Не прибегая к расчетам в соответствии со следующими термохимическими уравнениями
Обновлено
Поделиться
Тренировочный вариант №1 ЕГЭ по химии Статград-2022 от 20 апреля 2022 года
Тренировочная работа №5 ЕГЭ по химии Статград-2022 от 20 апреля 2022 года, вариант 1, вариант ХИ2110501 с ответами и решениями. Ответы на тренировочный вариант Статград №5 ЕГЭ по химии 20.04.2022.
Для выполнения заданий 1–3 используйте следующий ряд химических элементов:
1) Cl, 2) Mn, 3) F, 4) Br, 5) Fe
Ответом в заданиях 1–3 является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду.
1. Какие из указанных элементов имеют в возбуждённом состоянии конфигурацию внешнего уровня ns 2 np 4 nd 1 ? Запишите номера выбранных элементов в порядке возрастания.
2. Из указанного ряда выберите три элемента, принадлежащие одной подгруппе Периодической системы. Расположите их в порядке усиления кислотных свойств водородного соединения. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.
3. Из указанного ряда выберите два элемента, которые во многих соединениях проявляют степень окисления +2. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в порядке возрастания.
4. Из предложенного перечня выберите два вещества, в молекулах которых имеется двойная связь. Запишите номера выбранных ответов в порядке возрастания.
5. Среди предложенных формул веществ, расположенных в пронумерованных ячейках, выберите формулы:
Запишите в поле ответа выбранные цифры в нужной последовательности.
6. В двух колбах находился раствор сульфата железа(III). В первую колбу добавили раствор вещества Х, а во вторую – раствор вещества Y. В первой колбе выпал бурый осадок, а во второй выпал такой же осадок и выделился газ.
Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанные реакции.
Запишите в поле ответа выбранные цифры в нужной последовательности.
7. Установите соответствие между веществом и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ВЕЩЕСТВО
РЕАГЕНТЫ
А) CaO
Г) MgI2
1) C, KOH, Na2O2
5) H2O, HCl, SO2
Запишите в поле ответа выбранные цифры в нужной последовательности.
8. Установите соответствие между исходными веществами, вступающими в реакцию и продуктами, которые образуются при взаимодействии этих веществ: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА
ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ
А) Cl2O7 + KOH
Г) KCl + H2O (электролиз)
1) KClO3 + H2O
5) H2 + Cl2 + KOH 6) KOH + HCl
Запишите в поле ответа выбранные цифры в нужной последовательности.
9. Задана следующая схема превращений веществ:
Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.
Запишите в поле ответа номера выбранных веществ в нужной последовательности.
10. Установите соответствие между структурной формулой вещества и классом/ группой органических соединений, к которому(-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
Запишите в поле ответа выбранные цифры в нужной последовательности.
11. Из предложенного перечня выберите два вещества, в молекулах которых имеется хотя бы одна π-связь. Запишите номера выбранных ответов в порядке возрастания.
12. Из предложенного перечня выберите все вещества, способные окислять алкены. Запишите номера выбранных ответов в порядке возрастания.
Запишите номера выбранных ответов.
13. Из предложенного перечня выберите два вещества, которые реагируют с анилином. Запишите номера выбранных ответов в порядке возрастания.
14. Установите соответствие между реагирующими веществами и органическим продуктом, который образуется при взаимодействии этих веществ: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА
ОРГАНИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ
А) бензол и пропен в присутствии AlCl3
Б) ацетиленид натрия и избыток бромметана
В) 2-метилбутан и бром при нагревании
Г) 2-метилпропен и перманганат калия (подкисленный раствор)
1) бутин-2
6) изопропилбензол
Запишите в поле ответа выбранные цифры в нужной последовательности.
15. Установите соответствие между схемой реакции и веществом Х, принимающим в ней участие: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
СХЕМА РЕАКЦИИ
ВЕЩЕСТВО X
1) CO2
Запишите в поле ответа выбранные цифры в нужной последовательности.
16. Задана следующая схема превращений веществ:
Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.
Запишите в поле ответа выбранные цифры в нужной последовательности.
17. Из предложенного перечня выберите все окислительно-восстановительные реакции. Запишите номера выбранных ответов в порядке возрастания. 1) разложение пероксида водорода 2) растворение оксида меди(I) в азотной кислоте 3) взаимодействие магния с углекислым газом 4) взаимодействие гидроксида магния с хлорной кислотой 5) взаимодействие азотного ангидрида с водой
18. Из предложенного перечня выберите все реакции, скорость которых уменьшается при увеличении pH среды. Запишите номера выбранных ответов в порядке возрастания.
3) NaH + HCl → NaCl + H2
19. Установите соответствие между схемой реакции и свойством, которое проявляет элемент фосфор в этой реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
СХЕМА РЕАКЦИИ
СВОЙСТВО ФОСФОРА
А) POCl3 + H2O → H3PO4 + HCl
В) H3PO2 → PH3 + H3PO4
1) является окислителем
2) является восстановителем
3) является и окислителем, и восстановителем
4) не изменяет степень окисления
Запишите выбранные цифры в нужной последовательности.
20. Установите соответствие между формулой вещества и продуктами электролиза водного раствора или расплава этого вещества, выделившимися на инертных электродах: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА
ПРОДУКТ(Ы) НА АНОДЕ
А) NaOH (расплав)
В) (CH3COO)2Ca (раствор)
1) металл и водород
2) металл, вода и кислород
3) водород и кислород
4) водород, углекислый газ и углеводород
Запишите выбранные цифры в нужной последовательности.
Для выполнения задания 21 используйте следующие справочные данные.
Концентрация (молярная, моль/л) показывает отношение количества растворённого вещества (n) к объёму раствора (V).
pH («пэ аш») – водородный показатель; величина, которая отражает концентрацию ионов водорода в растворе и используется для характеристики кислотности среды.
21. Для веществ, приведённых в перечне, определите характер среды их водных растворов, имеющих концентрацию 0,1 моль/л. Расположите эти вещества в порядке возрастания pH водного раствора. Запишите номера веществ в правильном порядке.
Запишите номера веществ в правильном порядке.
22. Установите соответствие между способом воздействия на равновесную систему
и направлением смещения равновесия при этом воздействии: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
СПОСОБ ВОЗДЕЙСТВИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ СМЕЩЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ
А) увеличение давления
Б) добавление сероводорода
В) добавление твёрдого Ag2S
Г) нагревание
1) смещается в направлении прямой реакции
2) смещается в направлении обратной реакции
3) практически не смещается
Запишите в поле ответа выбранные цифры в нужной последовательности.
23. В реактор постоянного объёма ввели метан и сильно нагрели. В реакторе установилось равновесие:
Используя данные таблицы, найдите исходную концентрацию CH4 (X) и равновесную концентрацию H2 (Y)
Запишите выбранные цифры в нужной последовательности.
24. Установите соответствие между формулой иона и качественной реакцией, с помощью которой можно обнаружить этот ион в растворе: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ФОРМУЛА ИОНА
КАЧЕСТВЕННАЯ РЕАКЦИЯ
А) CO3 2–
Г) Zn 2+
1) при действии кислоты выделяется газ, не взаимодействующий с бромной водой
2) при действии кислоты выделяется газ, обесцвечивающий бромную воду
3) окрашивает пламя в интенсивный жёлтый цвет
4) окрашивает пламя в интенсивный красный цвет
5) при действии водного раствора аммиака образуется белый осадок, растворимый в избытке аммиака
Запишите в поле ответа выбранные цифры в нужной последовательности.
25. Установите соответствие между веществом и областью его применения: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ВЕЩЕСТВО
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
А) уксусная кислота
Б) оксид кремния
В) гидроксид натрия
1) производство пластмасс
3) производство бумаги
4) производство цемента
Запишите в поле ответа выбранные цифры в нужной последовательности.
Ответом к заданиям 26–28 является число. Запишите это число в поле ответа в тексте работы, соблюдая при этом указанную степень точности. Единицы измерения физических величин в бланке ответа указывать не нужно. При проведении расчётов для всех элементов, кроме хлора, используйте значения относительных атомных масс, выраженные целыми числами (Ar(Cl) = 35,5).
26. В 100 г воды растворили 35 г медного купороса (пентагидрата сульфата меди(II)). Рассчитайте массовую долю (в %) сульфата меди(II) в растворе. (Запишите число с точностью до десятых.)
При разложении навески оксида серебра поглотилось 1,55 кДж теплоты. Сколько граммов серебра образовалось? (Запишите число с точностью до десятых.)
28. Для окисления бромоводородной кислоты потребовалось 5,01 г бромата калия. Сколько граммов HBr вступило в реакцию? (Запишите число с точностью до сотых.)
Для записи ответов на задания 29–34 используйте чистый лист бумаги. Запишите сначала номер задания (29, 30 и т.д.), а затем его подробноерешение. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Для выполнения заданий 29 и 30 используйте следующий перечень веществ: нитрат натрия, хлорат калия, аммиак, гидросульфит натрия, разбавленная серная кислота, хлорид хрома(III). Допустимо использование водных растворов веществ и воды в качестве среды для протекания реакций.
29. Из предложенного перечня выберите вещества, между которыми протекает окислительно-восстановительная реакция, происходящая без выделения газа и без изменения цвета раствора. В ответе запишите уравнение реакции. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.
30. Из предложенного перечня выберите два вещества, которые вступают в реакцию ионного обмена с выделением газа. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения реакции с участием выбранных веществ.
31. Йод нагрели с 30 %-м раствором пероксида водорода. Полученный раствор упарили, а затем охладили. Выпал осадок, который высушили и прокалили. Над твёрдым остатком от прокаливания пропустили газ, полученный нагреванием муравьиной кислоты с концентрированной серной кислотой, и наблюдали потемнение твёрдого вещества. Напишите молекулярные уравнения четырёх описанных реакций.
1) I2 + 5H2O2 2HIO3 + 4H2O
2) 2HIO3 I2O5 + H2O
3) HCOOH CO↑ + H2O
32. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
При написании уравнений реакций указывайте преимущественно образующиеся продукты, используйте структурные формулы органических веществ.
33. Смесь аммиака с кислородом общим объёмом 11,2 л (н. у.) подожгли без катализатора, продукты охладили, а образовавшуюся смесь газов пропустили через 117,6 г 10 %-го раствора серной кислоты, в результате масса раствора увеличилась. Объём оставшегося непоглощённым газа составил 2,24 л (н. у.). Вычислите объёмные доли газов в исходной смеси и массовые доли веществ (кроме воды) в полученном растворе. В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления.
1) Записано уравнение реакции сгорания аммиака и определены количества вещества газов:
n(смеси) = 11,2 / 22,4 = 0,5 моль.
Непоглощённый газ – N2,
n(N2) = 2,24 / 22,4 = 0,1 моль.
2) Определён состав газовой смеси.
В реакцию сгорания вступило:
Масса раствора c H2SO4 увеличилась, следовательно, аммиак был в избытке.
34. Неизвестное органическое вещество X содержит 72,0 % углерода, 12,0 % водорода по массе и кислород. Это легкоплавкое твёрдое вещество. Его получают гидрированием ароматического соединения. Оно реагирует с подкисленным раствором перманганата калия, а при окислении концентрированной азотной кислотой превращается в неразветвлённую двухосновную кислоту. Определите молекулярную формулу вещества X и установите его структуру. Напишите уравнение взаимодействия X с азотной кислотой (в уравнении используйте структурные формулы органических веществ).
Простейшая формула – C6H12O. Вещество получают из ароматического соединения, поэтому простейшая формула совпадает с истинной. Молекулярная формула вещества – C6H12O.
2) Вещество X окисляется перманганатом калия, поэтому это – либо спирт, либо альдегид. Но оно образуется из ароматического соединения, следовательно, имеет циклическую неразветвлённую структуру. X – циклический спирт, циклогексанол:
3) Окисление азотной кислотой происходит с раскрытием цикла и образованием адипиновой (гександиовой) кислоты:
Видео:Как Решать Задачи по Химии // Задачи с Уравнением Химической Реакции // Подготовка к ЕГЭ по ХимииСкачать
Не прибегая к расчетам в соответствии со следующими термохимическими уравнениями
FOR-DLE.ru — Всё для твоего DLE 😉 Привет, я Стас ! Я занимаюсь так называемой «вёрсткой» шаблонов под DataLife Engine.
На своем сайте я выкладываю уникальные, адаптивные, и качественные шаблоны. Все шаблоны проверяются на всех самых популярных браузерх. Раньше я занимался простой вёрсткой одностраничных, новостных и т.п. шаблонов на HTML, Bootstrap. Однажды увидев сайты на DLE решил склеить пару шаблонов и выложить их в интернет. В итоге эта парочка шаблонов набрала неплохую популярность и хорошие отзывы, и я решил создать отдельный проект. Кроме шаблонов я так же буду выкладывать полезную информацию для DataLife Engin и «статейки» для веб мастеров. Так же данный проект будет очень полезен для новичков и для тех, кто хочет правильно содержать свой сайт на DataLife Engine. Надеюсь моя работа вам понравится и вы поддержите этот проект. Как легко и удобно следить за обновлениями на сайте? Достаточно просто зарегистрироваться на сайте, и уведомления о каждой новой публикации будут приходить на вашу электронную почту!
Задание 1 Как классифицируют химические реакции по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции? Приведите примеры уравнений таких реакций. — реакции соединения: 4P + 5О2 = 2P2O5 SO3 + H2O = H2SO4 — реакции разложения: Cu(OH)2↓ = CuO + H2O CaCO3 = CaO + CO2↑ — реакции замещения: H2SO4 + Mg = MgSO4 + H2↑ CuSO4 + Fe= FeSO4 + Cu↓ — реакции обмена: H2SO4 + 2NaOH = Na2SO4 + 2H2O Na2SO4 + ВаСl2 = ВaSO4↓ + 2NaСl
Задание 2 Как классифицируют химические реакции по тепловому эффекту? На экзотермические (с выделением теплоты) и эндотермические (с поглощением теплоты) . Что такое термохимическое уравнение? Уравнения химических реакций, в которых указан тепловой эффект, называются термохимическими. Приведите примеры уравнений таких реакций. Реакция нейтрализации серной кислоты екзотермическая: H2SO4 + 2NaOH = Na2SO4 + 2H2O + 114 кДж Реакция разложения оксида серы (VI) ендотермическая: 2SO3 = 2SO2 + O2↑ — 188 кДж
Задание 3 Как классифицируют химические реакции по агрегатному состоянию реагентов? На гомогенные и гетерогенные реакции. Приведите примеры уравнений таких реакций. К гомогенным реакциям относятся все реакции между газообразными веществами, а также реакции, протекающие в растворах, например: 2SO2 (г) + O2 (г) = 2SO3 Zn (тв) + S (тв) = ZnS Н2SO4 (р-р) + Na2СO3 (р-р) = Na2SO4 + CO2↑ + Н2O К гетерогенным реакциям относятся все реакции между веществами, находящимися в различных фазах, например, обжиг пирита или окисление алюминия: 4FеS2 (тв) + 11O2 (г) = 2Fе2O3 + 8SO2 4Al (тв) + 3O2 (г) = 2Al2O3 Фазой называется часть системы, имеющая в любой точке одинаковые состав и свойства, и отделённая от других фаз границей раздела.
Задание 4 Как классифицируют химические реакции по направлению? На необратимые и обратимые. Приведите примеры уравнений таких реакций. Горение серы или меди: S + O2 = SO2 ― необратимая реакция, поскольку протекает только в одном направлении. 2Сu + O2 = 2CuO ― необратимая реакция , поскольку протекает только в одном направлении. Окисление оксида серы (IV) кислородом до оксида серы(VI) или синтез аммиака: 2SO2 + O2 ⇄ 2SO3 ― обратимая реакция , поскольку в одних и тех же условиях протекает в двух взаимно противоположных направлениях. N2 + 3H2 ⇄ 2NH3 ― обратимая реакция , поскольку в одних и тех же условиях протекает в двух взаимно противоположных направлениях.
Задание 5 Как классифицируют химические реакции по использованию катализатора? На каталитические и некаталитические. Приведите примеры уравнений таких реакций. Окисление оксида серы (IV) до оксида серы (VI) кислородом или разложение пероксида водорода: 2SO2 + O2 ⇄ 2SO3 ― каталитическая реакция, поскольку применяется катализатор оксид ванадия (V) V2O5 для увеличивания скорости протекания химической реакции. 2H2O2 = 2H2O + O2↑ ― каталитическая реакция, поскольку применяется катализатор оксид марганца (ІV) MnO2 для увеличивания скорости протекания химической реакции. Взаимодействие оксида серы (VI) с водой или хлора с железом: SО3 + H2O = Н2SO4 ― некаталитическая реакция, поскольку протекает легко без использования катализатора. 3Сl2 + 2Fe = 2FeCl3 ― некаталитическая реакция, поскольку протекает легко без использования катализатора.
Задание 6 Напишите уравнения следующих химических реакций и определите тип каждой реакций по числу и составу реагентов и продуктов: а) оксида кальция с водой; CaO + H2O = CaCO3 Реакция соединения б) железа с раствором серной кислоты; Fe + H2SO4 = FeSO4 + H2↑ Реакция замещения в) раствора нитрата серебра с раствором хлорида магния; 2AgNO3 + MgCl2 = 2AgCl↓ + Mg(NO3)2 Реакция обмена г) получения углекислого газа нагреванием карбоната кальция. CaCO3 = CaO + CO2↑ Реакция разложения
Задание 7 Разложение карбоната бария представляет собой эндотермический процесс, требующий затрат 267 кДж теплоты на разложение 1 моль соли. Запишите термохимическое уравнение реакции разложения карбоната бария. BaCO3 = BaO + CO2↑ ― 267 кДж, Q=-267 кДж /моль По условии задачи при разложении 1 моль соли выделяется 267 кДж теплоты, по химическому уравнению при разложении 1 моль соли ― х кДж теплоты. x=1 моль • 267 кДж : 1 моль=267 кДж теплоты Напишите уравнение обратной реакции. BaO + CO2 = BaCO3 + 267 кДж, Q=267 кДж/моль Как вы думаете, каков её тепловой эффект? Положительный, поскольку Q>0
Задание 8 По термохимическому уравнению реакции горения углерода: С (тв) + О2 (г) = СО2 (г) + 410 кДж рассчитайте: а) количество теплоты, которое выделится при сгорании 54 г углерода; Дано: Qр-ции=410 кДж/моль, m(C)=54 г Найти: Q-? Решение 1 способ Рассчитаем количество вещества углерода по формуле n=m/M, где М ― молярная масса . M(C)=12 г/моль n(C)=m(C)/M(C)=54 г : 12 г/моль=4,5 моль Q=n(C)●Qр-ции=4,5 моль ● 410 кДж/моль=1845 кДж 2 способ Рассчитаем количество вещества углерода по формуле n=m/M, где М ― молярная масса . M(C)=12 г/моль n(C)=m(C)/M(C)=54 г : 12 г/моль=4,5 моль Составляем пропорцию и решаем её. C 1 моль С выделяется 410 кДж теплоты, C 4,5 моль С ― х кДж теплоты. х=4,5 моль ● 410 кДж : 1 моль=1845 кДж 3 способ M(C)=12 г/моль, масса 1 моль=12 г Составляем пропорцию и решаем её. C 12 г С выделяется 410 кДж теплоты, C 54 г С ― х кДж теплоты. х=410 г ● 54 кДж : 12 г=1845 кДж Ответ: 1845 кДж
б) объём кислорода, израсходованный в реакции горения, если в результате выделилось 2050 кДж теплоты. По термохимическому уравнению реакции с 1 моль O2 выделяется 410 кДж теплоты, по условию задачи с х моль O2 ― 2050 кДж теплоты. х=n(O2)=2050 кДж ● 1 моль : 410 кДж=5 моль Рассчитываем объём кислорода количеством вещества 5 моль по формуле V=n●VM, где VM ― молярный объём. V(O2)=n(O2)●VM=5 моль ● 22,4 л/моль=112 л Ответ: 112 л
Задание 9 Закончите уравнения следующих химических реакций, указав гетерогенные и гомогенные реакции, а также окислительно-восстановительные реакции. Укажите окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления. а) Н2 (г) + Сl2 (г) = 2HCl ― гомогенная реакция, ОВР Схема окислительно-восстановительной реакции. H2 0 + Cl2 0 → H +1 Сl -1 Восстановитель H2 0 -2e → 2H +1 |2|2|1 ― процесс окисления Окислитель 2Cl 0 +2e → Cl2 -1 |2| |1 ― процесс восстановления
в) 2 Аl (тв) + 3 СuSO4 (р-р) = Al2(SO4)3 + 3Cu↓ ― гетерогенная реакция, ОВР Al 0 + Cu +2 SO4 → Al2 +3 (SO4)3 + Cu 0 Восстановитель Al 0 -3e → Al +3 |3|6|2 ― процесс окисления Окислитель Cu +2 +2e → Cu O |2| |3 ― процесс восстановления В приведённой реакции алюминий — восстановитель, а сульфат меди (за счёт атомов меди в степени окисления +2) — окислитель.
Дополнительное задание Тепловые эффекты реакций нейтрализации между соляной кислотой и гидроксидом натрия, серной кислотой и гидроксидом калия, азотной кислотой и гидроксидом лития примерно одинаковы. Как вы думаете, почему? Одинаковое значение теплового эффекта реакций нейтрализации объясняется тем, что сущность всех таких реакций сводится к одному и тому же процессу: связыванию протонов и гидроксид-ионов и образованию молекул воды и, естественно, характеризуется одним и тем же тепловым эффектом. Для всех этих уравнений реакций сокращенное ионное уравнение имеет вид: H + (p.) + OH — (p.) = H2O (p.) Запишите ионные уравнения перечисленных реакций. HCl + NaOH = NaCl + H2O H + + Cl — + Na + + OH — = Na + + Cl — + H2O H + + OH — = H2O
Определить теплоту образования С2Н5ОН(ж) , зная DН х. р. = — 1366,87 кДж. Напишите термохимическое уравнение. Определите мольную теплоту парообразования С2Н5ОН(ж) ® С2Н5ОН(г), если известна теплота образования С2Н5ОН(г), равная –235,31 кДж · моль-1.
95. Рассчитайте, сколько тепла выделится при гашении 50 кг 80%-ной негашеной извести, если теплота гашения на 1 моль СаО составляет — 65 кДж/моль. Определите теплоту образования гашеной извести.
Вычислите теплоту образования жидкого бензола. Определите теплотворную способность жидкого бензола при условии, что стандартные условия совпадают с нормальными.
Ответы: 49,1 кДж · моль-1; -1,4 ·10 5 кДж.
97. Определите тепловой эффект сгорания природного газа, протекающего по уравнению:
СН4(г) + 2О2(г) = СО2(г) + 2Н2О(г),
Сколько тепла выделится при сгорании 1 м3 газа? Расчет проведите с допущением, что стандартные условия течения реакции совпадают с нормальными условиями.
Ответы: — 802,3 кДж; — 35817 кДж.
98. Определите тепловой эффект сгорания жидкого сероуглерода CS2(ж) до образования газообразных СО2 и SO2. Сколько молей CS2 вступят в реакцию, если выделится 700 кДж тепла?
Ответы: -1076,43 кДж; 0,6 моль.
99. Вычислите тепловой эффект реакции восстановления Fe2O3 металлическим алюминием. Напишите термохимическое уравнение. Сколько выделяется тепла, если в реакцию вступают 8 молей Fe2O3 и сколько молей железа образуется при этом?
Ответы: -853,84 кДж;- 6830,7 кДж; 16 моль.
100. На восстановление 14 г диоксида кремния SiO2 (к) углеродом, в результате которого образуются кремний и оксид углерода СО(г), требуется 148,7 кДж теплоты. Рассчитайте тепловой эффект реакции и напишите термохимическое уравнение. Вычислите теплоту образования SiO2.
Ответы: +638,3кДж; -859,3 кДж · моль-1.
Примеры решения типовых задач
Пример 1. Определите направление протекания при стандартных условиях реакции: Fe2O3(к) + 3H2(г) = 2Fe(т) + 3H2O(г)
Решение. Чтобы определить направление протекания реакции, нужно вычислить изменение стандартной энергии Гиббса
Согласно следствию из закона Гесса: ΔG = ΣΔG0кон– ΣΔG0нач
Выпишем из табл.1 значения энергий Гиббса образования для всех участников реакции
, кДж/моль
Т. к. ΔG > 0, в стандартных условиях эта реакция идет в обратном направлении.
Пример 2 . Определите знаки DН0, DS0 и DG0 для реакции
протекающей при 298 К в прямом направлении. Будет ли DG0 возрастать или убывать с ростом температуры?
Решение. Поскольку известно, что реакция протекает в прямом направлении, следовательно,ΔG 0), то в соответствии с уравнением:
ΔG0 = ΔH0– T·ΔS0,
при Т > 4162 К реакция будет идти в обратном направлении (ΔG > 0), а при Т 0, 0, 0), то для смещения равновесия в сторону прямой реакции нужно повысить температуру; б) так как в данной системе разложение РСl5 ведет к увеличению объема (из одной молекулы газа образуются две газообразные молекулы), то для смещения равновесия в сторону прямой реакции надо уменьшить давление;
в) смещения равновесия в указанном направлении можно достигнуть как увеличением концентрации РСl5 так и уменьшением концентрации РСl3 или С12.
Пример 3. Равновесие в системе H2(г)+ I2(г)↔ 2HI(г) установилось при следующих концентрациях участников реакции: HI – 0,05 моль/л, водорода и иода – по 0,01моль/л. Как изменятся концентрации водорода и иода при повышении концентрации HI до 0,08моль/л?
Решение. Зная равновесные концентрации участников реакции, можно рассчитать константу равновесия данной реакции:
;
При повышении концентрации HI до 0,08моль/л равновесие сместится в обратном направлении, т. е.более интенсивно начнет протекать обратная реакция
хмоль хмоль 2хмоль
1моль 1моль 2моль
Если убыль HI к моменту достижения нового состояния равновесия принять равной 2х моль, то прирост концентраций Н2 и I2 к этому моменту составит х моль; подставив новые равновесные концентрации в выражение для константы равновесия, получим:
, откуда х = 0,004,
и новые равновесные концентрации Н2 и I2 составят (0,01+0,004) = 0,014 моль/л.
Контрольные задания
141. В каком направлении сместится равновесие системы
Видео:Задачи на ТЕПЛОВОЙ ЭФФЕКТ | Термохимические уравненияСкачать
Типовые задания с решениями ЕГЭ по химии: задачи, при решении которых необходимо осуществить расчеты по термохимическим уравнениям реакций.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
Видеолекции для профессионалов
Свидетельства для портфолио
Вечный доступ за 120 рублей
311 видеолекции для каждого
Типовые задания с решениями ЕГЭ по химии: задачи, при решении которых необходимо осуществить расчеты по термохимическим уравнениям реакций.
Умение решать расчётные задачи является одним из основных показателей уровня химического развития, глубины и полноты усвоения учащимися теоретического материала, наличия у них навыков приобретённых знаний с достаточной самостоятельностью.
Проверяемый элемент содержания заданий ЕГЭ включает расчеты объемных отношений газов при химических реакциях, а так же расчеты по термохимическим уравнениям реакций. В данной статье будут рассмотрены задачи второго типа.
Термохимические уравнения включают в себя кроме химических формул тепловой эффект реакции. Числовое значение в уравнении реакции строго соответствует количествам веществ, участников реакции, т.е. коэффициентам. Благодаря этому соответствию, можно установить пропорциональные отношения между количеством вещества или массой и количеством теплоты в этой реакции.
Между количеством теплоты, выделившимся или затраченным в ходе химической реакции, и количеством веществ, участвующих в этой реакции, существует прямо пропорциональная зависимость:
Величина постоянная для данной реакции. Любая величина из пропорции может быть неизвестной. Задачи решаются методом пропорции.
Мы видим, что на разложение 1 моля малахита необходимо израсходовать 47 кДж, при этом образуется 2 моля оксида меди, 1 моль воды и 1 моль углекислого газа. Если мы затратим энергии в 2 раза больше, мы сумеем разложить 2 моля малахита, при этом получим 4 моля оксида меди, 2 моля воды и 2 моля углекислого газа.
Аналогично можно установить пропорциональные отношения, используя коэффициенты и молярные массы участников реакции. 47 кДж энергии затратится на разложение 94 г малахита, при этом выделится 160 г оксида меди, 18 г воды и 44 г углекислого газа. Пропорция несложная, но, используя массовые числа, учащиеся часто допускают расчетные ошибки, поэтому рекомендуется решать задачи с пропорциями через количество вещества.
Алгоритм решения задач
Данные из условия задачи написать над уравнением реакции
Под формулой вещества написать его количество (согласно коэффициенту); произведение молярной массы на количество вещества. Над количеством теплоты в уравнении реакции поставить х.
Сколько теплоты выделится при растворении 200 г оксида меди ( II ) (С uO ) в соляной кислоте (водный раствор HCl ), если термохимическое уравнение реакции: CuO + 2 HCl = CuCl 2 + H 2 O + 63,6 кДж
Последовательность выполнения действий
Оформление решения задачи
1.С помощью соответствующих обозначений запишем условие задачи, найдём молярную массу вещества, масса которого указана в условии задачи.
М(С uO ) = 80 г/моль
2. Найдём количество вещества оксида меди ( II ) по условию задачи.
n = m /М n = 200г/80 г/моль = 2,5 моль
3.Составим уравнение реакции. Над формулами веществ запишем найденные количества веществ, а под формулами – молярные соотношения по уравнению реакции
CuO + 2 HCl = CuCl 2 + H 2 O + 63,6 кДж
4. Составим пропорцию.
5. Найдём значение х
6. Запишем ответ.
Задачи на вычисления по термохимическим уравнениям. Типовые задачи и решения.
Количество теплоты, которое выделится при образовании 120 г MgO в результате реакции горения магния, термохимическое уравнение которой:
2 Mg + O 2 = 2 MgO + 1204 кДж , равно
а) 602 кДж б) 301 кДж в) 2408 кДж г) 1803 кДж
В реакцию, термохимическое уравнение которой S + O 2 = SO 2 + 297 кДж, вступила сера массой 1 г. Количество теплоты, выделившееся при этом, равно:
Какое количество теплоты выделится при сгорании графита массой 2,4 г, если термохимическое уравнение реакции C + O2 = CO2 + 402 кДж?
а) 984 кДж б) 40,2 кДж в) 98,4 кДж г) 80,4 кДж
Термохимическое уравнение горения фосфора: 4P + 5O2 = 2P2O5 + 3010 кДж. Какое количество теплоты выделится при сгорании 62 г фосфора?
а) 6020 кДж б) 752,5 кДж в) 301кДж г) 1505 кДж
Какое количество теплоты выделится при сгорании метана объемом 5,6 л (н.у.), если термохимическое уравнение реакции СН 4 + 2О 2 = СО 2 + 2Н 2 О + 892 кДж?
а) 22,3 кДж б) 2,23 кДж в) 223 кДж г) 446 кДж
Сколько теплоты выделится при растворении 200 г оксида меди ( II ) (С uO ) в соляной кислоте, если термохимическое уравнение реакции: CuO + 2 HCl = CuCl 2 + H 2 O + 63,6 кДж
а) 159 кДж б) 318 кДж в) 15,9кДж г) 636 кДж
В результате реакции, термохимическое уравнение которой
выделилось 652,5 кДж теплоты. Масса сгоревшего ацетилена составила:
а) 13 г б) 26 г в) 52г г) 5,2г
В результате горения 48 г метана выделилось 2406 кДж теплоты. Количество теплоты, указанное в термохимическом уравнении этой реакции составит:
а) 401 кДж б) 802 кДж в) 1203кДж г) 4812 кДж
На разложение бертолетовой соли по реакции, термохимическое уравнение которой
2 KClO 3 = 2 KCl + 3 O 2 – 91 кДж,
было затрачено 182 кДж теплоты. Объем кислорода (при н.у.) выделившийся при этом, составил:
а) 134,4л б) 44,8л в) 89,6л г) 179,2л
В результате реакции, термохимическое уравнение которой H 2 + Cl 2 = 2 HCl + 184,36 кДж, выделилось 921,8 кДж теплоты. Объем хлора, затраченный на образование хлороводорода (при н.у.) при этом составил:
а) 134,4л б) 112л в) 44,8л г) 96л
Согласно термохимическому уравнению реакции 2СО(г) + О2(г) = 2СО2(г) + 566 кДж при сжигании оксида углерода (II) выделилось 424,5 кДж теплоты. Объем (н.у.) сгоревшего газа составил а) 66,2 л б) 33,6 л в) 44,8 л г) 12 л
Согласно термохимическому уравнению реакции 3 Cu + 8 HNO 3 = 3 Cu ( NO 3)2 + 2 NO + 4 H 2 O + 385 кДж, при получении 15,68 л NO (н.у.), количество выделившейся теплоты составило:
а) 358 кДж б) 716 кДж в) 134,75 кДж г) 22,4 кДж
По термохимическому уравнению реакции 2С u + О2 = 2С u О + 311 кДж вычислите. Количество теплоты, которая выделится при окислении 384 г меди, составит:
а) 622 кДж б) 716 кДж в) 466,5 кДж г) 933 кДж
В результате реакции, термохимическое уравнение которой
2 Cl 2 O 7 = 2 Cl 2 + 7 O 2 + 574 кДж, выделилось 5,74 кДж теплоты. Объем образовавшегося при этом кислорода (н.у.) составил:
а) 100 л б) 0,224 л в) 1,568 л г) 4,48 л
В реакцию, термохимическое уравнение которой MgO (тв) + CO (г) = MgCO 3(тв) + 102 кДж, вступило 8 г оксида магния. Количество теплоты, выделившейся при этом, равно:
а) 102 кДж б) 204 кДж в) 20,4 кДж г) 1,02 кДж
💥 Видео
Термохимические уравнения. Решение задач из ЕГЭ на тепловой эффект.Скачать
Расчеты по уравнениям химических реакций. 1 часть. 8 класс.Скачать