- Методы решения тригонометрических уравнений.
- 1. Алгебраический метод.
- 2. Разложение на множители.
- 3. Приведение к однородному уравнению.
- 4. Переход к половинному углу.
- 5. Введение вспомогательного угла.
- 6. Преобразование произведения в сумму.
- Учебное занятие «Однородные уравнения и уравнения, сводимые к однородным»
- Конспект занятия
- Уравнение. Однородные тригонометрические уравнения относительно sin и cos.
- x = arctg 2 + nπ х = arctg 3 + kπ .
- 📽️ Видео
Видео:10 класс. Решение уравнений sin x = aСкачать
Методы решения тригонометрических уравнений.
Видео:Однородные уравнения. Можно ли делить на косинус?Скачать
1. Алгебраический метод.
( метод замены переменной и подстановки ).
Видео:Уравнение sinx=aСкачать
2. Разложение на множители.
П р и м е р 1. Решить уравнение: sin x + cos x = 1 .
Р е ш е н и е . Перенесём все члены уравнения влево:
sin x + cos x – 1 = 0 ,
преобразуем и разложим на множители выражение в
левой части уравнения:
П р и м е р 2. Решить уравнение: cos 2 x + sin x · cos x = 1.
Р е ш е н и е . cos 2 x + sin x · cos x – sin 2 x – cos 2 x = 0 ,
sin x · cos x – sin 2 x = 0 ,
sin x · ( cos x – sin x ) = 0 ,
П р и м е р 3. Решить уравнение: cos 2 x – cos 8 x + cos 6 x = 1.
Р е ш е н и е . cos 2 x + cos 6 x = 1 + cos 8 x ,
2 cos 4x cos 2x = 2 cos ² 4x ,
cos 4x · ( cos 2x – cos 4x ) = 0 ,
cos 4x · 2 sin 3x · sin x = 0 ,
1). cos 4x = 0 , 2). sin 3x = 0 , 3). sin x = 0 ,
Видео:Алгебра 10 класс (Урок№42 - Уравнение sin x = a.)Скачать
3. Приведение к однородному уравнению.
а) перенести все его члены в левую часть;
б) вынести все общие множители за скобки;
в) приравнять все множители и скобки нулю;
г ) скобки, приравненные нулю, дают однородное уравнение меньшей степени, которое следует разделить на
cos ( или sin ) в старшей степени;
д) решить полученное алгебраическое уравнение относительно tan .
П р и м е р . Решить уравнение: 3 sin 2 x + 4 sin x · cos x + 5 cos 2 x = 2.
Р е ш е н и е . 3sin 2 x + 4 sin x · cos x + 5 cos 2 x = 2sin 2 x + 2cos 2 x ,
sin 2 x + 4 sin x · cos x + 3 cos 2 x = 0 ,
tan 2 x + 4 tan x + 3 = 0 , отсюда y 2 + 4y +3 = 0 ,
корни этого уравнения: y 1 = — 1, y 2 = — 3, отсюда
1) tan x = –1, 2) tan x = –3,
Видео:простейшие уравнения с sinx: 1)sinx=√2/2; 2)sinx=-√3/2Скачать
4. Переход к половинному углу.
П р и м е р . Решить уравнение: 3 sin x – 5 cos x = 7.
Р е ш е н и е . 6 sin ( x / 2 ) · cos ( x / 2 ) – 5 cos ² ( x / 2 ) + 5 sin ² ( x / 2 ) =
= 7 sin ² ( x / 2 ) + 7 cos ² ( x / 2 ) ,
2 sin ² ( x / 2 ) – 6 sin ( x / 2 ) · cos ( x / 2 ) + 12 cos ² ( x / 2 ) = 0 ,
tan ² ( x / 2 ) – 3 tan ( x / 2 ) + 6 = 0 ,
Видео:10 класс, 23 урок, Методы решения тригонометрических уравненийСкачать
5. Введение вспомогательного угла.
где a , b , c – коэффициенты; x – неизвестное.
Теперь коэффициенты уравнения обладают свойствами синуса и косинуса , а именно : модуль ( абсолютное значение ) каждого из них не больше 1, а сумма их квадратов равна 1 . Тогда можно обозначить их соответственно как cos и sin ( здесь — так называемый вспомогательный угол ), и наше уравнение прини мает вид:
Видео:4 способа решить уравнение sinx = cosxСкачать
6. Преобразование произведения в сумму.
П р и м е р . Решить уравнение: 2 sin x · sin 3 x = cos 4 x .
Р е ш е н и е . Преобразуем левую часть в сумму:
Видео:Простейшие тригонометрические уравнения. y=sinx. 1 часть. 10 класс.Скачать
Учебное занятие «Однородные уравнения и уравнения, сводимые к однородным»
Разделы: Математика
Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления новой информации и успешного применения ранее полученных знаний.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Триединая дидактическая цель:
Образовательная:
- продолжить формирование знаний по решению тригонометрических уравнений и умения применять эти знания в стандартной ситуации;
- создавать условия для выработки умений применять известные алгоритмы в стандартной ситуации.
Развивающая:
- создавать условия для развития аналитических навыков при решении однородных тригонометрических уравнений.
Воспитательная:
- создание условий для качественного выполнения работы;
- воспитание воли и упорства в достижении поставленной цели.
Технология проблемного обучения
Форма организации учебной деятельности — индивидуальная, фронтальная.
Конспект занятия
I. Математический диктант с самопроверкой (актуализация знаний)
Карточки с уравнениями на магнитах крепятся к доске. Ответы ученики пишут в тетрадях.
Уравнение
Ответ
Уравнение
Ответ
cos x = 0
x = + n, nZ
sin x = 0
x = n, nZ
tg x = —
x = — + n
tg x = — 1
x = — + n
sin x = — 1
x = — + 2n
ctg x = —
x = + n
tg x = 1
x = + n
cos x = 1
x = 2n
ctg x = —
x = + n
tg x =
x = +n
II. Изучение нового материала
A. sin x — cos x = 0 — однородное уравнение первой степени.
Заканчивая предыдущий урок, я сказала, что пока мы не умеем решать такое уравнение, но некоторые сомневались и предлагали разделить обе части уравнения на cos x. Сохранится ли равносильность? Может быть, решения уравнения cos x = 0 являются решениями данного уравнения? Нет! Почему? Как это доказать?
Если cos x = 0 , то sin x — 0 = 0 sin x = 0, что невозможно, т.к. теряет смысл тождество sin 2 x + cos 2 x = 1. Синус и косинус одного и того же аргумента не могут быть равны 0 одновременно. Следовательно, при делении на cos x получаем уравнение, равносильное данному.
sin x — cos x = 0 | : cos x
tg x — = 0; tg x = ; x = + n, n Z
(Ответ: x = + n, nZ)
Если это неубедительно, то обратимся к квадратному уравнению у 2 — у = 0; если разделим его на у, то потеряем корень 0.
Можно ли делить на sin x? Если делить на sin x, то выдвигать условие sin x 0. Будут ли значения x, при которых sin x = 0, корнями данного уравнения? Нет! Если sin x = 0, то cos x = 0 , что невозможно, т.к. теряет смысл основное тригонометрическое тождество sin 2 x + cos 2 x = 1.
Учащиеся изучают “Материалы к уроку”.
Материалы к уроку (раздаются каждому ученику)
Тема урока: “Однородные уравнения и уравнения, сводимые к однородным”
a·sin 2 x + b·sin x·cos x + c·cos 2 x = 0,
a·sin 3 x + b·sin 2 x·cos x + c·sin x·cos 2 x + d·cos 3 x = 0 и т.д.,
где a, b, с, d — действительные числа, называют однородными относительно sin x и cos x.
2. Сумма показателей степеней при sin x и cos x у всех членов такого уравнения одинакова. Эта сумма называется степенью однородного уравнения. Рассмотренные уравнения имеют соответственно первую, вторую и третью степень.
3. Делением на cos k x, где k — степень однородного уравнения, уравнение приводится к алгебраическому относительно функции tg x.
4. Разделим обе части уравнения на cos x. Значения x, при которых cos x = 0, не являются решениями данного уравнения, т.к. если cos х = 0, то и sin x должен обращаться в 0, а косинус и синус одного аргумента не могут быть равны нулю одновременно. Следовательно, при делении на cos x получаем уравнение, равносильное данному.
5. Например, sin x — cos x = 0. Если cos x = 0, то sin x — ·0 = 0 sin x = 0, что невозможно, т.к. теряет смысл основное тригонометрическое тождество sin 2 x + cos 2 x = l.
B. sin 2 x + sin x cos x — 2cos 2 x = 0 — однородное II степени.
sin 2 x + sin x cos x — 2cos 2 x = 0 | : cos 2 x
cos 2 x 0, т.к. если cos x = 0, то sin 2 x + sin x ·0 — 2 ·0 = 0 sin x = 0, что невозможно (противоречит основному тригонометрическому тождеству).
tg 2 x + tg x — 2 = 0
Пусть tg x = t, тогда t 2 + t — 2 = 0.
В полученном квадратном уравнении a + b + c = 0, значит, t1 = 1, t2 = — 2.
tg x = 1 или tg x = — 2
x = + n, nZ; x = — arctg 2 + k, kZ
Ответ: x = + n, nZ; x = — arctg 2 + k, kZ
C. sin x cos x — 3cos 2 x + 1 = 0. Является ли уравнение однородным?
Нет, т.к. слагаемое 1 — нулевой степени. Следовательно, чтобы привести это уравнение к однородному необходимо заменить 1 на sin 2 x + cos 2 x.
sin x cos x — 3cos 2 x + sin 2 x + cos 2 x = 0
sin 2 x + sin x cos x — 2 cos 2 x = 0 | : cos 2 x
tg 2 x + tg x — 2 = 0 и т.д. (см. пример B).
D. 4 sin 2 x + sin x cos x + cos 2 x = 3 — уравнение не является однородным.
4 sin 2 x + sin x cos x + cos 2 x = 3(sin 2 x + cos 2 x)
4 sin 2 x + sin x cos x + cos 2 x — 3 sin 2 x — 3 cos 2 x = 0
sin 2 x + sin x cos x — 2 cos 2 x = 0 | : cos 2 x однородное II степени
tg 2 x + tg x — 2 = 0 и т.д. (см. пример B).
E. sin 2 x + 3sin x cos x — 8cos 2 x = — 2 — уравнение не является однородным.
sin 2 x + 3sin x cos x — 8cos 2 x + 2(sin 2 x + cos 2 x) = 0
3sin 2 x + 3sin x cos x — 6cos 2 x = 0 | : 3
sin 2 x + sin x cos x — 2 cos 2 x = 0 | : cos 2 x однородное II степени
tg 2 x + tg x — 2 = 0 и т.д. (см. пример B)
III. Устная работа
Указать прием решения уравнения:
2) 3sin 2 x — 4sin x cos x + cos 2 x = 0
3) sin 3 x cos x — 2sin 2 x cos 2 x = 3sin x cos 3 x — 6cos 4 x
4) sin 2 x + sin 2x = 0 (sin 2 x + 2sin x cos x = 0)
5) cos 2 x + sin 2x = 0 (cos 2 x + 2sin x cos x = 0)
IV. Неполные однородные уравнения
Уравнения 4) и 5) из устной работы два ученика решают одновременно на доске.
Традиционная ошибка школьников при решении неполных однородных уравнений II степени делением на одну из функций — потеря корней. Решая уравнения разложением на множители оба ученика получают две серии корней. А при решении новым способом (деление на функцию) у одного получаются две серии корней, а у другого — одна. В чём ошибка?
После обсуждения проблемы сформулировали вывод: “дели на то, чего мало”.
sin 2 x + 2sin x cos x = 0.
разложим левую часть уравнения на множители
sin x = 0 или sin x + 2cos x = 0 | : cos x (получили однородное уравнение I степени)
x = n, nZ; tg x = — 2; x = — arctg 2 + k, kZ
Ответ: x = n, nZ; x = — arctg 2 + k, kZ
Решаем данное уравнение как однородное II степени
sin 2 x + 2sin x cos x = 0 | : cos 2 x
tg 2 x + 2tg x = 0
tg x = 0 или tg x + 2 = 0
x = n, nZ; tg x = — 2; x = — arctg2 + k, kZ
cos 2 x + 2sin x cos x = 0.
I способ (решаем как однородное уравнение II степени):
cos 2 x + 2sin x cos x = 0 | : sin 2 x (“дели на то, чего мало”)
если sin x = 0, то cos 2 x + 2·0·cos x = 0 U сos x = 0,что невозможно
сtg 2 x + 2сtg x = 0
сtg x = 0 или сtg x + 2 = 0
х = + n, nZ; x = — arcctg 2 + k, kZ.
Ответ: х = + n, nZ; x = — arcctg 2 + k, kZ
II способ для проверки (решаем разложением на множители):
cos x (cos x + 2sin x ) = 0
cos x = 0 или cos x + 2sin x = 0 | : cos x
х = + n, nZ; 1 + 2tg x = 0 ; tg x = — ;
x = — arctg + k, kZ
V. Самостоятельная работа
1)
1)
2)
2)
3)
3)
4)
4)
5)
5)
Ответы: во всех случаях полагается n, kI Z
1)
1)
2)
2)
3)
3)
4)
4)
5)
5)
VI. Домашнее задание (Колмогоров А.Н. и др., “Алгебра и начала анализа”)
VII. Рефлексия (ответы на вопросы ученики пишут на листочках и сдают их учителю)
Видео:ШОК! sin(x) = 2 - решение есть!Скачать
Уравнение. Однородные тригонометрические уравнения относительно sin и cos.
Уравнение считаются однородным относительно sin и cos, когда все его члены одинаковой степени относительно sin и cos и одинакового угла.
Рассмотрим несколько примеров однородных тригонометрических уравнений:
sin 2 х — 5 sin х cos х + 6 cos 2 х = 0,
cos 2 х — sin х cos х = 0.
К примеру, у членов первого уравнения общая степень 1, а у членов других двух уравнений — общая степень 2
Для решения подобных уравнений требуется:
— переместить все его компоненты в левую часть;
— переместить общие множители за скобки;
— приравнять все множители и скобки к нулю;
— скобки, равные нулю, дают однородное уравнение меньшей степени, которое необходимо поделить на cos ( или sin ) в большей степени;
— найти корни образовавшегося уравнения относительно tg ( или ctg)..
Найдем корни уравнения sin х — cos х = 0.
В рассматриваемом варианте cos x не допустимо приравнять к нулю. Если допустить что cos х = 0, то тогда и sin х = 0. И в таком случаем не осуществилось бы соотношение sin 2 х +cos 2 х = 1. Значит, в этом выражении cos х ≠ 0.
Следовательно, обе части указанного выражения можем поделить на cos 2 х. Тогда получим tg x — 1 = 0, далее:
Сходным образом решаем и уравнение sin 2 х — 5 sin х cos х + 6 cos 2 х = 0.
Поделим обе части этого выражения на cos 2 х:
tg 2 х — 5 tg х + 6 = 0;
Видео:Как умножать или делить обе части уравнения на одно и тоже число.Скачать
x = arctg 2 + nπ х = arctg 3 + kπ .
Вычислим корни уравнения cos 2 х — sin х cos х = 0.
В этом случае тождество cos х = 0 допустимо, и следовательно, поделить обе части выражения на cos 2 х невозможно. Однако, возможно, что sin х ≠ 0. В противоположном случае из выражения получалось бы, что cosх = 0. Но тогда не осуществилось бы равенство sin 2 х +cos 2 х = 1. Итак, sin х ≠ 0. Значит обе части данного выражения возможно поделить на sin 2 х.
После проведения преобразований имеем:
Согласно этому формируются две группы корней:
Некоторые тригонометрические уравнения, не будучи однородными, просто преобразуются в однородные.
Так, когда в уравнении:
представим 0,5 как 0,5 (sin 2 х +cos 2 х), и получим однородное уравнение sin х cos x = 0,5 sin 2 х + 0,5 cos 2 х.
📽️ Видео
Решение тригонометрических уравнений. Подготовка к ЕГЭ | Математика TutorOnlineСкачать
Решите уравнение ★ cosx+sinx=1 ★ Как решать простые уравнения?Скачать
Как решать тригонометрическое уравнение 3cos^2x-sinx-1=0 Замена sinx=t Уравнение с косинусом и синусСкачать
Решите уравнение ➜ sinx+cosx=1 ➜ 2 способа решенияСкачать
Простейшие тригонометрические уравнения. y=sinx. 2 часть. 10 класс.Скачать
Решение тригонометрических уравнений. Однородные уравнения. 10 класс.Скачать
Решить тригонометрическое уравнение sin x+cos x=1. Как решить? Самый простой метод решенияСкачать
Уравнение sin x = a, формула, примеры решения.Скачать
Нестандартное уравнение 2cos(sinx)-ctg10tg20ctg50Скачать
Уравнение вида a sin x + b cos x =cСкачать