Методы решение систем нелинейных уравнений 9 класс

Системы с нелинейными уравнениями
Методы решение систем нелинейных уравнений 9 классНелинейные уравнения с двумя неизвестными
Методы решение систем нелинейных уравнений 9 классСистемы из двух уравнений, одно из которых линейное
Методы решение систем нелинейных уравнений 9 классОднородные уравнения второй степени с двумя неизвестными
Методы решение систем нелинейных уравнений 9 классСистемы из двух уравнений, одно из которых однородное
Методы решение систем нелинейных уравнений 9 классСистемы из двух уравнений, сводящиеся к системам, в которых одно из уравнений однородное
Методы решение систем нелинейных уравнений 9 классПримеры решения систем уравнений других видов

Методы решение систем нелинейных уравнений 9 класс

Видео:Способы решения систем нелинейных уравнений. 9 класс.Скачать

Способы решения систем нелинейных уравнений. 9 класс.

Нелинейные уравнения с двумя неизвестными

Определение 1 . Пусть A – некоторое множество пар чисел (x ; y) . Говорят, что на множестве A задана числовая функция z от двух переменных x и y , если указано правило, с помощью которого каждой паре чисел из множества A ставится в соответствие некоторое число.

Задание числовой функции z от двух переменных x и y часто обозначают так:

z = f (x , y) ,(1)

причем в записи (1) числа x и y называют аргументами функции , а число z – значением функции , соответствующим паре аргументов (x ; y) .

Определение 2 . Нелинейным уравнением с двумя неизвестными x и y называют уравнение вида

f (x , y) = 0 ,(2)

где f (x , y) – любая функция, отличная от функции

где a , b , c – заданные числа.

Определение 3 . Решением уравнения (2) называют пару чисел (x ; y) , для которых формула (2) является верным равенством.

Пример 1 . Решить уравнение

x 2 – 4xy + 6y 2 –
– 12 y +18 = 0 .
(3)

Решение . Преобразуем левую часть уравнения (3):

Таким образом, уравнение (3) можно переписать в виде

(x – 2y) 2 + 2(y – 3) 2 = 0 .(4)

Поскольку квадрат любого числа неотрицателен, то из формулы (4) вытекает, что неизвестные x и y удовлетворяют системе уравнений

Методы решение систем нелинейных уравнений 9 класс

решением которой служит пара чисел (6 ; 3) .

Пример 2 . Решить уравнение

sin (xy) = 2 .(5)

Методы решение систем нелинейных уравнений 9 класс

вытекает, что уравнение (5) решений не имеет.

Ответ : Решений нет.

Пример 3 . Решить уравнение

ln (x – y) = 0 .(6)

Методы решение систем нелинейных уравнений 9 класс

Следовательно, решением уравнения (6) является бесконечное множество пар чисел вида

где y – любое число.

Видео:9 класс, 11 урок, Методы решения систем уравненийСкачать

9 класс, 11 урок, Методы решения систем уравнений

Системы из двух уравнений, одно из которых линейное

Определение 4 . Решением системы уравнений

Методы решение систем нелинейных уравнений 9 класс

называют пару чисел (x ; y) , при подстановке которых в каждое из уравнений этой системы получается верное равенство.

Системы из двух уравнений, одно из которых линейное, имеют вид

Методы решение систем нелинейных уравнений 9 класс

где a , b , c – заданные числа, а g(x , y) – функция двух переменных x и y .

Пример 4 . Решить систему уравнений

Методы решение систем нелинейных уравнений 9 класс(7)

Решение . Выразим из первого уравнения системы (7) неизвестное y через неизвестное x и подставим полученное выражение во второе уравнение системы:

Методы решение систем нелинейных уравнений 9 класс

Методы решение систем нелинейных уравнений 9 класс

Методы решение систем нелинейных уравнений 9 класс

Таким образом, решениями системы (7) являются две пары чисел

Методы решение систем нелинейных уравнений 9 класси Методы решение систем нелинейных уравнений 9 класс

Ответ : (– 1 ; 9) , (9 ; – 1)

Видео:Способы решения систем нелинейных уравнений. Практическая часть. 9 класс.Скачать

Способы решения систем нелинейных уравнений. Практическая часть. 9 класс.

Однородные уравнения второй степени с двумя неизвестными

Определение 5 . Однородным уравнением второй степени с двумя неизвестными x и y называют уравнение вида

где a , b , c – заданные числа.

Пример 5 . Решить уравнение

3x 2 – 8xy + 5y 2 = 0 .(8)

Решение . Для каждого значения y рассмотрим уравнение (8) как квадратное уравнение относительно неизвестного x . Тогда дискриминант D квадратного уравнения (8) будет выражаться по формуле

откуда с помощью формулы для корней квадратного уравнения найдем корни уравнения (8):

Методы решение систем нелинейных уравнений 9 класс

Методы решение систем нелинейных уравнений 9 класс

Ответ . Решениями уравнения (8) являются все пары чисел вида

( y ; y) или Методы решение систем нелинейных уравнений 9 класс

где y – любое число.

Следствие . Левую часть уравнения (8) можно разложить на множители

Методы решение систем нелинейных уравнений 9 класс

Методы решение систем нелинейных уравнений 9 класс

Видео:Способы решения систем нелинейных уравнений. Практическая часть. 9 класс.Скачать

Способы решения систем нелинейных уравнений. Практическая часть. 9 класс.

Системы из двух уравнений, одно из которых однородное

Системы из двух уравнений, одно из которых однородное, имеют вид

Методы решение систем нелинейных уравнений 9 класс

где a , b , c – заданные числа, а g(x , y) – функция двух переменных x и y .

Пример 6 . Решить систему уравнений

Методы решение систем нелинейных уравнений 9 класс(9)

рассматривая его как квадратное уравнение относительно неизвестного x :

Методы решение систем нелинейных уравнений 9 класс.

В случае, когда x = – y , из второго уравнения системы (9) получаем уравнение

корнями которого служат числа y1 = 2 , y2 = – 2 . Находя для каждого из этих значений y соответствующее ему значение x , получаем два решения системы: (– 2 ; 2) , (2 ; – 2) .

Методы решение систем нелинейных уравнений 9 класс,

из второго уравнения системы (9) получаем уравнение

Методы решение систем нелинейных уравнений 9 класс

которое корней не имеет.

Ответ : (– 2 ; 2) , (2 ; – 2)

Видео:Алгебра 9 класс. Решение систем уравнений через подстановку.Скачать

Алгебра 9 класс. Решение систем уравнений через подстановку.

Системы из двух уравнений, сводящиеся к системам, в которых одно из уравнений однородное

Пример 7 . Решить систему уравнений

Методы решение систем нелинейных уравнений 9 класс(10)

Решение . Совершим над системой (10) следующие преобразования:

  • второе уравнение системы оставим без изменений;
  • к первому уравнению, умноженному на 5 , прибавим второе уравнение, умноженное на 3 , и запишем полученный результат вместо первого уравнения системы (10).

В результате система (10) преобразуется в равносильную ей систему (11), в которой первое уравнение является однородным уравнением:

Методы решение систем нелинейных уравнений 9 класс(11)

рассматривая его как квадратное уравнение относительно неизвестного x :

Методы решение систем нелинейных уравнений 9 класс.

В случае, когда x = – 5y , из второго уравнения системы (11) получаем уравнение

которое корней не имеет.

Методы решение систем нелинейных уравнений 9 класс,

из второго уравнения системы (11) получаем уравнение

Методы решение систем нелинейных уравнений 9 класс,

корнями которого служат числа y1 = 3 , y2 = – 3 . Находя для каждого из этих значений y соответствующее ему значение x , получаем два решения системы: (– 2 ; 3) , (2 ; – 3) .

Ответ : (– 2 ; 3) , (2 ; – 3)

Видео:Способы решения систем нелинейных уравнений. Практическая часть. 9 класс.Скачать

Способы решения систем нелинейных уравнений. Практическая часть. 9 класс.

Примеры решения систем уравнений других видов

Пример 8 . Решить систему уравнений (МФТИ)

Методы решение систем нелинейных уравнений 9 класс

Методы решение систем нелинейных уравнений 9 класс

Решение . Введем новые неизвестные u и v , которые выражаются через x и y по формулам:

Методы решение систем нелинейных уравнений 9 класс(13)

Для того, чтобы переписать систему (12) через новые неизвестные, выразим сначала неизвестные x и y через u и v . Из системы (13) следует, что

Методы решение систем нелинейных уравнений 9 класс(14)

Решим линейную систему (14), исключив из второго уравнения этой системы переменную x . С этой целью совершим над системой (14) следующие преобразования:

  • первое уравнение системы оставим без изменений;
  • из второго уравнения вычтем первое уравнение и заменим второе уравнение системы на полученную разность.

В результате система (14) преобразуется в равносильную ей систему

Методы решение систем нелинейных уравнений 9 класс

из которой находим

Методы решение систем нелинейных уравнений 9 класс(15)

Воспользовавшись формулами (13) и (15), перепишем исходную систему (12) в виде

Методы решение систем нелинейных уравнений 9 класс(16)

У системы (16) первое уравнение – линейное, поэтому мы можем выразить из него неизвестное u через неизвестное v и подставить это выражение во второе уравнение системы:

Методы решение систем нелинейных уравнений 9 класс

Методы решение систем нелинейных уравнений 9 класс

Методы решение систем нелинейных уравнений 9 класс

Методы решение систем нелинейных уравнений 9 класс

Следовательно, решениями системы (16) являются две пары чисел

Методы решение систем нелинейных уравнений 9 класс

Из формул (13) вытекает, что Методы решение систем нелинейных уравнений 9 класс, поэтому первое решение должно быть отброшено. В случае u2 = 5, v2 = 2 из формул (15) находим значения x и y :

Определение 6 . Решением системы из двух уравнений с тремя неизвестными называют тройку чисел (x ; y ; z) , при подстановке которых в каждое уравнение системы получается верное равенство.

Пример 9 . Решить систему из двух уравнений с тремя неизвестными

Методы решение систем нелинейных уравнений 9 класс(17)

Решение . У системы (17) первое уравнение – линейное, поэтому мы можем выразить из него неизвестное z через неизвестные x и y и подставить это выражение во второе уравнение системы:

Методы решение систем нелинейных уравнений 9 класс(18)

Перепишем второе уравнение системы (18) в другом виде:

Методы решение систем нелинейных уравнений 9 класс

Методы решение систем нелинейных уравнений 9 класс

Методы решение систем нелинейных уравнений 9 класс

Поскольку квадрат любого числа неотрицателен, то выполнение последнего равенства возможно лишь в случае x = 4, y = 4 .

Методы решение систем нелинейных уравнений 9 класс

Ответ : (4 ; 4 ; – 4)

Замечание . Рекомендуем посетителю нашего сайта, интересующемуся методами решения систем уравнений, ознакомиться также c разделом справочника «Системы линейных уравнений» и нашим учебным пособием «Системы уравнений».

Видео:Способы решения систем нелинейных уравнений. Практическая часть. 9 класс.Скачать

Способы решения систем нелинейных уравнений. Практическая часть. 9 класс.

Методы решения систем нелинейных уравнений
статья по алгебре (9 класс) по теме

Методы решение систем нелинейных уравнений 9 класс

В работе рассмотрены раличные методы решения систем неленейных уравнений: 1) метод подстановки; 2) метод независимого решения одного из уравнений; 3) сведение системы к объединению более простых систем; 4) метод алгебраического сложения; 5) метод умножения уравнений;6) метод деления уравнений; 7) метод введения новых переменных ;8) применение теоремы Виета; 9) симметричные системы;10) «Граничные задачи»;11) графический метод.

Видео:Способы решения систем нелинейных уравнений. Практическая часть. 9 класс.Скачать

Способы решения систем нелинейных уравнений. Практическая часть. 9 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
работа содержит примеры различных способов решения систем нелинейных уравнений528.92 КБ

Видео:Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ.  | Математика

Предварительный просмотр:

Методы решения систем нелинейных уравнений.

( Работа педагога дополнительного образования Куца Федора Ивановича, МБОУ ДОД ДДТ г, Зверево РО, объединение «Школа решения нестандартных задач по математике»)

1) Метод подстановки.

a) Метод прямой подстановки.

Идея метода. Выбирается уравнение, в котором одна из переменных наиболее просто выражается через остальные переменные. Полученное выражение этой переменной подставляется в оставшиеся уравнения системы.

Решить систему уравнений

Корнями уравнения у 2 +2у –3 = 0 являются у 1 = 1, у 2 = — 3.

b) Комбинирование с другими методами.

Идея метода . Если метод прямой подстановки не применим на начальном этапе решения, то используются равносильные преобразования систем (почленное сложение, вычитание, умножение, деление), а затем проводят непосредственно прямую подстановку.

Решить систему уравнений

Поскольку х и у не могут принимать нулевые значения, разделим первое уравнение системы на второе, в результате получим линейное уравнение.

2) Метод независимого решения одного из уравнений.

Идея метода . Если в системе содержится уравнение, в котором находятся взаимно обратные выражения, то вводится новая переменная и относительно её решается уравнение. Затем система распадается на несколько более простых систем.

Решить систему уравнений

Рассмотрим первое уравнение системы: .

Сделав замену t = , где t ≠ 0, получаем t + = , 4t 2 — 17t + 4 = 0.

Откуда t 1 = 4, t 2 = .

Возвращаясь к старым переменным, рассмотрим два случая.

Корнями уравнения 4у 2 – 15у – 4 = 0 являются у 1 = 4, у 2 = — .

Корнями уравнения 4х 2 + 15х – 4 = 0 являются х 1 = — 4, х 2 = .

3)Сведение системы к объединению более простых систем.

a) Разложение на множители способом вынесения общего множителя.

Идея метода. Если в одном из уравнений есть общий множитель, то это уравнение раскладывают на множители и, учитывая равенство выражения нулю, переходят к решению более простых систем.

Решить систему уравнений

Разложим на множители второе уравнение системы.

Решим первую систему (1) или (2)

Решим вторую систему

b) Разложение на множители через решение однородного уравнения .

Идея метода. Если одно из уравнений представляет собой однородное уравнение ( , то решив его относительно одной из переменных, раскладываем на множители, например: a(x-x 1 )(x-x 2 ) и, учитывая равенство выражения нулю, переходим к решению более простых систем.

Решить систему уравнений

Решим уравнение относительно х.

D = (-5у) 2 – 4 ∙1 ∙ 25у 2 – 16у 2 = 9у 2 .

х 1,2 = = . х 1 = 4у, х 2 = у.

Система принимает вид: Откуда:

Решим первую систему

D = (-2) 2 – 4 ∙3 ∙ 4 + 96 = 100.

у 1,2 = = . у 1 = 2, у 2 = — .

Решим вторую систему

D = (-1) 2 – 4 ∙24 ∙ 1 + 384 = 385.

у 1,2 = у 1 = , у 2 = .

c) Использование однородности.

Идея метода. Если в системе есть выражение, представляющее собой произведение переменных величин, то применяя метод алгебраического сложения, получают однородное уравнение, а затем используют метод разложение на множители через решение однородного уравнения.

Решить систему уравнений

Умножим первое уравнение на (-3), второе — на 5 и сложим.

Решим уравнение относительно х.

D = (3у) 2 – 4 ∙(-4) ∙ 9у 2 +112у 2 = 121у 2 .

х 1,2 = = . х 1 = у, х 2 = — у.

Система принимает вид: Откуда 1) или 2)

Решим первую систему

Решим вторую систему

4) Метод алгебраического сложения.

Идея метода. В одном из уравнений избавляемся от одной из неизвестных, для этого уравниваем модули коэффициентов при одной из переменных, затем производим или почленное сложение уравнений, или вычитание.

Решить систему уравнений

Уравняем модули коэффициентов при переменной величине у, для этого первое уравнение умножим на 3, а второе на 2.

Прибавив к первому уравнению второе, получаем

Решим первое уравнение системы ,

Так как 15 + 14 — 29 = 0, то х 1 = 1, х 2 = — .

5) Метод умножения уравнений.

Идея метода. Если нет таких пар (х;у), при которых обе части одного из уравнений обращаются в ноль одновременно, то это уравнение можно заменить произведением обоих уравнений системы.

Решить систему уравнений

Решим второе уравнение системы.

; Возведя обе части уравнения в квадрат, имеем:

(у – 3)( + 2) 2 = у 2 ; (у – 3)(у + 4 + 4) = у 2 ;

у 2 + 4у + 4у – 3у — 12 -12 = у 2 ; 4у + 4у – 3у — 12 — 12 = 0.

Пусть = t, тогда 4t 3 + t 2 -12t -12 = 0.

Применяя следствие из теоремы о корнях многочлена, имеем t 1 = 2.

Р(2) = 4∙2 3 + 2 2 — 12∙2 – 12 = 32 + 4 — 24 — 12 = 0.

Понизим степень многочлена, используя метод неопределенных коэффициентов.

4t 3 + t 2 -12t -12 = (t – 2) (at 2 + bt + c).

4t 3 +t 2 -12t -12 = at 3 + bt 2 + ct — 2at 2 -2bt — 2c.

4t 3 + t 2 — 12t -12 = at 3 + (b – 2a) t 2 + (c -2b) t — 2c.

Получаем уравнение 4t 2 + 9t + 6 = 0, которое не имеет корней, так как D = 9 2 — 4∙4∙6 = -15

Возвращаясь к переменной у, имеем = 2, откуда у = 4.

6) Метод деления уравнений.

Идея метода. Если нет таких пар (х; у), при которых обе части одного из уравнений обращаются в ноль одновременно, то это уравнение можно заменить уравнением, которое получается при делении одного уравнения системы на другое.

Решить систему уравнений

Разделим первое уравнение на второе

7) Метод введения новых переменных.

Идея метода. Некоторые выражения от исходных переменных принимаются за новые переменные, что приводит к более простой, чем первоначальная, системе от этих переменных. После того как новые переменные будут найдены, нужно найти значения исходных переменных.

Решить систему уравнений

Введем новые переменные: х + у = u, = v.

Возвращаясь к старым переменным, имеем:

Решаем первую систему.

Находим решение второй системы.

8) Применение теоремы Виета .

Идея метода. Если система составлена так, одно из уравнений представлено в виде суммы, а второе — в виде произведения некоторых чисел, которые являются корнями некоторого квадратного уравнения, то применяя теорему Виета составляем квадратное уравнение и решаем его.

Решить систему уравнений

х, у корни уравнения: а 2 — 5а + 4 = 0. Откуда а 1 = 1, а 2 = 4.

Следовательно(1) или (2)

9) Симметричные системы.

Идея метода. (Многочлен от двух переменных х и у называется симметричным, если он не изменяется при замене х на у и у на х.). Свойство симметричных систем: если пара чисел (х 0 ;у 0 ) является решением системы, то и пара (у 0 ;х 0 ) также является ее решением.

Для решения симметричных систем применяется подстановка: х + у = а; ху = в.

При решении симметричных систем используются следующие преобразования:

х 2 + у 2 = (х + у) 2 – 2ху = а 2 – 2в; х 3 + у 3 = (х + у)(х 2 – ху + у 2 ) = а(а 2 -3в);

х 2 у + ху 2 = ху (х + у) = ав; (х +1)∙(у +1) = ху +х +у+1 =а + в +1;

Решить систему уравнений

Сделаем замену: х + у = а; ху = в; х 2 + у 2 = (х + у) 2 – 2ху = а 2 – 2в.

Решим уравнение . а 1 = 2, а 2 = 3.

Возвращаясь к исходным переменным, рассмотрим два случая.

10) «Граничные задачи».

Идея метода. Решение системы получаются путем логических рассуждений, связанных со структурой области определения или множества значений функций, исследование знака дискриминанта квадратного уравнения.

Решить систему уравнений

Особенность этой системы в том, что число переменных в ней больше числа уравнений. Для нелинейных систем такая особенность часто является признаком «граничной задачи».

Исходя из вида уравнений, попытаемся найти множество значений функции , которая встречается и в первом, и во втором уравнении системы. Так как х 2 + 4 ≥ 4, то из первого уравнения следует, что ≥ 4, а значит, ≥ 16. С другой стороны, исходя из области определения функции , получаем, что 16 – ≥ 0, откуда ≤ 16.Таким Образом,16 ≤ ≤ 16, т. е. = 16. Подставим полученное значение в систему:

11) Графический метод.

Идея метода . Строят графики функций в одной системе координат и находят координаты точек их пересечения.

Решить систему уравнений

1) Переписав первое уравнение систем в виде у = х 2 , приходим к выводу: графиком уравнения является парабола.

2) Переписав второе уравнение систем в виде у = , приходим к выводу: графиком уравнения является гипербола.

3) Парабола и гипербола пересекаются в точке А. Точка пересечения только одна, поскольку правая ветвь параболы служит графиком возрастающей функции, а правая ветвь гиперболы — убывающей. Судя по построенной геометрической модели точка А имеет координаты (1;2). Проверка показывает, что пара (1;2) является решением обоих уравнений системы.

Решите системы уравнений.

1.Алгебра. ЕГЭ: шаг за шагом / А.А.Черняк, Ж.А.Черняк.- Волгоград: Учитель,2012.

2.Методы решения задач по математике: Пособие для поступающих в НПИ. Ч1 / Ред. журн. « Изв. вузов. Электромеханика». Новочеркасск,1993.

3.Алгебра, 9 класс, В 2 ч. Ч.1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г. Мордкович, П.В. Семенов. – 12-е изд., стер. – М. : Мнемозина, 2010.

Видео:После этого видео, ТЫ РЕШИШЬ ЛЮБУЮ Систему Нелинейных УравненийСкачать

После этого видео, ТЫ РЕШИШЬ ЛЮБУЮ Систему Нелинейных Уравнений

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы решения систем уравнений

Урок по алгебре в 9 классе по теме: «Методы решения систем уравнений» учителя математики Шевченко ТИИспользованные программы:1C Математический конструктор 3.0Диск Алгебра. Электронное сопр.

Методы решение систем нелинейных уравнений 9 класс

Урок алгебры в 9классе по теме «методы решения систем уравнений»

Подготовка к ГИА по теме «Решение систем уравнений».

Методы решение систем нелинейных уравнений 9 класс

Методическая разработка урока алгебры в 7 классе «Различные способы решения систем линейных уравнений» способы решения систем уравнений

Урок алгебры в 7 классе направлен на обобщение и систематизацию различных способов решения систем уравнений: метода сравнения, сложения, подстановки, графического метода, метода Крамера, выбора рацион.

Материалы к практическому занятию по математике для студентов специальности Экономика и бухгалтерский учет по теме «Графический метод решения систем линейных уравнений»

Данная разработка содержит конспект и презентацию к практическому занятию «Графический метод решения экономических задач» , завершающему изучение темы «Графический метод решения систем линейных уравне.

Методы решение систем нелинейных уравнений 9 класс

Методы решения систем логических уравнений

Методы решения систем логических уравнений при подготовке к ЕГЭ (задание В15).

Методы решение систем нелинейных уравнений 9 класс

Презентация Методы решения систем линейных уравнений (метод подстановки)

Методы решение систем нелинейных уравнений 9 класс

Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными

Урок объяснения нового материала по учебнику «Алгебра, 7 класс» А.Г. Мерзляк, параграф 26. Презентация составлена для объяснения новой темы в Zoom при дистанционном обучении.

Видео:Алгебра 9 класс. Решение систем уравнений методом замены переменныхСкачать

Алгебра 9 класс. Решение систем уравнений методом замены переменных

Урок по математике на тему «Решение систем нелинейных уравнений»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обобщающий урок по теме

Подготовила и провела:

учитель математики Сиренко Н.И.

2018-2019 учебный год

Обобщающий урок по теме

систем нелинейных уравнений».

Данный урок по алгебре в 9 классе проводится как повторительно-обобщающий при завершении темы «Решение систем нелинейных уравнений». Использование групповой формы работы позволяет учащимся ставить вопросы, решать проблемы, распределять роли и сотрудничать, убеждать других, отвечать за себя. Групповая форма работы способствует развитию творческого потенциала.

Обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме.

1) Проверить знания основных понятий по теме «Способы решения систем нелинейных уравнений»;

2) обобщение и систематизация способов решения уравнений;

3) обобщение и систематизация систем нелинейных уравнений разных видов;

1) способствовать воспитанию сотрудничества, ответственности, взаимопомощи;

2) развитие личностных качеств;

1) развитие самостоятельного мышления и интеллекта;

2) развитие интереса к предмету.

Технология: обеспечение успеха школьников в учении.

способом подстановки. 2гр. Решение систем уравнений способом сложения. 3гр. Решение систем уравнений графическим способом. 4 гр. Решение систем уравнений другими способами.

Оснащение и оборудование к уроку :

2. мультимедийный проектор;

3. раздаточный материал.

Форма организации урока: групповая.

Урок обобщения и систематизации знаний учащихся.

Учащиеся разбиваются на 4 группы. В группе по 3-4 человека.

1. Организационный момент.

Учитель сообщает тему урока, формулирует цели урока. Разбивает учащихся на 4 группы: 1гр. Решение систем уравнений

Проверим реакцию. Предлагается притча: однажды индийский раджа устроил для своих подданных соревнование: кто пробежит по стене, неся на голове кувшин с водой, не разлив ни капли. Под стеной стояла масса народу, каждый из которых кричал, дудел в трубы, бил в барабаны. Лишь одному человеку удалось донести кувшин, не разлив воду. Когда раджа спросил, как ему это удалось, он ответил, что ничего не слышал, т.к. нес воду. Учитель называет слова (каникулы, экзамен, решение, рождество, система, Астана, подстановка, метель, Кокшетау, уравнение, праздник, Москва. стол, стул, Париж), учащиеся должны расслышать: 1) математические термины, 2) столицы государств.

3. Проверка теоретического материала в форме игры «Крестики-нолики». Если ученик согласен с ответом, ставит крестик, если не согласен – нолик.

1) Линейное уравнение с двумя переменными – уравнение первой степени.

2) Нелинейные уравнения с двумя переменными – уравнения второй степени.

3)Пара значений переменных, обращающая каждое уравнение системы уравнений с двумя переменными в верное равенство, называют решением системы.

4) Графиком уравнения с двумя переменными является изображение точек её решений на плоскости.

5) Две системы называются равносильными, если множества их решений можно изобразить на координатной плоскости.

6) Решить систему уравнений, значит найти все ее решения или доказать, что решений нет.

7)Для решения системы уравнений с двумя переменными используются 2 способа:

1) графический способ;

2) способ замены переменной и алгебраического сложения и вычитания;

8)Уравнение не изменится, если перенести слагаемое из одной части уравнения в другую.

9)Графиком нелинейного уравнения с двумя переменными не является прямая.

Результаты сдать на карточках. Проверить с помощью правильного ответа на доске.

3.1. Историческая справка. Один из учеников готовит и представляет в виде слайдов.

4. Каждой группе дается карточка с заданием решить систему уравнений своим способом. Задания разные. После решения представить и объяснить в чем суть каждого способа. Затем дается одинаковая карточка каждой группе. Задание: решить систему каждый своим способом. Сравнить ответы, выяснить какой метод наиболее удобный. (карточки прилагаются)

Учитель обращает внимание учащихся на то, что графический способ решения систем уравнений трудоемок и дает приблизительные ответы, но бывают такие виды систем нелинейных уравнений, которые можно решить только этим способом.

5. Решите устно уравнения (задание на мультимедийном проекторе).

Тесты с системами нелинейных уравнений берутся из электронного учебника по математике за 9класс. Учитель поясняет, что часто на ЕНТ встречаются системы, которые можно не решая правильно подобрать ответ.

6. Подведение итогов урока.

Анализ работы в группах.

На оценочных листах, которые находятся на столах, учащиеся выставляют по две оценки (самооценка и взаимооценка), третья оценка и итоговая выставляются учителем.

7. Домашнее задание. Из раздела «Проверь себя» №3-10. стр.41.

Ожидаемый результат урока

1.развитие логического и критического мышления учащихся, творческого потенциала;

2.демонстрация учащимися знаний решения алгебраических уравнений и способов решений систем нелинейных уравнений;

3.формирование навыков выбора метода решения задач;

4.развивать умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;

5.формировать умение планировать свою деятельность.

💥 Видео

Система уравнений VS Система неравенств. ОГЭ по математике №9, 13| Математика TutorOnlineСкачать

Система уравнений VS Система неравенств. ОГЭ по математике №9, 13| Математика TutorOnline

СИСТЕМА УРАВНЕНИЙ нелинейных 9 класс алгебраСкачать

СИСТЕМА УРАВНЕНИЙ нелинейных 9 класс алгебра

Способы решения система нелинейных уравнений. Практическая часть. 9 класс.Скачать

Способы решения система нелинейных уравнений. Практическая часть. 9 класс.

9 класс // Алгебра // Решение систем нелинейных уравнений Часть 1Скачать

9 класс // Алгебра // Решение систем нелинейных уравнений Часть 1

Способы решения систем нелинейных уравнений. Практическая часть. 9 класс.Скачать

Способы решения систем нелинейных уравнений. Практическая часть. 9 класс.

Графический способ решения систем уравнений. Алгебра, 9 классСкачать

Графический способ решения систем уравнений. Алгебра, 9 класс

Решение систем уравнений второй степени. Алгебра, 9 классСкачать

Решение систем уравнений второй степени. Алгебра, 9 класс

Нелинейные уравнения с двумя переменными и их геометрический смысл. 9 класс.Скачать

Нелинейные уравнения с двумя переменными и их геометрический смысл. 9 класс.

Алгебра 9 класс. Графическое решение систем уравненийСкачать

Алгебра 9 класс. Графическое решение систем уравнений
Поделиться или сохранить к себе: