Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат

Метод возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень

Продолжаем изучать методы решения уравнений. Сейчас мы в деталях разберем метод возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень. Начнем с теории: рассмотрим, для решения каких уравнений применяется метод, опишем, в чем он состоит, приведем теоретическое обоснование метода возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень, запишем соответствующие алгоритмы решения уравнений. После этого сосредоточимся на практике и рассмотрим разнообразные примеры решения уравнений методом возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень.

Видео:8 класс, 38 урок, Иррациональные уравненияСкачать

8 класс, 38 урок, Иррациональные уравнения

Для решения каких уравнений применяется

Метод возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень в первую очередь применяется для решения иррациональных уравнений. Это объясняется тем, что возведение в натуральную и большую единицы степень позволяет избавляться от корней. Например, возведение в степень позволяет избавляться от корней при решении следующих уравнений:

  • Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат, C≥0 , в частности, Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат, Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрати т.п. Возведение в квадрат обеих частей первого уравнения позволяет перейти к уравнению Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат, и дальше – к сравнительно простому уравнению без знаков корней x 2 −5=4 . Аналогично, возведение обеих частей второго уравнения в шестую степень приводит к уравнению Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрати дальше — к элементарному уравнению 4−5·x=0 .
  • Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат, например, Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат, Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрати др. В первом случае избавиться от корня позволяет возведение обеих частей уравнения в квадрат, а во втором случае – в куб.
  • Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрати Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат, таких как Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат, Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрати подобные им. Для первого уравнения напрашивается возведение его обеих частей в квадрат, для второго – в шестую степень.
  • уравнений с двумя, тремя корнями в записи, например, Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрати Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат. В таких случаях для избавления от знаков радикалов к возведению обеих частей уравнения в одну и ту же степень приходится обращаться дважды: первый раз в самом начале, второй раз – после преобразований и уединения радикала.
  • уравнений, в которых под знаком корня находятся другие корни, к примеру, Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат. Здесь также к возведению обеих частей уравнения в одну и ту же степень приходится прибегать два раза.
  • и это не весь список.

Метод возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень используется и для решения некоторых уравнений, в которых переменная находится в основаниях степеней с дробными показателями. Например, уравнение Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадратможно решить методом возведения его обеих частей в дробную степень 6/11 .

Также метод возведения частей уравнения в степень применяется при решении некоторых степенных уравнений, в которых фигурируют иррациональные показатели. В пример приведем два уравнения Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрати Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат. Возведение их обеих частей в одну и ту же степень (в первом случае в степень Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат, во втором – в степень Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат) позволяет избавиться от степеней с иррациональными показателями и перейти к сравнительно простым уравнениям.

Видео:✓ Как возводить в иррациональную степень | Ботай со мной #017 | Борис ТрушинСкачать

✓ Как возводить в иррациональную степень | Ботай со мной #017 | Борис Трушин

В чем состоит метод возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень

Метод состоит в переходе к уравнению, которое получается из исходного путем возведения его обеих частей в одну и ту же степень, и нахождении решения исходного уравнения по решению полученного уравнения.

На практике наиболее часто прибегают к возведению обеих частей уравнения в одну и ту же натуральную степень, большую единицы, то есть, в квадрат, куб и т.д. Делается это на базе следующего утверждения:

Возведение обеих частей уравнения в одну и ту же четную натуральную степень дает уравнение-следствие, а возведение обеих частей уравнения в одну и ту же нечетную натуральную степень, большую единицы, дает равносильное уравнение (см. равносильные уравнения и уравнения-следствия).

Реже приходится обращаться к возведению обеих частей уравнения в другие степени, в частности, в дробные рациональные и иррациональные. В этих случаях отталкиваются от такого утверждения:

Уравнение A(x)=B(x) , на области допустимых значений переменной x для которого A(x)>0 или A(x)≥0 , B(x)>0 или B(x)≥0 , равносильно уравнению A r (x)=B r (x) , где r – положительное действительное число.

Видео:Как решить уравнение - возведение в квадрат | Профильная МатематикаСкачать

Как решить уравнение - возведение в квадрат | Профильная Математика

Обоснование метода

Обоснованием метода возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень является доказательство утверждений из предыдущего пункта. Приведем эти доказательства.

Возведение обеих частей уравнения в одну и ту же четную натуральную степень дает уравнение-следствие, а возведение обеих частей уравнения в одну и ту же нечетную натуральную степень дает равносильное уравнение.

Докажем его для уравнений с одной переменной. Для уравнений с несколькими переменными принципы доказательства те же.

Пусть A(x)=B(x) – исходное уравнение и x0 – его корень. Так как x0 является корнем этого уравнения, то A(x0)=B(x0) – верное числовое равенство. Мы знаем такое свойство числовых равенств: почленное умножение верных числовых равенств дает верное числовое равенство. Умножим почленно 2·k , где k – натуральное число, верных числовых равенств A(x0)=B(x0) , это нам даст верное числовое равенство A 2·k (x0)=B 2·k (x0) . А полученное равенство означает, что x0 является корнем уравнения A 2·k (x)=B 2·k (x) , которое получено из исходного уравнения путем возведения его обеих частей в одну и ту же четную натуральную степень 2·k .

Для обоснования возможности существования корня уравнения A 2·k (x)=B 2·k (x) , который не является корнем исходного уравнения A(x)=B(x) , достаточно привести пример. Рассмотрим иррациональное уравнение Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат, и уравнение Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат, которое получено из исходного путем возведением его обеих частей в квадрат. Несложно проверить, что нуль является корнем уравнения Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат, действительно, Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат, что то же самое 4=4 — верное равенство. Но при этом нуль является посторонним корнем для уравнения Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат, так как после подстановки нуля получаем равенство Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат, что то же самое 2=−2 , которое неверное. Этим доказано, что уравнение, полученное из исходного путем возведения его обеих частей в одну и ту же четную степень, может иметь корни, посторонние для исходного уравнения.

Так доказано, что возведение обеих частей уравнения в одну и ту же четную натуральную степень приводит к уравнению-следствию.

Остается доказать, что возведение обеих частей уравнения в одну и ту же нечетную натуральную степень дает равносильное уравнение.

Покажем, что каждый корень уравнения является корнем уравнения, полученного из исходного путем возведения его обеих частей в нечетную степень, и обратно, что каждый корень уравнения, полученного из исходного путем возведения его обеих частей в нечетную степень, является корнем исходного уравнения.

Пусть перед нами уравнение A(x)=B(x) . Пусть x0 – его корень. Тогда является верным числовое равенство A(x0)=B(x0) . Изучая свойства верных числовых равенств, мы узнали, что верные числовые равенства можно почленно умножать. Почленно умножив 2·k+1 , где k – натуральное число, верных числовых равенств A(x0)=B(x0) получим верное числовое равенство A 2·k+1 (x0)=B 2·k+1 (x0) , которое означает, что x0 является корнем уравнения A 2·k+1 (x)=B 2·k+1 (x) . Теперь обратно. Пусть x0 – корень уравнения A 2·k+1 (x)=B 2·k+1 (x) . Значит числовое равенство A 2·k+1 (x0)=B 2·k+1 (x0) — верное. В силу существования корня нечетной степени из любого действительного числа и его единственности будет верным и равенство Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат. Оно в свою очередь в силу тождества Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат, где a – любое действительное число, которое следует из свойств корней и степеней, может быть переписано как A(x0)=B(x0) . А это означает, что x0 является корнем уравнения A(x)=B(x) .

Так доказано, что возведение обеих частей иррационального уравнения в нечетную степень дает равносильное уравнение.

Доказанное утверждение пополняет известный нам арсенал, использующийся для решения уравнений, еще одним преобразованием уравнений – возведением обеих частей уравнения в одну и ту же натуральную степень. Возведение в одну и ту же четную степень обеих частей уравнения является преобразованием, приводящим к уравнению-следствию, а возведение в нечетную степень – равносильным преобразованием. На этом преобразовании базируется метод возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень.

Утверждение, касающееся возведения обеих частей уравнения в одну и ту же положительную действительную степень, доказывается аналогично с опорой на единственность степени положительного числа с действительным показателем.

Видео:Решение иррациональных уравнений методом возведения обеих частей в степень. ГВЭ11 + ЕГЭ 2021 #56Скачать

Решение иррациональных уравнений методом возведения обеих частей в степень. ГВЭ11 + ЕГЭ 2021 #56

Алгоритмы решения уравнений методом возведения частей в одну и ту же степень

Есть смысл записать три алгоритма решения уравнений методом возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень: первый – для возведения в нечетную степень, второй – для возведения в четную степень, третий – для возведения в ненатуральную положительную степень.

Алгоритм решения уравнений методом возведения обеих частей в одну и ту же нечетную степень:

  1. Обе части уравнения возводятся в одну и ту же нечетную степень 2·k+1 .
  2. Решается полученное уравнение. Его решение есть решение исходного уравнения.

Алгоритм решения уравнений методом возведения обеих частей в одну и ту же четную степень:

  1. Обе части уравнения возводятся в одну и ту же четную степень 2·k .
  2. Решается полученное уравнение.
    • Если полученное уравнение не имеет корней, то делается вывод об отсутствии корней у исходного уравнения.
    • Если полученное уравнение имеет корни, то проводится отсеивание посторонних корней любым методом, не завязанным на области допустимых значений, например, через проверку подстановкой.

Обратите внимание: этот алгоритм, в отличие от предыдущего, содержит пункт, касающийся отсеивания посторонних корней. Это связано с тем, что возведение обеих частей уравнения в одну и ту же нечетную степень приводит к равносильному уравнению, а возведение обеих частей уравнения в четную степень в общем случае приводит к уравнению-следствию. Поэтому, в результате возведения в нечетную степень посторонние корни не возникают, а при возведении в четную степень посторонние корни могут появиться. Таким образом, при возведении частей уравнения в четную степень возникает необходимость в отсеивании посторонних корней. Почему отсеивание посторонних корней в этом случае нужно проводить методом, не использующим ОДЗ? Потому что возведение обеих частей уравнения в четную степень может приводить к появлению посторонних корней в пределах ОДЗ, и отсеять их по ОДЗ или по условиям ОДЗ невозможно.

Наконец, запишем алгоритм решения уравнений методом возведения обеих частей в одну и ту же положительную дробную рациональную или иррациональную степень:

  1. Убеждаемся, что выражения в левой и правой части уравнения не принимают отрицательных значений на ОДЗ для решаемого уравнения.
  2. Возводим обе части уравнения в одну и ту же положительную степень.
  3. Решаем полученное уравнение. Его решение дает искомое решение исходного уравнения.

Видео:СУПЕР ЛАЙФХАК — Как решать Иррациональные УравненияСкачать

СУПЕР ЛАЙФХАК — Как решать Иррациональные Уравнения

Примеры решения уравнений методом возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень

Большое количество попадающих под разбираемую тему примеров с подробными решениями приведено в статье решение иррациональных уравнений методом возведения обеих частей в одну и ту же степень. В добавление к этим примерам стоит разобрать решение уравнения через возведение обеих частей уравнения в одну и ту же степень, не являющуюся натуральным числом.

Решите уравнение Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат

Решать заданное уравнение можно несколькими разными методами. Например, можно провести решение методом логарифмирования. Также можно преобразовать уравнение к виду Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрати перейти к уравнению Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадратна основании метода освобождения от внешней функции, или, сославшись на единственность степени с данным основанием и данным показателем. Но в рамках текущей статьи нас интересует решение уравнения методом возведения его обеих частей в одну и ту же степень, поэтому, проведем решение именно этим методом.

Учитывая свойство степени в степени (см. свойства степеней), несложно догадаться, что избавиться от иррациональных показателей позволяет возведение обеих частей уравнения в степень Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат. Здесь мимоходом заметим, что Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат— положительное число (при необходимости смотрите сравнение чисел), и при этом не натуральное. Мы вправе осуществить задуманное возведение частей уравнения в положительную ненатуральную степень, так как степени, находящиеся в левой и правой части исходного уравнения, на ОДЗ для исходного уравнения не принимают отрицательных значений. При этом мы получим равносильное уравнение, что было обосновано в одном из предыдущих пунктов текущей статьи.

Итак, проводим возведение обеих частей уравнения Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадратв одну и ту же степень Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат. Имеем Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат. Это уравнение равносильно исходному, значит, решив его, мы будем иметь интересующее нас решение.

Решаем полученное уравнение:
Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат

Так мы пришли к кубическому уравнению x 3 −x 2 +2=0 . Один его корень x=−1 легко подбирается. Разделив многочлен x 3 −x 2 +2 на двучлен x+1 , получаем возможность представить кубическое уравнение в виде (x+1)·(x 2 −2·x+2)=0 . Квадратное уравнение x 2 −2·x+2=0 не имеет решений, так как его дискриминант отрицательный. Из этого заключаем, что уравнение x 3 −x 2 +2=0 имеет единственный корень x=−1 .

В процессе решения мы дважды отмечали, что нам будет необходимо сделать проверку найденных корней. Сейчас пришло это время. Проверку выполним через подстановку найденного корня x=−1 в исходное уравнение Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат, имеем
Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат

Видео:Уравнения с корнем. Иррациональные уравнения #shortsСкачать

Уравнения с корнем. Иррациональные уравнения #shorts

Возведение обеих частей уравнения в квадрат

2. Возведение обеих частей уравнения в квадрат.

Пусть даны два уравнения Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат(1) и Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат. Если Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат— корень первого уравнения, то верно равенство Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат. Из равенства двух чисел вытекает равенство их квадратов, т.е. Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат, а это означает, что Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат— корень уравнения (2). Значит из уравнения (1) следует уравнение (2).

В то же время из равенства квадратов чисел не следует равенство этих чисел (числа могут быть противоположенными). Поэтому из уравнения (2) не следует уравнение (1). Отсюда вытекает, что если при решении уравнения использовалось возведение обеих частей уравнения в квадрат, то нужно повести дополнительное исследование, позволяющее исключить «посторонние» корни, если они появились.

Пример 1. Решить уравнение Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат.

Решение. Возведем обе части этого уравнения в квадрат.

Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат; Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат.Тогда Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат, Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат.

Если Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат, то Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат, равенство не верно, следовательно, -1- не является корнем исходного уравнения.

Если Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат, то 4=4, равенство верно.

Следовательно, уравнение имеет единственный корень: 4.

3. Выполнение в одной части (или в обеих частях) уравнения тождественных преобразований, приводящих к расширению области определения равнения.

Если некоторое тождественное преобразование привело к расширению области определения уравнения, то получаем уравнения — следствие. При этом могут существовать такие значения переменной, которые являются корнями исходного уравнения.

Пример 1. Решить уравнение Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат.

Решение. Выполнив приведение подобных слагаемых, получим: Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат. Тогда Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат, Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат.

Если Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат, то выражение Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадратне имеет смысла.

Если Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат, то Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат, равенство верно.

Следовательно, уравнение имеет единственный корень:5.

Пример 2. Решить уравнение Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат.

Решение. Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадратили Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат. Тогда Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат, Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат.

Если Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат, то выражение Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадратне имеет смысла.

Если Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат, то Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат, равенство верно.

Следовательно, уравнение имеет единственный корень:-2.

Если при решении уравнения мы заменили его уравнением — следствием, то указанная выше проверка является неотъемлемой частью решения уравнения. Поэтому важно знать, при каких преобразованиях данное уравнение переходит в следствие.

Рассмотрим уравнение Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат(3) и умножим обе части его на одно и тоже выражение Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат, имеющее смысл при всех значениях Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат. Получим уравнение: Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат(4), корнями которого служат как корни уравнения (3), так и корни уравнения Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат.

Значит, уравнение (4) есть следствие уравнения (3). Ясно, что уравнения (3) и (4) равносильны, если «постороннее» уравнение Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадратне имеет корней. Таким образом, справедлива следующая теорема.

Теорема 1. Если обе части уравнения умножить на Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат, то получится уравнение, являющееся следствием исходного. Если уравнение Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадратне имеет корней, то полученное уравнение равносильно исходному (если область допустимых значений Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадратне уже области допустимых значений переменной данного уравнения).

Пример 1. Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат.

Заметим, что подобное преобразование, т.е. переход от уравнения (4) к уравнению (3) делением обеих частей уравнения (4) на выражение Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат, как правило, недопустимо, поскольку можно привести к потери корней, в этом случае могут «потеряться» корни уравнения Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат.

Пример 2. Уравнение Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадратимеет два корня: 3 и 4.

Деление обеих частей уравнения на Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадратприводит к уравнению Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат, имеющий только один корень 4, т.е. произошла потеря корня.

Снова возьмем уравнение (3) и возведем обе его части в квадрат. Получим уравнение: Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат(5), корнями которого служат как корни уравнения (3), так и корни «постороннего» уравнения Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат. Ясно, что уравнения (3) и (5) равносильны, если у «постороннего» уравнения нет корней.

Пример 3. Уравнение Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадратимеет корень 4. Если обе части этого уравнения возвести в квадрат, то получится уравнение Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат, имеющие два корня: -2 и 4. Значит, уравнение Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат— следствие уравнения Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат. При переходе от уравнения Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадратк уравнению Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадратпоявился «посторонний» корень: -2.

Теорема 2. При возведении обеих частей уравнения в квадрат (и вообще в любую четную степень) получается уравнение, являющееся следствием исходного.

Пример 1. Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат.

При решении иррационального уравнения чаще всего стараются заменить его более простым, но равносильным исходному. Поэтому важно знать равносильные преобразования.

Определение 10. Уравнение, имеющее одни и те же корни, называют равносильными уравнениями. Уравнения, не имеющие корней, также считают равносильными. Другими словами два уравнения называют равносильными, если множества их решений совпадают. Равносильность обозначается следующим образом: Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат.

Пример 1. Уравнения Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрати Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадратравносильны, т.к. каждое из них имеет единственный корень – число 3. Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадратМожно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадратМожно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат.

Пример 2. Уравнения Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрати Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадратне равносильны, т.к. первое имеет только один корень: 6, а второе имеет два корня: 6 и -6.

Пример 3. Уравнения Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрати Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадратравносильны, т.к. множества их решений пусты. Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадратМожно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадратМожно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат.

Определение 11. Пусть даны уравнения Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрати Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрати некоторое множество М. Если любой корень первого уравнения, принадлежащий множеству М, удовлетворяют второму уравнению, а любой корень второго уравнения, принадлежащий множеству М, удовлетворяет первому уравнению, то эти уравнения называются равносильными на множестве М.

Пример 1. Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрати Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадратне являются равносильными на множестве всех действительных чисел, т.к. первое уравнение имеет единственный корень 1, а второе имеет два корня: -1 и 1. Но эти уравнения равносильны на множестве всех неотрицательных чисел, т.к. каждое из них имеет на этом множестве единственный корень: 1.

Отметим, что часто множество М совпадает либо с ОДЗ уравнения Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат, либо множеством всех действительных чисел.

Имеется ряд теорем о равносильности уравнений.

Теорема 3. При возведении обеих частей уравнения в одну и ту же нечетную степень получается уравнение, равносильное исходному.

Пример 1. Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат.

Теорема 4. Если в уравнении какое-нибудь слагаемое перенести из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение, равносильное исходному.

Пример 1. Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадратМожно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат.

Теорема 5. Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и тоже отличное от ноля число, то получится уравнение, равносильное исходному.

Пример 1. Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат(обе части первого уравнения разделили на 2).

Теорема 6. Если в какой либо части уравнения выполнить тождественные преобразования, не меняющие области определения уравнения, то получится уравнение, равносильное исходному.

В школьной практике при решении иррациональных уравнений чаще всего используются два основных метода:

1) обеих частей уравнения в одну и ту же степень;

2) введение новых (вспомогательных) переменных.

Эти методы будем считать стандартными. В обязательном школьном курсе обычно этими методами и ограничиваются. Однако иногда приходится применять нестандартные методы и искусственные приемы решения иррациональных уравнений.

Типичная ошибка при решении иррациональных уравнений состоит в том, что школьники без дополнительных пояснений используют преобразования, нарушающие равносильность, что приводит к потере корней и появлению «посторонних» корней.

При возведении обеих частей иррационального уравнения в одну и ту же степень надо иметь в виду, что если степень — не четное число, то получим равносильное уравнение, если же степень — четное число, то получим уравнение — следствие. Поэтому при решении иррациональных уравнений в большинстве случаев необходима проверка найденных решений.

Проверки можно избежать, если решать иррациональные уравнения с помощью равносильных замен. Для этого полезно знать следующие теоремы.

Теорема 7. Уравнение вида Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадратравносильно смешанной системе Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат

Уравнение вида Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат

Теорема 8. Уравнение вида Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадратили Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат.

Уравнение вида Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат.

Далее рассмотрим более подробно типы иррациональных уравнений и методы их решения.

Видео:При возведении в квадрат важно смотреть, чем являются левая и правая части #математика #егэ #огэСкачать

При возведении в квадрат важно смотреть, чем являются левая и правая части #математика #егэ #огэ

Решение неравенств: основные ошибки и полезные лайфхаки

Вы умеете решать неравенства? Уверены?

Вспомним для начала, что вообще можно делать с неравенствами и чего с ними делать нельзя.

При решении неравенств мы можем:

1. Умножать обе части неравенства на число или выражение, не равное нулю.
При умножении обеих частей неравенства на положительное число знак неравенства сохраняется.

При умножении обеих частей неравенства на отрицательное число знак неравенства меняется на противоположный.

2. Можем возводить обе части неравенства в квадрат при условии, что они неотрицательны

3. Имея дело с показательным или логарифмическим неравенством, мы можем «отбрасывать» основания или логарифмы. Если основание степени или логарифма больше единицы – знак неравенства будет тот же. Если основание степени или логарифма положительно и меньше единицы – знак неравенства меняется на противоположный.

Конечно, мы не просто «отбрасываем» основания степеней или логарифмы. Мы пользуемся свойствами монотонности соответствующих функций. Если основание степени больше единицы, показательная функция монотонно возрастает. Если основание положительно и меньше единицы – показательная функция монотонно убывает. Аналогично ведет себя и логарифмическая функция.

Можно ли левую и правую часть уравнения возводить в квадрат

4. При решении показательных или логарифмических неравенств применяется метод рационализации (замены множителя).

5. Общее правило. Если неравенство можно хоть как-то упростить – это необходимо сделать! Иначе его решение может занять восемь страниц и два часа времени.

Чего нельзя делать при решении неравенств? Вот 7 ловушек, в которые часто попадают абитуриенты.

1. Нельзя умножать (или делить) неравенство на выражение, знака которого мы не знаем.

Например, в неравенстве > нельзя поделить левую и правую часть на . Правильный способ: перенести всё в левую часть неравенства, разложить на множители и решить неравенство методом интервалов.

Получаем, что . «Сократив» на , который может быть отрицательным, мы не получили бы правильного ответа.

2. Извлекать из неравенства корень тоже нельзя. Такого действия просто нет.

Как, например, решить неравенство

Перенесем все в левую часть неравенства, чтобы в правой остался ноль.

Разложим левую часть на множители.

Решим неравенство, пользуясь свойствами квадратичной функции , и запишем ответ: .

Запомним: ответы типа « > » абсурдны.

Как решать неравенство > 0? Это типичная «ловушка для абитуриентов». Так и хочется сказать, что > 0 (то есть извлечь корень из неравенства). Но этого делать нельзя. Выражение положительно при всех , кроме нуля. Правильное решение неравенства: .

4. Возводить обе части неравенства в квадрат можно только если они неотрицательны.

5. Помним о том, в каких случаях знак показательного или логарифмического неравенства меняется, а в каких – остается тем же. «Отбрасывая» логарифмы, делаем это грамотно.

6. Если в неравенстве есть дроби, корни четной степени или логарифмы – там обязательно будет область допустимых значений.

7. Сложная тем для старшеклассников – задачи с модулем. Проверьте, умеете ли вы их решать.

При решении неравенств большое значение имеет правильное оформление. Рекомендуется оформлять решение как цепочку равносильных переходов: от исходного неравенства к равносильному ему неравенству или системе.

Обратите внимание на приемы, позволяющие решать неравенства легко, быстро и без лишних вычислений.

А теперь – полезный лайфхак для решения дробно-рациональных неравенств.

Что будет, если действовать «по шаблону» — то есть собрать всё в левой части неравенства и привести к одному знаменателю? — Будет много вычислений и выражение четвертой степени.

Может быть, сделаем проще? Представим дробь в виде суммы дробей и .

Продолжаем упрощать левую часть:

Теперь можно и привести дроби к одному знаменателю.

Все, больше ничего не пишем. Решаем неравенство методом интервалов.

💥 Видео

5 способов решения квадратного уравнения ➜ Как решать квадратные уравнения?Скачать

5 способов решения квадратного уравнения ➜ Как решать квадратные уравнения?

9 класс. Алгебра. Решение уравнений четвертой степени.Скачать

9 класс. Алгебра. Решение уравнений четвертой степени.

Как разобраться в корнях ? Квадратный корень 8 класс | Математика TutorOnlineСкачать

Как разобраться в корнях ? Квадратный корень 8 класс | Математика TutorOnline

Как решать уравнение с корнями Иррациональное уравнение Как решать уравнение с корнем х под корнемСкачать

Как решать уравнение с корнями Иррациональное уравнение Как решать уравнение с корнем х под корнем

Как решать уравнения с модулем или Математический торт с кремом (часть 1) | МатематикаСкачать

Как решать уравнения с модулем или Математический торт с кремом (часть 1) | Математика

Как решают уравнения в России и СШАСкачать

Как решают уравнения в России и США

Система иррациональных уравнений #2Скачать

Система иррациональных уравнений #2

Решите уравнение: √(-x)=x+6 ★ Как оформлять решение?Скачать

Решите уравнение: √(-x)=x+6 ★ Как оформлять решение?

Как решать уравнения всех видов Решите уравнение Виды уравнений Линейное квадратное кубическое 4 стеСкачать

Как решать уравнения всех видов Решите уравнение Виды уравнений Линейное квадратное кубическое 4 сте

РЕШЕНИЕ ДЛЯ ПОДПИСЧИКА 😉 #егэ #математика #профильныйегэ #shorts #огэСкачать

РЕШЕНИЕ ДЛЯ ПОДПИСЧИКА 😉 #егэ #математика #профильныйегэ #shorts #огэ

Подготовка к ЕГЭ #56. Решение иррациональных уравнений методом возведения обеих частей в степеньСкачать

Подготовка к ЕГЭ #56. Решение иррациональных уравнений методом возведения обеих частей в степень

Иррациональные уравненияСкачать

Иррациональные уравнения

Иррациональные уравнения и неравенстваСкачать

Иррациональные уравнения и неравенства
Поделиться или сохранить к себе: