Не прибегая к расчетам в соответствии со следующими термохимическими уравнениями

Видео:Задача на термохимические уравнения: разбор задания 27 | ХИМИЯ ЕГЭ 2022Скачать

Задача на термохимические уравнения: разбор задания 27 | ХИМИЯ ЕГЭ 2022

Тренировочный вариант №1 ЕГЭ по химии Статград-2022 от 20 апреля 2022 года

Тренировочная работа №5 ЕГЭ по химии Статград-2022 от 20 апреля 2022 года, вариант 1, вариант ХИ2110501 с ответами и решениями. Ответы на тренировочный вариант Статград №5 ЕГЭ по химии 20.04.2022.

Для выполнения заданий 1–3 используйте следующий ряд химических элементов:

1) Cl, 2) Mn, 3) F, 4) Br, 5) Fe

Ответом в заданиях 1–3 является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду.

1. Какие из указанных элементов имеют в возбуждённом состоянии конфигурацию внешнего уровня ns 2 np 4 nd 1 ? Запишите номера выбранных элементов в порядке возрастания.

2. Из указанного ряда выберите три элемента, принадлежащие одной подгруппе Периодической системы. Расположите их в порядке усиления кислотных свойств водородного соединения.
Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.

3. Из указанного ряда выберите два элемента, которые во многих соединениях проявляют степень окисления +2. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в порядке возрастания.

4. Из предложенного перечня выберите два вещества, в молекулах которых имеется двойная связь. Запишите номера выбранных ответов в порядке возрастания.

5. Среди предложенных формул веществ, расположенных в пронумерованных ячейках, выберите формулы:

А) несолеобразующего оксида; Б) двухосновной кислоты; В) комплексной соли.

Не прибегая к расчетам в соответствии со следующими термохимическими уравнениями

Запишите в поле ответа выбранные цифры в нужной последовательности.

6. В двух колбах находился раствор сульфата железа(III). В первую колбу добавили раствор вещества Х, а во вторую – раствор вещества Y. В первой колбе выпал бурый осадок, а во второй выпал такой же осадок и выделился газ.

Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанные реакции.

Запишите в поле ответа выбранные цифры в нужной последовательности.

7. Установите соответствие между веществом и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ВЕЩЕСТВОРЕАГЕНТЫ
А) CaO

Г) MgI2

1) C, KOH, Na2O2

5) H2O, HCl, SO2

Запишите в поле ответа выбранные цифры в нужной последовательности.

8. Установите соответствие между исходными веществами, вступающими в реакцию и продуктами, которые образуются при взаимодействии этих веществ: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВАПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ
А) Cl2O7 + KOH

Г) KCl + H2O (электролиз)

1) KClO3 + H2O

5) H2 + Cl2 + KOH 6) KOH + HCl

Запишите в поле ответа выбранные цифры в нужной последовательности.

9. Задана следующая схема превращений веществ:

Не прибегая к расчетам в соответствии со следующими термохимическими уравнениями

Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.

Запишите в поле ответа номера выбранных веществ в нужной последовательности.

10. Установите соответствие между структурной формулой вещества и классом/ группой органических соединений, к которому(-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

СТРУКТУРНАЯ ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВАКЛАСС/ГРУППА ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ
Не прибегая к расчетам в соответствии со следующими термохимическими уравнениями

1) нитросоединения
2) первичные амины
3) амиды кислот
4) гетероциклические соединения

Запишите в поле ответа выбранные цифры в нужной последовательности.

11. Из предложенного перечня выберите два вещества, в молекулах которых имеется хотя бы одна π-связь. Запишите номера выбранных ответов в порядке возрастания.

12. Из предложенного перечня выберите все вещества, способные окислять алкены. Запишите номера выбранных ответов в порядке возрастания.

Запишите номера выбранных ответов.

13. Из предложенного перечня выберите два вещества, которые реагируют с анилином. Запишите номера выбранных ответов в порядке возрастания.

14. Установите соответствие между реагирующими веществами и органическим продуктом, который образуется при взаимодействии этих веществ: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВАОРГАНИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ
А) бензол и пропен в присутствии AlCl3

Б) ацетиленид натрия и избыток бромметана

В) 2-метилбутан и бром при нагревании

Г) 2-метилпропен и перманганат калия (подкисленный раствор)

1) бутин-2

6) изопропилбензол

Запишите в поле ответа выбранные цифры в нужной последовательности.

15. Установите соответствие между схемой реакции и веществом Х, принимающим в ней участие: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

СХЕМА РЕАКЦИИВЕЩЕСТВО X
Не прибегая к расчетам в соответствии со следующими термохимическими уравнениями1) CO2

Запишите в поле ответа выбранные цифры в нужной последовательности.

16. Задана следующая схема превращений веществ:

Не прибегая к расчетам в соответствии со следующими термохимическими уравнениями

Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.

Запишите в поле ответа выбранные цифры в нужной последовательности.

17. Из предложенного перечня выберите все окислительно-восстановительные реакции.
Запишите номера выбранных ответов в порядке возрастания.
1) разложение пероксида водорода
2) растворение оксида меди(I) в азотной кислоте
3) взаимодействие магния с углекислым газом
4) взаимодействие гидроксида магния с хлорной кислотой
5) взаимодействие азотного ангидрида с водой

18. Из предложенного перечня выберите все реакции, скорость которых уменьшается при увеличении pH среды. Запишите номера выбранных ответов в порядке возрастания.

3) NaH + HCl → NaCl + H2

19. Установите соответствие между схемой реакции и свойством, которое проявляет элемент фосфор в этой реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

СХЕМА РЕАКЦИИСВОЙСТВО ФОСФОРА
А) POCl3 + H2O → H3PO4 + HCl

В) H3PO2 → PH3 + H3PO4

1) является окислителем

2) является восстановителем

3) является и окислителем, и восстановителем

4) не изменяет степень окисления

Запишите выбранные цифры в нужной последовательности.

20. Установите соответствие между формулой вещества и продуктами электролиза водного раствора или расплава этого вещества, выделившимися на инертных электродах: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВАПРОДУКТ(Ы) НА АНОДЕ
А) NaOH (расплав)

В) (CH3COO)2Ca (раствор)

1) металл и водород

2) металл, вода и кислород

3) водород и кислород

4) водород, углекислый газ и углеводород

Запишите выбранные цифры в нужной последовательности.

Для выполнения задания 21 используйте следующие справочные данные.

Концентрация (молярная, моль/л) показывает отношение количества растворённого вещества (n) к объёму раствора (V).

pH («пэ аш») – водородный показатель; величина, которая отражает концентрацию ионов водорода в растворе и используется для характеристики
кислотности среды.

Не прибегая к расчетам в соответствии со следующими термохимическими уравнениями

21. Для веществ, приведённых в перечне, определите характер среды их водных растворов, имеющих концентрацию 0,1 моль/л. Расположите эти вещества в порядке возрастания pH водного раствора. Запишите номера веществ в правильном порядке.

Запишите номера веществ в правильном порядке.

22. Установите соответствие между способом воздействия на равновесную систему

и направлением смещения равновесия при этом воздействии: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

СПОСОБ ВОЗДЕЙСТВИЯНАПРАВЛЕНИЕ СМЕЩЕНИЯ
ХИМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ
А) увеличение давления

Б) добавление сероводорода

В) добавление твёрдого Ag2S

Г) нагревание

1) смещается в направлении прямой реакции

2) смещается в направлении обратной реакции

3) практически не смещается

Запишите в поле ответа выбранные цифры в нужной последовательности.

23. В реактор постоянного объёма ввели метан и сильно нагрели. В реакторе установилось равновесие:

Используя данные таблицы, найдите исходную концентрацию CH4 (X) и равновесную концентрацию H2 (Y)

ВеществоCH4C2H2H2
Исходная концентрация (моль/л)
Равновесная концентрация (моль/л)0,010,03

Выберите из списка номера правильных ответов.

1) 0,01 моль/л
2) 0,03 моль/л
3) 0,05 моль/л
4) 0,07 моль/л
5) 0,09 моль/л
6) 0,15 моль/л

Запишите выбранные цифры в нужной последовательности.

24. Установите соответствие между формулой иона и качественной реакцией, с помощью которой можно обнаружить этот ион в растворе: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ФОРМУЛА ИОНАКАЧЕСТВЕННАЯ РЕАКЦИЯ
А) CO3 2–

Г) Zn 2+

1) при действии кислоты выделяется газ, не взаимодействующий с бромной водой

2) при действии кислоты выделяется газ, обесцвечивающий бромную воду

3) окрашивает пламя в интенсивный жёлтый цвет

4) окрашивает пламя в интенсивный красный цвет

5) при действии водного раствора аммиака образуется белый осадок, растворимый в избытке аммиака

Запишите в поле ответа выбранные цифры в нужной последовательности.

25. Установите соответствие между веществом и областью его применения: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ВЕЩЕСТВООБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
А) уксусная кислота

Б) оксид кремния

В) гидроксид натрия

1) производство пластмасс

3) производство бумаги

4) производство цемента

Запишите в поле ответа выбранные цифры в нужной последовательности.

Ответом к заданиям 26–28 является число. Запишите это число в поле ответа в тексте работы, соблюдая при этом указанную степень
точности. Единицы измерения физических величин в бланке ответа указывать не нужно. При проведении расчётов для всех элементов, кроме
хлора, используйте значения относительных атомных масс, выраженные целыми числами (Ar(Cl) = 35,5).

26. В 100 г воды растворили 35 г медного купороса (пентагидрата сульфата меди(II)). Рассчитайте массовую долю (в %) сульфата меди(II) в растворе. (Запишите число с точностью до десятых.)

27. Разложение оксида серебра описывается термохимическим уравнением:

При разложении навески оксида серебра поглотилось 1,55 кДж теплоты. Сколько граммов серебра образовалось? (Запишите число с точностью до десятых.)

28. Для окисления бромоводородной кислоты потребовалось 5,01 г бромата калия. Сколько граммов HBr вступило в реакцию? (Запишите число с точностью до сотых.)

Для записи ответов на задания 29–34 используйте чистый лист бумаги. Запишите сначала номер задания (29, 30 и т.д.), а затем его подробное решение. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Для выполнения заданий 29 и 30 используйте следующий перечень веществ: нитрат натрия, хлорат калия, аммиак, гидросульфит натрия, разбавленная серная кислота, хлорид хрома(III). Допустимо использование водных растворов веществ и воды в качестве среды для протекания реакций.

29. Из предложенного перечня выберите вещества, между которыми протекает окислительно-восстановительная реакция, происходящая без выделения газа и без изменения цвета раствора. В ответе запишите уравнение реакции. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.

1) Уравнение реакции (в сернокислой среде):

2) Электронный баланс:

2 | Cl +5 + 6e → Cl −1

6 | S +4 – 2e → S +6

3) Окислитель – KClO3 (Cl +5 ), восстановитель – NaHSO3 (S +4 )

30. Из предложенного перечня выберите два вещества, которые вступают в реакцию ионного обмена с выделением газа. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения реакции с участием выбранных веществ.

31. Йод нагрели с 30 %-м раствором пероксида водорода. Полученный раствор упарили, а затем охладили. Выпал осадок, который высушили и прокалили. Над твёрдым остатком от прокаливания пропустили газ, полученный нагреванием муравьиной кислоты с концентрированной серной кислотой, и наблюдали потемнение твёрдого вещества. Напишите молекулярные уравнения четырёх описанных реакций.

1) I2 + 5H2O2 Не прибегая к расчетам в соответствии со следующими термохимическими уравнениями2HIO3 + 4H2O

2) 2HIO3 Не прибегая к расчетам в соответствии со следующими термохимическими уравнениямиI2O5 + H2O

3) HCOOH Не прибегая к расчетам в соответствии со следующими термохимическими уравнениямиCO↑ + H2O

32. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

Не прибегая к расчетам в соответствии со следующими термохимическими уравнениями

При написании уравнений реакций указывайте преимущественно образующиеся продукты, используйте структурные формулы органических веществ.

Не прибегая к расчетам в соответствии со следующими термохимическими уравнениями

Не прибегая к расчетам в соответствии со следующими термохимическими уравнениями

33. Смесь аммиака с кислородом общим объёмом 11,2 л (н. у.) подожгли без катализатора, продукты охладили, а образовавшуюся смесь газов пропустили через 117,6 г 10 %-го раствора серной кислоты, в результате масса раствора увеличилась. Объём оставшегося непоглощённым газа составил 2,24 л (н. у.). Вычислите объёмные доли газов в исходной смеси и массовые доли веществ (кроме воды) в полученном растворе. В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления.

1) Записано уравнение реакции сгорания аммиака и определены количества вещества газов:

n(смеси) = 11,2 / 22,4 = 0,5 моль.

Непоглощённый газ – N2,

n(N2) = 2,24 / 22,4 = 0,1 моль.

2) Определён состав газовой смеси.

В реакцию сгорания вступило:

Масса раствора c H2SO4 увеличилась, следовательно, аммиак был в избытке.

Общее количество аммиака в смеси:

n(NH3) = 0,5 – 0,15 = 0,35 моль.

Объёмные доли газов: φ(NH3) = 0,35 / 0,5 ⋅ 100 % = 70 %,

3) Написаны уравнения реакций с серной кислотой и определены количества веществ в растворе:

n(H2SO4) = 117,6 ⋅ 0,1 / 98 = 0,12 моль,

При поглощении аммиака последовательно происходят реакции:

В первую реакцию вступит по 0,12 моль веществ, во вторую – по

0,15 – 0,12 = 0,03 моль.

4) Определены массовые доли солей в растворе.

m(раствора) = m(раствора H2SO4) + mост(NH3) = 117,6 + 0,15 ⋅ 17 = 120,15 г.

ω(NH4HSO4) = 0,09 ⋅ 115 / 120,15 = 0,086 = 8,6 %,

34. Неизвестное органическое вещество X содержит 72,0 % углерода, 12,0 % водорода по массе и кислород. Это легкоплавкое твёрдое вещество. Его получают гидрированием ароматического соединения. Оно реагирует с подкисленным раствором перманганата калия, а при окислении концентрированной азотной кислотой превращается в неразветвлённую
двухосновную кислоту. Определите молекулярную формулу вещества X и установите его структуру. Напишите уравнение взаимодействия X с азотной кислотой (в уравнении используйте структурные формулы органических веществ).

1) Определена молекулярная формула вещества X:

n(C) : n(H) : n(O) = (72,0/12) : (12,0/1) : (16,0/16) = 6 : 12 : 1.

Простейшая формула – C6H12O. Вещество получают из ароматического соединения, поэтому простейшая формула совпадает с истинной. Молекулярная формула вещества – C6H12O.

2) Вещество X окисляется перманганатом калия, поэтому это – либо спирт, либо альдегид. Но оно образуется из ароматического соединения, следовательно, имеет циклическую неразветвлённую структуру. X – циклический спирт, циклогексанол:

Не прибегая к расчетам в соответствии со следующими термохимическими уравнениями

3) Окисление азотной кислотой происходит с раскрытием цикла и образованием адипиновой (гександиовой) кислоты:

Видео:Как Решать Задачи по Химии // Задачи с Уравнением Химической Реакции // Подготовка к ЕГЭ по ХимииСкачать

Как Решать Задачи по Химии // Задачи с Уравнением Химической Реакции // Подготовка к ЕГЭ по Химии

Не прибегая к расчетам в соответствии со следующими термохимическими уравнениями

FOR-DLE.ru — Всё для твоего DLE 😉
Привет, я Стас ! Я занимаюсь так называемой «вёрсткой» шаблонов под DataLife Engine.

На своем сайте я выкладываю уникальные, адаптивные, и качественные шаблоны. Все шаблоны проверяются на всех самых популярных браузерх.
Раньше я занимался простой вёрсткой одностраничных, новостных и т.п. шаблонов на HTML, Bootstrap. Однажды увидев сайты на DLE решил склеить пару шаблонов и выложить их в интернет. В итоге эта парочка шаблонов набрала неплохую популярность и хорошие отзывы, и я решил создать отдельный проект.
Кроме шаблонов я так же буду выкладывать полезную информацию для DataLife Engin и «статейки» для веб мастеров. Так же данный проект будет очень полезен для новичков и для тех, кто хочет правильно содержать свой сайт на DataLife Engine. Надеюсь моя работа вам понравится и вы поддержите этот проект. Как легко и удобно следить за обновлениями на сайте?
Достаточно просто зарегистрироваться на сайте, и уведомления о каждой новой публикации будут приходить на вашу электронную почту!

Задание 1
Как классифицируют химические реакции по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции? Приведите примеры уравнений таких реакций.
— реакции соединения:
4P + 5О2 = 2P2O5
SO3 + H2O = H2SO4
— реакции разложения:
Cu(OH)2↓ = CuO + H2O
CaCO3 = CaO + CO2
— реакции замещения:
H2SO4 + Mg = MgSO4 + H2
CuSO4 + Fe= FeSO4 + Cu↓
— реакции обмена:
H2SO4 + 2NaOH = Na2SO4 + 2H2O
Na2SO4 + ВаСl2 = ВaSO4↓ + 2NaСl

Задание 2
Как классифицируют химические реакции по тепловому эффекту? На экзотермические (с выделением теплоты) и эндотермические (с поглощением теплоты) .
Что такое термохимическое уравнение? Уравнения химических реакций, в которых указан тепловой эффект, называются термохимическими.
Приведите примеры уравнений таких реакций.
Реакция нейтрализации серной кислоты екзотермическая:
H2SO4 + 2NaOH = Na2SO4 + 2H2O + 114 кДж
Реакция разложения оксида серы (VI) ендотермическая:
2SO3 = 2SO2 + O2↑ — 188 кДж

Задание 3
Как классифицируют химические реакции по агрегатному состоянию реагентов? На гомогенные и гетерогенные реакции.
Приведите примеры уравнений таких реакций.
К гомогенным реакциям относятся все реакции между газообразными веществами, а также реакции, протекающие в растворах, например:
2SO2 (г) + O2 (г) = 2SO3
Zn (тв) + S (тв) = ZnS
Н2SO4 (р-р) + Na2СO3 (р-р) = Na2SO4 + CO2↑ + Н2O
К гетерогенным реакциям относятся все реакции между веществами, находящимися в различных фазах, например, обжиг пирита или окисление алюминия:
4FеS2 (тв) + 11O2 (г) = 2Fе2O3 + 8SO2
4Al (тв) + 3O2 (г) = 2Al2O3
Фазой называется часть системы, имеющая в любой точке одинаковые состав и свойства, и отделённая от других фаз границей раздела.

Задание 4
Как классифицируют химические реакции по направлению? На необратимые и обратимые.
Приведите примеры уравнений таких реакций.
Горение серы или меди:
S + O2 = SO2 ― необратимая реакция, поскольку протекает только в одном направлении.
2Сu + O2 = 2CuO ― необратимая реакция , поскольку протекает только в одном направлении.
Окисление оксида серы (IV) кислородом до оксида серы(VI) или синтез аммиака:
2SO2 + O2 ⇄ 2SO3 ― обратимая реакция , поскольку в одних и тех же условиях протекает в двух взаимно противоположных направлениях.
N2 + 3H2 ⇄ 2NH3 ― обратимая реакция , поскольку в одних и тех же условиях протекает в двух взаимно противоположных направлениях.

Задание 5
Как классифицируют химические реакции по использованию катализатора? На каталитические и некаталитические.
Приведите примеры уравнений таких реакций.
Окисление оксида серы (IV) до оксида серы (VI) кислородом или разложение пероксида водорода:
2SO2 + O2 ⇄ 2SO3 ― каталитическая реакция, поскольку применяется катализатор оксид ванадия (V) V2O5 для увеличивания скорости протекания химической реакции.
2H2O2 = 2H2O + O2↑ ― каталитическая реакция, поскольку применяется катализатор оксид марганца (ІV) MnO2 для увеличивания скорости протекания химической реакции.
Взаимодействие оксида серы (VI) с водой или хлора с железом:
3 + H2O = Н2SO4 ― некаталитическая реакция, поскольку протекает легко без использования катализатора.
3Сl2 + 2Fe = 2FeCl3 ― некаталитическая реакция, поскольку протекает легко без использования катализатора.

Задание 6
Напишите уравнения следующих химических реакций и определите тип каждой реакций по числу и составу реагентов и продуктов:
а) оксида кальция с водой;
CaO + H2O = CaCO3 Реакция соединения
б) железа с раствором серной кислоты;
Fe + H2SO4 = FeSO4 + H2↑ Реакция замещения
в) раствора нитрата серебра с раствором хлорида магния;
2AgNO3 + MgCl2 = 2AgCl↓ + Mg(NO3)2 Реакция обмена
г) получения углекислого газа нагреванием карбоната кальция.
CaCO3 = CaO + CO2↑ Реакция разложения

Задание 7
Разложение карбоната бария представляет собой эндотермический процесс, требующий затрат 267 кДж теплоты на разложение 1 моль соли. Запишите термохимическое уравнение реакции разложения карбоната бария.
BaCO3 = BaO + CO2↑ ― 267 кДж, Q=-267 кДж /моль
По условии задачи при разложении 1 моль соли выделяется 267 кДж теплоты,
по химическому уравнению при разложении 1 моль соли ― х кДж теплоты.
x=1 моль • 267 кДж : 1 моль=267 кДж теплоты
Напишите уравнение обратной реакции.
BaO + CO2 = BaCO3 + 267 кДж, Q=267 кДж/моль
Как вы думаете, каков её тепловой эффект? Положительный, поскольку Q>0

Задание 8
По термохимическому уравнению реакции горения углерода:
С (тв) + О2 (г) = СО2 (г) + 410 кДж рассчитайте:
а) количество теплоты, которое выделится при сгорании 54 г углерода;
Дано: Qр-ции=410 кДж/моль, m(C)=54 г
Найти: Q-?
Решение
1 способ
Рассчитаем количество вещества углерода по формуле n=m/M, где М ― молярная масса .
M(C)=12 г/моль
n(C)=m(C)/M(C)=54 г : 12 г/моль=4,5 моль
Q=n(C)●Qр-ции=4,5 моль ● 410 кДж/моль=1845 кДж
2 способ
Рассчитаем количество вещества углерода по формуле n=m/M, где М ― молярная масса .
M(C)=12 г/моль
n(C)=m(C)/M(C)=54 г : 12 г/моль=4,5 моль
Составляем пропорцию и решаем её.
C 1 моль С выделяется 410 кДж теплоты,
C 4,5 моль С ― х кДж теплоты.
х=4,5 моль ● 410 кДж : 1 моль=1845 кДж
3 способ
M(C)=12 г/моль, масса 1 моль=12 г
Составляем пропорцию и решаем её.
C 12 г С выделяется 410 кДж теплоты,
C 54 г С ― х кДж теплоты.
х=410 г ● 54 кДж : 12 г=1845 кДж
Ответ: 1845 кДж

б) объём кислорода, израсходованный в реакции горения, если в результате выделилось 2050 кДж теплоты.
По термохимическому уравнению реакции с 1 моль O2 выделяется 410 кДж теплоты,
по условию задачи с х моль O2 ― 2050 кДж теплоты.
х=n(O2)=2050 кДж ● 1 моль : 410 кДж=5 моль
Рассчитываем объём кислорода количеством вещества 5 моль по формуле V=n●VM, где VM ― молярный объём.
V(O2)=n(O2)●VM=5 моль ● 22,4 л/моль=112 л
Ответ: 112 л

Задание 9
Закончите уравнения следующих химических реакций, указав гетерогенные и гомогенные реакции, а также окислительно-восстановительные реакции. Укажите окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления.
а) Н2 (г) + Сl2 (г) = 2HCl ― гомогенная реакция, ОВР
Схема окислительно-восстановительной реакции.
H2 0 + Cl2 0 → H +1 Сl -1
Восстановитель H2 0 -2e → 2H +1 |2|2|1 ― процесс окисления
Окислитель 2Cl 0 +2e → Cl2 -1 |2| |1 ― процесс восстановления

б) МgО (тв.) + Н2SO4 (р-р) = MgSO4 + H2O ― гетерогенная реакция, не ОВР

в) 2 Аl (тв) + 3 СuSO4 (р-р) = Al2(SO4)3 + 3Cu↓ ― гетерогенная реакция, ОВР
Al 0 + Cu +2 SO4 → Al2 +3 (SO4)3 + Cu 0
Восстановитель Al 0 -3e → Al +3 |3|6|2 ― процесс окисления
Окислитель Cu +2 +2e → Cu O |2| |3 ― процесс восстановления
В приведённой реакции алюминий — восстановитель, а сульфат меди (за счёт атомов меди в степени окисления +2) — окислитель.

г) ВаСl2 (р-р) + ZnSO4 (р-р) = BaSO4↓ + ZnCl2 ― гомогенная реакция, не ОВР

Дополнительное задание
Тепловые эффекты реакций нейтрализации между соляной кислотой и гидроксидом натрия, серной кислотой и гидроксидом калия, азотной кислотой и гидроксидом лития примерно одинаковы. Как вы думаете, почему? Одинаковое значение теплового эффекта реакций нейтрализации объясняется тем, что сущность всех таких реакций сводится к одному и тому же процессу: связыванию протонов и гидроксид-ионов и образованию молекул воды и, естественно, характеризуется одним и тем же тепловым эффектом.
Для всех этих уравнений реакций сокращенное ионное уравнение имеет вид:
H + (p.) + OH — (p.) = H2O (p.)
Запишите ионные уравнения перечисленных реакций.
HCl + NaOH = NaCl + H2O
H + + Cl — + Na + + OH — = Na + + Cl — + H2O
H + + OH — = H2O

H2SO4 + 2KOH = K2SO4 + 2H2O
2H + + SO4 2- + 2K + + 2OH — = 2K + + SO4 2- + 2H2O
2H + + 2OH — = 2H2O :2
H + + OH — = H2O

HNO3 + LiOH = LiNO3 + H2O
H + + NO3 — + Li + + OH — = Li + + NO3 — + H2O
H + + OH — = H2O

Видео:Задачи на ТЕПЛОВОЙ ЭФФЕКТ | Термохимические уравненияСкачать

Задачи на ТЕПЛОВОЙ ЭФФЕКТ | Термохимические уравнения

Химия. Контрольные задания для студентов-заочников всех специальностей (стр. 3 )

Не прибегая к расчетам в соответствии со следующими термохимическими уравнениямиИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8

Не прибегая к расчетам в соответствии со следующими термохимическими уравнениями

Ответы: – 810,1 кДж; 25 г; — 1687,5 кДж.

94. Реакция окисления этилового спирта выражается уравнением:

С2Н5ОН(ж) + 3,0 О2(г) = 2СО2(г) + 3Н2О(ж) .

Определить теплоту образования С2Н5ОН(ж) , зная DН х. р. = — 1366,87 кДж. Напишите термохимическое уравнение. Определите мольную теплоту парообразования С2Н5ОН(ж) ® С2Н5ОН(г), если известна теплота образования С2Н5ОН(г), равная –235,31 кДж · моль-1.

Ответы: — 277,67 кДж · моль-1 ; +42,36 кДж · моль-1

95. Рассчитайте, сколько тепла выделится при гашении 50 кг 80%-ной негашеной извести, если теплота гашения на 1 моль СаО составляет — 65 кДж/моль. Определите теплоту образования гашеной извести.

Ответы: -4,64 · 104 кДж; -986,6 кДж · моль-1 .

96. Реакция горения бензола выражается термохимическим уравнением:

С6Н6(ж) + 7½ О2(г) = 6СО2(г) + 3Н2О(г) – 3135,6 кДж.

Вычислите теплоту образования жидкого бензола. Определите теплотворную способность жидкого бензола при условии, что стандартные условия совпадают с нормальными.

Ответы: 49,1 кДж · моль-1; -1,4 ·10 5 кДж.

97. Определите тепловой эффект сгорания природного газа, протекающего по уравнению:

СН4(г) + 2О2(г) = СО2(г) + 2Н2О(г),

Сколько тепла выделится при сгорании 1 м3 газа? Расчет проведите с допущением, что стандартные условия течения реакции совпадают с нормальными условиями.

Ответы: — 802,3 кДж; — 35817 кДж.

98. Определите тепловой эффект сгорания жидкого сероуглерода CS2(ж) до образования газообразных СО2 и SO2. Сколько молей CS2 вступят в реакцию, если выделится 700 кДж тепла?

Ответы: -1076,43 кДж; 0,6 моль.

99. Вычислите тепловой эффект реакции восстановления Fe2O3 металлическим алюминием. Напишите термохимическое уравнение. Сколько выделяется тепла, если в реакцию вступают 8 молей Fe2O3 и сколько молей железа образуется при этом?

Ответы: -853,84 кДж;- 6830,7 кДж; 16 моль.

100. На восстановление 14 г диоксида кремния SiO2 (к) углеродом, в результате которого образуются кремний и оксид углерода СО(г), требуется 148,7 кДж теплоты. Рассчитайте тепловой эффект реакции и напишите термохимическое уравнение. Вычислите теплоту образования SiO2.

Ответы: +638,3кДж; -859,3 кДж · моль-1.

Примеры решения типовых задач

Пример 1. Определите направление протекания при стандартных условиях реакции: Fe2O3(к) + 3H2(г) = 2Fe(т) + 3H2O(г)

Решение. Чтобы определить направление протекания реакции, нужно вычислить изменение стандартной энергии Гиббса

Согласно следствию из закона Гесса: ΔG = ΣΔG0кон – ΣΔG0нач

Выпишем из табл.1 значения энергий Гиббса образования для всех участников реакции

Не прибегая к расчетам в соответствии со следующими термохимическими уравнениями, кДж/моль

Т. к. ΔG > 0, в стандартных условиях эта реакция идет в обратном направлении.

Пример 2 . Определите знаки DН0, DS0 и DG0 для реакции

протекающей при 298 К в прямом направлении. Будет ли DG0 возрастать или убывать с ростом температуры?

Решение. Поскольку известно, что реакция протекает в прямом направлении, следовательно, ΔG 0), то в соответствии с уравнением:

ΔG0 = ΔH0– T·ΔS0,

при Т > 4162 К реакция будет идти в обратном направлении (ΔG > 0), а при Т 0, 0, 0), то для смещения равновесия в сторону прямой реакции нужно повысить температуру; б) так как в данной системе разложение РСl5 ведет к увеличению объема (из одной молекулы газа образуются две газообразные молекулы), то для смещения равновесия в сторону прямой реакции надо уменьшить давление;

в) смещения равновесия в указанном направлении можно достигнуть как увеличением концентрации РСl5 так и уменьшением концентрации РСl3 или С12.

Пример 3. Равновесие в системе H2(г)+ I2(г)↔ 2HI(г) установилось при следующих концентрациях участников реакции: HI – 0,05 моль/л, водорода и иода – по 0,01моль/л. Как изменятся концентрации водорода и иода при повышении концентрации HI до 0,08моль/л?

Решение. Зная равновесные концентрации участников реакции, можно рассчитать константу равновесия данной реакции:

Не прибегая к расчетам в соответствии со следующими термохимическими уравнениями;

При повышении концентрации HI до 0,08моль/л равновесие сместится в обратном направлении, т. е.более интенсивно начнет протекать обратная реакция

хмоль хмоль 2хмоль

1моль 1моль 2моль

Если убыль HI к моменту достижения нового состояния равновесия принять равной моль, то прирост концентраций Н2 и I2 к этому моменту составит х моль; подставив новые равновесные концентрации в выражение для константы равновесия, получим:

Не прибегая к расчетам в соответствии со следующими термохимическими уравнениями, откуда х = 0,004,

и новые равновесные концентрации Н2 и I2 составят (0,01+0,004) = 0,014 моль/л.

Контрольные задания

141. В каком направлении сместится равновесие системы

Видео:Решение задач на термохимические уравнения. 8 класс.Скачать

Решение задач на термохимические уравнения. 8 класс.

Типовые задания с решениями ЕГЭ по химии: задачи, при решении которых необходимо осуществить расчеты по термохимическим уравнениям реакций.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Не прибегая к расчетам в соответствии со следующими термохимическими уравнениями

Типовые задания с решениями ЕГЭ по химии: задачи, при решении которых необходимо осуществить расчеты по термохимическим уравнениям реакций.

Умение решать расчётные задачи является одним из основных показателей уровня химического развития, глубины и полноты усвоения учащимися теоретического материала, наличия у них навыков приобретённых знаний с достаточной самостоятельностью.

Проверяемый элемент содержания заданий ЕГЭ включает расчеты объемных отношений газов при химических реакциях, а так же расчеты по термохимическим уравнениям реакций. В данной статье будут рассмотрены задачи второго типа.

Термохимические уравнения включают в себя кроме химических формул тепловой эффект реакции. Числовое значение в уравнении реакции строго соответствует количествам веществ, участников реакции, т.е. коэффициентам. Благодаря этому соответствию, можно установить пропорциональные отношения между количеством вещества или массой и количеством теплоты в этой реакции.

Между количеством теплоты, выделившимся или затраченным в ходе химической реакции, и количеством веществ, участвующих в этой реакции, существует прямо пропорциональная зависимость:

Величина постоянная для данной реакции.
Любая величина из пропорции может быть неизвестной. Задачи решаются методом пропорции.

Например: Термохимическое уравнение разложения малахита

Мы видим, что на разложение 1 моля малахита необходимо израсходовать 47 кДж, при этом образуется 2 моля оксида меди, 1 моль воды и 1 моль углекислого газа. Если мы затратим энергии в 2 раза больше, мы сумеем разложить 2 моля малахита, при этом получим 4 моля оксида меди, 2 моля воды и 2 моля углекислого газа.

Аналогично можно установить пропорциональные отношения, используя коэффициенты и молярные массы участников реакции. 47 кДж энергии затратится на разложение 94 г малахита, при этом выделится 160 г оксида меди, 18 г воды и 44 г углекислого газа. Пропорция несложная, но, используя массовые числа, учащиеся часто допускают расчетные ошибки, поэтому рекомендуется решать задачи с пропорциями через количество вещества.

Алгоритм решения задач

Данные из условия задачи написать над уравнением реакции

Под формулой вещества написать его количество (согласно коэффициенту); произведение молярной массы на количество вещества. Над количеством теплоты в уравнении реакции поставить х.

Сколько теплоты выделится при растворении 200 г оксида меди ( II ) (С uO ) в соляной кислоте (водный раствор HCl ), если термохимическое уравнение реакции: CuO + 2 HCl = CuCl 2 + H ­2 O + 63,6 кДж

Последовательность выполнения действий

Оформление решения задачи

1.С помощью соответствующих обозначений запишем условие задачи, найдём молярную массу вещества, масса которого указана в условии задачи.

М(С uO ) = 80 г/моль

2. Найдём количество вещества оксида меди ( II ) по условию задачи.

n = m /М n = 200г/80 г/моль = 2,5 моль

3.Составим уравнение реакции. Над формулами веществ запишем найденные количества веществ, а под формулами – молярные соотношения по уравнению реакции

CuO + 2 HCl = CuCl 2 + H ­2 O + 63,6 кДж

4. Составим пропорцию.

5. Найдём значение х

6. Запишем ответ.

Задачи на вычисления по термохимическим уравнениям. Типовые задачи и решения.

Количество теплоты, которое выделится при образовании 120 г MgO в результате реакции горения магния, термохимическое уравнение которой:

2 Mg + O 2 = 2 MgO + 1204 кДж , равно

а) 602 кДж б) 301 кДж в) 2408 кДж г) 1803 кДж

В реакцию, термохимическое уравнение которой S + O 2 = SO 2 + 297 кДж, вступила сера массой 1 г. Количество теплоты, выделившееся при этом, равно:

а) 9,28 кДж б) 2,97 кДж в) 29,7 1 кДж г) 74,25 кДж

Какое количество теплоты выделится при сгорании графита массой 2,4 г, если термохимическое уравнение реакции C + O2 = CO2 + 402 кДж?

а) 984 кДж б) 40,2 кДж в) 98,4 кДж г) 80,4 кДж

Термохимическое уравнение горения фосфора: 4P + 5O2 = 2P2O5 + 3010 кДж. Какое количество теплоты выделится при сгорании 62 г фосфора?

а) 6020 кДж б) 752,5 кДж в) 301кДж г) 1505 кДж

Какое количество теплоты выделится при сгорании метана объемом 5,6 л (н.у.), если термохимическое уравнение реакции СН 4 + 2О 2 = СО 2 + 2Н 2 О + 892 кДж?

а) 22,3 кДж б) 2,23 кДж в) 223 кДж г) 446 кДж

Сколько теплоты выделится при растворении 200 г оксида меди ( II ) (С uO ) в соляной кислоте, если термохимическое уравнение реакции: CuO + 2 HCl = CuCl 2 + H ­2 O + 63,6 кДж

а) 159 кДж б) 318 кДж в) 15,9кДж г) 636 кДж

В результате реакции, термохимическое уравнение которой

выделилось 652,5 кДж теплоты. Масса сгоревшего ацетилена составила:

а) 13 г б) 26 г в) 52г г) 5,2г

В результате горения 48 г метана выделилось 2406 кДж теплоты. Количество теплоты, указанное в термохимическом уравнении этой реакции составит:

а) 401 кДж б) 802 кДж в) 1203кДж г) 4812 кДж

На разложение бертолетовой соли по реакции, термохимическое уравнение которой

2 KClO 3 = 2 KCl + 3 O 2 – 91 кДж,

было затрачено 182 кДж теплоты. Объем кислорода (при н.у.) выделившийся при этом, составил:

а) 134,4л б) 44,8л в) 89,6л г) 179,2л

В результате реакции, термохимическое уравнение которой H 2 + Cl 2 = 2 HCl + 184,36 кДж, выделилось 921,8 кДж теплоты. Объем хлора, затраченный на образование хлороводорода (при н.у.) при этом составил:

а) 134,4л б) 112л в) 44,8л г) 96л

Согласно термохимическому уравнению реакции 2СО(г) + О2(г) = 2СО2(г) + 566 кДж при сжигании оксида углерода (II) выделилось 424,5 кДж теплоты. Объем (н.у.) сгоревшего газа составил
а) 66,2 л б) 33,6 л в) 44,8 л г) 12 л

Согласно термохимическому уравнению реакции 3 Cu + 8 HNO 3 = 3 Cu ( NO 3)2 + 2 NO + 4 H 2 O + 385 кДж, при получении 15,68 л NO (н.у.), количество выделившейся теплоты составило:

а) 358 кДж б) 716 кДж в) 134,75 кДж г) 22,4 кДж

По термохимическому уравнению реакции 2С u + О2 = 2С u О + 311 кДж вычислите. Количество теплоты, которая выделится при окислении 384 г меди, составит:

а) 622 кДж б) 716 кДж в) 466,5 кДж г) 933 кДж

В результате реакции, термохимическое уравнение которой

2 Cl 2 O 7 = 2 Cl 2 + 7 O 2 + 574 кДж, выделилось 5,74 кДж теплоты. Объем образовавшегося при этом кислорода (н.у.) составил:

а) 100 л б) 0,224 л в) 1,568 л г) 4,48 л

В реакцию, термохимическое уравнение которой MgO (тв) + CO (г) = MgCO 3(тв) + 102 кДж, вступило 8 г оксида магния. Количество теплоты, выделившейся при этом, равно:

а) 102 кДж б) 204 кДж в) 20,4 кДж г) 1,02 кДж

🎥 Видео

Термохимические уравнения. Решение задач из ЕГЭ на тепловой эффект.Скачать

Термохимические уравнения. Решение задач из ЕГЭ на тепловой эффект.

8 класс. ОВР. Окислительно-восстановительные реакции.Скачать

8 класс. ОВР. Окислительно-восстановительные реакции.

Химия | Тепловой эффект химической реакции (энтальпия)Скачать

Химия | Тепловой эффект химической реакции (энтальпия)

Расчеты по уравнениям химических реакций. 1 часть. 8 класс.Скачать

Расчеты по уравнениям химических реакций. 1 часть. 8 класс.

Решение задач по термохимическим уравнениям. Практическое занятие. Видеоурок 40. Химия 9 классСкачать

Решение задач по термохимическим уравнениям. Практическое занятие. Видеоурок 40. Химия 9 класс

Экзо- и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. 8 класс.Скачать

Экзо- и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. 8 класс.

Составление уравнений химических реакций. 1 часть. 8 класс.Скачать

Составление уравнений химических реакций.  1 часть. 8 класс.

Тепловой эффект реакции. ЗадачиСкачать

Тепловой эффект реакции. Задачи

78. Тепловой эффект реакции. Термохимические уравнения (часть 1)Скачать

78. Тепловой эффект реакции. Термохимические уравнения (часть 1)

Расстановка Коэффициентов в Химических Реакциях // Подготовка к ЕГЭ по ХимииСкачать

Расстановка Коэффициентов в Химических Реакциях // Подготовка к ЕГЭ по Химии

Задачи: термохимические уравнения и расчеты по нимСкачать

Задачи: термохимические уравнения и расчеты по ним

79. Тепловой эффект реакции. Термохимические уравнения (часть 2)Скачать

79. Тепловой эффект реакции. Термохимические уравнения (часть 2)

Как расставлять коэффициенты в уравнении реакции? Химия с нуля 7-8 класс | TutorOnlineСкачать

Как расставлять коэффициенты в уравнении реакции? Химия с нуля 7-8 класс | TutorOnline

Тепловой эффект хим. реакции. Энтальпия. Закон Гесса. Капучинка ^-^Скачать

Тепловой эффект хим. реакции. Энтальпия. Закон Гесса. Капучинка ^-^

Решение задач на термохимические уравнения | Химия | Курсы подготовки к ЦЭ /ЦТ 2024 | АдукарСкачать

Решение задач на термохимические уравнения | Химия | Курсы подготовки к ЦЭ /ЦТ 2024 | Адукар

Энтальпия реакции. Решение задачи.Скачать

Энтальпия реакции. Решение задачи.
Поделиться или сохранить к себе: