Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Содержание
  1. Методы решения уравнений — обзор
  2. Метод введения новой переменной (замены переменной)
  3. Метод разложения на множители
  4. Метод решения уравнений «дробь равна нулю»
  5. Метод решения уравнений через преобразования
  6. Метод решения уравнений, сводящихся к числовым равенствам
  7. Функционально-графический метод
  8. Графический метод
  9. Метод, базирующийся на возрастании-убывании функций
  10. Метод оценки
  11. Метод освобождения от внешней функции
  12. Метод решения уравнений через ОДЗ
  13. Метод возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень
  14. Метод решения уравнений по определению логарифма
  15. Метод потенцирования
  16. Метод логарифмирования
  17. Решение уравнения методом введения новой переменной
  18. Просмотр содержимого документа «Решение уравнения методом введения новой переменной»
  19. Уравнения с одной переменной
  20. Определение уравнения. Корни уравнения
  21. Пример 1.
  22. Пример 2.
  23. Пример 3.
  24. Равносильность уравнений
  25. Линейные уравнения
  26. Пример 1.
  27. Пример 2.
  28. Квадратные уравнения
  29. Пример 1.
  30. Пример 2.
  31. Пример 3.
  32. Рациональные уравнения
  33. Пример:
  34. Решение уравнения р(х) = 0 методом разложения его левой части на множители
  35. Пример 1.
  36. Пример 2.
  37. Решение уравнений методом введения новой переменной
  38. Пример 1.
  39. Пример 2.
  40. Биквадратные уравнения
  41. Пример:
  42. Решение задач с помощью составления уравнений
  43. Иррациональные уравнения
  44. Пример 1.
  45. Пример 2.
  46. Пример 3.
  47. Показательные уравнения
  48. Пример 1.
  49. Пример 2.
  50. Пример 3.
  51. Логарифмические уравнения
  52. Пример 1.
  53. Пример 2.
  54. Пример 3.
  55. Примеры решения показательно-логарифмических уравнений
  56. Пример 1.
  57. Пример 2.
  58. Пример 3.
  59. 📽️ Видео

Видео:Решение уравнения методом замены переменнойСкачать

Решение уравнения методом замены переменной

Методы решения уравнений — обзор

В этой статье дан краткий обзор всех основных методов решения уравнений. Здесь также приведены ссылки на материалы с подробной информацией по каждому методу. Это дает возможность познакомиться со всеми методами решения уравнений, а в случае необходимости — изучить методы решения уравнений углубленно.

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Видео:§101 Метод введения новой переменнойСкачать

§101 Метод введения новой переменной

Метод введения новой переменной (замены переменной)

Метод введения новой переменной, он же метод замены переменной, позволяет решать уравнения f(g(x))=0 или f1(g(x))=f2(g(x)) , где f , f1 и f2 – некоторые функции, а x – неизвестная переменная, а также уравнения, которые могут быть приведены к указанному виду. Состоит метод во введении новой переменной t=g(x) . Введение переменной позволяет от исходного уравнения f(g(x))=0 или f1(g(x))=f2(g(x)) перейти к уравнению с новой переменной f(t)=0 или f1(t)=f2(t) соответственно. Дальше находятся корни полученного уравнения с новой переменной: t1, t2, …, tn . После этого осуществляется возврат к старой переменной, для чего составляется совокупность уравнений g(x)=t1, g(x)=t2, …, g(x)=tn . Решение этой совокупности дает интересующее нас решение исходного уравнения.

Например, метод введения новой переменной позволяет решить уравнение . Здесь стоит принять . Это позволяет перейти от исходного уравнения к квадратному уравнению t 2 −3·t+2=0 с новой переменной t , которое имеет два корня t1=1 и t2=2 . Обратная замена происходит путем составления совокупности двух уравнений и . Это рациональные уравнения. Решением первого является x=2 , а решением второго является x=1,5 . Так методом введения новой переменной получено решение исходного уравнения: 1,5 , 2 .

Подробное описание метода введения новой переменной, включающее обоснование метода, алгоритм решения уравнений этим методом и примеры решения характерных уравнений, дано в этой статье.

Видео:Решение биквадратных уравнений. 8 класс.Скачать

Решение биквадратных уравнений. 8 класс.

Метод разложения на множители

Метод разложения на множители предназначен для решения уравнений f1(x)·f2(x)·…·fn(x)=0 , где f1(x), f2(x),…, fn(x) – некоторые выражения, x – переменная. То есть, методом разложения на множители решаются уравнения, в левой части которых находится произведение нескольких выражений, а в правой – нуль. Суть метода состоит в замене решения уравнения f1(x)·f2(x)·…·fn(x)=0 решением совокупности уравнений f1(x)=0, f2(x)=0, …, fn(x)=0 на области допустимых значений (ОДЗ) для исходного уравнения.

Приведем простой пример. Уравнение может быть решено методом разложения на множители. Переходим от исходного уравнения к совокупности двух уравнений и . Иррациональное уравнение имеет единственное решение x1=1 . Логарифмическое уравнение тоже имеет единственное решение x2=4 . Значит, совокупность уравнений имеет два решения x1=1 , x2=4 . Но области допустимых значений для исходного уравнения, которой является множество (3, +∞) , принадлежит лишь одно из решений x1=1 , x2=4 , а именно, x2=4 . Оно и является единственным корнем уравнения .

Подробное описание этого метода и решения других характерных примеров смотрите в статье «метод разложения на множители».

Видео:Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ.  | Математика

Метод решения уравнений «дробь равна нулю»

Из названия понятно, что этот метод используется при решении уравнений f(x)/g(x)=0 . Например, он позволяет решить уравнение . Метод состоит в переходе от решения уравнения f(x)/g(x)=0 к решению уравнения f(x)=0 на ОДЗ для исходного уравнения. Следовательно, чтобы решить уравнение , надо решить уравнение (x−1)·(x 2 −4)=0 на ОДЗ для исходного уравнения.

Обоснование метода и примеры с решениями смотрите здесь.

Видео:3.1 Интегрирование методом замены переменной. Часть 1Скачать

3.1 Интегрирование методом замены переменной. Часть 1

Метод решения уравнений через преобразования

Метод базируется на преобразовании уравнений с целью выстраивания последовательностей равносильных уравнений и уравнений-следствий со сравнительно простыми последними уравнениями, по решениям которых находятся решения исходных уравнений.

Например, для решения уравнения 3·x 4 −48=0 последовательно проводятся два преобразования: переносится слагаемое −48 из левой части уравнения в правую с противоположным знаком, после чего проводится деление обеих частей уравнения на число 3 . В результате получается равносильное уравнение x 4 =16 , причем очень простое в плане решения. Оно имеет два корня x1=−2 и x2=2 . Они и составляют решение исходного уравнения.

Вот другой пример. Замена выражения в левой части уравнения тождественно равным выражением (x−1)·(x+2) дает уравнение-следствие (x−1)·(x+2)=0 , имеющее два корня x1=1 и x2=−2 . Проверка показывает, что только первый корень является корнем исходного уравнения, а второй корень – посторонний.

Какие преобразования используются при решении уравнений? Когда нужно делать проверку для отсеивания посторонних корней, а когда такую проверку делать необязательно? Ответы на эти и многие другие вопросы по теме есть в этом материале.

Видео:Общие методы решения уравнений | Алгебра 11 класс #26 | ИнфоурокСкачать

Общие методы решения уравнений | Алгебра 11 класс #26 | Инфоурок

Метод решения уравнений, сводящихся к числовым равенствам

Иногда в результате преобразования уравнений получаются числовые равенства. Например, уравнение сводится к верному числовому равенству 0=0 , а уравнение сводится к неверному числовому равенству 0=5 . Решением уравнений, сводящихся к верным числовым равенствам, является множество, совпадающее с ОДЗ для исходного уравнения. Так, решением уравнения является множество x≥0 . А уравнения, сводящиеся к неверным числовым равенствам, не имеют решений. То есть, уравнение не имеет решений.

Здесь есть один нюанс. Если среди преобразований, приводящих уравнение к верному числовому равенству, есть возведение обеих частей уравнения в одну и ту же четную степень, то нельзя утверждать, что решением уравнения является любое число из ОДЗ. Этот нюанс разобран в статье «решение уравнений, сводящихся к числовым равенствам».

Видео:9 класс, 11 урок, Методы решения систем уравненийСкачать

9 класс, 11 урок, Методы решения систем уравнений

Функционально-графический метод

Обзор методов решения уравнений продолжаем функционально-графическии методом. Этот метод предполагает использование функций, отвечающих частям решаемого уравнения, а точнее, их графиков и свойств. Можно выделить три основных направления функционально-графического метода:

  • Графический метод
  • Метод, базирующийся на возрастании-убывании функций
  • Метод оценки

Давайте рассмотрим их.

Графический метод

Первое направление базируется на использовании графиков функций. Это так называемый графический метод решения уравнений. По этому методу, во-первых, выполняется построение в одной прямоугольной системе координат графиков функций, отвечающих частям уравнения. Во-вторых, по чертежу определяется количество точек пересечения графиков, сколько точек пересечения – столько и корней у решаемого уравнения. В-третьих, определяются абсциссы точек пересечения – это значения корней.

Например, графически можно решить уравнение . Из чертежа, приведенного ниже, видно, что графики имеют единственную точку пересечения с абсциссой 2 . Это единственный корень уравнения.

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Метод, базирующийся на возрастании-убывании функций

Второе направление в своей основе имеет использование свойств возрастающих и убывающих функций. Соответствующий метод используется тогда, когда есть возможность подобрать корень уравнения и доказать возрастание функции, отвечающей одной из частей уравнения, и убывание функции, отвечающей другой части уравнения. В этом случае подобранный корень является единственным.
Приведем пример. Для уравнения 3 (1−x) 3 +1=2 x несложно подобрать корень, им является число 1 . Также несложно обосновать убывание функции, соответствующей левой части уравнения, и возрастание функции, отвечающей правой части уравнения. Это доказывает единственность подобранного корня.

За более полной информацией следуйте сюда

Метод оценки

Третье направление основано на использовании свойств ограниченности функций. Это так называемый метод оценки. Согласно этому методу, в первую очередь нужно оценить значения выражений, находящихся в левой и правой части уравнения. Если множества, соответствующие полученным оценкам, не пересекаются, то уравнение не имеет корней. Если множества имеют конечное число общих элементов t1 , t2 , …, tn , то решение уравнения f(x)=g(x) заменяется решением совокупности систем , , …, . Если же множества, соответствующие оценкам имеют бесконечно много общих элементов, то надо либо уточнять оценки, либо искать другой метод решения.

Например, методом оценки можно решить уравнение . Значения левой части этого уравнения не превосходят нуля, а значения правой части не меньше нуля. Это позволяет перейти к системе , решение которой дает искомое решение уравнения.

Видео:Решение рациональных уравнений методом введения новой переменной | Алгебра 8 класс #37 | ИнфоурокСкачать

Решение рациональных уравнений методом введения новой переменной | Алгебра 8 класс #37 | Инфоурок

Метод освобождения от внешней функции

Метод освобождения от внешней функции используется для решения уравнений h(f(x))=h(g(x)) , где f , g и h – функции, причем функция y=h(t) принимает каждое свое значение по одному разу, в частности, строго возрастает или строго убывает, а x – независимая переменная. Этот метод состоит в переходе от уравнения h(f(x))=h(g(x)) к уравнению f(x)=g(x) на ОДЗ для исходного уравнения.

Например, методом освобождения от внешней функции можно решить уравнение . Здесь в качестве внешней функции выступает y=h(t) , где . Эта функция возрастающая как сумма двух возрастающих функций и , значит, каждое свое значение она принимает по одному разу. Это позволяет перейти от исходного уравнения к уравнению . Равносильные преобразования позволяют привести последнее уравнение к квадратному уравнению x 2 +x−2=0 , которое имеет два корня x1=−2 и x2=1 . Из этих корней только x1=−2 принадлежит ОДЗ для исходного уравнения. Следовательно, x1=−2 – единственный корень исходного уравнения.

Рекомендуем детально разобраться с этим методом решения уравнений, обратившись к материалу статьи «метод освобождения от внешней функции».

Видео:Алгебра 9 класс. Решение систем уравнений методом замены переменныхСкачать

Алгебра 9 класс. Решение систем уравнений методом замены переменных

Метод решения уравнений через ОДЗ

Через ОДЗ решаются уравнения, области допустимых значений которых являются либо пустыми множествами, либо состоят из конечного количества чисел. Когда ОДЗ есть пустое множество, уравнение не имеет решений. Когда ОДЗ состоит из конечного количества чисел, то следует по очереди проверить эти числа через подстановку. Те из них, которые удовлетворяют решаемому уравнению являются его корнями, остальные – не являются.

Например, уравнение не имеет решений, так как ОДЗ для него есть пустое множество. А для уравнения ОДЗ состоит из двух чисел −1 и 7 . Проверка подстановкой показывает, что −1 является корнем уравнения, а 7 – не является.

Более полная информация по этому методу решения уравнений содержится в этой статье.

Видео:Решение уравнений методом введения новой переменнойСкачать

Решение уравнений методом введения новой переменной

Метод возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень

Этот метод, в основном, используется для решения иррациональных уравнений. Он заключается в возведении обеих частей уравнения в одну и ту же степень с целью избавления от корней. Например, возведение обеих частей уравнения в квадрат дает уравнение без корня 1−5·x=(x−3) 2 . Возведение в нечетную степень дает равносильное уравнение. Возведение в четную степень в общем случае дает уравнение-следствие, поэтому, при этом необходимо позаботиться об отсеивании посторонних корней. Причем отсеивание следует проводить способом, не связанным с ОДЗ, обычно, через проверку подстановкой, так как возведение частей уравнения в четную степень может приводить к появлению посторонних корней в рамках ОДЗ.

Аналогично разбираемый метод может использоваться и для решения уравнений, в которых фигурируют степени с рациональными и иррациональными показателями. Решения соответствующих примеров смотрите здесь.

Видео:Алгебра Система уравнений Метод замены переменной № 6.22 9 классСкачать

Алгебра Система уравнений Метод замены переменной № 6.22  9 класс

Метод решения уравнений по определению логарифма

По определению логарифма, как правило, решают уравнения следующего вида logh(x)f(x)=g(x) , например, log2(x 2 +4·x+3)=3 , log2(9−2 x )=3−x , logx(3·x lgx +4)=2·lgx и т.п.

Согласно методу решения уравнений по определению логарифма, решение уравнения logh(x)f(x)=g(x) заменяется решением уравнения f(x)=(h(x)) g(x) на ОДЗ переменной x для исходного уравнения. Например, от уравнения logx(3·x lgx +4)=2·lgx можно перейти к уравнению 3·x lgx +4=x 2·lgx на ОДЗ для исходного уравнения.

Более полная информация содержится в основной статье.

Видео:11 класс, 27 урок, Общие методы решения уравненийСкачать

11 класс, 27 урок, Общие методы решения уравнений

Метод потенцирования

Методом потенцирования решаются логарифмические уравнения, обе части которых являются логарифмами по одному и тому же основанию, например, lgx=lg(3·x+5) , и т.п. Метод заключается в замене решения уравнения logh(x)f(x)=logh(x)g(x) решением уравнения f(x)=g(x) на ОДЗ для исходного уравнения. По этому методу от уравнения lgx=lg(3·x+5) следует перейти к уравнению x=3·x+5 на ОДЗ для исходного уравнения, которая определяется двумя условиями: x>0 , 3·x+5>0 .

Обоснование метода и примеры с подробными решениями смотрите в этой статье.

Видео:Решение системы нелинейных уравнений методом введения новой переменной. 9 класс алгебра.Скачать

Решение системы нелинейных уравнений методом введения новой переменной. 9 класс алгебра.

Метод логарифмирования

Метод подразумевает логарифмирование обеих частей уравнения по одному и тому же основанию. К нему следует прибегать тогда, когда логарифмирование позволяет избавиться от степеней с переменной в показателях. В частности, его можно использовать для решения показательных уравнений, обе части которых являются степенями с одинаковыми основаниями, например, 5 1−x =5 2·x+1 . Почленное логарифмирование этого уравнения дает очень простое уравнение 1−x=2·x+1 , решение которого дает решение исходного уравнения.

Также метод подходит для решения показательных уравнений, степени в которых имеют разные основания и отличающиеся показатели, например, . Более того, метод логарифмирования является чуть ли не основным методом решения показательно-степенных уравнений, вроде таких x lgx−1 =100 , .

Более детальная информация и примеры с решениями есть в этом материале.

Видео:Урок № 17. Тригонометрические уравнения. Метод введения новой переменной.Скачать

Урок № 17. Тригонометрические уравнения. Метод введения новой переменной.

Решение уравнения методом введения новой переменной

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Математика. Уравнения. 283гр. Дистанционное обучение.

Просмотр содержимого документа
«Решение уравнения методом введения новой переменной»

21.04.20. Задание: Записать конспект и решить уравнения

Тема: Основные приемы решения уравнений:

Решение уравнения методом введения новой переменной

Метод введения новой переменной:

1. в уравнении какая-то его часть заменяется другой переменной (a, y, t. )

(прежнее неизвестное одновременно с новым в уравнении быть не может);

2. решается новое уравнение;

3. возвращаются к обозначенному и, используя полученное число (корни), вычисляют требуемое неизвестное.

Пример: Решить уравнение (2x−21) 2 −5(2x−21)+4=0.

Это уравнение можно решить и без использования новой переменной (раскрываются скобки по формуле разности квадратов и т. д.), но решение будет длинным и с большими числами.

Используем то, что обе скобки равны.

Обозначаем 2x−21=y. Получается простое квадратное уравнение:

D=b 2 -4ac=(-5) 2 -4•1•4=25-16=9

Возвращаемся к обозначенному:

Методом введения новой переменной решаются биквадратные уравнения:

ax 4 +bx 2 +c=0, где a,b,c ∈R; x 2 =y; ay 2 +by+c=0. В биквадратных уравнениях всегда используется новая переменная. Получается квадратное уравнение

Пример: Решить уравнение:

x 4 −13x 2 +12=0; x 2 =y, тогда

1)x 2 =12; или 2) x 2 =1,

Задание: Решить уравнения 1. (3x−4) 2 +3 (3x−4)-4=0.

Видео:ПРОСТЕЙШИЙ способ решения Показательных УравненийСкачать

ПРОСТЕЙШИЙ способ решения Показательных Уравнений

Уравнения с одной переменной

Уравнением с одной переменной — это равенство, содержащее только одну переменную. Корнем (или решением) уравнения называется такое значение переменной, при котором уравнение превращается в верное числовое равенство.

Содержание:

Определение уравнения. Корни уравнения

Равенство с переменной f(x) = g (х) называют уравнением с одной переменной х, если поставлена задача найти все те же значения х, при которых равенство с переменной обращается в верное числовое равенство. Всякое значение переменной, при котором выражения /(х) и g(x) принимают равные числовые значения, называют корнем уравнения.

Решить уравнение — это значит найти все его корни или доказать, что их нет.

Пример 1.

Уравнение 3 + х = 7 имеет единственный корень 4, так как при этом и только при этом значении переменной равенство 3 + х = 7 является верным.

Пример 2.

Уравнение (х — 1)(х — 2) = 0 имеет два корня: 1 и 2.

Пример 3.

Уравнение Общие методы решения уравнений введение новой переменнойне имеет действительных корней.

Заметим, что можно говорить и о мнимых корнях уравнений. Так, уравнение Общие методы решения уравнений введение новой переменнойимеет два мнимых корня: Общие методы решения уравнений введение новой переменной(см. п. 47). Всюду ниже речь идет только о действительных корнях уравнений.

Равносильность уравнений

Уравнения, имеющие одни и те же корни, называют равносильными. Равносильными считаются и уравнения, каждое из которых не имеет корней.

Например, уравнения х + 2 = 5 и х + 5 = 8 равносильны, так как каждое из них имеет единственный корень — число 3. Равносильны и уравнения Общие методы решения уравнений введение новой переменной— ни одно из них не имеет корней.

Уравнения Общие методы решения уравнений введение новой переменнойнеравносильны, так как первое имеет только один корень 6, тогда как второе имеет два корня: 6 и — 6.

В процессе решения уравнения его стараются заменить более простым, но равносильным данному. Поэтому важно знать, при каких преобразованиях данное уравнение переходит в равносильное ему уравнение.

Теорема 1.

Если в уравнении какое-нибудь слагаемое перенести из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение, равносильное данному.

Например, уравнение Общие методы решения уравнений введение новой переменнойравносильно уравнению Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Теорема 2.

Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному.

Например, уравнение Общие методы решения уравнений введение новой переменнойравносильно уравнению Общие методы решения уравнений введение новой переменной(обе части первого уравнения мы умножили на 3).

Линейные уравнения

Линейным уравнением с одной переменной х называют уравнение вида

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

где Общие методы решения уравнений введение новой переменной— действительные числа; Общие методы решения уравнений введение новой переменнойназывают коэффициентом при переменной, Общие методы решения уравнений введение новой переменнойсвободным членом.

Для линейного уравнения Общие методы решения уравнений введение новой переменноймогут представиться три случая:

1) Общие методы решения уравнений введение новой переменной; в этом случае корень уравнения равен Общие методы решения уравнений введение новой переменной;

2) Общие методы решения уравнений введение новой переменной; в этом случае уравнение принимает вид Общие методы решения уравнений введение новой переменной, что верно при любом х, т. е. корнем уравнения служит любое действительное число;

3) Общие методы решения уравнений введение новой переменной; в этом случае уравнение принимает вид Общие методы решения уравнений введение новой переменной, оно не имеет корней.

Многие уравнения в результате преобразований сводятся к линейным.

Пример 1.

Решить уравнение Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Решение:

По теореме 1 (см. п. 135), данное уравнение равносильно уравнению Общие методы решения уравнений введение новой переменной. Если разделить обе части этого уравнения на коэффициент при х, то по теореме 2 получим равносильное данному уравнение Общие методы решения уравнений введение новой переменной. Итак, Общие методы решения уравнений введение новой переменной— корень уравнения.

Пример 2.

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Решение:

Это уравнение сводится к линейному уравнению. Умножив обе части уравнения на 12 (наименьшее общее кратное знаменателей 3, 4, 6,12), получим

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Квадратные уравнения

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

где Общие методы решения уравнений введение новой переменной— действительные числа, причем Общие методы решения уравнений введение новой переменной, называют квадратным уравнением. Если Общие методы решения уравнений введение новой переменной, то квадратное уравнение называют приведенным, если Общие методы решения уравнений введение новой переменной, то неприведенным. Коэффициенты Общие методы решения уравнений введение новой переменнойимеют следующие названия: Общие методы решения уравнений введение новой переменнойпервый коэффициент, Общие методы решения уравнений введение новой переменнойвторой коэффициент, с — свободный член. Корни уравнения Общие методы решения уравнений введение новой переменнойнаходят по формуле

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Выражение Общие методы решения уравнений введение новой переменнойназывают дискриминантом квадратного уравнения (1). Если D О, то уравнение имеет два действительных корня.

В случае, когда D = О, иногда говорят, что квадратное уравнение имеет два одинаковых корня.

Используя обозначение Общие методы решения уравнений введение новой переменной, можно переписать формулу (2) в виде Общие методы решения уравнений введение новой переменнойЕсли Общие методы решения уравнений введение новой переменной, то формулу (2) можно упростить:

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Формула (3) особенно удобна, если Общие методы решения уравнений введение новой переменной— целое число, т. е. коэффициент Общие методы решения уравнений введение новой переменной— четное число.

Пример 1.

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Решение:

Здесь Общие методы решения уравнений введение новой переменной. Имеем:

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Так как Общие методы решения уравнений введение новой переменной, то уравнение имеет два корня, которые найдем по формуле (2):

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Итак, Общие методы решения уравнений введение новой переменной Общие методы решения уравнений введение новой переменной— корни заданного уравнения.

Пример 2.

Решить уравнение Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Решение:

Здесь Общие методы решения уравнений введение новой переменнойПо формуле (3) находим Общие методы решения уравнений введение новой переменнойт. е. х = 3 — единственный корень уравнения.

Пример 3.

Решить уравнение Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Решение:

Здесь Общие методы решения уравнений введение новой переменнойОбщие методы решения уравнений введение новой переменнойТак как D 0, откуда х>3, и 5 — х > 0, откуда х 5, тогда как для уравнения (2) областью определения служит вся числовая прямая. Поэтому найденное значение х = 4, являющееся корнем уравнения (2), может оказаться посторонним корнем для уравнения (1). В данном случае именно это и происходит, поскольку х = 4 не принадлежит области определения уравнения (1) (не удовлетворяет неравенству х > 5). Итак, х = 4 — посторонний корень, т. е. заданное уравнение не имеет корней.

Рациональные уравнения

Уравнение f(x) = g(x) называют рациональным, если f(x) и g(x) — рациональные вьфажения. При этом если f(x) и g(x) — целые выражения, то уравнение называют целым; если же хотя бы одно из выражений f(х), g(x) является дробным, то рациональное уравнение f(x) = g(x) называют дробным.

Например, целыми являются линейные (см. п. 136), квадратные (см. п. 137) уравнения.

Чтобы решить рациональное уравнение, нужно:

1) найти общий знаменатель всех имеющихся дробей;

2) заменить данное уравнение целым, умножив обе его части на общий знаменатель;

3) решить полученное целое уравнение;

4) исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель.

Пример:

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Решение:

Общим знаменателем имеющихся дробей является 2х(2 — х). Найдя дополнительные множители для каждой дроби, освободимся от знаменателей. Имеем:

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Из уравнения Общие методы решения уравнений введение новой переменнойнаходим Общие методы решения уравнений введение новой переменной(см. п. 137). Осталось проверить, обращают ли найденные корни выражение 2х(2 — х) в нуль, т. е. проверить выполнение условия Общие методы решения уравнений введение новой переменнойЗамечаем, что 2 не удовлетворяет этому условию, а 4 удовлетворяет. Значит, х = 4 — единственный корень уравнения.

Решение уравнения р(х) = 0 методом разложения его левой части на множители

Суть этого метода состоит в следующем. Пусть нужно решить уравнение р(х) = 0, где р(х) — многочлен степени Общие методы решения уравнений введение новой переменной. Предположим, что удалось разложить многочлен на множители:Общие методы решения уравнений введение новой переменной, где Общие методы решения уравнений введение новой переменной— многочлены более низкой степени, чем Общие методы решения уравнений введение новой переменной. Тогда уравнение р(х) = 0 принимает вид Общие методы решения уравнений введение новой переменной. Если Общие методы решения уравнений введение новой переменной— корень уравнения Общие методы решения уравнений введение новой переменнойа потому хотя бы одно из чисел Общие методы решения уравнений введение новой переменнойравно нулю.

Значит, Общие методы решения уравнений введение новой переменной— корень хотя бы одного из уравнений

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Верно и обратное: если Общие методы решения уравнений введение новой переменной— корень хотя бы одного из уравнений Общие методы решения уравнений введение новой переменнойто Общие методы решения уравнений введение новой переменной— корень уравнения Общие методы решения уравнений введение новой переменнойт. е. уравнения р (х) = 0.

Итак, если Общие методы решения уравнений введение новой переменной, где Общие методы решения уравнений введение новой переменной— многочлены, то вместо уравнения р(х) = 0 нужно решить совокупность уравнений Общие методы решения уравнений введение новой переменной Общие методы решения уравнений введение новой переменнойВсе найденные корни этих уравнений, и только они, будут корнями уравнения р(х) = 0.

Пример 1.

Решить уравнение Общие методы решения уравнений введение новой переменнойОбщие методы решения уравнений введение новой переменной

Решение:

Разложим на множители левую часть уравнения. Имеем Общие методы решения уравнений введение новой переменнойоткуда Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Значит, либо х + 2 = 0, либо Общие методы решения уравнений введение новой переменной. Из первого уравнения находим х = — 2, второе уравнение не имеет корней. Итак, получили ответ: -2.

Метод разложения на множители применим к любым уравнениям вида р(х) = 0, где р(х) необязательно многочлен. Пусть Общие методы решения уравнений введение новой переменнойно среди выражений Общие методы решения уравнений введение новой переменнойесть выражения более сложного вида, чем многочлены (например, иррациональные, логарифмические и т. д.). Среди корней уравнений Общие методы решения уравнений введение новой переменной Общие методы решения уравнений введение новой переменноймогут быть посторонние для уравнения р(х) = 0.

Пример 2.

Решить уравнение Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Решение:

Имеем Общие методы решения уравнений введение новой переменной; значит, либо Общие методы решения уравнений введение новой переменной, либо Общие методы решения уравнений введение новой переменной.Из уравнения Общие методы решения уравнений введение новой переменнойнаходим х = 0, из уравнения Общие методы решения уравнений введение новой переменнойнаходим Общие методы решения уравнений введение новой переменной.

Но х = -3 не удовлетворяет исходному уравнению, так как при этом значении не определено выражение Общие методы решения уравнений введение новой переменной. Это посторонний корень.

Итак, уравнение имеет два корня: 3; 0.

Решение уравнений методом введения новой переменной

Суть этого метода поясним на примерах.

Пример 1.

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Решение:

Положив Общие методы решения уравнений введение новой переменной, получим уравнение

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

откуда находим Общие методы решения уравнений введение новой переменной. Теперь задача сводится к решению совокупности уравнений

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Первое квадратное уравнение не имеет действительных корней, так как его дискриминант отрицателен.

Из второго квадратного уравнения находим Общие методы решения уравнений введение новой переменнойОбщие методы решения уравнений введение новой переменной. Это корни заданного уравнения.

Пример 2.

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Решение:

Положим Общие методы решения уравнений введение новой переменной, тогда

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

и уравнение примет вид

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Решив это уравнение (см. п. 145), получим

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Но Общие методы решения уравнений введение новой переменной. Значит, нам остается решить совокупность уравнений

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Из первого уравнения находим Общие методы решения уравнений введение новой переменной, Общие методы решения уравнений введение новой переменной; из второго уравнения получаем Общие методы решения уравнений введение новой переменной Общие методы решения уравнений введение новой переменнойТем самым найдены четыре корня заданного уравнения.

Биквадратные уравнения

Биквадратным уравнением называют уравнение вида

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Биквадратное уравнение решается методом введения новой переменной: положив Общие методы решения уравнений введение новой переменной, придем к квадратному уравнению Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Пример:

Решить уравнение Общие методы решения уравнений введение новой переменной.

Решение:

Положив Общие методы решения уравнений введение новой переменной, получим квадратное уравнение Общие методы решения уравнений введение новой переменной, откуда находим Общие методы решения уравнений введение новой переменнойОбщие методы решения уравнений введение новой переменной. Теперь задача сводится к решению совокупности уравнений Общие методы решения уравнений введение новой переменнойПервое уравнение не имеет действительных корней, из второго находим Общие методы решения уравнений введение новой переменнойЭто — корни заданного биквадратного уравнения.

Решение задач с помощью составления уравнений

С помощью уравнений решаются многочисленные задачи, к которым приводят самые разнообразные вопросы физики, механики, экономики и т. д. Прежде всего напомним общий порядок решения задач с помощью уравнений.

1) Вводят переменные, т. е. буквами х, у, z обозначают неизвестные величины, которые либо требуется найти в задаче, либо они необходимы для отыскания искомых величин.

2) С помощью введенных переменных и данных в задаче чисел и их соотношений составляют систему уравнений (или одно уравнение).

3) Решают составленную систему уравнений (или уравнение) и из полученных решений отбирают те, которые подходят по смыслу задачи.

4) Если буквами х, у, z обозначили не искомые величины, то с помощью полученных решений находят ответ на вопрос задачи.

Задача 1.

Для перевозки 60 т груза из одного места в другое затребовали некоторое количество машин. Ввиду неисправности дороги на каждую машину пришлось грузить на 0,5 т меньше, чем предполагалось, поэтому дополнительно потребовались 4 машины. Какое количество машин было затребовано первоначально?

Решение: Обозначим через х количество машин, затребованных первоначально. Тогда на самом деле было вызвано (х + 4) машин. Так как надо было перевезти 60 т груза, то предполагалось, что на одну машину будут грузить Общие методы решения уравнений введение новой переменнойт груза, а на самом деле грузили Общие методы решения уравнений введение новой переменнойт груза, что на 0,5 т меньше, чем предполагалось. В результате мы приходим к уравнению

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Это уравнение имеет два корня: х = -24, х = 20. Ясно, что по смыслу задачи значение х = —24 не подходит. Таким образом, первоначально было затребовано 20 машин.

Задача 2.

Моторная лодка, движущаяся со скоростью 20 км/ч, прошла расстояние между двумя пунктами по реке туда и обратно без остановок за 6 ч 15 мин. Расстояние между пунктами равно 60 км. Найти скорость течения реки.

Решение:

Пусть х км/ч — скорость течения реки. Тогда лодка, собственная скорость которой 20 км/ч, идет по течению со скоростью (20 + х) км/ч, а против течения — со скоростью (20 — х) км/ч. Время, за которое лодка пройдет путь между пунктами по течению, составит Общие методы решения уравнений введение новой переменнойч, а время, за которое лодка пройдет обратный путь, составит Общие методы решения уравнений введение новой переменнойч. Так как путь туда и обратно лодка проходит за 6 ч 15 мин, т. е. Общие методы решения уравнений введение новой переменнойч, приходим к уравнению

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

решив которое, находим два корня: х = 4, х = -4. Ясно, что значение х = -4 не подходит по смыслу задачи. Итак, скорость течения реки равна 4 км/ч.

Задача 3.

Найти двузначное число, зная, что цифра его единиц на 2 больше цифры десятков и что произведение искомого числа на сумму его цифр равно 144.

Решение:

Напомним, что любое двузначное число может быть записано в виде 10х + у, где х — цифра десятков, а у — цифра единиц. Согласно условию, если х — цифра десятков, то цифра единиц равна х + 2 и мы получаем

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Решив это уравнение, найдем Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Второй корень не подходит по смыслу задачи.

Итак, цифра десятков равна 2, цифра единиц равна 4; значит, искомое число равно 24.

Задача 4.

Двое рабочих, работая вместе, выполнили некоторую работу за 6 ч. Первый из них, работая отдельно, может выполнить всю работу на 5 ч скорее, чем второй рабочий, если последний будет работать отдельно. За сколько часов каждый из них, работая отдельно, может выполнить всю работу?

Решение:

Производительность труда, т. е. часть работы, выполняемая в единицу времени (обозначим ее через А), и время, необходимое для выполнения всей работы (обозначим его через t), — взаимно обратные величины, т. е. At = 1. Поэтому если обозначить через х ч время, необходимое для выполнения всей работы первому рабочему, а через (х + 5) ч — второму, то часть работы, выполняемая первым рабочим за 1 ч, равна Общие методы решения уравнений введение новой переменной, а часть работы, выполняемая вторым рабочим за 1 ч, равна Общие методы решения уравнений введение новой переменнойСогласно условию, они, работая вместе, выполнили всю работу за 6 ч. Доля работы, выполненная за 6 ч первым рабочим, есть Общие методы решения уравнений введение новой переменной, а доля работы, выполненная за 6 ч вторым рабочим, есть Общие методы решения уравнений введение новой переменнойТак как вместе они выполнили всю работу, т. е. доля выполненной работы равна 1, получаем уравнение

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

решив которое, найдем х = 10.

Итак, первый рабочий может выполнить всю работу за 10 ч, а второй — за 15 ч.

Задача 5.

Из сосуда емкостью 54 л, наполненного кислотой, вылили несколько литров и долили сосуд водой, потом опять вылили столько же литров смеси. Тогда в оставшейся в сосуде смеси оказалось 24 л чистой кислоты. Сколько кислоты вылили в первый раз?

Решение:

Пусть в первый раз было вылито х л кислоты. Тогда в сосуде осталось (54 — х) л кислоты. Долив сосуд водой, получили 54 л смеси, в которой растворилось (54 — х) л кислоты. Значит, в 1 л смеси содержится Общие методы решения уравнений введение новой переменнойл кислоты (концентрация раствора). Во второй раз из сосуда вылили х л смеси, в этом количестве смеси содержалось Общие методы решения уравнений введение новой переменнойл кислоты. Таким образом, в первый раз было вылито х л кислоты, во второй Общие методы решения уравнений введение новой переменнойл кислоты, а всего

за два раза вылито 54 — 24 = 30 л кислоты. В результате приходим к уравнению

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Решив это уравнение, найдем два корня: Общие методы решения уравнений введение новой переменнойи Общие методы решения уравнений введение новой переменной. Ясно, что значение 90 не удовлетворяет условию задачи.

Итак, в первый раз было вылито 18 л кислоты.

Задача 6.

Имеется кусок сплава меди с оловом массой 12 кг, содержащий 45% меди. Сколько чистого олова надо прибавить к этому куску, чтобы получившийся новый сплав содержал 40% меди?

Решение:

Пусть масса добавленного олова составляет х кг. Тогда получится сплав массой (12 + х) кг, содержащий 40% меди. Значит, в новом сплаве имеется 0,4(12 + х) кг меди. Исходный сплав массой 12 кг содержал 45% меди, т. е. меди в нем было Общие методы решения уравнений введение новой переменной. Так как масса меди и в имевшемся, и в новом сплаве одна и та же, приходим к уравнению

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Решив это уравнение, получим х = 1,5. Таким образом, к исходному сплаву надо добавить 1,5 кг олова.

Задача 7.

Имеется сталь двух сортов с содержанием никеля 5% и 40%. Сколько стали того и другого сорта надо взять, чтобы после переплавки получить 140 т стали с содержанием никеля 30% ?

Решение:

Пусть масса стали первого сорта равна х т, тогда стали второго сорта надо взять (140 — х) т. Содержание никеля в стали первого сорта составляет 5%; значит, в х т стали первого сорта содержится 0,05л; т никеля. Содержание никеля в стали второго сорта составляет 40%; значит, в (140 — х) т стеши второго сорта содержится 0,4 (140 — х) т никеля. По условию после соединения взятых двух сортов должно получиться 140 т стали с 30% -ным содержанием никеля, т. е. после переплавки в полученной стали должно быть 0,3 * 140 т никеля. Но это количество никеля складывается из 0,05л; т, содержащихся в стали первого сорта, и из 0,4 (140 — х) т, содержащихся в стали второго сорта. Таким образом, приходим к уравнению

0,05х + 0,4 (140 — х) = 0,3 * 140,

из которого находим х = 40. Следовательно, надо взять 40 т стали с 5% -ным и 100 т стали с 40% -ным содержанием никеля.

Иррациональные уравнения

Иррациональным называют уравнение, в котором переменная содержится под знаком радикала или под знаком возведения в дробную степень. Например, иррациональными являются уравнения Общие методы решения уравнений введение новой переменнойОбщие методы решения уравнений введение новой переменной

Используются два основных метода решения иррациональных уравнений:

1) метод возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень;

2) метод введения новых переменных (см. п. 147).

Метод возведения обеих частей уравнения в одну

и ту же степень состоит в следующем:

а) преобразуют заданное иррациональное уравнение к виду

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

б) возводят обе части полученного уравнения в п-ю степень:

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

в) учитывая, что Общие методы решения уравнений введение новой переменной, получают уравнение

г) решают уравнение и, в случае четного п, делают проверку, так как возведение обеих частей уравнения в одну и ту же четную степень может привести к появлению посторонних корней (см. п. 142). Эта проверка чаще всего осуществляется с помощью подстановки найденных значений переменной в исходное уравнение.

Пример 1.

Решить уравнение Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Решение:

Возведем обе части уравнения в шестую степень; получим х — 3 = 64, откуда х = 67.

Проверка:

Подставив 67 вместо х в данное уравнение, получим Общие методы решения уравнений введение новой переменной, т. е. 2 = 2 — верное равенство.

Ответ: 67.

Пример 2.

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Решение:

Преобразуем уравнение к виду

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

и возведем обе части его в квадрат. Получим

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Еще раз возведем обе части уравнения в квадрат:

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

откуда Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Проверка:

1) При х = 5 имеем

Общие методы решения уравнений введение новой переменной— верное равенство.

Таким образом, х = 5 является корнем заданного уравнения.

2) При х = 197 имеем Общие методы решения уравнений введение новой переменнойТаким образом, х = 197 — посторонний корень.

Ответ: 5.

Пример 3.

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Решение:

Применим метод введения новой переменной.

Положим Общие методы решения уравнений введение новой переменнойи мы получаем уравнение Общие методы решения уравнений введение новой переменной, откуда находим Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Теперь задача свелась к решению совокупности уравнений

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Возведя обе части уравнения Общие методы решения уравнений введение новой переменнойв пятую степень, получим х — 2 = 32, откуда х = 34.

Уравнение Общие методы решения уравнений введение новой переменнойне имеет корней, поскольку под знаком возведения в дробную степень может содержаться только неотрицательное число, а любая степень неотрицательного числа неотрицательна.

Ответ: 34.

Показательные уравнения

Показательное уравнение вида

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

где Общие методы решения уравнений введение новой переменнойравносильно уравнению f(х) = g(x).

Имеются два основных метода решения показательных уравнений:

1) метод уравнивания показателей, т. е. преобразование заданного уравнения к виду Общие методы решения уравнений введение новой переменнойа затем к виду f(х) = g(x);

2) метод введения новой переменной.

Пример 1.

Решить уравнение Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Решение:

Данное уравнение равносильно уравнению Общие методы решения уравнений введение новой переменнойоткуда находим Общие методы решения уравнений введение новой переменной Общие методы решения уравнений введение новой переменнойРешив это квадратное уравнение, получим Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Пример 2.

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Решение:

Приведем все степени к одному основанию Общие методы решения уравнений введение новой переменной. Получим уравнение Общие методы решения уравнений введение новой переменной Общие методы решения уравнений введение новой переменнойкоторое преобразуем к виду Общие методы решения уравнений введение новой переменной Общие методы решения уравнений введение новой переменнойУравнение равносильно уравнению х = 2х — 3, откуда находим х = 3.

Пример 3.

Решить уравнение Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Решение:

Применим метод введения новой переменной. Так как Общие методы решения уравнений введение новой переменной,то данное уравнение можно переписать в виде

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Введем новую переменную, положив Общие методы решения уравнений введение новой переменнойПолучим квадратное уравнение Общие методы решения уравнений введение новой переменнойс корнями Общие методы решения уравнений введение новой переменнойТеперь задача сводится к решению совокупности уравнений Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Из первого уравнения находим х = 2. Второе уравнение не имеет корней, так как Общие методы решения уравнений введение новой переменнойпри любых значениях х.

Ответ: 2.

Логарифмические уравнения

Чтобы решить логарифмическое уравнение вида

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

где Общие методы решения уравнений введение новой переменнойнужно:

1) решить уравнение f(x) = g(x);

2) из найденных корней отобрать те, которые удовлетворяют неравенствам f(x) > 0 и g(x) > 0; остальные корни уравнения f(x) = g(x) являются посторонними для уравнения (1).

Имеются два основных метода решения логарифмических уравнений:

1) метод, заключающийся в преобразовании уравнения к виду Общие методы решения уравнений введение новой переменнойзатем к виду f(x) = g(x);

2) метод введения новой переменной.

Пример 1.

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Решение:

Перейдем от заданного уравнения к уравнению Общие методы решения уравнений введение новой переменнойи решим его. Имеем Общие методы решения уравнений введение новой переменнойПроверку найденных значений х выполним с помощью неравенств Общие методы решения уравнений введение новой переменнойЧисло -3 этим неравенствам удовлетворяет, а число 4 — нет. Значит, 4 — посторонний корень.

Ответ: -3.

Пример 2.

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Решение:

Воспользовавшись тем, что сумма логарифмов равна логарифму произведения (см. п. 120), преобразуем уравнение к виду

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Из последнего уравнения находим Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Осталось сделать проверку. Ее можно выполнить с помощью системы неравенств

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Подставив поочередно найденные значения -1 и -5,5 в эти неравенства, убеждаемся, что -1 удовлетворяет всем неравенствам, а -5,5 — нет, например при этом значении не выполняется первое неравенство. Значит, -5,5 — посторонний корень.

Ответ: -1.

Пример 3.

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Решение:

Так как Общие методы решения уравнений введение новой переменной Общие методы решения уравнений введение новой переменнойзаданное уравнение можно переписать следующим образом:

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Введем новую переменную, положив Общие методы решения уравнений введение новой переменнойПолучим

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Но Общие методы решения уравнений введение новой переменной; из уравнения Общие методы решения уравнений введение новой переменнойнаходим х = 4.

Ответ: 4.

Примеры решения показательно-логарифмических уравнений

Пример 1.

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Решение:

Область определения уравнения: х > 0. При этом условии выражения, входящие в обе части уравнения (1), принимают только положительные значения. Прологарифмировав обе части уравнения (1) по основанию 10, получим уравнение

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

равносильное уравнению (1). Далее имеем Общие методы решения уравнений введение новой переменнойОбщие методы решения уравнений введение новой переменной

Полагая Общие методы решения уравнений введение новой переменнойполучим уравнение Общие методы решения уравнений введение новой переменнойОбщие методы решения уравнений введение новой переменной, откуда Общие методы решения уравнений введение новой переменнойОстается решить совокупность уравнений Общие методы решения уравнений введение новой переменнойИз этой совокупности получим Общие методы решения уравнений введение новой переменной— корни уравнения (1).

Здесь применен метод логарифмирования, заключающийся в переходе от уравнения f(x) = g(x) к уравнению

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Пример 2.

Общие методы решения уравнений введение новой переменной(2)

Решение:

Воспользовавшись определением логарифма, преобразуем уравнение (2) к виду

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Полагая Общие методы решения уравнений введение новой переменной, получим уравнение Общие методы решения уравнений введение новой переменнойкорнями которого являются Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Теперь задача сводится к решению совокупности уравнений

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Так как Общие методы решения уравнений введение новой переменной, а -1 0 и мы получаем

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

если Общие методы решения уравнений введение новой переменной, то D = 0 и мы получаем Общие методы решения уравнений введение новой переменной, т. е. (поскольку Общие методы решения уравнений введение новой переменной) Общие методы решения уравнений введение новой переменной.

Итак, если Общие методы решения уравнений введение новой переменнойто действительных корней нет; если Общие методы решения уравнений введение новой переменной= 1, то Общие методы решения уравнений введение новой переменной; если Общие методы решения уравнений введение новой переменной,то Общие методы решения уравнений введение новой переменной; если Общие методы решения уравнений введение новой переменнойи Общие методы решения уравнений введение новой переменной, то

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Пример 3.

При каких значениях параметра Общие методы решения уравнений введение новой переменнойуравнение

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

имеет два различных отрицательных корня?

Решение:

Так как уравнение должно иметь два различных действительных корня Общие методы решения уравнений введение новой переменнойего дискриминант должен быть положительным. Имеем

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Значит, должно выполняться неравенство Общие методы решения уравнений введение новой переменнойОбщие методы решения уравнений введение новой переменной

По теореме Виета для заданного уравнения имеем

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Так как, по условию, Общие методы решения уравнений введение новой переменной, то Общие методы решения уравнений введение новой переменнойи Общие методы решения уравнений введение новой переменной

В итоге мы приходим к системе неравенств (см. п. 177):

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Из первого неравенства системы находим (см. п. 180, 183) Общие методы решения уравнений введение новой переменной; из второго Общие методы решения уравнений введение новой переменной; из третьего Общие методы решения уравнений введение новой переменной. С помощью координатной прямой (рис. 1.107) находим, что либо Общие методы решения уравнений введение новой переменной, либо Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Общие методы решения уравнений введение новой переменной

Эта лекция взята со страницы полного курса лекций по изучению предмета «Математика»:

Смотрите также дополнительные лекции по предмету «Математика»:

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔ Общие методы решения уравнений введение новой переменнойОбщие методы решения уравнений введение новой переменной

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

📽️ Видео

10 класс, 23 урок, Методы решения тригонометрических уравненийСкачать

10 класс, 23 урок, Методы решения тригонометрических уравнений

Метод введения новой переменной при решении иррациональных уравненийСкачать

Метод введения новой переменной при решении иррациональных уравнений

Решение систем уравнений методом подстановкиСкачать

Решение систем уравнений методом подстановки

Дробно-рациональные уравнения. 8 класс.Скачать

Дробно-рациональные уравнения. 8 класс.

СУПЕР ЛАЙФХАК — Как решать Иррациональные УравненияСкачать

СУПЕР ЛАЙФХАК — Как решать Иррациональные Уравнения
Поделиться или сохранить к себе: