Олимпиадные задачи на уравнение теплового баланса

Олимпиадные задачи по физики

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Задача 1. Двое братьев были на рыбалке. Младший брат первым поймал небольшого окуня. Его масса оказалась m 1 = 200 г. Спустя некоторое время старший брат тоже поймал окуня. Все его размеры были на 26 % больше, чем соответствующие размеры окуня младшего брата. Оцените массу m 2 большого окуня.

Олимпиадные задачи на уравнение теплового баланса

Задача 2. В сообщающихся сосудах находятся ртуть, вода и масло. Какова высота h 2 столба масла в правом сосуде, если в левом высота столба воды h 1 = 4,0 см, а разность уровней ртути в сосудах h = 1,0 см? Плотности: ртути р = 13,6 г/см 3 , воды в = 1,0 г/см 3 , масла м = 0,94 г/см 3 .

Задача 3. С двух остановок, расстояние между которыми l 1 = 1,2 км, одновременно в одном направлении начали движение два автобуса. Определите скорость  1 первого (начавшего движение впереди) из них, если скорость второго  2 = 60 км/ч. известно, что спустя время t = 18 мин после начала движения расстояние между автобусами было l 2 = 2,7 км.

ЗОлимпиадные задачи на уравнение теплового баланса
адача 4.
Коническую колбу с узким горлышком частично заполнили водой, а затем – доверху маслом. Что больше и во сколько раз – вес масла или сила его давления на воду? Объясните почему. Атмосферное давление не учитывайте.

Примечание. Объем конуса определяется по формуле V к = 1/3 SH , где S – площадь основания конуса; H – его высота.

Задача 5. В двух сосудах находится по одинаковому количест­ву воды. Ее температура в одном сосуде t 1 = 20 °С, в другом – t 2 = 80 °С. Половину холодной воды перелили в сосуд с горя­чей водой, перемешали, и половину этой смеси перелили назад в прежний сосуд. Во сколько раз различаются температуры воды в сосудах после таких переливаний? Потери теплоты не учитывайте.

Задача 6. Могут ли два проводящих электрический ток шарика, заряженных зарядами одинакового знака, притягиваться? Пояс­ните почему.

Задача 7. На спокойной глади озера стоит на якоре рыбацкая лодка. По озеру по прямой проезжает катер. На каком удалении от лодки будет катер в тот момент, когда волна от него дойдет до лодки, если известно, что наименьшее расстояние между лодкой и катером l 0 = 20 м, а скорость катера вдвое больше ско­рости распространения волны?

Задача 8. В теплоизолированном сосуде находится переохла­жденная вода. Оцените ее температуру t х , если после встряхи­вания сосуда и установления в нем теплового равновесия 1 % массы воды превратился в лед. Удельная теплоемкость воды с = 4,2 кДж/кг*град, удельная теплота плавления льда =330 кДж/кг. Теплоемкость сосуда пренебрежимо мала, давление в нем нор­мальное.

Олимпиадные задачи на уравнение теплового баланса

Задача 9. Три одинаковых проволочных кольца сложены так, как показано на рисун­ке. В точках 1, 2 и 3 кольца сварены. Точки 1 и 4, а также центр кольца О 1 расположены на одной прямой. Во сколько раз изменится сопротивление такого участка цепи, если один провод с точки 4 пересоединить на точ­ку 3?

Задача 10. Чтобы обеспечить шару-зонду большую подъемную силу, его надо заполнить легким газом. Самым легким из газов является водород. Но он в смеси с воздухом взрывоопасен. По­этому приходится использовать гелий. Его плотность больше плотности водорода в два раза. Исходя из этого Вася решил, что подъемная сила шара, заполненного гелием вместо водоро­да, уменьшится в два раза, т. е. на 50 % . Но Костя ему возразил, утверждая, что эта цифра неверна. Так на сколько процентов изменится подъемная сила шара-зонда при его заполнении вместо водорода гелием, если известно, что плотность водоро­да меньше плотности воздуха в 14,3 раза?

Олимпиадные задачи на уравнение теплового баланса

Задача 11 «Свеча». Парафиновую (плотность ρ = 0,80 г/см 3 ) цилиндрическую свечу площадью основания S = 1,0 см 2 опускают в ванну с водой (плотность ρ 0 = 1,0 г/см 3 ). Для придания свече устойчивости к ее нижнему основанию приклеили алюминиевую (плотность ρ 1 = 2,7 г/см 3 ) шайбу высотой h = 1,0 см с такой же, как у свечи, площадью поперечного сече­ния S = 1,0 см 2 (рис. 1 ).

11.1. Найдите, при какой длине l свечи она смо­жет устойчиво плавать в воде.

11.2. Плавающую свечу длиной l = 13,0 см с прикрепленной к ней алюминиевой шайбой подожгли так, что она стала сго­рать со скоростью и = 3,0 мм/мин. Через какое время г свеча по­тухнет?

ЗОлимпиадные задачи на уравнение теплового балансаадача 12 «Резистор». Цилиндрический проводник радиусом r 1 = 2,0 мм и длиной l 1 = 50 см (рис. 1 ) при подключении к некоторому источнику постоянного напряжения нагрелся до максимальной температуры t 1 = 57 °С. До какой максимальной температуры t 2 нагреется этот же проводник, если его равномерно растянуть до длины l 2 = 1,0 м? Известно, что мощность охлаждения Р охл прямо пропорциональна разности температур проводника t 1 и окружающей среды t 0 = 0,0 °С, а также площади S поверхно­сти проводника:

где α — некоторый постоянный для данного вещества коэффи­циент теплоотдачи.

Считайте, что при растяжении проводника его объем и удель­ное электрическое сопротивление не изменились.

Олимпиадные задачи на уравнение теплового баланса

Задача 13 «Глобус». На круглом плоском зер­кале лежит глобус радиуса r = 20 см, касаясь центра зеркала южным полю­сом (рис. 1 ). Найдите минимальный радиус R min зеркала, при котором в нем можно увидеть отражение любой точ­ки южного полушария и части север­ного полушария до широты г. Гродно φ = 55°.

Задача 14 «Прыгаем на Луну?»

Часто простейшие модели позволяют достаточно эффек­тивно описывать сложные механические системы. Например, при прыжке человек приседает, слегка нагнувшись, затем тол­кается ногами, распрямляет корпус и, собственно, . взлетает! Попробуем описать этот процесс с помощью «гантельной» мо­дели человека с нежесткой связью.

ПОлимпиадные задачи на уравнение теплового балансаредставим человека в виде упрощенной механической модели, состоящей из двух оди­наковых грузов некоторой массы, расстояние между которыми может регулироваться человеком сознательно по требуемому закону (рис. 1). В рамках этой модели прыжок чело­века вверх описывается следующим образом: верхний груз опускают на расстояние h = 30 см (человек присе­дает). Затем «включаются» мышцы ног, развивающие постоян­ную вертикальную силу F = η mg, где η — некоторый постоянный безразмерный коэффициент перегрузки, действующей между грузами. По достижении верхним грузом исходного положе­ния работа мышц прекращается и расстояние между грузами при дальнейшем движении остается неизменным. Для расчета примите η = 7,0.

Вычислите максимальную высоту H 1 , на которую под­нимется нижний груз при подобном прыжке. Чему равно вре­мя t 1 отталкивания от плоскости? Вычислите КПД К прыжка в рамках данной модели.

Задача 15 «Ионный кристалл»

Многие свойства кристаллов могут быть объяснены на основе законов классической физики. В данном задании вам необходимо оценить некоторые характеристики ион­ного кристалла, в качестве которого рас­сматривается кристалл поваренной соли NaCl (puc.1).

КОлимпиадные задачи на уравнение теплового балансаристаллическая решетка поваренной соли является про­стой кубической, т. е. ионы разных знаков (положительные Na + (относительная атомная масса А r (Na) = 23) и отрицательные Cl r (Cl) = 35)) расположены в узлах кубической решетки. Ра­диусы этих ионов приблизительно равны.

В данном задании эти ионы следует рассматривать как жесткие равномерно заряженные непроводящие сферы одина­ковых радиусов. При расстояниях между ионами, большими или равными диаметру иона, взаимодействие между ними являет­ся чисто электростатическим.

Плотность поваренной соли ρ = 2,16*10 3 кг/м 3 . Определите средний ионный радиус r рассматриваемых элементов.

ЗОлимпиадные задачи на уравнение теплового баланса
адача 2.
Ниже уровня О 1 О 2 раздела ртути и масла в обоих сосудах находится одна и та же жидкость – это ртуть. Поэтому при равновесии гидростатические давления в точках 1 и 2 на этом уровне в обоих сосудах одинаковые:

Задача 3. Возможны два случая: когда  2 >  1 и когда  21 , где  1 – скорость первого автобуса. В первом случае второй автобус догонит и обгонит первый, а во втором случае – отстанет еще больше. Рассмотрим каждый из этих случаев.

Задача 4. Масло неподвижно, поэтому его вес Р равен силе тяжести mg этого масла P = mg . Масса масла m = Sh/3 , где плотность масла; S – площадь поверхности воды, h – высота столба масла. Тогда его вес Р = gSh/3 . Гидростатическое давление масла во всех точках поверхности воды одинаковое, оно от формы столба масла не зависит и составляет p = gh . Поэтому сила давления масла на воду F Д = pS = ghS. Следовательно, этот результат от высоты F Д / Р = 3. Этот результат от высоты h, площади S , плотности жидкости не зависит. О н определяется формой сосуда. На любую площадку S стенки сосуда жидкость (масло) давит с некоторой силой. Стенка в обратном направлении давит на жидкость. Эти силы перпендикулярны к стенке, тек как в противном случае жидкость текла бы вдоль стенок. Горизонтальные составляющие этих сил компенсируются, а вертикальные складываются. Их результирующая направлена вертикально вниз и оказывает дополнительно к силе тяжести масла силовое воздействие на поверхность воды. Причем это дополнительная сила в конических сосудах в двое больше, чем сила тяжести жидкости.

Задача 5. При первом переливании воды уравнение теплового баланса запишется в виде cm(t 2 2 ) = 1/2 cm ( 2 t 1 ), где m начальная масса воды в каждом сосуде; 2 – установившаяся температура во втором сосуде (т. е. в сосуде с горячей водой). Из записанного уравнения найдем 2 =( 2t 2 + t 1 )/3.

Задача 6. Рассмотрим сначала случай, когда один шарик заряжен, а другой не заряжен (рис. 1). Знак заряда любой, напри­мер, заряд положительный.

Под действием заряда первого шарика на втором происхо­дит перераспределение зарядов — на одной, ближайшей к пер­вому шарику, части поверхности собираются отрицательные заряды, а на другой — положительные. По модулю эти заряды одинаковые. Между разноименными зарядами шариков дей­ствуют силы притяжения F 1 и F 2 , а между одноименными — силы отталкивания F 3 и F 4 . Расстояние r 1 между разноименны­ми зарядами меньше, чем расстояние r 2 между одноименными зарядами. Поэтому по модулю силы притяжения больше. В итоге шарики притягиваются.

Олимпиадные задачи на уравнение теплового балансаОлимпиадные задачи на уравнение теплового баланса

Если второй шарик также зарядить положительным, но не­большим по величине зарядом, то перераспределение зарядов на нем произойдет, как и ранее. Только теперь его положитель­ный заряд будет немного больше модуля отрицательного, что несколько увеличит силы отталкивания F 3 и F 4 . Однако влияние большего расстояния r 2 по сравнению с r 1 приведет по-прежнему к притяжению шариков. Для тел продолговатой формы, когда различие расстояний r 1 и r 2 значительное, такое явление будет выражено сильнее (рис. 2).

ЗОлимпиадные задачи на уравнение теплового баланса
адача
7 . Пусть в тот момент, когда волна дошла до лодки (точка О ), катер находил­ся в точке В (рис. 1). Тогда в этот момент расходящиеся от катера волны ВВ 1 и ВВ 2 имели указанный на рисунке вид. Ско­рость распространения волны  в перпен­дикулярна к самой волне. Поэтому волна пришла к лодке из точки А. Время ее распространения до лодки t = | АО | / в . За это время катер переместился из точки А в точку В. Поэтому t = | АВ | / к . Из этих двух уравнений с учетом соотношения к = 2 в полу­чим | АВ | = 2| АО |, т. е. в прямоугольном треугольнике АОВ ка­тет АО вдвое короче гипотенузы АВ. Значит, противолежащий этому катету угол α = 30° . По условию задачи | СО | = l 0 . Тогда из прямоугольного треугольника ОСВ следует, что искомая вели­чина — гипотенуза этого треугольника — | О B | = 2l 0 = 40 м.

Задача 8. При замерзании части воды выделится количество теплоты Q 1 = λ m 1 , где m 1 , — масса образовавшегося льда. За счет этой теплоты содержимое сосуда нагреется до температуры t 0 = 0 °C , при которой и наступит тепловое равновесие. Оце­нить пошедшую на это нагревание теплоту можно по формуле Q 2 = cm 2 (t 0 — t x ), где t x — искомая температура. Тогда уравне­ние теплового баланса представится в виде cm 2 (t 0 — t x ) = λ m 1 . Отсюда с учетом соотношения m 1 /m 2 = 0,01 получим t x = t 0 – ( λ m 1 / cm 2 )= — 0,8 °C

ЗОлимпиадные задачи на уравнение теплового балансаОлимпиадные задачи на уравнение теплового балансаадача 9. Соединив центры колец пря­мыми, получим равносторонний тре­угольник 0 1 0 2 О 3 (рис. 1). Его внут­ренние углы одинаковы и равны по 60° каждый. Следовательно, длины малых дуг 12, 13 и 23 равны 1/6 части длины кольца каждая. Тогда длины больших дуг 12, 13 и 23 равны 5/6 части длины кольца. Поскольку сопротивление про­волоки пропорционально ее длине, сопротивление каждой большой дуги R = 5 r , где r — сопротивление одной малой дуги. Точка 4 делит сопротив­ление R на две равные части. Рассчи­таем сопротивление R 14 участка цепи 1 – 4. Эквивалентная схема относи­тельно оси тока 1 – 4 симметрична (рис. 2). Поэтому по перемычке r между точками 2 и 3 ток не течет. Ее можно убрать, не изме­нив сопротивления всей цепи. Сопротивление параллельно соединенных резисторов R и r равно R 13 = Rr/(R + r) . Добавление последовательно соединенного резистора R/2 даст сопротивле­ние правой ветви цепи 1 – 3 – 4:

R Олимпиадные задачи на уравнение теплового баланса 134 = (Rr/R+ r) + R/2 = R(R+3r)/ 2(R + r)

Тогда:

Во втором случае напряжения на участках АВ и CD одина­ковы (рис. 3 ). Одинаковы они и на половинах этих участков. Тогда напряжение на перемычке 2 – 2 равно нулю, и ток по ней не проходит. Значит, эту перемычку можно убрать, не изменив сопротивления всей цепи R 13 , которое удовлетворяет соотно­шению

С учетом равенства R = 5 r получим R 13 = (5/9)r. Тогда следует отношение R 14 /R 13 = 3 , значит, сопротивление участка цепи уменьшится в три раза.

Разделив числитель и знаменатель этого выражения на ρ в , получим ε = ((ρ г / ρ в – 1)/( ρ 0 в – 1))* 100% = 7,5% , т.е. подъемная сила шара уменьшится на 7,5 %.

Задача 11 «Свеча».

11.1. На свечу, погруженную в воду, действуют сила тяже­сти F т и сила Архимеда F A .

Чтобы свеча вообще плавала, должно выполняться условие плавания: архимедова сила должна быть равна силе тяжести

Для устойчивого плавания свечи необходимо, чтобы при отклонениях от вертикального положения воз­никал момент сил, возвращающий свечу в первоначальное положение. Это условие будет выполнено, если точка приложения силы тяжести (центр масс свечи) будет лежать ниже точки приложения выталки­вающей силы Архимеда, совпадаю­щей с центром масс вытесненной жидкости — центром плавания, в противном случае вертикальное положение будет неустойчиво.

В Олимпиадные задачи на уравнение теплового балансаслучае однородной свечи центр тяжести всегда будет на­ходиться выше центра плавания, поэтому свеча не может устой­чиво плавать в вертикальном положении. Именно для этого к нижнему основанию свечи прикрепляется алюминиевая шайба.

Если длина свечи больше нескольких диаметров, то можно пренебречь изменением положения точки приложения силы Архимеда при ее наклоне.

Обозначим глубину погружения свечи с алю­миниевой шайбой под воду d (рис. 1). Тогда условие (1) записывается как

Свеча будет плавать, если глубина ее погру­жения не превышает сумму высот свечи и шай­бы, т. е. при d ≤ l + h . С учетом соотношения (3) это условие принимает вид

Теперь определим, при какой высоте свеча сможет плавать устойчиво в вертикальном положении. Выберем ось коорди­нат Оу с началом отсчета по нижнему краю алюминиевой шай­бы. Тогда координата центра плавучести будет равна

а координата центра тяжести

Таким образом, условие устойчивости y A у с формулиру­ется в виде неравенства

Совместное решение неравенств (4) и (7), первое из кото­рых линейное, а второе — квадратное, и дает нам интервал длин, при которых свеча устойчиво будет плавать в воде:

11.2. Свеча погаснет, когда ее длина станет равной мини­мально возможной для плавания, т. е. l min = 8,5 см. Значит, го­реть она будет в течение времени

Отметим, что все время горения свеча будет плавать устой­чиво.

Задача 12 «Резистор». После замыкания электрической цепи вследствие выделения теплоты Джоуля – Ленца температура t проводника начнет расти. Однако, как следует из условия, по мере роста температуры проводника будет увеличиваться и количество теплоты, отдаваемое им в единицу времени в окружающее про­странство. Следовательно, при некотором значении t 1 , мощ­ность Р тепловыделения в проводнике сравняется с мощно­стью, тепловых потерь (охлаждения) через его поверхность, и дальнейший рост температуры в системе прекратится.

Запишем условие динамического равновесия Р охл = Р с уче­том закона Джоуля – Ленца:

где t i — максимальная (установившаяся) температура провод­ника.

Подставляя в (1) выражения для сопротивления проводника

и площади его боковой поверхности S = 2πrl (теплоотдачей че­рез торцы цилиндра пренебрегаем, так как r l ) , получим:

где U напряжение на проводнике. Поскольку объем провод­ника остается неизменным, то изменение длины проводника приводит к изменению его радиуса. Эта связь следует из выра­жения для объема:

Подставляя выражение (3) в формулу (2), для температуры проволоки получим

где С — постоянный для данных условий коэффициент. За­писав два подобных соотношения для начальной и конечной длины проводника и разделив их друг на друга, получим пропорцию

Из которой следует ответ задачи, а именно:

Уменьшение температуры проводника после растяжения вполне понятно и на качественном уровне: к этому ведет падение мощности тепловыделения вследствие увеличения сопротивления, так и увеличение площади теплоотдачи (поверхности) проводника.

Отметим, что радиус проводника, заданный в условии задачи, не вошел в конечный результат. Однако малое численно значение этого параметра позволяет считать, что распределение тока внутри проводника является однородным.

ЗОлимпиадные задачи на уравнение теплового балансаадача 13 «Глобус». Как следует из рисунка 1, увидеть в зеркале ми­нимального размера некоторую точку G на глобусе можно только в том случае, если луч, идущий по касательной к шару в этой точке попадет на край зеркала А.

Следует заметить, что в этом случае она будет всего лишь «на горизонте» глобуса, но предположим, что острота зрения смотрящего достаточна для подобного наблюдения.

Искомый минимальный радиус зеркала найдем как

Поскольку CG = R + R sinφ , то окончательно получаем

R min = R cosφ + R(1 + sinφ) tgφ = R(cosφ +(1 + sinφ)tgφ) (2 )

Расчет по (2) для угла φ = 55° дает

Интересно, что чисто теоретически из (2) следует, что при неограниченном возрастании радиуса зеркала (R min → ) можно увидеть даже точку северного полюса глобуса ( φ = π /2), а в реальности это невозможно из-за ограниченной разрешаю­щей способности глаза человека.

Задание 1 4 . «Прыгнем на Луну?»

НОлимпиадные задачи на уравнение теплового балансаа верхний груз во время подскока дейст­вуют постоянные силы: сила тяжести mg и сила мышц F (рис. 1). Поэтому этот груз движется равноускоренно с ускорением

Его скорость в верхней точке υ 1 легко нахо­дится из известной кинематической формулы h = υ 1 2 /2 а , а именно

После того как верхний груз достиг верхней точки, оба груза начинают двигаться вместе, причем скорость центра масс системы равна половине максимальной скорости верхнего груза:

Отметим, что в момент полного выпрямления часть меха­нической энергии человека теряется — ситуация аналогична абсолютно неупругому удару.

Высота подъема определяется по формуле

Время отталкивания можно рассчитать по формуле

Определение КПД прыжка следует дать самостоятельно. Наиболее разумно его определить как отношение потенциальной энергии человека в верхней точки траектории к работе, со­вершенной во время подпрыгивания:

ЗОлимпиадные задачи на уравнение теплового балансаадание 1 5 . «Ионный кристалл»

Рассмотрим кристалл поваренной соли объемом V. Его масса равна т = ρV.

С другой стороны, масса кристалла равна

Расстояние между ионами равно их диаметру d. Радиус иона r (рис. 1).

Видео:Урок 112 (осн). Уравнение теплового балансаСкачать

Урок 112 (осн). Уравнение теплового баланса

Решение задач на теплообмен с использованием уравнения теплового баланса (методические рекомендации)

Разделы: Физика

Пособие рекомендовано учащимся, желающим получить практические навыки в решении задач на теплообмен, и может быть полезным для учителей и абитуриентов.

При соприкосновении тел, имеющих разные температуры, между этими телами происходит теплообмен. С точки зрения молекулярно-кинетической теории, это объясняется так: молекулы более нагретого тела имеют большую кинетическую энергию, чем молекулы тела, менее нагретого. При “столкновениях” молекул соприкасающихся тел происходит процесс выравнивания их средних кинетических энергий. Молекулы более нагретого тела теряют часть своей кинетической энергии, при этом нагретое тело будет остывать. Кинетическая энергия молекул холодного тела возрастает, поэтому температура этого тела будет увеличиваться. В конечном итоге кинетические энергии молекул обоих тел сравняются, и температуры тел станут одинаковыми. На этом теплообмен прекращается.

Энергию, которую тело получает или отдаёт в процессе теплообмена, называют количеством теплоты (Q).

Количество теплоты, как и все другие виды энергии, измеряется в системе СИ в Джоулях: [Q] = Дж. (Здесь и в дальнейшем единицы измеряются в системе СИ.)

Нагревание или охлаждение

При нагревании или охлаждении тела количество теплоты, поглощаемое или выделяемое им, рассчитывается по формуле:

(t2 – t1) – разность температур тела,° С (или К);

с – удельная теплоёмкость вещества, из которого состоит тело,

Олимпиадные задачи на уравнение теплового баланса

Удельная теплоёмкость вещества – это количество теплоты, которое нужно сообщить одному килограмму данного вещества, чтобы увеличить его температуру на 1° С (или это количество теплоты, которое выделяет один килограмм данного вещества, остывая на 1° С).

Олимпиадные задачи на уравнение теплового баланса

Значения удельных теплоемкостей других веществ можно найти в справочниках, а также в школьном учебнике или задачнике.

При нагревании тела его внутренняя энергия увеличивается. Это требует притока энергии к телу от других тел. Значит, оно поглощает некоторое количество теплоты, принимая его от других тел, участвующих в теплообмене.

При охлаждении тела его внутренняя энергия уменьшается. Поэтому остывающее тело отдаёт кому-либо некоторое количество теплоты.

Обычно конечную температуру, установившуюся в результате теплообмена, обозначают греческой буквой Олимпиадные задачи на уравнение теплового баланса(тэта).

В формуле (1) произведение cm для каждого конкретного тела есть величина постоянная. Её называют теплоёмкостью тела и обозначают С:

Размерность теплоемкости: Олимпиадные задачи на уравнение теплового балансаТеплоемкость тела показывает, сколько энергии нужно подвести к данному телу, чтобы нагреть его на 1° С (или сколько энергии выделяет это тело, остывая на 1° С).

Теплообмен между телами, имеющими одинаковые температуры, не происходит, даже если контактируют вещества, находящиеся в разных агрегатных состояниях. Например, при температуре плавления (0° С) лёд и вода могут находиться бесконечно долго, при этом количество льда и количество воды останутся неизменными. Аналогично ведут себя пар и жидкость, находящиеся при температуре кипения. Теплообмен между ними не происходит.

Плавление или кристаллизация

Если при нагревании тела его температура достигнет температуры плавления, то начинает происходить процесс перехода этого вещества из твердого состояния в жидкое. При этом идут изменения в расположении и характере взаимодействия молекул. Температура при плавлении не изменяется. Это означает, что средние кинетические энергии молекул жидкости и твердого тела при температуре плавления одинаковы. Однако внутренняя энергия тела при плавлении возрастает за счет увеличения энергии взаимодействия молекул. Количество теплоты, поглощаемое телом при плавлении, рассчитывается по формуле

Олимпиадные задачи на уравнение теплового баланса(3)

где m – масса тела, кг;

Олимпиадные задачи на уравнение теплового баланса– удельная теплота плавления, Олимпиадные задачи на уравнение теплового баланса

При кристаллизации, наоборот, внутренняя энергия тела уменьшается на величину Олимпиадные задачи на уравнение теплового балансаи эта теплота данным телом выделяется. Она поглощается другими телами, участвующими в теплообмене.

Удельная теплота плавления показывает, сколько энергии нужно сообщить одному килограмму данного вещества, взятого при температуре плавления, чтобы полностью превратить его при этой температуре в жидкость (или сколько энергии выделяет 1 кг жидкости, взятой при температуре кристаллизации, если вся она при этой температуре полностью превратится в твёрдое тело).

Удельную теплоту плавления любого вещества можно найти в справочниках. Для льда же Олимпиадные задачи на уравнение теплового баланса

Температура плавления у каждого вещества своя. Её также можно найти в справочниках. Важно подчеркнуть, что температура плавления вещества равна температуре кристаллизации этого же вещества. У льда tпл = 0° С.

Кипение или конденсация

При достижении жидкостью температуры кипения начинает происходить другой фазовый переход – кипение, при котором расстояния между молекулами значительно увеличиваются, а силы взаимодействия молекул уменьшаются. Вся подводимая к жидкости теплота идет на разрыв связей между молекулами. При конденсации пара в жидкость, наоборот, расстояния между молекулами значительно сокращаются, а силы взаимодействия молекул увеличиваются. Для кипения жидкости энергию к жидкости нужно подводить, при конденсации пара энергия выделяется. Количество теплоты, поглощаемое при кипении или выделяемое при конденсации, рассчитывается по формуле:

Олимпиадные задачи на уравнение теплового баланса

где m – масса тела, кг; L – удельная теплота парообразования, Олимпиадные задачи на уравнение теплового баланса

Удельная теплота парообразования показывает, сколько энергии нужно сообщить одному килограмму жидкости, взятой при температуре кипения, чтобы при этой температуре полностью превратить её в пар (для конденсации: сколько энергии выделяет один килограмм пара, взятого при температуре конденсации, полностью превращаясь в жидкость).

При одинаковом давлении температура кипения и температура конденсации одного и того же вещества одинаковы.

Температуры кипения и удельные теплоты парообразования также можно найти в справочниках. Для воды же они соответственно равны: рис. 9 (при нормальном атмосферном давлении).

Уравнение теплового баланса

Тела, участвующие в теплообмене, представляют собой термодинамическую систему. Термодинамическая система называется теплоизолированной, если она не получает энергию извне и не отдаёт её; теплообмен происходит только между телами, входящими в эту систему. Для любой теплоизолированной системы тел справедливо следующее утверждение: количество теплоты, отданное одними телами, равно количеству теплоты, принимаемому другими телами.

Это утверждение описывает частный случай закона сохранения и превращения энергии в применении к процессу теплообмена. А формула (5) является одним из видов уравнения теплового баланса.

При решении задач с помощью данного вида уравнения теплового баланса в формуле (1) в качестве t2 следует брать большую температуру, а в качестве t1 – меньшую. Тогда разность (t2 – t1) будет положительна и всё произведение cm(t2–t1) также будет положительным. Все теплоты, отданные и полученные, будут положительными.

Уравнение теплового баланса можно записать и в таком виде:

где n – количество тел системы.

Алгебраическая сумма всех количеств теплоты (поглощенных и выделенных) в теплоизолированной системе равна нулю.

Q1, Q2, …, Qn – это теплоты, поглощаемые или выделяемые участниками теплообмена. Очевидно, что в этом случае какие-то теплоты должны быть положительны, а какие-то – отрицательны. При записи уравнения теплового баланса в виде (6) всегда t2 – конечная температура, а t1 – начальная.

Если тело нагревается, то разность (t2 – t1) положительна и все произведение cm(t2 – t1) положительно. То есть Q > 0 тогда, когда теплота к данному телу подводится.

А если t2 0; если тело выделяет энергию (кристаллизация, конденсация), то Q

Олимпиадные задачи на уравнение теплового балансаПроведём анализ:

Вода и калориметр находились в тепловом равновесии, поэтому они имели одинаковую температуру: t1 = t2 = 20° С.

При опускании в воду с температурой 20° С свинцового тела с температурой 90° С между водой и свинцом будет происходить теплообмен. Свинец будет остывать, а вода — нагреваться. В этом же процессе участвует и калориметр, который, как и вода, будет тоже нагреваться.

Олимпиадные задачи на уравнение теплового балансаИзменение температур тел с течением времени удобно изображать на графике зависимости t(t ).

Отрезок АВ соответствует графику изменения температуры свинцового тела. Стрелка, идущая от него, показывает, что, остывая, свинец выделяет энергию Q3.

Два параллельных отрезка СВ соответствуют графикам изменения температур калориметра и воды. Стрелки, идущие к ним, показывают, что для нагревания калориметра и воды требуется энергия Q1 и Q2, которую они поглощают.
Решим задачу с использованием уравнения теплового баланса в виде (5):

Олимпиадные задачи на уравнение теплового баланса

Решим задачу с использованием уравнения теплового баланса в виде (6):

Олимпиадные задачи на уравнение теплового баланса

Ответ: Вода нагреется до 24° С.

Предлагаю читателю самостоятельно сделать проверку размерности.

Видео:Решение задач на уравнение теплового баланса. Физика 8 классСкачать

Решение задач на уравнение теплового баланса. Физика 8 класс

Задачи на уравнение теплового баланса – 8 класс

Олимпиадные задачи на уравнение теплового баланса

Задачи на уравнение теплового баланса – 8 класс

1.Мальчик наполнил стакан на ¾ кипятком и дополнил его холодной водой. Определите, какая установилась температура воды, если температура холодной воды равна 20°С. Теплоемкость стакана и потери тепла не учитывайте.

t1г = 100 °С
t1х = 20 °С

Составим уравнение теплового баланса. В теплообмене участвуют два тела – холодная и горячая вода. Значит
Qг + Qх = 0

Заметим, что в условии задачи нет данных для массы тел. Однако известно, что стакан заполнен на ¾ кипятком. Значит,
Vг = ¾V, тогда Vх = ¼V.
Поэтому mг = ¾Vρ и mх = ¼Vρ.

Из уравнения теплового баланса имеем: cmх(t2cм – t1х ) = — cmг(t2cм – t1г )
¼Vρc (t2cм – t1х ) = ¾Vρcв (t1г — t2cм).

Откуда (t2cм – t1х ) = 3 ( t1г — t2cм)
4t2cм = 3t1г + t1х

2.В алюминиевый калориметр массой 140 г налили 250 г воды при температуре 15 °С. После того как брусок из свинца массой 100 г, нагретый до 100 °С, поместили в калориметр с водой, там установилась температура 16 °С. Составьте уравнение теплового баланса и определите удельную теплоемкость свинца. В алюминиевый калориметр массой 140 г налили 250 г воды при температуре 15 °С. После того как брусок из свинца массой 100 г, нагретый до 100 °С, поместили в калориметр с водой, там установилась температура 16 °С. Составьте уравнение теплового баланса и определите удельную теплоемкость свинца.

mk = 140 г
mв = 250 г
mс = 100 г
t1к = t1в = 15 °С
t1с = 100 °С
t2см = 16 °С

В теплообмене участвуют три тела. Значит,
Qk + Qв + Qc = 0 — уравнение теплового баланса.

Qk = ckmk(t2см — t1k) — количество теплоты, полученное калориметром.

Qв = cвmв(t2см — t1в) — количество теплоты, полученное водой.

Qс = cсmс(t2см — t1с) — количество теплоты, отданное свинцовым бруском

Анализ формул показывает необходимость выяснить из справочных таблиц «Тепловые свойства веществ» удельные теплоемкости воды и алюминия.

Из уравнения теплового баланса имеем:
Qc = -(Qk + Qв)

Олимпиадные задачи на уравнение теплового баланса

3.Сколько нужно смешать горячей воды, имеющей температуру 80 °С, и холодной, имеющей температуру 20 °С, чтобы получить 60 кг воды с температурой 40 °С.

m = 60 кг
t1г = 80 °С
t1х = 20 °С
t2см = 40 °С

Анализ условия задачи показывает. что в теплообмене участвуют два тела. Поэтому уравнение теплового баланса имеет следующий вид:
Qх + Qг = 0

Qх = cmх(t2см — t1х) — количество теплоты, полученное холодной водой.

Qг = cmг(t2см — t1г) — количество теплоты, отданное горячей водой.

Тогда cmх(t2см — t1х) + cmг(t2см — t1г) = 0

Упростим уравнение поделив левую и правую части уравнения на с
mх(t2см — t1х) + mг(t2см — t1г) = 0

Известно, что необходимо получить 60 кг воды, значит:
mх + mг = m

Откуда mх = m — mг

Поэтому (m — mг)(t2см — t1х) + mг(t2см — t1г) = 0

m t2см — mt1х — mг t2см + mг t1х + mг t2см — mг t1г = 0

📽️ Видео

Урок 113 (осн). Задачи на уравнение теплового балансаСкачать

Урок 113 (осн). Задачи на уравнение теплового баланса

Задача на Тепловой обмен. физика 8 классСкачать

Задача на Тепловой обмен. физика 8 класс

ЕГЭ физика. Уравнение теплового баланса (термодинамика)Скачать

ЕГЭ физика. Уравнение теплового баланса (термодинамика)

Урок 127 (осн). Задачи на уравнение теплового баланса - 1Скачать

Урок 127 (осн). Задачи на уравнение теплового баланса - 1

олимпиадная задача на уравнение теплового баланса 0 152Скачать

олимпиадная задача на уравнение теплового баланса 0 152

Урок 176. Задачи на уравнение теплового балансаСкачать

Урок 176. Задачи на уравнение теплового баланса

Урок 175. Уравнение теплового балансаСкачать

Урок 175. Уравнение теплового баланса

Разбор задачи на уравнение теплового балансаСкачать

Разбор задачи на уравнение теплового баланса

Теплообмен. Уравнение теплового баланса 8-10 класс | Физика TutorOnlineСкачать

Теплообмен. Уравнение теплового баланса 8-10 класс | Физика TutorOnline

Урок 128 (осн). Задачи на уравнение теплового баланса - 2Скачать

Урок 128 (осн). Задачи на уравнение теплового баланса - 2

❗ Количество теплоты ❗ Уравнение теплового баланса + РЕШЕНИЕ задачСкачать

❗ Количество теплоты ❗ Уравнение теплового баланса + РЕШЕНИЕ задач

Уравнение теплового балансаСкачать

Уравнение теплового баланса

Количество теплоты, удельная теплоемкость вещества. Практическая часть - решение задачи. 8 класс.Скачать

Количество теплоты, удельная теплоемкость вещества. Практическая часть - решение задачи. 8 класс.

10 класс, 11 урок, Уравнение теплового баланса с учетом изменения агрегатного состояния веществаСкачать

10 класс, 11 урок, Уравнение теплового баланса с учетом изменения агрегатного состояния вещества

🔴 ЕГЭ-2022 по физике. Уравнение теплового балансаСкачать

🔴 ЕГЭ-2022 по физике. Уравнение теплового баланса

Уравнение теплового баланса, термодинамика в изопроцессах | Физика ЕГЭ 10 класс | УмскулСкачать

Уравнение теплового баланса, термодинамика в изопроцессах | Физика ЕГЭ 10 класс | Умскул

89 НЕ ЗНАЮТ этого в Физике: Что такое Количество Теплоты, Теплоемкость, Уравнение Теплового БалансаСкачать

89 НЕ ЗНАЮТ этого в Физике: Что такое Количество Теплоты, Теплоемкость, Уравнение Теплового Баланса

ИЗИ Физика. Уравнение теплового баланса. Фазовые переходыСкачать

ИЗИ Физика. Уравнение теплового баланса. Фазовые переходы
Поделиться или сохранить к себе: