Разделы: Математика
Класс: 6
Тип урока: урок постановки учебной задачи.
Цели урока:
- обучение решению уравнений со знаком модуля на основе применения свойств уравнений;
- развитие навыков теоретического мышления с применением навыков элементарных операций с модулем и определения модуля;
- воспитание внимания и умения анализировать полученное решение, участвовать в диалоге с товарищами, учителем.
I. Повторение пройденного
Внимательно рассмотрите предложенные уравнения:
1) | х | = х + 5;
2) | х | = – 3х + 5;
3) | х – 3 | = 2;
4) | 2х – 5 | = х – 1;
5) = х – 1;
6) | 2х – 5 | = 2 – х;
7) | х + 2 | = 2(3 – х);
8) | 3х – 5 | = | 5 – 2х | ;
9) | х – 2 | = 3 | 3 – х | ;
10) | | х – 1 | – 1 | = 2.
Задание 1. Распределите данные уравнения по группам.
Учащиеся сначала выделили две группы. В первую группу вошли уравнения 1) –3), 5) –7). Ко второй группе были отнесены уравнения 8) и 9). Затем учащиеся заметили уравнение 10), содержащее знак модуля два раза. Окончательно было выделено три группы: 1-я группа – модуль содержится в левой части уравнения; 2-я группа – модуль содержится в обеих частях уравнения; 3-я группа – в уравнении содержится двойной модуль.
Учитель. Какую главную задачу мы должны будем решить сегодня на уроке?
Учащиеся. Мы должны научиться решать уравнения.
Учитель. Да. Но посмотрите еще раз на все эти уравнения и выделите их общую особенность.
Учащиеся. Все они содержат модуль.
Учитель. Как точнее сформулировать задачу нашего урока?
Учащиеся. Применять определение модуля при решении данных уравнений.
Учитель. Действительно, эту задачу мы и должны решить на уроке. По-другому ее можно сформулировать так: “Как решать уравнения с модулем?” Какие понятия, определения могут быть полезны при решении этой задачи?
1. Что такое модуль?
2. Определение модуля.
Учитель. Вспомним, что такое модуль.
Учащиеся. По определению:
| а | = | если а > 0 если а 0 (число положительное).
а) Если х – 3 0, то есть х 3, то | х – 3 | = х – 3; Содержание Видео:Модуль числа. Практическая часть. 6 класс.Скачать Модуль числаО чем эта статья: Видео:Модуль числа. 6 класс.Скачать Определение модуля числаАлгебра дает четкое определение модуля числа. Модуль числа в математике — это расстояние от начала отсчёта до точки координатной прямой, соответствующей этому числу. Если мы возьмем некоторое число «a» и изобразим его на координатной прямой точкой A — расстояние от точки A до начала отсчёта (то есть до нуля) длина отрезка OA будет называться модулем числа «a». Знак модуля: |a| = OA. Разберем на примере: Точка В, которая соответствует числу −3, находится на расстоянии 3 единичных отрезков от точки O (то есть от начала отсчёта). Значит, длина отрезка OB равна 3 единицам. Число 3 (длину отрезка OB) называют модулем числа −3. Обозначение модуля: |−3| = 3 (читают: «модуль числа минус три равен трём»). Точка С, которая соответствует числу +4, находится на расстоянии четырех единичных отрезков от начала отсчёта, то есть длина отрезка OС равна четырем единицам. Число 4 называют модулем числа +4 и обозначают так: |+4| = 4. Также можно опустить плюс и записать значение, как |4| = 4. Онлайн-курсы математики для детей помогут подтянуть оценки, подготовиться к контрольным, ВПР и экзаменам. Видео:Модуль числа. Практическая часть. 6 класс.Скачать Свойства модуля числаДавайте рассмотрим семь основных свойств модуля. Независимо от того, в какой класс перешел ребенок — эти правила пригодятся всегда. 1. Модуль числа — это расстояние, а расстояние не может быть отрицательным. Поэтому и модуль числа не бывает отрицательным: 2. Модуль положительного числа равен самому числу. 3. Модуль отрицательного числа равен противоположному числу. 4. Модуль нуля равен нулю. 5. Противоположные числа имеют равные модули. 6. Модуль произведения равен произведению модулей этих чисел. −(a · b), когда a · b Видео:6 класс. Решение уравнений с модулями.Скачать Геометрическая интерпретация модуляКак мы уже знаем, модуль числа — это расстояние от нуля до данного числа. То есть расстояние от точки −5 до нуля равно 5. Нарисуем числовую прямую и отобразим это на ней. Эта геометрическая интерпретация используется для решения уравнений и неравенств с модулем. Давайте рассмотрим на примерах. Решим уравнение: |х| = 5. Мы видим, что на числовой прямой есть две точки, расстояние от которых до нуля равно 5. Это точки 5 и −5. Значит, уравнение имеет два решения: x = 5 и x = −5. Когда у нас есть два числа a и b, то их разность |a — b| равна расстоянию между ними на числовой прямой или длине отрезка АВ. Расстояние от точки a до точки b равно расстоянию от точки b до точки a, тогда |a — b| = |b — a|. Решим уравнение: |a — 3| = 4 . Запись читаем так: расстояние от точки а до точки 3 равно 4. Отметим на числовой прямой точки, удовлетворяющие этому условию. Уравнение имеет два решения: −1 и 7. Мы из 3 вычли 4 — и это один ответ, а также к 3 мы прибавили 4 — и это второй ответ. Решим неравенство: |a + 7| Видео:Как решать уравнения с модулем или Математический торт с кремом (часть 1) | МатематикаСкачать График функцииГрафик функции равен y = |х|. Для x > 0 имеем y = x. Этот график можно использовать при решении уравнений и неравенств. Видео:Модуль числа, 6 классСкачать Корень из квадратаВ контрольной работе или на ЕГЭ может встретиться задачка, в которой нужно вычислить √ a 2 , где a – некоторое число или выражение. При этом, √ a 2 = |a|. По определению арифметического квадратного корня √ a 2 — это такое неотрицательное число, квадрат которого равен a 2 . Оно равно a при а > 0 и −а, при а Видео:Модуль числа - 6 класс (примеры)Скачать Модуль рационального числаКак найти модуль рационального числа — это расстояние от начала отсчёта до точки координатной прямой, которая соответствует этому числу. Видео:6 класс, 28 урок, Модуль числаСкачать Обобщённое понятие модуля числаВ данном уроке мы рассмотрим понятие модуля числа более подробно. Видео:6 класс, Модуль числа, ВычислиСкачать Что такое модуль?Модуль — это расстояние от начала координат до какого-нибудь числа на координатной прямой. Поскольку расстояние не бывает отрицательным, то и модуль всегда неотрицателен. Так, модуль числа 3 равен 3, как и модуль числа −3 равен 3 Предстáвим, что на координатной прямой расстояние между целыми числами равно одному шагу. Теперь если отметить числа −3 и 3, то расстояние до них от начала координат будет одинаково равно трём шагам: Модуль это не только расстояние от начала координат до какого-нибудь числа. Модуль это также расстояние между любыми двумя числами на координатной прямой. Такое расстояние выражается в виде разности между этими числами, заключенной под знак модуля: Где x1 и x2 — числа на координатной прямой. Например, отметим на координатной прямой числа 2 и 5. Расстояние между числами 2 и 5 можно записать с помощью модуля. Для этого запишем разность из чисел 2 и 5 и заключим эту разность под знак модуля: Видим, что расстояние от числа 2 до числа 5 равно трём шагам: Если расстояние от 2 до 5 равно 3, то и расстояние от 5 до 2 тоже равно 3 То есть, если в выражении |5 − 2| поменять числа местами, то результат не изменится: Тогда можно записать, что |2 − 5| = |5 − 2|. Вообще, справедливо следующее равенство: Это равенство можно прочитать так: Расстояние от x1 до x2 равно расстоянию от x2 до x1. Видео:МАТЕМАТИКА 6 класс: Модуль числа | ВидеоурокСкачать Раскрытие модуляКогда мы говорим, что |3|= 3 или |−3|= 3 мы выполняем действие называемое раскрытием модуля. Правило раскрытия модуля выглядит так: Такую запись мы ранее не использовали. Дело в том, что равенство можно задавать несколькими формулами. Фигурная скобка указывает, что возможны два случая в зависимости от условия. В данном случае условиями являются записи «если x ≥ 0» и «если x . В зависимости от того что будет подставлено вместо x, выражение |x| будет равно x, если подставленное число больше или равно нулю. А если вместо x подставлено число меньшее нуля, то выражение |x| будет равно −x. Второй случай на первый взгляд может показаться противоречивым, поскольку запись |x| = −x выглядит будто модуль стал равен отрицательному числу. Следует иметь ввиду, что когда x Пример 2. Пусть x = 5. То есть мы рассматриваем модуль числа 5 В данном случае выполняется первое условие x ≥ 0, ведь 5 ≥ 0 Поэтому используем первую формулу. А именно | x | = x. Получаем | 5 | = 5. Ноль это своего рода точка перехода, в которой модуль меняет свой порядок раскрытия и далее сохраняет свой знак. Визуально это можно представить так: На рисунке красные знаки минуса и плюса указывают как будет раскрываться модуль |x| на промежутках x и x ≥ 0 . К примеру, если взять числа 1, 9 и 13 , а они принадлежат промежутку x ≥ 0, то согласно рисунку модуль |x| раскроется со знаком плюс: А если возьмём числа, меньшие нуля, например −3, −9, −15, то согласно рисунку модуль раскроется со знаком минус: Пример 3. Пусть x = √4 − 6. То есть мы рассматриваем модуль выражения √4 − 6, Корень из числа 4 равен 2. Тогда модуль примет вид x который был равен √4−6 теперь стал равен −4. В данном случае выполняется второе условие x |√4 − 6| = |2 − 6| = |−4| = −(−4) = 4 На практике обычно рассуждают так: «Модуль раскрывается со знаком плюс, если подмодульное выражение больше или равно нулю; модуль раскрывается со знаком минус, если подмодульное выражение меньше нуля». Примеры: |2| = 2 — модуль раскрылся со знаком плюс, поскольку 2 ≥ 0 |−4| = −(−4) = 4 — модуль раскрылся со знаком минус, поскольку −4 x ≥ 0 расписано подробнее, а именно сказано что если x > 0 , то выражение |x| будет равно x , а если x =0, то выражение |x| будет равно нулю. Пример 4. Пусть x = 0. То есть мы рассматриваем модуль нуля: В данном случае выполняется условие x=0, ведь 0 = 0 Пример 5. Раскрыть модуль в выражении |x|+ 3 Если x ≥ 0, то модуль раскроется со знаком плюс, и тогда исходное выражение примет вид x + 3. Допустим, требуется найти значение выражения |x|+ 3 при x = 5. Поскольку 5 ≥ 0, то модуль, содержащийся в выражении |x|+ 3 раскрóется со знаком плюс и тогда решение примет вид: Найдём значение выражения |x|+ 3 при x = −6. Поскольку −6 |x| + 3 = 3 − x = 3 − (−6) = 9 Пример 6. Раскрыть модуль в выражении x +|x + 3| Если x + 3 ≥ 0, то модуль |x + 3| раскроется со знаком плюс и тогда исходное выражение примет вид x + x + 3 , откуда 2x + 3. Найдём значение выражения x +|x + 3| при x = 4. Поскольку 4 ≥ −3, то согласно нашему решению модуль выражения x +|x + 3| раскрывается со знаком плюс, и тогда исходное выражение принимает вид 2x+3, откуда подставив 4 получим 11 Найдём значение выражения x +|x + 3| при x=−3. Поскольку −3 ≥ −3 , то согласно нашему решению модуль выражения x +|x + 3| раскрывается со знаком плюс, и тогда исходное выражение принимает вид 2x+3, откуда подставив −3 получим −3 Пример 3. Раскрыть модуль в выражении Как и прежде используем правило раскрытия модуля: Но это решение не будет правильным, поскольку в первом случае написано условие x ≥ 0 , которое допускает что при x = 0 знаменатель выражения обращается в ноль, а на ноль делить нельзя. В данном примере удобнее использовать подробную запись правила раскрытия модуля, где отдельно рассматривается случай при котором x = 0 Перепишем решение так: В первом случае написано условие x > 0 . Тогда выражение станет равно 1. Например, если x = 3 , то числитель и знаменатель станут равны 3, откуда полýчится 1 И так будет при любом x , бóльшем нуля. Во втором случае написано условие x = 0 . Тогда решений не будет, потому что на ноль делить нельзя. В третьем случае написано условие x . Тогда выражение станет равно −1 . Например, если x = −4 , то числитель станет равен 4 , а знаменатель −4 , откуда полýчится единица −1 Пример 4. Раскрыть модуль в выражении Если x ≥ 0 , то модуль, содержащийся в числителе, раскроется со знаком плюс, и тогда исходное выражение примет вид , которое при любом x , бóльшем нуля, будет равно единице: Если x , то модуль раскроется со знаком минус, и тогда исходное выражение примет вид Но надо учитывать, что при x = − 1 знаменатель выражения обращается в ноль. Поэтому второе условие x следует дополнить записью о том, какие значения может принимать x Видео:Математика 6 класс (Урок№17 - Противоположные числа. Модуль числа.)Скачать Преобразование выражений с модулямиМодуль, входящий в выражение, можно рассматривать как полноценный множитель. Его можно сокращать и выносить за скобки. Если модуль входит в многочлен, то его можно сложить с подобным ему модулем. Как и у обычного буквенного множителя, у модуля есть свой коэффициент. Например, коэффициентом модуля |x| является 1, а коэффициентом модуля −|x| является −1. Коэффициентом модуля 3|x+1| является 3, а коэффициентом модуля −3|x+1| является −3. Пример 1. Упростить выражение |x| + 2|x| − 2x + 5y и раскрыть модуль в получившемся выражении. Решение Выражения|x| и 2|x| являются подобными членами. Слóжим их. Остальное оставим без изменений: Раскроем модуль в получившемся выражении. Если x ≥ 0, то получим 3x − 2x + 5y , откуда x + 5y . Если x , то получим − 3x − 2x + 5y , откуда − 5x + 5y . Вынесем за скобки множитель − 5 , получим − 5(x − y) В итоге имеем следующее решение: Пример 2. Раскрыть модуль в выражении: −|x| Решение В данном случае перед знаком модуля стоит минус. Его можно понимать как минус единицу перед знаком модуля. Если x ≥ 0 , то модуль раскроется со знаком плюс, и тогда исходное выражение примет вид −x Если x , то модуль раскроется со знаком минус, и тогда исходное выражение примет вид −(−x) откуда получим просто x 🎬 ВидеоЧТО ТАКОЕ МОДУЛЬ ЧИСЛА? #shorts #егэ #огэ #математика #профильныйегэСкачать Уравнения с модулем. Что такое модуль числа. Алгебра 7 класс.Скачать Модуль числа в выражениях. Как решать уравнения с модулем. Сравнение модулей чисел. Математика 6 кл.Скачать Модуль числа. Видеоурок 21. Математика 6 классСкачать МОДУЛЬ 😉 #егэ #математика #профильныйегэ #shorts #огэСкачать Модуль числа . 6 классСкачать Математика 6 класс. Модуль числаСкачать МОДУЛЬ ЧИСЛА. ДЕЙСТВИЯ С МОДУЛЯМИ ЧИСЕЛ. Примеры | МАТЕМАТИКА 6 классСкачать Что такое модуль ( Математика 6 класс )Скачать |