Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод

Видео:Математика. Методы решения логарифмических уравнений (9-10)Скачать

Математика. Методы решения логарифмических уравнений (9-10)

Разновидности функционально-графического метода решения логарифмических уравнений

Презентация к уроку

Цель:

  • повторить определение логарифма, свойства логарифмической функции, основные способы решения логарифмических уравнений (потенцирование, введение новой переменной, функционально-графический);
  • расширить представления учащихся о функционально-графическом методе решения логарифмических уравнений;
  • акцентировать внимание учащихся, в заданиях какого типа рациональнее применять функционально-графический метод;
  • формирование у учащихся умений: сравнивать и анализировать, сопоставлять и делать выводы;
  • усиление прикладной направленности курса алгебры и начала анализа.

Данная тема является важным этапом в формировании представлений о различных способах функционально-графического метода решения логарифмических уравнений в школьном курсе алгебры и начала анализа в программе “Алгебра и начала анализа 11” автора А.Г.Мордковича.

Необходимо выделить 4 часа на объяснение и отработку навыка решения логарифмических уравнений.

I. Актуализация знаний учащихся.

На последних уроках вы изучали очень сложную тему “Логарифмы”. Что вы уже знаете по этой теме:

1) определение логарифма,

2) свойства логарифмов,

3) логарифмическая функция,

4) логарифмические уравнения,

5) методы решения логарифмических уравнений.

Найдите блок “Блиц опрос” на рабочих листах.

1. Блок “ Блиц опрос”.

1)Вычислить значение выражения.

2) Выяснить при каких значениях x имеет смысл выражение

3) Сопоставить функцию и график. (Приложение 1. Рис.1,2,3,4)

Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод

Среди перечисленных функций найти:

А) ограниченную и снизу, и сверху;

Б) монотонно возрастающую.

5) Решите уравнения.

Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод

Аристотель говорил , что ум заключается не только в знаниях, но и в умениях применять знания на деле. И действительно, любые знания ценны только тогда, когда они не только достоверны и точны, но и имеют практическую значимость для человечества в целом.

Звучит музыка. (Историческая справка)

Вы знаете — открытие логарифма связано с музыкой. Дело в том, что вся пифагорская теория музыки основывалась на законах “Пифагора-Архита”. Пифагорова гамма была несовершенной, так как не позволяла переводить из одной тональности в другую мелодию.

И лишь только в 1700 году немецкий органист Веркмайстер осуществил смелое и гениальное решение, разделив октаву (геометрически) на 12 равных частей.

В основе музыкальной гаммы лежит геометрическая прогрессия со знаменателем – Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод. Методы решения логарифмических уравнений функционально графический методявляется иррациональным числом, при нахождении приближенного значения которого используются логарифмы.

И этим практическое использование логарифмов не ограничивается. Музыка, астрономия, физика, экономика (что очень близко для вашего класса), архитектура и строительство. Давайте в этом убедимся

Найдите на рабочем листе блок “Звукоизоляция”.

С помощью этой формулы Методы решения логарифмических уравнений функционально графический методможно рассчитать коэффициент звукоизоляции.

D – коэффициент звукоизоляции.

р0 – давление звука до поглощения

р – давление звука, прошедшего через стену

A – константа, которая в расчетах принимается равной 20 дБ

Если коэффициент звукоизоляции D=20дБ, то

Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод

т.е. снизилось давление звука в 10 раз. (Такую звукоизоляцию имеет дерево). Я вам предлагаю дома вычислить во сколько раз снижает давление звука кирпич, если его коэффициент звукоизоляции D=50дБ.

Вначале урока мы с вами вспомнили различные методы решения логарифмических уравнений. И мне хочется рассмотреть с вами более подробно функционально-графический. Мы работаем с блоком №III.

Существует несколько разновидностей функционально-графического метода решений логарифмических уравнений.

Готовясь к этому уроку, я проанализировала процент выполнения заданий с логарифмическими уравнениями выпускниками города на ЕГЭ за 3 года. Ребята, обратите внимание на диаграмму (Приложение 1.Рис.5). Вы видите, что в 2006 году процент выполнения заданий резко снизился. Это объясняется тем, что именно в этом году в КИМы были включены уравнения, при решении которых надо было воспользоваться функционально-графическим методом. Вот поэтому на сегодняшнем уроке мы будем решать логарифмические уравнения именно этим методом.

Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод

Слайд “Функционально-графический метод решения” (3 разновидности)

1. Использование графических иллюстраций (Приложение 1. Рис.6).

Пример. Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод(обратить внимание на несовершенность этого способа)

Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод

Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод

Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод

Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод

2. Использование свойства монотонности функций.

Если в уравнении f(x) = g(x) на промежутке Х функция y=f(x) возрастает, y=g(x) убывает, то уравнение f(x) = g(x) либо не имеет корней, либо имеет один корень, который можно найти методом подбора.

y=log5 (5 x – 4) функция возрастает при x > log5 4,

y = 1 – x функция убывает при любом x.

Если x = 1, то log5 (5 – 4) = 1 – 1, 0=0.

3. Использование ограниченности функций. Если в уравнении f(x) = g(x) на промежутке X наибольшее значение одной из функций y = f(x) равно А и наименьшее значение другой y = g(x) равно А, то уравнение f(x) = g(x) равносильно на промежутке Х системе уравнений

<f(x)=A,
g(x)=A.

log3 ((2x-5) 2 +9) = 2-sin 2 6Методы решения логарифмических уравнений функционально графический методx

Оценим левую часть уравнения (2х-5) 2 +9Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод9

В силу возрастания функции y=logМетоды решения логарифмических уравнений функционально графический методt имеем logМетоды решения логарифмических уравнений функционально графический метод((2x-5) 2 +9)Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод2.

Оценим правую часть уравнения

0 Методы решения логарифмических уравнений функционально графический методsin 2 6Методы решения логарифмических уравнений функционально графический методx Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод1, -1Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод-sin 2 6Методы решения логарифмических уравнений функционально графический методx Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод0, 1Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод2-sin 2 6Методы решения логарифмических уравнений функционально графический методx Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод2.

<log3 ((2x-5) 2 +9)Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод2,
2-sin 2 6Методы решения логарифмических уравнений функционально графический методxМетоды решения логарифмических уравнений функционально графический метод2;
<log3 ((2x-5) 2 +9)=2,
2-sin 2 6Методы решения логарифмических уравнений функционально графический методx=2.

Проверка: 2-sin 2 Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод62.5=2, 2-sin 2 15Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод=2, 2=2 – верно.

Есть вопросы? Мы переходим к следующему блоку рабочего листа “Самостоятельная работа”. Эти уравнения мы будем решать одним из способов функционально-графического метода. На решение уравнения отводится 3 минуты.

Давайте обсудим способ решения каждого уравнения.

Номер задания соответствует номеру группы. I группа……… II….

  1. 3 x =10-log2x
  2. log5x=Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод
  3. log2((x-2) 2 +4)=2-sin 2 5Методы решения логарифмических уравнений функционально графический методx
  4. log3x=-|x-1|
  5. log0,2(2x-1)=2x 2 -x-16
  6. log5((4x-5) 2 +25)=2-sin 2 8Методы решения логарифмических уравнений функционально графический методx

Проверить 1, 2 группы (каждой группе даются образцы с решениями). Проверьте свое решение с контрольным образцом. Оставшиеся задания вы решите дома.

Домашнее задание.

А желающие могут решить уравнение повышенного уровня сложности:

Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод

Коэффициент звукоизоляции кирпичной стены в один кирпич равен 50 дБ. Каков коэффициент звукоизоляции стены в два кирпича?

y=3 x возрастает на (0;+Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод),

y=10-log2x убывает на (0;+Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод).

Используя теорему о единственности корня, подбором находим, что

При х=2, получим 3 2 =10-log22?

2. log5x = Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод

y= Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод, D(y):xМетоды решения логарифмических уравнений функционально графический метод0.

Ответ: 5 Проверкой убеждаемся, что х=5 является корнем уравнения.

3. log2 ((x-2) 2 +4)=2-sin 2 5Методы решения логарифмических уравнений функционально графический методx.

Оценим (x-2) 2 +4, т.к. (x-2) 2 Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод0, то (x-2) 2 +4 Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод4, в силу возрастания функции

у= log2 t, имеем log2 ((x-2) 2 +4) Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод2;

<log2 ((x-2) 2 +4)Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод2,
2-sin 2 5Методы решения логарифмических уравнений функционально графический методx Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод2;
<log2 ((x-2) 2 +4)=2,
(x-2) 2 +4=2;
<x=2,
Проверка при х=2.

2-sin 2 10Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод=2,

4. Пример (Приложение1.Рис.7). log3x=-|х-1|

Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод

y= log3x, D(y)=(0;+ Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод).

x=1 . Проверкой убеждаемся, что х=1 является корнем уравнения.

2x-1>0, 2x>1, x>Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод.

Функция y= log0.2 (2x-1) – убывает на (Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод;+Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод). Рис.7

Функция y=2x 2 -x-16 – возрастает на (Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод;+Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод).

Т.к. x0= Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод– вершина параболы и Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод2 -3-16, log0.25=-1, -1=-1.

6. log5((4x-5) 2 +25)=2-sin 2 8Методы решения логарифмических уравнений функционально графический методx.

Оценим левую часть уравнения. (4x-5) 2 Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод0, (4x-5) 2 +25Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод25.

Учитывая, что у=log5t возрастает, имеем log5((4x-5) 2 +25) Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод2

Оценим правую часть. -1 Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод— sin 2 8Методы решения логарифмических уравнений функционально графический методx Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод0, 1 Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод2- sin 2 8Методы решения логарифмических уравнений функционально графический методx Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод2. Приходим к системе

<log5 ((4x-5) 2 +25)Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод2,
2-sin 2 8Методы решения логарифмических уравнений функционально графический методxМетоды решения логарифмических уравнений функционально графический метод2;
<log5 ((4x-5) 2 +25)=2,
2-sin 2 8Методы решения логарифмических уравнений функционально графический методx=2.

Решаем одно из уравнений системы.

log5 ((4x-5) 2 +25)=2, (4x-5) 2 +25=25, 4x-5=0, х=1,25.

При х=1,25 другое уравнение обращается в верное равенство.

Итог.

Мы сегодня разобрали детально 3 разновидности функционально-графического метода. Надеюсь, что тема вам понятна, и вы сможете справиться с заданиями на ЕГЭ.

2008 год по инициативе президента Российской Федерации объявлен годом семьи. Демографическая ситуация в России настораживает политиков, социологов. А обоснованы ли эти опасения, ответят математики.

Предлагаю решить вам следующую задачу.

Задача.Число людей в нашей стране ежегодно уменьшается на Методы решения логарифмических уравнений функционально графический методчасть. Через сколько лет население уменьшится в 10 раз, если демографическая ситуация не изменится?

Пусть через х лет число людей в стране уменьшится. Сейчас в стране n человек. Тогда получим уравнение:

Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод

С вычислением десятичного логарифма вы знакомились при изучении параграфа 50, пример №5.Если при решении у вас возникли вопросы, обратитесь к нему дома.

Ответ: примерно 476 лет.

Ребята, а вы знаете, что сейчас в стране ?140 млн. человек, а станет всего 14 млн. человек в России. Это всего лишь население двух таких крупных городов, как Москва.

Статисты утверждают, что для того, чтобы исправить ситуацию каждая семья должна иметь 3-4 ребенка. Проблема есть, но будущее России в ваших руках.

Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.

Видео:84 людей этого не знают! Секретный способ решения Логарифмических УравненийСкачать

84 людей этого не знают! Секретный способ решения Логарифмических Уравнений

конспект урока на тему: «Разновидности функционально — графического метода решения логарифмических уравнений»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МОУ СОШ № 33 г.Липецка

Алгебра и начала анализа

Аксёнова Нина Ивановна

Тема урока «Разновидности функционально — графического метода решения логарифмических уравнений»

Тип урока :комбинированный.

повторить определение логарифма, свойства логарифмической функции, основные способы решения логарифмических уравнений ( потенцирование, введение новой переменной, функционально-графический способы );

расширить представления учащихся о функционально- графическом методе решения логарифмических уравнений;

акцентировать внимание учащихся на том, в заданиях какого типа рациональнее применять функционально-графический метод;

формировать у учащихся умения сравнивать и анализировать, сопоставлять и делать выводы;

усилить прикладную направленность курса алгебры и начала анализа.

Данная тема является важным этапом в формировании представлений о различных способах функционально-графического метода решения логарифмических уравнений в школьном курсе алгебры и начала анализа в программе «Алгебра и начала анализа 11 » автора А.Г.Мордковича.

Необходимо выделить 4 часа на объяснение и отработку навыка решения логарифмических уравнений.

I. Актуализация знаний учащихся.

На последних уроках вы изучали очень сложную тему «Логарифмы». Что вы уже знаете по этой теме:

5)методы решения логарифмических уравнений.

Найдите блок « Блиц опрос» на рабочих листах.

II. Блок « Блиц опрос».

1) Вычислите значение выражения.

а ) log 5 75 — log 5 3, б ) log 3 6 + log 3 1,5.

2) Выясните при каких значениях x имеет смысл выражение:

а) log 3 (12 – х), б) log 6 (х 2 + 12).

Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод3) Сопоставьте функцию и график.

Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод

Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод

Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод

3. y =log Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод (x-1)

Среди перечисленных функций найдите:

а) ограниченную и снизу, и сверху;

б) монотонно возрастающую.

5) Решите уравнения.

Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод

Учитель: «Аристотель говорил, что ум заключается не только в знаниях, но и в умениях применять знания на деле. И действительно, любые знания ценны только тогда, когда они не только достоверны и точны, но и имеют практическую значимость для человечества в целом»

Звучит музыка. III.(Историческая справка)

Вы знаете — открытие логарифма связано с музыкой. Дело в том, что вся пифагорская теория музыки основывалась на законах «Пифагора — Архита». Пифагорова гамма была несовершенной, так как не позволяла переводить из одной тональности в другую мелодию.

И лишь только в 1700 году немецкий органист Веркмайстер осуществил смелое и гениальное решение, разделив октаву (геометрически) на 12 равных частей.

В основе музыкальной гаммы лежит геометрическая прогрессия со знаменателем – Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод. Методы решения логарифмических уравнений функционально графический методявляется иррациональным числом, при нахождении приближенного значения которого используются логарифмы.

И этим практическое использование логарифмов не ограничивается. Музыка, астрономия, физика, экономика (что очень близко для вашего класса), архитектура и строительство тоже связаны с понятием логарифма. Давайте в этом убедимся

Найдите на рабочем листе блок «Звукоизоляция».

Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод

С помощью этой формулы можно рассчитать коэффициент Звукоизоляции.

D – коэффициент звукоизоляции.

р0 – давление звука до поглощения

р – давление звука, прошедшего через стену

A – константа, которая в расчетах принимается равной 20 дБ

Если коэффициент звукоизоляции D =20дБ, то

Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод

т.е. снизилось давление звука в 10 раз. (Такую звукоизоляцию имеет дерево.). Я вам предлагаю дома вычислить во сколько раз снижает давление звука кирпич, если его коэффициент звукоизоляции D =50дБ.

Вначале урока мы с вами вспомнили различные методы решения логарифмических уравнений. И мне хочется рассмотреть с вами более подробно функционально-графический метод. Мы работаем с блоком № III .

Существует несколько разновидностей функционально-графического метода решений логарифмических уравнений.

Готовясь к этому уроку, я проанализировала процент выполнения заданий с логарифмическими уравнениями выпускниками города на ЕГЭ за 3 года. Ребята, обратите внимание на диаграмму. Вы видите, что в 2006 году процент выполнения заданий резко снизился. Это объясняется тем, что именно в этом году в КИМы были включены уравнения, при решении которых надо было воспользоваться функционально-графическим методом. Вот поэтому на сегодняшнем уроке мы будем решать логарифмические уравнения именно этим методом.

Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод

IV.Слайд «Функционально-графический метод решения»

1. Использование графических иллюстраций.

Пример. Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод(обратить внимание на несовершенность этого способа). Облость применения графического метода решения уравнений ограничена, поскольку с его помощью можно рассматривать только задания, в которых требуемые для построения графики хорошо ивестны, а искомые точки пересечения не выходят за пределы чертежа, кроме того , на отыскание решений влияют неизбежные погрешности чертежа.

Методы решения логарифмических уравнений функционально графический методМетоды решения логарифмических уравнений функционально графический метод

Проверка:
Методы решения логарифмических уравнений функционально графический методМетоды решения логарифмических уравнений функционально графический метод

2. Использование свойства монотонности функций.

Если в уравнении f ( x ) = g ( x ) на промежутке Х функция y = f ( x ) возрастает, y = g ( x ) убывает, то уравнение f ( x ) = g ( x ) либо не имеет корней, либо имеет один корень, который можно найти методом подбора.

Функция log 5 (5 x – 4) функция возрастает при x > log 5 4, функция y = 1 – x убывает при любом x .

Если x = 1 , то log 5 (5 – 4) = 1 – 1, 0 = 0, значит, 1 – корень уравнения.

3. Использование ограниченности функций.

Если в уравнении f ( x ) = g ( x ) на промежутке X наибольшее значение одной из функций y = f ( x ) равно А и наименьшее значение другой y = g ( x ) равно А, то уравнение f ( x ) = g ( x ) равносильно на промежутке Х системе уравнений Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод

log 3 ((2 x -5) 2 +9)=2- sin 2 6 π x

1) Оценим левую часть уравнения

В силу возрастания функции y = log Методы решения логарифмических уравнений функционально графический методt имеем log Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод((2 x -5)²+9)≥2.

Видео:Графический метод решения показательных уравнений и неравенств Алгебра 10 (база)Скачать

Графический метод решения показательных уравнений и неравенств   Алгебра 10 (база)

2. Функционально-графический метод

Теория:

Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод

Точка пересечения единственная, так как y = 2 x — возрастающая функция, а y = 4 − 2 x — убывающая функция. Корнем уравнения 2 x = 4 − 2x является первая координата точки пересечения x = 1 .

Построим в одной системе координат графики функций y = 1 3 x и y = 3 .

Методы решения логарифмических уравнений функционально графический метод

Графики функций пересекаются в точке ((-1; 3)). Значит, уравнение 1 3 x = 3 имеет одно решение x = − 1 .

Итак, из уравнения 1 3 x = 1 3 − 1 мы получили x = − 1 .

🔍 Видео

Методы решения логарифмических уравненийСкачать

Методы решения логарифмических уравнений

Занятие 2. Функционально графический методСкачать

Занятие 2. Функционально графический метод

13 Функционально графический способ решенияСкачать

13 Функционально графический способ решения

Логарифмические уравнения. 11 класс.Скачать

Логарифмические уравнения. 11 класс.

Как решать систему уравнений графическим методом? | Математика | TutorOnlineСкачать

Как решать систему уравнений графическим методом? | Математика | TutorOnline

Проще простого! Как решить Логарифмическое Уравнение?Скачать

Проще простого! Как решить Логарифмическое Уравнение?

Логарифмы с нуля за 20 МИНУТ! Introduction to logarithms.Скачать

Логарифмы с нуля за 20 МИНУТ! Introduction to logarithms.

11 класс, 27 урок, Общие методы решения уравненийСкачать

11 класс, 27 урок, Общие методы решения уравнений

Решение логарифмических уравнений #shortsСкачать

Решение логарифмических уравнений #shorts

ПРОСТЕЙШИЙ способ решения Показательных УравненийСкачать

ПРОСТЕЙШИЙ способ решения Показательных Уравнений

Логарифмическая функция, ее свойства и график. 11 класс.Скачать

Логарифмическая функция, ее свойства и график. 11 класс.

11 класс, 17 урок, Логарифмические уравненияСкачать

11 класс, 17 урок, Логарифмические уравнения

Решение логарифмических уравнений. Вебинар | МатематикаСкачать

Решение логарифмических уравнений. Вебинар | Математика

Решение системы линейных уравнений графическим методом. 7 класс.Скачать

Решение системы линейных уравнений графическим методом. 7 класс.

7 класс, 35 урок, Графическое решение уравненийСкачать

7 класс, 35 урок, Графическое решение уравнений

Показательные уравнения. 11 класс.Скачать

Показательные уравнения. 11 класс.

Решение логарифмических уравнений ПРИМЕР #37 Метод логарифмированияСкачать

Решение логарифмических уравнений ПРИМЕР #37 Метод логарифмирования
Поделиться или сохранить к себе: