При выполнении различных алгебраических преобразований часто удобно пользоваться формулами сокращенного умножения. Зачастую эти формулы применяются не столько для того чтобы сократить процесс умножения, а наоборот скорее для того, чтобы по результату понять, что его можно представить как произведение некоторых множителей. Таким образом, данные формулы нужно уметь применять не только слева направо, но и справа налево. Перечислим основные формулы сокращенного умножения. Квадрат суммы:
Предыдущие две формулы также иногда записывают в несколько другом виде, который даёт нам какое-то выражение для суммы квадратов:
Также нужно понимать, что будет получаться если в скобках в квадрате знаки будут расставлены «нестандартным» способом:
Теперь идём далее. Формула сокращенного умножения разность квадратов:
Последние две формулы также часто удобно использовать в виде:
- Квадратное уравнение и квадратный трехчлен
- Основные свойства степеней
- Основные свойства математических корней
- Некоторые дополнительные сведения из алгебры
- Решение рациональных уравнений
- Решение систем рациональных уравнений
- Как успешно подготовиться к ЦТ по физике и математике?
- Нашли ошибку?
- Способы решения систем рациональных уравнениий методическая разработка по алгебре (11 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Рациональные неравенства и их системы. Системы уравнений
- 🌟 Видео
Квадратное уравнение и квадратный трехчлен
Пусть квадратное уравнение имеет вид:
Тогда дискриминант находят по формуле:
Если D > 0, то квадратное уравнение имеет два корня, которые находят по формуле:
Если D = 0, то квадратное уравнение имеет один корень (его кратность: 2), который ищется по формуле:
Если D 0), значение квадратного трехчлена:
Основные свойства степеней
У математических степеней есть несколько важных свойств, перечислим их. При умножении степеней с одинаковыми основаниями показатели степеней складываются:
При делении степеней с одинаковыми основаниями из показателя степени делимого вычитается показатель степени делителя:
При возведении степени в степень показатели степеней перемножаются:
Если перемножаются числа с одинаковой степенью, но разным основанием, то можно сначала перемножить числа, а затем произведение возвести в эту степень. Обратная процедура также возможна, если имеется произведение в степени, то можно каждое из умножаемых возвести в эту степень по отдельности а результаты перемножить:
Также, если делятся числа с одинаковой степенью, но разным основанием, то можно сначала поделить числа, а затем частное возвести в эту степень (обратная процедура также возможна):
Несколько простых свойств степеней:
Последнее свойство выполняется только при n > 0. Ноль можно возводить только в положительную степень. Ну а основное свойство отрицательной степени записывается следующим образом:
Основные свойства математических корней
Математический корень можно представить в виде обычной степени, а затем пользоваться всеми свойствами степеней приведёнными выше. Для представления математического корня в виде степени используют следующую формулу:
Тем не менее можно отдельно выписать ряд свойств математических корней, которые основываются на свойствах степеней описанных выше:
Для арифметических корней выполняется следующее свойство (которое одновременно можно считать определением корня):
Последнее справедливо: если n – нечетное, то для любого a; если же n – четное, то только при неотрицательном a. Для корня нечетной степени выполняется также следующее равенство (из под корня нечетной степени можно выносить знак «минус»):
Так как значение корня четной степени может быть только неотрицательным, то для таких корней имеется следующее важное свойство:
Некоторые дополнительные сведения из алгебры
Если x0 – корень многочлена n-ой степени Pn(x), то выполняется следующее равенство (здесь Qn-1(x) – некоторый многочлен (n – 1)-ой степени):
Процедура в рамках которой квадратный трехчлен представляется как скобка в квадрате и еще некоторое слагаемое называется выделением полного квадрата. И хотя операцию выделения полного квадрата проще выполнять каждый раз «с ноля» в конкретных цифрах, тем не менее имеется и общая формула, с помощью которой можно записывать сразу результат выделения полного квадрата:
Существует операция, обратная операции сложения дробей с одинаковыми знаменателями, и которая называется почленным делением. Она заключается в том, чтобы наоборот каждое слагаемое из суммы в числителе некоторой дроби, записать отдельно над знаменателем этой дроби. Для операции почленного деления также можно записать общую формулу:
Существует также формула для разложения суммы квадратов на множители:
Решение рациональных уравнений
Решить уравнение – значит найти все его корни. Основной метод решения – путем алгебраических преобразований или замены переменных свести уравнение к равносильному, которое решается просто (например, к квадратному). Если свести уравнение к равносильному не получается, то могут возникать побочные корни. Сомневаетесь – проверяйте корни подстановкой.
Для многих уравнений важно понятие области допустимых значений для корней, далее – ОДЗ. На данном этапе (в рациональных уравнениях, т.е. тех, которые не содержат арифметических корней, тригонометрических функций, логарифмов и т.д.), основное условие которому должны отвечать корни уравнения, это чтобы при их подстановке в изначальный вид уравнения знаменатели дробей не обращались в ноль, т.к. на ноль делить нельзя. Таким образом, ОДЗ включает все возможные значения кроме тех которые обращают в ноль знаменатели дробей.
При решении уравнений (а в дальнейшем и неравенств) нельзя сокращать множители с переменной в левой и правой части уравнения (неравенства), в этом случае Вы потеряете корни. Нужно переносить все выражения налево от знака равно и выносить «сокращающийся» множитель за скобки, в дальнейшем нужно учесть корни, которые он дает.
Для того чтобы произведение двух или более скобок было равно нулю, достаточно чтобы любая из них по отдельности была равна нулю, а остальные существовали. Поэтому в таких случаях нужно по очереди приравнивать все скобки к нулю. В итоговый ответ нужно записать корни всех этих «веток» решения (если конечно эти корни входят в ОДЗ).
Иногда некоторые из дробей в рациональном уравнении можно сократить. Это нужно обязательно попытаться сделать и не упустить ни одной такой возможности. Но при сокращении дроби Вы можете потерять ОДЗ, поэтому дроби нужно сокращать только после записи ОДЗ, или же в конце решения полученные корни подставлять в первоначальное уравнение для проверки существования знаменателей.
Итак, для решения рационального уравнения необходимо:
- Разложить все знаменатели всех дробей на множители.
- Перенести все слагаемые влево, чтобы справа получился ноль.
- Записать ОДЗ.
- Сократить дроби, если это возможно.
- Привести к общему знаменателю.
- Упростить выражение в числителе.
- Приравнять числитель к нулю и решать полученное уравнение.
- Не забыть проверить корни на соответствие ОДЗ.
Одним из самых распространённых методов решения уравнений является метод замены переменных. Зачастую замена переменных выбирается индивидуально для каждого конкретного примера. При этом важно помнить о двух основных критериях введения замены в уравнения. Итак после введения замены в некоторое уравнение это уравнение должно:
- во-первых, стать проще;
- во-вторых, больше не содержать первоначальной переменной.
Кроме того, важно не забывать выполнять обратную замену, т.е. после нахождения значений для новой переменной (для замены), записывать вместо замены то, чему она равна через первоначальную переменную, приравнивать это выражение к найденным значениям для замены и опять решать уравнения.
Отдельно остановимся на алгоритме решения очень распространённых однородных уравнений. Однородные уравнения имеют вид:
Здесь А, В и С – числа, не равные нулю, а f(x) и g(x) – некоторые функции с переменной х. Однородные уравнения решают так: разделим все уравнение на g 2 (x) и получим:
Производим замену переменных:
И решаем квадратное уравнение:
Получив корни этого уравнения не забываем выполнить обратную замену, а также проверить корни на соответствие ОДЗ.
Также при решении некоторых рациональных уравнений хорошо бы помнить про следующие полезные преобразования:
Решение систем рациональных уравнений
Решить систему уравнений – значит найти не просто решение, а комплекты решений, то есть такие значения всех переменных которые, будучи одновременно подставленными в систему, обращают каждое ее уравнение в тождество. При решении систем уравнений можно применять следующие методы (про ОДЗ при этом не забываем):
- Метод подстановки. Метод состоит в том, чтобы выразив одну из переменных из одного из уравнений, подставить это выражение вместо данной неизвестной в остальные уравнения, уменьшив таким образом количество неизвестных в оставшихся уравнениях. Данная процедура повторяется пока не останется одно уравнение с одной переменной, которое затем и решается. Остальные неизвестные последовательно находятся по уже известным значениям найденных переменных.
- Метод расщепления системы. Этот метод состоит в том, чтобы разложить одно из уравнений системы на множители. При этом необходимо чтобы справа в этом уравнении был ноль. Тогда приравнивая по очереди каждый множитель этого уравнения к нолю и дописывая остальные уравнения первоначальной системы, получим несколько систем, но каждая из них будет проще первоначальной.
- Метод сложения и вычитания. Данный метод состоит в том, чтобы складывая либо вычитая два уравнения системы (их предварительно можно и часто нужно умножать на некоторый коэффициент) получить новое уравнение, и заменить им одно из уравнений первоначальной системы. Очевидно, что такая процедура имеет смысл, только если новое уравнение будет получаться значительно проще ранее имевшихся.
- Метод деления и умножения. Данный метод состоит в том, чтобы разделив либо умножив соответственно левые и правые части двух уравнений системы получить новое уравнение, и заменить им одно из уравнений первоначальной системы. Очевидно, что такая процедура опять таки имеет смысл, только если новое уравнение будет получаться значительно проще ранее имевшихся.
Существуют и другие методы решения систем рациональных уравнений. В числе которых — замена переменных. Зачастую замена переменных подбирается индивидуально под каждый конкретный пример. Но есть два случая, где всегда нужно вводить совершенно определённую замену. Первый из этих случаев, это случай когда оба уравнения системы с двумя неизвестными являются однородными многочленами приравненными к некоторому числу. В этом случае нужно использовать замену:
После применения этой замены, к слову, нужно будет для продолжения решения таких систем использовать метод деления. Второй случай, это симметричные системы с двумя переменными, т.е. такие системы, которые не изменяются при замене x на y, а y на x. В таких системах необходимо применять следующую двойную замену переменных:
При этом, для того чтобы ввести такую замену в симметричную систему, первоначальные уравнения скорее всего придется сильно преобразовывать. Про ОДЗ и обязательность выполнения обратной замены в обоих этих методах, конечно нельзя забывать.
Как успешно подготовиться к ЦТ по физике и математике?
Для того чтобы успешно подготовиться к ЦТ по физике и математике, среди прочего, необходимо выполнить три важнейших условия:
- Изучить все темы и выполнить все тесты и задания приведенные в учебных материалах на этом сайте. Для этого нужно всего ничего, а именно: посвящать подготовке к ЦТ по физике и математике, изучению теории и решению задач по три-четыре часа каждый день. Дело в том, что ЦТ это экзамен, где мало просто знать физику или математику, нужно еще уметь быстро и без сбоев решать большое количество задач по разным темам и различной сложности. Последнему научиться можно только решив тысячи задач.
- Выучить все формулы и законы в физике, и формулы и методы в математике. На самом деле, выполнить это тоже очень просто, необходимых формул по физике всего около 200 штук, а по математике даже чуть меньше. В каждом из этих предметов есть около десятка стандартных методов решения задач базового уровня сложности, которые тоже вполне можно выучить, и таким образом, совершенно на автомате и без затруднений решить в нужный момент большую часть ЦТ. После этого Вам останется подумать только над самыми сложными задачами.
- Посетить все три этапа репетиционного тестирования по физике и математике. Каждый РТ можно посещать по два раза, чтобы прорешать оба варианта. Опять же на ЦТ, кроме умения быстро и качественно решать задачи, и знания формул и методов необходимо также уметь правильно спланировать время, распределить силы, а главное правильно заполнить бланк ответов, не перепутав ни номера ответов и задач, ни собственную фамилию. Также в ходе РТ важно привыкнуть к стилю постановки вопросов в задачах, который на ЦТ может показаться неподготовленному человеку очень непривычным.
Успешное, старательное и ответственное выполнение этих трех пунктов, а также ответственная проработка итоговых тренировочных тестов, позволит Вам показать на ЦТ отличный результат, максимальный из того, на что Вы способны.
Нашли ошибку?
Если Вы, как Вам кажется, нашли ошибку в учебных материалах, то напишите, пожалуйста, о ней на электронную почту (адрес электронной почты здесь). В письме укажите предмет (физика или математика), название либо номер темы или теста, номер задачи, или место в тексте (страницу) где по Вашему мнению есть ошибка. Также опишите в чем заключается предположительная ошибка. Ваше письмо не останется незамеченным, ошибка либо будет исправлена, либо Вам разъяснят почему это не ошибка.
ЗАПРЕЩЕНО использование представленных на сайте материалов или их частей в любых коммерческих целях, а также их копирование, перепечатка, повторная публикация или воспроизведение в любой форме. Нарушение прав правообладателей преследуется по закону. Подробнее.
Видео:Решение систем уравнений методом подстановкиСкачать
Способы решения систем рациональных уравнениий
методическая разработка по алгебре (11 класс) по теме
Видео:9 класс, 11 урок, Методы решения систем уравненийСкачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_resheniya_sistem_racionalnyh_uravneniy_.doc | 1003.5 КБ |
Видео:Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать
Предварительный просмотр:
с. Александровка, 2012г.
Графический способ (алгоритм)
- Выразить в обоих уравнениях
системы переменную у через
переменную х. - Построить графики функций в одной
системе координат. - Отметить точки пересечения
графиков, выписать их координаты. - Записать в ответ полученные пары
чисел (х;у).
Как видишь этот способ
Прочти внимательно решение
примера и у тебя не останется
сомнений в пользе этого способа.
Реши систему уравнений:
Графиком первого уравнения системы является окружность с центром в точке (0;0) и радиусом равным 4. Преобразую второе уравнение так, чтобы переменная у оказалась функцией от х, т. е. у = 4 — х.
Построю оба графика в одной системе координат:
Точки пересечения графиков имеют координаты А(0;4), В(4;0). Система имеет два решения: (0;4), (4;0).
Тебе понравился этот метод
решения систем уравнений?
Некоторые системы из школьного
курса можно решать только этим
Научись применять этот способ и
тебе будут не страшны многие
задания по решению систем
Решить систему уравнений:
Проверь, верно ли, получились ответы:
с. Александровка, 2012г.
Метод введения новой переменной
Метод введения новой переменной
1. Замени одно или два выражения в уравнениях системы новыми переменными так, чтобы вновь полученные уравнения стали более простыми.
2. Реши полученную систему уравнений методам наиболее подходящим для этой системы уравнений.
3. Сделай обратную замену, для того, чтобы найти значения первоначальных переменных.
4. Запиши ответ в виде пар значений ( x,y ), которые были найдены на третьем шаге.
Посмотри внимательно как можно применить метод при решении системы !
Решить систему уравнений:
Введу в первое уравнение системы новую переменную, для этого заменю выражение xy переменной m , получу новую систему уравнений
Решу первое уравнение системы:
Сделаю обратную замену:
Если то система примет вид:
Если то система примет вид:
Данная система имеет четыре решения:
Тебе понравился этот метод?
Сложные системы уравнений становятся более простыми, если некоторые выражения в уравнениях заменить новыми переменными!
Научись применять этот метод, решив следующие системы уравнений !
Решить систему уравнений:
с. Александровка, 2012г.
для решения систем
Метод подстановки (алгоритм)
- Вырази переменную у через переменную х в одном из уравнений системы .
- Подставь полученное выражение вместо y в другое уравнение
системы. - Реши полученное уравнение относительно переменной x .
- Подставь поочередно каждое из найденных на третьем шаге значений x в выражение y через x , полученное на первом шаге.
- Запиши в ответ полученные пары
чисел (х;у).
Как видишь этот способ
Прочти внимательно решение
примера и у тебя не останется
сомнений в пользе этого способа .
Решить систему уравнений:
Выражу у через х в первом уравнении системы, получу систему
Подставлю полученное выражение вместо y во второе уравнение
системы, получу
Решу второе уравнение. Для этого открою скобки, учитывая, что перед ними стоит знак «-».
Приведу подобные слагаемые во втором уравнении системы, получу
Подставлю число 4 вместо x в выражение y через x , получу
Тебе понравился этот метод?
Им можно решать почти все системы из твоего учебника!
Видео:Способы решения систем нелинейных уравнений. 9 класс.Скачать
Рациональные неравенства и их системы. Системы уравнений
Этот видеоурок доступен по абонементу
У вас уже есть абонемент? Войти
К изучению предлагается тема «Рациональные неравенства и их системы. Системы уравнений». Для более уверенного решения систем рациональных неравенств и систем уравнений ученикам к рассмотрению предлагается рассмотреть решение систем уравнений. Решением системы является такая пара чисел, при подстановке которых получаем из системы верные равенства. Первое решение систем осуществляется методом подстановки, второе – графическим методом.
Если у вас возникнет сложность в понимании темы, рекомендуем посмотреть урок «Уравнения и неравенства»
🌟 Видео
Решение систем уравнений методом сложенияСкачать
СИСТЕМА УРАВНЕНИЙ различные способы решения 9 10 класс алгебраСкачать
ПОСМОТРИ это видео, если хочешь решить систему линейных уравнений! Метод ПодстановкиСкачать
Математика | Система уравнений на желтую звездочку (feat Золотой Медалист по бегу)Скачать
Рациональные уравнения. ОГЭ номер 21 | ЕГЭ номер 13 | Математика | TutorOnlineСкачать
Дробно-рациональные уравнения. 8 класс.Скачать
Система уравнений VS Система неравенств. ОГЭ по математике №9, 13| Математика TutorOnlineСкачать
Алгебра 9 класс. Решение систем уравнений через подстановку.Скачать
Решение систем уравнений. Методом подстановки. Выразить YСкачать
Решение систем уравнений методом сложенияСкачать
Матричный метод решения систем уравненийСкачать
Решение систем уравнений второго порядка. 8 класс.Скачать
Методы решения систем уравнений. Видеоурок по алгебре 9 классСкачать
Решение системы уравнений методом ГауссаСкачать
Решение системы линейных уравнений графическим методом. 7 класс.Скачать
Решение систем уравнений второй степени. Алгебра, 9 классСкачать