Название компонентов при решении уравнений

Памятка по нахождению неизвестных компонентов действий.
учебно-методический материал по математике на тему

Название компонентов при решении уравнений

Памятка по нахождению неизвестных компонентов действий.

Содержание
  1. Скачать:
  2. Предварительный просмотр:
  3. Памятка «Компоненты математических действий»
  4. Дистанционное обучение как современный формат преподавания
  5. Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция
  6. Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
  7. Дистанционные курсы для педагогов
  8. Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
  9. Другие материалы
  10. Вам будут интересны эти курсы:
  11. Оставьте свой комментарий
  12. Автор материала
  13. Дистанционные курсы для педагогов
  14. Подарочные сертификаты
  15. Общие сведения об уравнениях
  16. Что такое уравнение?
  17. Выразить одно через другое
  18. Правила нахождения неизвестных
  19. Компоненты
  20. Равносильные уравнения
  21. Умножение на минус единицу
  22. Приравнивание к нулю
  23. Альтернатива правилам нахождения неизвестных
  24. Когда корней несколько
  25. Когда корней бесконечно много
  26. Когда корней нет
  27. Буквенные уравнения
  28. Линейные уравнения с одним неизвестным
  29. 🎦 Видео

Видео:Математика 2 класс (Урок№51 - Названия компонентов и результата действия умножения.)Скачать

Математика 2 класс (Урок№51 - Названия компонентов и результата действия умножения.)

Скачать:

ВложениеРазмер
pravila_nakhozhdeniya_komponentov.doc31 КБ

Видео:Правила нахождения неизвестных компонентовСкачать

Правила нахождения неизвестных компонентов

Предварительный просмотр:

Выучи названия компонентов действий и правила нахождения неизвестных компонентов:

  1. Сложение: слагаемое, слагаемое, сумма. Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.
  1. Вычитание: уменьшаемое, вычитаемое, разность. Чтобы найти уменьшаемое, нужно к вычитаемому прибавить разность. Чтобы найти вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.
  1. Умножение: множитель, множитель, произведение. Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на известный множитель.
  1. Деление: делимое, делитель, частное. Чтобы найти делимое, нужно делитель умножить на частное. Чтобы найти делитель, нужно делимое разделить на частное.

Выучи названия компонентов действий и правила нахождения неизвестных компонентов:

  1. Сложение: слагаемое, слагаемое, сумма. Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.
  1. Вычитание: уменьшаемое, вычитаемое, разность. Чтобы найти уменьшаемое, нужно к вычитаемому прибавить разность. Чтобы найти вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.
  1. Умножение: множитель, множитель, произведение. Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на известный множитель.
  1. Деление: делимое, делитель, частное. Чтобы найти делимое, нужно делитель умножить на частное. Чтобы найти делитель, нужно делимое разделить на частное.

Видео:Названия компонентов и результата действия умноженияСкачать

Названия компонентов и результата действия умножения

Памятка «Компоненты математических действий»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

КОМПОНЕНТЫ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ

Названия компонентов при сложении:

1 слагаемое, 2 слагаемое, сумма.

Суммой называют не только результат, но и само выражение .

2 — первое слагаемое

3 — второе слагаемое

Чтобы найти неизвестное слагаемое надо из суммы вычесть известное слагаемое.

Названия компонентов при вычитании:

уменьшаемое, вычитаемое, разность .

Разностью называют не только результат действия, но и само выражение.

Чтобы найти уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.

Чтобы найти вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.

Названия компонентов при умножении:

множитель, множитель, произведение.

Произведением называют не только результат действия, но и само выражение.

8 х 3 — произведение

Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель (24:8=3)

Названия компонентов при делении:

делимое, делитель, частное.

Частным называют не только результат действия, но и само выражение.

Чтобы найти делимое, надо частное умножить на делитель (4х2=8)

Чтобы найти делитель, надо делимое разделить на частное (8:4=2)

Название компонентов при решении уравнений

Название компонентов при решении уравнений

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 930 человек из 80 регионов

Название компонентов при решении уравнений

Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 203 человека из 53 регионов

Название компонентов при решении уравнений

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 363 человека из 71 региона

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Видео:5 класс. Уравнение. Компоненты уравнения. Корень уравнения и его проверка.Скачать

5 класс. Уравнение. Компоненты уравнения. Корень уравнения и его проверка.

Дистанционные курсы для педагогов

«Взбодрись! Нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 593 198 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»

«Психологические методы развития навыков эффективного общения и чтения на английском языке у младших школьников»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

  • 24.12.2017
  • 397
  • 3
  • 24.12.2017
  • 2184
  • 35
  • 24.12.2017
  • 1813
  • 63
  • 24.12.2017
  • 399
  • 0
  • 24.12.2017
  • 381
  • 0
  • 24.12.2017
  • 845
  • 1
  • 24.12.2017
  • 392
  • 0
  • 24.12.2017
  • 512
  • 1

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Добавить в избранное

  • 24.12.2017 76044
  • DOCX 67.6 кбайт
  • 1262 скачивания
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Антипина Наталья Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

Название компонентов при решении уравнений

  • На сайте: 5 лет и 4 месяца
  • Подписчики: 0
  • Всего просмотров: 78948
  • Всего материалов: 4

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Видео:Решение простых уравнений. Что значит решить уравнение? Как проверить решение уравнения?Скачать

Решение простых уравнений. Что значит решить уравнение? Как проверить решение уравнения?

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Название компонентов при решении уравнений

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Название компонентов при решении уравнений

РДШ организовало сбор гуманитарной помощи для детей из ДНР

Время чтения: 1 минута

Название компонентов при решении уравнений

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Название компонентов при решении уравнений

Минпросвещения подключит студотряды к обновлению школьной инфраструктуры

Время чтения: 1 минута

Название компонентов при решении уравнений

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Название компонентов при решении уравнений

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Название компонентов при решении уравнений

Приемная кампания в вузах начнется 20 июня

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Видео:Математика 2 класс (Урок№26 - Уравнение. Решение уравнений подбором неизвестного числа.)Скачать

Математика 2 класс (Урок№26 - Уравнение. Решение уравнений подбором неизвестного числа.)

Общие сведения об уравнениях

Уравнения — одна из сложных тем для усвоения, но при этом они являются достаточно мощным инструментом для решения большинства задач.

С помощью уравнений описываются различные процессы, протекающие в природе. Уравнения широко применяются в других науках: в экономике, физике, биологии и химии.

В данном уроке мы попробуем понять суть простейших уравнений, научимся выражать неизвестные и решим несколько уравнений. По мере усвоения новых материалов, уравнения будут усложняться, поэтому понять основы очень важно.

Видео:Математика 3 класс (Урок№45 - Уравнения на основе связи между результатами и компонентами "." и ":")Скачать

Математика 3 класс (Урок№45 - Уравнения на основе связи между результатами и компонентами "." и ":")

Что такое уравнение?

Уравнение — это равенство, содержащее в себе переменную, значение которой требуется найти. Это значение должно быть таким, чтобы при его подстановке в исходное уравнение получалось верное числовое равенство.

Например выражение 3 + 2 = 5 является равенством. При вычислении левой части получается верное числовое равенство 5 = 5 .

А вот равенство 3 + x = 5 является уравнением, поскольку содержит в себе переменную x , значение которой можно найти. Значение должно быть таким, чтобы при подстановке этого значения в исходное уравнение, получилось верное числовое равенство.

Другими словами, мы должны найти такое значение, при котором знак равенства оправдал бы свое местоположение — левая часть должна быть равна правой части.

Уравнение 3 + x = 5 является элементарным. Значение переменной x равно числу 2. При любом другом значении равенство соблюдáться не будет

Название компонентов при решении уравнений

Говорят, что число 2 является корнем или решением уравнения 3 + x = 5

Корень или решение уравнения — это значение переменной, при котором уравнение обращается в верное числовое равенство.

Корней может быть несколько или не быть совсем. Решить уравнение означает найти его корни или доказать, что корней нет.

Переменную, входящую в уравнение, иначе называют неизвестным. Вы вправе называть как вам удобнее. Это синонимы.

Примечание. Словосочетание «решить уравнение» говорит самó за себя. Решить уравнение означает «уравнять» равенство — сделать его сбалансированным, чтобы левая часть равнялась правой части.

Видео:Решение уравнений в несколько действий. Как объяснить ребенку решение уравнений?Скачать

Решение уравнений в несколько действий. Как объяснить ребенку решение уравнений?

Выразить одно через другое

Изучение уравнений по традиции начинается с того, чтобы научиться выражать одно число, входящее в равенство, через ряд других. Давайте не будем нарушать эту традицию и поступим также.

Рассмотрим следующее выражение:

Данное выражение является суммой чисел 8 и 2. Значение данного выражения равно 10

Получили равенство. Теперь можно выразить любое число из этого равенства через другие числа, входящие в это же равенство. К примеру, выразим число 2.

Чтобы выразить число 2, нужно задать вопрос: «что нужно сделать с числами 10 и 8, чтобы получить число 2». Понятно, что для получения числа 2, нужно из числа 10 вычесть число 8.

Так и делаем. Записываем число 2 и через знак равенства говорим, что для получения этого числа 2 мы из числа 10 вычли число 8:

Мы выразили число 2 из равенства 8 + 2 = 10 . Как видно из примера, ничего сложного в этом нет.

При решении уравнений, в частности при выражении одного числа через другие, знак равенства удобно заменять на слово «есть». Делать это нужно мысленно, а не в самом выражении.

Так, выражая число 2 из равенства 8 + 2 = 10 мы получили равенство 2 = 10 − 8 . Данное равенство можно прочесть так:

2 есть 10 − 8

То есть знак = заменен на слово «есть». Более того, равенство 2 = 10 − 8 можно перевести с математического языка на полноценный человеческий язык. Тогда его можно будет прочитать следующим образом:

Число 2 есть разность числа 10 и числа 8

Число 2 есть разница между числом 10 и числом 8.

Но мы ограничимся лишь заменой знака равенства на слово «есть», и то будем делать это не всегда. Элементарные выражения можно понимать и без перевода математического языка на язык человеческий.

Вернём получившееся равенство 2 = 10 − 8 в первоначальное состояние:

Выразим в этот раз число 8. Что нужно сделать с остальными числами, чтобы получить число 8? Верно, нужно из числа 10 вычесть число 2

Вернем получившееся равенство 8 = 10 − 2 в первоначальное состояние:

В этот раз выразим число 10. Но оказывается, что десятку выражать не нужно, поскольку она уже выражена. Достаточно поменять местами левую и правую часть, тогда получится то, что нам нужно:

Пример 2. Рассмотрим равенство 8 − 2 = 6

Выразим из этого равенства число 8. Чтобы выразить число 8 остальные два числа нужно сложить:

Вернем получившееся равенство 8 = 6 + 2 в первоначальное состояние:

Выразим из этого равенства число 2. Чтобы выразить число 2, нужно из 8 вычесть 6

Пример 3. Рассмотрим равенство 3 × 2 = 6

Выразим число 3. Чтобы выразить число 3, нужно 6 разделить 2

Название компонентов при решении уравнений

Вернем получившееся равенство Название компонентов при решении уравненийв первоначальное состояние:

Выразим из этого равенства число 2. Чтобы выразить число 2, нужно 6 разделить 3

Название компонентов при решении уравнений

Пример 4. Рассмотрим равенство Название компонентов при решении уравнений

Выразим из этого равенства число 15. Чтобы выразить число 15, нужно перемножить числа 3 и 5

Вернем получившееся равенство 15 = 3 × 5 в первоначальное состояние:

Название компонентов при решении уравнений

Выразим из этого равенства число 5. Чтобы выразить число 5, нужно 15 разделить 3

Название компонентов при решении уравнений

Видео:Уравнение | Математика 2 класс #19 | ИнфоурокСкачать

Уравнение | Математика 2 класс #19 | Инфоурок

Правила нахождения неизвестных

Рассмотрим несколько правил нахождения неизвестных. Возможно, они вам знакомы, но не мешает повторить их ещё раз. В дальнейшем их можно будет забыть, поскольку мы научимся решать уравнения, не применяя эти правила.

Вернемся к первому примеру, который мы рассматривали в предыдущей теме, где в равенстве 8 + 2 = 10 требовалось выразить число 2.

В равенстве 8 + 2 = 10 числа 8 и 2 являются слагаемыми, а число 10 — суммой.

Название компонентов при решении уравнений

Чтобы выразить число 2, мы поступили следующим образом:

То есть из суммы 10 вычли слагаемое 8.

Теперь представим, что в равенстве 8 + 2 = 10 вместо числа 2 располагается переменная x

В этом случае равенство 8 + 2 = 10 превращается в уравнение 8 + x = 10 , а переменная x берет на себя роль так называемого неизвестного слагаемого

Название компонентов при решении уравнений

Наша задача найти это неизвестное слагаемое, то есть решить уравнение 8 + x = 10 . Для нахождения неизвестного слагаемого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.

Что мы в принципе и сделали, когда выражали двойку в равенстве 8 + 2 = 10 . Чтобы выразить слагаемое 2, мы из суммы 10 вычли другое слагаемое 8

А сейчас, чтобы найти неизвестное слагаемое x , мы должны из суммы 10 вычесть известное слагаемое 8:

Если вычислить правую часть получившегося равенства, то можно узнать чему равна переменная x

Мы решили уравнение. Значение переменной x равно 2 . Для проверки значение переменной x отправляют в исходное уравнение 8 + x = 10 и подставляют вместо x. Так желательно поступать с любым решённым уравнением, поскольку нельзя быть точно уверенным, что уравнение решено правильно:

Название компонентов при решении уравнений

В результате получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Это же правило действовало бы в случае, если неизвестным слагаемым было бы первое число 8.

В этом уравнении x — это неизвестное слагаемое, 2 — известное слагаемое, 10 — сумма. Чтобы найти неизвестное слагаемое x , нужно из суммы 10 вычесть известное слагаемое 2

Название компонентов при решении уравнений

Вернемся ко второму примеру из предыдущей темы, где в равенстве 8 − 2 = 6 требовалось выразить число 8.

В равенстве 8 − 2 = 6 число 8 это уменьшаемое, число 2 — вычитаемое, число 6 — разность

Название компонентов при решении уравнений

Чтобы выразить число 8, мы поступили следующим образом:

То есть сложили разность 6 и вычитаемое 2.

Теперь представим, что в равенстве 8 − 2 = 6 вместо числа 8 располагается переменная x

В этом случае переменная x берет на себя роль так называемого неизвестного уменьшаемого

Название компонентов при решении уравнений

Для нахождения неизвестного уменьшаемого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое.

Что мы и сделали, когда выражали число 8 в равенстве 8 − 2 = 6 . Чтобы выразить уменьшаемое 8, мы к разности 6 прибавили вычитаемое 2.

А сейчас, чтобы найти неизвестное уменьшаемое x , мы должны к разности 6 прибавить вычитаемое 2

Если вычислить правую часть, то можно узнать чему равна переменная x

Теперь представим, что в равенстве 8 − 2 = 6 вместо числа 2 располагается переменная x

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного вычитаемого

Название компонентов при решении уравнений

Для нахождения неизвестного вычитаемого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.

Что мы и сделали, когда выражали число 2 в равенстве 8 − 2 = 6. Чтобы выразить число 2, мы из уменьшаемого 8 вычли разность 6.

А сейчас, чтобы найти неизвестное вычитаемое x, нужно опять же из уменьшаемого 8 вычесть разность 6

Вычисляем правую часть и находим значение x

Вернемся к третьему примеру из предыдущей темы, где в равенстве 3 × 2 = 6 мы пробовали выразить число 3.

В равенстве 3 × 2 = 6 число 3 — это множимое, число 2 — множитель, число 6 — произведение

Название компонентов при решении уравнений

Чтобы выразить число 3 мы поступили следующим образом:

Название компонентов при решении уравнений

То есть разделили произведение 6 на множитель 2.

Теперь представим, что в равенстве 3 × 2 = 6 вместо числа 3 располагается переменная x

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного множимого.

Название компонентов при решении уравнений

Для нахождения неизвестного множимого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное множимое, нужно произведение разделить на множитель.

Что мы и сделали, когда выражали число 3 из равенства 3 × 2 = 6 . Произведение 6 мы разделили на множитель 2.

А сейчас для нахождения неизвестного множимого x , нужно произведение 6 разделить на множитель 2.

Название компонентов при решении уравнений

Вычисление правой части позволяет нам найти значение переменной x

Это же правило применимо в случае, если переменная x располагается вместо множителя, а не множимого. Представим, что в равенстве 3 × 2 = 6 вместо числа 2 располагается переменная x .

Название компонентов при решении уравнений

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного множителя. Для нахождения неизвестного множителя предусмотрено такое же, что и для нахождения неизвестного множимого, а именно деление произведения на известный множитель:

Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое.

Название компонентов при решении уравнений

Что мы и сделали, когда выражали число 2 из равенства 3 × 2 = 6 . Тогда для получения числа 2 мы разделили произведение 6 на множимое 3.

А сейчас для нахождения неизвестного множителя x мы разделили произведение 6 на множимое 3.

Вычисление правой части равенства Название компонентов при решении уравненийпозволяет узнать чему равно x

Множимое и множитель вместе называют сомножителями. Поскольку правила нахождения множимого и множителя совпадают, мы можем сформулировать общее правило нахождения неизвестного сомножителя:

Чтобы найти неизвестный сомножитель, нужно произведение разделить на известный сомножитель.

Например, решим уравнение 9 × x = 18 . Переменная x является неизвестным сомножителем. Чтобы найти этот неизвестный сомножитель, нужно произведение 18 разделить на известный сомножитель 9

Название компонентов при решении уравнений

Отсюда Название компонентов при решении уравнений.

Решим уравнение x × 3 = 27 . Переменная x является неизвестным сомножителем. Чтобы найти этот неизвестный сомножитель, нужно произведение 27 разделить на известный сомножитель 3

Название компонентов при решении уравнений

Отсюда Название компонентов при решении уравнений.

Вернемся к четвертому примеру из предыдущей темы, где в равенстве Название компонентов при решении уравненийтребовалось выразить число 15. В этом равенстве число 15 — это делимое, число 5 — делитель, число 3 — частное.

Название компонентов при решении уравнений

Чтобы выразить число 15 мы поступили следующим образом:

То есть умножили частное 3 на делитель 5.

Теперь представим, что в равенстве Название компонентов при решении уравненийвместо числа 15 располагается переменная x

Название компонентов при решении уравнений

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного делимого.

Название компонентов при решении уравнений

Для нахождения неизвестного делимого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное делимое, нужно частное умножить на делитель.

Что мы и сделали, когда выражали число 15 из равенства Название компонентов при решении уравнений. Чтобы выразить число 15, мы умножили частное 3 на делитель 5.

А сейчас, чтобы найти неизвестное делимое x , нужно частное 3 умножить на делитель 5

Вычислим правую часть получившегося равенства. Так мы узнаем чему равна переменная x .

Теперь представим, что в равенстве Название компонентов при решении уравненийвместо числа 5 располагается переменная x .

Название компонентов при решении уравнений

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного делителя.

Название компонентов при решении уравнений

Для нахождения неизвестного делителя предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое разделить на частное.

Что мы и сделали, когда выражали число 5 из равенства Название компонентов при решении уравнений. Чтобы выразить число 5, мы разделили делимое 15 на частное 3.

А сейчас, чтобы найти неизвестный делитель x , нужно делимое 15 разделить на частное 3

Название компонентов при решении уравнений

Вычислим правую часть получившегося равенства. Так мы узнаем чему равна переменная x .

Итак, для нахождения неизвестных мы изучили следующие правила:

  • Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое;
  • Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое;
  • Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность;
  • Чтобы найти неизвестное множимое, нужно произведение разделить на множитель;
  • Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое;
  • Чтобы найти неизвестное делимое, нужно частное умножить на делитель;
  • Чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое разделить на частное.

Видео:Решение уравнений, 6 классСкачать

Решение уравнений, 6 класс

Компоненты

Компонентами мы будем называть числа и переменные, входящие в равенство

Так, компонентами сложения являются слагаемые и сумма

Название компонентов при решении уравнений

Компонентами вычитания являются уменьшаемое, вычитаемое и разность

Название компонентов при решении уравнений

Компонентами умножения являются множимое, множитель и произведение

Название компонентов при решении уравнений

Компонентами деления являются делимое, делитель и частное

Название компонентов при решении уравнений

В зависимости от того, с какими компонентами мы будем иметь дело, будут применяться соответствующие правила нахождения неизвестных. Эти правила мы изучили в предыдущей теме. При решении уравнений желательно знать эти правило наизусть.

Пример 1. Найти корень уравнения 45 + x = 60

45 — слагаемое, x — неизвестное слагаемое, 60 — сумма. Имеем дело с компонентами сложения. Вспоминаем, что для нахождения неизвестного слагаемого, нужно из суммы вычесть известное слагаемое:

Вычислим правую часть, получим значение x равное 15

Значит корень уравнения 45 + x = 60 равен 15.

Чаще всего неизвестное слагаемое необходимо привести к виду при котором его можно было бы выразить.

Пример 2. Решить уравнение Название компонентов при решении уравнений

Здесь в отличие от предыдущего примера, неизвестное слагаемое нельзя выразить сразу, поскольку оно содержит коэффициент 2. Наша задача привести это уравнение к виду при котором можно было бы выразить x

В данном примере мы имеем дело с компонентами сложения — слагаемыми и суммой. 2x — это первое слагаемое, 4 — второе слагаемое, 8 — сумма.

Название компонентов при решении уравнений

При этом слагаемое 2x содержит переменную x . После нахождения значения переменной x слагаемое 2x примет другой вид. Поэтому слагаемое 2x можно полностью принять за неизвестное слагаемое:

Название компонентов при решении уравнений

Теперь применяем правило нахождения неизвестного слагаемого. Вычитаем из суммы известное слагаемое:

Название компонентов при решении уравнений

Вычислим правую часть получившегося уравнения:

Название компонентов при решении уравнений

Мы получили новое уравнение Название компонентов при решении уравнений. Теперь мы имеем дело с компонентами умножения: множимым, множителем и произведением. 2 — множимое, x — множитель, 4 — произведение

Название компонентов при решении уравнений

При этом переменная x является не просто множителем, а неизвестным множителем

Название компонентов при решении уравнений

Чтобы найти этот неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое:

Название компонентов при решении уравнений

Вычислим правую часть, получим значение переменной x

Название компонентов при решении уравнений

Для проверки найденный корень отправим в исходное уравнение Название компонентов при решении уравненийи подставим вместо x

Название компонентов при решении уравнений

Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Пример 3. Решить уравнение 3x + 9x + 16x = 56

Cразу выразить неизвестное x нельзя. Сначала нужно привести данное уравнение к виду при котором его можно было бы выразить.

Приведем подобные слагаемые в левой части данного уравнения:

Название компонентов при решении уравнений

Имеем дело с компонентами умножения. 28 — множимое, x — множитель, 56 — произведение. При этом x является неизвестным множителем. Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое:

Название компонентов при решении уравнений

Отсюда x равен 2

Название компонентов при решении уравнений

Видео:Нахождение неизвестного компонента действия при решении уравненияСкачать

Нахождение неизвестного компонента действия при решении уравнения

Равносильные уравнения

В предыдущем примере при решении уравнения 3x + 9x + 16x = 56 , мы привели подобные слагаемые в левой части уравнения. В результате получили новое уравнение 28x = 56 . Старое уравнение 3x + 9x + 16x = 56 и получившееся новое уравнение 28x = 56 называют равносильными уравнениями, поскольку их корни совпадают.

Уравнения называют равносильными, если их корни совпадают.

Проверим это. Для уравнения 3x + 9x + 16x = 56 мы нашли корень равный 2 . Подставим этот корень сначала в уравнение 3x + 9x + 16x = 56 , а затем в уравнение 28x = 56 , которое получилось в результате приведения подобных слагаемых в левой части предыдущего уравнения. Мы должны получить верные числовые равенства

Название компонентов при решении уравнений

Согласно порядку действий, в первую очередь выполняется умножение:

Название компонентов при решении уравнений

Подставим корень 2 во второе уравнение 28x = 56

Название компонентов при решении уравнений

Видим, что у обоих уравнений корни совпадают. Значит уравнения 3x + 9x + 16x = 56 и 28x = 56 действительно являются равносильными.

Для решения уравнения 3x + 9x + 16x = 56 мы воспользовались одним из тождественных преобразований — приведением подобных слагаемых. Правильное тождественное преобразование уравнения позволило нам получить равносильное уравнение 28x = 56 , которое проще решать.

Из тождественных преобразований на данный момент мы умеем только сокращать дроби, приводить подобные слагаемые, выносить общий множитель за скобки, а также раскрывать скобки. Существуют и другие преобразования, которые следует знать. Но для общего представления о тождественных преобразованиях уравнений, изученных нами тем вполне хватает.

Рассмотрим некоторые преобразования, которые позволяют получить равносильное уравнение

Если к обеим частям уравнения прибавить одно и то же число, то получится уравнение равносильное данному.

Если из обеих частей уравнения вычесть одно и то же число, то получится уравнение равносильное данному.

Другими словами, корень уравнения не изменится, если к обеим частям данного уравнения прибавить (или вычесть из обеих частей) одно и то же число.

Пример 1. Решить уравнение Название компонентов при решении уравнений

Вычтем из обеих частей уравнения число 10

Название компонентов при решении уравнений

Приведем подобные слагаемые в обеих частях:

Название компонентов при решении уравнений

Получили уравнение 5x = 10 . Имеем дело с компонентами умножения. Чтобы найти неизвестный сомножитель x , нужно произведение 10 разделить на известный сомножитель 5.

Название компонентов при решении уравнений

Отсюда Название компонентов при решении уравнений.

Вернемся к исходному уравнению Название компонентов при решении уравненийи подставим вместо x найденное значение 2

Название компонентов при решении уравнений

Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Решая уравнение Название компонентов при решении уравнениймы вычли из обеих частей уравнения число 10 . В результате получили равносильное уравнение Название компонентов при решении уравнений. Корень этого уравнения, как и уравнения Название компонентов при решении уравненийтак же равен 2

Название компонентов при решении уравнений

Пример 2. Решить уравнение 4(x + 3) = 16

Раскроем скобки в левой части равенства:

Название компонентов при решении уравнений

Вычтем из обеих частей уравнения число 12

Название компонентов при решении уравнений

Приведем подобные слагаемые в обеих частях уравнения:

Название компонентов при решении уравненийВ левой части останется 4x , а в правой части число 4

Название компонентов при решении уравнений

Получили уравнение 4x = 4 . Имеем дело с компонентами умножения. Чтобы найти неизвестный сомножитель x , нужно произведение 4 разделить на известный сомножитель 4

Название компонентов при решении уравнений

Отсюда Название компонентов при решении уравнений

Вернемся к исходному уравнению 4(x + 3) = 16 и подставим вместо x найденное значение 1

Название компонентов при решении уравнений

Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Решая уравнение 4(x + 3) = 16 мы вычли из обеих частей уравнения число 12 . В результате получили равносильное уравнение 4x = 4 . Корень этого уравнения, как и уравнения 4(x + 3) = 16 так же равен 1

Название компонентов при решении уравнений

Пример 3. Решить уравнение Название компонентов при решении уравнений

Раскроем скобки в левой части равенства:

Название компонентов при решении уравнений

Прибавим к обеим частям уравнения число 8

Название компонентов при решении уравнений

Приведем подобные слагаемые в обеих частях уравнения:

Название компонентов при решении уравнений

В левой части останется 2x , а в правой части число 9

Название компонентов при решении уравнений

В получившемся уравнении 2x = 9 выразим неизвестное слагаемое x

Название компонентов при решении уравнений

Отсюда Название компонентов при решении уравнений

Вернемся к исходному уравнению Название компонентов при решении уравненийи подставим вместо x найденное значение 4,5

Название компонентов при решении уравнений

Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Решая уравнение Название компонентов при решении уравнениймы прибавили к обеим частям уравнения число 8. В результате получили равносильное уравнение Название компонентов при решении уравнений. Корень этого уравнения, как и уравнения Название компонентов при решении уравненийтак же равен 4,5

Название компонентов при решении уравнений

Следующее правило, которое позволяет получить равносильное уравнение, выглядит следующим образом

Если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение равносильное данному.

То есть корень уравнения не изменится, если мы перенесем слагаемое из одной части уравнения в другую, изменив его знак. Это свойство является одним из важных и одним из часто используемых при решении уравнений.

Рассмотрим следующее уравнение:

Название компонентов при решении уравнений

Корень данного уравнения равен 2. Подставим вместо x этот корень и проверим получается ли верное числовое равенство

Название компонентов при решении уравнений

Получается верное равенство. Значит число 2 действительно является корнем уравнения Название компонентов при решении уравнений.

Теперь попробуем поэкспериментировать со слагаемыми этого уравнения, перенося их из одной части в другую, изменяя знаки.

Например, слагаемое 3x располагается в левой части равенства. Перенесём его в правую часть, изменив знак на противоположный:

Название компонентов при решении уравнений

Получилось уравнение 12 = 9x − 3x . Приведем подобные слагаемые в правой части данного уравнения:

Название компонентов при решении уравнений

Имеем дело с компонентами умножения. Переменная x является неизвестным сомножителем. Найдём этот известный сомножитель:

Название компонентов при решении уравнений

Отсюда x = 2 . Как видим, корень уравнения не изменился. Значит уравнения 12 + 3x = 9x и 12 = 9x − 3x являются равносильными.

На самом деле данное преобразование является упрощенным методом предыдущего преобразования, где к обеим частям уравнения прибавлялось (или вычиталось) одно и то же число.

Мы сказали, что в уравнении 12 + 3x = 9x слагаемое 3x было перенесено в правую часть, изменив знак. В реальности же происходило следующее: из обеих частей уравнения вычли слагаемое 3x

Название компонентов при решении уравнений

Затем в левой части были приведены подобные слагаемые и получено уравнение 12 = 9x − 3x. Затем опять были приведены подобные слагаемые, но уже в правой части, и получено уравнение 12 = 6x.

Но так называемый «перенос» более удобен для подобных уравнений, поэтому он и получил такое широкое распространение. Решая уравнения, мы часто будем пользоваться именно этим преобразованием.

Равносильными также являются уравнения 12 + 3x = 9x и 3x − 9x = −12 . В этот раз в уравнении 12 + 3x = 9x слагаемое 12 было перенесено в правую часть, а слагаемое 9x в левую. Не следует забывать, что знаки этих слагаемых были изменены во время переноса

Название компонентов при решении уравнений

Следующее правило, которое позволяет получить равносильное уравнение, выглядит следующим образом:

Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю, то получится уравнение равносильное данному.

Другими словами, корни уравнения не изменятся, если обе его части умножить или разделить на одно и то же число. Это действие часто применяется тогда, когда нужно решить уравнение содержащее дробные выражения.

Сначала рассмотрим примеры, в которых обе части уравнения будут умножаться на одно и то же число.

Пример 1. Решить уравнение Название компонентов при решении уравнений

При решении уравнений, содержащих дробные выражения, сначала принято упростить это уравнение.

В данном случае мы имеем дело именно с таким уравнением. В целях упрощения данного уравнения обе его части можно умножить на 8:

Название компонентов при решении уравнений

Мы помним, что для умножения дроби на число, нужно числитель данной дроби умножить на это число. У нас имеются две дроби и каждая из них умножается на число 8. Наша задача умножить числители дробей на это число 8

Название компонентов при решении уравнений

Теперь происходит самое интересное. В числителях и знаменателях обеих дробей содержится множитель 8, который можно сократить на 8. Это позволит нам избавиться от дробного выражения:

Название компонентов при решении уравнений

В результате останется простейшее уравнение

Название компонентов при решении уравнений

Ну и нетрудно догадаться, что корень этого уравнения равен 4

Название компонентов при решении уравнений

Вернемся к исходному уравнению Название компонентов при решении уравненийи подставим вместо x найденное значение 4

Название компонентов при решении уравнений

Получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

При решении данного уравнения мы умножили обе его части на 8. В результате получили уравнение Название компонентов при решении уравнений. Корень этого уравнения, как и уравнения Название компонентов при решении уравненийравен 4. Значит эти уравнения равносильны.

Множитель на который умножаются обе части уравнения принято записывать перед частью уравнения, а не после неё. Так, решая уравнение Название компонентов при решении уравнений, мы умножили обе части на множитель 8 и получили следующую запись:

Название компонентов при решении уравнений

От этого корень уравнения не изменился, но если бы мы сделали это находясь в школе, то нам сделали бы замечание, поскольку в алгебре множитель принято записывать перед тем выражением, с которым он перемножается. Поэтому умножение обеих частей уравнения Название компонентов при решении уравненийна множитель 8 желательно переписать следующим образом:

Название компонентов при решении уравнений

Пример 2. Решить уравнение Название компонентов при решении уравнений

Умнóжим обе части уравнения на 15

Название компонентов при решении уравнений

В левой части множители 15 можно сократить на 15, а в правой части множители 15 и 5 можно сократить на 5

Название компонентов при решении уравнений

Перепишем то, что у нас осталось:

Название компонентов при решении уравнений

Раскроем скобки в правой части уравнения:

Название компонентов при решении уравнений

Перенесем слагаемое x из левой части уравнения в правую часть, изменив знак. А слагаемое 15 из правой части уравнения перенесем в левую часть, опять же изменив знак:

Название компонентов при решении уравнений

Приведем подобные слагаемые в обеих частях, получим

Название компонентов при решении уравнений

Имеем дело с компонентами умножения. Переменная x является неизвестным сомножителем. Найдём этот известный сомножитель:

Название компонентов при решении уравнений

Отсюда Название компонентов при решении уравнений

Вернемся к исходному уравнению Название компонентов при решении уравненийи подставим вместо x найденное значение 5

Название компонентов при решении уравнений

Получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно. При решении данного уравнения мы умножили обе го части на 15 . Далее выполняя тождественные преобразования, мы получили уравнение 10 = 2x . Корень этого уравнения, как и уравнения Название компонентов при решении уравненийравен 5 . Значит эти уравнения равносильны.

Пример 3. Решить уравнение Название компонентов при решении уравнений

Умнóжим обе части уравнения на 3

Название компонентов при решении уравнений

В левой части можно сократить две тройки, а правая часть будет равна 18

Название компонентов при решении уравнений

Останется простейшее уравнение Название компонентов при решении уравнений. Имеем дело с компонентами умножения. Переменная x является неизвестным сомножителем. Найдём этот известный сомножитель:

Название компонентов при решении уравнений

Отсюда Название компонентов при решении уравнений

Вернемся к исходному уравнению Название компонентов при решении уравненийи подставим вместо x найденное значение 9

Название компонентов при решении уравнений

Получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Пример 4. Решить уравнение Название компонентов при решении уравнений

Умнóжим обе части уравнения на 6

Название компонентов при решении уравнений

В левой части уравнения раскроем скобки. В правой части множитель 6 можно поднять в числитель:

Название компонентов при решении уравнений

Сократим в обеих частях уравнениях то, что можно сократить:

Название компонентов при решении уравнений

Перепишем то, что у нас осталось:

Название компонентов при решении уравнений

Раскроем скобки в обеих частях уравнения:

Название компонентов при решении уравнений

Воспользуемся переносом слагаемых. Слагаемые, содержащие неизвестное x , сгруппируем в левой части уравнения, а слагаемые свободные от неизвестных — в правой:

Название компонентов при решении уравнений

Приведем подобные слагаемые в обеих частях:

Название компонентов при решении уравнений

Теперь найдем значение переменной x . Для этого разделим произведение 28 на известный сомножитель 7

Название компонентов при решении уравнений

Вернемся к исходному уравнению Название компонентов при решении уравненийи подставим вместо x найденное значение 4

Название компонентов при решении уравнений

Получилось верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Пример 5. Решить уравнение Название компонентов при решении уравнений

Раскроем скобки в обеих частях уравнения там, где это можно:

Название компонентов при решении уравнений

Умнóжим обе части уравнения на 15

Название компонентов при решении уравнений

Раскроем скобки в обеих частях уравнения:

Название компонентов при решении уравнений

Сократим в обеих частях уравнения, то что можно сократить:

Название компонентов при решении уравнений

Перепишем то, что у нас осталось:

Название компонентов при решении уравнений

Раскроем скобки там, где это можно:

Название компонентов при решении уравнений

Воспользуемся переносом слагаемых. Слагаемые, содержащие неизвестное, сгруппируем в левой части уравнения, а слагаемые, свободные от неизвестных — в правой. Не забываем, что во время переноса, слагаемые меняют свои знаки на противоположные:

Название компонентов при решении уравнений

Приведем подобные слагаемые в обеих частях уравнения:

Название компонентов при решении уравнений

Найдём значение x

Название компонентов при решении уравнений

В получившемся ответе можно выделить целую часть:

Название компонентов при решении уравнений

Вернемся к исходному уравнению и подставим вместо x найденное значение Название компонентов при решении уравнений

Название компонентов при решении уравнений

Получается довольно громоздкое выражение. Воспользуемся переменными. Левую часть равенства занесем в переменную A , а правую часть равенства в переменную B

Название компонентов при решении уравнений

Наша задача состоит в том, чтобы убедиться равна ли левая часть правой. Другими словами, доказать равенство A = B

Найдем значение выражения, находящегося в переменной А.

Название компонентов при решении уравнений

Значение переменной А равно Название компонентов при решении уравнений. Теперь найдем значение переменной B . То есть значение правой части нашего равенства. Если и оно равно Название компонентов при решении уравнений, то уравнение будет решено верно

Название компонентов при решении уравнений

Видим, что значение переменной B , как и значение переменной A равно Название компонентов при решении уравнений. Это значит, что левая часть равна правой части. Отсюда делаем вывод, что уравнение решено правильно.

Теперь попробуем не умножать обе части уравнения на одно и то же число, а делить.

Рассмотрим уравнение 30x + 14x + 14 = 70x − 40x + 42 . Решим его обычным методом: слагаемые, содержащие неизвестные, сгруппируем в левой части уравнения, а слагаемые, свободные от неизвестных — в правой. Далее выполняя известные тождественные преобразования, найдем значение x

Название компонентов при решении уравнений

Подставим найденное значение 2 вместо x в исходное уравнение:

Название компонентов при решении уравнений

Теперь попробуем разделить все слагаемые уравнения 30x + 14x + 14 = 70x − 40x + 42 на какое-нибудь число. Замечаем, что все слагаемые этого уравнения имеют общий множитель 2. На него и разделим каждое слагаемое:

Название компонентов при решении уравнений

Выполним сокращение в каждом слагаемом:

Название компонентов при решении уравнений

Перепишем то, что у нас осталось:

Название компонентов при решении уравнений

Решим это уравнение, пользуясь известными тождественными преобразованиями:

Название компонентов при решении уравнений

Получили корень 2 . Значит уравнения 15x + 7x + 7 = 35x − 20x + 21 и 30x + 14x + 14 = 70x − 40x + 42 равносильны.

Деление обеих частей уравнения на одно и то же число позволяет освобождать неизвестное от коэффициента. В предыдущем примере когда мы получили уравнение 7x = 14 , нам потребовалось разделить произведение 14 на известный сомножитель 7. Но если бы мы в левой части освободили неизвестное от коэффициента 7, корень нашелся бы сразу. Для этого достаточно было разделить обе части на 7

Название компонентов при решении уравнений

Этим методом мы тоже будем пользоваться часто.

Видео:Как решать уравнения с модулем или Математический торт с кремом (часть 1) | МатематикаСкачать

Как решать уравнения с модулем или Математический торт с кремом (часть 1) | Математика

Умножение на минус единицу

Если обе части уравнения умножить на минус единицу, то получится уравнение равносильное данному.

Это правило следует из того, что от умножения (или деления) обеих частей уравнения на одно и то же число, корень данного уравнения не меняется. А значит корень не поменяется если обе его части умножить на −1 .

Данное правило позволяет поменять знаки всех компонентов, входящих в уравнение. Для чего это нужно? Опять же, чтобы получить равносильное уравнение, которое проще решать.

Рассмотрим уравнение Название компонентов при решении уравнений. Чему равен корень этого уравнения?

Прибавим к обеим частям уравнения число 5

Название компонентов при решении уравнений

Приведем подобные слагаемые:

Название компонентов при решении уравнений

А теперь вспомним про коэффициент буквенного выражения. Что же представляет собой левая часть уравнения Название компонентов при решении уравнений. Это есть произведение минус единицы и переменной x

Название компонентов при решении уравнений

То есть минус, стоящий перед переменной x, относится не к самой переменной x , а к единице, которую мы не видим, поскольку коэффициент 1 принято не записывать. Это означает, что уравнение Название компонентов при решении уравненийна самом деле выглядит следующим образом:

Название компонентов при решении уравнений

Имеем дело с компонентами умножения. Чтобы найти х , нужно произведение −5 разделить на известный сомножитель −1 .

Название компонентов при решении уравнений

или разделить обе части уравнения на −1 , что еще проще

Название компонентов при решении уравнений

Итак, корень уравнения Название компонентов при решении уравненийравен 5 . Для проверки подставим его в исходное уравнение. Не забываем, что в исходном уравнении минус стоящий перед переменной x относится к невидимой единице

Название компонентов при решении уравнений

Получилось верное числовое равенство. Значит уравнение решено верно.

Теперь попробуем умножить обе части уравнения Название компонентов при решении уравненийна минус единицу:

Название компонентов при решении уравнений

После раскрытия скобок в левой части образуется выражение Название компонентов при решении уравнений, а правая часть будет равна 10

Название компонентов при решении уравнений

Корень этого уравнения, как и уравнения Название компонентов при решении уравненийравен 5

Название компонентов при решении уравнений

Значит уравнения Название компонентов при решении уравненийи Название компонентов при решении уравненийравносильны.

Пример 2. Решить уравнение Название компонентов при решении уравнений

В данном уравнении все компоненты являются отрицательными. С положительными компонентами работать удобнее, чем с отрицательными, поэтому поменяем знаки всех компонентов, входящих в уравнение Название компонентов при решении уравнений. Для этого умнóжим обе части данного уравнения на −1 .

Понятно, что от умножения на −1 любое число поменяет свой знак на противоположный. Поэтому саму процедуру умножения на −1 и раскрытие скобок подробно не расписывают, а сразу записывают компоненты уравнения с противоположными знаками.

Так, умножение уравнения Название компонентов при решении уравненийна −1 можно записать подробно следующим образом:

Название компонентов при решении уравнений

либо можно просто поменять знаки всех компонентов:

Название компонентов при решении уравнений

Получится то же самое, но разница будет в том, что мы сэкономим себе время.

Итак, умножив обе части уравнения Название компонентов при решении уравненийна −1 , мы получили уравнение Название компонентов при решении уравнений. Решим данное уравнение. Из обеих частей вычтем число 4 и разделим обе части на 3

Название компонентов при решении уравнений

Когда корень найден, переменную обычно записывают в левой части, а её значение в правой, что мы и сделали.

Пример 3. Решить уравнение Название компонентов при решении уравнений

Умнóжим обе части уравнения на −1 . Тогда все компоненты поменяют свои знаки на противоположные:

Название компонентов при решении уравнений

Из обеих частей получившегося уравнения вычтем 2x и приведем подобные слагаемые:

Название компонентов при решении уравнений

Прибавим к обеим частям уравнения единицу и приведем подобные слагаемые: Название компонентов при решении уравнений

Видео:Уравнение. 5 класс.Скачать

Уравнение. 5 класс.

Приравнивание к нулю

Недавно мы узнали, что если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение равносильное данному.

А что будет если перенести из одной части в другую не одно слагаемое, а все слагаемые? Верно, в той части откуда забрали все слагаемые останется ноль. Иными словами, не останется ничего.

В качестве примера рассмотрим уравнение Название компонентов при решении уравнений. Решим данное уравнение, как обычно — слагаемые, содержащие неизвестные сгруппируем в одной части, а числовые слагаемые, свободные от неизвестных оставим в другой. Далее выполняя известные тождественные преобразования, найдем значение переменной x

Название компонентов при решении уравнений

Теперь попробуем решить это же уравнение, приравняв все его компоненты к нулю. Для этого перенесем все слагаемые из правой части в левую, изменив знаки:

Название компонентов при решении уравнений

Приведем подобные слагаемые в левой части:

Название компонентов при решении уравнений

Прибавим к обеим частям 77 , и разделим обе части на 7

Видео:Решение уравнений, имеющих вид пропорции, с использованием основного свойства пропорции Математика 6Скачать

Решение уравнений, имеющих вид пропорции, с использованием основного свойства пропорции Математика 6

Альтернатива правилам нахождения неизвестных

Очевидно, что зная о тождественных преобразованиях уравнений, можно не заучивать наизусть правила нахождения неизвестных.

К примеру, для нахождения неизвестного в уравнении Название компонентов при решении уравнениймы произведение 10 делили на известный сомножитель 2

Название компонентов при решении уравнений

Но если в уравнении Название компонентов при решении уравненийобе части разделить на 2 корень найдется сразу. В левой части уравнения в числителе множитель 2 и в знаменателе множитель 2 сократятся на 2. А правая часть будет равна 5

Название компонентов при решении уравнений

Уравнения вида Название компонентов при решении уравнениймы решали выражая неизвестное слагаемое:

Название компонентов при решении уравнений

Название компонентов при решении уравнений

Название компонентов при решении уравнений

Но можно воспользоваться тождественными преобразованиями, которые мы сегодня изучили. В уравнении Название компонентов при решении уравненийслагаемое 4 можно перенести в правую часть, изменив знак:

Название компонентов при решении уравнений

Название компонентов при решении уравнений

Далее разделить обе части на 2

Название компонентов при решении уравнений

В левой части уравнения сократятся две двойки. Правая часть будет равна 2. Отсюда Название компонентов при решении уравнений.

Либо можно было из обеих частей уравнения вычесть 4. Тогда получилось бы следующее:

Название компонентов при решении уравнений

В случае с уравнениями вида Название компонентов при решении уравненийудобнее делить произведение на известный сомножитель. Сравним оба решения:

Название компонентов при решении уравнений

Первое решение намного короче и аккуратнее. Второе решение можно значительно укоротить, если выполнить деление в уме.

Тем не менее, необходимо знать оба метода, и только затем использовать тот, который больше нравится.

Видео:Сложные уравнения со скобками. Как решать уравнения в несколько действий в 5 классе.Скачать

Сложные уравнения со скобками. Как решать уравнения в несколько действий в 5 классе.

Когда корней несколько

Уравнение может иметь несколько корней. Например уравнение x(x + 9) = 0 имеет два корня: 0 и −9 .

Название компонентов при решении уравнений

В уравнении x(x + 9) = 0 нужно было найти такое значение x при котором левая часть была бы равна нулю. В левой части этого уравнения содержатся выражения x и (x + 9) , которые являются сомножителями. Из законов умножения мы знаем, что произведение равно нулю, если хотя бы один из сомножителей равен нулю (или первый сомножитель или второй).

То есть в уравнении x(x + 9) = 0 равенство будет достигаться, если x будет равен нулю или (x + 9) будет равно нулю.

Приравняв к нулю оба этих выражения, мы сможем найти корни уравнения x(x + 9) = 0 . Первый корень, как видно из примера, нашелся сразу. Для нахождения второго корня нужно решить элементарное уравнение x + 9 = 0 . Несложно догадаться, что корень этого уравнения равен −9 . Проверка показывает, что корень верный:

Пример 2. Решить уравнение Название компонентов при решении уравнений

Данное уравнение имеет два корня: 1 и 2. Левая часть уравнения является произведение выражений (x − 1) и (x − 2) . А произведение равно нулю, если хотя бы один из сомножителей равен нулю (или сомножитель (x − 1) или сомножитель (x − 2) ).

Найдем такое x при котором выражения (x − 1) или (x − 2) обращаются в нули:

Название компонентов при решении уравнений

Подставляем по-очереди найденные значения в исходное уравнение Название компонентов при решении уравненийи убеждаемся, что при этих значениях левая часть равняется нулю:

Название компонентов при решении уравнений

Видео:Правила решения уравнений в 5 классе. Как запомнить и вывести их самому.Скачать

Правила решения уравнений в 5 классе. Как запомнить и вывести их самому.

Когда корней бесконечно много

Уравнение может иметь бесконечно много корней. То есть подставив в такое уравнение любое число, мы получим верное числовое равенство.

Пример 1. Решить уравнение Название компонентов при решении уравнений

Корнем данного уравнения является любое число. Если раскрыть скобки в левой части уравнения и привести подобные слагаемые, то получится равенство 14 = 14 . Это равенство будет получаться при любом x

Название компонентов при решении уравнений

Пример 2. Решить уравнение Название компонентов при решении уравнений

Корнем данного уравнения является любое число. Если раскрыть скобки в левой части уравнения, то получится равенство 10x + 12 = 10x + 12. Это равенство будет получаться при любом x

Видео:Решение простых уравнений. Компоненты математических действий.Скачать

Решение простых уравнений. Компоненты математических действий.

Когда корней нет

Случается и так, что уравнение вовсе не имеет решений, то есть не имеет корней. Например уравнение Название компонентов при решении уравненийне имеет корней, поскольку при любом значении x , левая часть уравнения не будет равна правой части. Например, пусть Название компонентов при решении уравнений. Тогда уравнение примет следующий вид

Название компонентов при решении уравнений

Пусть Название компонентов при решении уравнений

Название компонентов при решении уравнений

Пример 2. Решить уравнение Название компонентов при решении уравнений

Раскроем скобки в левой части равенства:

Название компонентов при решении уравнений

Приведем подобные слагаемые:

Название компонентов при решении уравнений

Видим, что левая часть не равна правой части. И так будет при любом значении y . Например, пусть y = 3 .

Название компонентов при решении уравнений

Видео:Математика 2 класс (Урок№55 - Название чисел при делении.)Скачать

Математика 2 класс (Урок№55 - Название чисел при делении.)

Буквенные уравнения

Уравнение может содержать не только числа с переменными, но и буквы.

Например, формула нахождения скорости является буквенным уравнением:

Название компонентов при решении уравнений

Данное уравнение описывает скорость движения тела при равноускоренном движении.

Полезным навыком является умение выразить любой компонент, входящий в буквенное уравнение. Например, чтобы из уравнения Название компонентов при решении уравненийопределить расстояние, нужно выразить переменную s .

Умнóжим обе части уравнения Название компонентов при решении уравненийна t

Название компонентов при решении уравнений

В правой части переменные t сократим на t и перепишем то, что у нас осталось:

Название компонентов при решении уравнений

В получившемся уравнении левую и правую часть поменяем местами:

Название компонентов при решении уравнений

У нас получилась формула нахождения расстояния, которую мы изучали ранее.

Попробуем из уравнения Название компонентов при решении уравненийопределить время. Для этого нужно выразить переменную t .

Умнóжим обе части уравнения на t

Название компонентов при решении уравнений

В правой части переменные t сократим на t и перепишем то, что у нас осталось:

Название компонентов при решении уравнений

В получившемся уравнении v × t = s обе части разделим на v

Название компонентов при решении уравнений

В левой части переменные v сократим на v и перепишем то, что у нас осталось:

Название компонентов при решении уравнений

У нас получилась формула определения времени, которую мы изучали ранее.

Предположим, что скорость поезда равна 50 км/ч

А расстояние равно 100 км

Тогда буквенное уравнение Название компонентов при решении уравненийпримет следующий вид

Название компонентов при решении уравнений

Из этого уравнения можно найти время. Для этого нужно суметь выразить переменную t . Можно воспользоваться правилом нахождения неизвестного делителя, разделив делимое на частное и таким образом определить значение переменной t

Название компонентов при решении уравнений

либо можно воспользоваться тождественными преобразованиями. Сначала умножить обе части уравнения на t

Название компонентов при решении уравнений

Затем разделить обе части на 50

Название компонентов при решении уравнений

Пример 2. Дано буквенное уравнение Название компонентов при решении уравнений. Выразите из данного уравнения x

Вычтем из обеих частей уравнения a

Название компонентов при решении уравнений

Разделим обе части уравнения на b

Название компонентов при решении уравнений

Теперь, если нам попадется уравнение вида a + bx = c , то у нас будет готовое решение. Достаточно будет подставить в него нужные значения. Те значения, которые будут подставляться вместо букв a, b, c принято называть параметрами. А уравнения вида a + bx = c называют уравнением с параметрами. В зависимости от параметров, корень будет меняться.

Решим уравнение 2 + 4x = 10 . Оно похоже на буквенное уравнение a + bx = c . Вместо того, чтобы выполнять тождественные преобразования, мы можем воспользоваться готовым решением. Сравним оба решения:

Название компонентов при решении уравнений

Видим, что второе решение намного проще и короче.

Для готового решения необходимо сделать небольшое замечание. Параметр b не должен быть равным нулю (b ≠ 0) , поскольку деление на ноль на допускается.

Пример 3. Дано буквенное уравнение Название компонентов при решении уравнений. Выразите из данного уравнения x

Раскроем скобки в обеих частях уравнения

Название компонентов при решении уравнений

Воспользуемся переносом слагаемых. Параметры, содержащие переменную x , сгруппируем в левой части уравнения, а параметры свободные от этой переменной — в правой.

Название компонентов при решении уравнений

В левой части вынесем за скобки множитель x

Название компонентов при решении уравнений

Разделим обе части на выражение a − b

Название компонентов при решении уравнений

В левой части числитель и знаменатель можно сократить на a − b . Так окончательно выразится переменная x

Название компонентов при решении уравнений

Теперь, если нам попадется уравнение вида a(x − c) = b(x + d) , то у нас будет готовое решение. Достаточно будет подставить в него нужные значения.

Допустим нам дано уравнение 4(x − 3) = 2(x + 4) . Оно похоже на уравнение a(x − c) = b(x + d) . Решим его двумя способами: при помощи тождественных преобразований и при помощи готового решения:

Для удобства вытащим из уравнения 4(x − 3) = 2(x + 4) значения параметров a, b, c, d . Это позволит нам не ошибиться при подстановке:

Название компонентов при решении уравнений

Название компонентов при решении уравнений

Как и в прошлом примере знаменатель здесь не должен быть равным нулю (a − b ≠ 0) . Если нам встретится уравнение вида a(x − c) = b(x + d) в котором параметры a и b будут одинаковыми, мы сможем не решая его сказать, что у данного уравнения корней нет, поскольку разность одинаковых чисел равна нулю.

Например, уравнение 2(x − 3) = 2(x + 4) является уравнением вида a(x − c) = b(x + d) . В уравнении 2(x − 3) = 2(x + 4) параметры a и b одинаковые. Если мы начнём его решать, то придем к тому, что левая часть не будет равна правой части:

Название компонентов при решении уравнений

Пример 4. Дано буквенное уравнение Название компонентов при решении уравнений. Выразите из данного уравнения x

Приведем левую часть уравнения к общему знаменателю:

Название компонентов при решении уравнений

Умнóжим обе части на a

Название компонентов при решении уравнений

В левой части x вынесем за скобки

Название компонентов при решении уравнений

Разделим обе части на выражение (1 − a)

Название компонентов при решении уравнений

Видео:Умножение. Название компонентов при умножении | Математика 2 класс #29 | ИнфоурокСкачать

Умножение. Название компонентов при умножении | Математика 2 класс #29 | Инфоурок

Линейные уравнения с одним неизвестным

Рассмотренные в данном уроке уравнения называют линейными уравнениями первой степени с одним неизвестным.

Если уравнение дано в первой степени, не содержит деления на неизвестное, а также не содержит корней из неизвестного, то его можно назвать линейным. Мы еще не изучали степени и корни, поэтому чтобы не усложнять себе жизнь, слово «линейный» будем понимать как «простой».

Большинство уравнений, решенных в данном уроке, в конечном итоге сводились к простейшему уравнению, в котором нужно было произведение разделить на известный сомножитель. Таковым к примеру является уравнение 2 (x + 3) = 16 . Давайте решим его.

Раскроем скобки в левой части уравнения, получим 2 x + 6 = 16. Перенесем слагаемое 6 в правую часть, изменив знак. Тогда получим 2 x = 16 − 6. Вычислим правую часть, получим 2x = 10. Чтобы найти x , разделим произведение 10 на известный сомножитель 2. Отсюда x = 5.

Уравнение 2 (x + 3) = 16 является линейным. Оно свелось к уравнению 2x = 10 , для нахождения корня которого потребовалось разделить произведение на известный сомножитель. Такое простейшее уравнение называют линейным уравнением первой степени с одним неизвестным в каноническом виде. Слово «канонический» является синонимом слов «простейший» или «нормальный».

Линейное уравнение первой степени с одним неизвестным в каноническом виде называют уравнение вида ax = b.

Полученное нами уравнение 2x = 10 является линейным уравнением первой степени с одним неизвестным в каноническом виде. У этого уравнения первая степень, одно неизвестное, оно не содержит деления на неизвестное и не содержит корней из неизвестного, и представлено оно в каноническом виде, то есть в простейшем виде при котором легко можно определить значение x . Вместо параметров a и b в нашем уравнении содержатся числа 2 и 10. Но подобное уравнение может содержать и другие числа: положительные, отрицательные или равные нулю.

Если в линейном уравнении a = 0 и b = 0 , то уравнение имеет бесконечно много корней. Действительно, если a равно нулю и b равно нулю, то линейное уравнение ax = b примет вид 0x = 0 . При любом значении x левая часть будет равна правой части.

Если в линейном уравнении a = 0 и b ≠ 0 , то уравнение корней не имеет. Действительно, если a равно нулю и b равно какому-нибудь числу, не равному нулю, скажем числу 5, то уравнение ax = b примет вид 0x = 5 . Левая часть будет равна нулю, а правая часть пяти. А ноль не равен пяти.

Если в линейном уравнении a ≠ 0 , и b равно любому числу, то уравнение имеет один корень. Он определяется делением параметра b на параметр a

Название компонентов при решении уравнений

Действительно, если a равно какому-нибудь числу, не равному нулю, скажем числу 3 , и b равно какому-нибудь числу, скажем числу 6 , то уравнение Название компонентов при решении уравненийпримет вид Название компонентов при решении уравнений.
Отсюда Название компонентов при решении уравнений.

Существует и другая форма записи линейного уравнения первой степени с одним неизвестным. Выглядит она следующим образом: ax − b = 0 . Это то же самое уравнение, что и ax = b , но параметр b перенесен в левую часть с противоположным знаком. Такие уравнение мы тоже решали в данном уроке. Например, уравнение 7x − 77 = 0 . Уравнение вида ax − b = 0 называют линейным уравнением первой степени с одним неизвестным в общем виде.

В будущем после изучения рациональных выражений, мы рассмотрим такие понятия, как посторонние корни и потеря корней. А пока рассмотренного в данном уроке будет достаточным.

🎦 Видео

РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ |ПОДРОБНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ КАК РЕШИТЬ УРАВНЕНИЯ / ПРОСТЫЕ УРАВНЕНИЯ 2 КЛАСС МАТЕМАТИКАСкачать

РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ |ПОДРОБНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ КАК РЕШИТЬ УРАВНЕНИЯ / ПРОСТЫЕ УРАВНЕНИЯ  2 КЛАСС МАТЕМАТИКА
Поделиться или сохранить к себе: