Определи сколько корней имеет уравнение x3 3×2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Видео:Как разобраться в корнях ? Квадратный корень 8 класс | Математика TutorOnlineСкачать

Как разобраться в корнях ? Квадратный корень 8 класс | Математика TutorOnline

Задача 52428 Срочно нужно. Найдите все значения.

Условие

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Срочно нужно.
Найдите все значения параметра a, при каждом из которых уравнение
(9x^(2)-a^(2))/(x^(2)+8x+16-a^(2))=0
имеет ровно два различных корня.

Надо как-то на графике это сделать с прямыми.

Решение

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра aОпредели сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра aОпредели сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра aОпредели сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Все решения

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Дробь равна 0 тогда и только тогда, кода числитель равен 0, а знаменатель отличен от нуля

Уравнение имеет два корня x_(1)=a/3; x_(2)=-a/3, если [red]а ≠ 0 [/red] и эти корни не являются корнями знаменателя.

Надо исключить те значения параметра а, при которых корни числителя и знаменателя совпадают.

Для этого можно найти корни x_(3) и x_(4) знаменателя:
x^2+8x+16-a^2 = 0

и решить неравенства:
x_(1) ≠ x_(3);
x_(1) ≠ x_(4)

[blue]Можно подставить[/blue] x_(1) и x_(2) во второе неравенство

(a/3)^2+8*(a/3)+16-a^2 ≠ 0 ⇒ a^2-3a-18 ≠ 0 ⇒ a ≠ -3; a ≠ 6
и
(-a/3)^2+8*(-a/3)+16-a^2 ≠ 0 ⇒ a^2+3a-18 ≠ 0 ⇒ a ≠ -3; a ≠ 6

[red]О т в е т. (- ∞ ;-6)U(-6;-3)U(-3;0)ГU(0;3)U(3;6)U(6; + ∞ )[/red]

Видео:256 Алгебра 9 класс. Сколько корней имеет Уравнение. Корень n-й Степени.Скачать

256 Алгебра 9 класс. Сколько корней имеет Уравнение. Корень n-й Степени.

Решение №2306 Найдите все значения a, при каждом из которых уравнение |x^2–a^2|=|x+a|*√(x^2-4ax+5a) имеет ровно один корень.

Найдите все значения 𝑎, при каждом из которых уравнение

имеет ровно один корень.

Источник: Ященко ЕГЭ 2022 (36 вар)

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Есть три секунды времени? Для меня важно твоё мнение!

Насколько понятно решение?

Средняя оценка: 4.2 / 5. Количество оценок: 42

Оценок пока нет. Поставь оценку первым.

Новости о решённых вариантах ЕГЭ и ОГЭ на сайте ↙️

Вступай в группу vk.com 😉

Расскажи, что не так? Я исправлю в ближайшее время

В отзыве оставь контакт для связи, если хочешь, что бы я тебе ответил.

Видео:При каких значениях параметра уравнение имеет единственный кореньСкачать

При каких значениях параметра уравнение имеет единственный корень

Квадратные уравнения с параметром

Задачи с параметрами. Простейшие задачи на квадратный трёхчлен.

Сегодня мы рассмотрим задачи на квадратный трёхчлен, про который, в зависимости от параметра, надо будет что-то выяснить. Это «что-то» может быть самым разнообразным, насколько только хватит фантазии у составителей задачи. Это самый простой тип задач с параметрами. И, если на ЕГЭ вам попалась такая — считайте, что вам повезло!

Но, прежде чем приступать к разбору самих задач, ответьте сами себе на такие простые вопросы:

— Что такое квадратное уравнение, как оно выглядит и как решается?

— Что такое дискриминант и куда его пристроить?

— Что такое теорема Виета и где её можно применить?

Если вы верно отвечаете на эти простые вопросы, то 50% успеха в решении параметрических задач на квадратный трёхчлен вам обеспечены! А остальные 50% — это обычная алгебра и арифметика: раскрытие скобок, приведение подобных, решение уравнений, неравенств и систем и т.д.

Для начала рассмотрим совсем безобидную задачку. Для разминки. 🙂

Пример 1

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Приступаем к решению. Во-первых, чтобы в будущем не накосячить в коэффициентах, всегда полезно выписать их отдельно. Прямо в столбик. Вот так:

Да-да! Часть коэффициентов в уравнении (а именно — b и с) зависит от параметра. В этом как раз и состоит вся фишка таких задач. А теперь снова въедливо перечитываем условие. Ключевой зацепкой в формулировке задания являются слова «единственный корень». И когда же квадратное уравнение имеет единственный корень? Подключаем наши теоретические знания о квадратных уравнениях. Только в одном единственном случае — когда его дискриминант равен нулю.

Осталось составить выражение для дискриминанта и приравнять его к нулю. Поехали!

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Теперь надо приравнять наш дискриминант к нулю:

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Можно, конечно, решать это квадратное уравнение через дискриминант, а можно немного схитрить. На что у нас похожа левая часть, если как следует присмотреться? Она у нас похожа на квадрат разности (a-3) 2 !

Респект внимательным! Верно! Если заменить наше выражение слева на (a-3) 2 , то уравнение будет решаться в уме!

Вот и всё. Это значит, что единственный корень наше квадратное уравнение с параметром будет иметь только в одном единственном случае — когда значение параметра «а» равно тройке.)

Это был разминочный пример. Чтобы общую идею уловить.) Теперь будет задачка посерьёзнее.

Пример 2

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Вот такая задачка. Начинаем распутывать. Первым делом выпишем наше квадратное уравнение:

0,5x 2 — 2x + 3a + 1,5 = 0

Самым логичным шагом, было бы умножить обе части на 2. Тогда у нас исчезнут дробные коэффициенты и само уравнение станет посимпатичнее. Умножаем:

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Выписываем в столбик наши коэффициенты a, b, c:

Видно, что коэффициенты a и b у нас постоянны, а вот свободный член с зависит от параметра «а»! Который может быть каким угодно — положительным, отрицательным, целым, дробным, иррациональным — всяким!

А теперь, чтобы продвинуться дальше, вновь подключаем наши теоретические познания в области квадратных уравнений и начинаем рассуждать. Примерно так:

«Для того чтобы сумма кубов корней была меньше 28, эти самые корни, во-первых, должны существовать. Сами по себе. В принципе. А корни у квадратного уравнения существуют, тогда и только тогда, когда его дискриминант неотрицательный. Кроме того, в задании говорится о двух различных корнях. Эта фраза означает, что наш дискриминант обязан быть не просто неотрицательным, а строго положительным

Если вы рассуждаете таким образом, то вы движетесь правильным курсом! Верно.) Составляем условие положительности для дискриминанта:

Полученное условие говорит нам о том, что два различных корня у нашего уравнения будет не при любых значениях параметра «а», а только при тех, которые меньше одной шестой! Это глобальное требование, которое должно выполняться железно. Неважно, меньше 28 наша сумма кубов корней или больше. Значения параметра «а», большие или равные 1/6, нас заведомо не устроят. Гуд.) Соломки подстелили. Движемся дальше.

Теперь приступаем к загадочной сумме кубов корней. По условию она у нас должна быть меньше 28. Так и пишем:

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Значит, для того чтобы ответить на вопрос задачи, нам надо совместно рассмотреть два условия:

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

А дальше начинаем отдельно работать с этой самой суммой кубов. Есть два способа такой работы: первый способ для трудолюбивых и второй способ — для внимательных.

Способ для трудолюбивых заключается в непосредственном нахождении корней уравнения через параметр. Прямо по общей формуле корней. Вот так:

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Теперь составляем нужную нам сумму кубов найденных корней и требуем, чтобы она была меньше 28:

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

А дальше — обычная алгебра: раскрываем сумму кубов по формуле сокращённого умножения, приводим подобные, сокращаем и т.д. Если бы корни нашего уравнения получились покрасивее, без радикалов, то такой «лобовой» способ был бы неплох. Но проблема в том, что наши корни выглядят немного страшновато. И подставлять их в сумму кубов как-то неохота, да. Поэтому, для того чтобы избежать этой громоздкой процедуры, я предлагаю второй способ — для внимательных.

Для этого раскрываем сумму кубов корней по соответствующей формуле сокращенного умножения. Прямо в общем виде:

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

А дальше проделываем вот такой красивый фокус: во вторых скобках выражаем сумму квадратов корней через сумму корней и их произведение. Вот так:

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Казалось бы, и что из этого? Сейчас интересно будет! Давайте, посмотрим ещё разок на наше уравнение. Как можно внимательнее:

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Чему здесь равен коэффициент при x 2 ? Правильно, единичке! А как такое уравнение называется? Правильно, приведённое! А, раз приведённое, то, стало быть, для него справедлива теорема Виета:

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Вот и ещё одна теорема нам пригодилась! Теперь, прямо по теореме Виета, подставляем сумму и произведение корней в наше требование для суммы кубов:

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Осталось раскрыть скобки и решить простенькое линейное неравенство:

Вспоминаем, что ещё у нас есть глобальное требование a 0 необходимо пересечь с условием a . Рисуем картинку, пересекаем, и записываем окончательный ответ.

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Да. Вот такой маленький интервальчик. От нуля до одной шестой… Видите, насколько знание теоремы Виета, порой, облегчает жизнь!

Вот вам небольшой практический совет: если в задании говорится о таких конструкциях, как сумма, произведение, сумма квадратов, сумма кубов корней, то пробуем применить теорему Виета. В 99% случаев решение значительно упрощается.

Это были довольно простые примеры. Чтобы суть уловить. Теперь будут примеры посолиднее.

Например, такая задачка из реального варианта ЕГЭ:

Пример 3

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Что, внушает? Ничего не боимся и действуем по нашему излюбленному принципу: «Не знаешь, что нужно, делай что можно!»

Опять аккуратно выписываем все коэффициенты нашего квадратного уравнения:

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

А теперь вчитываемся в условие задачи и находим слова «модуль разности корней уравнения». Модуль разности нас пока не волнует, а вот слова «корней уравнения» примем во внимание. Раз говорится о корнях (неважно, двух одинаковых или двух различных), то наш дискриминант обязан быть неотрицательным! Так и пишем:

Что ж, аккуратно расписываем наш дискриминант через параметр а:

А теперь решаем квадратное неравенство. По стандартной схеме, через соответствующее квадратное уравнение и схематичный рисунок параболы:

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Значит, для того чтобы у нашего уравнения в принципе имелись хоть какие-то корни, параметр а должен находиться в отрезке [-1; 3]. Это железное требование. Хорошо. Запомним.)

А теперь приступаем к этому самому модулю разности корней уравнения. От нас хотят, чтобы вот такая штука

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

принимала бы наибольшее значение. Для этого, ничего не поделать, но теперь нам всё-таки придётся находить сами корни и составлять их разность: x1 — x2. Теорема Виета здесь в этот раз бессильна.

Что ж, считаем корни по общей формуле:

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Дальше составляем модуль разности этих самых корней:

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Теперь вспоминаем, что корень квадратный — величина заведомо неотрицательная. Стало быть, без ущерба для здоровья, модуль можно смело опустить. Итого наш модуль разности корней выглядит так:

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

И эта функция f(a) должна принимать наибольшее значение. А для поиска наибольшего значения у нас есть такой мощный инструмент, как производная! Вперёд и с песнями!)

Дифференцируем нашу функцию и приравниваем производную к нулю:

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Получили единственную критическую точку a = 2. Но это ещё не ответ, так как нам ещё надо проверить, что найденная точка и в самом деле является точкой максимума! Для этого исследуем знаки нашей производной слева и справа от двойки. Это легко делается простой подстановкой (например, а = 1,5 и а = 2,5).

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Слева от двойки производная положительна, а справа от двойки — отрицательна. Это значит, что наша точка a = 2 и вправду является точкой максимума. Заштрихованная зона на картинке означает, что нашу функцию мы рассматриваем только на отрезке [1; 3]. Вне этого отрезка нашей функции f(a) попросту не существует. Потому, что в заштрихованной области наш дискриминант отрицательный, и разговоры о каких-либо корнях (и о функции тоже) бессмысленны. Это понятно, думаю.

Всё. Вот теперь наша задача полностью решена.

Здесь было применение производной. А бывают и такие задачи, где приходится решать уравнения либо неравенства с так ненавистными многими учениками модулями и сравнивать некрасивые иррациональные числа с корнями. Главное — не бояться! Разберём похожую злую задачку (тоже из ЕГЭ, кстати).

Пример 4

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Итак, приступаем. Первым делом замечаем, что параметр а ни в коем случае не может быть равен нулю. Почему? А вы подставьте в исходное уравнение вместо а нолик. Что получится?

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Получили линейное уравнение, имеющее единственный корень x=2. А это уже совсем не наш случай. От нас хотят, чтобы уравнение имело два различных корня, а для этого нам необходимо, чтобы оно, как минимум, было хотя бы квадратным.)

При всех остальных значениях параметра наше уравнение будет вполне себе квадратным. И, следовательно, чтобы оно имело два различных корня, необходимо (и достаточно), чтобы его дискриминант был положительным. То есть, первое наше требование будет D > 0.

А далее по накатанной колее. Считаем дискриминант:

D = 4(a-1) 2 — 4a(a-4) = 4a 2 -8a+4-4a 2 +16a = 4+8a

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Вот так. Значит, наше уравнение имеет два различных корня тогда и только тогда, когда параметр a > -1/2. При прочих «а» у уравнения будет либо один корень, либо вообще ни одного. Берём на заметку это условие и движемся дальше.

Далее в задаче идёт речь о расстоянии между корнями. Расстояние между корнями, в математическом смысле, означает вот такую величину:

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Зачем здесь нужен модуль? А затем, что любое расстояние (что в природе, что в математике) — величина неотрицательная. Причём здесь совершенно неважно, какой именно корень будет стоять в этой разности первым, а какой вторым: модуль — функция чётная и сжигает минус. Точно так же, как и квадрат.

Значит, ответом на вопрос задачи является решение вот такой системы:

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Теперь, ясен перец, нам надо найти сами корни. Здесь тоже всё очевидно и прозрачно. Аккуратно подставляем все коэффициенты в нашу общую формулу корней и считаем:

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Отлично. Корни получены. Теперь начинаем формировать наше расстояние:

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Наше расстояние между корнями должно быть больше трёх, поэтому теперь нам надо решить вот такое неравенство:

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Неравенство — не подарок: модуль, корень… Но и мы всё-таки уже решаем серьёзную задачу №18 из ЕГЭ! Делаем всё что можно, чтобы максимально упростить внешний вид неравенства. Мне здесь больше всего не нравится дробь. Поэтому первым делом я избавлюсь от знаменателя, умножив обе части неравенства на |a|. Это можно сделать, поскольку мы, во-первых, в самом начале решения примера договорились, что а ≠ 0, а во-вторых, сам модуль — величина неотрицательная.

Итак, смело умножаем обе части неравенства на положительное число |a|. Знак неравенства сохраняется:

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Вот так. Теперь в нашем распоряжении имеется иррациональное неравенство с модулем. Ясное дело, для того чтобы решить его, надо избавляться от модуля. Поэтому придётся разбивать решение на два случая — когда параметр а, стоящий под модулем, положителен и когда отрицателен. Другого пути избавиться от модуля у нас, к сожалению, нет.

Случай 1 (a>0, |a|=a)

В этом случае наш модуль раскрывается с плюсом, и неравенство (уже без модуля!) принимает следующий вид:

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Неравенство имеет структуру: «корень больше функции». Такие иррациональные неравенства решаются по следующей стандартной схеме:

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Отдельно рассматривается случай а), когда обе части неравенства возводятся в квадрат и правая часть неотрицательна и отдельно — случай б), когда правая часть всё-таки отрицательна, но зато сам корень при этом извлекается.) И решения этих двух систем объединяются.

Тогда, в соответствии с этой схемой, наше неравенство распишется вот так:

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

А теперь можно существенно упростить себе дальнейшую работу. Для этого вспомним, что в случае 1 мы рассматриваем только a>0. С учётом этого требования, вторую систему можно вообще вычеркнуть из рассмотрения, поскольку, второе неравенство в ней (3a 0 и a

Упрощаем нашу совокупность с учётом главного условия a>0:

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Вот так. А теперь решаем самое обычное квадратное неравенство:

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Нас интересует промежуток между корнями. Стало быть,

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Отлично. Теперь этот промежуток пересекаем со вторым условием системы a>0:

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Есть. Таким образом, первым кусочком ответа к нашему неравенству (а пока не ко всей задаче!) будет вот такой интервал:

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Всё. Случай 1 разложен по полочкам. Переходим к случаю 2.

Случай 2 (a

В этом случае наш модуль раскрывается с минусом, и неравенство принимает следующий вид:

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Опять имеем структуру: «корень больше функции». Применяем нашу стандартную схему с двумя системами (см. выше):

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

С учётом общего требования a

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

А дальше снова решаем обычное квадратное неравенство:

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

И опять сокращаем себе работу. Ибо оно у нас уже решено в процессе разбора случая 1! Решение этого неравенства выглядело вот так:

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Осталось лишь пересечь этот интервал с нашим новым условием a

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Вот и второй кусочек ответа готов:

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Кстати сказать, как я узнал, что ноль лежит именно между нашими иррациональными корнями? Легко! Очевидно, что правый корень заведомо положителен. А что касается левого корня, то я просто в уме сравнил иррациональное число

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

с нулём. Вот так:

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

А теперь объединяем оба найденных интервала. Ибо мы решаем совокупность (а не систему):

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Готово дело. Эти два интервала — это пока ещё только решение неравенства

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Кто забыл, данное неравенство отвечает у нас за расстояние между корнями нашего уравнения. Которое должно больше 3. Но! Это ещё не ответ!

Ещё у нас есть условие положительного дискриминанта! Неравенство a>-1/2, помните? Это значит, что данное множество нам ещё надо пересечь с условием a>-1/2. Иными словами, теперь мы должны пересечь два множества:

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Но есть одна проблемка. Мы не знаем, как именно расположено на прямой число -1/2 относительно левого (отрицательного) корня. Для этого нам придётся сравнить между собой два числа:

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Поэтому сейчас берём черновик и начинаем сравнивать наши числа. Примерно так:

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Это значит, что дробь -1/2 на числовой прямой находится левее нашего левого корня. И картинка к окончательному ответу задачи будет какая-то вот такая:

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Всё, задача полностью решена и можно записывать окончательный ответ.

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Ну как? Уловили суть? Тогда решаем самостоятельно.)

1. Найдите все значения параметра b, при которых уравнение

ax 2 + 3x +5 = 0

имеет единственный корень.

2. Найдите все значения параметра а, при каждом из которых больший корень уравнения

x 2 — (14a-9)x + 49a 2 — 63a + 20 = 0

3. Найдите все значения параметра а, при каждом из которых сумма квадратов корней уравнения

x 2 — 4ax + 5a = 0

4. Найдите все значения параметра а, при каждом из которых уравнение

x 2 + 2(a-2)x + a + 3 = 0

имеет два различных корня, расстояние между которыми больше 3.

Видео:Показать, что уравнение x³+y³+z³=41 не имеет решений в целых числахСкачать

Показать, что уравнение x³+y³+z³=41 не имеет решений в целых числах

Задача 18 ЕГЭ-2021 по математике. Параметры

Посмотрите на условия задач с параметрами ЕГЭ-2021. Вы заметите, что на вид все они похожи. Однако сходство только внешнее, и решаются они по-разному. В этой статье – обзор задач с параметрами ЕГЭ-2021 по математике.

1. Начнем с задачи, которую лучше всего решить аналитическим способом. Слева в уравнении модуль, справа – произведение модуля и корня квадратного. Лучше всего первым действием сделать возведение обеих частей уравнения в квадрат (при неотрицательности подкоренного выражения).

О том, как решать уравнения, где слева модуль и справа модуль, читайте здесь: Уравнения с модулем.

При каких значениях параметра a уравнение

имеет ровно 2 решения?

Уравнение равносильно системе:

Вынесли общий множитель за скобку

Так как и при всех исходное уравнение имеет корни и при всех Значит, исходное уравнение имеет ровно два корня в следующих случаях:

не имеет решений и

2) совпадение корней

Рассмотрим первый случай.

Неравенство — не имеет решений, если

Рассмотрим второй случай.

1) Корни и совпадают, тогда и

Так как исходное уравнение при имеет один корень

2) Корни и совпадают.

Уравнение имеет корни и

3) Корни и совпадают, исходное уравнение имеет ровно два корня.

Мы применили аналитический способ решения: с помощью равносильных переходов от исходного уравнения перешли к такой форме, где сразу видно, какие корни имеет уравнение при определенных значениях параметра.

На Онлайн-курсе подготовки к ЕГЭ на 100 баллов мы подробно рассказывали об этом методе и решали множество задач. Способ хорош тем, что вы просто действуете по образцу – и быстро приходите к ответу.

2. Второе уравнение очень похоже на первое. И первое действие будет таким же: возведением обеих частей в квадрат. А закончим мы – для разнообразия – построением графиков в системе координат (а; х).

Найти a, при которых имеет ровно 2 решения.

Возведем обе части уравнения в квадрат.

Найдем, каким значениям параметра соответствует ровно два значения

Построим в системе координат графики функций:

Мы находим такие при которых горизонтальная прямая имеет ровно 2 общие точки с совокупностью прямых, являющихся графиком исходного уравнения.

Видим, что в общем случае прямая пересекает каждую из трех прямых, то есть исходное уравнение имеет ровно 3 решения.
Ровно 2 решения будет в случаях, когда прямая проходит через точки пересечения прямых, то есть в случаях совпадения корней.

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Данная совокупность имеет ровно два решения в случаях совпадения корней.

О графическом способе решения задач с параметрами читайте здесь: Графический метод решения задач с параметрами.

3. В третьем задании также присутствуют выражения под модулями. Но подход будет другой: мы применим метод интервалов для модулей, о котором можно прочитать здесь: Уравнения с модулем.

С его помощью раскроем модули и получим график функции, заданной описанием: на разных интервалах график этой функции выглядит по-разному, то есть состоит из отдельных кусочков. А дальше – графическое решение.

Найдите все значения a, при каждом из которых уравнение

имеет ровно два различных корня.

Применим метод интервалов для модулей. Уравнение равносильно совокупности систем:

Мы сделали так, потому что при оба модуля раскрываем с противоположным знаком:

Заметим, что если уравнение не выполняется ни при каких

Решим графически полученную совокупность.

Рассмотрим функцию такую, что:

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Для функции ось ординат – вертикальная асимптота.

Уравнение имеет ровно два корня при или

Вообще задачи с параметрами, как правило, можно решать многими способами.

4. И наконец, довольно сложное уравнение с тремя модулями. Нам придется раскрывать все эти модули по определению, рассматривая 4 случая. Но ничего страшного здесь нет – просто аккуратность. А потом мы разобьем координатную плоскость (х; а) на области и в каждой из областей построим график уравнения. Кто знаком с методом областей – тот легко с этим справится.

При каких значениях параметра a уравнение имеет ровно три различных решения

2) Пусть тогда Получим:

Изобразим полученную совокупность условий в координатах

Получим области I — IV, соответствующие

Получили график уравнения.

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Уравнение имеет ровно 3 решения, если значение a соответствует одной из точек пересечения прямых: точка A, B, С или D. В остальных случаях уравнение имеет ровно 4 решения.

5. (Резервный день) Найти все значения параметра при каждом из которых уравнение

имеет хотя бы два различных корня.

Исходное уравнение имеет хотя бы два различных корня, если уравнение

имеет хотя бы один корень

Если t = 0, то x = 0, тогда

Этот случай рассмотрим отдельно.

1) Случай уравнение

должно иметь хотя бы один положительный корень.

Если уравнение линейное, тогда

Пусть уравнение квадратное.

При этом должно выполняться условие

Решим третье неравенство системы:

возведем обе части в квадрат:

Определи сколько корней имеет уравнение x3 3x2 9x a 0 при различных значениях параметра a

Объединив со случаем a = 2, получим:

Вернемся к случаю, когда – корень уравнения. Тогда Получим уравнение:

– уравнение имеет, кроме корня положительный корень подходит

Вот так в задачах ЕГЭ-2021 по математике можно применить в задачах с параметрами аналитический и графический способы, а также метод областей.

Конечно, это не все. Существует не менее 12 методов решения задач с параметрами. Мы изучаем их все на практике на Онлайн-курсе подготовки к ЕГЭ по математике.

📹 Видео

Как решать любое квадратное уравнение Полное Неполное квадр ур x^2+2x-3=0 5x^2-2x=0 2x^2-2=0 3x^2=0Скачать

Как решать любое квадратное уравнение Полное Неполное квадр ур x^2+2x-3=0 5x^2-2x=0 2x^2-2=0 3x^2=0

Решение квадратных уравнений. Дискриминант. 8 класс.Скачать

Решение квадратных уравнений. Дискриминант. 8 класс.

ОГЭ №21 Как решать кубическое уравнение x^3+4x^2-9x-36=0 Группировка Деление многочлена столбикомСкачать

ОГЭ №21 Как решать кубическое уравнение x^3+4x^2-9x-36=0 Группировка Деление многочлена столбиком

Математика| Разложение квадратного трехчлена на множители.Скачать

Математика| Разложение квадратного трехчлена на множители.

6. ПРИ КАКИХ ЗНАЧЕНИЯХ ПАРАМЕТРА УРАВНЕНИЕ НЕ ИМЕЕТ КОРНЕЙСкачать

6. ПРИ КАКИХ ЗНАЧЕНИЯХ ПАРАМЕТРА УРАВНЕНИЕ НЕ ИМЕЕТ КОРНЕЙ

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ.  | Математика

5 способов решения квадратного уравнения ➜ Как решать квадратные уравнения?Скачать

5 способов решения квадратного уравнения ➜ Как решать квадратные уравнения?

Подготовка к ОГЭ . Рациональные неравенства | Математика | TutorOnlineСкачать

Подготовка к ОГЭ . Рациональные неравенства | Математика | TutorOnline

Решите уравнение x^2+3x=54. | ОГЭ 2017 | ЗАДАНИЕ 4 | ШКОЛА ПИФАГОРАСкачать

Решите уравнение x^2+3x=54. | ОГЭ 2017 | ЗАДАНИЕ 4 | ШКОЛА ПИФАГОРА

Квадратный корень. 8 класс.Скачать

Квадратный корень. 8 класс.

Квадратные уравнения от «А» до «Я». Классификация, решение и теорема Виета | МатематикаСкачать

Квадратные уравнения от «А» до «Я». Классификация, решение и теорема Виета | Математика

Алгебра 8. Урок 9 - Квадратные уравнения. Полные и неполныеСкачать

Алгебра 8. Урок 9 - Квадратные уравнения. Полные и неполные

Матан. Пределы для успешной сдачи зачёта | TutorOnline МатематикаСкачать

Матан. Пределы для успешной сдачи зачёта | TutorOnline Математика

РАЗБИРАЕМ ДИСКРИМИНАНТ ЧАСТЬ I #shorts #математика #егэ #огэ #дискриминантСкачать

РАЗБИРАЕМ ДИСКРИМИНАНТ ЧАСТЬ I #shorts #математика #егэ #огэ #дискриминант

311 Алгебра 9 класс. При каких значениях t Уравнение не имеет корнейСкачать

311 Алгебра 9 класс. При каких значениях t Уравнение не имеет корней

Как решить такое уравнение ➜ c³+c²=2 ➜ Решаем на разных множествахСкачать

Как решить такое уравнение ➜ c³+c²=2 ➜ Решаем на разных множествах
Поделиться или сохранить к себе: