Огэ по математике уравнения с модулем

Видео:Уравнения с модулем. Разбор 22 задания из ОГЭ | Математика 9 класс | TutorOnlineСкачать

Уравнения с модулем. Разбор 22 задания из ОГЭ | Математика 9 класс | TutorOnline

Уравнение с модулем

Уравнение с модулем достаточно сложная тема для начинающих. Учитывая это обстоятельство, в данный урок войдут только элементарные уравнения.

Что такое уравнение с модулем и как его решить?

В уравнениях с модулем неизвестное значение содержится под знáком модуля. Например:

Уравнения с модулем бывают разными и решаются они различными методами. Нельзя сказать что какой-то метод наиболее рационален. Всё зависит от исходного уравнения.

Например, в каких-то уравнениях можно просто угадать корень, в то время как в других нужно логически мыслить, раскрывать модули, выполнять тождественные преобразования. Человек волен выбирать каким методом решения пользоваться.

К примеру, решим вышеприведённое уравнение |x − 2| = 5 . Допустим, что мы не знаем ни одного метода решения. Как бы мы его решили?

Прежде всего заметим, что правая часть данного уравнения равна числу 5. Слева же располагается модуль из выражения |x − 2| . Это означает что подмодульное выражение x − 2 должно равняться числу 5 или −5

Огэ по математике уравнения с модулем

Значит нужно выяснить при каких значениях переменной x подмодульное выражение x − 2 будет обращаться в число 5 или −5.

Искомые значения x найдутся если приравнять подмодульное выражение к числу 5 и −5, а затем поочерёдно решить каждое из уравнений:

Огэ по математике уравнения с модулем

Значит корнями уравнения |x − 2| = 5 являются числа 7 и −3.

Большинство элементарных уравнений с модулем можно решить используя правило раскрытия модуля. Для этого раскрывают модуль содержащийся в уравнении, затем получившееся выражение подставляют в исходное уравнение вместо выражения с модулем.

Раскрывать модуль нужно для каждого из случаев: когда подмодульное выражение больше или равно нулю, и когда подмодульное выражение меньше нуля.

Решим наше уравнение |x − 2| = 5 с помощью правила раскрытия модуля. Выпишем отдельно его модуль и раскроем его:

Огэ по математике уравнения с модулем

В этой конструкции говорится, что если подмодульное выражение x − 2 больше или равно нулю, то модуль раскроется как x − 2, и тогда исходное уравнение примет вид x − 2 = 5 , откуда x = 7

Огэ по математике уравнения с модулем

А если же подмодульное выражение x − 2 меньше нуля, то модуль раскроется как −(x − 2) . Тогда исходное уравнение примет вид −(x − 2) = 5 , откуда x = −3

Огэ по математике уравнения с модулем

Итак, уравнение |x − 2|= 5 имеет корни 7 и −3. Для проверки подстáвим числа 7 и −3 в исходное уравнение вместо x . Тогда получим верное равенство:

Огэ по математике уравнения с модулем

Подмодульное выражение как правило содержит такое x, которое может обращать всё подмодульное выражение как в положительное число, так и в отрицательное, либо вообще в ноль.

Поэтому модуль и раскрывается для каждого из случаев: когда подмодульное выражение больше или равно нулю, и когда подмодульное выражение меньше нуля. Каждый из случаев будет давать независимое уравнение со своим корнем.

Вернёмся теперь к моменту, где мы раскрывали модуль:

Огэ по математике уравнения с модулем

Условия x − 2 ≥ 0 и x − 2 являются неравенствами, которые можно решить, тем самым приведя их к простому виду:

Огэ по математике уравнения с модулем

Символ ⇔ означает равносильность. В данном случае указывается, что условие x − 2 ≥ 0 равносильно условию x ≥ 2 , а условие x − 2 равносильно условию x

Такой вид записи условий позволяет однозначно сказать при каких x модуль будет раскрываться с плюсом, а при каких с минусом.

В первом случае получилось условие x ≥ 2. Это значит что при всех x бóльших либо равных 2, модуль |x − 2| будет раскрываться с плюсом. Так, при x = 7, подмодульное выражение станет равно 5

А значит дальнейшее раскрытие будет с плюсом

Таким же образом модуль |x − 2| будет вести себя и с другими значениями x на промежутке x ≥ 2 . То есть, будет раскрываться с плюсом. Примеры:

При x = 3, |3 − 2|=|1| = 1
При x = 4, |4 − 2|=|2| = 2
При x = 2, |2 − 2|=|0| = 0
При x = 13, |13 − 2|=|11| = 11

А во втором случае получилось условие x . Это значит что при всех x мéньших 2, модуль будет раскрываться с минусом. Так, при x = −3, подмодульное выражение опять же станет равно 5. Но в промежуточных вычислениях можно увидеть, что модуль раскрывается с минусом:

Модуль |x − 2| будет вести себя так же и с другими значениями x на промежутке x . Примеры:

При x = 1, |1 − 2|=|−1| = −(−1) = 1
При x = 0, |0 − 2|=|−2| = −(−2) = 2
При x = −1, |−1 − 2|=|−3| = −(−3) = 3
При x = −9,|−9 − 2|=|−11| = −(−11) = 11

Число 2 является своего рода точкой перехода, в которой модуль |x − 2| меняет свой порядок раскрытия.

Можно представить как модуль |x − 2| двигался по маршруту от минус бесконечности до числа 2, раскрываясь в каждой точке с минусом. Попав в точку 2, модуль поменял свой порядок раскрытия — а именно раскрывшись в точке 2 с плюсом, он далее стал раскрываться с плюсом, двигаясь в правую часть к плюс бесконечности.

С помощью координатной прямой это можно представить так:

Огэ по математике уравнения с модулем

Красные знаки минуса и плюса указывают, как будет раскрываться модуль |x − 2| на промежутках x и x ≥ 2 .

Точку перехода можно найти для любого модуля. Для этого нужно узнать при каких x подмодульное выражение равно нулю. Ноль это то значение, до и после которого модуль всегда сохраняет свой знак. Это следует из правила раскрытия модуля:

Огэ по математике уравнения с модулем

В этом примере в момент когда x станет равным нулю, модуль |x| раскроется с плюсом и далее при всех x , бóльших нуля, будет раскрываться с плюсом. Напротив, при всех x , мéньших нуля модуль будет раскрываться с минусом:

Огэ по математике уравнения с модулем

А например для модуля |2x + 6| точкой перехода будет число −3 , потому что при его подстановке в подмодульное выражение 2x + 6 вместо x, данное подмодульное выражение станет равно нулю. Изобразим это на рисунке:

Огэ по математике уравнения с модулем

При всех x, бóльших либо равных −3 , модуль будет раскрываться с плюсом. Примеры:

При x = −3, |2 × (−3) + 6| = |0| = 0
При x = 4, |2 × 4 + 6| = |14| = 14
При x = 5, |2 × 5 + 6| = |16| = 16

А при всех x, мéньших 3, модуль будет раскрываться с минусом. Примеры:

При x = −4, |2 × (−4) + 6| = |−2| = −(−2) = 2
При x = −5, |2 × (−5) + 6| = |−4| = −(−4) = 4
При x = −6, |2 × (−6) + 6| = |−6| = −(−6) = 6

Пример 2. Решить уравнение |x| + 3x = −2

Решение

Раскроем модуль, который содержится в левой части уравнения:

Огэ по математике уравнения с модулем

Если x ≥ 0 , то модуль раскроется со знаком плюс и тогда исходное уравнение примет вид x + 3x = −2 . Сразу решим это уравнение:

Огэ по математике уравнения с модулем

Теперь рассмотрим второй случай — когда xx + 3x = −2 . Решим и это уравнение:

Огэ по математике уравнения с модулем

Получили корни Огэ по математике уравнения с модулеми −1.

Выполним проверку, подставив найденные корни в исходное уравнение. Проверим корень Огэ по математике уравнения с модулем

Огэ по математике уравнения с модулем

Видим, что при подстановке корня Огэ по математике уравнения с модулемисходное уравнение не обращается в верное равенство. Значит Огэ по математике уравнения с модулемне является корнем исходного уравнения.

Проверим теперь корень −1

Огэ по математике уравнения с модулем

Получили верное равенство. Значит из двух найденных решений только −1 является корнем уравнения.

Ответ: −1.

Здесь можно сделать важный вывод. В уравнениях с модулем найденные корни не всегда удовлетворяют исходному уравнению. Чтобы убедиться в правильности своего решения, нужно выполнять проверку, подставляя найденные корни в исходное уравнение.

Кроме того, проверить является ли найденное значение корнем уравнения можно с помощью условия, согласно которому был раскрыт модуль.

Так, в данном примере мы раскрывали модуль |x| для случаев когда подмодульное выражение больше или равно нулю, и когда подмодульное выражение меньше нуля:

Огэ по математике уравнения с модулем

Условия x≥0 и x x + 3x = −2 . Корнем этого уравнения стало число Огэ по математике уравнения с модулем. Это число не удовлетворяет условию x ≥ 0, согласно которому был раскрыт модуль |x| и согласно которому было получено уравнение x + 3x = −2 . Действительно, при подстановке числа Огэ по математике уравнения с модулемв неравенство x ≥ 0 получается неверное неравенство.

А при раскрытии модуля со знаком минус, получилось уравнение −x + 3x = −2 . Корнем этого уравнения стало число −1 . Это число удовлетворяет условию x −x + 3x = −2 . Действительно, при подстановке числа −1 в неравенство x получается верное неравенство.

Пример 3. Решить уравнение |1 − 2x| − 4x = −6

Решение

Огэ по математике уравнения с модулем

При раскрытии модуля |1 − 2x| со знаком плюс, получим уравнение 1 − 2x − 4x = −6 . Решим его:

Огэ по математике уравнения с модулем

При раскрытии модуля |1 − 2x| со знаком минус, получим уравнение −1 + 2x − 4x = −6. Решим его:

Огэ по математике уравнения с модулем

Получили корни Огэ по математике уравнения с модулеми Огэ по математике уравнения с модулем.

Корень Огэ по математике уравнения с модулемне удовлетворяет условию Огэ по математике уравнения с модулем, значит не является корнем исходного уравнения.

Корень Огэ по математике уравнения с модулемудовлетворяет условию Огэ по математике уравнения с модулем, значит является корнем исходного уравнения. Проверка также покажет это:

Огэ по математике уравнения с модулем

Ответ: Огэ по математике уравнения с модулем.

Пример 4. Решить уравнение | x 2 − 3x | = 0

Решение

Если модуль числа равен нулю, то подмодульное выражение тоже равно нулю:

Огэ по математике уравнения с модулем

То есть можно не раскрывать модуль. Достаточно узнать при каких значениях x подмодульное выражение равно нулю. В данном случае для этого нужно решить неполное квадратное уравнение:

Огэ по математике уравнения с модулем

Получили корни 0 и 3. Оба корня удовлетворяют исходному уравнению. Проверка показывает это:

Огэ по математике уравнения с модулем

Пример 5. Решить уравнение x 2 − 5|x| + 6 = 0

Выпишем отдельно модуль |x| и раскроем его:

Огэ по математике уравнения с модулем

При раскрытии модуля |x| со знаком плюс, исходное уравнение примет вид x 2 − 5x + 6 = 0 . Это квадратное уравнение. Решим его с помощью дискриминанта:

Огэ по математике уравнения с модулем

Оба корня удовлетворяют условию x ≥ 0 , значит являются корнями исходного уравнения.

При раскрытии модуля |x| со знаком минус, исходное уравнение примет вид x 2 + 5x + 6 = 0 . Это тоже квадратное уравнение. Решим его как и предыдущее:

Огэ по математике уравнения с модулем

При условии x ≥ 0 , модуль из уравнения раскрылся с плюсом, получились корни 3 и 2. Оба корня удовлетворяют условию x ≥ 0 , значит удовлетворяют и исходному уравнению.

При условии x , модуль из уравнения раскрылся с минусом, получились корни −2 и −3. Оба корня удовлетворяют условию x , значит удовлетворяют и исходному уравнению.

Ответ: 3, 2, −2 и −3.

Сведéние уравнения с модулем в совокупность

Большинство элементарных уравнений с модулем можно решить сведéнием их к так называемой совокупности уравнений.

Элементарными мы будем называть те уравнения с модулем, в которых левая часть является модулем из какого-то выражения, а правая часть — числом. Например, |x| = 3 или |2x − 1| = 3.

Решим наше самое первое уравнение |x − 2| = 5 сведéнием его к совокупности уравнений. Корнями этого уравнения были числа 7 и −3. Это уравнение тоже считается элементарным.

Если раскрыть модуль |x − 2| со знаком плюс, то уравнение |x − 2| = 5 примет вид x − 2 = 5 .

Если раскрыть модуль |x − 2| со знаком минус, то уравнение |x − 2| = 5 примет вид −(x − 2) = 5 , то есть −x + 2 = 5 .

Видим, что из уравнения |x − 2| = 5 получилось два уравнения: x − 2 = 5 и −x + 2 = 5 . Причём каждое из уравнений имеет свой собственный корень. Уравнение x − 2 = 5 имеет корень 7, а уравнение −x + 2 = 5 — корень −3

Выпишем уравнения x − 2 = 5 и −x + 2 = 5 и объединим их квадратной скобкой:

Огэ по математике уравнения с модулем

Такой вид записи называют совокупностью уравнений.

Совокупность уравнений — это несколько уравнений, объединённых квадратной скобкой, и имеющих множество решений, которые удовлетворяют хотя бы одному из уравнений, входящих в данную совокупность.

Так, число 7 является решением совокупности Огэ по математике уравнения с модулемпотому что это число удовлетворяет первому уравнению х − 2 = 5 .

Число −3 тоже является решением данной совокупности, поскольку удовлетворяет второму уравнению − х + 2 = 5.

Вместе же числа 7 и −3 образуют множество решений данной совокупности.

В отличие от системы уравнений, совокупность состоит из уравнений, которые не зависят друг от друга. Для каждого уравнения, входящего в совокупность, значение переменной x будет разным. А в системе уравнений значение переменной x удовлетворяет как первому уравнению, так и второму.

Решить совокупность уравнений означает найти множество решений, которые удовлетворяют хотя бы одному из уравнений, входящих в данную совокупность.

Решим каждое уравнение совокупности Огэ по математике уравнения с модулемпо-отдельности. Это обычные линейные уравнения, которые легко решаются:

Огэ по математике уравнения с модулем

Символ ⇔ как было ранее сказано означает равносильность. В данном случае он указывает на то, что все получающиеся совокупности равносильны друг другу.

Итак, мы получили корни 7 и −3. Поскольку эти два числа являются решениями совокупности Огэ по математике уравнения с модулем, то значит являются и решениями уравнения |x − 2| = 5.

В исходную совокупность можно включать условия, согласно которым был раскрыт модуль. В этом случае каждое уравнение вместе со своим условием обрамляется знаком системы.

Дополним предыдущую совокупность условиями, согласно которым был раскрыт модуль. К первому уравнению x − 2 = 5 добавим условие x − 2 ≥ 0 , а ко второму уравнению −x + 2 = 5 добавим условие x − 2

Огэ по математике уравнения с модулем

Решение каждого уравнения должно удовлетворять своему условию. Поэтому условия и уравнения обрамлены знáком системы.

Решим получившуюся совокупность с условиями. Условия являются неравенствами, которые тоже можно решать:

Огэ по математике уравнения с модулем

В первом случае получили корень 7 , который удовлетворяет своему условию x ≥ 2 . Во втором случае получили корень −3 , который удовлетворяет своему условию x .

Не следует бояться таких записей. Это лишь подробное решение, показывающее что откуда взялось. Чаще всего решение можно записать покороче.

Существует схема для сведéния в совокупность уравнения вида |x| = a . Выглядит эта схема так:

Огэ по математике уравнения с модулем

Данная схема легко позволяет свести уравнение с модулем в совокупность. Эту схему можно прочитать так: « Если выражение |x| равно a, то подмодульное выражение равно a или −a »

Квадратная скобка в совокупностях заменяет собой слово «или».

Например, уравнение |x| = 5 можно свести в совокупность, рассуждая так: если выражение |x| равно 5, то подмодульное выражение равно 5 или −5 .

Огэ по математике уравнения с модулем

А применительно к нашему предыдущему примеру можно рассуждать так: если |x − 2| равно 5 , то подмодульное выражение равно 5 или −5

Огэ по математике уравнения с модулем

Это та же самая совокупность, что и в прошлый раз. Убедитесь в этом, умножив обе части второго уравнения на −1.

В уравнениях где слева модуль, а справа число, мы будем чаще использовать именно такой способ записи совокупности. Он позволяет не прибегать к правилу раскрытия модуля, а сразу получить совокупность.

Но надо помнить, что эта схема будет работать только для уравнений вида |x| = a . То есть для уравнений, у которого слева модуль, а справа число.

Пример 2. Решить уравнение |2x − 1| = 3

Решение

У этого уравнения слева модуль, а справа число. Значит его можно свести в совокупность, воспользовавшись схемой Огэ по математике уравнения с модулем

Если выражение |2x − 1| равно 3, то подмодульное выражение 2x − 1 равно 3 или −3

Огэ по математике уравнения с модулем

Теперь решим каждое уравнение совокупности по отдельности:

Огэ по математике уравнения с модулем

Ответ: 2 и −1.

Пример 3. Решить уравнение |x + 2| − 3 = 8

Решение

В некоторых случаях прежде чем свести исходное уравнение в совокупность, его следует упростить.

Так, в данном случае −3 следует перенести в правую часть, изменив знак:

Огэ по математике уравнения с модулем

Получили уравнение |x + 2| = 11 . Если выражение |x + 2| равно 11, то подмодульное выражение x + 2 равно 11 или −11

Огэ по математике уравнения с модулем

Решим данную совокупность:

Огэ по математике уравнения с модулем

Ответ: 9 и −13.

Пример 4. Решить уравнение 4|x| + 4 = 2|x| + 10

Решение

Перенесём 2|x| из правой части в левую часть, а 4 перенесём из левой части в правую часть:

Разделим обе части получившегося уравнения на 2. Тогда получится простое уравнение с модулем:

Огэ по математике уравнения с модулем

Ответ: 3 и −3.

Пример 5. Решить уравнение Огэ по математике уравнения с модулем

Решение

Если выражение |2 − 5x 2 | равно 3, то подмодульное выражение 2 − 5x 2 равно 3 или −3

Огэ по математике уравнения с модулем

В обоих уравнениях перенесём 2 в правую часть, изменив знак:

Огэ по математике уравнения с модулем

В первом уравнении разделим обе части на −5. Во втором уравнении так же разделим обе части на −5. Тогда получим два квадратных уравнения

Огэ по математике уравнения с модулем

Первое уравнение не имеет корней, потому что квадрат любого числа положителен, а в данном случае он равен отрицательному числу. Корнями второго уравнения являются числа 1 и −1, поскольку вторая степень этих чисел равна единице.

Ответ: 1 и −1.

Пример 6. Решить уравнение |x + 6| + 4x = 5

Решение

Данное уравнение не является уравнением вида |x| = a , значит не получится воспользоваться схемой Огэ по математике уравнения с модулем.

Чтобы свести данное уравнение в совокупность, нужно сначала раскрыть его модуль, затем записать совокупность из получившихся уравнения.

Раскроем модуль |x + 6|

Огэ по математике уравнения с модулем

Если x + 6 ≥ 0 , то модуль раскроется со знаком плюс и тогда исходное уравнение примет вид x + 6 + 4x = 5

Если x + 6 , то модуль раскроется со знаком минус и тогда исходное уравнение примет вид − x − 6 + 4x = 5. Получим следующую совокупность:

Огэ по математике уравнения с модулем

Дальнейшее решение элементарно:

Огэ по математике уравнения с модулем

Из найденных корней только Огэ по математике уравнения с модулемявляется корнем исходного уравнения, поскольку удовлетворяет условию x ≥ −6 . А корень Огэ по математике уравнения с модулемне является корнем уравнения, поскольку не удовлетворяет условию x .

Ответ: Огэ по математике уравнения с модулем

Наиболее простой вид

Наиболее простой вид уравнения с модулем выглядит так:

где x — корень уравнения, a — произвольное число, бóльшее или рáвное нулю. То есть a ≥ 0

Если условие a ≥ 0 не выполнено, то уравнение |x|= a корней не имеет. Это следует из определения модуля. Действительно, модуль всегда неотрицателен.

Приведем несколько примеров уравнений вида |x| = a

Пример 1. Решить уравнение |x| = 2

Решение

В данном случае сразу видно, что корнями являются числа 2 и −2. Ведь если вместо x подставить эти числа, то получим верное равенство: |−2| = 2 и |2| = 2. Решение для этого уравнения можно записать, сведя его в совокупность:

«Если выражение |x| равно 2, то подмодульное выражение x равно 2 или −2«

Огэ по математике уравнения с модулем

Ответ: 2 и −2

Пример 2. Решить уравнение |−x| = 4

Решение

Если выражение |−x| равно 4, то подмодульное выражение равно 4 или −4

Огэ по математике уравнения с модулем

Умножим оба уравнения на −1

Огэ по математике уравнения с модулем

Ответ: −4 и 4.

Пример 3. Решить уравнение |x| = −7

В данном случае корней нет, поскольку модуль всегда неотрицателен. А в данном случае модуль равен отрицательному числу.

Если уравнение с модулем не имеет корней, обычно пишут что x принадлежит пустому множеству:

Напомним, что пустым называют множество, не имеющее элементов.

Модуль внутри модуля

Огэ по математике уравнения с модулем

В этом уравнении слева располагается модуль, который в свою очередь содержит внутри себя другой модуль, а справа уравнения располагается число. Такой вид уравнения с модулем можно решить, сведя его в совокупность с помощью схемы, которую мы рассмотрели ранее:

Огэ по математике уравнения с модулем

В нашем случае если выражение Огэ по математике уравнения с модулемравно 9, то подмодульное выражение |2 + x| + 3 равно 9 или −9

Огэ по математике уравнения с модулем

В получившейся совокупности имеется два уравнения с модулем. Эти уравнения тоже в свою очередь следует свести в совокупность. Но сначала немного упростим эти уравнения. В первом и во втором уравнении перенесем 3 в правую часть, изменив знак. Тогда получим:

Огэ по математике уравнения с модулем

Теперь сведём эти уравнения в совокупности. Первое уравнение распадётся на следующую совокупность:

Огэ по математике уравнения с модулем

Сразу решим совокупность Огэ по математике уравнения с модулем. Первый корень равен 4, второй −8.

Огэ по математике уравнения с модулем

Теперь решим второе уравнение |2 + x| = −12 . Но замечаем, что его правая часть равна отрицательному числу. Это уравнение не имеет корней, потому что модуль не может равняться отрицательному числу.

Значит уравнение Огэ по математике уравнения с модулемимеет корни 4 и −8 . Проверим эти корни, подставив их в исходное уравнение Огэ по математике уравнения с модулем

Огэ по математике уравнения с модулем

В данном случае оба корня удовлетворяют исходному уравнению.

Ответ: 4 и −8 .

Вообще, уравнение с модулем внутри которого содержится другой модуль, тоже решается различными способами. Какой способ использовать зависит от самогó уравнения. Решим например следующее уравнение:

Огэ по математике уравнения с модулем

Здесь уже нельзя использовать схему Огэ по математике уравнения с модулемпотому что слева располагается не только модуль, но и переменная x . Конечно, переменную x можно перенести в правую часть, и тогда можно будет свести данное уравнение в совокупность:

Огэ по математике уравнения с модулем

Но тогда справа появляется переменная x, на которую нужно будет вводить дополнительное ограничение, чтобы правая часть уравнения не стала отрицательной. Такой способ решения мы рассмотрим позже. А пока решим исходное уравнение с помощью правила раскрытия модуля.

Чтобы раскрыть модули данного уравнения нужно сначала определиться где внешний и где внутренний модуль.

В уравнении Огэ по математике уравнения с модулемвнешним модулем является полностью левая часть Огэ по математике уравнения с модулем, а внутренним модулем — выражение Огэ по математике уравнения с модулем

Огэ по математике уравнения с модулем

Значение внешнего модуля зависит от внутреннего модуля, и раскрываться внешний модуль будет исходя от результата который получился в результате вычисления его подмодульного содержимого.

Например, если x = 3 , то внутренний модуль |3 − x| примет значение 0, и в результате всё подмодульное выражение внешнего модуля станет равно −2 . А это значит что внешний модуль будет раскрываться с минусом.

||3 − x| − x + 1| = ||3 − 3| − 3 + 1| = ||0| − 3 + 1| = |−2| = −(−2) = 2

А если например x = −2 , то внутренний модуль |3 − x| примет значение 5, и в результате всё подмодульное выражение внешнего модуля станет равно 8. А это значит что внешний модуль будет раскрываться с плюсом:

||3 − x| − x + 1| = ||3 − (−2)| − (−2) + 1| = ||5| − (−2) + 1| = | 8 |=8

Поэтому решение будем начинать с раскрытия внутреннего модуля.

Если внутренний модуль раскроется с плюсом, то есть если 3 − x ≥ 0 (что равносильно неравенству x ≤ 3 ), то исходное уравнение примет вид:

Огэ по математике уравнения с модулем

Теперь уравнение имеет только внешний модуль. Решим его раскрыв модуль:

Огэ по математике уравнения с модулем

Если −2x + 4 ≥ 0, то:

Огэ по математике уравнения с модулем

Сейчас нас интересуют только те значения x при которых внутренний модуль раскрывается с плюсом, а это произойдет при условии x ≤ 3. Поэтому для наглядности рядом с найденным корнем указано, что он удовлетворяет условию x ≤ 3

Решаем далее. Если −2x + 4 , то:

Огэ по математике уравнения с модулем

Несмотря на то, что оба найденных корня удовлетворяют уравнению |−2x+4|=6−x , мы исключаем корень Огэ по математике уравнения с модулемиз решений, потому что нас сейчас интересуют только те значения x, при которых внутренний модуль изначального уравнения раскрывается с плюсом. Поэтому рядом с корнем Огэ по математике уравнения с модулемуказано, что он не удовлетворяет условию x ≤ 3 .

Итак, если внутренний модуль раскрывается с плюсом, исходное уравнение принимает вид |−2x + 4| = 6 − x и корнем этого уравнения является число −2 .

Теперь решим исходное уравнение для случая, когда внутренний модуль раскрывается с минусом, то есть когда 3 − x (что равносильно неравенству x > 3 ). Внутренний модуль будет раскрываться с минусом при всех значениях x больших 3.

Если внутренний модуль раскроется с минусом, то исходное уравнение примет вид:

Огэ по математике уравнения с модулем

Модуль −2 равен 2 . Тогда получаем простейшее линейное уравнение, корень которого равен 4

Огэ по математике уравнения с модулем

Получили корень 4 , который удовлетворяет условию x > 3 .

В итоге корнями уравнения являются числа −2 и 4.

Ответ: 2 и 4.

Пример 3. Решить уравнение ||x − 1| − 7| = 10

Решение

Слева располагается модуль, а справа число, значит можно применить схему:Огэ по математике уравнения с модулем

В данном случае если выражение ||x − 1| 7| равно 10, то подмодульное выражение |x 1| 7 равно 10 или 10. Получится совокупность из двух уравнений:

Огэ по математике уравнения с модулем

Упростим получившиеся уравнения. Перенесём число −7 в обоих уравнениях в правую часть, изменив знак:

Огэ по математике уравнения с модулем

Второе уравнение корней не имеет. Первое уравнение распадется на совокупность Огэ по математике уравнения с модулем, корни которой 18 и −16.

Огэ по математике уравнения с модулем

Ответ: 18 и −16 .

Решим это же уравнение с помощью раскрытия модулей. Начнем с внутреннего модуля.

Если x − 1 ≥ 0 (что равносильно x ≥ 1 ), то исходное уравнение примет вид:

Огэ по математике уравнения с модулем

Решим получившееся уравнение раскрыв модуль:

Огэ по математике уравнения с модулем

Далее решаем уравнение для случаев когда x − 8 ≥ 0 и x − 8

Огэ по математике уравнения с модулем

Сейчас нас интересуют те значения, при которых внутренний модуль исходного уравнения раскрывается с плюсом. А это будет при условии, что x ≥ 1 . Этому условию удовлетворяет только значение 18 , поэтому мы пометили его зеленой галочкой для наглядности.

Теперь решим исходное уравнение для случая, когда внутренний модуль раскрывается с минусом, то есть когда x − 1 (или что равносильно неравенству x ).

Если x − 1 , то исходное уравнение примет вид:

Огэ по математике уравнения с модулем

Решим получившееся уравнение раскрыв модуль:

Огэ по математике уравнения с модулем

Далее решаем уравнение для случаев когда −x − 6 ≥ 0 и −x − 6

Огэ по математике уравнения с модулем

Из найденных корней только −16 удовлетворяет условию x .

В итоге корнями уравнения ||x − 1| − 7| = 10 являются числа 18 и −16 .

Видно, что с помощью схемы Огэ по математике уравнения с модулемданное уравнение решилось легче и быстрее, чем способом раскрытия модулей.

Слева модуль, а справа выражение с переменной

Решим следующее уравнение с модулем:

Здесь так же применима схема:

Огэ по математике уравнения с модулем

То есть, если выражение |4x − 3| равно 3x, то подмодульное выражение 4x − 3 должно равняться 3x или −3x.

Огэ по математике уравнения с модулем

Но в исходном уравнении переменная x содержится не только под знáком модуля, но и в правой части. Нам пока неизвестно какое значение примет переменная x . Если x примет отрицательное значение, то правая часть станет полностью отрицательной. В этом случае корней не будет, потому что модуль не может равняться отрицательному числу.

Поэтому, если мы хотим решить данное уравнение, то при сведéнии его в совокупность, дополнительно следует ввести ограничение в виде условия 3x ≥ 0 . Это будет означать, что правая часть уравнения |4x − 3| = 3x должна быть больше либо равна нулю:

Огэ по математике уравнения с модулем

Совокупность и условие обрамлены знаком системы, потому что решения совокупности должны удовлетворять условию 3x ≥ 0.

Итак, решим совокупность. Условие 3x ≥ 0 является неравенством, которое тоже можно решить:

Огэ по математике уравнения с модулем

Получившиеся корни можно подставить в условие x ≥ 0 и посмотреть выполняется ли оно. Если выполняется, то найденные корни удовлетворяют уравнению. В данном случае при подстановке обеих корней в неравенство, оно выполняется. Проверка также показывает, что корни удовлетворяют уравнению:

Огэ по математике уравнения с модулем

Пример 2. Решить уравнение |2x − 1| = 5x − 10

Решение

Решим это уравнение таким же образом, как и предыдущее. Введём условие, требующее чтобы правая часть была больше либо равна нулю:

Огэ по математике уравнения с модулем

В данном случае только значение 3 удовлетворяет условию x ≥ 2 . Оно же является единственным корнем исходного уравнения. Проверка показывает это:

Огэ по математике уравнения с модулем

А число Огэ по математике уравнения с модулемне удовлетворяет условию x ≥ 2 и не является корнем исходного уравнения. Проверка также показывает это:

Огэ по математике уравнения с модулем

Видим, что модуль стал равен отрицательному числу, а это противоречит определению модуля и нашему условию x ≥ 2 .

Пример 3. Решить уравнение Огэ по математике уравнения с модулем

Решение

Это уравнение мы решили, когда учились решать уравнения с модулем внутри которых другой модуль. Теперь данное уравнение можно решить, сведя его в совокупность.

Для начала перенесём x в правую часть, изменив знак:

Огэ по математике уравнения с модулем

Теперь сведём данное уравнение в совокупность. Дополнительно введём условие в виде неравенства 6 − x ≥ 0

Огэ по математике уравнения с модулем

В левой части первого уравнения оставим модуль, остальные члены перенесём в правую часть. Тоже самое сделаем и со вторым уравнением. Также будем решать неравенство 6 − x ≥ 0 , оно позволит в конце проверять найденные корни на соответствие:

Огэ по математике уравнения с модулем

Решим первое уравнение. Оно распадётся на следующую совокупность:

Огэ по математике уравнения с модулем

Получились корни −2 и 8 . Из них только −2 удовлетворяет условию x ≤ 6 .

Теперь решим второе уравнение. Оно является уравнением, содержащим переменную в правой части. При сведении его в совокупность дополним его условием −7 + 2x ≥ 0

Огэ по математике уравнения с модулем

Огэ по математике уравнения с модулем

При решении второго уравнения получились корни Огэ по математике уравнения с модулеми 4. Прежде чем сверять их с условием x ≤ 6 следует сверить их с условием Огэ по математике уравнения с модулемпод которое решалось уравнение |3 − x| = −7 + 2 x . Условию Огэ по математике уравнения с модулемудовлетворяет только корень 4 .

В итоге корнями исходного уравнения Огэ по математике уравнения с модулемявляются числа −2 и 4.

Пример 4. Решить уравнение |4x + 20| = −6x

Решение

На первый взгляд покажется, что данное уравнение не имеет решений, потому что правая часть отрицательна. Но это не совсем так. Правая часть содержит переменную x, которая может принять отрицательное значение или ноль, и это приведёт к тому что правая часть станет положительной либо равной нулю. А такое уравнение имеет право на существование.

В данном случае мы решим это уравнение, сведя его в совокупность. Но при этом укажем, что правая часть должна быть больше или равна нулю:

Огэ по математике уравнения с модулем

Из найденных корней только корень −2 удовлетворяет исходному уравнению. Также он удовлетворяет нашему условию x ≤ 0 .

Ответ: −2.

Когда обе части — модули

Решим следующее уравнение:

Обе части этого уравнения являются модулями. Раскроем эти модули. Будем учитывать все возможные случаи при их раскрытии.

Случай 1. Если x + 7 ≥ 0 и 1 + 3x ≥ 0 , то модули в обеих частях раскроются со знаком плюс и тогда исходное уравнение примет вид:

Это простейшее линейное уравнение. Решим его:

Огэ по математике уравнения с модулем

Случай 2. Если x + 7 и 1 + 3x то модули в обеих частях раскроются со знаком минус и тогда исходное уравнение примет вид:

Раскроем скобки, получим:

Замечаем, что если умножить обе части этого уравнения на −1 , то получается уравнение x + 7 = 1 + 3 x . А это уравнение мы получали в результате раскрытия модулей со знаком плюс.

То есть уравнения x + 7 = 1 + 3x и −x − 7 = −1 − 3x являются равносильными, а значит имеют одни и те же корни. Убедимся в этом, решив уравнение −x − 7 = −1 − 3x

Огэ по математике уравнения с модулем

Поэтому, раскрыв модули со знаком плюс, нет необходимости раскрывать их со знаком минус, потому что в обоих случаях получаются уравнения, имеющие одни и те же корни.

Следующий случай это когда x + 7 ≥ 0 и 1 + 3x . Тогда исходное уравнение примет вид x + 7 = −1 − 3x. Найдём корень этого уравнения:

Огэ по математике уравнения с модулем

И последний случай это когда x + 7 и 1 + 3x ≥ 0 . Тогда уравнение примет вид −x − 7 = 1 + 3 x . Если умножить это уравнение на −1 , то получим уравнение x + 7 = −1 − 3x. А это уравнение мы получали, когда рассматривали предыдущий случай (случай x + 7 ≥ 0 и 1 + 3x ).

Следовательно, уравнение −x − 7 = 1 + 3x равносильно предыдущему уравнению x + 7 = −1 − 3 x . Убедимся в этом решив уравнение −x − 7 = 1 + 3x

Огэ по математике уравнения с модулем

Значит раскрыв левую часть со знаком плюс, а правую часть со знаком минус, нет необходимости раскрывать левую часть со знаком минус, а правую часть со знаком плюс, потому что в обоих случаях получаются уравнения, имеющие одни и те же корни.

Вообще, если в уравнении обе части являются модулями как в данном примере, то это уравнение можно свести в следующую совокупность:

Огэ по математике уравнения с модулем

В этой конструкции уравнение вида |a| = |b| сведено в совокупность из двух уравнений a = b и a = −b . Видно что первое уравнение получается путем раскрытия обоих модулей со знаком плюс, а второе уравнение — путем раскрытия модуля |a| со знаком плюс, а модуля |b| — со знаком минус.

Важно. Данная схема работает только тогда, когда обе части являются модулями без посторонних членов. Проще говоря, если будет дано уравнение, например |a| = |b| + c , то приведенную схему использовать нельзя.

Пример 2. Решить уравнение |2 − 3x| = |x + 5|

Решение

Обе части данного уравнения являются модулями. Воспользуемся схемой:

Огэ по математике уравнения с модулем

У нас получится совокупность из двух уравнений. В первом уравнении оба модуля будут раскрыты со знаком плюс, во втором уравнении — модуль |2 − 3x| будет раскрыт со знаком плюс, а модуль |x + 5| со знаком минус:

Огэ по математике уравнения с модулем

Огэ по математике уравнения с модулем

Ответ: Огэ по математике уравнения с модулеми Огэ по математике уравнения с модулем

Пример 3. Решить уравнение |x 2 − 13x + 35|=|35 − x 2 |

Решение

Обе части данного уравнения являются модулями. Воспользуемся схемой:

Огэ по математике уравнения с модулем

У нас получится совокупность из двух уравнений. В первом уравнении оба модуля будут раскрыты со знаком плюс. Во втором уравнении — модуль |x 2 − 13x + 35| будет раскрыт со знаком плюс, а модуль |35 − x 2 | со знаком минус:

Огэ по математике уравнения с модулем

Приведём подобные члены в обоих уравнениях:

Огэ по математике уравнения с модулем

Первое уравнение является неполным квадратным. Решим его, вынеся x за скобки. Второе уравнение решается элементарно:

Огэ по математике уравнения с модулем

Ответ: Огэ по математике уравнения с модулем, Огэ по математике уравнения с модулем, 0.

Когда решение — числовой промежуток

Нередко приходиться решать уравнения с модулем, где корнями являются не один или два числа, а числовой промежуток. Таковым, например, является уравнение:

Раскроем модуль этого уравнения:

Огэ по математике уравнения с модулем

Если раскрыть модуль со знаком плюс, то получается уравнение 5x + 3 = −5x − 3 . Решим его:

Огэ по математике уравнения с модулем

А если раскрыть модуль со знаком минус, то получится уравнение −5x − 3 = −5x − 3 . В этом уравнении обе части являются одинаковыми, а значит данное равенство является тождеством. Оно будет верно при любом значении x . Значит корнями уравнения −5x − 3 = −5x − 3 являются все числа от минус бесконечности до плюс бесконечности:

Но надо помнить про условия, согласно которым были раскрыты модули. В первом случае мы получили корень Огэ по математике уравнения с модулем. Он будет верен только при условии что Огэ по математике уравнения с модулем. Это условие соблюдено. Проверка также показывает что корень подходит:

Огэ по математике уравнения с модулем

Значит один из корней уравнений равен Огэ по математике уравнения с модулем

Во втором случае мы получили множество корней от минус бесконечности до плюс бесконечности. Но это будет верно только при условии что Огэ по математике уравнения с модулем

Например, если взять любое число из промежутка (−∞; +∞) , но которое не будет удовлетворять условию Огэ по математике уравнения с модулем, то это число не будет обращать наше уравнение в верное равенство.

Например, число 2 принадлежит промежутку (−∞; +∞), но не удовлетворяет условию Огэ по математике уравнения с модулем, а значит число 2 не является корнем исходного уравнения. Проверка также покажет это:

Огэ по математике уравнения с модулем

А если взять к примеру число −5 , то оно будет принадлежать промежутку (−∞; +∞) и удовлетворять условию Огэ по математике уравнения с модулем, а значит будет обращать исходное уравнение в верное равенство:

Огэ по математике уравнения с модулем

Поэтому ответ надо записать так, чтобы были выполнены оба условия Огэ по математике уравнения с модулеми Огэ по математике уравнения с модулем. Для наглядности нарисуем координатную прямую и обозначим её как x

Огэ по математике уравнения с модулемОтметим на ней наш первый корень Огэ по математике уравнения с модулем

Огэ по математике уравнения с модулем

Раскрыв модуль со знаком минус и решив получившееся уравнение, мы получили в ответе множество всех чисел от минус бесконечности до плюс бесконечности, но при этом было дано условие Огэ по математике уравнения с модулем. Значит более точным ответ в этом случае будет таким:

Корнями уравнения −5x − 3 = −5x − 3 при условии Огэ по математике уравнения с модулемявляются все числа от минус бесконечности до Огэ по математике уравнения с модулем

Значит на координатной прямой нужно заштриховать область слева от числа Огэ по математике уравнения с модулем. Они будут иллюстрировать числа, меньшие Огэ по математике уравнения с модулем

Огэ по математике уравнения с модулем

Число Огэ по математике уравнения с модулемтоже является верным корнем исходного уравнения. Он был получен при раскрытии модуля со знаком плюс. Поэтому на координатной прямой пустой кружок нужно закрасить. Так мы включим число Огэ по математике уравнения с модулемво множество решений:

Огэ по математике уравнения с модулем

Тогда окончательный ответ будет выглядеть так:

Огэ по математике уравнения с модулем

Ответ: Огэ по математике уравнения с модулем

Также, можно решить это уравнение сведя его в совокупность, дополнительно указав, что правая часть должна быть больше либо равна нулю:

Огэ по математике уравнения с модулем

Пример 2. Решить уравнение |2x − 3| = 3 − 2x

Решение

Огэ по математике уравнения с модулем

Решим исходное уравнение для случаев когда 2x − 3 ≥ 0 и 2x − 3

Огэ по математике уравнения с модулем

Огэ по математике уравнения с модулем

Ответ: Огэ по математике уравнения с модулем

Использование координатной прямой

Рассмотрим ещё один способ решения элементарных уравнений с модулем — с помощью координатной прямой. Этот способ используется редко, но знать о нём не помешает.

Решим наше самое первое уравнение |x − 2| = 5 с помощью координатной прямой. Напомним, что корнями этого уравнения были числа 7 и −3.

Модуль есть расстояние от начала координат до точки A . Либо расстояние между двумя числами на координатной прямой.

Расстояние между двумя числами выражается в виде разности |x1x2| , где x1 — первое число, x2 — второе число.

Если внимательно посмотреть на уравнение |x − 2|= 5 , то можно увидеть что его левая часть это расстояние от x до 2 (или от 2 до x) и это расстояние равно 5. Отмéтим на координатной прямой число x и число 2

Огэ по математике уравнения с модулем

Правая часть уравнения |x − 2|= 5 говорит о том, что расстояние от x до 2 составляет пять единиц:

Огэ по математике уравнения с модулем

Если расстояние от x до 2 равно 5, то и расстояние от 2 до x тоже равно 5. Это позволяет отсчитать пять целых шагов от числа 2 к числу x и таким образом узнать значение x

Огэ по математике уравнения с модулем

Видно, что отсчитав пять шагов влево мы попали в точку с координатой −3. А это один из корней, который мы находили для уравнения |x − 2|= 5.

Но пять целых шагов от числа 2 можно отсчитать не только влево, но и вправо:

Огэ по математике уравнения с модулем

Если отсчитать пять целых шагов вправо, то попадём в точку с координатой 7. Это тоже был корень уравнения |x − 2|= 5

Огэ по математике уравнения с модулем

Несколько модулей в одной части

Решим следующее уравнение:

Это уравнение содержит два модуля в левой части. Чтобы решить данное уравнение нужно раскрыть его модули. Рассмотреть нужно каждый из случаев:

  • когда оба модуля больше либо равны нулю;
  • когда оба модуля меньше нуля;
  • когда первый модуль больше либо равен нулю, а второй модуль меньше нуля;
  • когда первый модуль меньше нуля, а второй модуль больше либо равен нулю.

Не будем комментировать каждый случай, а сразу приведём решение:

Огэ по математике уравнения с модулем

Первые два случая корней не дали. В третьем случае нашелся корень 3, но он не удовлетворяет условиям x − 5 ≥ 0 и x , поэтому не является корнем исходного уравнения.

В четвёртом случае нашёлся корень 2, который удовлетворяет условиям x − 5 и x ≥ 0 . Также он удовлетворяет исходному уравнению.

Заметно, что такой способ решения уравнения неудобен. Если модулей в уравнении будет три, четыре или более, то придётся рассматривать намного больше случаев. Человек запутавшись, может забыть рассмотреть какой-то из случаев, и получится что уравнение решено не полностью.

Поэтому такой вид уравнения как в данном примере удобнее решать методом интервалов. Об этом мы поговорим в следующем уроке.

Видео:Как решать уравнения с модулем или Математический торт с кремом (часть 1) | МатематикаСкачать

Как решать уравнения с модулем или Математический торт с кремом (часть 1) | Математика

Уравнения с модулем

Эта статья посвящена приёмам решения различных уравнений и неравенств, содержащих
переменную под знаком модуля.

Если на экзамене вам попадётся уравнение или неравенство с модулем, его можно решить,
вообще не зная никаких специальных методов и пользуясь только определением модуля. Правда,
занять это может часа полтора драгоценного экзаменационного времени.

Поэтому мы и хотим рассказать вам о приёмах, упрощающих решение таких задач.

Прежде всего вспомним, что

Огэ по математике уравнения с модулем

Рассмотрим различные типы уравнений с модулем. (К неравенствам перейдём позже.)

Видео:Задание 23 из ОГЭ Построение графиков функций с модулем | МатематикаСкачать

Задание 23 из ОГЭ Построение графиков функций с модулем | Математика

Слева модуль, справа число

Это самый простой случай. Решим уравнение

Есть только два числа, модули которых равны четырём. Это 4 и −4. Следовательно, уравнение
равносильно совокупности двух простых:

Второе уравнение не имеет решений. Решения первого: x = 0 и x = 5.

Видео:Уравнения с модулем. Часть 2 | Математика | TutorOnlineСкачать

Уравнения с модулем. Часть 2  | Математика | TutorOnline

Переменная как под модулем, так и вне модуля

Здесь приходится раскрывать модуль по определению. . . или соображать!

Уравнение распадается на два случая, в зависимости от знака выражения под модулем.
Другими словами, оно равносильно совокупности двух систем:

Огэ по математике уравнения с модулемОгэ по математике уравнения с модулем

Решение первой системы: . У второй системы решений нет.
Ответ: 1.

Первый случай: x ≥ 3. Снимаем модуль:

Огэ по математике уравнения с модулем

Огэ по математике уравнения с модулем

Число , будучи отрицательным, не удовлетворяет условию x ≥ 3 и потому не является корнем исходного уравнения.

Выясним, удовлетворяет ли данному условию число . Для этого составим разность и определим её знак:

Значит, больше трёх и потому является корнем исходного уравнения

Стало быть, годятся лишь и .

Ответ: Огэ по математике уравнения с модулем

Видео:Уравнения с модулемСкачать

Уравнения с модулем

Квадратные уравнения с заменой |x| = t

Поскольку , удобно сделать замену |x| = t. Получаем:

Огэ по математике уравнения с модулем

Видео:Русские vs американцы. Как решаем мы, а как они | МатематикаСкачать

Русские vs американцы. Как решаем мы, а как они | Математика

Модуль равен модулю

Речь идёт об уравнениях вида |A| = |B|. Это — подарок судьбы. Никаких раскрытий модуля по определению! Всё просто:

Например, рассмотрим уравнение: . Оно равносильно следующей совокупности:

Остаётся решить каждое из уравнений совокупности и записать ответ.

Видео:Математика | Двойной модуль. ОГЭСкачать

Математика | Двойной модуль. ОГЭ

Два или несколько модулей

Не будем возиться с каждым модулем по отдельности и раскрывать его по определению — слишком много получится вариантов. Существует более рациональный способ — метод интервалов.

Выражения под модулями обращаются в нуль в точках x = 1, x = 2 и x = 3. Эти точки делят числовую прямую на четыре промежутка (интервала). Отметим на числовой прямой эти точки и расставим знаки для каждого из выражений под модулями на полученных интервалах. (Порядок следования знаков совпадает с порядком следования соответствующих модулей в уравнении.)

Огэ по математике уравнения с модулем

Таким образом, нам нужно рассмотреть четыре случая — когда x находится в каждом из интервалов.

Случай 1: x ≥ 3. Все модули снимаются «с плюсом»:

Огэ по математике уравнения с модулем

Полученное значение x = 5 удовлетворяет условию x ≥ 3 и потому является корнем исходного уравнения.

Случай 2: 2 ≤ x ≤ 3. Последний модуль теперь снимается «с минусом»:

Огэ по математике уравнения с модулем

Полученное значение x также годится — оно принадлежит рассматриваемому промежутку.

Случай 3: 1 ≤ x ≤ 2. Второй и третий модули снимаются «с минусом»:

Огэ по математике уравнения с модулем

Мы получили верное числовое равенство при любом x из рассматриваемого промежутка [1; 2] служат решениями данного уравнения.

Случай 4: x ≤ 1 ≤ 1. Второй и третий модули снимаются «с минусом»:

Огэ по математике уравнения с модулем

Ничего нового. Мы и так знаем, что x = 1 является решением.

Видео:Задание 9 на ОГЭ по математике 2023 / Разбираем все типы уравнений за 5 минут!Скачать

Задание 9 на ОГЭ по математике 2023 / Разбираем все типы уравнений за 5 минут!

Модуль в модуле

Начинаем с раскрытия внутреннего модуля.

1) x ≤ 3. Получаем:

Огэ по математике уравнения с модулем

Выражение под модулем обращается в нуль при Огэ по математике уравнения с модулем. Данная точка принадлежит рассматриваемому
промежутку. Поэтому приходится разбирать два подслучая.

1.1) Огэ по математике уравнения с модулемПолучаем в этом случае:

Огэ по математике уравнения с модулем

Это значение x не годится, так как не принадлежит рассматриваемому промежутку.

1.2) Огэ по математике уравнения с модулем. Тогда:

Огэ по математике уравнения с модулем

Это значение x также не годится.

Итак, при x ≤ 3 решений нет. Переходим ко второму случаю.

Огэ по математике уравнения с модулем

Здесь нам повезло: выражение x + 2 положительно в рассматриваемом промежутке! Поэтому никаких подслучаев уже не будет: модуль снимается «с плюсом»:

Огэ по математике уравнения с модулем

Это значение x находится в рассматриваемом промежутке и потому является корнем исходного уравнения.

Так решаются все задачи данного типа — раскрываем вложенные модули по очереди, начиная с внутреннего.

Читайте также о том, как решать неравенства с модулем.

Видео:Как сдать ОГЭ по математике за 9 минут? | ОГЭ 2023 | УмскулСкачать

Как сдать ОГЭ по математике за 9 минут? | ОГЭ 2023 | Умскул

Презентация Проект «Модуль числа в заданиях ОГЭ».

Огэ по математике уравнения с модулем

В презентации приведены примеры заданий ОГЭ и ЕГЭ, при решении которых используется понятие модуля числа: уравнения и неравенства с модулями; построение графиков функций, содержащих модули; преобразование корней.

Просмотр содержимого документа
«Презентация Проект «Модуль числа в заданиях ОГЭ».»

Огэ по математике уравнения с модулем

Проект Модуль числа в заданиях ОГЭ.

Автор работы: Димитрова Алина

Руководитель проекта: Вислова М.Г.

МКОУ Краснофлотская СОШ

Огэ по математике уравнения с модулем

  • закрепить навыки решения уравнений и неравенств с модулями методом интервалов;
  • научиться строить графики функций с модулями;
  • развить коммуникативные и общеобразовательные навыки;
  • подготовиться к ОГЭ.

Огэ по математике уравнения с модулем

  • Собрать и систематизировать материал по данной теме.
  • Научиться решать уравнения и неравенства с модулем методом интервалов.
  • Научиться строить графики функций, содержащих модули.
  • Совершенствовать навыки создания презентаций и проектов.

Огэ по математике уравнения с модулем

1. Отбор задач нужного вида.

2. Поиск, отбор и систематизация теоретических сведений по теме.

3. Решение типовых задач.

4. Подборка задач данных типов и их решение.

5. Подведение итогов.

6. Создание проекта.

7. Защита проекта на уроке-конференции.

Огэ по математике уравнения с модулем

Исследование дополнительных материалов:

Я использовала интернет-ресурсы, справочники для подготовки к экзаменам и выбрала наиболее интересную и понятную информацию.

Данная тема актуальна тем, что мы являемся учениками 9 класса и нам предстоит писать ОГЭ и ЕГЭ по математике, в которые входят задания данных типов. Важно научиться грамотно это делать, чтобы быть уверенными в своих силах.

Огэ по математике уравнения с модулем

Модулем действительного числа a называется само это число, если и противоположное число – a, если a

Модулем числа называется расстояние (в единичных отрезках) от начала отсчёта до точки, изображающей это число на координатной прямой.

Огэ по математике уравнения с модулем

Термин «модуль» (от лат. modulus – мера) ввел английский математик Р.Котес (1682 – 1716), а знак модуля – немецкий математик К.Вейерштрасс (1815 – 1897) в 1841г.

Огэ по математике уравнения с модулем

Решим уравнение, пользуясь определением модуля.

2 и 8 – корни уравнения.

Огэ по математике уравнения с модулем

-6;6 –корни уравнения .

Огэ по математике уравнения с модулем

В правой части уравнения содержится выражение с переменной. Поэтому уравнение имеет решение при условии, что

Огэ по математике уравнения с модулем

4 – корень уравнения.

Огэ по математике уравнения с модулем

Задания для самостоятельного решения:

Огэ по математике уравнения с модулем

Метод интервалов решения уравнений и неравенств, содержащих модуль.

Рассмотрим метод интервалов на примере решения уравнения

Чтобы решить данное уравнение, необходимо раскрыть модули. Для этого выделим интервалы, на каждом из которых выражения, стоящие под знаком модуля, принимают только положительные или отрицательные значения. Отыскание таких интервалов основано на теореме:

Если на интервале (а;b) функция f непрерывна и не обращается в нуль, то она на этом интервале сохраняет знак.

Огэ по математике уравнения с модулем

Чтобы выделить интервалы знакопостоянства, найдем точки, в которых выражения под знаком модуля обращаются в нуль:

х+3 = 0, х – 5 = 0, 1 – х = 0,

х = — 3, х = 5, х = 1.

Полученные точки разобьют координатную прямую на искомые интервалы:

Решим уравнение на каждом интервале.

Огэ по математике уравнения с модулем

  • то

Огэ по математике уравнения с модулем

Огэ по математике уравнения с модулем

-3; — корни уравнения.

Огэ по математике уравнения с модулем

Найдем интервалы знакопостоянства:

Решим неравенство на каждом интервале.

но – 2 не принадлежит промежутку .

Огэ по математике уравнения с модулем

для любых значений

Таким образом, решением данного неравенства являюся все числа из отрезка от – 2 до 1.

Огэ по математике уравнения с модулем

Неравенства с модулями в ЕГЭ.

Огэ по математике уравнения с модулем

Огэ по математике уравнения с модулем

Модуль и преобразование корней в ОГЭ .

Понятие модуля находит применение при оперировании арифметическими корнями. Так как арифметический квадратный корень из числа может принимать только неотрицательное значение, то при записи этих значений используется модуль. В общем случае справедливо тождество :

Огэ по математике уравнения с модулем

Задания для самостоятельного решения .

Найдите значение выражения:

Огэ по математике уравнения с модулем0. Найдем координаты вершины параболы: » width=»640″

Модуль и графики функций.

Постройте график функции и определите, при каких значениях m прямая у = m имеет с графиком ровно две общие точки.

Воспользуемся определением модуля:

  • Если то Графиком функции является парабола, ветви которой направлены вверх, т.к. a 0. Найдем координаты вершины параболы:

Огэ по математике уравнения с модулем0 . Найдем координаты вершины параболы: 3. Построим график функции: » width=»640″

2. Если то Графиком функции является парабола, ветви которой направлены вверх, т.к. a 0 . Найдем координаты вершины параболы:

3. Построим график функции:

Огэ по математике уравнения с модулем Огэ по математике уравнения с модулем

Прямая у = m – это прямая, параллельная оси абсцисс. При m = 4 эта прямая имеет с графиком функции три общие точки, при четыре общие точки, а при — ровно две общие точки.

Огэ по математике уравнения с модулем

Задания для самостоятельного решения.

  • Постройте график функции Определите, при каких значениях m прямая у = m имеет с графиком ровно две общие точки.
  • Постройте график функции и определите, при каких значениях m прямая у = m имеет с графиком не менее одной, но не более трех общих точек.
  • Постройте график функции . Определите, при каких значениях m прямая у = m не имеет с графиком ни одной общей точки.

Огэ по математике уравнения с модулем

4. Постройте график функции

5. Постройте график функции . Определите, при каких значениях m прямая у = m имеет с графиком ровно две общие точки.

6. Постройте график функции . Определите, при каких значениях k прямая у = kx не имеет с графиком ни одной общей точки.

Огэ по математике уравнения с модулем

7. Постройте график функции Определите, при каких значениях m прямая у = m имеет с графиком ровно одну общую точку.

8. Постройте график функции Найдите наибольшее количество общих точек графика с прямой, параллельной оси абсцисс.

🌟 Видео

ВСЕ ТИПЫ 20 ЗАДАНИЕ 2 ЧАСТЬ ОГЭ МАТЕМАТИКА 2023Скачать

ВСЕ ТИПЫ 20 ЗАДАНИЕ 2 ЧАСТЬ ОГЭ МАТЕМАТИКА 2023

УРАВНЕНИЕ ПО МОДУЛЮ 😉 #shorts #егэ #огэ #математика #профильныйегэСкачать

УРАВНЕНИЕ ПО МОДУЛЮ 😉 #shorts #егэ #огэ #математика #профильныйегэ

Уравнение с модулемСкачать

Уравнение с модулем

ОГЭ по математике. Решаем уравнения | МатематикаСкачать

ОГЭ по математике. Решаем уравнения | Математика

НЕРАВЕНСТВА С МОДУЛЕМ 😉 ЧАСТЬ I #shorts #математика #егэ #огэ #профильныйегэСкачать

НЕРАВЕНСТВА С МОДУЛЕМ 😉 ЧАСТЬ I #shorts #математика #егэ #огэ #профильныйегэ

Уравнения с модулем - все типы задач - ОГЭ математика 2021Скачать

Уравнения с модулем - все типы задач -   ОГЭ математика 2021

Как решать уравнение с модулем Уравнение с модулями как решать Как раскрыть модуль в уравненииСкачать

Как решать уравнение с модулем Уравнение с модулями как решать Как раскрыть модуль в уравнении

Неравенства с модулем | Математика | TutorOnlineСкачать

Неравенства с модулем | Математика | TutorOnline

УРАВНЕНИЕ С МОДУЛЯМИ ЧАСТЬ I #shorts #математика #егэ #огэ #профильныйегэСкачать

УРАВНЕНИЕ С МОДУЛЯМИ  ЧАСТЬ I  #shorts #математика #егэ #огэ #профильныйегэ

Задание 21 ОГЭ 2019 по математике .Уравнения с модулем (часть 1).Скачать

Задание 21 ОГЭ 2019 по математике .Уравнения с модулем (часть 1).

Контрольная работа. Уравнения с МОДУЛЕМСкачать

Контрольная работа. Уравнения с МОДУЛЕМ
Поделиться или сохранить к себе: