Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
БИК Курс лекций по дисциплине «Численные методы»
для специальности 230105 Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем
Раздел 2. Численные методы
2.1.1. Приближенные решения алгебраических и трансцендентных уравнений
Алгебраические и трансцендентные уравнения
Графический метод решения уравнений
1. Алгебраические и трансцендентные уравнения
При решении практических задач часто приходится сталкиваться с решением уравнений. Всякое уравнение с одним неизвестным можно представить в виде
( x )= g ( x ), (1)
где (х) и g (х) — данные функции, определенные на некотором числовом множестве X , называемом областью допустимых значений уравнения .
В общем случае нелинейное уравнение можно записать в виде:
F ( x ) определена и непрерывна на конечном или бесконечном интервале .
Совокупность значений переменной х, при которых уравнение (1) превращается в тождество, называется решением этого уравнения, а каждое значение х : из этой совокупности называется корнем уравнения.
Всякое число , обращающее функцию F ( x ) в нуль, т.е. такое, при котором F ( )=0, называется корнем уравнения (1).
Число называется корнем k -той кратности, если при x =вместе с функцией F ( x ) равны нулю ее производные до ( k -1) порядка включительно:
F ( ) = F / () = … = F ( k -1) ( ) = 0.
Однократный корень называется простым.
Решить уравнение – значит найти множество всех корней этого уравнения.
Оно может быть конечным или бесконечным.
Два уравнения F ( x )=0 и G ( x =0) называются равносильными (эквивалентными), если всякое решение каждого из них является решением и для другого, то есть множества решений этих уравнений совпадают.
В зависимости от того, какие функции входят в уравнения (1) или (2), уравнения разделяются на два больших класса: линейные и нелинейные.
Нелинейные уравнения делятся, в свою очередь на: алгебраические и трансцендентные .
Уравнение (2) называется алгебраическим, если функция является алгебраической функцией. Путем алгебраических преобразований из всякого алгебраического уравнения можно получить уравнение в канонической форме:
где a 0, a 1, . , a n — коэффициенты уравнения, а x -неизвестное. Показатель n называется степенью алгебраического уравнения.
Если функция F ( x ) не является алгебраической, то уравнение (1) называется трансцендентным.
В некоторых случаях решение трансцендентных уравнений можно свести к решению алгебраических уравнений.
Решение уравнения с одним неизвестным заключается в отыскании корней, т. е. тех значений х, которые обращают уравнение в тождество. Корни уравнения могут быть вещественными и невещественными (комплексными).
Найти точные значения корней уравнения можно только в исключительных случаях, обычно, когда есть какая-либо простая формула для вычисления значения корней, выражающая их через известные величины.
Поскольку подавляющее большинство нелинейных уравнений с одной переменой не решаются путем аналитических преобразований (точными методами), на практике их решают только численными методами.
При решении многих практических задач точное решение уравнения не всегда является необходимым. Задача нахождения корней считается решенной, если корни вычислены с заданной степенью точности.
Решить уравнение – это значит
установить, имеет ли оно корни,
и найти значение корней с заданной точностью.
Задача численного нахождения действительных и комплексных корней уравнения (2) обычно состоит из двух этапов:
отделение корней, т.е. нахождение достаточно малых окрестностей рассматриваемой области, в которых находится одно значение корня,
и уточнение корней, т.е. вычисление корней с заданной степенью точности в некоторой окрестности.
Наиболее распространенными на практике численными методами решения уравнения (2) являются: метод половинного деления, метод хорд, метод касательных (Ньютона), комбинированный метод, метод простой итерации. Применение того или иного метода для решения уравнения (2) зависит от числа корней, задания исходного приближения и поведения функции F ( x ).
2. Графические методы решения уравнений
Одним из методов решения уравнений является графический. Точность такого решения невелика, однако с помощью графика можно разумно выбрать первое приближение, с которого начнется дальнейшее решение уравнения. Существуют два способа графического решения уравнений.
Первый способ. Все члены уравнения переносят в левую часть, т. е. представляют его в виде f (х) = 0. После этого строят график функции у = f ( x ), где f (х) – левая часть уравнения. Абсциссы точек пересечения графика функции у = f (х) с осью Ох и являются корнями уравнения, так как в этих точках у = 0 (рис. 1).
Рисунок 1
Второй способ. Все члены уравнения разбивают на две группы, одну из них записывают в левой части уравнения, а другую в правой, т. е. представляют его в виде f (х) = g (х).
После этого строят графики двух функций у = f (х) и у = g (х). Абсциссы точек пересечения графиков этих двух функций и служат корнями данного уравнения. Пусть точка пересечения графиков имеет абсциссу х0, ординаты обоих графиков в этой точке равны между собой, т. е. f (х0) = g (х0). Из этого равенства следует, что х0 – корень уравнения (рис. 2).
Рисунок 2
Пример 1. Решить графически уравнение х 3 — 2 x 2 + 2х — 1 = 0.
Первый способ. Построим график функции у = х 3 — 2 x 2 + 2х — 1 и определим абсциссы точек пересечения этого графика с осью Ох. Кривая пересекает ось Ох в точке х = 1, следовательно, уравнение имеет один корень (рис. 3). (Отметим, что алгебраическое уравнение третьей степени имеет или один действительный корень или три. Так как кривая пересекает ось абсцисс только в одной точке, то данное уравнение имеет только один действительный корень. Остальные два корня – комплексные.)
Рисунок 3 Рисунок 4
Второй способ. Представим данное уравнение в виде х 3 = 2 x 2 + 2х–1 и построим графики функций у = х 3 и у = 2 x 2 + 2х – 1. Найдем абсциссу точки пересечения этих графиков; получим х = 1 (рис. 4).
Пример 2. Найти приближенно графическим способом корни уравнения lg х — Зх + 5 = 0.
Перепишем уравнение следующим образом: lg х = Зх — 5.
Функции в левой и в правой части уравнения имеют общую область определения: интервал 0
Строим графики функций у = lg х и у = Зх — 5 (рис. 5). Прямая у = Зх-5 пересекает логарифмическую кривую в двух точках с абсциссами x 1 0,00001 и x 2 1,75. На рисунке трудно показать пересечение графиков этих двух функций в первой точке, однако, учитывая, что нижняя ветвь, логарифмической кривой неограниченно приближается к оси Оу, можно предполагать, что пересечение этих двух графиков произойдет вблизи точки пересечения графика функции у = Зх — 5 и оси Оу. Абсцисса точки пересечения приближенно равна 0,00001. Итак, корни уравнения x 1 0,00001 и x 2 1,75
Рисунок 5 Рисунок 6
Пример 3. Найти графически корни уравнения 2 х = 2х.
Решение. Строим графики функций у = 2 х и у = 2х. Эти графики пересекаются в двух точках, абсциссы которых равны х 1 = 1 и х 2 = 2. Данное уравнение имеет два корня х 1 = 1 и х 2 = 2 (рис. 6).
Подводя итог вышеизложенному, можно рекомендовать для графического решения уравнения f (х) = 0, все корни которого лежат в промежутке [а, b ], следующую простую схему.
1. Представить указанное уравнение в виде (х) = g (х) с таким расчетом, чтобы функции у=(х) и у = g (х) были просты и удобны для исследования и построения.
2. На бумаге вычертить графики функций у =(х) и у = g (х) в промежутке [а, b ].
3. Если графики не пересекаются, то корней в данном промежутке нет. Если же графики пересекаются, то нужно определить точки их пересечения, найти абсциссы этих точек, которые и будут приближенными значениями корней рассматриваемого уравнения.
Первый этап численного решения уравнения (2) состоит в отделении корней, т.е. в установлении “тесных” промежутков, содержащих только один корень.
Корень уравнения f (х) = 0 считается отделенным на отрезке [ a , b ] , если на этом отрезке уравнение f (х) = 0 не имеет других корней.
Отделить корни – это значит разбить всю область допустимых значений на отрезки, в каждом из которых содержится один корень.
Отделение корней можно произвести двумя способами – графическим и аналитическим.
Графический метод отделения корней. При графическом методе отделения корней поступают так же, как и при графическом методе решения уравнений.
Графический метод отделения корней не обладает большой точностью. Он дает возможность грубо определить интервалы изоляции к орня. Далее корни уточняются одним из способов, указанных ниже.
Аналитический метод отделения корней. Аналитически корни уравнения f(х) =0 можно отделить, используя некоторые свойства функций, изучаемые в курсе математического анализа.
Сформулируем без доказательства теоремы, знание которых необходимо при отделении корней.
1) Если непрерывная на отрезке функция F ( x ) принимает на его концах значения разных знаков, то уравнение (2) имеет на этом отрезке, по меньшей мере, один корень
2) Если функция F ( x ) к тому же еще и строго монотонна, то корень на отрезке единственный.
Рассмотрим примеры поведения некоторых функций:
Рисунок 7
Для отделения корней можно эффективно использовать ЭВМ.
Пусть имеется уравнение F ( x )=0, причем можно считать, что все корни находятся на отрезке , в которой функция F ( x ) отделена, непрерывна и F ( A )* F ( B ) F ( x ), начиная с точки X = A , двигаясь вправо с некоторым шагом h .
Как только обнаружится пара соседних значений F ( x ), имеющих разные знаки, и функция F ( x ) монотонна на этом отрезке, так соответствующие значения аргумента X (предыдущее и последующее) можно считать концами отрезка, содержащего корень.
Схема соответствующего алгоритма изображена ниже. Результатом решения поставленной задачи будут выводимые на дисплей в цикле значения параметров X 1 и X 2 (Концов выделенных отрезков).
- Реферат: Приближенное решение алгебраических и трансцендентных уравнений Метод Ньютона
- История метода
- Отделение корней
- Описание метода Ньютона (метода касательных)
- Оценка погрешности
- Погрешность
- Условие сходимости
- Метод половинного деления
- Погрешность
- Пример решения уравнения методом Ньютона
- Список литературы
- Решение алгебраических и трансцендентных уравнений
- 🎬 Видео
Видео:Метод Ньютона (метод касательных) Пример РешенияСкачать
Реферат: Приближенное решение алгебраических и трансцендентных уравнений Метод Ньютона
Название: Приближенное решение алгебраических и трансцендентных уравнений Метод Ньютона Раздел: Рефераты по математике Тип: реферат Добавлен 04:59:04 04 января 2011 Похожие работы Просмотров: 261 Комментариев: 14 Оценило: 3 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
n | xn | f(xn) | f'(xn) | hn |
0 | 0 | 1 | 3 | -0,333333333 |
1 | -0,3 33333333 | 0,062142078 | 2,606445364 | -0,023841696 |
2 | -0,357 175029 | 0,000392296 | 2,573426701 | -0,000152441 |
3 | -0,35732747 0 | 1,63265E-08 | 2,573213436 | -6,34481E-09 |
4 | -0,357327477 | 2,9976E-15 | 2,573213427 | -1,16493E-15 |
5 | -0,357327477 | 0 | 2,573213427 | 0 |
Вывод: в третьем приближении получен результат с 4-мя точными знаками после запятой: .
Ответ:
Видео:Метод Ньютона - отделение корнейСкачать
Список литературы
· «Основы вычислительной математики», Б. П. Демидович, И.А. Марон, 1966г.
Видео:Метод хорд для приближённого решения алгебраических уравненийСкачать
Решение алгебраических и трансцендентных уравнений
Составитель: Панкратов Ю.M.
Лабораторная работа №3
Целью работы является знание приемов отделения корней и численных методов приближенного решения алгебраических и трансцендентных уравнений.
1. Теоретические сведения
1.1. Отделение корней
Отыскание приближенных значений корней уравнений состоит из двух этапов – отделение корней и их уточнение с заданной степенью точности. Отделение корней представляет процедуру по разбиению всей области числовой оси на интервалы, в каждом из которых содержится один корень, и ее можно выполнить двумя способами – графическим и аналитическим. При графическом методе строят график функции, который позволяет легко находить отрезки, заключающие в себе только один корень. При аналитическом методе корни уравнения f(x)=0 можно отделить, используя следующую теорему:
Если функция f(x) непрерывна на отрезке [a,b] и принимает на концах отрезка значения разных знаков, а производная f’(x) сохраняет постоянный знак внутри отрезка, то внутри отрезка существует корень уравнения f(x)=0 и при том единственный.
Поскольку MathCAD позволяет достаточно просто построить график любой функции, то воспользуемся графическим методом, учитывая утверждения этой теоремы. Тогда отделение корней можно выполнить в следующем порядке:
1. Построить график функции f(x) в интервале, охватывающем все корни уравнения. Если этот интервал очень большой, то можно построить несколько графиков для каждого корня в увеличенном масштабе.
2. Под этим графиком в том же масштабе по оси абсцисс построить график первой производной f’(x).
3. Проанализировав эти графики с учетом вышеизложенной теоремы, уже можно, хотя и довольно грубо, указать границы интервалов [ai ,bi] для каждого i-го корня.
4. Более наглядно и точнее эту задачу можно решить, если построить еще один совмещенный график сигналов функции f(x) и ее первой производной f’(x). Например, сигнал значений функции f(x) принять равным 1.5, сигнал значений первой производной f’(x) принять равным 1 (чтобы не сливались при совпадении). Функции этих сигналов можно вычислить как
sf(x):=1.5 sign(f(x) — для функции f(x);
sf1(x):= sign(f1(x) — для первой производной f’(x), где f1(x) — первая производная f’(x).
При выборе границ интервалов [ai ,bi] для каждого корня надо учитывать, что они не должны совпадать или даже близко приближаться к точкам экстремумов функции f(x) или, что то же самое, к значениям x , при которых f’(x)=0. В этих областях для некоторых методов уточнения корней сходимость итерационных процессов в выбранном интервале [ai ,bi] не гарантирована.
1.2. Уточнение корней
В работе рассматриваются только четыре метода уточнения корней. Считаем, что абсциссы xa и xb границ интервала [ai ,bi] , содержащего единственный корень, известны.
1.2.1. Метод половинного деления
1. Вычисляют абсциссу xc средней точки, делящей отрезок [ai ,bi] пополам (Рис.1.) xc = (xa+xb)/2 ;
2. Вычисляют значение функции f(xc) в средней точке;
3. Если f(xc)× f(xb) > 0 , то отрезок [xc , xb] можно отбросить, как не содержащий корня, выполнив присвоение xb= xc (на рис.1 функция для этого случая показана сплошной линией). Таким образом, правая граница будет смещена влево на половину интервала. В противном случае отбрасывают отрезок [xa , xc] с помощью присвоения xa= xc (на рис.1 функция для этого случая показана штриховой линией).
4. Если |xb — xa| > e , то цикл повторяют, начиная с п.1, в противном случае считают, что найденное значение и есть корень уравнения этого интервала, вычисленный с точностью e.
Достоинства метода: простота алгоритма, высокая надежность отыскания корня. Недостаток – большое количество шагов итераций.
1. Одну из граничных точек принимают за неподвижную точку xc . Обычно это точка, в которой знак функции совпадает со знаком второй производной, т.е. f(xc)× f’’(xc) > 0. Тогда вторую граничную точку принимают за начальное приближение x0 (Рис.2.) ;
2. Каждое следующее значение абсциссы xi+1 вычисляют как точку пересечения хорды, соединяющей неподвижную точку xc и крайнюю текущую точку кривой xi , с осью абсцисс по формуле:
3. Если |xi+1 – xi | > e , то цикл повторяют, начиная с п.2, в противном случае считают, что найденное значение и есть корень уравнения этого интервала, вычисленный с точностью e.
Метод обладает теми же достоинствами и недостатками, как и предыдущий.
1.2.3. Метод касательных (метод Ньютона)
1. За начальное приближение x0 принимают граничную точку, в которой знак функции совпадает со знаком второй производной, т.е. f(x0)×f’’(x0)> 0 (Рис.3.) ;
2. Каждое следующее значение абсциссы xi+1 вычисляют как точку пересечения касательной, проведенной в текущей точкой кривой xi , с осью абсцисс по формуле:
3. Если |xi+1 – xi | > e , то цикл повторяют, начиная с п.2, в противном случае считают, что найденное значение и есть корень уравнения этого интервала, вычисленный с точностью e.
Достоинства метода: простота алгоритма, высокая скорость сходимости. Недостатки: необходимость отыскания первой производной в аналитической форме, ненадежность отыскания корня в указанном диапазоне. На рис.3 показано, что в случае проведения касательной в точке b , она может пересечься с осью x в точке c, лежащей за пределами выбранного интервала [a,b], и корень может быть найден совсем в другом интервале.
1.2.4. Метод итераций
1. Исходное уравнение f(x)=0 преобразуют к виду: x=F(x) (1)
2. Левая часть этого уравнения представляет уравнение прямой линии, проходящей через начало координат под углом в 45° к оси x. Абсцисса пересечения этой прямой с функцией F(x)и представляет корень уравнения f(x)=0(Рис.4.).
3. Задают начальное приближение x0 и вычисляют значение функции F(x0) (см.рис.4а). Из (1) следует, что его можно принять за первое приближение x1 : x1=F(x0).
4. Вычислив функцию F(x1) , принимают это значение за второе приближение x2=F(x1) и так далее. В общем случае для (i+1)-й итерации можно записать:
5. Итерации повторяют, пока выполняется условие |xi+1 – xi | > e .
Геометрическая интерпретация метода показана на рис.4, причем на рис.4а) и 4б) процесс сходится к корню уравнения f(x)=0, а на рис.4в) и 4г) – расходится, хотя начальное приближение x0 и выбрано для них ближе к корню. Из рис.4а) можно заметить, что угол наклона касательной к любой точке кривой y=F(x) не превышает 45° к оси x , т.е. F’(x) -1. На рис.4в) и 4г) это условие не соблюдается и итерационный процесс на них расходится от корня уравнения. Отсюда следует, что для обеспечения сходимости итерационного процесса должно соблюдаться условие:
Оба этих решения можно записать как: -2 0 при f’(x) 3 +cos(x)-0.2=0
Отчет по работе должен включать:
2.1. Отделение корней, для чего необходимо построить графики функции f(x) , ее первой производной f’(x) и график сигналов.
2.2. Уточнение корней методами половинного деления, хорд, касательных и итераций.
2.3. Проверку результатов с помощью встроенной функции root.
3. Пример выполнения задания
1. Бахвалов Н.С. Численные методы. – М., Наука,1975. –632 c.
2. Крылов В.И., Бобков В.В., Монастырный П.И. Вычислительные методы. – М., Наука,1976. –304 с.
3. Волков Е.А. Численные методы : Учебное пособие для вузов. – 2-е изд. – М., Наука, 1987.
4. Копченова Н.В., Марон И.А. Вычислительная математика в примерах и задачах. – М., Наука,1972.
5. Турчак Л.И., Плотников П.В. Основы численных методов: Учеб. пособие.– 2-ое изд., перераб. и доп. -М.: ФИЗМАТЛИТ, 2002. –304 c.
6. Исаков В.Н. Элементы численных методов. – М., Издательский центр «Академия»,2003. –192 c.
🎬 Видео
Решение нелинейного уравнения методом простых итераций (программа)Скачать
Метод простых итераций пример решения нелинейных уравненийСкачать
Алгебра 10 класс (Урок №1 - Многочлен P(x) и его корень. Алгебраическое уравнение.)Скачать
Метод половинного деления решение нелинейного уравненияСкачать
Трансцендентные уравнения ЕГЭ #maths #calculus #егэ #algebra #огэСкачать
Как разобраться в корнях ? Квадратный корень 8 класс | Математика TutorOnlineСкачать
Метод итерацийСкачать
Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать
Метод секущихСкачать
Как найти корни уравнения в Excel с помощью Подбора параметраСкачать
Решение уравнений с помощью ExcelСкачать