Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня

Ответы к тесту

Дата добавления: 2015-08-14 ; просмотров: 5103 ; Нарушение авторских прав

Задание №1Задание №2Задание №3
Вариант 1
Вариант 2

Дополнительные задачи

1. Найдите максимум функции: Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня2 балла

2. Найдите значения функции в точках максимума Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня2 балла

3. Найдите длину промежутка возрастания: у = — х (х-3) 2 3 балла

4. Найдите длину конечного промежутка возрастания: 3 балла

Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня

Приложение 4а

№ задания
Ответ-16

1. Может ли функция Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корнябыть монотонной, а при этом уравнение Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняиметь два корня?

2. Может ли функция принимать каждое свое значение ровно 2 раза?

3. Может ли функция иметь два максимума и ни одного минимума?

4. Может ли функция возрастать на всей числовой оси и удовлетворять неравенству Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня?

5. Может ли функция иметь максимум, но не иметь наибольшего значения?

6. Может ли значение в точке максимума быть меньше значения в точке минимума?

7. Может ли наибольшее значение функции быть меньше ее наименьшего значения?

8. Могут ли совпадать наибольшее и наименьшее значения функции?

9. Может ли функция принимать свое наибольшее значение в двух разных точках?

10. Может ли функция иметь два разных наибольших значения?

Цели урока: решение тестовых заданий базового уровня Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня, более сложного уровня Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня, наиболее сложного уровня Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняпо теме «Производная»

Ход урока:

Организационный момент.
Приветствие, сообщение темы и задач урока.

Организация решения тестовых заданий.
Учитель распределяет тестовые задания на четыре урока следующим образом:
Урок 93 Решение тестовых заданий базового уровня Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня.
Урок 94 Решение тестовых заданий базового уровня Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняи тестовых заданий более сложного уровня Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня.
Урок 95 Решение тестовых заданий более сложного уровня Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня.
Урок 96 Решение тестовых заданий наиболее сложного уровня Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня.

Учебно-тренировочные тестовые задания ЕГЭ

Тестовые задания базового уровня Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня.

А1. Производная элементарной функцииОтветы
А1.1 Вычислите Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня, если Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня. A) 1 B) Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняC) -1 D) — Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняE) 3А
А1.2 Найдите Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня, если Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняA) 2,5 B) -1 Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняC) -1 Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняD) Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняE) 1 Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняА
А1.3 Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня, Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня? A) Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняB) 2 C) 1 D) Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняE) 3Д
А1.4 Найдите производную функции y = sin Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняx + cos Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняx A) 2sin2x B) 0 C) 4sinx D) sin4x E) 1В
А1.5 Найти f’(a), если Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняи Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняA) -0,6 B) Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняC) 0,8 D) Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняE) 0,4А
А1.6 Найдите Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня, если Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняA) 7 B) -5 C) 2 + 4 Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняD) 2 Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня— 2 E) 5А
А1.7 Найдите производную функции: y = — Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняsin(7x — 5) A) — Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняcos(7x — 5) B) -7cos(7x – 5) C) cos(7x — 5) D) -cos(7x — 5) E) -7cos7xД
А1.8 y = 2 — cos2x. y ‘ = ? A) 2sin2x B) sin2x C) 4cos2x D) -sin2x E) -2sin2xА
А1.9 Найдите Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня, если Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняA) -2 B) Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняC) 4 D) — Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняE) -4Е
А1.10 Найдите Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня, если Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняA) Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняB) — Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняC) 4 D) 2 E) — Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняС
А2.Производная сложной функцииОтветы
А2.1 Найдите Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня, если Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняA) 1 B) Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняC) Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняD) Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняE) Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняА
А2.2 Найти Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня, если Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня. A) Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняB) 1 C) Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняD) Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняE) Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняВ
А2.3 Найдите Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня, если f(x) = sin Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня2x A) sin2x B) cos2x C) -sin2x D) -cos2x E) 2sin2xE
А2.4 Найдите Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня, если Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня(x)= Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняA) 0 B) 1 C) Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняD) Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняE) -1А
А2.5 Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняA) 3 Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняB) 1 Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняC) 2 D) 0 E) 2 Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняД
А2.6 Найдите производную функции: Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняв точке Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня. A) Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняB) Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняC) Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняD) — Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняE) Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняД
А2.7 Вычислите Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняесли Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняA) 5 B) 0 C) 2,5 D) — Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняE) Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняВ
А2.8 Найдите производную функции Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня. A) Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняB) Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняC) Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняD) Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняE) — Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняЕ
А2.9 Найдите Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня, если ?(x)=x·sin2x. A) 2 Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняB) 2 C) 2+2 Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняD) 2-2 Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняЕ) 4 Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняС
А2.10Найдите Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняA) 0,625 B) 0,5 C) 0,25 D) -0,5 E) 1А
А3. Критические точки, интервалы монотонности функцииОтветы
А3.1 Найдите все интервалы убывания функции: Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняA) (2; 3) B) (- Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня; 0] и [2; 3] C) (- Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня; 3) D) (- Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня; 0) и (3; Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня) E) (- Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня; 0) и (2; Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня)В
А3.2Найдите промежутки возрастания функции Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня. A) (- Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня; -1] и [3; Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня) B) [-1; 3] C) [-3; 1] D) [1; 3] E) (- Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня; -3] и [1; Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня)С
А3.3 Чему равна сумма всех целых значений аргумента функции f(x)= Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняx Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня— 4x Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня+ 3, при которых эта функция убывает? A) 9 B) 8 C) 10 D) 7 E) 11С
А3.4Найти длину отрезка, на котором функция f(x) = -2x Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня+ 15x Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня+ 12 возрастает. A) 5 B) 4 C) 6 D) 4,5 E) определить нельзяА
А3.5Найдите суммарную длину промежутков возрастания функции y = f(x), если ее производная равна Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня(x) = x(1 – x)(x Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня– 7x + 10) A) 1 B) 3 C) 4 D) 6 E) 8С
А3.6 Все значения аргумента функции f(x) = Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняx Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня+ 3x Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня, для которых эта функция убывает, отложены на оси ОХ. Какова длина получившегося отрезка? A) 4 B) 5 C) 6 D) 3 E) 7С
А3.7Найдите значение функции f(x) = x Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня+ 2,5x Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня— 2x в точке максимума. A) -8 B) 6 C) 10,5 D) -12 E) 14В
А3.8Найдите сумму значений функции f(x) = 0,6x Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня– 2x Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня– 1 в точках максимума и минимума. A) -3 B) -2 C) -1 D) 1 E) 2В
А3.9 Найдите разность между наименьшим и наибольшим значениями функции Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня, заданной на отрезке [-3; 3]. A) -0,2 B) 0,2 C) 0,4 D) -0,8 E) 0,8А
А3.10 Найдите сумму значений функции y = 3x Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня– 5x Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня– 3 в точках экстремума. A) -9 B) -6 C) -8 D) -4 E) -2В
А4. Наибольшее, наименьшее значение функцииОтветы
А4.1 Найти наибольшее значение функции f(x) = 3x Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня— 4x — 4 на отрезке [0; 3]. A) 10 B) 20 C) 11 D) 16 E) 18С
А4.2 Найдите наибольшее значение функции Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняна отрезке [-1; 3]. A) 6 Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняB) 6 Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняC) 6 D) 6,5 E) 6 Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняВ
А4.3 Чему равна разность между наибольшим и наименьшим значениями функции f(x) = x Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня+ 2x — 5 на отрезке [-1; 1] ? A) -6 B) 6 C) -5 D) 5 E) 4В
А4.4 Найдите наибольшее значение функции y = -2x Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня+ 5x – 3. A) Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняB) Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняC) 5 D) -3 E) Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняА
А4.5 Найдите наименьшее значение функции y = 2x Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня+ 3x Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня— 12x на отрезке [0; 2]. A) 0 B) -2 C) -5 D) -7 E) -8Д
А4.6 Найдите разность между наибольшим и наименьшим значениями функции y = x Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня— 3x Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня+ 1, заданной на отрезке [-1;4]. A) 20 B) 14 C) 15 D) 18 E) 16А
А4.7 Найдите наименьшее значение функции Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняна луче [-2,5; Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня). A) — Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняB) Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняC) Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняD) — Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняE) найти нельзяД
А4.8 Найдите наибольшее значение функции Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняна отрезке [0; 16]. A) 4 B) 8 C) -3 D) 5 E) 12А
А4.9 Найдите наибольшее и наименьшее значение функции ?(x)=x Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня(x-6) на отрезке [-1; 3] A) 2; -4 B) 0; -32 C) 6; -21 D) 0; -27 Е) 6; -20Д
А4.10 Найдите наименьшее значение функции y=3x Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня-12x-16 на отрезке [3; 8]. A) 18 B) -22 C) -25 D) -28 E) -30С
А5. Уравнение касательной функцииОтветы
А5.1 Угловой коэффициент касательной, проведенной к графику функции y = sin Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня, в точке (x Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня, y Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня) равен Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня. Найдите x Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня? y Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня. A) Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняB) Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняC) Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняD) — Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняE) Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняЕ
А5.2 Какая из прямых параллельна касательной к кривой y = 4 – x Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняв точке x Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня= 2? A) y = 4 – 4x B) y = 2x + 8 C) y = x + 8 D) y = 4x + 8 E) y = 8 – 4xА
А5.3 При каких значениях x касательная к графику функции y = 2x Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня+ 3x Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня— 6x параллельна прямой y = 6x + 1 ? A) -2 и 3 B) 1 и 3 C) -2 и 1 D) 2 и -1 E) -1 и 3С
А5.4В какой точке касательная, проведенная к графику функции y = x Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня— 2x + 1, параллельна прямой y = -4(x + 1)? A) (-1; Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня) B) (-1; 4) C) (1; Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня) D) (1; 4) E) (0; 4)В
А5.5 Через точку A(1; 4) проходят две касательные к графику функции Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня. Найдите сумму абсцисс точек касания. A) -1 B) 1 C) Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняD) Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняE) — Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняЕ
А5.6Угловой коэффициент касательной, проведенной к параболе y = x Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня– 2x в ее точке (x Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня; y Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня), равен 4. Напишите уравнение этой касательной. A) y = 4x — 4 B) y = 4x + 9 C) y = 4x + 4 D) y = 4x — 5 E) y = 4x — 9Е
А5.7 В какой точке графика функции Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корнякасательная к графику будет параллельна прямой, заданной уравнением y = -2x ? A) (-4; 0) B) (0; 4) C) (4; 0) D) (0; -4) E) (2; 4)С
А5.8Найдите угловой коэффициент касательной, проведенной к окружности (x + 3) Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня+ (y – 5) Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня= 45 в ее точке A(0; 11). A) — Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняB) -2 C) Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняD) 2 E) Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняА
А5.9В какой точке касательная, проведенная к графику функции y = x Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня+ 2x + 8, параллельна прямой y + 2x — 8 = 0? A) (-2; 8) B) (2; 8) C) (-2; -8) D) (2; -8) E) (0; 8)А
А5.10 Прямая y = -5x + 3 параллельна касательной к графику функции f(x) = x Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня— x. Найдите координаты точки касания. A) (-2; 6) B) (1; 0) C) (2; 4) D) (0; 0) E) (2; 2)А

Вариант I

1. Какое равенство не задает функцию?

а) y 2 = x 2 ; б) y = x 2 ; в) y = lg x; г) y = Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня.

2. На каком из рисунков изображено множество точек координатной плоскости, которое нельзя рассматривать как график функции?

Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняМожет ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня

Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняМожет ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня

1) Для каких функций f и g равенство f(g(x)) = x верно не на всей области определения функции f(g(x)) ?

а) f(x) = tg(x), g(x) = arctg x; б) f(x) = Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня, g(x) = x 3 ;

Видео:Монотонность функции - 2, параметр. ЕГЭ по математике, профиль, 18 задание.Скачать

Монотонность функции - 2, параметр. ЕГЭ по математике, профиль, 18 задание.

Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня

Если — монотонная функция, то уравнение f(x)=a имеет не более одного корня.

Решить уравнение Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня.

Решение. Левая часть данного уравнения – возрастающая функция (по свойству 1). Поэтому, согласно теореме, у него не более одного корня. При подстановке в уравнение x=7 получаем 3+2+1=6, это – верное равенство. Значит, x=7 — единственный корень.

Видео:Три уравнения на одну идею. Используем монотонность функций Алгебра 10-11Скачать

Три уравнения на одну идею.  Используем монотонность функций Алгебра 10-11

Теорема о корне при решении уравнений. Урок алгебры. 9-й класс

Разделы: Математика

Класс: 9

Цели урока:

  1. Использование особенностей монотонности функций для активизации творческого мышления учащихся.
  2. Формирование у школьников навыков применения теоремы о корне для решения уравнений.
  3. Умение обобщать, конкретизировать и анализировать изучаемый материал.
  4. Обучение учащихся нестандартным способам решения задач.
  5. Развитие логики и навыков самостоятельной работы.
  6. Воспитание ответственного отношения к учебному труду.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник “Алгебра 9” (автор: Мордкович А. Г.), задачник “Алгебра 9” (авторы: Мордкович А. Г., Тульчинская Е.Е. и др.), книга для преподавателей “Алгебра 9” (авторы: Афанасьева Т.Л., Тапилина Л.А.), карточки с памяткой для самостоятельной работы по данной теме, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Предложенный урок расширяет программу по теме “Функции”. Учащиеся уже знакомы с основными свойствами функций, владеют навыками грамотного чтения графиков и умеют применять алгоритм исследования функций. На уроке основной упор делается на использование свойств монотонности функций для решения уравнений. Рассматривается теорема о корне. В ходе урока каждый учащийся должен достигнуть определенного уровня понимания материала, поэтому этап усвоения знаний разработан дифференцированно.

Ожидаемый результат по окончании изучения материала:

1-й уровень: каждый ученик должен знать геометрическую модель теоремы о корне и уметь установить связь монотонности функций, входящих в уравнение, с количеством корней соответствующего уравнения.

2-й уровень: каждый ученик должен знать алгоритм решения уравнений с использованием теоремы о корне и уметь применять ее для решения нестандартных задач.

На уроке рассматриваются различные виды уравнений, решаемых с помощью теоремы о корне. В дальнейшем учащимся предлагается использовать предложенный алгоритм в домашней контрольной работе (§16, задачник “Алгебра 9” авторы: Мордкович А. Г., Тульчинская Е.Е. и др.). Для организации проверочной работы используются задания из практикума (составитель автор).

Ход урока

I этап. Организационный момент (1 мин.).

II этап. Актуализация опорных знаний и умений (7 мин.).

Учитель: Необходимо повторить пройденное для того, чтобы успешно перейти к усвоению нового материала. На протяжении изучения темы “Функции” вы постепенно учились читать графики функций, используя алгоритм для их исследования. Остановимся на особенностях возрастающей и убывающей функций. Подборка материала подготовлена учащимися.

Выступление учащихся сопровождается показом презентации.

III этап. Объяснение нового материала (10 мин).

Учитель: Сегодня изучение нового материала мы начнем с доказательства теоремы о корне.

Теорема о корне.

Пусть функция y=f(x) возрастает (или убывает) на множестве Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня(f), число a — любое из значений, принимаемых f(x) на множестве X, тогда уравнение f(x)=a имеет единственный корень на множестве X.

Доказательство:

Рассмотрим возрастающую функцию f(x) (в случае убывающей функции рассуждения аналогичны). По условию на множестве X существует такое число b, что f(b)=a. Покажем, что b — единственный корень уравнения f(x)=a.

Допустим, что на множестве X есть еще число Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня, такое, что f(c)=a. Тогда или c b. Но функция f(x) возрастает на множестве X, поэтому соответственно либо f(c) f(b). Это противоречит равенству f(c)=f(b)=a. Следовательно, сделанное предположение неверно и на множестве X, кроме числа b, других корней уравнения f(x)=a нет.

Геометрическая модель теоремы о корне может быть представлена как на экране, так и на плакате.

Учитель: Давайте вместе рассмотрим следующие примеры:

Сколько корней имеет уравнение?

Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня(1);

x 5 = Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня(2).

Учащиеся отмечают, что на своих областях определения функция Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корнявозрастает, а функция y = — x 5 – убывает соответственно. По теореме о корне как уравнение (1), так и уравнение (2) имеют по одному корню.

Учитель: Откроем учебник на 98 стр. и обратим внимание на то, что при решении уравнения x 5 =3-2x (пример 1, рис. 79) геометрическая модель наглядно иллюстрирует следствие, которое следует из теоремы о корне:

Следствие.

“Если функция y=f(x) возрастает, а функция y=g(x) убывает и если уравнение f(x)=g(x) имеет корень, то только один”.

По учебнику разбирается пример 1.

Опираясь на это утверждение, можем изящно решить уравнение

x 5 = 3 — 2x без чертежа, следуя следующему алгоритму:

  1. заметим, что при x=1 выполняется равенство 1 5 =3-2·1,
    значит, x=1 – корень уравнения (этот корень мы угадали);
  2. функция у = 3 — 2x убывает, а функция у = x 5 возрастает,
    значит, корень у заданного уравнения только один и
    этим корнем является значение x=1.

Учитель: Определим сколько решений имеет уравнение x 5 = — 3x +5 с комментированием на месте.

Решение:

  1. рассмотрим функции у = x 5 и у = — 3x + 5; заметим, что область определения этих функций одинакова: D(у)=(-Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня; +Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня);
  2. на D(у) функция у = — 3x + 5 убывает, а функция у = x 5 возрастает. Значит, по следствию из теоремы о корне, у заданного уравнения только один корень, т.е. уравнение, имеет одно решение.

Учитель: Цель нашего урока состоит в том, чтобы научиться решать задачи, используя теорему о корне (следствие).

На экране высвечивается обобщенный алгоритм решения уравнения f(x)=g(x) с использованием следствия из теоремы о корне:

  1. Определить при каких значениях x уравнение превращается в верное числовое равенство, (т.е. угадать корень уравнения – x=b).
  2. Ввести две функции y=f(x) и y=g(x).
  3. Исследовать y=f(x) и y=g(x) на монотонность. Если y=f(x)возрастает (убывает), а y=g(x) убывает (возрастает), то уравнение f(x)=g(x) имеет единственный корень – x=b (ссылка на следствие).

IV этап. Усвоение новых знаний (23 мин.)

Учитель: Карточки и памятка для самостоятельной работы лежат у вас на столах. Приступим к выполнению заданий.

Так как нетрадиционные методы решения задач вызывают трудность у большинства учащихся, то следующее уравнение предлагается решить вместе. Для оформления решения учащийся по желанию выходит к доске (дается уравнение 2 уровня).

Решить уравнение: Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня (3).

Решение: в начале запишем уравнение (3) в виде

Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня,

затем воспользуемся теоремой о корне.

  1. при x=5 уравнение превращается в верное числовое равенство: Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня; 5=5 (т.е. угадали корень уравнения – x=5).
  2. заметим, что в левой части уравнения функция Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корнявозрастает на D(у)=[3; +Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня); значит, у заданного уравнения корень только один и этим корнем является значение x=5.

После того как данное задание выполнено, класс приступает к решению уравнений в зависимости от восприятия материала:

1) те, кто попытается справиться самостоятельно с не очень сложными уравнениями;
2) те, у кого решение уравнений не вызывает затруднений.

В соответствии с этим учащиеся получают дифференцированные задания.

1 уровень.

1. Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня(Ответ: 0);

2. Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня(Ответ: 2);

3. Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня(Ответ: 3);

4. Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня (Ответ: 4);

5. Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня(Ответ: -2);

6. Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня(Ответ: 1).

2 уровень.

1. Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня(Ответ: 1);

2. Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня(Ответ: -1);

3. Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня(Ответ: -2);

4. Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня(Ответ: 2);

5. Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня(Ответ: -3);

6. Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня(Ответ: -2);

7. Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня(Ответ: 2).

Необходимо проверить правильность выполнения заданий, поэтому от каждой группы выступает ученик, демонстрируя решение одного из уравнений на доске.

V этап. Итог урока (2 мин.).

Подводя итог урока, учитель и ученики выясняют трудности при решении уравнений и обсуждают, на что они должны обратить внимание при выполнении домашнего задания.

VI этап. Домашнее задание (1мин.).

Учитель: задание на дом следующее: доделать задания на карточках; если на уроке выполнено все, то воспользоваться дополнительной карточкой из материалов для самостоятельной работы; домашняя контрольная работа (§16, задачника “Алгебра 9”).

Заключительное слово учителя (1мин). Любовь к предмету не возникает просто так. Двигаясь постепенно от простого к сложному, анализируя и обобщая учебный материал, интересуясь “изящными” способами решения, можно понять красоту алгебры. Сегодня знание теории и практические навыки, что равнозначно, показали многие из вас. Особую благодарность заслуживают ребята, создавшие прекрасную презентацию. Постижение мира бесконечно: дерзайте, творите, ошибайтесь, ищите ответы на вопросы, только не “проспите” лучшие годы. “Жажда к жизни” – залог успеха.

Материалы к уроку для самостоятельной работы учащихся

1. Памятка по решению уравнений.

Теорема о корне.

Пусть функция y=f(x) возрастает (или убывает) на множестве Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня(f), число a — любое из значений, принимаемых f(x) на множестве X, тогда уравнение f(x)=a имеет единственный корень на множестве X.

Следствие.

“Если функция y=f(x) возрастает, а функция y=g(x) убывает и если уравнение f(x)=g(x) имеет корень, то только один”.

Алгоритм решения уравнения f(x)=a с использованием теоремы о корне:

  1. определить при каких значениях x уравнение превращается в верное числовое равенство, (т.е. угадать корень уравнения – x=b);
  2. исследовать функцию y=f(x), стоящую в левой части уравнения, на монотонность. Если y=f(x) возрастает (убывает), то уравнение f(x)=a имеет единственный корень – x=b (ссылка на теорему).

Алгоритм решения уравнения f(x)=g(x) с использованием следствия из теоремы о корне:

Рекомендации:

Сначала, если это необходимо, уравнение привести к такому виду, чтобы было удобно исследовать на монотонность функции, стоящие в левой и правой частях уравнения, а затем следовать согласно следующему алгоритму:

  1. определить при каких значениях x уравнение превращается в верное числовое равенство, (т.е. угадать корень уравнения – x=b);
  2. ввести две функции y=f(x) и y=g(x);
  3. исследовать y=f(x) и y=g(x) на монотонность. Если y=f(x) возрастает (убывает), а y=g(x) убывает (возрастает), то уравнение f(x)=g(x) имеет единственный корень – x=b (ссылка на следствие).

2. Практические задания.

Рекомендации: рассмотрим готовое решение уравнения (возможен такой вариант оформления).

Решить уравнение: Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня.

Решение:

Функция f(x) = Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корняопределена и монотонно возрастает на D(у)=[0; +Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня);

На основании теоремы о корне уравнение имеет не более одного корня.

Т.к. f (1) = 4, то x = 1 – корень уравнения.

Дополнительная карточка (подбор заданий [1]).

Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня;

Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня;

Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня;

Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня;

Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня;

Может ли функция быть монотонной а при этом уравнение иметь два корня.

Литература.

  1. Ткачук В.В. Математика абитуриенту. – М.: МЦНМО, 2005.

💥 Видео

Математический анализ, 12 урок, Монотонность и экстремумы функцииСкачать

Математический анализ, 12 урок, Монотонность и экстремумы функции

Найдите все значения а, при каждом из которых уравнение 64x^6+4x^2=(3x+a)^3+3x+a не имеет корней.Скачать

Найдите все значения а, при каждом из которых уравнение 64x^6+4x^2=(3x+a)^3+3x+a не имеет корней.

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ.  | Математика

Что такое параметр? Уравнения и неравенства с параметром. 7-11 класс. Вебинар | МатематикаСкачать

Что такое параметр? Уравнения и неравенства с параметром. 7-11 класс. Вебинар | Математика

Параметр. Серия 5. Что такое монотонная функция и как с ее помощью решать задачиСкачать

Параметр. Серия 5. Что такое монотонная функция и как с ее помощью решать задачи

Алгебра 10 класс. 9 сентября. Исследование функции на монотонность, используя свойства числовых неСкачать

Алгебра 10 класс. 9 сентября. Исследование функции на монотонность, используя свойства числовых не

Параметры 10. Монотонность - часть 1 - теорияСкачать

Параметры 10. Монотонность - часть 1 - теория

Задание 23 из ОГЭ Построение графиков функций с модулем | МатематикаСкачать

Задание 23 из ОГЭ Построение графиков функций с модулем | Математика

Задачи с параметром: как использовать четность и монотонность? | Математика ЕГЭ 10 класс | УмскулСкачать

Задачи с параметром: как использовать четность и монотонность? | Математика ЕГЭ 10 класс | Умскул

Самая сложная тема из ЕГЭ. Задание с ПАРАМЕТРОМ | Математика TutorOnlineСкачать

Самая сложная тема из ЕГЭ. Задание с ПАРАМЕТРОМ | Математика TutorOnline

Свойства функции. Промежутки возрастания и убывания функции. 10 класс.Скачать

Свойства функции. Промежутки возрастания и убывания функции. 10 класс.

10 класс, 44 урок, Применение производной для исследования функций на монотонность и экстремумыСкачать

10 класс, 44 урок, Применение производной для исследования функций на монотонность и экстремумы

Математика без Ху!ни. Непрерывность функции, точки разрыва.Скачать

Математика без Ху!ни. Непрерывность функции, точки разрыва.

ЕГЭ 2024 по математике🔥№18. Параметры🔥 Монотонность. Метод xoa. МодулиСкачать

ЕГЭ 2024 по математике🔥№18. Параметры🔥 Монотонность. Метод xoa. Модули

✓ Параметры с нуля и до ЕГЭ | Задание 17. Профильный уровень | #ТрушинLive​​ #041 | Борис ТрушинСкачать

✓ Параметры с нуля и до ЕГЭ | Задание 17. Профильный уровень | #ТрушинLive​​ #041 | Борис Трушин

Задача 17 ЕГЭ профильный. Параметры с нуляСкачать

Задача 17 ЕГЭ профильный. Параметры с нуля

Теория к ЕГЭ 4 | Теорема о корне | Использование монотонности при решении задач с параметромСкачать

Теория к ЕГЭ 4 | Теорема о корне | Использование монотонности при решении задач с параметром

СВОЙСТВА ФУНКЦИИ — Промежутки Знакопостоянства и МонотонностиСкачать

СВОЙСТВА ФУНКЦИИ — Промежутки Знакопостоянства и Монотонности
Поделиться или сохранить к себе: