Определение количества действительных корней уравнения

Применение производной для решения нелинейных уравнений и неравенств

п.1. Количество корней кубического уравнения

Кубическое уравнение $$ ax^3+bx^2+cx+d=0 $$ на множестве действительных чисел может иметь один, два или три корня.
С помощью производной можно быстро ответить на вопрос, сколько корней имеет данное уравнение. begin f(x)=ax^3+bx^2+cx+d\ f'(x)=3ax^2+bx+c end Если в уравнении (f'(x)=0) дискриминант (D=4b^2-12ac=4(b^2-3ac)gt 0), кубическая парабола имеет две точки экстремума: (x_=frac<-2bpmsqrt>). Если при этом значения функции в точках экстремума (f(x_1)cdot f(x_2)lt 0), т.е. расположены по разные стороны от оси OX, парабола имеет три точки пересечения с этой осью. Исходное уравнение имеет три корня.
Если две точки экстремума найдены, но (f(x_1)cdot f(x_2)=0), уравнение имеет два корня.
Во всех остальных случаях – у исходного уравнения 1 корень.

Пример 1. Сколько корней имеют уравнения:

1) (x^3+3x^2-4=0)
(b^2-3ac=9gt 0 (c=0) )
(f(x)=x^3+3x^2-4 )
(f'(x)=3x^2+6x=3x(x+2) )
(x_1=0, x_2=-2 )
(f(x_1)=-4, f(x_2)=0 )
(f(x_1)cdot f(x_2)=0Rightarrow) два корня
Определение количества действительных корней уравнения
2) (x^3+3x^2-1=0)
(b^2-3ac=9gt 0 )
(f(x)=x^3+3x^2-1 )
(f'(x)=3x^2+6x=3x(x+2) )
(x_1=0, x_2=-2 )
(f(x_1)=-1, f(x_2)=3 )
(f(x_1)cdot f(x_2)lt 0Rightarrow) три корня
Определение количества действительных корней уравнения
3) (x^3+3x^2+1=0)
(b^2-3ac=9gt 0)
(f(x)=x^3+3x^2+1 )
(f'(x)=3x^2+6x=3x(x+2) )
(x_1=0, x_2=-2 )
(f(x_1)=1, f(x_2)=5 )
(f(x_1)cdot f(x_2)gt 0Rightarrow) один корень
Определение количества действительных корней уравнения
4) (x^3+x^2+x+3=0)
(b^2-3ac=1-3lt 0 )
Один корень
Определение количества действительных корней уравнения

п.2. Количество корней произвольного уравнения

Задачи на подсчет количества корней решаются с помощью построения графиков при полном или частичном исследовании функций.

Пример 2. а) Найдите число корней уравнения (frac 1x+frac+frac)
б) Найдите число корней уравнения (frac 1x+frac+frac=k)

Построим график функции слева, а затем найдем для него количество точек пересечения с горизонталью (y=1). Это и будет ответом на вопрос задачи (а).
Исследуем функцию: $$ f(x)=frac1x+frac+frac $$ Алгоритм исследования и построения графика – см. §49 данного справочника.
1) ОДЗ: (xneleft)
Все три точки – точки разрыва 2-го рода. begin lim_left(frac1x+frac+fracright)=-infty-1-frac13=-infty\ lim_left(frac1x+frac+fracright)=+infty-1-frac13=+infty\ lim_left(frac1x+frac+fracright)=1-infty-frac12=-infty\ lim_left(frac1x+frac+fracright)=1+infty-frac12=+infty\ lim_left(frac1x+frac+fracright)=frac13+frac12-infty=-infty\ lim_left(frac1x+frac+fracright)=frac13+frac12+infty=+infty end 2) Функция ни четная, ни нечетная.
Функция непериодическая.
3) Асимптоты
1. Вертикальные (x=0, x=1, x=3) – точки разрыва 2-го рода
2. Горизонтальные: begin lim_left(frac1x+frac+fracright)=-0-0-0=-0\ lim_left(frac1x+frac+fracright)=+0+0+0=+0\ end Горизонтальная асимптота (y=0)
На минус бесконечности функция стремится к 0 снизу, на плюс бесконечности – сверху.
3. Наклонные: (k=0), нет.
4) Первая производная $$ f'(x)=-frac-frac-fraclt 0 $$ Производная отрицательная на всей ОДЗ.
Функция убывает.

5) Вторую производную не исследуем, т.к. перегибы не влияют на количество точек пересечения с горизонталью.

6) Точки пересечения с OY – нет, т.к. (x=0) – асимптота
Точки пересечения с OX – две, (0lt x_1lt 1,1lt x_2lt 3)

7) График
Определение количества действительных корней уравнения
Получаем ответ для задачи (а) 3 корня.

Решаем более общую задачу (б). Передвигаем горизонталь (y=k) снизу вверх и считаем количество точек пересечения с графиком функции. Последовательно, получаем:
При (klt 0) — три корня
При (k=0) — два корня
При (kgt 0) — три корня

Ответ: а) 3 корня; б) при (k=0) два корня, при (kne 0) три корня.

Пример 3. Найдите все значения параметра a, при каждом из которых уравнение $$ sqrt+sqrt=a $$ имеет по крайней мере одно решение.

Исследуем функцию (f(x)=sqrt+sqrt)
ОДЗ: ( begin x-1geq 0\ 10-2xgeq 0 end Rightarrow begin xgeq 1\ xleq 5 end Rightarrow 1leq xleq 5 )
Функция определена на конечном интервале.
Поэтому используем сокращенный алгоритм для построения графика.
Значения функции на концах интервала: (f(1)=0+sqrt=2sqrt, f(5)=sqrt+0=2)
Первая производная: begin f'(x)=frac<2sqrt>+frac<2sqrt>=frac<2sqrt>-frac<sqrt>\ f'(x)=0 text 2sqrt=sqrtRightarrow 4(x-1)=10-2xRightarrow 6x=14Rightarrow x=frac73\ fleft(frac73right)=sqrt+sqrt=sqrt+sqrt<frac>=frac<sqrt>=2sqrt end Промежутки монотонности:

(x)1(1; 7/3)7/3(7/3; 5)5
(f'(x))+0
(f(x))(2sqrt)(nearrow )max
(2sqrt)
(searrow )2

Можем строить график:
Определение количества действительных корней уравнения
(y=a) — горизонтальная прямая.
Количество точек пересечения (f(x)) и (y) равно количеству решений.
Получаем:

$$ alt 2 $$нет решений
$$ 2leq alt 2sqrt $$1 решение
$$ 2sqrtleq alt 2sqrt $$2 решения
$$ a=2sqrt $$1 решение
$$ agt 2sqrt $$нет решений

По крайней мере одно решение будет в интервале (2leq aleq 2sqrt).

п.3. Решение неравенств с построением графиков

Пример 4. Решите неравенство (fracgt frac)

Разобьем неравенство на совокупность двух систем.
Если (xgt 1), то (x-1gt 0), на него можно умножить слева и справа и не менять знак.
Если (xlt 1), то (x-1lt 0), умножить также можно, только знак нужно поменять.
Сразу учтем требование ОДЗ для логарифма: (xgt 0)

Получаем совокупность: begin left[ begin begin xgt 1\ 2+log_3 xgtfrac end \ begin 0lt xlt 1\ 2+log_3 xltfrac end end right. \ 2+log_3 xgt fracRightarrow log_3 xgt fracRightarrow log_3 xgt frac\ left[ begin begin xgt 1\ log_3 xgtfrac end \ begin 0lt xlt 1\ log_3 xltfrac end end right. end Исследуем функцию (f(x)=frac=frac=1-frac)
Точка разрыва: (x=frac12) – вертикальная асимптота
Односторонние пределы: begin lim_left(1-fracright)=1-frac=+infty\ lim_left(1-fracright)=1-frac=-infty end Второе слагаемое стремится к 0 на бесконечности, и это дает горизонтальную асимптоту: (y=1) begin lim_left(1-fracright)=1-frac=1+0\ lim_left(1-fracright)=1-frac=1-0 end На минус бесконечности кривая стремится к (y=1) сверху, а на плюс бесконечности – снизу.
Первая производная: $$ f'(x)=left(1-fracright)’=fracgt 0 $$ Производная положительная на всей ОДЗ, функция возрастает.
Вторая производная: $$ f»(x)=-frac $$ Одна критическая точка 2-го порядка (x=frac12)

Видео:Как разобраться в корнях ? Квадратный корень 8 класс | Математика TutorOnlineСкачать

Как разобраться в корнях ? Квадратный корень 8 класс | Математика TutorOnline

Уравнение — определение и вычисление с примерами решения

Содержание:

Видео:Определение количества корней уравнения (ДВИ)Скачать

Определение количества корней уравнения (ДВИ)

Уравнения

Уравнения-следствия и равносильные преобразования уравнений

1. Понятие уравнения и его корней

Определение:

Равенство с переменной называется уравнением. В общем виде уравнение с одной переменнойОпределение количества действительных корней уравнения

Под этой краткой записью понимают математическую запись задачи о нахождении значений аргумента, при которых значения двух данных функций равны

Пример:

Определение количества действительных корней уравнения— линейное уравнение;

Определение количества действительных корней уравнения— квадратное уравнение;

Определение количества действительных корней уравнения— иррациональное уравнение (содержит переменную под знаком корня)

Корнем (или решением) уравнения с одной переменной называется значение переменной, при подстановке которого в уравнение получается верное равенство.

Решить уравнение — значит найти все его корни или доказать, что их нет

Определение количества действительных корней уравнения— корень уравнения Определение количества действительных корней уравнения, так как при Определение количества действительных корней уравненияполучаем верное равенство: Определение количества действительных корней уравнения, то есть Определение количества действительных корней уравнения

2. Область допустимых значений (ОДЗ)

Областью допустимых значений (или областью определения) уравнения называется общая область определения для функций Определение количества действительных корней уравненияи Определение количества действительных корней уравнения, стоящих в левой и правой частях уравнения

Для уравнения Определение количества действительных корней уравненияОДЗ: Определение количества действительных корней уравнения, то есть Определение количества действительных корней уравнения, так как область определения функции Определение количества действительных корней уравненияопределяется условием: Определение количества действительных корней уравнения, а область определения функции Определение количества действительных корней уравнения— множество всех действительных чисел

3. Уравнения-следствия

Если каждый корень первого уравнения является корнем второго, то второе уравнение называется следствием первого уравнения.

Если из правильности первого равенства следует правильность каждого последующего, то получаем уравнения-следствия.

При использовании уравнений-следствий не происходит потери корней исходного уравнения, но возможно появление посторонних корней. Поэтому при использовании уравнений-следствий проверка полученных корней подстановкой их в исходное уравнение является составной частью решения.

Пример:

Определение количества действительных корней уравнения

Решение:

► Возведем обе части уравнения в квадрат:

Определение количества действительных корней уравнения

Проверка, Определение количества действительных корней уравнения— корень (см. выше); Определение количества действительных корней уравнения— посторонний корень (при Определение количества действительных корней уравненияполучаем неверное равенство Определение количества действительных корней уравнения).

4. Равносильные уравнения

Определение:

Два уравнения называются равносильными на некотором множестве, если на этом множестве они имеют одни и те же корни.

То есть каждый корень первого уравнения является корнем второго уравнения и, наоборот, каждый корень второго уравнения является корнем первого. (Схема решения уравнений с помощью равносильных преобразований приведена в пункте 5 этой таблицы)

Простейшие теоремы

  1. Если из одной части уравнения перенести в другую слагаемые с противоположным знаком, то получим уравнение, равносильное заданному (на любом множестве)
  2. Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю (или на одну и ту же функцию, которая определена и не равна нулю на ОДЗ заданного уравнения), то получим уравнение, равносильное заданному (на ОДЗ заданного уравнения)

5. Схема поиска плана решения уравнений

Определение количества действительных корней уравнения

Определение количества действительных корней уравнения— исходное уравнение;

Определение количества действительных корней уравнения— уравнение, полученное в результате преобразования исходного;

Определение количества действительных корней уравнения— символические изображения направления выполненных преобразований

Определение количества действительных корней уравненияПрименение свойств функций к решению уравнений рассмотрено в пункте 3.2.

Объяснение и обоснование:

Понятие уравнения и его корней

Уравнение в математике чаще всего понимают как аналитическую запись задачи о нахождении значений аргумента, при которых значения двух данных функций равны. Поэтому в общем виде уравнения с одной переменной Определение количества действительных корней уравнениязаписывают так:

Определение количества действительных корней уравнения

Часто уравнения определяют короче — как равенство с переменной.

Напомним, что корнем (или решением) уравнения с одной переменной называется значение переменной, при подстановке которого в уравнение получается верное равенство. Решить уравнение — значит найти все его корни или доказать, что их нет.

Например, уравнение Определение количества действительных корней уравненияимеет единственный корень Определение количества действительных корней уравнения,

а уравнение Определение количества действительных корней уравненияне имеет корней, поскольку значение Определение количества действительных корней уравненияне может быть отрицательным числом.

Область допустимых значений (ОДЗ) уравнения

Если задано уравнение Определение количества действительных корней уравнения, то общая область определения для функций Определение количества действительных корней уравненияи Определение количества действительных корней уравненияназывается областью допустимых значений этого уравнения. (Иногда используются также термины «область определения уравнения» или «множество допустимых значений уравнения».) Например, для уравнения Определение количества действительных корней уравненияобластью допустимых значений являются все действительные числа. Это можно записать, например, так: Определение количества действительных корней уравнения, поскольку функции Определение количества действительных корней уравненияи Определение количества действительных корней уравненияимеют области определения Определение количества действительных корней уравнения.

Понятно, что каждый корень данного уравнения принадлежит как области определения функции Определение количества действительных корней уравнения, так и области определения функции Определение количества действительных корней уравнения(иначе мы не сможем получить верное числовое равенство). Поэтому каждый корень уравнения обязательно принадлежит ОДЗ этого уравнения. Это позволяет в некоторых случаях применить анализ ОДЗ уравнения при его решении.

Например, в уравнении Определение количества действительных корней уравненияфункция Определение количества действительных корней уравненияопределена при всех действительных значениях Определение количества действительных корней уравнения, а функция Определение количества действительных корней уравнениятолько при условии, что под знаком квадратного корня будут стоять неотрицательные выражения. Следовательно, ОДЗ этого уравнения задается системой Определение количества действительных корней уравненияиз которой получаем систему Определение количества действительных корней уравненияне имеющую решений. Таким образом, ОДЗ данного уравнения не содержит ни одного числа, и поэтому это уравнение не имеет корней.

Заметим, что нахождение ОДЗ данного уравнения может быть полезным для его решения, но не всегда является обязательным элементом решения уравнения.

Методы решения уравнений

Для решения уравнений используют методы точного и приближенного решений. А именно, для точного решения уравнений в курсе математики 5-6 классов использовались зависимости между компонентами и результатами действий и свойства числовых равенств; в курсе алгебры 7-9 классов — равносильные преобразования уравнений, а для приближенного решения уравнений — графический метод.

Графический метод решения уравнений не дает высокой точности нахождения корней уравнения, и с его помощью чаще всего можно получить только грубые приближения корней. Иногда удобно графически определить количество корней уравнения или найти границы, в которых находятся эти корни. В некоторых случаях можно графически доказать, что уравнение не имеет корней. По указанным причинам в школьном курсе алгебры и начал анализа под требованием «решить уравнение» понимается требование «используя методы точного решения, найти корни данного уравнения». Приближенными методами решения уравнений можно пользоваться только тогда, когда об этом говорится в условии задачи (например, если ставится задача решить уравнение графически).

В основном при решении уравнений разных видов нам придется применять один из двух методов решения. Первый из них состоит в том, что данное уравнение заменяется более простым уравнением, имеющим те же корни,— равносильным уравнением. В свою очередь, полученное уравнение заменяется еще более простым, равносильным ему, и т. д. В результате получаем простейшее уравнение, которое равносильно заданному и корни которого легко находятся. Эти корни и только они являются корнями данного уравнения.

Второй метод решения уравнений состоит в том, что данное уравнение заменяется более простым уравнением, среди корней которого находятся все корни данного, то есть так называемым уравнением-следствием. В свою очередь, полученное уравнение заменяется еще более простым уравнением-следствием, и так далее до тех пор, пока не получим простейшее уравнение, корни которого легко находятся. Тогда все корни данного уравнения находятся среди корней последнего уравнения. Поэтому, чтобы найти корни данного уравнения, достаточно корни последнего уравнения подставить в данное и с помощью такой проверки получить корни данного уравнения (и исключить так называемые посторонние корни — те корни последнего уравнения, которые не удовлетворяют заданному).

В следующем пункте будет также показано применение свойств функций к решению уравнений определенного вида.

Уравнения-следствия

Рассмотрим более детально, как можно решать уравнения с помощью уравнений-следствий. При решении уравнений главное — не потерять корни данного уравнения, и поэтому в первую очередь мы должны следить за тем, чтобы каждый корень исходного уравнения оставался корнем следующего. Фактически это и является определением уравнения-следствия:

в том случае, когда каждый корень первого уравнения является корнем второго, второе уравнение называется следствием первого.

Это определение позволяет обосновать такой ориентир: для получения уравнения-следствия достаточно рассмотреть данное уравнение как верное числовое равенство и гарантировать (то есть иметь возможность обосновать), что каждое следующее уравнение мы можем получить как верное числовое равенство.

Действительно, если придерживаться этого ориентира, то каждый корень первого уравнения обращает это уравнение в верное числовое равенство, но тогда и второе уравнение будет верным числовым равенством, то есть рассматриваемое значение переменной является корнем и второго уравнения, а это и означает, что второе уравнение является следствием первого.

Применим приведенный ориентир к уравнению Определение количества действительных корней уравнения(пока что не используя известное условие равенства дроби нулю).

Если правильно то, что дробь равна нулю, то обязательно ее числитель равен нулю. Таким образом, из заданного уравнения получаем уравнение-следствие Определение количества действительных корней уравнения. Но тогда верно, что Определение количества действительных корней уравнения. Последнее уравнение имеет два корня: Определение количества действительных корней уравненияи Определение количества действительных корней уравнения. Подставляя их в заданное уравнение, видим, что только корень Определение количества действительных корней уравненияудовлетворяет исходному уравнению. Почему это случилось?

Это происходит поэтому, что, используя уравнения-следствия, мы гарантируем только то, что корни заданного уравнения не теряются (каждый корень первого уравнения является корнем второго). Но второе уравнение, кроме корней первого уравнения, имеет еще и другой корень, который не является корнем первого уравнения. Для первого уравнения этот корень является посторонним, и, чтобы его отсеять, выполняется проверка подстановкой корней в исходное уравнение. (Более полно причины появления посторонних корней рассмотрены в таблице 9.) Таким образом, чтобы правильно применять уравнения-следствия для решения уравнений, необходимо помнить еще один ориентир: при использовании уравнений-следствий возможно появление посторонних корней, и поэтому проверка подстановкой корней в исходное уравнение является составной частью решения.

Схема применения этих ориентиров дана в таблице 8. В пункте 3 этой таблицы приведено решение уравнения

Определение количества действительных корней уравнения(1)

Для решения этого уравнения с помощью уравнений-следствий достаточно данное уравнение рассмотреть как верное числовое равенство и учесть, что в случае когда два числа равны, то и их квадраты также будут равны:

Определение количества действительных корней уравнения(2)

То есть мы гарантируем, что если равенство (1) верно, то и равенство (2) также будет верным, а это и означает (как было показано выше), что уравнение (2) является следствием уравнения (1). Если мы хотя бы один раз использовали уравнения-следствия (а не равносильные преобразования), то можем получить посторонние корни, и тогда в решение обязательно входит проверка полученных корней подстановкой их в заданное уравнение.

Замечание. Переход от данного уравнения к уравнению-следствию можно обозначить специальным значком Определение количества действительных корней уравнения, но его использование для записи решения не является обязательным. Вместе с тем, если этот значок записан, то это свидетельствует о том, что мы воспользовались уравнениями-следствиями, и поэтому обязательно в запись решения необходимо включить проверку полученных корней.

Равносильные уравнения

С понятием равносильности вы знакомы еще из курса алгебры 7 класса, где равносильными назывались те уравнения, которые имели одни и те же корни. Заметим, что равносильными считались и такие два уравнения, которые не имели корней. Формально будем считать, что и в этом случае уравнения имеют одни и те же корни, поскольку ответы к таким уравнениям одинаковы: «уравнения не имеют корней» (точнее: одинаковыми являются множества корней таких уравнений — они оба пустые, что обозначается символом Определение количества действительных корней уравнения).

В курсе алгебры и начал анализа мы будем рассматривать более общее понятие равносильности, а именно: равносильность на определенном множестве.

Два уравнения называются равносильными на некотором множестве, если на этом множестве они имеют одни и те же корни, то есть каждый корень первого уравнения является корнем второго и, наоборот, каждый корень второго уравнения является корнем первого.

Для уравнений, заданных на множестве всех действительных чисел (например, для линейных), мы можем однозначно дать ответ на вопрос: «Равносильны ли данные уравнения?» Например, уравнения Определение количества действительных корней уравненияи Определение количества действительных корней уравнения— равносильные, поскольку оба имеют одинаковый корень Определение количества действительных корней уравненияи других корней не имеют. Таким образом, каждое из них имеет те же решения, что и второе. При рассмотрении равносильности уравнений на множестве, которое отличается от множества всех действительных чисел, ответ на вопрос «Равносильны ли данные уравнения?» может существенно зависеть от того, на каком множестве мы рассматриваем эти уравнения. Например, если рассмотреть уравнения:

Определение количества действительных корней уравнения(3)

Определение количества действительных корней уравнения(4)

то, как было показано выше, уравнение (3) имеет единственный корень Определение количества действительных корней уравнения, а уравнение (4) — два корня: Определение количества действительных корней уравненияи Определение количества действительных корней уравнения. Таким образом, на множестве

всех действительных чисел эти уравнения не являются равносильными, поскольку у уравнения (4) есть корень Определение количества действительных корней уравнения, которого нет у уравнения (3). Но на множестве положительных действительных чисел эти уравнения равносильны, поскольку на этом множестве уравнение (3) имеет единственный положительный корень Определение количества действительных корней уравненияи уравнение (4) также имеет единственный положительный корень Определение количества действительных корней уравнения. Следовательно, на множестве положительных чисел каждое из этих уравнений имеет те же решения, что и второе.

Укажем, что множество, на котором рассматривается равносильность уравнений, как правило, не задается искусственно (как в последнем случае), а чаще всего таким множеством является ОДЗ исходного уравнения. Договоримся, что далее

все равносильные преобразования уравнений (а также неравенств и систем уравнений и неравенств) мы будем выполнять на ОДЗ исходного уравнения (неравенства или системы).

Отметим, что в том случае, когда ОДЗ заданного уравнения является множество всех действительных чисел, мы не всегда будем ее записывать (как не записывали ОДЗ при решении линейных или квадратных уравнений). И в других случаях главное — не записать ОДЗ в решение уравнения, а реально учесть ее при выполнении равносильных преобразований данного уравнения.

Например, для уравнения Определение количества действительных корней уравнениязадается неравенством Определение количества действительных корней уравнения. Когда мы переходим к уравнению Определение количества действительных корней уравнения, то для всех его корней это уравнение является верным равенством. Тогда выражение Определение количества действительных корней уравнения, стоящее в правой части этого равенства, всегда неотрицательно (Определение количества действительных корней уравнения), таким образом, и равное ему выражение Определение количества действительных корней уравнениятакже будет неотрицательным: Определение количества действительных корней уравнения. Но это и означает, что ОДЗ данного уравнения (Определение количества действительных корней уравнения) учтено автоматически для всех корней второго уравнения и поэтому при переходе от уравнения Определение количества действительных корней уравненияк уравнению Определение количества действительных корней уравненияОДЗ заданного уравнения можно не записывать в решение.

Для выполнения равносильных преобразований попробуем выделить общие ориентиры, аналогичные соответствующим ориентирам получения уравнений-следствий. Как указывалось выше, выполняя равносильные преобразования уравнений, необходимо учесть ОДЗ данного уравнения — это и есть первый ориентир для выполнения равносильных преобразований уравнений. По определению равносильности уравнений необходимо гарантировать, чтобы каждый корень первого уравнения был корнем второго и, наоборот, каждый корень второго уравнения был корнем первого. Для первой части этого требования мы уже выделили общий ориентир: достаточно гарантировать сохранение правильности равенства при переходе от первого уравнения ко второму.

Но тогда, чтобы выполнить вторую часть этого требования, достаточно второе уравнение рассмотреть как верное равенство (то есть взять такое значение переменной, которое является корнем второго уравнения) и гарантировать, что при переходе к первому верное равенство сохраняется (этот корень остается и корнем первого уравнения). Фактически из определения равносильности уравнений получаем, что каждое из равносильных уравнений является следствием другого уравнения). Таким образом, при выполнении равносильных преобразований мы должны гарантировать сохранение правильности равенства на каждом шаге решения не только при прямых, но и при обратных преобразованиях — это и является вторым ориентиром для решения уравнений с помощью равносильных преобразований. (Соответствующие ориентиры схематически представлены в пункте 5 табл. 8.)

Например, чтобы решить с помощью равносильных преобразований уравнение Определение количества действительных корней уравнениядостаточно учесть его ОДЗ: Определение количества действительных корней уравненияи условие равенства дроби нулю (дробь равна нулю тогда и только тогда, когда числитель дроби равен нулю, а знаменатель не равен нулю). Также следует обратить внимание на то, что на ОДЗ все необходимые преобразования можно выполнить как в прямом, так и в обратном направлениях с сохранением правильности равенства.

Запись решения в этом случае может быть такой:

Определение количества действительных корней уравнения. ОДЗ: Определение количества действительных корней уравнения. Тогда Определение количества действительных корней уравнения. Отсюда Определение количества действительных корней уравнения(удовлетворяет условию ОДЗ) или Определение количества действительных корней уравнения(не удовлетворяет условию ОДЗ).

Для выполнения равносильных преобразований уравнений можно также пользоваться специальными теоремами о равносильности. В связи с уточнением определения равносильности уравнений обобщим также формулировки простейших теорем о равносильности, известных из курса алгебры 7 класса.

Теорема 1. Если из одной части уравнения перенести в другую часть слагаемые с противоположным знаком, то получим уравнение, равносильное заданному (на любом множестве).

Теорема 2. Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю (или на одну и ту же функцию, которая определена и не равна нулю на ОДЗ заданного уравнения), то получаем уравнение, равносильное заданному (на ОДЗ заданного).

Обоснование этих теорем полностью аналогично обоснованию ориентиров для равносильных преобразований данного уравнения.

Замечание. Для обозначения перехода от данного уравнения к равносильному ему уравнению можно применять специальный значок Определение количества действительных корней уравнения, но его использование при записи решений не является обязательным. Например, запись решения последнего из рассмотренных уравнений может быть такой.

Определение количества действительных корней уравнения

Пример №423

Решите уравнение Определение количества действительных корней уравнения.

Решение:

► ОДЗ: Определение количества действительных корней уравненияи Определение количества действительных корней уравнения

На этой ОДЗ данное уравнение равносильно уравнениям:

Определение количества действительных корней уравнения

то есть Определение количества действительных корней уравнения

Учтем ОДЗ. При Определение количества действительных корней уравнения

Определение количества действительных корней уравнения

Таким образом, Определение количества действительных корней уравнения— корень.

Ответ: Определение количества действительных корней уравнения

Используем равносильные преобразования для решения данного уравнения. Для этого необходимо учесть ОДЗ, поэтому зафиксируем ее ограничения в начале решения.

Укажем, что в уравнениях ограничения ОДЗ можно только зафиксировать, но не решать, а в конце проверить, выполняются ли эти ограничения для найденных корней.

При переносе члена данного уравнения из одной части уравнения в другую с противоположным знаком получаем уравнение (1), равносильное заданному.

Приводя к общему знаменателю, раскрывая скобки и приводя подобные члены, снова получаем верное равенство и можем обосновать, что при выполнении обратных действий равенство также не нарушается, таким образом, полученные уравнения (1)-(3) равносильны заданному (на его ОДЗ).

Дробь равна нулю тогда и только тогда, когда числитель дроби равен нулю, а знаменатель не равен нулю. Но второе условие уже учтено в ограничениях ОДЗ, таким образом, получаем уравнение (4), равносильное заданному уравнению на его ОДЗ. Поскольку все преобразования были равносильными только с учетом ОДЗ, то мы должны проверить, удовлетворяет ли полученное число ограничениям ОДЗ.

Причины появления посторонних корней и потери корней при решении уравнений

Наиболее типичные случаи появления посторонних корней и потери корней приведены в таблице 9. Там же указано, как в каждом из этих случаев получить правильное (или полное) решение.

Определение количества действительных корней уравненияОпределение количества действительных корней уравнения

Определение количества действительных корней уравнения

Определение количества действительных корней уравнения

Применение свойств функций к решению уравнений

1. Конечная ОДЗ

Если область допустимых значений (ОДЗ) уравнения (неравенства или системы) состоит из конечного числа значений, то для решения достаточно проверить все эти значения

Пример:

Определение количества действительных корней уравнения

Определение количества действительных корней уравнения— корень (Определение количества действительных корней уравнения),

Определение количества действительных корней уравнения— не корень (Определение количества действительных корней уравнения).

2. Оценка левой и правой частей уравнения

Определение количества действительных корней уравнения

Если надо решить уравнение вида Определение количества действительных корней уравненияи выяснилось, что Определение количества действительных корней уравнениято равенство между левой и правой частями возможно тогда и только тогда, когда Определение количества действительных корней уравненияи Определение количества действительных корней уравненияодновременно равны Определение количества действительных корней уравнения

Пример:

Определение количества действительных корней уравнения

Определение количества действительных корней уравнения

Определение количества действительных корней уравнения(так как Определение количества действительных корней уравнения).

Итак, заданное уравнение равносильно системе

Определение количества действительных корней уравнения

Определение количества действительных корней уравнения

Сумма нескольких неотрицательных функций равна нулю тогда и только тогда, когда все функции одновременно равны нулю

Пример:

Определение количества действительных корней уравнения

Итак, заданное уравнение равносильно системе

Определение количества действительных корней уравнения

Из первого уравнения получаем Определение количества действительных корней уравнения, что удовлетворяет всей системе

3. Использование возрастания и убывания функций

Схема решения уравнения

1. Подбираем один или несколько корней уравнения.

2. Доказываем, что других корней это уравнение не имеет (используя теоремы о корнях уравнения или оценку левой и правой частей уравнения)

Определение количества действительных корней уравнения

Теоремы о корнях уравнения

Если в уравнении Определение количества действительных корней уравненияфункция Определение количества действительных корней уравнениявозрастает (убывает) на некотором промежутке, то это уравнение может иметь не более чем один корень на этом промежутке.

Пример:

Уравнение Определение количества действительных корней уравненияимеет единственный корень Определение количества действительных корней уравнения, то есть Определение количества действительных корней уравнения), поскольку функция Определение количества действительных корней уравнениявозрастает на всей области определения Определение количества действительных корней уравнения

Определение количества действительных корней уравнения

Если в уравнении Определение количества действительных корней уравненияфункция Определение количества действительных корней уравнениявозрастает на некотором промежутке, а функция Определение количества действительных корней уравненияубывает на этом же промежутке (или наоборот), то это уравнение может иметь не более чем один корень на этом промежутке.

Пример:

Уравнение Определение количества действительных корней уравненияимеет единственный корень Определение количества действительных корней уравнения( Определение количества действительных корней уравнениято есть Определение количества действительных корней уравнения), поскольку Определение количества действительных корней уравнениявозрастает на всей области определения Определение количества действительных корней уравнения, a Определение количества действительных корней уравненияубывает (на множестве Определение количества действительных корней уравнения, а следовательно, и при Определение количества действительных корней уравнения)

Объяснение и обоснование:

Конечная ОДЗ

Напомним, что в случае, когда дано уравнение Определение количества действительных корней уравнения, общая область определения для функций Определение количества действительных корней уравненияназывается областью допустимых значений этого уравнения. Понятно, что каждый корень заданного уравнения принадлежит как области определения функции Определение количества действительных корней уравнения, так и области определения функции Определение количества действительных корней уравнения. Таким образом, каждый корень уравнения обязательно принадлежит ОДЗ этого уравнения. Это позволяет в некоторых случаях за счет анализа ОДЗ получить решение уравнения. Например, если дано уравнение Определение количества действительных корней уравнения, то его ОДЗ можно записать с помощью системы Определение количества действительных корней уравнения. Решая эту систему, получаем Определение количества действительных корней уравнениято есть Определение количества действительных корней уравнения. Таким образом, ОДЗ данного уравнения состоит только из одного значения Определение количества действительных корней уравнения. Но если только для одного числа необходимо выяснить, является ли оно корнем данного уравнения, то для этого достаточно подставить это значение в уравнение. В результате получаем верное числовое равенство (Определение количества действительных корней уравнения). Следовательно, Определение количества действительных корней уравнения— корень данного уравнения. Других корней у этого уравнения быть не может, поскольку все корни уравнения находятся в его ОДЗ, а там нет других значений, кроме Определение количества действительных корней уравнения.

Рассмотренный пример позволяет выделить ориентир для решения аналогичных уравнений:

если ОДЗ уравнения (а также неравенства или системы) состоит из конечного числа значений, то для решения достаточно проверить все эти значения.

Замечание. В том случае, когда ОДЗ — пустое множество (не содержит ни одного числа), мы можем сразу дать ответ, что данное уравнение не имеет корней.

Например, если необходимо решить уравнение Определение количества действительных корней уравнения, то его ОДЗ задается системой Определение количества действительных корней уравнениято есть системой Определение количества действительных корней уравнениякоторая не имеет решений. Таким образом, ОДЗ данного уравнения не содержит ни одного числа, и поэтому это уравнение не имеет корней.

Оценка левой и правой частей уравнения

Некоторые уравнения можно решить с помощью оценки левой и правой частей уравнения.

Пусть дано уравнение Определение количества действительных корней уравнения, и нам удалось выяснить, что для всех допустимых значений Определение количества действительных корней уравнениязначение Определение количества действительных корней уравнения, а значение Определение количества действительных корней уравнения.

Рассмотрим два случая: Определение количества действительных корней уравнения

Если Определение количества действительных корней уравнения, то равенство Определение количества действительных корней уравненияне может выполняться, потому что Определение количества действительных корней уравнения, то есть при Определение количества действительных корней уравненияданное уравнение корней не имеет. Остается только случай Определение количества действительных корней уравнения, но, учитывая необходимость выполнения равенства Определение количества действительных корней уравнения, имеем, что тогда и Определение количества действительных корней уравнения. Таким образом, мы обосновали, что выполнение равенства Определение количества действительных корней уравнения(при условии Определение количества действительных корней уравненияи Определение количества действительных корней уравнения) гарантирует одновременное выполнение равенств Определение количества действительных корней уравненияи Определение количества действительных корней уравнения(и наоборот, если одновременно выполняются равенства Определение количества действительных корней уравненияи Определение количества действительных корней уравнения, то выполняется и равенство Определение количества действительных корней уравнения. Как было показано в п. 3.1, это и означает, что уравнение Определение количества действительных корней уравненияравносильно системеОпределение количества действительных корней уравнения

Коротко это можно записать так:

Определение количества действительных корней уравнения

Пример использования такого приема решения уравнений приведен в пункте 2 таблицы 10.

Аналогично предыдущим рассуждениям обосновывается и ориентир по решению уравнения Определение количества действительных корней уравнения, в котором все функции-слагаемые неотрицательны Определение количества действительных корней уравнения.

Если предположить, что Определение количества действительных корней уравнения, то сумма всех функций, стоящих в левой части этого уравнения, может равняться нулю только тогда, когда сумма Определение количества действительных корней уравнениябудет отрицательной. Но это невозможно, поскольку по условию все функции неотрицательные. Таким образом, при Определение количества действительных корней уравненияданное уравнение не имеет корней. Эти же рассуждения можно повторить для любой другой функции-слагаемого. Остается единственная возможность — все функции-слагаемые равны нулю (очевидно, что в этом случае равенство Определение количества действительных корней уравненияобязательно будет выполняться). Таким образом, сумма нескольких неотрицательных функций равна нулю тогда и только тогда, когда все функции одновременно равны нулю.

Например, чтобы решить уравнение Определение количества действительных корней уравнения, достаточно перенести все члены в одну сторону, записать уравнение в виде Определение количества действительных корней уравненияи учесть, что функции Определение количества действительных корней уравнениянеотрицательные. Таким образом, данное уравнение равносильно системе Определение количества действительных корней уравнения

Из второго уравнения получаем Определение количества действительных корней уравнения, что удовлетворяет и всей системе. Следовательно, данное уравнение имеет единственный корень Определение количества действительных корней уравнения.

Использование возрастания и убывания функций к решению уравнений

Использование возрастания и убывания функций к решению уравнений опирается на такое свойство: возрастающая или убывающая функция принимает каждое свое значение только в одной точке ее области определения.

Полезно помнить специальные теоремы о корнях уравнения.

Теорема 1. Если в уравнении Определение количества действительных корней уравненияфункция Определение количества действительных корней уравнениявозрастает (убывает) на некотором промежутке, то это уравнение может иметь не более чем один корень на этом промежутке.

Графически утверждение теоремы проиллюстрировано на рисунке 52. Прямая Определение количества действительных корней уравненияпересекает график возрастающей на промежутке Определение количества действительных корней уравненияфункции Определение количества действительных корней уравнениятолько в одной точке. Это и означает, что уравнение Определение количества действительных корней уравненияне может иметь больше одного корня на промежутке Определение количества действительных корней уравнения. Докажем это утверждение аналитически.

• Если на промежутке Определение количества действительных корней уравненияуравнение имеет корень Определение количества действительных корней уравнения, то Определение количества действительных корней уравнения. Других корней быть не может, поскольку для возрастающей функции Определение количества действительных корней уравненияпри Определение количества действительных корней уравненияполучаем неравенство Определение количества действительных корней уравнения, а при Определение количества действительных корней уравнения— неравенство Определение количества действительных корней уравнения. Таким образом, при Определение количества действительных корней уравнения. Аналогично и для убывающей функции при Определение количества действительных корней уравненияполучаем Определение количества действительных корней уравнения.

Теорема 2. Если в уравнении Определение количества действительных корней уравненияфункция Определение количества действительных корней уравнениявозрастает на некотором промежутке, а функция Определение количества действительных корней уравненияубывает на этом же промежутке (или наоборот), то это уравнение может иметь не более чем один корень на этом промежутке.

Графически утверждение теоремы проиллюстрировано на рисунке 53.

Определение количества действительных корней уравнения

• Если на промежутке Определение количества действительных корней уравненияуравнение имеет корень Определение количества действительных корней уравнения, то Определение количества действительных корней уравнения. Других корней быть не может, поскольку, например, для возрастающей функции Определение количества действительных корней уравненияи убывающей функции Определение количества действительных корней уравненияпри Определение количества действительных корней уравненияимеем Определение количества действительных корней уравнения, a Определение количества действительных корней уравнения, таким образом, Определение количества действительных корней уравнения. Аналогично и при Определение количества действительных корней уравнения.

Каждая из этих теорем утверждает, что в рассмотренном промежутке данное уравнение может иметь не более чем один корень, то есть или это уравнение совсем не имеет корней, или оно имеет единственный корень. Если нам удалось подобрать один корень такого уравнения, то других корней в заданном промежутке уравнение не имеет.

Например, чтобы решить уравнение Определение количества действительных корней уравнения, достаточно заметить, что функция Определение количества действительных корней уравненияявляется возрастающей на всей числовой прямой (как сумма двух возрастающих функций) и что Определение количества действительных корней уравнения— корень Определение количества действительных корней уравненияэтого уравнения (Определение количества действительных корней уравнения). Таким образом, данное уравнение Определение количества действительных корней уравненияимеет единственный корень Определение количества действительных корней уравнения.

Определение количества действительных корней уравненияКорень Определение количества действительных корней уравненияполучен подбором. Как правило, подбор начинают с целых значений: Определение количества действительных корней уравнениякоторые подставляются в данное уравнение.

Заметим, что каждая из этих теорем гарантирует единственность корня уравнения (если он есть) только на промежутке возрастания (или убывания) соответствующей функции. Если функция имеет несколько промежутков возрастания и убывания, то приходится рассматривать каждый из них отдельно.

Пример:

Решим с помощью теоремы 2 уравнение Определение количества действительных корней уравнения.

► Сначала следует учесть его ОДЗ: Определение количества действительных корней уравненияи вспомнить, что функция Определение количества действительных корней уравненияна всей области определения не является ни убывающей, ни возрастающей (п. 2.2), но она убывает на каждом из промежутков Определение количества действительных корней уравненияи Определение количества действительных корней уравнения. Поэтому рассмотрим каждый из этих промежутков отдельно.

1) При Определение количества действительных корней уравненияданное уравнение имеет корень Определение количества действительных корней уравнения. Функция Определение количества действительных корней уравнениявозрастает при Определение количества действительных корней уравнения(как было показано выше, она возрастает на множестве Определение количества действительных корней уравнения), а функция Определение количества действительных корней уравненияубывает на промежутке Определение количества действительных корней уравнения. Таким образом, данное уравнение Определение количества действительных корней уравненияпри Определение количества действительных корней уравненияимеет единственный корень Определение количества действительных корней уравнения.

2) При Определение количества действительных корней уравненияданное уравнение имеет корень Определение количества действительных корней уравненияОпределение количества действительных корней уравнения. Функция Определение количества действительных корней уравнениявозрастает при Определение количества действительных корней уравнения, а функция Определение количества действительных корней уравненияубывает на этом промежутке. Поэтому данное уравнение Определение количества действительных корней уравненияпри Определение количества действительных корней уравненияимеет единственный корень Определение количества действительных корней уравнения. В ответ следует записать все найденные корни (хотя на каждом из промежутков корень единственный, но всего корней — два). Итак, данное уравнение имеет только два корня: 1 и -1.

Примеры решения задач:

Пример №424

Решите уравнение Определение количества действительных корней уравнения.

Решение:

► ОДЗ: Определение количества действительных корней уравнения. На ОДЗ Определение количества действительных корней уравнения. Тогда функция Определение количества действительных корней уравнения(как сумма двух взаимно обратных положительных чисел), а функция Определение количества действительных корней уравнения.

Таким образом, данное уравнение равносильно системе Определение количества действительных корней уравнения. Из второго уравнения системы получаем Определение количества действительных корней уравнения, что удовлетворяет и первому уравнению. Таким образом, система (а значит, и данное уравнение) имеет единственное решение Определение количества действительных корней уравнения.

Если раскрыть скобки и привести обе части уравнения к общему знаменателю, то для нахождения корней полученного уравнения придется решать полное уравнение восьмой степени, все корни которого мы не сможем найти.

Попытаемся оценить области значений функций, стоящих в левой и правой частях уравнения. Поскольку на ОДЗ Определение количества действительных корней уравнения, то в левой части уравнения стоит сумма двух взаимно обратных положительных чисел, которая всегда больше или равна 2. В правой части из 2 вычитается неотрицательное число Определение количества действительных корней уравнения. Таким образом, при всех значениях Определение количества действительных корней уравненияполучаем значение, меньшее или равное 2. Равенство между левой и правой частями возможно тогда и только тогда, когда обе части равны 2.

Пример №425

Решите систему уравнений Определение количества действительных корней уравнения

Решение:

► ОДЗ: Определение количества действительных корней уравненияРассмотрим функцию Определение количества действительных корней уравнения. На своей области определения Определение количества действительных корней уравненияэта функция является возрастающей (как сумма двух возрастающих функций). Тогда первое уравнение заданной системы, которое имеет вид Определение количества действительных корней уравнения, равносильно уравнению Определение количества действительных корней уравнения. Таким образом, на ОДЗ заданная система равносильна системе Определение количества действительных корней уравнения

Подставляя Определение количества действительных корней уравненияво второе уравнение системы, имеем Определение количества действительных корней уравнения, Определение количества действительных корней уравнения. Учитывая, что на ОДЗ Определение количества действительных корней уравнения, получаем Определение количества действительных корней уравнения. Тогда Определение количества действительных корней уравнения.

Иногда свойства функций удается применить при решении систем уравнений. Если заметить, что в левой и правой частях первого уравнения заданной системы стоят значения одной и той же функции, которая является возрастающей (как сумма двух возрастающих функций), то равенство Определение количества действительных корней уравнениядля возрастающей функции возможно тогда и только тогда, когда Определение количества действительных корней уравнения, поскольку возрастающая функция может принимать одинаковые значения только при одном значении аргумента. (Заметим, что такое же свойство будет иметь место и для убывающей функции.)

Замечание. Утверждение, обоснованное в комментарии к задаче 2, может быть использовано при решении аналогичных задач. Коротко его можно сформулировать так: если функция Определение количества действительных корней уравненияявляется возрастающей (или убывающей) на определенном множестве, то на этом множестве Определение количества действительных корней уравнения

Рекомендую подробно изучить предметы:
  1. Математика
  2. Алгебра
  3. Линейная алгебра
  4. Векторная алгебра
  5. Высшая математика
  6. Дискретная математика
  7. Математический анализ
  8. Математическая логика
Ещё лекции с примерами решения и объяснением:
  • Метод математической индукции
  • Система координат в пространстве
  • Иррациональные числа
  • Действительные числа
  • Интеграл и его применение
  • Первообразная и интегра
  • Уравнения и неравенства
  • Уравнения и неравенства содержащие знак модуля

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

Видео:Определить число корней уравнения. Determine the number of roots of the equation.Скачать

Определить число корней уравнения. Determine the number of roots of the equation.

Найдем число действительных корней. ГДЗ 10 класс Алгебра Алимов Упр 934 параграф 51

Доброго дня! А давайте вместе решим?)
Найти число действительных корней уравнения:
1) х4 — 4х8 + 20 = 0;
2) 8х3 — Зх4 — 7 = 0.

Решили уже!
Определение количества действительных корней уравнения

Определение количества действительных корней уравнения

Определение количества действительных корней уравнения

Определение количества действительных корней уравнения

Определение количества действительных корней уравнения

Определение количества действительных корней уравнения

Определение количества действительных корней уравнения

Определение количества действительных корней уравнения

Определение количества действительных корней уравнения

Не понимаю, как решить задачу Гл.V №441.
Докажите, что прямые, содержащие диагонали ромба, являются его осями симметрии.
( Подробнее. )

Доброго дня! Построим график функций?
1) у = x3 — Зх2 + 4;
3) у = -х3 + 4×2 — 4х; ( Подробнее. )

Что это за мнемоническое правило?

Что такое логарифм?

Докажите, что при осевой симметрии плоскости:
а) прямая, параллельная оси симметрии, отображается на прямую, параллельную оси ( Подробнее. )

🔍 Видео

Рациональные корни многочлена с целым показателем. 10 класс.Скачать

Рациональные корни многочлена с целым показателем. 10 класс.

Корень n-ой степени из действительного числа и его свойства. 11 класс.Скачать

Корень n-ой степени из действительного числа и его свойства. 11 класс.

Число корней уравнения в кольце. Теорема РушеСкачать

Число корней уравнения в кольце. Теорема Руше

Урок 6 УРАВНЕНИЕ И ЕГО КОРНИ 7 КЛАСССкачать

Урок 6 УРАВНЕНИЕ И ЕГО КОРНИ 7 КЛАСС

Найдите сумму действительных корней уравненияСкачать

Найдите сумму действительных корней уравнения

Имеет ли уравнение действительные корни?Скачать

Имеет ли уравнение действительные корни?

СЛОЖИТЕ ДВА КОРНЯСкачать

СЛОЖИТЕ ДВА КОРНЯ

Сколько корней имеет уравнение?Скачать

Сколько корней имеет уравнение?

Формула корней квадратного уравнения. Алгебра, 8 классСкачать

Формула корней квадратного уравнения. Алгебра, 8 класс

ЧТО ТАКОЕ КОРЕНЬ В N- СТЕПЕНИ? Пригодится для ЕГЭ #shorts #егэ #огэ #математика #корни #mathСкачать

ЧТО ТАКОЕ КОРЕНЬ В N- СТЕПЕНИ? Пригодится для ЕГЭ #shorts #егэ #огэ #математика #корни #math

🔴 Найдите корень уравнения 2+9x=4x+3 | ЕГЭ БАЗА 2018 | ЗАДАНИЕ 7 | ШКОЛА ПИФАГОРАСкачать

🔴 Найдите корень уравнения 2+9x=4x+3 | ЕГЭ БАЗА 2018 | ЗАДАНИЕ 7 | ШКОЛА ПИФАГОРА

Решение квадратных уравнений. Дискриминант. 8 класс.Скачать

Решение квадратных уравнений. Дискриминант. 8 класс.

Отделение корней уравнений аналитическим методом. Уточнение корней методом половинного деленияСкачать

Отделение корней уравнений аналитическим методом. Уточнение корней методом половинного деления

3,5 способа отбора корней в тригонометрии | ЕГЭ по математике | Эйджей из ВебиумаСкачать

3,5 способа отбора корней в тригонометрии | ЕГЭ по математике | Эйджей из Вебиума

Схема Горнера. 10 класс.Скачать

Схема Горнера. 10 класс.

Как считать корни? #shortsСкачать

Как считать корни? #shorts

Курс по численным методам: Отделение действительных корней алгебраический уравнений | Занятие 1Скачать

Курс по численным методам: Отделение действительных корней алгебраический уравнений | Занятие 1
Поделиться или сохранить к себе: