Метод замены в решении уравнений

Метод замены переменной
Содержание
  1. Метод замены переменной – это такой способ решения, при котором в уравнение (или неравенство) вводится новая переменная, в результате чего оно становится более простым.
  2. Примеры использования метода замены переменной
  3. Метод замены переменных при решении уравнений и неравенств
  4. Метод замены переменных
  5. Пример №350.
  6. Пример №351.
  7. Пример №352.
  8. Пример №353.
  9. Пример №354.
  10. Пример №355.
  11. Пример №356.
  12. Методы решения уравнений — обзор
  13. Метод введения новой переменной (замены переменной)
  14. Метод разложения на множители
  15. Метод решения уравнений «дробь равна нулю»
  16. Метод решения уравнений через преобразования
  17. Метод решения уравнений, сводящихся к числовым равенствам
  18. Функционально-графический метод
  19. Графический метод
  20. Метод, базирующийся на возрастании-убывании функций
  21. Метод оценки
  22. Метод освобождения от внешней функции
  23. Метод решения уравнений через ОДЗ
  24. Метод возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень
  25. Метод решения уравнений по определению логарифма
  26. Метод потенцирования
  27. Метод логарифмирования
  28. 📺 Видео

Метод замены переменной – это такой способ решения, при котором в уравнение (или неравенство) вводится новая переменная, в результате чего оно становится более простым.

Этот метод один из самых популярных при решении сложных заданий, в частности, в ЕГЭ и ОГЭ.

У нас довольно сложное уравнение. А если раскрыть скобки, оно станет еще сложнее. Что делать? Давайте попробуем заменить переменную.

Заменим выражение (x+frac) буквой (t).

Получилось обычное квадратное уравнение! Решив его, найдем чему равно (t), после чего, сделав обратную замену, вычислим (x).

Когда не стоит вводить новую переменную? Когда это не сделает уравнение проще. Например, если старая переменная остается, несмотря на замену:

Попробуем сделать замену здесь.

Заменим выражение (sin x) буквой (t).

Видим, что в этой замене нет никакого смысла – она не упростила уравнение, даже наоборот, усложнила его, потому что теперь у нас в уравнении две переменные.

Видео:Решение уравнения методом замены переменнойСкачать

Решение уравнения методом замены переменной

Примеры использования метода замены переменной

Заметим, что (x^4=(x^2 )^2) (см. свойства степеней ). Тогда наше уравнение приобретает следующий вид.

Теперь используем метод замены.

Вводим новую переменную, заменяя (x^2) на (t).

Мы нашли чему равно (t), но найти-то надо иксы! Поэтому делаем обратную замену.

Ответ: (±1); (±) (frac) .

Весьма частая ошибка при использовании этого метода: забыть «вернуться к иксам», то есть не сделать обратную замену. Помните – нам нужно найти (x), а не (t)! Поэтому возврат к (x) — строго обязателен!

Пример. Решить неравенство: (log^2_3⁡x-log_3⁡x-2>0)

Приступим к решению.

Раскладываем левую часть неравенства на множители .

Метод замены в решении уравнений

Теперь нужно вернуться к исходной переменной – иксу. Для этого перейдем к совокупности , имеющей такое же решение, и сделаем обратную замену.

Видео:Решение биквадратных уравнений. 8 класс.Скачать

Решение биквадратных уравнений. 8 класс.

Метод замены переменных при решении уравнений и неравенств

Метод замены в решении уравнений

Метод замены переменных

Этот распространённый метод используется для разных целей: упрощение задачи и повышение её наглядности, придание уравнению (неравенству, системе и проч.) более симметричного вида, сведение одного уравнения к системе нескольких уравнений, рационализация иррациональностей (см. пункт 3.3) и т.д. Иными словами, введение новых переменных производится в тех случаях, когда есть возможность свести задачу к другой, для которой существует более эффективный способ решения.

Существуют виды уравнений, для которых разработаны специальные подстановки, позволяющие наиболее оптимально решать эти уравнения (например, симметрические и возвратные уравнения, однородные уравнения и многие другие). Рассмотрим дополнительно группу примеров, иллюстрирующих различные цели использования этого подхода.

Начнём с примера, в котором при помощи замены неизвестной рациональное неравенство сводится также к рациональному, но более простому алгебраическому неравенству.

Пример №350.

Метод замены в решении уравнений

Решение:

Положим Метод замены в решении уравнений. Тогда необходимо решить неравенство Метод замены в решении уравнений. Выполнив обратную подстановку, получим квадратное уравнение Метод замены в решении уравнений, решив которое, приходим к ответу. Ответ:Метод замены в решении уравнений

В следующем примере дробно-рациональное уравнение заменой сводится к целому алгебраическому уравнению.

Пример №351.

Решить уравнение Метод замены в решении уравнений

Решение:

Обозначим разность Метод замены в решении уравненийчерез Метод замены в решении уравнений, тогда уравнение перепишется в виде Метод замены в решении уравненийЭто уравнение имеет два корня Метод замены в решении уравненийи Метод замены в решении уравнений, что приводит к совокупности уравнений

Метод замены в решении уравнений

Первое уравнение даёт корни Метод замены в решении уравнений, а второе — Метод замены в решении уравненийкоторые и будут решениями исходного уравнения.

В некоторых случаях алгебраическую задачу (даже если в её условиях не содержится радикалов) с помощью специальных тригонометрических подстановок бывает целесообразно свести к тригонометрической задаче, и далее уже решать её методами тригонометрии.

Пример №352.

Известно, что Метод замены в решении уравненийи Метод замены в решении уравнений. Чему равно значение Метод замены в решении уравнений?

Решение:

Воспользуемся тем, что если два действительных числа X, у удовлетворяют равенству

Метод замены в решении уравнений

где Метод замены в решении уравнений— заданное число, то Метод замены в решении уравненийи Метод замены в решении уравненийможно представить в тригонометрическом виде Метод замены в решении уравнений, где Метод замены в решении уравнений. В самом деле, уравнение (1) задаёт на плоскости Метод замены в решении уравненийокружность радиуса Метод замены в решении уравненийс центром в начале координат. При изменении Метод замены в решении уравненийот Метод замены в решении уравненийдо Метод замены в решении уравненийточка с координатами Метод замены в решении уравненийровно один раз обходит окружность, и таким образом между точками окружности и полуинтервалом Метод замены в решении уравненийоказывается установлено взаимно однозначное соответствие. Это означает, что каждому значению Метод замены в решении уравненийиз Метод замены в решении уравненийсоответствует единственная пара чисел Метод замены в решении уравнений, удовлетворяющих равенству (1), и наоборот, каждой паре чисел, удовлетворяющих (1), соответствует единственное значение Метод замены в решении уравненийиз Метод замены в решении уравнений.

Итак, поскольку числа Метод замены в решении уравненийудовлетворяют равенству Метод замены в решении уравнений, то найдётся такое число Метод замены в решении уравнений, что Метод замены в решении уравнений, Метод замены в решении уравнений. Аналогично, поскольку числа Метод замены в решении уравненийудовлетворяют равенству Метод замены в решении уравнений, то найдётся такое числоМетод замены в решении уравнений, что Метод замены в решении уравнений, Метод замены в решении уравнений. При этом условие Метод замены в решении уравненийпримет вид

Метод замены в решении уравнений

Выполнив тригонометрическую подстановку в искомом выражении Метод замены в решении уравнений, получим:

Метод замены в решении уравнений

Введение новых переменных может быть вызвано необходимостью понизить степень уравнения, упростив при этом решение задачи.

Пример №353.

Решить уравнение Метод замены в решении уравнений

Решение:

Сведём данное уравнение 4-й степени к квадратному уравнению. Для этого вначале умножим обе части уравнения на 12 и приведём его к виду

Метод замены в решении уравнений

Затем сделаем подстановку Метод замены в решении уравнений, что приведёт к уравнению

Метод замены в решении уравнений

Сделав ещё одну подстановку Метод замены в решении уравнений, сведём окончательно данное биквадратное уравнение к квадратному уравнению Метод замены в решении уравнений, решив которое, находим корни Метод замены в решении уравнений. Тогда Метод замены в решении уравненийи Метод замены в решении уравнений

Ответ: Метод замены в решении уравнений

В следующем примере используется симметризирующая подстановка. Название говорит само за себя: уравнению придаётся более «симметричный» вид. Новая переменная является средним арифметическим входящих в уравнение выражений. При её применении уравнение 4-й степени общего вида приводится к более простому частному случаю, а именно, симметризация уравнения позволяет «убрать» из уравнения нечётные степени неизвестной, оставив только чётные и превратив его, таким образом, в биквадратное уравнение.

Пример №354.

Метод замены в решении уравнений

Решение:

Выполним симметризирующую подстановку

Метод замены в решении уравнений

Тогда уравнение примет вид

Метод замены в решении уравнений

Ответ: Метод замены в решении уравнений

6.Близко к методу введения новых переменных стоит так называемый метод введения параметра. Не всегда введение параметра усложняет задачу. На примере, рассмотренном ниже, видно, как включение параметра в уравнение вместо числового коэффициента позволяет лучше «разглядеть» способ дальнейшего его решения — рассмотрение уравнения как квадратного относительно введённой величины.

Пример №355.

Метод замены в решении уравнений

Решение:

Введём в уравнение параметр, положив Метод замены в решении уравнений:

Метод замены в решении уравнений

Рассмотрим теперь это уравнение как квадратное относительно Метод замены в решении уравнений. Приведём его к стандартному виду Метод замены в решении уравненийи вычислим дискриминант Метод замены в решении уравненийНайдём корни:

Метод замены в решении уравнений

т.е. Метод замены в решении уравненийили Метод замены в решении уравнений. Параметр к этому моменту сыграл свою положительную роль, позволив свести решение кубического относительно Метод замены в решении уравненийуравнения к совокупности двух уравнений более низкой степени: квадратного и линейного.

Заменяя Метод замены в решении уравненийчислом Метод замены в решении уравнений, получим совокупность

Метод замены в решении уравнений

Отсюда находим решения: Метод замены в решении уравнений

Замечание. В формуле корней квадратного уравнения более корректным было, вообще говоря, написать

Метод замены в решении уравнений

Однако когда ищутся оба корня, то использование формул (1) и (2) приводит к одному результату. Именно поэтому часто в подобных ситуациях модуль опускают.

7.Отметим, что, вообще говоря, не всегда в задаче нужно полностью переходить к новым переменным. Иногда имеет смысл, вводя новую переменную, сохранить в задаче и первоначальную переменную, т.е. сделать частичную замену переменных. Так, сведением к системе уравнений, решаются некоторые уравнения. Рассмотрим в качестве пояснения пример.

Пример №356.

Метод замены в решении уравнений

Решение:

Так как Метод замены в решении уравненийне является корнем, то уравнение можно привести к равносильному виду

Метод замены в решении уравнений

Положим Метод замены в решении уравнений, тогда уравнение сведётся к равносильной ему системе

Метод замены в решении уравнений

Решая эту систему относительно Метод замены в решении уравненийи Метод замены в решении уравнений, приходим к ответу: Метод замены в решении уравнений

Эта лекция взята со страницы, где размещён подробный курс лекций по предмету математика:

Эти страницы возможно вам будут полезны:

Метод замены в решении уравнений

Метод замены в решении уравнений Метод замены в решении уравнений Метод замены в решении уравнений Метод замены в решении уравнений Метод замены в решении уравнений Метод замены в решении уравнений Метод замены в решении уравнений Метод замены в решении уравнений Метод замены в решении уравнений Метод замены в решении уравнений Метод замены в решении уравнений Метод замены в решении уравнений Метод замены в решении уравнений Метод замены в решении уравнений Метод замены в решении уравнений Метод замены в решении уравнений Метод замены в решении уравнений Метод замены в решении уравнений Метод замены в решении уравнений Метод замены в решении уравнений Метод замены в решении уравнений Метод замены в решении уравнений Метод замены в решении уравнений Метод замены в решении уравнений Метод замены в решении уравнений Метод замены в решении уравнений Метод замены в решении уравнений Метод замены в решении уравнений Метод замены в решении уравнений Метод замены в решении уравнений Метод замены в решении уравнений Метод замены в решении уравнений Метод замены в решении уравнений Метод замены в решении уравнений Метод замены в решении уравнений Метод замены в решении уравнений Метод замены в решении уравнений Метод замены в решении уравнений Метод замены в решении уравнений Метод замены в решении уравнений Метод замены в решении уравнений Метод замены в решении уравнений Метод замены в решении уравнений Метод замены в решении уравнений Метод замены в решении уравнений Метод замены в решении уравнений Метод замены в решении уравнений Метод замены в решении уравнений Метод замены в решении уравнений Метод замены в решении уравнений Метод замены в решении уравнений Метод замены в решении уравнений Метод замены в решении уравнений

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Видео:9 класс. Алгебра. Решение уравнений методом замены переменной.Скачать

9 класс. Алгебра. Решение уравнений методом замены переменной.

Методы решения уравнений — обзор

В этой статье дан краткий обзор всех основных методов решения уравнений. Здесь также приведены ссылки на материалы с подробной информацией по каждому методу. Это дает возможность познакомиться со всеми методами решения уравнений, а в случае необходимости — изучить методы решения уравнений углубленно.

Метод замены в решении уравнений

Видео:Зачётный способ решить дробно рациональное уравнение методом заменыСкачать

Зачётный способ решить дробно рациональное уравнение методом замены

Метод введения новой переменной (замены переменной)

Метод введения новой переменной, он же метод замены переменной, позволяет решать уравнения f(g(x))=0 или f1(g(x))=f2(g(x)) , где f , f1 и f2 – некоторые функции, а x – неизвестная переменная, а также уравнения, которые могут быть приведены к указанному виду. Состоит метод во введении новой переменной t=g(x) . Введение переменной позволяет от исходного уравнения f(g(x))=0 или f1(g(x))=f2(g(x)) перейти к уравнению с новой переменной f(t)=0 или f1(t)=f2(t) соответственно. Дальше находятся корни полученного уравнения с новой переменной: t1, t2, …, tn . После этого осуществляется возврат к старой переменной, для чего составляется совокупность уравнений g(x)=t1, g(x)=t2, …, g(x)=tn . Решение этой совокупности дает интересующее нас решение исходного уравнения.

Например, метод введения новой переменной позволяет решить уравнение . Здесь стоит принять . Это позволяет перейти от исходного уравнения к квадратному уравнению t 2 −3·t+2=0 с новой переменной t , которое имеет два корня t1=1 и t2=2 . Обратная замена происходит путем составления совокупности двух уравнений и . Это рациональные уравнения. Решением первого является x=2 , а решением второго является x=1,5 . Так методом введения новой переменной получено решение исходного уравнения: 1,5 , 2 .

Подробное описание метода введения новой переменной, включающее обоснование метода, алгоритм решения уравнений этим методом и примеры решения характерных уравнений, дано в этой статье.

Видео:Алгебра 9 класс. Решение систем уравнений методом замены переменныхСкачать

Алгебра 9 класс. Решение систем уравнений методом замены переменных

Метод разложения на множители

Метод разложения на множители предназначен для решения уравнений f1(x)·f2(x)·…·fn(x)=0 , где f1(x), f2(x),…, fn(x) – некоторые выражения, x – переменная. То есть, методом разложения на множители решаются уравнения, в левой части которых находится произведение нескольких выражений, а в правой – нуль. Суть метода состоит в замене решения уравнения f1(x)·f2(x)·…·fn(x)=0 решением совокупности уравнений f1(x)=0, f2(x)=0, …, fn(x)=0 на области допустимых значений (ОДЗ) для исходного уравнения.

Приведем простой пример. Уравнение может быть решено методом разложения на множители. Переходим от исходного уравнения к совокупности двух уравнений и . Иррациональное уравнение имеет единственное решение x1=1 . Логарифмическое уравнение тоже имеет единственное решение x2=4 . Значит, совокупность уравнений имеет два решения x1=1 , x2=4 . Но области допустимых значений для исходного уравнения, которой является множество (3, +∞) , принадлежит лишь одно из решений x1=1 , x2=4 , а именно, x2=4 . Оно и является единственным корнем уравнения .

Подробное описание этого метода и решения других характерных примеров смотрите в статье «метод разложения на множители».

Видео:Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ.  | Математика

Метод решения уравнений «дробь равна нулю»

Из названия понятно, что этот метод используется при решении уравнений f(x)/g(x)=0 . Например, он позволяет решить уравнение . Метод состоит в переходе от решения уравнения f(x)/g(x)=0 к решению уравнения f(x)=0 на ОДЗ для исходного уравнения. Следовательно, чтобы решить уравнение , надо решить уравнение (x−1)·(x 2 −4)=0 на ОДЗ для исходного уравнения.

Обоснование метода и примеры с решениями смотрите здесь.

Видео:Математический анализ, 20 урок, Метод замены переменнойСкачать

Математический анализ, 20 урок, Метод замены переменной

Метод решения уравнений через преобразования

Метод базируется на преобразовании уравнений с целью выстраивания последовательностей равносильных уравнений и уравнений-следствий со сравнительно простыми последними уравнениями, по решениям которых находятся решения исходных уравнений.

Например, для решения уравнения 3·x 4 −48=0 последовательно проводятся два преобразования: переносится слагаемое −48 из левой части уравнения в правую с противоположным знаком, после чего проводится деление обеих частей уравнения на число 3 . В результате получается равносильное уравнение x 4 =16 , причем очень простое в плане решения. Оно имеет два корня x1=−2 и x2=2 . Они и составляют решение исходного уравнения.

Вот другой пример. Замена выражения в левой части уравнения тождественно равным выражением (x−1)·(x+2) дает уравнение-следствие (x−1)·(x+2)=0 , имеющее два корня x1=1 и x2=−2 . Проверка показывает, что только первый корень является корнем исходного уравнения, а второй корень – посторонний.

Какие преобразования используются при решении уравнений? Когда нужно делать проверку для отсеивания посторонних корней, а когда такую проверку делать необязательно? Ответы на эти и многие другие вопросы по теме есть в этом материале.

Видео:Алгебра Система уравнений Метод замены переменной № 6.22 9 классСкачать

Алгебра Система уравнений Метод замены переменной № 6.22  9 класс

Метод решения уравнений, сводящихся к числовым равенствам

Иногда в результате преобразования уравнений получаются числовые равенства. Например, уравнение сводится к верному числовому равенству 0=0 , а уравнение сводится к неверному числовому равенству 0=5 . Решением уравнений, сводящихся к верным числовым равенствам, является множество, совпадающее с ОДЗ для исходного уравнения. Так, решением уравнения является множество x≥0 . А уравнения, сводящиеся к неверным числовым равенствам, не имеют решений. То есть, уравнение не имеет решений.

Здесь есть один нюанс. Если среди преобразований, приводящих уравнение к верному числовому равенству, есть возведение обеих частей уравнения в одну и ту же четную степень, то нельзя утверждать, что решением уравнения является любое число из ОДЗ. Этот нюанс разобран в статье «решение уравнений, сводящихся к числовым равенствам».

Видео:Решение уравнений методом замены переменной.Скачать

Решение уравнений методом замены переменной.

Функционально-графический метод

Обзор методов решения уравнений продолжаем функционально-графическии методом. Этот метод предполагает использование функций, отвечающих частям решаемого уравнения, а точнее, их графиков и свойств. Можно выделить три основных направления функционально-графического метода:

  • Графический метод
  • Метод, базирующийся на возрастании-убывании функций
  • Метод оценки

Давайте рассмотрим их.

Графический метод

Первое направление базируется на использовании графиков функций. Это так называемый графический метод решения уравнений. По этому методу, во-первых, выполняется построение в одной прямоугольной системе координат графиков функций, отвечающих частям уравнения. Во-вторых, по чертежу определяется количество точек пересечения графиков, сколько точек пересечения – столько и корней у решаемого уравнения. В-третьих, определяются абсциссы точек пересечения – это значения корней.

Например, графически можно решить уравнение . Из чертежа, приведенного ниже, видно, что графики имеют единственную точку пересечения с абсциссой 2 . Это единственный корень уравнения.

Метод замены в решении уравнений

Метод, базирующийся на возрастании-убывании функций

Второе направление в своей основе имеет использование свойств возрастающих и убывающих функций. Соответствующий метод используется тогда, когда есть возможность подобрать корень уравнения и доказать возрастание функции, отвечающей одной из частей уравнения, и убывание функции, отвечающей другой части уравнения. В этом случае подобранный корень является единственным.
Приведем пример. Для уравнения 3 (1−x) 3 +1=2 x несложно подобрать корень, им является число 1 . Также несложно обосновать убывание функции, соответствующей левой части уравнения, и возрастание функции, отвечающей правой части уравнения. Это доказывает единственность подобранного корня.

За более полной информацией следуйте сюда

Метод оценки

Третье направление основано на использовании свойств ограниченности функций. Это так называемый метод оценки. Согласно этому методу, в первую очередь нужно оценить значения выражений, находящихся в левой и правой части уравнения. Если множества, соответствующие полученным оценкам, не пересекаются, то уравнение не имеет корней. Если множества имеют конечное число общих элементов t1 , t2 , …, tn , то решение уравнения f(x)=g(x) заменяется решением совокупности систем , , …, . Если же множества, соответствующие оценкам имеют бесконечно много общих элементов, то надо либо уточнять оценки, либо искать другой метод решения.

Например, методом оценки можно решить уравнение . Значения левой части этого уравнения не превосходят нуля, а значения правой части не меньше нуля. Это позволяет перейти к системе , решение которой дает искомое решение уравнения.

Видео:решение уравнения с заменой переменнойСкачать

решение уравнения с заменой переменной

Метод освобождения от внешней функции

Метод освобождения от внешней функции используется для решения уравнений h(f(x))=h(g(x)) , где f , g и h – функции, причем функция y=h(t) принимает каждое свое значение по одному разу, в частности, строго возрастает или строго убывает, а x – независимая переменная. Этот метод состоит в переходе от уравнения h(f(x))=h(g(x)) к уравнению f(x)=g(x) на ОДЗ для исходного уравнения.

Например, методом освобождения от внешней функции можно решить уравнение . Здесь в качестве внешней функции выступает y=h(t) , где . Эта функция возрастающая как сумма двух возрастающих функций и , значит, каждое свое значение она принимает по одному разу. Это позволяет перейти от исходного уравнения к уравнению . Равносильные преобразования позволяют привести последнее уравнение к квадратному уравнению x 2 +x−2=0 , которое имеет два корня x1=−2 и x2=1 . Из этих корней только x1=−2 принадлежит ОДЗ для исходного уравнения. Следовательно, x1=−2 – единственный корень исходного уравнения.

Рекомендуем детально разобраться с этим методом решения уравнений, обратившись к материалу статьи «метод освобождения от внешней функции».

Видео:ОГЭ Задание 21 Решение уравнения методом заменыСкачать

ОГЭ Задание 21 Решение уравнения методом замены

Метод решения уравнений через ОДЗ

Через ОДЗ решаются уравнения, области допустимых значений которых являются либо пустыми множествами, либо состоят из конечного количества чисел. Когда ОДЗ есть пустое множество, уравнение не имеет решений. Когда ОДЗ состоит из конечного количества чисел, то следует по очереди проверить эти числа через подстановку. Те из них, которые удовлетворяют решаемому уравнению являются его корнями, остальные – не являются.

Например, уравнение не имеет решений, так как ОДЗ для него есть пустое множество. А для уравнения ОДЗ состоит из двух чисел −1 и 7 . Проверка подстановкой показывает, что −1 является корнем уравнения, а 7 – не является.

Более полная информация по этому методу решения уравнений содержится в этой статье.

Видео:Решение тригонометрических уравнений. Подготовка к ЕГЭ | Математика TutorOnlineСкачать

Решение тригонометрических уравнений. Подготовка к ЕГЭ | Математика TutorOnline

Метод возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень

Этот метод, в основном, используется для решения иррациональных уравнений. Он заключается в возведении обеих частей уравнения в одну и ту же степень с целью избавления от корней. Например, возведение обеих частей уравнения в квадрат дает уравнение без корня 1−5·x=(x−3) 2 . Возведение в нечетную степень дает равносильное уравнение. Возведение в четную степень в общем случае дает уравнение-следствие, поэтому, при этом необходимо позаботиться об отсеивании посторонних корней. Причем отсеивание следует проводить способом, не связанным с ОДЗ, обычно, через проверку подстановкой, так как возведение частей уравнения в четную степень может приводить к появлению посторонних корней в рамках ОДЗ.

Аналогично разбираемый метод может использоваться и для решения уравнений, в которых фигурируют степени с рациональными и иррациональными показателями. Решения соответствующих примеров смотрите здесь.

Видео:Решение системы неравенств с двумя переменными. 9 класс.Скачать

Решение системы неравенств с двумя переменными. 9 класс.

Метод решения уравнений по определению логарифма

По определению логарифма, как правило, решают уравнения следующего вида logh(x)f(x)=g(x) , например, log2(x 2 +4·x+3)=3 , log2(9−2 x )=3−x , logx(3·x lgx +4)=2·lgx и т.п.

Согласно методу решения уравнений по определению логарифма, решение уравнения logh(x)f(x)=g(x) заменяется решением уравнения f(x)=(h(x)) g(x) на ОДЗ переменной x для исходного уравнения. Например, от уравнения logx(3·x lgx +4)=2·lgx можно перейти к уравнению 3·x lgx +4=x 2·lgx на ОДЗ для исходного уравнения.

Более полная информация содержится в основной статье.

Видео:Метод введения новой переменной при решении иррациональных уравненийСкачать

Метод введения новой переменной при решении иррациональных уравнений

Метод потенцирования

Методом потенцирования решаются логарифмические уравнения, обе части которых являются логарифмами по одному и тому же основанию, например, lgx=lg(3·x+5) , и т.п. Метод заключается в замене решения уравнения logh(x)f(x)=logh(x)g(x) решением уравнения f(x)=g(x) на ОДЗ для исходного уравнения. По этому методу от уравнения lgx=lg(3·x+5) следует перейти к уравнению x=3·x+5 на ОДЗ для исходного уравнения, которая определяется двумя условиями: x>0 , 3·x+5>0 .

Обоснование метода и примеры с подробными решениями смотрите в этой статье.

Видео:9 класс, 11 урок, Методы решения систем уравненийСкачать

9 класс, 11 урок, Методы решения систем уравнений

Метод логарифмирования

Метод подразумевает логарифмирование обеих частей уравнения по одному и тому же основанию. К нему следует прибегать тогда, когда логарифмирование позволяет избавиться от степеней с переменной в показателях. В частности, его можно использовать для решения показательных уравнений, обе части которых являются степенями с одинаковыми основаниями, например, 5 1−x =5 2·x+1 . Почленное логарифмирование этого уравнения дает очень простое уравнение 1−x=2·x+1 , решение которого дает решение исходного уравнения.

Также метод подходит для решения показательных уравнений, степени в которых имеют разные основания и отличающиеся показатели, например, . Более того, метод логарифмирования является чуть ли не основным методом решения показательно-степенных уравнений, вроде таких x lgx−1 =100 , .

Более детальная информация и примеры с решениями есть в этом материале.

📺 Видео

Решение систем уравнений методом подстановкиСкачать

Решение систем уравнений методом подстановки

ПОЛНЫЙ разбор ВАРИАНТА №4 из сборника Добротина! | Химия ЕГЭ УМСКУЛСкачать

ПОЛНЫЙ разбор ВАРИАНТА №4 из сборника Добротина! | Химия ЕГЭ УМСКУЛ

ПРОСТЕЙШИЙ способ решения Показательных УравненийСкачать

ПРОСТЕЙШИЙ способ решения Показательных Уравнений

3.1 Интегрирование методом замены переменной. Часть 1Скачать

3.1 Интегрирование методом замены переменной. Часть 1

Уравнение Метод заменыСкачать

Уравнение  Метод замены
Поделиться или сохранить к себе: