Презентация к уроку
Цель:
- повторить определение логарифма, свойства логарифмической функции, основные способы решения логарифмических уравнений (потенцирование, введение новой переменной, функционально-графический);
- расширить представления учащихся о функционально-графическом методе решения логарифмических уравнений;
- акцентировать внимание учащихся, в заданиях какого типа рациональнее применять функционально-графический метод;
- формирование у учащихся умений: сравнивать и анализировать, сопоставлять и делать выводы;
- усиление прикладной направленности курса алгебры и начала анализа.
Данная тема является важным этапом в формировании представлений о различных способах функционально-графического метода решения логарифмических уравнений в школьном курсе алгебры и начала анализа в программе “Алгебра и начала анализа 11” автора А.Г.Мордковича.
Необходимо выделить 4 часа на объяснение и отработку навыка решения логарифмических уравнений.
I. Актуализация знаний учащихся.
На последних уроках вы изучали очень сложную тему “Логарифмы”. Что вы уже знаете по этой теме:
1) определение логарифма,
2) свойства логарифмов,
3) логарифмическая функция,
4) логарифмические уравнения,
5) методы решения логарифмических уравнений.
Найдите блок “Блиц опрос” на рабочих листах.
1. Блок “ Блиц опрос”.
1)Вычислить значение выражения.
2) Выяснить при каких значениях x имеет смысл выражение
3) Сопоставить функцию и график. (Приложение 1. Рис.1,2,3,4)
Среди перечисленных функций найти:
А) ограниченную и снизу, и сверху;
Б) монотонно возрастающую.
5) Решите уравнения.
Аристотель говорил , что ум заключается не только в знаниях, но и в умениях применять знания на деле. И действительно, любые знания ценны только тогда, когда они не только достоверны и точны, но и имеют практическую значимость для человечества в целом.
Звучит музыка. (Историческая справка)
Вы знаете — открытие логарифма связано с музыкой. Дело в том, что вся пифагорская теория музыки основывалась на законах “Пифагора-Архита”. Пифагорова гамма была несовершенной, так как не позволяла переводить из одной тональности в другую мелодию.
И лишь только в 1700 году немецкий органист Веркмайстер осуществил смелое и гениальное решение, разделив октаву (геометрически) на 12 равных частей.
В основе музыкальной гаммы лежит геометрическая прогрессия со знаменателем – . является иррациональным числом, при нахождении приближенного значения которого используются логарифмы.
И этим практическое использование логарифмов не ограничивается. Музыка, астрономия, физика, экономика (что очень близко для вашего класса), архитектура и строительство. Давайте в этом убедимся
Найдите на рабочем листе блок “Звукоизоляция”.
С помощью этой формулы можно рассчитать коэффициент звукоизоляции.
D – коэффициент звукоизоляции.
р0 – давление звука до поглощения
р – давление звука, прошедшего через стену
A – константа, которая в расчетах принимается равной 20 дБ
Если коэффициент звукоизоляции D=20дБ, то
т.е. снизилось давление звука в 10 раз. (Такую звукоизоляцию имеет дерево). Я вам предлагаю дома вычислить во сколько раз снижает давление звука кирпич, если его коэффициент звукоизоляции D=50дБ.
Вначале урока мы с вами вспомнили различные методы решения логарифмических уравнений. И мне хочется рассмотреть с вами более подробно функционально-графический. Мы работаем с блоком №III.
Существует несколько разновидностей функционально-графического метода решений логарифмических уравнений.
Готовясь к этому уроку, я проанализировала процент выполнения заданий с логарифмическими уравнениями выпускниками города на ЕГЭ за 3 года. Ребята, обратите внимание на диаграмму (Приложение 1.Рис.5). Вы видите, что в 2006 году процент выполнения заданий резко снизился. Это объясняется тем, что именно в этом году в КИМы были включены уравнения, при решении которых надо было воспользоваться функционально-графическим методом. Вот поэтому на сегодняшнем уроке мы будем решать логарифмические уравнения именно этим методом.
Слайд “Функционально-графический метод решения” (3 разновидности)
1. Использование графических иллюстраций (Приложение 1. Рис.6).
Пример. (обратить внимание на несовершенность этого способа)
2. Использование свойства монотонности функций.
Если в уравнении f(x) = g(x) на промежутке Х функция y=f(x) возрастает, y=g(x) убывает, то уравнение f(x) = g(x) либо не имеет корней, либо имеет один корень, который можно найти методом подбора.
y=log5 (5 x – 4) функция возрастает при x > log5 4,
y = 1 – x функция убывает при любом x.
Если x = 1, то log5 (5 – 4) = 1 – 1, 0=0.
3. Использование ограниченности функций. Если в уравнении f(x) = g(x) на промежутке X наибольшее значение одной из функций y = f(x) равно А и наименьшее значение другой y = g(x) равно А, то уравнение f(x) = g(x) равносильно на промежутке Х системе уравнений
< f(x)=A, g(x)=A.
log3 ((2x-5) 2 +9) = 2-sin 2 6x
Оценим левую часть уравнения (2х-5) 2 +99
В силу возрастания функции y=logt имеем log((2x-5) 2 +9)2.
Оценим правую часть уравнения
0 sin 2 6x 1, -1-sin 2 6x 0, 12-sin 2 6x 2.
< log3 ((2x-5) 2 +9)2, 2-sin 2 6x2;
< log3 ((2x-5) 2 +9)=2, 2-sin 2 6x=2.
Проверка: 2-sin 2 62.5=2, 2-sin 2 15=2, 2=2 – верно.
Есть вопросы? Мы переходим к следующему блоку рабочего листа “Самостоятельная работа”. Эти уравнения мы будем решать одним из способов функционально-графического метода. На решение уравнения отводится 3 минуты.
Давайте обсудим способ решения каждого уравнения.
Номер задания соответствует номеру группы. I группа……… II….
- 3 x =10-log2x
- log5x=
- log2((x-2) 2 +4)=2-sin 2 5x
- log3x=-|x-1|
- log0,2(2x-1)=2x 2 -x-16
- log5((4x-5) 2 +25)=2-sin 2 8x
Проверить 1, 2 группы (каждой группе даются образцы с решениями). Проверьте свое решение с контрольным образцом. Оставшиеся задания вы решите дома.
Домашнее задание.
А желающие могут решить уравнение повышенного уровня сложности:
Коэффициент звукоизоляции кирпичной стены в один кирпич равен 50 дБ. Каков коэффициент звукоизоляции стены в два кирпича?
y=3 x возрастает на (0;+),
y=10-log2x убывает на (0;+).
Используя теорему о единственности корня, подбором находим, что
При х=2, получим 3 2 =10-log22?
2. log5x =
y= , D(y):x0.
Ответ: 5 Проверкой убеждаемся, что х=5 является корнем уравнения.
3. log2 ((x-2) 2 +4)=2-sin 2 5x.
Оценим (x-2) 2 +4, т.к. (x-2) 2 0, то (x-2) 2 +4 4, в силу возрастания функции
у= log2 t, имеем log2 ((x-2) 2 +4) 2;
< log2 ((x-2) 2 +4)2, 2-sin 2 5x 2; < log2 ((x-2) 2 +4)=2, (x-2) 2 +4=2; < x=2, Проверка при х=2.
2-sin 2 10=2,
4. Пример (Приложение1.Рис.7). log3x=-|х-1|
y= log3x, D(y)=(0;+ ).
x=1 . Проверкой убеждаемся, что х=1 является корнем уравнения.
2x-1>0, 2x>1, x>.
Функция y= log0.2 (2x-1) – убывает на (;+). Рис.7
Функция y=2x 2 -x-16 – возрастает на (;+).
Т.к. x0= – вершина параболы и 2 -3-16, log0.25=-1, -1=-1.
6. log5((4x-5) 2 +25)=2-sin 2 8x.
Оценим левую часть уравнения. (4x-5) 2 0, (4x-5) 2 +2525.
Учитывая, что у=log5t возрастает, имеем log5((4x-5) 2 +25) 2
Оценим правую часть. -1 — sin 2 8x 0, 1 2- sin 2 8x 2. Приходим к системе
< log5 ((4x-5) 2 +25)2, 2-sin 2 8x2; < log5 ((4x-5) 2 +25)=2, 2-sin 2 8x=2.
Решаем одно из уравнений системы.
log5 ((4x-5) 2 +25)=2, (4x-5) 2 +25=25, 4x-5=0, х=1,25.
При х=1,25 другое уравнение обращается в верное равенство.
Итог.
Мы сегодня разобрали детально 3 разновидности функционально-графического метода. Надеюсь, что тема вам понятна, и вы сможете справиться с заданиями на ЕГЭ.
2008 год по инициативе президента Российской Федерации объявлен годом семьи. Демографическая ситуация в России настораживает политиков, социологов. А обоснованы ли эти опасения, ответят математики.
Предлагаю решить вам следующую задачу.
Задача.Число людей в нашей стране ежегодно уменьшается на часть. Через сколько лет население уменьшится в 10 раз, если демографическая ситуация не изменится?
Пусть через х лет число людей в стране уменьшится. Сейчас в стране n человек. Тогда получим уравнение:
С вычислением десятичного логарифма вы знакомились при изучении параграфа 50, пример №5.Если при решении у вас возникли вопросы, обратитесь к нему дома.
Ответ: примерно 476 лет.
Ребята, а вы знаете, что сейчас в стране ?140 млн. человек, а станет всего 14 млн. человек в России. Это всего лишь население двух таких крупных городов, как Москва.
Статисты утверждают, что для того, чтобы исправить ситуацию каждая семья должна иметь 3-4 ребенка. Проблема есть, но будущее России в ваших руках.
Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.
Видео:Математика. Методы решения логарифмических уравнений (9-10)Скачать
конспект урока на тему: «Разновидности функционально — графического метода решения логарифмических уравнений»
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
МОУ СОШ № 33 г.Липецка
Алгебра и начала анализа
Аксёнова Нина Ивановна
Тема урока «Разновидности функционально — графического метода решения логарифмических уравнений»
Тип урока :комбинированный.
повторить определение логарифма, свойства логарифмической функции, основные способы решения логарифмических уравнений ( потенцирование, введение новой переменной, функционально-графический способы );
расширить представления учащихся о функционально- графическом методе решения логарифмических уравнений;
акцентировать внимание учащихся на том, в заданиях какого типа рациональнее применять функционально-графический метод;
формировать у учащихся умения сравнивать и анализировать, сопоставлять и делать выводы;
усилить прикладную направленность курса алгебры и начала анализа.
Данная тема является важным этапом в формировании представлений о различных способах функционально-графического метода решения логарифмических уравнений в школьном курсе алгебры и начала анализа в программе «Алгебра и начала анализа 11 » автора А.Г.Мордковича.
Необходимо выделить 4 часа на объяснение и отработку навыка решения логарифмических уравнений.
I. Актуализация знаний учащихся.
На последних уроках вы изучали очень сложную тему «Логарифмы». Что вы уже знаете по этой теме:
5)методы решения логарифмических уравнений.
Найдите блок « Блиц опрос» на рабочих листах.
II. Блок « Блиц опрос».
1) Вычислите значение выражения.
а ) log 5 75 — log 5 3, б ) log 3 6 + log 3 1,5.
2) Выясните при каких значениях x имеет смысл выражение:
а) log 3 (12 – х), б) log 6 (х 2 + 12).
3) Сопоставьте функцию и график.
3. y =log (x-1)
Среди перечисленных функций найдите:
а) ограниченную и снизу, и сверху;
б) монотонно возрастающую.
5) Решите уравнения.
Учитель: «Аристотель говорил, что ум заключается не только в знаниях, но и в умениях применять знания на деле. И действительно, любые знания ценны только тогда, когда они не только достоверны и точны, но и имеют практическую значимость для человечества в целом»
Звучит музыка. III.(Историческая справка)
Вы знаете — открытие логарифма связано с музыкой. Дело в том, что вся пифагорская теория музыки основывалась на законах «Пифагора — Архита». Пифагорова гамма была несовершенной, так как не позволяла переводить из одной тональности в другую мелодию.
И лишь только в 1700 году немецкий органист Веркмайстер осуществил смелое и гениальное решение, разделив октаву (геометрически) на 12 равных частей.
В основе музыкальной гаммы лежит геометрическая прогрессия со знаменателем – . является иррациональным числом, при нахождении приближенного значения которого используются логарифмы.
И этим практическое использование логарифмов не ограничивается. Музыка, астрономия, физика, экономика (что очень близко для вашего класса), архитектура и строительство тоже связаны с понятием логарифма. Давайте в этом убедимся
Найдите на рабочем листе блок «Звукоизоляция».
С помощью этой формулы можно рассчитать коэффициент Звукоизоляции.
D – коэффициент звукоизоляции.
р0 – давление звука до поглощения
р – давление звука, прошедшего через стену
A – константа, которая в расчетах принимается равной 20 дБ
Если коэффициент звукоизоляции D =20дБ, то
т.е. снизилось давление звука в 10 раз. (Такую звукоизоляцию имеет дерево.). Я вам предлагаю дома вычислить во сколько раз снижает давление звука кирпич, если его коэффициент звукоизоляции D =50дБ.
Вначале урока мы с вами вспомнили различные методы решения логарифмических уравнений. И мне хочется рассмотреть с вами более подробно функционально-графический метод. Мы работаем с блоком № III .
Существует несколько разновидностей функционально-графического метода решений логарифмических уравнений.
Готовясь к этому уроку, я проанализировала процент выполнения заданий с логарифмическими уравнениями выпускниками города на ЕГЭ за 3 года. Ребята, обратите внимание на диаграмму. Вы видите, что в 2006 году процент выполнения заданий резко снизился. Это объясняется тем, что именно в этом году в КИМы были включены уравнения, при решении которых надо было воспользоваться функционально-графическим методом. Вот поэтому на сегодняшнем уроке мы будем решать логарифмические уравнения именно этим методом.
IV.Слайд «Функционально-графический метод решения»
1. Использование графических иллюстраций.
Пример. (обратить внимание на несовершенность этого способа). Облость применения графического метода решения уравнений ограничена, поскольку с его помощью можно рассматривать только задания, в которых требуемые для построения графики хорошо ивестны, а искомые точки пересечения не выходят за пределы чертежа, кроме того , на отыскание решений влияют неизбежные погрешности чертежа.
Проверка:
2. Использование свойства монотонности функций.
Если в уравнении f ( x ) = g ( x ) на промежутке Х функция y = f ( x ) возрастает, y = g ( x ) убывает, то уравнение f ( x ) = g ( x ) либо не имеет корней, либо имеет один корень, который можно найти методом подбора.
Функция log 5 (5 x – 4) функция возрастает при x > log 5 4, функция y = 1 – x убывает при любом x .
Если x = 1 , то log 5 (5 – 4) = 1 – 1, 0 = 0, значит, 1 – корень уравнения.
3. Использование ограниченности функций.
Если в уравнении f ( x ) = g ( x ) на промежутке X наибольшее значение одной из функций y = f ( x ) равно А и наименьшее значение другой y = g ( x ) равно А, то уравнение f ( x ) = g ( x ) равносильно на промежутке Х системе уравнений
log 3 ((2 x -5) 2 +9)=2- sin 2 6 π x
1) Оценим левую часть уравнения
В силу возрастания функции y = log t имеем log ((2 x -5)²+9)≥2.
Видео:84 людей этого не знают! Секретный способ решения Логарифмических УравненийСкачать
2. Функционально-графический метод
Теория:
Точка пересечения единственная, так как y = 2 x — возрастающая функция, а y = 4 − 2 x — убывающая функция. Корнем уравнения 2 x = 4 − 2x является первая координата точки пересечения x = 1 .
Построим в одной системе координат графики функций y = 1 3 x и y = 3 .
Графики функций пересекаются в точке ((-1; 3)). Значит, уравнение 1 3 x = 3 имеет одно решение x = − 1 .
Итак, из уравнения 1 3 x = 1 3 − 1 мы получили x = − 1 .
🔥 Видео
Графический метод решения показательных уравнений и неравенств Алгебра 10 (база)Скачать
Как решать систему уравнений графическим методом? | Математика | TutorOnlineСкачать
13 Функционально графический способ решенияСкачать
Методы решения логарифмических уравненийСкачать
Занятие 2. Функционально графический методСкачать
Логарифмические уравнения. 11 класс.Скачать
Проще простого! Как решить Логарифмическое Уравнение?Скачать
Логарифмы с нуля за 20 МИНУТ! Introduction to logarithms.Скачать
ПРОСТЕЙШИЙ способ решения Показательных УравненийСкачать
Решение логарифмических уравнений #shortsСкачать
11 класс, 27 урок, Общие методы решения уравненийСкачать
7 класс, 35 урок, Графическое решение уравненийСкачать
11 класс, 17 урок, Логарифмические уравненияСкачать
Решение логарифмических уравнений. Вебинар | МатематикаСкачать
Логарифмическая функция, ее свойства и график. 11 класс.Скачать
Решение системы линейных уравнений графическим методом. 7 класс.Скачать
Показательные уравнения. 11 класс.Скачать
Решение логарифмических уравнений ПРИМЕР #37 Метод логарифмированияСкачать