Проведите следующий опыт. Взаимодействие мрамора с кислотой.
Положите в небольшой стакан 1—2 кусочка мрамора.
Прилейте в стакан столько соляной кислоты, чтобы ею покрылись кусочки. Зажгите лучинку и внесите её в стакан.
Образовались ли новые вещества при взаимодействии мрамора с кислотой? Какие признаки химических реакций вы наблюдали? Запишите уравнение химической реакции и укажите её тип по признаку числа и состава исходных веществ и продуктов реакции.
Видео:Взаимодействие уксусной кислоты с мрамором | ЕГЭ по химииСкачать
Опыт 2. Сравнение химической активности кислот. Взаимодействие соляной и уксусной кислот с мрамором.
1. В одну пробирку внести 3-4 капли 2н раствора уксусной кислоты СН3СООН ,
2. В другую 3-4 капли 2н раствора соляной кислоты НСl .
3. Выбрать два одинаковых по величине кусочка мрамора СаСО3
4. Бросить по одному кусочку в каждую пробирку.
5. Наблюдать выделение газа и отметить в какой из из пробирок более активно.
6. Написать молекулярные и ионные уравнения реакции.
7. Вделать вывод, какой газ выделяется.
8. Оценить силу кислот по скорости протекания реакции.
9. Сделать вывод от концентрации каких ионов зависит скорость выделения газа и в растворе какой из кислот их больше?
Опыт 3. Сравнение химической активности кислот. Взаимодействие соляной и уксусной кислот с цинком
10. В одну пробирку внести 3-4 капли 2н раствора уксусной кислоты СН3СООН ,
11. В другую 3-4 капли 2н раствора соляной кислоты НСl .
12. Бросить по одному кусочку цинка Zn в каждую пробирку.
13. Наблюдать выделение газа и отметить в какой из пробирок более активно.
14. Написать молекулярные и ионные уравнения реакции.
15. Вделать вывод, какой газ выделяется.
16.Оценить силу кислот по скорости протекания реакции.
17. Сделать вывод от концентрации каких ионов зависит скорость выделения газа и в растворе какой из кислот их больше?
Опыт 4. Равновесие в растворах слабых электролитов. Влияние соли слабой кислоты на диссоциацию этой кислоты
1. В 2 пробирки налить по 5-7 капель 0,1н раствора уксусной кислоты и по 1 капле индикатора метилового оранжевого.
2. В одну из пробирок внести 3-4 микрошпателя ацетата натрия и перемешать.
3. Отметить изменение интенсивности окраски во 2-й пробирке.
4. Объяснить как изменяются степень диссоциации уксусной кислоты и концентрация ионов Н + ? Объяснить, как смещается равновесие диссоциации кислоты при добавлении к ней ацетата натрия.
5. Написать уравнение диссоциации уксусной кислоты и выражение концентрации диссоциации.
№ п/п | Вещество или раствор | Формула | Электро- проводность | Виды частиц в стакане | Уравнение диссоциации (если диссоциирует) |
молекулы | катионы | анионы | |||
Соль сухая измельченная | NaCl | ||||
Сахар сухой измельченный | С12Н11О5 | ||||
Раствор соли | NaCl | ||||
Вода дистилированная | Н2О | ||||
Раствор сахара | С12Н11О5 | ||||
Соляная кислота (0,1Н) | НСl | ||||
Раствор едкого натра (0,1Н) | NаОН | ||||
Раствор уксусной кислоты (0,1Н) | СН3СООН | ||||
Раствор аммиака (0,1Н) | NH4OН | ||||
Растворы уксусной кислоты и аммиака | СН3СООН и NH4OН |
Опыт 5.Влияние соли слабого основания на диссоциацию этого основания
1. В 2 пробирки налить 5-7 капель 0,1 н раствора аммиака и 1 каплю индикатора фенолфталеина.
2. В одну из пробирок внести 3-4 микрошпателя хлорида аммония и перемешать.
3. Сравнить окраску полученного раствора с окраской контрольного раствора.
4. Объяснить изменение окраски раствора при введении хлорида аммония.
5. Написать уравнение диссоциации и Кдис гидроксида аммония.
6. Дать общий вывод о смещении равновесия в растворах слабых электролитов.
Опыт 6. Определение реакции среды растворов солей при гидролизе
1. В пробирки в водой внести по одному микрошпателю кристаллов солей, указанных в таблице:
2. Определить РН раствора в каждой пробирке индикаторной бумагой.
3. Сравнить окраску индикатора в растворах солей и в воде.
4. Зполнить Таблицу 2.
№ пробирки | Название соли | Формула соли | Соль образована | Окраска индикаторной бумаги | РН раст-вора | Реакция среды | Уравнение гидролиза |
Сила кислоты | Сила основания | ||||||
ацетат натрия | |||||||
хлорид алюминия | |||||||
карбонат натрия | |||||||
карбонат аммония | |||||||
хлорид калия | |||||||
ацетат аммония | |||||||
дистиллированная вода |
Лабораторная работа № 4
Растворы электролитов и неэлектролитов. Способы выражения концентрации растворов
научиться производить расчеты, необходимые для приготовления растворов заданной концентрации, готовить растворы заданной концентрации, определять концентрацию раствора ареометром.
2. Массовая доля
3. Молярность. Связь молярной концентрации и массовой долей
4. Нормальность. Связь молярной концентрации эквивалента и массовой доли
Раство́р – однородная (гомогенная) смесь двух или более компонентов, один из которых называется растворителем, другие – растворенными веществами. Понятия растворитель и растворенное вещество условны. Каждый из компонентов распределён в массе другого в виде молекул, атомов или ионов.
Растворы бывают жидкими (соль и вода, ацетон и вода), твердыми (сплавы и минералы) и газообразными (смесь азота с аммиаком, воздух). Наибольшее практическое значение имеют жидкие растворы.
Концентрация – величина, характеризующая количественный состав раствора, выражается как отношение количества (молей) или массы растворённого вещества к объему или массе раствора или растворителя (например: моль/л, г/л, %, моль/кг).
Важнейшие способы выражения концентрации приведены в Таблице 1.
1. Найти массовую долю NaOH в растворе, содержащем 40г NaOH в 280г воды.
2. Сколько граммов едкого кали потребуется для приготовления 3л раствора с массовой долей 14,8%, плотность раствора 1,125г/см 3 ?
3. Найти массу FeCl3, необходимую для приготовления 200мл 0,3М раствора.
4. Найти молярность раствора НСl с массовой долей 39,1%, и плотностью 1,20г/см 3 .
5. Сколько раствора H2SO4 с плотностью 1,60 г/ см 5 и ω=68,7 % необходимо для приготовления 1л 0,20н раствора?
Название концентрации (синоним) | Обозна-чение | Способ выражения содержания растворенного вещества в растворе | Формула | Единица измерения |
Массовая доля (процентная концентрация) | ω | Отношение массы растворенного вещества к общей массе раствора | , где ρ – плотность раствора | % |
Мольная доля | Хi | Отношение количества (числа молей) растворенного вещества к сумме количеств (числа молей) всех веществ, находящихся в растворе. | , где Σ ni – сумма количеств (молей) всех веществ в растворе | – |
Молярная концентрация (молярность) | См, или М | Количество (число молей) растворённого вещества в единице объёма раствора (в 1 литре) | , где М – молярная масса вещества | моль/л, |
Молярная концентрация эквивалента (нормальная концентрация, нормальность) | Сн, или N | Количество эквивалентов (число молей эквивалентов) растворённого вещества в единице объёма раствора (в 1 литре) | , где M =z∙Мэкв , z=1/fэкв Мэкв – молярная масса эквивалента, fэкв – фактор эквивалентности | моль-экв/л |
Моляльная концентрация (моляльность) | Сm | Количество растворённого вещества (число молей) в 1000 г растворителя | моль/кг | |
Титр раствора | Т | Масса вещества, содержащегося в 1 мл раствора | г/см 3 кг/см 3 |
6. Рассчитать молярность и моляльность раствора аммиака с ω=15,63 %, если плотность этого раствора составляет ρ=0,94 г/ см3- ного (по массе).
7. Какова нормальность 40 % -ного раствора серной кислоты плотностью 1.3 г/см3?
8. Какой объем 2н раствора H2SO4 требуется для приготовления 500 мл 0,5 н раствора? (возможный ответ : 1)250 мл; 2) 125; 3) 50; 4) 84; 5) 148)
9. 1 мл 25% — ного по массе раствора содержит 0,458 г растворенного вещества. Найти плотность раствора? (Варианты ответа:1)0,90; 2) 1,332; 3) 1,16; 4) 1,83; 5) 0,665).
10. Чему равна молярная концентрация раствора, полученного разбавлением 250 см3 ЗМ раствора до 1 л? (Варианты ответа: 1)0,75; 2) 1,2; 3)3,0; 4) 7,5?)
Задание 1. Приготовление раствора сульфата натрия заданного объема и заданной концентрации
Вариант задания в Таблице 1 соответствует номеру в списке группы.
№ | Объем раствора | Концент- рация, моль/л | Масса Na2SO4 х10Н2О | Масса Na2SO4 | Плотность по ареометру | Массовая доля по ареометру | Плотность по таблице | Массовая доля по таблице |
2,0 | ||||||||
0,7 | ||||||||
0,6 | ||||||||
0,1 | ||||||||
2,0 | ||||||||
1,5 | ||||||||
0,5 | ||||||||
2,5 | ||||||||
0,2 | ||||||||
1,0 | ||||||||
0,1 | ||||||||
0,2 |
Расчет навески соли.
1. Рассчитать навеску – массу соли Na2SO4х10∙Н2О, которая потребуется для приготовления заданных объема и концентрации раствора сульфата натрия.
Из формулы
Взвешивание навески на технохимических весах
1. Проверьте равновесие весов (вертикальное положения стрелки) и уравновесьте кусочками фильтровальной бумаги. Верните весы в нерабочее состояние.
2. Разновесы берите только пинцетом и ставьте на чашу, начиная с самого тяжелого!
3. На правую чашу весов положите разновесы, взяв их пинцетом. Масса разновесов должна примерно соответствовать массе стаканчика.
4. На левую чашу весов поставьте пустой стаканчик и взвесьте его, для этого:
5. Приведите весы в рабочее состояние, придерживая чашу весов (но не стрелку), чтобы избежать резких колебаний.
6. Добейтесь равновесия: каждый раз отключая весы, добавляйте, убавляйте или заменяйте разновесы и, включив, проверьте положение стрелки.
7. Снимая разновесы с весов, помещайте их стазу на место в футляре.
8. Запишите вес (массу) пустого стаканчика.
9. На правую чашу весов добавьте разновесы, чтобы их суммарная масса стала равна суммарной массе стаканчика и требуемой навески соли.
10. . Взвесьте соль Na2SO4х10 Н2О, для этого положите примерное количество в стаканчик, включите весы, проверьте равновесие.
11. Каждый раз, отключая весы, убавляя или добавляя соль в стаканчик, добейтесь равновесия.
12. По окончании взвешивания весы отключите, и только после этого снимите с них стаканчик и разновесы. Чаши весов протрите.
13. Записать расчеты в журнал.
1. Пересыпать навеску соли в мерную колбу требуемой емкости через воронку.
2. В несколько приемов небольшими порциями дистиллированной воды ополоснуть стаканчик и смыть всю соль в колбу.
3. Постепенно добавляя 2/3 объема воды и перемешивая раствор легким круговым движением колбы, добиться полного растворения соли.
4. Последние порции воды прибавить по каплям из пипетки чтобы не перелить.
5. Довести объем воды в колбе до метки по нижнему мениску.
6. Закрыть колбу и перемешать раствор, несколько раз перевернув колбу вверх дном.
7. Записать в журнал методику приготовления раствора.
Определение плотности раствора ареометром
1. Приготовленный раствор перелить в цилиндр.
2. Осторожно погрузить ареометр в цилиндр так,
чтобы он не касался стенок цилиндра. Уровень жидкости должен приходиться на шкалу ареометра (см. рис. 1). Рис. 1
3. Если ареометр плавает на поверхности, надо выбрать другой, с большими значениями плотности.
4. Если ареометр полностью погрузился в жидкость, надо выбрать другой с меньшими значениями плотности.
5. Записать показания ареометра с точностью до третьего знака после запятой.
6. Ареометр осторожно вынуть, ополоснуть водой, вытереть и убрать в коробку с набором ареометров. Раствор сдать лаборанту.
7. Вычислить и сравнить значения массовой доли раствора по плотности по ареометру и по данным Таблицы 2 по формуле
.
Плотность растворов сульфата натрия при 20 о С
Видео:Лабораторная работа №16. Свойства уксусной кислоты. 9 класс.Скачать
ГДЗ учебник по химии 8 класс Габриелян. Практическая работа №4 Опыт 2. Номер №2
Взаимодействие мрамора с кислотой.
Положите в небольшой стакан 1 − 2 кусочка мрамора. Прилейте в стакан столько соляной кислоты, чтобы ею покрылись кусочки. Зажгите лучинку и внесите её в стакан. Образовались ли новые вещества при взаимодействии мрамора с кислотой? Какие признаки химических реакций вы наблюдали? Запишите уравнение химической реакции и укажите её тип по признаку числа и состава исходных веществ и продуктов реакции.
Решение
Поместим в химический стакан кусочек мрамора, и нальём в стакан соляной кислоты, ровно столько, чтобы ей покрылся кусочек; наблюдаем выделение пузырьков газа. Произошла химическая реакция, мрамор растворился, выделился углекислый газ $СO_$ .
$CaCO_ + 2HCl ⟶ CaCl_ + H_O + CO_$ ↑.
Реакция обмена, при которой также протекает разложение слабой угольной кислоты на углекислый газ и воду ( $H_CO_ = H_O + CO_$ ↑).
Внесём в стакан зажженную лучинку, она погасла, т.к. углексислый газ $СO_2$ не поддерживает горение.
🔍 Видео
Взаимодействие мрамора с соляной кислотойСкачать
Химический видео Опыт Сода+ Уксус. Уравнение реакций. Простой опыт по ХИМИИ.Скачать
Химия 41. Состав уксуса. Уксусная кислота — Академия занимательных наукСкачать
Взаимодействие уксусной кислоты с металламиСкачать
КИСЛОТЫ В ХИМИИ — Химические Свойства Кислот. Реакция Кислот с Основаниями, Оксидами и МеталламиСкачать
Взаимодействие уксусной кислоты с гидроксидом натрияСкачать
11.3. Карбоновые кислоты и их соли: Химические свойства. ЕГЭ по химииСкачать
Химия, 12-й класс, Практическая работа № 1 Химические свойства уксусной кислотыСкачать
Взаимодействие уксусной кислоты с CuOСкачать
Опыты по химии. Реакция нейтрализацииСкачать
11.1. Карбоновые кислоты: Строение, номенклатура, изомерия. ЕГЭ по химииСкачать
Получение уксусной кислоты. БГПУ 5Б/ХСкачать
РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА, ИОННОЕ УРАВНЕНИЕ - Урок Химия 9 класс / Подготовка к ЕГЭ по ХимииСкачать
Химия. 7 класс. Реакции разбавленных кислот с карбонатами /02.02.2021/Скачать
Ледяная уксусная кислотаСкачать
Взаимодействие металлического магния с уксусной кислотойСкачать
Горение уксусной кислоты на воздухеСкачать
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАРБОНАТА КАЛЬЦИЯ С УКСУСНОЙ КИСЛОТОЙСкачать