Класс: 9
- Презентация к уроку
- Презентация по химии на тему «Реакции ионного обмена» ( 9 класс)
- Описание презентации по отдельным слайдам:
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
- Химия: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Дистанционные курсы для педагогов
- Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
- Другие материалы
- Вам будут интересны эти курсы:
- Оставьте свой комментарий
- Автор материала
- Дистанционные курсы для педагогов
- Подарочные сертификаты
- Презентация на тему «»Реакции ионного обмена»»
- Комментарии
- Аннотация к презентации
- Содержание
- Тема: Реакции ионного обмена и условия их протекания
- 🎬 Видео
Презентация к уроку
Учебник: Рудзитис Г.Е, Фельдман Ф.Г. Химия: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – 12-е изд. – М.: Просвещение, ОАО “Московские учебники”, 2009. – 191 с.
Цель: сформировать представление учащихся о реакциях, протекающих межу ионами, условий протекания реакций ионного обмена до конца, обратимых реакциях, полных и сокращенных ионных уравнениях.
Задачи:
- способствовать систематизации понятийного аппарата: ион, растворы, электролиты и неэлектролиты, основные типы реакций в неорганической химии, обратимые реакции, условия протекания реакций ионного обмена до конца
- “5” — обосновать, доказать;
- “4” — характеризовать, применить;
- “3” — рассказать;
- способствовать совершенствованию специальных предметных умений: составлять полные и сокращенные ионные уравнения;
- способствовать формированию общеучебных умений:
- а) учебно-интеллектуальных (анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезу; сравнивать соли и химические реакции, классифицировать, делать выводы);
- б) учебно-информационных (работать с текстом);
- в) учебно–организационных (понимать смысл задания, распределять время для выполнения заданий планировать работу по организации работы, осуществлять самоконтроль);
- способствовать формированию критического мышления учащихся (критически оценивать собственные знания по теме и сопоставлять их с научными);
Форма проведения: урок с использованием ИКТ, включением парных, индивидуальных форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Продолжительность учебного занятия: 45 минут.
Использование педагогических технологий: метод эвристического обучения, обучение в сотрудничестве
I. Организационный момент – 1 мин: мобилизующее начало (приветствие, проверка готовности к уроку, организация внимания учащихся), информация о цели и ходе урока, мотивация
Фронтальная беседа (3 мин)
- Что такое реакции обмена? (это реакции между двумя сложными веществами, при которых они обмениваются своими составными частями).
- Что такое ионы? (это заряженные частицы, которые отличаются от атомов числом электронов)
- На какие группы делятся ионы? (катионы – положительные ионы; анионы – отрицательные ионы)
- Что такое электролитическая диссоциация? (процесс распада молекул электролитов на ионы при растворении в воде или расплавлении)
- На какие ионы распадаются при электролитической диссоциации кислоты (ионы водорода и ионы кислотного остатка)
- На какие ионы распадаются при электролитической диссоциации растворимые основания? (ионы металла и ионы ОН -1 групп)
- На какие ионы распадаются при электролитической диссоциации соли? (ионы металла и ионы кислотного остатка)
- Таким образом, какие ионы выделяют при электролитической диссоциации? (Н +1 , ОН -1 , Ме +n , кислотный остаток -n )
- Именно эти ионы находятся в таблице растворимости: (Работа с таблицей растворимости – определение растворимых и нерастворимых веществ)
II. Изучение нового материала. Объяснение учителя. 15 мин.
Реакции обмена протекают между ионами, поэтому называются реакции ионного обмена Выводится определение (слайд 2):
Реакции ионного обмена идут до конца в трех случаях:
- если образуется осадок – нерастворимое вещество после реакции)
- если выделяется газ
- если образуется вода
В остальных случаях реакции обмена являются обратимыми
Разберем эти случаи поподробнее (случаи разбираются на слайдах и на доске, проводится фронтальная беседа: почему реакция идет, что и почему образуется, как определить образование осадка, газа, воды и т.п.):
1) Если образуется осадок (слайд 3):
а) CuSO4 + 2NaOH Na2SO4 + Cu(OH)2
б) 2AgNO3 + CaCl2 Ca(NO3)2 + 2AgCl
в) Na2CO3 + Ca(NO3)2 2NaNO3 + CaCO3
г) BaCl2 + K2SO4 2KCl + BaSO4
2) Если выделяется газ (слайд 4):
а) CaCO3 + 2HNO3 Ca(NO3)2 + H2CO3 (H2O + CO2 )
б) Na2SO3 + 2HCl 2NaCl + H2SO3 (H2O + SO2 )
в) CuS + 2HCl CuCl2 + H2S
3) Если образуется вода (слайд 5):
а) CuO + H2SO4 CuSO4 + H2O
б) Fe(OH)3 + 3HCl FeCl3 + 3H2O
в) NaOH + HNO3 NaNO3 + H2O
4) Если НЕ образуются осадок, газ и вода, то реакции являются обратимыми (слайд 6):
Обратимые реакции – это реакции, которые при одних и тех же условиях протекают в двух противоположных направлениях
а) 2NaNO3 + CaCl2 Ca(NO3)2 + 2NaCl
б) K3PO4 + 3NaCl Na3PO4 + 3KCl
в) CuCl2 + Na2SO4 CuSO4 + 2NaCl
Ионные уравнения (слайды 7, 8, 9):
Для реакций ионного обмена составляют полные и сокращенные ионные уравнения. При этом на ионы никогда не раскладывают :
- нерастворимые вещества (см. таблицу растворимости);
- оксиды;
- воду;
- газы
1) Запишем молекулярное уравнение и уравняем его:
CuSO4 + 2NaOH Na2SO4 + Cu(OH)2
2) Разложим на ионы все, что возможно и затем сократим одинаковые ионы в обоих частях уравнения:
Cu +2 + SO4 -2 + 2Na +1 + 2OH -1 2Na +1 + SO4 -2 + Cu(OH)2 (полное ионное уравнение)
3) Запишем то, что получилось:
Cu +2 + 2OH -1 Cu(OH)2 (сокращенное ионное уравнение)
Другие примеры составления ионных уравнений (разбираются с пояснениями):
CaCO3 + 2HNO3 Ca(NO3)2 + H2CO3 (H2O + CO2)
CaCO3 + 2H +1 + 2NO3 -1 Ca +2 + 2NO3 -1 + H2O + CO2
CaCO3 + 2H +1 Ca +2 + H2O + CO2
CuS + 2HCl CuCl2 + H2S
CuS + 2H +1 + 2Cl -1 Cu +2 + 2Cl -1 + H2S
CuS + 2H +1 Cu +2 + H2S
NaOH + HNO3 NaNO3 + H2O
Na +1 + OH -1 + H +1 + NO3 -1 Na +1 + NO3 -1 + H2O
OH -1 + H +1 H2O
K3PO4 + 3NaCl Na3PO4 + 3KCl
3K +1 + PO4 -3 + 3Na +1 + 3Cl -1 3Na +1 + PO4 -3 + 3K +1 + 3Cl -1
Вывод: сокращенного ионного уравнения нет, следовательно, у обратимых реакций нет сокращенных ионных уравнений
III. Закрепление изученного материала (20 мин)
Учащимся предлагается выполнить задания в парах. Каждое задание предлагается на слайде и проверяется на следующем слайде (слайдах).
Задание 1 (Слайд 10)
Саша и Алеша делали домашнее задание. Они составили уравнения реакций, но случайно на лист бумаги пролили чернила. Помогите ученикам восстановить запись. Составьте к восстановленным
Проверка задания 1 (слайды 11, 12).
1) NaOH + HCl NaCl + H2O
Na +1 + OH -1 + H +1 + Cl -1 Na +1 + Cl -1 + H2O
OH -1 + H +1 H2O
2) MgCl2 + Na2SO3 MgSO3 + 2NaCl
Mg +2 + 2Cl -1 + 2Na +1 + SO3 -2 MgSO3 + 2Na +1 +2Cl -1
Mg +2 + SO3 -2 MgSO3
3) K2SO3 + 2HNO3 2KNO3 + H2O + SO2
2K +1 + SO3 -2 + 2H +1 + 2NO3 -1 2K +1 + 2NO3 -1 + H2O + SO2
SO3 -2 + 2H +1 H2O + SO2
4) ZnSO4 + 2NaOH Zn(OH)2 + Na2SO4
Zn +2 + SO4 -2 + 2Na +1 + 2OH -1 2Na +1 + SO4 -2 + Zn(OH)2
Zn +2 + 2OH -1 Zn(OH)2
5) Al(OH)3 + 3HNO3 Al(NO3)3 + 3H2O
Al(OH)3 + 3H +1 + 3NO3 -1 Al +3 + 3NO3 -1 + 3H2O
Al(OH)3 + 3H +1 Al +3 + 3H2O
6) CaCO3 + 2 HCl CaCl2 + H2O + CO2
CaCO3 + 2H +1 + 2Cl -1 Ca +2 + 2Cl -1 + H2O + CO2
CaCO3 + 2H +1 Ca +2 + H2O + CO2
Задание 2. (слайд 13):
Полные и сокращенные ионные уравнения к заданиям 2,3,4,5 дети должны будут сделать дома)
Колдунья с вороном отравили лечебный колодец, в котором был раствор хлористого кальция, который помогал целому городу. Он использовался горожанами при отравлениях, кровотечениях, аллергиях. Они превратили раствор СaCl2 в нерастворимый известняк CaCO3. Помогите жителям “расколдовать” колодец, если в вашем распоряжении есть растворы NaCl, Na2CO3, HCl, H2SO4, Zn(NO3)2.
Проверка задания 2 (слайд 14):
СаСО3 + 2HCl CaCl2 + H2O + CO2
Задание 3 (слайд 15):
Олененок спешит к друзьям. Он шел долгих 3 дня. Ему осталось только перейти реку, но река оказалась испорчена – она наполнена раствором серной кислоты. Помогите Олененку воссоединиться с друзьями, если в вашем распоряжении есть растворы NaCl, Ba(OH)2 HCl, CuSO4, Ba(NO3)2.
Проверка задания 3 (слайд 16):
H2SO4 + Ba(OH)2 BaSO4 + 2H2O
Задание 4 (слайд 17):
Тигренок и крокодил поранились, а у доктора Айболита закончились все лекарства. У него в распоряжении есть некоторые химикаты: NaNO3, CuOH)2 H2SO4, НCl, BaCl2. Он знает, что раствор сульфата меди (II) может оказывать антисептическое, вяжущее, ранозаживляющее действие. Помогите доктору приготовить раствор и вылечить тигренка и крокодила.
Проверка задания 4 (слайд 18):
Cu(OH)2 + H2SO4 CuSO4 + 2H2O
Задание 5 (слайд 19):
Однажды русалка заметила, что ее друзья рыбы перестали с ней играть и уплывают подальше от ее дома. Она не могла понять, в чем дело, ведь они не ссорились. И тогда ее мама рассказала ей, что рыбы уплывают, потому что около их дома почти нет растений, и рыбам не хватает кислорода. Русалка подумала, что можно посадить растения, но они будут расти долго. А из старых мудрых книжек она узнала, что можно насытить воду углекислым газом – повышение концентрации СО2 в воде приводит к значительному ускорению в росте растений. В распоряжении русалки оказались: NaOH, ВaCO3, K2SO4, НCl, Ba(NO3)2. помогите русалке получить углекислый газ.
Проверка задания 5 (слайд 20):
BаСО3 + 2HCl BaCl2 + H2O + CO2
IV. На следующем уроке мы продолжим разбирать тему “Реакции ионного обмена” и напишем небольшую проверочную работу, а сейчас .
Домашнее задание (слайд 21):
Параграф 4 упр. 1, 2, 3 стр. 22 и . не забудьте составить полные и сокращенные ионные уравнения к заданиям 2, 3, 4, 5, решенным в классе, иначе Ваша помощь сказочным персонажам не будет полной.
Видео:Химические уравнения // Как Составлять Уравнения Реакций // Химия 9 классСкачать
Презентация по химии на тему «Реакции ионного обмена» ( 9 класс)
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
Видеолекции для
профессионалов
- Свидетельства для портфолио
- Вечный доступ за 120 рублей
- 311 видеолекции для каждого
«Как закрыть гештальт: практики и упражнения»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Реакции обмена протекают между ионами, поэтому они называются реакциями ионного обмена Реакции ионного обмена идут до конца в трех случаях Если образуется осадок Если выделяется газ Если образуется вода ***В остальных случаях реакции обмена являются обратимыми
CuSO4 + 2NaOH Na2SO4 + Cu(OH)2 2AgNO3 + CaCl2 Ca(NO3)2 + 2AgCl Na2CO3 + Ca(NO3)2 2NaNO3 + CaCO3 BaCl2 + K2SO4 2KCl + BaSO4
CuO + H2SO4 CuSO4 + H2O Fe(OH)3 + 3HCl FeCl3 + 3H2O NaOH + HNO3 NaNO3 + H2O
Обратимые реакции – это реакции, которые при одних и тех же условиях протекают в двух противоположных направлениях 2NaNO3 + CaCl2 Ca(NO3)2 + 2NaCl K3PO4 + 3NaCl Na3PO4 + 3KCl CuCl2 + Na2SO4 CuSO4 + 2NaCl
Для реакций ионного обмена составляют полные и сокращенные ионные уравнения. При этом на ионы никогда не раскладывают : нерастворимые вещества (см. таблицу растворимости); оксиды; воду; газы Помним, что ионы – это заряженные частицы катионы анионы + — 1) Запишем молекулярное уравнение и уравняем его: CuSO4 + 2NaOH Na2SO4 + Cu(OH)2 2) Разложим на ионы все, что возможно и затем сократим одинаковые ионы в обоих частях уравнения: Cu+2 + SO4-2 + 2Na+1 + 2OH-1 2Na+1 + SO4-2 + Cu(OH)2 (полное ионное уравнение) 3) Запишем то, что получилось: Cu+2 + 2OH-1 Cu(OH)2 (сокращенное ионное уравнение)
CaCO3 + 2HNO3 Ca(NO3)2 + H2CO3 (H2O + CO2 ) CaCO3 + 2H+1 + 2NO3-1 Ca+2 + 2NO3-1 + H2O + CO2 CaCO3 + 2H+1 Ca+2 + H2O + CO2 CuS + 2HCl CuCl2 + H2S CuS + 2H+1 + 2Cl-1 Cu+2 + 2Cl-1 + H2S CuS + 2H+1 Cu+2 + H2S
NaOH + HNO3 NaNO3 + H2O Na+1 + OH-1 + H+1 + NO3-1 Na+1 + NO3-1 + H2O OH-1 + H+1 H2O K3PO4 + 3NaCl Na3PO4 + 3KCl 3K+1 + PO4-3 + 3Na+1 + 3Cl-1 3Na+1 + PO4-3 + 3K+1 + 3Cl-1 сокращенного ионного уравнения нет , следовательно, у обратимых реакций нет сокращенных ионных уравнений
Михаил и Алексей делали домашнее задание. Они составили уравнения реакций, но случайно на лист бумаги пролили чернила. Помогите ученикам восстановить запись. Составьте к восстановленным уравнениям полные и сокращенные ионные уравнения 1) NaOH + HCl NaCl + H2O 2) MgCl2 + Na2SO3 MgSO3 + 2NaCl 3) K2SO3 + HNO3 KNO3 + H2O + SO2 4) ZnSO4 + 2NaOH Zn(OH)2 + Na2SO4 5) Al(OH)3 + 3HNO3 Al(NO3)3 + 3H2O 6) CaCO3 + 2 HCl CaCl2 + H2O + CO2
Внимание! Правильный ответ NaOH + HCl NaCl + H2O Na+1 + OH-1 + H+1 + Cl-1 Na+1 + Cl-1 + H2O OH-1 + H+1 H2O 2) MgCl2 + Na2SO3 MgSO3 + 2NaCl Mg+2 + 2Cl-1 + 2Na+1 + SO3-2 MgSO3 + 2Na+1 +2Cl-1 Mg+2 + SO3-2 MgSO3 3) K2SO3 + 2HNO3 2KNO3 + H2O + SO2 2K+1 + SO3-2 + 2H+1 + 2NO3-1 2K+1 + 2NO3-1 + H2O + SO2 SO3-2 + 2H+1 H2O + SO2
Внимание! Правильный ответ (продолжение) 4) ZnSO4 + 2NaOH Zn(OH)2 + Na2SO4 Zn+2 + SO4-2 + 2Na+1 + 2OH-1 2Na+1 + SO4-2 + Zn(OH)2 Zn+2 + 2OH-1 Zn(OH)2 5) Al(OH)3 + 3HNO3 Al(NO3)3 + 3H2O Al(OH)3 + 3H+1 + 3NO3-1 Al+3 + 3NO3-1 + 3H2O Al(OH)3 + 3H+1 Al+3 + 3H2O 6) CaCO3 + 2 HCl CaCl2 + H2O + CO2 CaCO3 + 2H+1 + 2Cl-1 Ca+2 + 2Cl-1 + H2O + CO2 CaCO3 + 2H+1 Ca+2 + H2O + CO2
Колдунья с вороном отравили лечебный колодец, в котором был раствор хлористого кальция, который помогал целому городу. Он использовался горожанами при отравлениях, кровотечениях, аллергиях. Они превратили раствор СaCl2 в нерастворимый известняк CaCO3. Помогите жителям «расколдовать» колодец, если в вашем распоряжении есть растворы NaCl, Na2CO3, HCl, H2SO4, Zn(NO3)2.
Внимание! Правильный ответ СаСО3 + 2HCl CaCl2 + H2O + CO2 Д.З. Составить полное и сокращенное ионное уравнение
Олененок спешит к друзьям. Он шел долгих 3 дня. Ему осталось только перейти реку, но река оказалась испорчена – она наполнена раствором серной кислоты. Помогите Олененку воссоединиться с друзьями, если в вашем распоряжении есть растворы NaCl, Ba(OH)2 HCl, CuSO4, Ba(NO3)2.
Внимание! Правильный ответ H2SO4 + Ba(OH)2 BaSO4 + 2H2O Д.З. Составить полное и сокращенное ионное уравнение
Тигренок и крокодил поранились, а у доктора Айболита закончились все лекарства. У него в распоряжении есть некоторые химикаты: NaNO3, CuOH)2 H2SO4, НCl, BaCl2. Он знает, что раствор сульфата меди (II) может оказывать антисептическое, вяжущее, ранозаживляющее действие. Помогите доктору приготовить раствор и вылечить тигренка и крокодила.
Внимание! Правильный ответ Cu(OH)2 + H2SO4 CuSO4 + 2H2O Д.З. Составить полное и сокращенное ионное уравнение
Однажды русалка заметила, что ее друзья рыбы перестали с ней играть и уплывают подальше от ее дома. Она не могла понять, в чем дело, ведь они не ссорились… И тогда ее мама рассказала ей, что рыбы уплывают, потому что около их дома почти нет растений, и рыбам не хватает кислорода… Русалка подумала, что можно посадить растения, но они будут расти долго… А из старых мудрых книжек она узнала, что можно насытить воду углекислым газом – повышение концентрации СО2 в воде приводит к значительному ускорению в росте растений. В распоряжении русалки оказались: NaOH, ВaCO3, K2SO4, НCl, Ba(NO3)2. помогите русалке получить углекислый газ.
Внимание! Правильный ответ BаСО3 + 2HCl BaCl2 + H2O + CO2 Д.З. Составить полное и сокращенное ионное уравнение
§ 4 упр. 1,2,3 стр. 22 … и не забудьте составить полные и сокращенные ионные уравнения к заданиям 2,3,4,5, решенным в классе, потому что иначе Ваша помощь сказочным персонажам не будет полной
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 852 человека из 77 регионов
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
- Сейчас обучается 49 человек из 21 региона
Курс профессиональной переподготовки
Химия: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 382 человека из 65 регионов
- Для всех учеников 1-11 классов
и дошкольников - Интересные задания
по 16 предметам
«Учись, играя: эффективное обучение иностранным языкам дошкольников»
Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику
Видео:РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА, ИОННОЕ УРАВНЕНИЕ - Урок Химия 9 класс / Подготовка к ЕГЭ по ХимииСкачать
Дистанционные курсы для педагогов
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 855 362 материала в базе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Другие материалы
- 16.10.2016
- 921
- 60
- 16.10.2016
- 945
- 2
- 16.10.2016
- 518
- 0
- 16.10.2016
- 1867
- 6
- 16.10.2016
- 6381
- 36
- 16.10.2016
- 9628
- 193
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Добавить в избранное
- 16.10.2016 6916
- PPTX 8.1 мбайт
- 14 скачиваний
- Оцените материал:
Настоящий материал опубликован пользователем Овсянникова Татьяна Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Автор материала
- На сайте: 5 лет и 8 месяцев
- Подписчики: 0
- Всего просмотров: 63306
- Всего материалов: 10
Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов
Видео:Как Решать Задачи по Химии // Задачи с Уравнением Химической Реакции // Подготовка к ЕГЭ по ХимииСкачать
Дистанционные курсы
для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы
установленного образца!
«Реализация технологии модульного обучения в школе»
«Важные аспекты психического здоровья детей»
«Агрессия и злость: эффективное управление»
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
ФИПИ опубликовал открытые варианты заданий ЕГЭ 2022 года
Время чтения: 1 минута
Тысячи учителей в Австралии вышли на забастовку
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Видео:Реакции ионного обмена. 9 класс.Скачать
Презентация на тему «»Реакции ионного обмена»»
Код для вставки
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Видео:Химические уравнения - Как составлять уравнения реакций // Составление Уравнений Химических РеакцийСкачать
Комментарии
Видео:ОВР и Метод Электронного Баланса — Быстрая Подготовка к ЕГЭ по ХимииСкачать
Аннотация к презентации
Интересует тема «»Реакции ионного обмена»»? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 21 слайда. Средняя оценка: 5.0 балла из 5. Также представлены другие презентации по химии. Скачивайте бесплатно.
Видео:Как Решать Задачи по Химии // Задачи с Уравнением Химической Реакции // Химия ПростоСкачать
Содержание
Реакции ионного обмена
Реакции обмена протекают между ионами, поэтому они называются реакциями ионного обмена Реакции ионного обмена идут до конца в трех случаях Если образуется осадок Если выделяется газ Если образуется вода ***В остальных случаях реакции обмена являются обратимыми Реакции ионного обмена
Если образуется осадок: CuSO4 + 2NaOH Na2SO4 + Cu(OH)2 2AgNO3 + CaCl2Ca(NO3)2 + 2AgCl Na2CO3 + Ca(NO3)22NaNO3 + CaCO3 BaCl2 + K2SO4 2KCl + BaSO4
Если выделяется газ: CaCO3 + 2HNO3Ca(NO3)2 + H2CO3 (H2O + CO2) Na2SO3 + 2HCl 2NaCl + H2SO3 (H2O + SO2) CuS + 2HCl CuCl2 + H2S
Если образуется вода: CuO + H2SO4 CuSO4 + H2O Fe(OH)3 + 3HCl FeCl3 + 3H2O NaOH + HNO3 NaNO3 + H2O
Если НЕобразуются осадок, газ, вода, то реакции обмена обратимы: Обратимые реакции – это реакции, которые при одних и тех же условиях протекают в двух противоположных направлениях 2NaNO3 + CaCl2 Ca(NO3)2 + 2NaCl K3PO4 + 3NaCl Na3PO4 + 3KCl CuCl2 + Na2SO4 CuSO4 + 2NaCl
Ионные уравнения Для реакций ионного обмена составляют полные и сокращенные ионные уравнения. При этом на ионы никогда не раскладывают : нерастворимые вещества (см. таблицу растворимости); оксиды; воду; газы Помним, что ионы – это заряженные частицы катионы анионы + — 1) Запишем молекулярное уравнение и уравняем его: CuSO4 + 2NaOH Na2SO4 + Cu(OH)2 2) Разложим на ионы все, что возможно и затем сократим одинаковые ионы в обоих частях уравнения: Cu+2 + SO4-2 + 2Na+1 + 2OH-12Na+1 + SO4-2 + Cu(OH)2 (полное ионное уравнение) 3) Запишем то, что получилось: Cu+2 + 2OH-1Cu(OH)2 (сокращенное ионное уравнение)
Ионные уравнения CaCO3 + 2HNO3 Ca(NO3)2 + H2CO3(H2O + CO2) CaCO3 + 2H+1 + 2NO3-1Ca+2 + 2NO3-1 + H2O + CO2 CaCO3 + 2H+1Ca+2 + H2O + CO2 CuS + 2HCl CuCl2 + H2S CuS + 2H+1 + 2Cl-1 Cu+2 + 2Cl-1 + H2S CuS + 2H+1 Cu+2 + H2S
Ионные уравнения NaOH + HNO3 NaNO3 + H2O Na+1 + OH-1 + H+1 + NO3-1 Na+1 + NO3-1 + H2O OH-1 + H+1H2O K3PO4 + 3NaCl Na3PO4 + 3KCl 3K+1 + PO4-3 + 3Na+1 + 3Cl-1 3Na+1 + PO4-3 + 3K+1 + 3Cl-1 сокращенного ионного уравнения нет , следовательно, у обратимых реакций нет сокращенных ионных уравнений
Михаил и Алексей делали домашнее задание. Они составили уравнения реакций, но случайно на лист бумаги пролили чернила. Помогите ученикам восстановить запись. Составьте к восстановленным уравнениям полные и сокращенные ионные уравнения 1) NaOH + HClNaCl + H2O 2) MgCl2 + Na2SO3 MgSO3 + 2NaCl 3) K2SO3 + HNO3KNO3 + H2O + SO2 4) ZnSO4 + 2NaOH Zn(OH)2 + Na2SO4 5) Al(OH)3 + 3HNO3 Al(NO3)3 + 3H2O 6) CaCO3 + 2 HCl CaCl2 + H2O + CO2
Внимание! Правильный ответ NaOH + HClNaCl + H2O Na+1 + OH-1 + H+1 + Cl-1 Na+1 + Cl-1 + H2O OH-1 + H+1 H2O 2) MgCl2 + Na2SO3 MgSO3 + 2NaCl Mg+2 + 2Cl-1 + 2Na+1 + SO3-2 MgSO3 + 2Na+1 +2Cl-1 Mg+2 + SO3-2 MgSO3 3) K2SO3 + 2HNO3 2KNO3 + H2O + SO2 2K+1 + SO3-2 + 2H+1 + 2NO3-1 2K+1 + 2NO3-1 + H2O + SO2 SO3-2 + 2H+1 H2O + SO2
Внимание! Правильный ответ(продолжение) 4) ZnSO4 + 2NaOH Zn(OH)2 + Na2SO4 Zn+2 + SO4-2 + 2Na+1 + 2OH-1 2Na+1 + SO4-2 + Zn(OH)2 Zn+2 + 2OH-1 Zn(OH)2 5) Al(OH)3 + 3HNO3 Al(NO3)3 + 3H2O Al(OH)3 + 3H+1+ 3NO3-1 Al+3 + 3NO3-1 + 3H2O Al(OH)3 + 3H+1 Al+3 + 3H2O 6) CaCO3 + 2 HCl CaCl2 + H2O + CO2 CaCO3 + 2H+1 + 2Cl-1 Ca+2 + 2Cl-1 + H2O + CO2 CaCO3 + 2H+1 Ca+2 + H2O + CO2
Колдунья с вороном отравили лечебный колодец, в котором был раствор хлористого кальция, который помогал целому городу. Он использовался горожанами при отравлениях, кровотечениях, аллергиях. Они превратили раствор СaCl2 в нерастворимый известняк CaCO3. Помогите жителям «расколдовать» колодец, если в вашем распоряжении есть растворы NaCl, Na2CO3, HCl, H2SO4, Zn(NO3)2.
Внимание! Правильный ответ СаСО3 + 2HCl CaCl2 + H2O+ CO2 Д.З. Составить полное и сокращенное ионное уравнение
Олененок спешит к друзьям. Он шел долгих 3 дня. Ему осталось только перейти реку, но река оказалась испорчена – она наполнена раствором серной кислоты. Помогите Олененку воссоединиться с друзьями, если в вашем распоряжении есть растворы NaCl, Ba(OH)2HCl, CuSO4, Ba(NO3)2.
Внимание! Правильный ответ H2SO4 + Ba(OH)2 BaSO4 + 2H2O Д.З. Составить полное и сокращенное ионное уравнение
Тигренок и крокодил поранились, а у доктора Айболита закончились все лекарства. У него в распоряжении есть некоторые химикаты: NaNO3, CuOH)2 H2SO4, НCl, BaCl2. Он знает, что раствор сульфата меди (II) может оказывать антисептическое, вяжущее, ранозаживляющее действие. Помогите доктору приготовить раствор и вылечить тигренка и крокодила.
Внимание! Правильный ответ Cu(OH)2 + H2SO4 CuSO4 + 2H2O Д.З. Составить полное и сокращенное ионное уравнение
Однажды русалка заметила, что ее друзья рыбы перестали с ней играть и уплывают подальше от ее дома. Она не могла понять, в чем дело, ведь они не ссорились… И тогда ее мама рассказала ей, что рыбы уплывают, потому что около их дома почти нет растений, и рыбам не хватает кислорода… Русалка подумала, что можно посадить растения, но они будут расти долго… А из старых мудрых книжек она узнала, что можно насытить воду углекислым газом – повышение концентрации СО2 в воде приводит к значительному ускорению в росте растений. В распоряжении русалки оказались: NaOH, ВaCO3, K2SO4, НCl, Ba(NO3)2. помогите русалке получить углекислый газ.
Внимание! Правильный ответ BаСО3 + 2HCl BaCl2 + H2O + CO2 Д.З. Составить полное и сокращенное ионное уравнение
Домашнее задание § 4 упр. 1,2,3 стр. 22 … и не забудьте составить полные и сокращенные ионные уравнения к заданиям 2,3,4,5, решенным в классе, потому что иначе Ваша помощь сказочным персонажам не будет полной
Видео:ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ ХИМИЯ 8 класс // Подготовка к ЕГЭ по Химии - INTENSIVСкачать
Тема: Реакции ионного обмена и условия их протекания
Тема: Реакции ионного обмена и условия их протекания.
Цель: сформировать представление учащихся о реакциях, протекающих межу ионами, условий протекания реакций ионного обмена до конца, обратимых реакциях, полных и сокращенных ионных уравнениях.
- а) учебно-интеллектуальных (анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезу; сравнивать соли и химические реакции, классифицировать, делать выводы); б) учебно-информационных (работать с текстом); в) учебно–организационных (понимать смысл задания, распределять время для выполнения заданий планировать работу по организации работы, осуществлять самоконтроль);
способствовать формированию критического мышления учащихся (критически оценивать собственные знания по теме и сопоставлять их с научными);
Форма проведения: урок с использованием ИКТ, включением парных, индивидуальных форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
I. Организационный момент
- Что такое реакции обмена? (это реакции между двумя сложными веществами, при которых они обмениваются своими составными частями). Что такое ионы? (это заряженные частицы, которые отличаются от атомов числом электронов) На какие группы делятся ионы? (катионы – положительные ионы; анионы – отрицательные ионы) Что такое электролитическая диссоциация? (процесс распада молекул электролитов на ионы при растворении в воде или расплавлении) На какие ионы распадаются при электролитической диссоциации кислоты (ионы водорода и ионы кислотного остатка) На какие ионы распадаются при электролитической диссоциации растворимые основания? (ионы металла и ионы ОН-1 групп) На какие ионы распадаются при электролитической диссоциации соли? (ионы металла и ионы кислотного остатка)
Задание «Куча мала». На доске беспорядочно расположены ионы: , , ,,, , , . Разложите их по двум папкам с названием «КАТИОНЫ» и «АНИОНЫ».
II. Изучение нового материала. Объяснение учителя. 15 мин.
Эти р-ции происходят в почве и являются неотъемлемой частью с/х (ионообменные процессы)
В пищевой отрасли они используются для выпекания тортов и бисквитов
В полиграфическом производстве тоже используются эти реакции
— обращаемся к слайду для дальнейших рассуждений
Ребята, что изображено на нашем слайде? (все они протекают по — разному)
— работа с презентацией – условия протекания реакций ионного обмена.
Индивидуальная работа «Прием «инсерт»
— чтение с пометками
III. Закрепление изученного материала (10 мин)
Учащимся предлагается выполнить задания в парах. Каждое задание предлагается на слайде и проверяется на следующем слайде — взаимопроверка по критериям
Критерии оценки работы в паре:
Правильно составленное молекулярное уравнение – 1балл
Правильно составленное полное ионное уравнение – 2 балла
Верное сокращенное ионное уравнение – 1 балл
Расстановка коэффициентов – 2 балла
Саша и Алеша делали домашнее задание. Они составили уравнения реакций, но случайно на лист бумаги пролили чернила. Помогите ученикам восстановить запись. Составьте к восстановленным
Восполни недостающие буквы в следующих словах:
х — м — я с — е — ь
о — о — о св — й — — в —
в — — ен — н — с — ь и — д — — с
Задание 2. Групповая работа
Колдунья с вороном отравили лечебный колодец, в котором был раствор хлористого кальция, который помогал целому городу. Он использовался горожанами при отравлениях, кровотечениях, аллергиях. Они превратили раствор СaCl2 в нерастворимый известняк CaCO3. Помогите жителям “расколдовать” колодец, если в вашем распоряжении есть растворы NaCl, Na2CO3, HCl, H2SO4, Zn(NO3)2.
СаСО3 + 2HCl CaCl2 + H2O + CO2
Олененок спешит к друзьям. Он шел долгих 3 дня. Ему осталось только перейти реку, но река оказалась испорчена – она наполнена раствором серной кислоты. Помогите Олененку воссоединиться с друзьями, если в вашем распоряжении есть растворы NaCl, Ba(OH)2 HCl, CuSO4, Ba(NO3)2.
H2SO4 + Ba(OH)2 BaSO4 + 2H2O
Тигренок и крокодил поранились, а у доктора Айболита закончились все лекарства. У него в распоряжении есть некоторые химикаты: NaNO3, CuOH)2 H2SO4, НCl, BaCl2. Он знает, что раствор сульфата меди (II) может оказывать антисептическое, вяжущее, ранозаживляющее действие. Помогите доктору приготовить раствор и вылечить тигренка и крокодила.
Cu(OH)2 + H2SO4 CuSO4 + 2H2O
Однажды русалка заметила, что ее друзья рыбы перестали с ней играть и уплывают подальше от ее дома. Она не могла понять, в чем дело, ведь они не ссорились. И тогда ее мама рассказала ей, что рыбы уплывают, потому что около их дома почти нет растений, и рыбам не хватает кислорода. Русалка подумала, что можно посадить растения, но они будут расти долго. А из старых мудрых книжек она узнала, что можно насытить воду углекислым газом – повышение концентрации СО2 в воде приводит к значительному ускорению в росте растений. В распоряжении русалки оказались: NaOH, ВaCO3, K2SO4, НCl, Ba(NO3)2. помогите русалке получить углекислый газ.
BаСО3 + 2HCl BaCl2 + H2O + CO2
IV. На следующем уроке мы продолжим разбирать тему “Реакции ионного обмена” и напишем небольшую проверочную работу, а сейчас.
Домашнее задание (слайд 21):
Параграф 4 упр. 1, 2, 3 стр. 22 и. не забудьте составить полные и сокращенные ионные уравнения к заданиям 2, 3, 4, 5, решенным в классе, иначе Ваша помощь сказочным персонажам не будет полной.
Химическая пауза.
«Я слышу и — и я забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю». Конфуций
Ведущий: А я покажу пока свое волшебство. Улыбнитесь поскорее, улыбнитесь веселее. Мы сегодня открываем наше фотоателье. Я могу моментально получить ваше фото, без фотоаппарата (приглашает зрителя).
Вот на этот чистый лист посмотри внимательно
Веселее улыбнись – это обязательно.
Этот снимок проявить мы сумеем запросто:
Листик сбрызнем чуть-чуть из пульверизатора.
Опыт «Образ нерукотворный»
На листе ватмана заранее делается рисунок – рожица – спиртовым раствором фенолфталеина. В пульверизаторе находится концентрированный раствор карбоната натрия Na2CO3, при смачивании которым листа бумаги появляется малиновый рисунок, изображающий рожицу.
После химической паузы жюри подводятся итоги конкурса «Ребус» и команды присоединяют первые вагоны к своему составу.
Жюри подводит итоги путешествия и называет победителей.
🎬 Видео
Расчет выхода продукта от теоретически возможного. 10 класс.Скачать
Гидролиз солей. 9 класс.Скачать
Решение задач по уравнениям реакций, если одно из реагирующих веществ взято в избытке. 1 ч. 9 класс.Скачать
Расстановка Коэффициентов в Химических Реакциях // Подготовка к ЕГЭ по ХимииСкачать
8 класс. Составление уравнений химических реакций.Скачать
Формулы и алгоритмы решения задания №27 | Химия ЕГЭ 10 класс | УмскулСкачать
9 класс. Реакции ионного обмена. Ионные уравнения.Скачать
Реакции ионного обмена. 9 класс.Скачать
Решение задач по уравнениям реакций, если одно из реагирующих веществ взято в избытке. 3 ч. 9 класс.Скачать
Реакции ионного обменаСкачать
Химические уравнения. СЕКРЕТНЫЙ СПОСОБ: Как составлять химические уравнения? Химия 8 классСкачать
Решение задач по уравнениям реакций, если одно из реагирующих веществ взято в избытке. 2 ч. 9 класс.Скачать