Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Содержание
  1. Метод логарифмирования
  2. Когда применяется
  3. Суть метода логарифмирования
  4. Обоснование метода
  5. Алгоритм решения уравнений методом логарифмирования
  6. Примеры применения
  7. Методика решения логарифмических уравнений
  8. Как решать логарифмические уравнения подробный разбор примеров
  9. Сложение и вычитание логарифмов.
  10. Что такое логарифм и как его посчитать
  11. Два очевидных следствия определения логарифма
  12. Свойства логарифмов
  13. Степень можно выносить за знак логарифма
  14. Логарифм произведения и логарифм частного
  15. Формула перехода к новому основанию
  16. Сумма логарифмов. Разница логарифмов
  17. Логарифмический ноль и логарифмическая единица
  18. Как решать уравнения с логарифмами: 2 способа с примерами
  19. Сравнение логарифмов
  20. Пример Найдите корень уравнения.
  21. Логарифмы со специальным обозначением
  22. Десятичный логарифм
  23. Натуральный логарифм
  24. Пример решения логарифмического уравнения с разными основаниями
  25. Пример решения логарифмического уравнения с переменными основаниями
  26. Использование свойств логарифмов при решении логарифмических уравнений и неравенств

Видео:Логарифмы с нуля за 20 МИНУТ! Introduction to logarithms.Скачать

Логарифмы с нуля за 20 МИНУТ! Introduction to logarithms.

Метод логарифмирования

Один из методов решения уравнений – это метод логарифмирования. Сейчас мы детально разберем его с теоретической и практической стороны. Сначала покажем, когда применяется метод логарифмирования. Дальше дадим суть метода логарифмирования. После этого перейдем к теоретическому обоснованию. Затем запишем алгоритм решения уравнений методом логарифмирования. Наконец, рассмотрим примеры применения метода при решении уравнений.

Видео:Логарифмы, часть 4, зачем логарифмировать уравнения?Скачать

Логарифмы, часть 4, зачем логарифмировать уравнения?

Когда применяется

Метод логарифмирования обычно применяется для решения уравнений, логарифмирование обеих частей которых позволяет избавиться от переменной в показателях степеней. Если привязываться к внешнему виду, то такими, в основном, являются:

  • Уравнения, в одной части которых находится степень с переменной в показателе, произведение или частное таких степеней, возможно с положительным числовым коэффициентом, а в другой части – положительное число. В качестве примера приведем уравнение x lgx−1 =100 .
  • Уравнения, в обеих частях которых находятся степени с переменной в показателях, произведение или частное таких степеней, возможно с положительными числовыми коэффициентами. Таким, например, является уравнение Можно ли прологарифмировать обе части уравнения.

В частности, метод логарифмирования можно применять для решения показательных уравнений a f(x) =b и a f(x) =a g(x) , где a и b – числа, причем a>0 , a≠1 , b>0 , а f(x) и g(x) – выражения с переменной x . Например, методом логарифмирования можно решать показательные уравнения 2 x =5 , (0,7) x+2 =(0,7) 4·x 2 −7 , 5 1−x =5 3·lgx и т.п. Однако для решения таких уравнений обычно используют метод уравнивания показателей.

Видео:Как логарифмировать выражения?Скачать

Как логарифмировать выражения?

Суть метода логарифмирования

Суть метода логарифмирования состоит в логарифмировании обеих частей уравнения по одному и тому же основанию.

Это объясняет название метода.

Видео:Умножаем логарифмы В УМЕ🧠Скачать

Умножаем логарифмы В УМЕ🧠

Обоснование метода

В основе метода логарифмирования лежит следующая теорема:

Множество решений уравнения u(x)=v(x) , где u(x)>0 и v(x)>0 при любом значении переменной x из области допустимых значений (ОДЗ) для этого уравнения, совпадает с множеством решений уравнения logcu(x)=logcv(x) , где c – положительное и отличное от единицы число.

Нам достаточно показать, что любой корень уравнения u(x)=v(x) является корнем уравнения logcu(x)=logcv(x) , и обратно.

Для доказательства нам потребуется следующее свойство логарифмов: логарифмы двух положительных чисел a и b по одному и тому же положительному и отличному от единицы основанию c равны тогда и только тогда, когда равны числа a и b .

Пусть x0 – корень уравнения u(x)=v(x) . Тогда u(x0)=v(x0) – верное числовое равенство. Так как по условию u(x)>0 и v(x)>0 при любом значении переменной x из ОДЗ для этого уравнения, то u(x0) и v(x0) – положительные числа. Следовательно, в силу озвученного выше свойства из равенства u(x0)=v(x0) вытекает равенство logcu(x0)=logcv(x0) . Из него следует, что x0 – корень уравнения logcu(x)=logcv(x) .

Теперь обратно. Пусть x0 – корень уравнения logcu(x)=logcv(x) . Тогда logcu(x0)=logcv(x0) – верное числовое равенство. Из него и из указанного выше свойства логарифмов следует, что u(x0)=v(x0) . А из этого равенства вытекает, что x0 – корень уравнения u(x)=v(x) .

Видео:Интересная задача на логарифмы в ЕГЭСкачать

Интересная задача на логарифмы в ЕГЭ

Алгоритм решения уравнений методом логарифмирования

Информация из предыдущих пунктов позволяет записать алгоритм решения уравнений методом логарифмирования.

Чтобы решить уравнение методом логарифмирования, надо

  1. Убедиться, что выражения, отвечающие частям уравнения, принимают положительные значения при любом значении переменной из ОДЗ для исходного уравнения.
  2. Прологарифмировать обе части уравнения по одному и тому же положительному и отличному от единицы основанию.
  3. Решить полученное уравнение. Его решение является решением исходного уравнения.

Какое число брать в качестве основания при логарифмировании? По большому счету, это не имеет значения. Понятно, что целесообразно брать такое основание, при котором дальнейшие действия будут наиболее простыми. Например, уравнение 5 x 2 +5 =5 −6·x стоит логарифмировать по основанию 5 , так как это дает наиболее простое решение: 5 x 2 +5 =5 −6·x , log55 x 2 +5 =log55 −6·x , x 2 +5=−6·x , . Если выбрать любое другое основание, например, 10 , то мы придем к такому же результату, но за большее число шагов: 5 x 2 +5 =5 −6·x , lg5 x 2 +5 =lg5 −6·x , (x 2 +5)·lg5=(−6·x)·lg5 , x 2 +5=−6·x , …

Видео:показательно степенное уравнение методом логарифмирования обеих частей уравненияСкачать

показательно степенное уравнение методом логарифмирования обеих частей уравнения

Примеры применения

Осталось посмотреть, как метод логарифмирования применяется на практике. Для этого обратимся к конкретным примерам.

Решите уравнение Можно ли прологарифмировать обе части уравненияметодом логарифмирования.

Заданное уравнение представляет собой равенство двух степеней с положительными и отличными от единицы основаниями. Такие степени принимают только положительные значения, что следует из определения степени. Все это открывает дорогу для решения заданного уравнения методом логарифмирования.

Так как основаниями степеней в исходном уравнении являются числа 3 , то логарифмирование целесообразно проводить по основанию 3 . Логарифмирование обеих частей уравнения Можно ли прологарифмировать обе части уравненияпо основанию 3 дает уравнение Можно ли прологарифмировать обе части уравнения. Оно с опорой на свойства логарифмов приводится к уравнению Можно ли прологарифмировать обе части уравнения. Полученное уравнение равносильно исходному. Поэтому, решив его, мы получим нужное нам решение уравнения Можно ли прологарифмировать обе части уравнения.

Итак, все свелось к решению уравнения Можно ли прологарифмировать обе части уравнения. Виден общий множитель Можно ли прологарифмировать обе части уравнения, который стоит вынести за скобки. Также не помешает избавиться от дроби. Это подталкивает начинать решение по методу решения уравнений через преобразования:
Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Все проделанные преобразования являются равносильными преобразованиями, поэтому, полученное уравнение равносильно уравнению, которое было до проведения этих преобразований. Полученное уравнение Можно ли прологарифмировать обе части уравнения, очевидно, можно решить методом разложения на множители:
Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Первое уравнение Можно ли прологарифмировать обе части уравнения— иррациональное с тривиальным решением 0 . Второе уравнение 2 x −4=0 переносом четверки в правую часть приводится к простейшему показательному уравнению 2 x =4 с легко находящимся единственным корнем 2 ( 2 x =4 , 2 x =2 2 , x=2 ). Завершающим этапом метода разложения на множители является проверка найденных корней. Проведем проверку подстановкой: оба найденных корня 0 и 2 удовлетворяют уравнению Можно ли прологарифмировать обе части уравнения, значит, являются его корнями. Таким образом, уравнение Можно ли прологарифмировать обе части уравненияимеет два корня 0 и 2 .

Остается сослаться на равносильность уравнения Можно ли прологарифмировать обе части уравненияуравнению Можно ли прологарифмировать обе части уравнения, которое в свою очередь равносильно исходному уравнению Можно ли прологарифмировать обе части уравнения, и записать найденные корни в ответ.

При решении следующего уравнения покажем, как правильно проводить логарифмирование по основанию с переменной.

Видео:§19 Логарифмические уравненияСкачать

§19 Логарифмические уравнения

Методика решения логарифмических уравнений

Разделы: Математика

Введение

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем как поддержать у студентов интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль студентов, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

Возникновение интереса к математике у значительного числа студентов зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, на сколько умело будет построена учебная работа. Вовремя обращая внимание студентов на то, что математика изучает общие свойства объектов и явлений окружающего мира, имеет дело не с предметами, а с отвлеченными абстрактными понятиями, можно добиться понимания того, что математика не нарушает связи с действительностью, а, напротив, дает возможность изучить ее глубже, сделать обобщенные теоретические выводы, которые широко применяются в практике.

Участвуя в фестивале педагогических идей «Открытый урок» 2004-2005 учебного года, я представила урок-лекцию по теме «Логарифмическая функция» (диплом № 204044). Считаю этот метод наиболее удачным в данном конкретном случае. В результате изучения у студентов имеется подробный конспект и краткая схема по теме, что облегчит им подготовку к следующим урокам. В частности, по теме «Решение логарифмических уравнений», которая полностью опирается на изучение логарифмической функции и ее свойств.

При формировании основополагающих математических понятий важно создать у студентов представление о целесообразности введения каждого из них и возможности их применения. Для этого необходимо, чтобы при формулировке определения некоторого понятия, работе над его логической структурой, рассматривались вопросы об истории возникновения данного понятия. Такой подход поможет студентам осознать, что новое понятие служит обобщением фактов реальной действительности.

История возникновения логарифмов подробно представлена в работе прошлого года.

Учитывая важность преемственности при обучении математике в среднем специальном учебном заведении и в вузе и необходимость соблюдения единых требований к студентам считаю целесообразным следующую методику ознакомления студентов с решением логарифмических уравнений.

Уравнения, содержащие переменную под знаком логарифма (в частности, в основании логарифма), называются логарифмическими. Рассмотрим логарифмические уравнения вида:

Можно ли прологарифмировать обе части уравнения(1)

Решение этих уравнений основано на следующей теореме.

Теорема 1. Уравнение Можно ли прологарифмировать обе части уравненияравносильно системе

Можно ли прологарифмировать обе части уравнения(2)

Для решения уравнения (1) достаточно решить уравнение

Можно ли прологарифмировать обе части уравнения(3)

и его решения подставить в систему неравенств

Можно ли прологарифмировать обе части уравнения(4),

задающую область определения уравнения (1).

Корнями уравнения (1) будут только те решения уравнения (3), которые удовлетворяют системе (4), т.е. принадлежат области определения уравнения (1).

При решения логарифмических уравнений может произойти расширение области определения (приобретение посторонних корней) или сужение (потеря корней). Поэтому подстановка корней уравнения (3) в систему (4), т.е. проверка решения, обязательна.

Пример 1: Решить уравнение Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Можно ли прологарифмировать обе части уравненияМожно ли прологарифмировать обе части уравнения Можно ли прологарифмировать обе части уравненияМожно ли прологарифмировать обе части уравнения Можно ли прологарифмировать обе части уравненияМожно ли прологарифмировать обе части уравнения Можно ли прологарифмировать обе части уравненияМожно ли прологарифмировать обе части уравнения

Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Оба значения х удовлетворяют условиям системы.

Ответ: Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Рассмотрим уравнения вида:

Можно ли прологарифмировать обе части уравнения(5)

Их решение основано на следующей теореме

Теорема 2: Уравнение (5) равносильно системе

Можно ли прологарифмировать обе части уравнения(6)

Корнями уравнения (5) будут только те корни уравнения Можно ли прологарифмировать обе части уравнения, которые

принадлежат области определения, задаваемой условиями Можно ли прологарифмировать обе части уравнения.

Логарифмическое уравнение вида (5) можно решить различными способами. Рассмотрим основные из них.

1. ПОТЕНЦИНИРОВАНИЕ (применение свойств логарифма).

Пример 2: Решить уравнение Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Решение: В силу теоремы 2 данное уравнение равносильно системе:

Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Можно ли прологарифмировать обе части уравненияМожно ли прологарифмировать обе части уравнения

Всем условиям системы удовлетворяет лишь один корень. Ответ: Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛОГАРИФМА Можно ли прологарифмировать обе части уравнения.

Пример 3: Найти х, если Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Значение х = 3 принадлежит области определения уравнения. Ответ х = 3

3. ПРИВЕДЕНИЕ К КВАДРАТНОМУ УРАВНЕНИЮ.

Пример 4: Решить уравнение Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Можно ли прологарифмировать обе части уравненияМожно ли прологарифмировать обе части уравнения Можно ли прологарифмировать обе части уравненияМожно ли прологарифмировать обе части уравнения Можно ли прологарифмировать обе части уравненияМожно ли прологарифмировать обе части уравнения Можно ли прологарифмировать обе части уравненияМожно ли прологарифмировать обе части уравнения

Оба значения х являются корнями уравнения.

Ответ: Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Пример 5: Решить уравнение Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Решение: Прологарифмируем обе части уравнения по основанию 10 и применим свойство «логарифм степени».

Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Оба корня принадлежат области допустимых значений логарифмической функции.

Ответ: х = 0,1; х = 100

5. ПРИВЕДЕНИЕ К ОДНОМУ ОСНОВАНИЮ.

Пример 6: Решить уравнение Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Воспользуемся формулой Можно ли прологарифмировать обе части уравненияи перейдем во всех слагаемых к логарифму по основанию 2:

Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Тогда данное уравнение примет вид:

Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Так как Можно ли прологарифмировать обе части уравнения, то это корень уравнения.

Ответ: х = 16

6. ВВЕДЕНИЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ.

Решим способом введения вспомогательной переменной уравнение, заданное в примере 6.

Пусть Можно ли прологарифмировать обе части уравнения; тогда Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Учитывая, что Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

После проверки, проведенной устно, легко убеждаемся в правильности найденного ответа.

Многие уравнения, содержащие переменную не только под знаком логарифма или в показателе степени, удобно решать графически.

Графически решением уравнения являются абсциссы точек пересечения графиков функций, заданных в уравнении.

Пример 7: Решить уравнение Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Решение: Построим графики функций Можно ли прологарифмировать обе части уравненияи y = x

Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Графики функций не пересекаются, и, значит, уравнение не имеет корней (см. рисунок).

Ответ: корней нет

Пример 8: Найти х, если Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Решение: С помощью рассмотренных выше способов корни уравнения найти не удается. Найдем какой-нибудь корень методом подбора.

Пусть, например, х = 10. Проверкой убедимся в том, что 10 — корень уравнения. Действительно,

Можно ли прологарифмировать обе части уравненияистинно

Докажем, что других корней данное уравнение не имеет.

Эти корни следует искать во множестве значений х.

Допустимые значения х находятся в промежутке Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

На этом промежутке функция Можно ли прологарифмировать обе части уравненияубывает, а функция Можно ли прологарифмировать обе части уравнениявозрастает. И, значит, если уравнение имеет решение, то оно единственное.

Видео:Круговорот воды в природе ➜ Решение логарифмических уравнений из ЕГЭ #ShortsСкачать

Круговорот воды в природе ➜ Решение логарифмических уравнений из ЕГЭ #Shorts

Как решать логарифмические уравнения подробный разбор примеров

Видео:Логарифмические уравнения 🥷🏿Скачать

Логарифмические уравнения 🥷🏿

Сложение и вычитание логарифмов.

Возьмем два логарифма с одинаковыми основаниями: loga x и loga y. Тогда сними возможно выполнять операции сложения и вычитания:

Как видим, сумма логарифмов равняется логарифму произведения, а разность логарифмов – логарифму частного. Причем это верно если числа а, х и у положительны и а ≠ 1.

Важно обращать внимание, что основным аспектом в данных формулах выступают одни и те же основания. Если основания отличаются друг от друга, эти правила не применимы!

Правила сложения и вычитания логарифмов с одинаковыми основаниями читаются не только с лева на право, но и на оборот. В результате мы имеем теоремы логарифма произведения и логарифма частного.

Логарифм произведения двух положительных чисел равен сумме их логарифмов; перефразируя данную теорему получим следующее, если числа а, x и у положительны и а ≠ 1, то:

Логарифм частного двух положительных чисел равен разности логарифмов делимого и делителя. Говоря по другому, если числа а, х и у положительны и а ≠ 1, то:

Применим вышеизложенные теоремы для решения примеров:

Если числа x и у отрицательны, то формула логарифма произведения становится бессмысленной. Так, запрещено писать:

так как выражения log2(-8) и log2(-4) вообще не определены (логарифмическая функция у = log2х определена лишь для положительных значений аргументах).

Теорема произведения применима не только для двух, но и для неограниченного числа сомножителей. Это означает, что для всякого натурального k и любых положительных чисел x1, x2, . . . ,xn существует тождество :

Из теоремы логарифма частного можно получить еще одно свойство логарифма. Общеизвестно, что loga1= 0, следовательно,

А значит имеет место равенство:

Логарифмы двух взаимно обратных чисел по одному и тому же основанию будут различны друг от друга исключительно знаком. Так:

Видео:Решение логарифмических уравнений ПРИМЕР #11 Раскладывать на множители или делитьСкачать

Решение логарифмических уравнений ПРИМЕР #11 Раскладывать на множители или делить

Что такое логарифм и как его посчитать

Логарифм имеет следующий вид:

Можно ли прологарифмировать обе части уравнениягде a – это основание логарифма,

b – это аргумент логарифма

Чтобы узнать значение логарифма приравняем его к X. Можно ли прологарифмировать обе части уравненияи преобразовываем в Можно ли прологарифмировать обе части уравненияи преобразовываем в Запомните, что именно основание (оно выделено красным) возводится в степень.

Чтобы было легче, можно запоминать так – основание всегда остается внизу (и в первом, и во втором выражении a внизу)!

Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Чтобы вычислить данный логарифм, необходимо приравнять его к X и воспользоваться правилом, описанным выше:Можно ли прологарифмировать обе части уравненияА в какую степень нужно возвести 2, чтобы получилось 8? Конечно же в третью степень, таким образом:

Можно ли прологарифмировать обе части уравненияЕще раз обращаю ваше внимание, что основание (в нашем случае это – 2) всегда находится внизу и именно оно возводится в степень.

Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Видео:Решите уравнение x^((lgx)^3-5lgx)=0,0001Скачать

Решите уравнение x^((lgx)^3-5lgx)=0,0001

Два очевидных следствия определения логарифма

log a 1 = 0 ( a > 0, a ≠ 1 )

Действительно, при возведении числа a в первую степень мы получим то же самое число, а при возведении в нулевую степень – единицу.

Видео:Логарифмы в ЕГЭ🫢 Решишь второй?!Скачать

Логарифмы в ЕГЭ🫢 Решишь второй?!

Свойства логарифмов

Перечисленные ниже свойства логарифмов вытекают из основного логарифмического тождества:

Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

( основное свойство логарифмов ),

Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

( основное свойство логарифмов ),

Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Проверь удачу, набери 60+

Математика – это систематицация и результат, а общественные науки и история – процесс осмысления результата.

Видео:Логарифмические уравнения - Как решать методом потенцированияСкачать

Логарифмические уравнения - Как решать методом потенцирования

Пример Найдите корень уравнения.

Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Используя определение логарифма, получим:

Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Проверим: Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Ответ: Можно ли прологарифмировать обе части уравнения.

Таким образом, теперь вы можете составить четкую инструкцию, как решать логарифмические уравнения. Она заключается в следующих шагах:

  1. Сделать справа и слева от знака равенства (=) логарифмы по одному основанию, избавившись от коэффициентов перед логарифмами, используя свойства логарифмов.
  2. Избавляемся от логарифмов, используя правило потенцирования. Остаются только числа, которые были под знаком логарифма.
  3. Решаем получившееся обычное уравнение — как найти корень уравнения смотрите здесь .
  4. Делаем проверку
  5. Записываем ответ.

Логарифмы со специальным обозначением

Для некоторых логарифмов в математике введены специальные обозначения. Это связано с тем, что такие логарифмы встречаются особенно часто. К таким логарифмам относятся десятичный логарифм и натуральный логарифм. Для этих логарифмов справедливы все правила, что и для обычных логарифмов.

Десятичный логарифм

Десятичный логарифм обозначается lg и имеет основание 10, т.е.

Можно ли прологарифмировать обе части уравненияЧтобы вычислить десятичный логарифм, нужно 10 возвести в степень X.

Например, вычислим lg100Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Натуральный логарифм

Натуральный логарифм обозначается ln и имеет основание e, то есть

Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Чтобы вычислить данный логарифм нужно число е возвести в степень x. Некоторые из вас спросят, что это за число такое е? Число е – это иррациональное число, т.е. точное его значение вычислить невозможно. е = 2,718281…

Сейчас не будем подробно разбирать, зачем это число нужно, просто запомним, что

Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

И вычислить его можно таким образом:Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Пример решения логарифмического уравнения с разными основаниями

Выше мы решали логарифмические уравнения, в которых участвовали логарифмы с одинаковыми основаниями. А что же делать, если основания у логарифмов разные? Например,

Можно ли прологарифмировать обе части уравненияПравильно, нужно привести логарифмы в правой и левой части к одному основанию!

Итак, разберем наш пример:Можно ли прологарифмировать обе части уравненияПреобразуем правую часть нашего уравнения:

Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Мы знаем, что 1/3 = 3 -1 . Еще мы знаем свойство логарифма, а именно вынесение показателя степени из логарифма: Можно ли прологарифмировать обе части уравненияПрименяем эти знания и получаем: Можно ли прологарифмировать обе части уравненияНо пока у нас есть знак «-» перед логарифмом в правой части уравнения, зачеркивать мы их не имеем права. Необходимо внести знак «-» в логарифмическое выражение. Для этого воспользуемся еще одним свойством логарифма: Можно ли прологарифмировать обе части уравненияНо пока у нас есть знак «-» перед логарифмом в правой части уравнения, зачеркивать мы их не имеем права. Необходимо внести знак «-» в логарифмическое выражение. Для этого воспользуемся еще одним свойством логарифма:

Тогда получим: Можно ли прологарифмировать обе части уравненияВот теперь в правой и левой части уравнения у нас стоят логарифмы с одинаковыми основаниями и мы можем их зачеркнуть: Можно ли прологарифмировать обе части уравненияДелаем проверку: Можно ли прологарифмировать обе части уравненияДелаем проверку: Если мы преобразуем правую часть, воспользовавшись свойствами логарифма, то получим:Можно ли прологарифмировать обе части уравненияВерно, следовательно, х = 4 является корнем уравнения.

Пример решения логарифмического уравнения с переменными основаниями

Выше мы разобрали примеры решения логарифмических уравнений, основания которых были постоянными, т.е. определенным значением – 2, 3, ½ … Но в основании логарифма может содержаться Х, тогда такое основание будет называться переменным. Например, logx+1(х 2 +5х-5) = 2. Мы видим, что основание логарифма в данном уравнении – х+1. Как же решать уравнение такого вида? Решать мы его будем по тому же принципу, что и предыдущие. Т.е. мы будем преобразовывать наше уравнение таким образом, чтобы слева и справа были логарифмы с одинаковым основанием. Можно ли прологарифмировать обе части уравненияПреобразуем правую часть уравнения: Можно ли прологарифмировать обе части уравненияПреобразуем правую часть уравнения: Теперь логарифм в правой части уравнения имеет такое же основание, как и логарифм в левой части: Можно ли прологарифмировать обе части уравненияТеперь мы можем зачеркнуть логарифмы: Можно ли прологарифмировать обе части уравненияТеперь мы можем зачеркнуть логарифмы: Но данное уравнение неравносильно исходному уравнению, так как не учтена область определения. Запишем все требования, относящиеся к логарифму:

1. Аргумент логарифма должен быть больше ноля, следовательно:

Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

2. Основание логарифма должно быть больше 0 и не должно равняться единице, следовательно:

Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Сведем все требования в систему:Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Данную систему требований мы можем упростить. Смотрите х 2 +5х-5 больше ноля, при этом оно приравнивается к (х + 1) 2 , которую в свою очередь так же больше ноля. Следовательно, требование х 2 +5х-5 > 0 выполняется автоматически и мы можем его не решать. Тогда наша система будет сведена к следующему: Можно ли прологарифмировать обе части уравненияПерепишем нашу систему: Можно ли прологарифмировать обе части уравненияПерепишем нашу систему: Следовательно, наша система примет следующий вид: Можно ли прологарифмировать обе части уравненияТеперь решаем наше уравнение: Можно ли прологарифмировать обе части уравненияТеперь решаем наше уравнение: Справа у нас квадрат суммы:Можно ли прологарифмировать обе части уравненияДанный корень удовлетворяет наши требования, так как 2 больше -1 и не равно 0. Следовательно, х = 2 – корень нашего уравнения.

Для полной уверенности можем выполнить проверку, подставим х = 2 в исходное уравнение:

Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Т.к. 3 2 =9, то последнее выражение верно.

Использование свойств логарифмов при решении логарифмических уравнений и неравенств

Для того, чтобы не ошибаться при решении логарифмических уравнений и неравенств, свойства логарифмов, перечисленные в предыдущем разделе, следует применять внимательно и аккуратно.

Например, если при решении уравнения или неравенства требуется преобразовать выражение

Поделиться или сохранить к себе:
Можно ли прологарифмировать обе части уравненияМожно ли прологарифмировать обе части уравнения
Можно ли прологарифмировать обе части уравненияМожно ли прологарифмировать обе части уравнения
Можно ли прологарифмировать обе части уравненияМожно ли прологарифмировать обе части уравнения
Можно ли прологарифмировать обе части уравнения
Можно ли прологарифмировать обе части уравнения
Можно ли прологарифмировать обе части уравнения
Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

( формула перехода к новому основанию логарифмов ),

Можно ли прологарифмировать обе части уравнения
Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Можно ли прологарифмировать обе части уравнения
Можно ли прологарифмировать обе части уравнения
Можно ли прологарифмировать обе части уравнения
Можно ли прологарифмировать обе части уравнения
( основное свойство логарифмов ),
Можно ли прологарифмировать обе части уравнения
( основное свойство логарифмов ),
Можно ли прологарифмировать обе части уравнения
Можно ли прологарифмировать обе части уравнения
Можно ли прологарифмировать обе части уравнения
( формула перехода к новому основанию логарифмов ),
Можно ли прологарифмировать обе части уравнения
Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Видео:12/4/4логар 1Скачать

12/4/4логар 1

Степень можно выносить за знак логарифма

И вновь хотелось бы призвать к аккуратности. Рассмотрим следующий пример:

log a ( f ( x ) 2 = 2 log a f ( x )

Левая часть равенства определена, очевидно, при всех значениях f(х), кроме нуля. Правая часть – только при f(x)>0! Вынося степень из логарифма, мы вновь сужаем ОДЗ. Обратная процедура приводит к расширению области допустимых значений. Все эти замечания относятся не только к степени 2, но и к любой четной степени.

Видео:Нестандартное уравнение - логарифмирование | Профильная математикаСкачать

Нестандартное уравнение - логарифмирование | Профильная математика

Логарифм произведения и логарифм частного

log a b c = log a b − log a c ( a > 0, a ≠ 1, b > 0, c > 0 )

Хотелось бы предостеречь школьников от бездумного применения данных формул при решении логарифмических уравнений и неравенств. При их использовании “слева направо” происходит сужение ОДЗ, а при переходе от суммы или разности логарифмов к логарифму произведения или частного – расширение ОДЗ.

log a ( f ( x ) g ( x ) )

определено в двух случаях: когда обе функции строго положительны либо когда f(x) и g(x) обе меньше нуля.

Преобразуя данное выражение в сумму

log a f ( x ) + log a g ( x )

, мы вынуждены ограничиваться только случаем, когда f(x)>0 и g(x)>0. Налицо сужение области допустимых значений, а это категорически недопустимо, т. к. может привести к потере решений. Аналогичная проблема существует и для формулы (6).

Видео:№ 339 Решить логарифмические уравнения (10-11 кл., Алимов Ш.А.)Скачать

№ 339 Решить логарифмические уравнения (10-11 кл.,  Алимов Ш.А.)

Формула перехода к новому основанию

Тот редкий случай, когда ОДЗ не изменяется при преобразовании. Если вы разумно выбрали основание с (положительное и не равное 1), формула перехода к новому основанию является абсолютно безопасной.

Если в качестве нового основания с выбрать число b, получим важный частный случай формулы (8):

log a b = 1 log b a ( a > 0, a ≠ 1, b > 0, b ≠ 1 )

Видео:Методы решения логарифмических уравненийСкачать

Методы решения логарифмических уравнений

Сумма логарифмов. Разница логарифмов

Логарифмы с одинаковыми основаниями можно складывать: Можно ли прологарифмировать обе части уравнения Можно ли прологарифмировать обе части уравненияЛогарифмы с одинаковыми основаниями можно вычитать: Можно ли прологарифмировать обе части уравнения Можно ли прологарифмировать обе части уравненияМы видим, что исходные выражения состояли из логарифмов, которые по отдельности не вычисляются, а при применении свойств логарифмов у нас получились нормальные числа. Поэтому повторим, что основные свойства логарифмов нужно знать обязательно!

Обратите внимание, что формулы суммы и разности логарифмов верны только для логарифмов с одинаковыми основаниями! Если основания разные, то данные свойства применять нельзя!

Видео:84 людей этого не знают! Секретный способ решения Логарифмических УравненийСкачать

84 людей этого не знают! Секретный способ решения Логарифмических Уравнений

Логарифмический ноль и логарифмическая единица

Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Это следствия из определения логарифма. И их нужно обязательно запомнить. Эти простейшие свойства нередко вводят учеников в ступор.

Запомните, что логарифм от a по основанию а всегда равен единице:

loga a = 1 – это логарифмическая единица.

Если же в аргументе стоит единица, то такой логарифм всегда равен нулю независимо от основания, так как a 0 = 1:

loga 1 = 0 – логарифмический ноль.

Видео:Подготовка к ЕГЭ #75. Решение логарифмических уравнений методом логарифмированияСкачать

Подготовка к ЕГЭ #75. Решение логарифмических уравнений методом логарифмирования

Как решать уравнения с логарифмами: 2 способа с примерами

Решить логарифмическое уравнение можно разными способами. Чаще всего в школе учат решать логарифмическое уравнение с помощью определения логарифма. То есть мы имеем уравнение вида: Можно ли прологарифмировать обе части уравненияВспоминаем определение логарифма и получаем следующее: Можно ли прологарифмировать обе части уравненияВспоминаем определение логарифма и получаем следующее: Таким образом мы получаем простое уравнение, которое сможем легко решить.

При решении логарифмических уравнений важно помнить об области определения логарифма, т.к. аргумент f(x) должен быть больше ноля. Поэтому после решения логарифмического уравнения мы всегда делаем проверку!

Давайте посмотрим, как это работает на примере:

Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Воспользуемся определением логарифма и получим:

Теперь перед нами простейшее уравнение, решить которое не составит труда:

Сделаем проверку. Подставим найденный Х в исходное уравнение:Можно ли прологарифмировать обе части уравненияТак как 3 2 = 9, то последнее выражение верно. Следовательно, х = 3 является корнем уравнения.

Основной минус данного метода решения логарифмических уравнений в том, что многие ребята путают, что именно нужно возводить в степень. То есть при преобразовании logaf(x) = b, многие возводят не a в степень b, а наоборот b в степень a. Такая досадная ошибка может лишить вас драгоценных баллов на ЕГЭ.

Поэтому мы покажем еще один способ решения логарифмических уравнений.

Чтобы решить логарифмическое уравнение, нам нужно привести его к такому виду, когда и в правой, и в левой части уравнения будут стоять логарифмы с одинаковыми основаниями. Это выглядит вот так:

Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Когда уравнение приведено к такому виду, то мы можем «зачеркнуть» логарифмы и решить простое уравнение. Давайте разбираться на примере.

Решим еще раз то же самое уравнение, но теперь этим способом: Можно ли прологарифмировать обе части уравненияВ левой части у нас логарифм с основанием 2. Следовательно, правую часть логарифма нам нужно преобразовать так, чтобы она тоже содержала логарифм с основанием 2.

Для этого вспоминаем свойства логарифмов. Первое свойство, которое нам здесь понадобится – это логарифмическая единица. Напомним его: Можно ли прологарифмировать обе части уравненияТо есть в нашем случае: Можно ли прологарифмировать обе части уравненияТо есть в нашем случае: Возьмем правую часть нашего уравнения и начнем ее преобразовывать:Можно ли прологарифмировать обе части уравненияТеперь нам нужно 2 тоже внести в логарифмическое выражение. Для этого вспоминаем еще одно свойство логарифма:

Можно ли прологарифмировать обе части уравнения

Воспользуемся этим свойством в нашем случае, получим: Можно ли прологарифмировать обе части уравненияМы преобразовали правую часть нашего уравнения в тот вид, который нам был нужен и получили:Можно ли прологарифмировать обе части уравненияТеперь в левой и в правой частях уравнения у нас стоят логарифмы с одинаковыми основаниями, поэтому мы можем их зачеркнуть. В результате, получим такое уравнение:

Да, действий в этом способе больше, чем при решении с помощью определения логарифма. Но все действия логичны и последовательны, в результате чего шансов ошибиться меньше. К тому же данный способ дает больше возможностей для решения более сложных логарифмических уравнений.

Разберем другой пример: Можно ли прологарифмировать обе части уравненияИтак, как и в предыдущем примере применяем свойства логарифмов и преобразовываем правую часть уравнения следующим образом: Можно ли прологарифмировать обе части уравненияИтак, как и в предыдущем примере применяем свойства логарифмов и преобразовываем правую часть уравнения следующим образом: После преобразования правой части наше уравнение принимает следующий вид: Можно ли прологарифмировать обе части уравненияТеперь можно зачеркнуть логарифмы и тогда получим: Можно ли прологарифмировать обе части уравненияТеперь можно зачеркнуть логарифмы и тогда получим: Вспоминаем свойства степеней:

Теперь делаем проверку:Можно ли прологарифмировать обе части уравнениято последнее выражение верно. Следовательно, х = 3 является корнем уравнения.

Еще один пример решения логарифмического уравнения: Можно ли прологарифмировать обе части уравненияПреобразуем сначала левую часть нашего уравнения. Здесь мы видим сумму логарифмов с одинаковыми основаниями. Воспользуемся свойством суммы логарифмов и получим: Можно ли прологарифмировать обе части уравненияПреобразуем сначала левую часть нашего уравнения. Здесь мы видим сумму логарифмов с одинаковыми основаниями. Воспользуемся свойством суммы логарифмов и получим: Теперь преобразуем правую часть уравнения: Можно ли прологарифмировать обе части уравненияВыполнив преобразования правой и левой частей уравнения, мы получили: Можно ли прологарифмировать обе части уравненияВыполнив преобразования правой и левой частей уравнения, мы получили: Теперь мы можем зачеркнуть логарифмы:

Можно ли прологарифмировать обе части уравненияРешим данное квадратное уравнение, найдем дискриминант:

Можно ли прологарифмировать обе части уравненияСделаем проверку, подставим х1 = 1 в исходное уравнение: Можно ли прологарифмировать обе части уравненияСделаем проверку, подставим х1 = 1 в исходное уравнение: Можно ли прологарифмировать обе части уравненияВерно, следовательно, х1 = 1 является корнем уравнения.

Теперь подставим х2 = -5 в исходное уравнение:Можно ли прологарифмировать обе части уравненияТак как аргумент логарифма должен быть положительным, выражение не является верным. Следовательно, х2 = -5 – посторонний корень.

Видео:Урок 7. Логарифмирование и потенцирование выражений.Скачать

Урок 7. Логарифмирование и потенцирование выражений.

Сравнение логарифмов

Если 012, то
logax1> logax2– знак неравенства меняется
Если a > 1 и 012, то
logax1ax2– знак неравенства не меняется
Если 1 1, то logax> logbx
Если 0 1, то logax> logbx
Если 1axbx
Если 0axbx