определить сколько корней имеет уравнение функции, общая область определения для функций Определить сколько корней имеет уравнение функцииназывается областью допустимых значений этого уравнения. Понятно, что каждый корень заданного уравнения принадлежит как области определения функции Определить сколько корней имеет уравнение функции, так и области определения функции Определить сколько корней имеет уравнение функции. Таким образом, каждый корень уравнения обязательно принадлежит ОДЗ этого уравнения. Это позволяет в некоторых случаях за счет анализа ОДЗ получить решение уравнения. Например, если дано уравнение Определить сколько корней имеет уравнение функции, то его ОДЗ можно записать с помощью системы Определить сколько корней имеет уравнение функции. Решая эту систему, получаем Определить сколько корней имеет уравнение функциито есть Определить сколько корней имеет уравнение функции. Таким образом, ОДЗ данного уравнения состоит только из одного значения Определить сколько корней имеет уравнение функции. Но если только для одного числа необходимо выяснить, является ли оно корнем данного уравнения, то для этого достаточно подставить это значение в уравнение. В результате получаем верное числовое равенство (Определить сколько корней имеет уравнение функции). Следовательно, Определить сколько корней имеет уравнение функции— корень данного уравнения. Других корней у этого уравнения быть не может, поскольку все корни уравнения находятся в его ОДЗ, а там нет других значений, кроме Определить сколько корней имеет уравнение функции.

Рассмотренный пример позволяет выделить ориентир для решения аналогичных уравнений:

если ОДЗ уравнения (а также неравенства или системы) состоит из конечного числа значений, то для решения достаточно проверить все эти значения.

Замечание. В том случае, когда ОДЗ — пустое множество (не содержит ни одного числа), мы можем сразу дать ответ, что данное уравнение не имеет корней.

Например, если необходимо решить уравнение Определить сколько корней имеет уравнение функции, то его ОДЗ задается системой Определить сколько корней имеет уравнение функциито есть системой Определить сколько корней имеет уравнение функциикоторая не имеет решений. Таким образом, ОДЗ данного уравнения не содержит ни одного числа, и поэтому это уравнение не имеет корней.

Оценка левой и правой частей уравнения

Некоторые уравнения можно решить с помощью оценки левой и правой частей уравнения.

Пусть дано уравнение Определить сколько корней имеет уравнение функции, и нам удалось выяснить, что для всех допустимых значений Определить сколько корней имеет уравнение функциизначение Определить сколько корней имеет уравнение функции, а значение Определить сколько корней имеет уравнение функции.

Рассмотрим два случая: Определить сколько корней имеет уравнение функции

Если Определить сколько корней имеет уравнение функции, то равенство Определить сколько корней имеет уравнение функциине может выполняться, потому что Определить сколько корней имеет уравнение функции, то есть при Определить сколько корней имеет уравнение функцииданное уравнение корней не имеет. Остается только случай Определить сколько корней имеет уравнение функции, но, учитывая необходимость выполнения равенства Определить сколько корней имеет уравнение функции, имеем, что тогда и Определить сколько корней имеет уравнение функции. Таким образом, мы обосновали, что выполнение равенства Определить сколько корней имеет уравнение функции(при условии Определить сколько корней имеет уравнение функциии Определить сколько корней имеет уравнение функции) гарантирует одновременное выполнение равенств Определить сколько корней имеет уравнение функциии Определить сколько корней имеет уравнение функции(и наоборот, если одновременно выполняются равенства Определить сколько корней имеет уравнение функциии Определить сколько корней имеет уравнение функции, то выполняется и равенство Определить сколько корней имеет уравнение функции. Как было показано в п. 3.1, это и означает, что уравнение Определить сколько корней имеет уравнение функцииравносильно системеОпределить сколько корней имеет уравнение функции

Коротко это можно записать так:

Определить сколько корней имеет уравнение функции

Пример использования такого приема решения уравнений приведен в пункте 2 таблицы 10.

Аналогично предыдущим рассуждениям обосновывается и ориентир по решению уравнения Определить сколько корней имеет уравнение функции, в котором все функции-слагаемые неотрицательны Определить сколько корней имеет уравнение функции.

Если предположить, что Определить сколько корней имеет уравнение функции, то сумма всех функций, стоящих в левой части этого уравнения, может равняться нулю только тогда, когда сумма Определить сколько корней имеет уравнение функциибудет отрицательной. Но это невозможно, поскольку по условию все функции неотрицательные. Таким образом, при Определить сколько корней имеет уравнение функцииданное уравнение не имеет корней. Эти же рассуждения можно повторить для любой другой функции-слагаемого. Остается единственная возможность — все функции-слагаемые равны нулю (очевидно, что в этом случае равенство Определить сколько корней имеет уравнение функцииобязательно будет выполняться). Таким образом, сумма нескольких неотрицательных функций равна нулю тогда и только тогда, когда все функции одновременно равны нулю.

Например, чтобы решить уравнение Определить сколько корней имеет уравнение функции, достаточно перенести все члены в одну сторону, записать уравнение в виде Определить сколько корней имеет уравнение функциии учесть, что функции Определить сколько корней имеет уравнение функциинеотрицательные. Таким образом, данное уравнение равносильно системе Определить сколько корней имеет уравнение функции

Из второго уравнения получаем Определить сколько корней имеет уравнение функции, что удовлетворяет и всей системе. Следовательно, данное уравнение имеет единственный корень Определить сколько корней имеет уравнение функции.

Использование возрастания и убывания функций к решению уравнений

Использование возрастания и убывания функций к решению уравнений опирается на такое свойство: возрастающая или убывающая функция принимает каждое свое значение только в одной точке ее области определения.

Полезно помнить специальные теоремы о корнях уравнения.

Теорема 1. Если в уравнении Определить сколько корней имеет уравнение функциифункция Определить сколько корней имеет уравнение функциивозрастает (убывает) на некотором промежутке, то это уравнение может иметь не более чем один корень на этом промежутке.

Графически утверждение теоремы проиллюстрировано на рисунке 52. Прямая Определить сколько корней имеет уравнение функциипересекает график возрастающей на промежутке Определить сколько корней имеет уравнение функциифункции Определить сколько корней имеет уравнение функциитолько в одной точке. Это и означает, что уравнение Определить сколько корней имеет уравнение функциине может иметь больше одного корня на промежутке Определить сколько корней имеет уравнение функции. Докажем это утверждение аналитически.

• Если на промежутке Определить сколько корней имеет уравнение функцииуравнение имеет корень Определить сколько корней имеет уравнение функции, то Определить сколько корней имеет уравнение функции. Других корней быть не может, поскольку для возрастающей функции Определить сколько корней имеет уравнение функциипри Определить сколько корней имеет уравнение функцииполучаем неравенство Определить сколько корней имеет уравнение функции, а при Определить сколько корней имеет уравнение функции— неравенство Определить сколько корней имеет уравнение функции. Таким образом, при Определить сколько корней имеет уравнение функции. Аналогично и для убывающей функции при Определить сколько корней имеет уравнение функцииполучаем Определить сколько корней имеет уравнение функции.

Теорема 2. Если в уравнении Определить сколько корней имеет уравнение функциифункция Определить сколько корней имеет уравнение функциивозрастает на некотором промежутке, а функция Определить сколько корней имеет уравнение функцииубывает на этом же промежутке (или наоборот), то это уравнение может иметь не более чем один корень на этом промежутке.

Графически утверждение теоремы проиллюстрировано на рисунке 53.

Определить сколько корней имеет уравнение функции

• Если на промежутке Определить сколько корней имеет уравнение функцииуравнение имеет корень Определить сколько корней имеет уравнение функции, то Определить сколько корней имеет уравнение функции. Других корней быть не может, поскольку, например, для возрастающей функции Определить сколько корней имеет уравнение функциии убывающей функции Определить сколько корней имеет уравнение функциипри Определить сколько корней имеет уравнение функцииимеем Определить сколько корней имеет уравнение функции, a Определить сколько корней имеет уравнение функции, таким образом, Определить сколько корней имеет уравнение функции. Аналогично и при Определить сколько корней имеет уравнение функции.

Каждая из этих теорем утверждает, что в рассмотренном промежутке данное уравнение может иметь не более чем один корень, то есть или это уравнение совсем не имеет корней, или оно имеет единственный корень. Если нам удалось подобрать один корень такого уравнения, то других корней в заданном промежутке уравнение не имеет.

Например, чтобы решить уравнение Определить сколько корней имеет уравнение функции, достаточно заметить, что функция Определить сколько корней имеет уравнение функцииявляется возрастающей на всей числовой прямой (как сумма двух возрастающих функций) и что Определить сколько корней имеет уравнение функции— корень Определить сколько корней имеет уравнение функцииэтого уравнения (Определить сколько корней имеет уравнение функции). Таким образом, данное уравнение Определить сколько корней имеет уравнение функцииимеет единственный корень Определить сколько корней имеет уравнение функции.

Определить сколько корней имеет уравнение функцииКорень Определить сколько корней имеет уравнение функцииполучен подбором. Как правило, подбор начинают с целых значений: Определить сколько корней имеет уравнение функциикоторые подставляются в данное уравнение.

Заметим, что каждая из этих теорем гарантирует единственность корня уравнения (если он есть) только на промежутке возрастания (или убывания) соответствующей функции. Если функция имеет несколько промежутков возрастания и убывания, то приходится рассматривать каждый из них отдельно.

Пример:

Решим с помощью теоремы 2 уравнение Определить сколько корней имеет уравнение функции.

► Сначала следует учесть его ОДЗ: Определить сколько корней имеет уравнение функциии вспомнить, что функция Определить сколько корней имеет уравнение функциина всей области определения не является ни убывающей, ни возрастающей (п. 2.2), но она убывает на каждом из промежутков Определить сколько корней имеет уравнение функциии Определить сколько корней имеет уравнение функции. Поэтому рассмотрим каждый из этих промежутков отдельно.

1) При Определить сколько корней имеет уравнение функцииданное уравнение имеет корень Определить сколько корней имеет уравнение функции. Функция Определить сколько корней имеет уравнение функциивозрастает при Определить сколько корней имеет уравнение функции(как было показано выше, она возрастает на множестве Определить сколько корней имеет уравнение функции), а функция Определить сколько корней имеет уравнение функцииубывает на промежутке Определить сколько корней имеет уравнение функции. Таким образом, данное уравнение Определить сколько корней имеет уравнение функциипри Определить сколько корней имеет уравнение функцииимеет единственный корень Определить сколько корней имеет уравнение функции.

2) При Определить сколько корней имеет уравнение функцииданное уравнение имеет корень Определить сколько корней имеет уравнение функцииОпределить сколько корней имеет уравнение функции. Функция Определить сколько корней имеет уравнение функциивозрастает при Определить сколько корней имеет уравнение функции, а функция Определить сколько корней имеет уравнение функцииубывает на этом промежутке. Поэтому данное уравнение Определить сколько корней имеет уравнение функциипри Определить сколько корней имеет уравнение функцииимеет единственный корень Определить сколько корней имеет уравнение функции. В ответ следует записать все найденные корни (хотя на каждом из промежутков корень единственный, но всего корней — два). Итак, данное уравнение имеет только два корня: 1 и -1.

Примеры решения задач:

Пример №424

Решите уравнение Определить сколько корней имеет уравнение функции.

Решение:

► ОДЗ: Определить сколько корней имеет уравнение функции. На ОДЗ Определить сколько корней имеет уравнение функции. Тогда функция Определить сколько корней имеет уравнение функции(как сумма двух взаимно обратных положительных чисел), а функция Определить сколько корней имеет уравнение функции.

Таким образом, данное уравнение равносильно системе Определить сколько корней имеет уравнение функции. Из второго уравнения системы получаем Определить сколько корней имеет уравнение функции, что удовлетворяет и первому уравнению. Таким образом, система (а значит, и данное уравнение) имеет единственное решение Определить сколько корней имеет уравнение функции.

Если раскрыть скобки и привести обе части уравнения к общему знаменателю, то для нахождения корней полученного уравнения придется решать полное уравнение восьмой степени, все корни которого мы не сможем найти.

Попытаемся оценить области значений функций, стоящих в левой и правой частях уравнения. Поскольку на ОДЗ Определить сколько корней имеет уравнение функции, то в левой части уравнения стоит сумма двух взаимно обратных положительных чисел, которая всегда больше или равна 2. В правой части из 2 вычитается неотрицательное число Определить сколько корней имеет уравнение функции. Таким образом, при всех значениях Определить сколько корней имеет уравнение функцииполучаем значение, меньшее или равное 2. Равенство между левой и правой частями возможно тогда и только тогда, когда обе части равны 2.

Пример №425

Решите систему уравнений Определить сколько корней имеет уравнение функции

Решение:

► ОДЗ: Определить сколько корней имеет уравнение функцииРассмотрим функцию Определить сколько корней имеет уравнение функции. На своей области определения Определить сколько корней имеет уравнение функцииэта функция является возрастающей (как сумма двух возрастающих функций). Тогда первое уравнение заданной системы, которое имеет вид Определить сколько корней имеет уравнение функции, равносильно уравнению Определить сколько корней имеет уравнение функции. Таким образом, на ОДЗ заданная система равносильна системе Определить сколько корней имеет уравнение функции

Подставляя Определить сколько корней имеет уравнение функцииво второе уравнение системы, имеем Определить сколько корней имеет уравнение функции, Определить сколько корней имеет уравнение функции. Учитывая, что на ОДЗ Определить сколько корней имеет уравнение функции, получаем Определить сколько корней имеет уравнение функции. Тогда Определить сколько корней имеет уравнение функции.

Иногда свойства функций удается применить при решении систем уравнений. Если заметить, что в левой и правой частях первого уравнения заданной системы стоят значения одной и той же функции, которая является возрастающей (как сумма двух возрастающих функций), то равенство Определить сколько корней имеет уравнение функциидля возрастающей функции возможно тогда и только тогда, когда Определить сколько корней имеет уравнение функции, поскольку возрастающая функция может принимать одинаковые значения только при одном значении аргумента. (Заметим, что такое же свойство будет иметь место и для убывающей функции.)

Замечание. Утверждение, обоснованное в комментарии к задаче 2, может быть использовано при решении аналогичных задач. Коротко его можно сформулировать так: если функция Определить сколько корней имеет уравнение функцииявляется возрастающей (или убывающей) на определенном множестве, то на этом множестве Определить сколько корней имеет уравнение функции

Рекомендую подробно изучить предметы:
  1. Математика
  2. Алгебра
  3. Линейная алгебра
  4. Векторная алгебра
  5. Высшая математика
  6. Дискретная математика
  7. Математический анализ
  8. Математическая логика
Ещё лекции с примерами решения и объяснением:
  • Метод математической индукции
  • Система координат в пространстве
  • Иррациональные числа
  • Действительные числа
  • Интеграл и его применение
  • Первообразная и интегра
  • Уравнения и неравенства
  • Уравнения и неравенства содержащие знак модуля

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

💡 Видео

Сколько корней имеет уравнение?Скачать

Сколько корней имеет уравнение?

Формула корней квадратного уравнения. Алгебра, 8 классСкачать

Формула корней квадратного уравнения. Алгебра, 8 класс

Решение квадратных уравнений. Дискриминант. 8 класс.Скачать

Решение квадратных уравнений. Дискриминант. 8 класс.

Что такое параметр? Уравнения и неравенства с параметром. 7-11 класс. Вебинар | МатематикаСкачать

Что такое параметр? Уравнения и неравенства с параметром. 7-11 класс. Вебинар | Математика

1071 Алгебра 8 класс дана функция сколько корней имеет уравнениеСкачать

1071 Алгебра 8 класс дана функция сколько корней имеет уравнение

Число корней уравнения в кольце. Теорема РушеСкачать

Число корней уравнения в кольце. Теорема Руше

Сколько решений имеет уравнение?Скачать

Сколько решений имеет уравнение?

7 класс, 35 урок, Графическое решение уравненийСкачать

7 класс, 35 урок, Графическое решение уравнений

103 Алгебра 9 класс. Сколько корней имеет Квадратный трехчленСкачать

103 Алгебра 9 класс. Сколько корней имеет Квадратный трехчлен

Корень n-ой степени. Алгебра, 9 классСкачать

Корень n-ой степени. Алгебра, 9 класс

Как решают уравнения в России и СШАСкачать

Как решают уравнения в России и США

СЛОЖИТЕ ДВА КОРНЯСкачать

СЛОЖИТЕ ДВА КОРНЯ

Определить имеет ли уравнение целые корни #1Скачать

Определить имеет ли уравнение целые корни #1

Как по графику первообразной определить количество корней уравнения y=fxСкачать

Как по графику первообразной определить количество корней уравнения y=fx
Поделиться или сохранить к себе: