Метод скорейшего спуска для систем уравнений

Безусловная оптимизация. Метод наискорейшего спуска

Видео:Метод покоординатного спускаСкачать

Метод покоординатного спуска

Безусловная оптимизация. Метод наискорейшего спуска

Метод наискорейшего спуска (в англ. литературе «method of steepest descent») — это итерационный численный метод (первого порядка) решения оптимизационных задач, который позволяет определить экстремум (минимум или максимум) целевой функции:

Метод скорейшего спуска для систем уравнений

Метод скорейшего спуска для систем уравнений— это значения аргумента функции (управляемые параметры) на вещественной области.

В соответствии с рассматриваемым методом экстремум (максимум или минимум) целевой функции определяют в направлении наиболее быстрого возрастания (убывания) функции, т.е. в направлении градиента (антиградиента) функции. Градиентом функции в точке Метод скорейшего спуска для систем уравненийназывается вектор, проекциями которого на координатные оси являются частные производные функции по координатам:

Метод скорейшего спуска для систем уравнений

где i, j,…, n — единичные векторы, параллельные координатным осям.

Градиент в базовой точке Метод скорейшего спуска для систем уравненийстрого ортогонален к поверхности, а его направление показывает направление наискорейшего возрастания функции, а противоположное направление (антиградиент), соответственно, показывает направление наискорейшего убывания функции.

Метод наискорейшего спуска является дальнейшим развитием метода градиентного спуска. В общем случае процесс нахождения экстремума функции является итерационной процедурой, которая записывается следующим образом:

Метод скорейшего спуска для систем уравнений

где знак «+» используется для поиска максимума функции, а знак «-» используется для поиска минимума функции;

Метод скорейшего спуска для систем уравнений— единичный вектор направления, который определяется по формуле:

Метод скорейшего спуска для систем уравнений

Метод скорейшего спуска для систем уравнений— модуль градиента определяет скорость возрастания или убывания функции в направлении градиента или антиградиента:

Метод скорейшего спуска для систем уравнений

Метод скорейшего спуска для систем уравнений— константа, определяющая размеры шага и одинаковая для всех i-х направлений.

Величина шага выбирается из условия минимума целевой функции f(х) в направлении движения, т. е. в результате решения задачи одномерной оптимизации в направлении градиента или антиградиента:

Метод скорейшего спуска для систем уравнений

Другими словами, величину шага Метод скорейшего спуска для систем уравненийопределяют при решении данного уравнения:

Метод скорейшего спуска для систем уравнений

Таким образом, шаг расчета выбирается такой величины, что движение выполняется до тех пор, пока происходит улучшение функции, достигая, таким образом, экстремума в некоторой точке. В этой точке вновь определяют направление поиска (с помощью градиента) и ищут новую точку оптимума целевой функции и т.д. Таким образом, в данном методе поиск происходит более крупными шагами, и градиент функции вычисляется в меньшем числе точек.

В случае функции двух переменных данный метод имеет следующую геометрическую интерпретацию: направление движения из точки Метод скорейшего спуска для систем уравненийкасается линии уровня в точке Метод скорейшего спуска для систем уравнений. Траектория спуска зигзагообразная, причем соседние звенья зигзага ортогональны друг другу. Условие ортогональности векторов направлений спуска в соседних точках записывается следующим выражением:

Метод скорейшего спуска для систем уравнений

Метод скорейшего спуска для систем уравнений

Рис.1. Траектория движения к точке экстремума при использовании метода наискорейшего спуска, изображенная на графике линии равного уровня функции f(x)

Поиск оптимального решения завершается в случае, когда на итерационном шаге расчета (несколько критериев):

— траектория поиска остается в малой окрестности текущей точки поиска:

Метод скорейшего спуска для систем уравнений

— приращение целевой функции не меняется:

Метод скорейшего спуска для систем уравнений

— градиент целевой функции в точке локального минимума обращается в нуль:

Метод скорейшего спуска для систем уравнений

Следует отметить, что метод градиентного спуска оказывается очень медленным при движении по оврагу, причём при увеличении числа переменных целевой функции такое поведение метода становится типичным. Овраг представляет собой впадину, линии уровня которой приближенно имеют форму эллипсов с различающимися во много раз полуосями. При наличии оврага траектория спуска имеет вид зигзагообразной линии с малым шагом, вследствие чего результирующая скорость спуска к минимуму сильно замедляется. Это объясняется тем, что направление антиградиента этих функций существенно отклоняется от направления в точку минимума, что приводит к дополнительной задержке в расчете. В результате алгоритм теряет вычислительную эффективность.

Метод скорейшего спуска для систем уравнений

Метод градиента вместе с его многочисленными модификациями является распространенным и эффективным методом поиска оптимума исследуемых объектов. Недостатком градиентного поиска (так же и рассмотренных выше методов) является то, что при его использовании можно обнаружить только локальный экстремум функции. Для отыскания других локальных экстремумов необходимо производить поиск из других начальных точек. Так же скорость сходимости градиентных методов существенно зависит также от точности вычислений градиента. Потеря точности, а это обычно происходит в окрестности точек минимума или в овражной ситуации, может вообще нарушить сходимость процесса градиентного спуска.

Методика расчета

1 шаг: Определение аналитические выражения (в символьном виде) для вычисления градиента функции Метод скорейшего спуска для систем уравнений

Метод скорейшего спуска для систем уравнений

• 2 шаг: Задаем начальное приближение Метод скорейшего спуска для систем уравнений

Далее выполняется итерационный процесс.

3 шаг: Определяется необходимость рестарта алгоритмической процедуры для обнуления последнего направления поиска. В результате рестарта поиск осуществляется заново в направлении скорейшего спуска.

4 шаг: Вычисление координат единичного вектора Метод скорейшего спуска для систем уравненийпо представленным формулам

Метод скорейшего спуска для систем уравнений

Метод скорейшего спуска для систем уравнений

5 шаг: определяем шаг расчета из условия поиска экстремума для следующей функции Метод скорейшего спуска для систем уравнений(решения задачи одномерной оптимизации).

Метод скорейшего спуска для систем уравнений

6 шаг: Определяем новые значения аргументов функции после выполнения k-го шага расчета:

Метод скорейшего спуска для систем уравнений

где знак «+» используется для поиска максимума функции, а знак «-» используется для поиска минимума функции;

7 шаг: проверяем критерии останова итерационного процесса. Вычислительный процесс заканчивается, когда будет достигнута точка, в которой оценка градиента будет равна нулю (коэффициенты функции отклика становятся незначимыми). В противном случае возвращаемся к шагу 3 и продолжаем итерационный расчет.

Для того, чтобы добавить Ваш комментарий к статье, пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте.

Видео:Решение системы уравнений методом ГауссаСкачать

Решение системы уравнений методом Гаусса

3.8. Метод скорейшего спуска (градиента) для случая . системы линейных алгебраических уравнений

В рассматриваемом ниже итерационном методе вычислительный алгоритм строится таким образом, чтобы обеспечить минимальную погрешность на шаге (максимально приблизиться к корню).

Представим систему линейных уравнений в следующем виде:

Метод скорейшего спуска для систем уравнений(3.38)

Запишем выражение (3.38) в операторной форме:

Метод скорейшего спуска для систем уравнений(3.39)

Здесь приняты следующие обозначения:

Метод скорейшего спуска для систем уравнений; Метод скорейшего спуска для систем уравнений; Метод скорейшего спуска для систем уравнений. (3.40)

В методе скорейшего спуска решение ищут в виде

Метод скорейшего спуска для систем уравнений, (3.41)

Где Метод скорейшего спуска для систем уравненийи Метод скорейшего спуска для систем уравнений— векторы неизвестных на P и P+1 шагах итераций; вектор невязок на P-ом шаге определяется выражением

Метод скорейшего спуска для систем уравнений, (3.42)

А Метод скорейшего спуска для систем уравнений(3.43)

В формуле (3.43) используется скалярное произведение двух векторов, которое определяется следующей формулой:

Метод скорейшего спуска для систем уравнений(3.44)

В формуле (3.43) Метод скорейшего спуска для систем уравнений— транспонированная матрица Якоби, вычисленная на P-ом шаге. Матрица Якоби вектор – функции F(X) определяется как

Метод скорейшего спуска для систем уравнений(3.45)

Нетрудно убедиться, что для системы (3.39) матрица Якоби равна

Метод скорейшего спуска для систем уравнений(3.46)

Как и для метода простой итерации, достаточным условием сходимости метода градиента является преобладание диагональных элементов. В качестве нулевого приближения можно взять Метод скорейшего спуска для систем уравнений.

· Как видно из выражения (3.45), матрица Якоби не зависит от шага итерации.

· Требования минимизации погрешности на каждом шаге обусловили то, что метод градиента более сложен (трудоемок), чем методы Якоби и Зейделя.

· В методе градиента итерационный процесс естественно закончить при достижении Метод скорейшего спуска для систем уравнений, вектор невязок входит в вычислительную формулу.

· В приближенных методах можно обеспечить практически любую погрешность, если итерационный процесс сходится.

· Итерационный процесс можно прервать на любом K–ом шаге и продолжить позднее, введя в качестве нулевого шага значения X(K).

· В качестве недостатка приближенных методов можно отметить то, что они часто расходятся, достаточные условия сходимости (преобладание диагональных элементов) можно обеспечить только для небольших систем из 3 – 6 уравнений.

Пример 3.7. Методом скорейшего спуска решим систему уравнений

Метод скорейшего спуска для систем уравнений

Так как диагональные элементы матрицы являются преобладающими, то в качестве начального приближения выберем:

Метод скорейшего спуска для систем уравнений

Следовательно, вектор невязок на нулевом шаге равен

Метод скорейшего спуска для систем уравнений

Далее последовательно вычисляем

Метод скорейшего спуска для систем уравнений

Метод скорейшего спуска для систем уравнений

Отсюда Метод скорейшего спуска для систем уравнений

Метод скорейшего спуска для систем уравнений

Аналогично находятся последующие приближения и оцениваются невязки. Что касается данного примера, можно отметить, что итерационный процесс сходится достаточно медленно (невязки уменьшаются).

Вопросы для самопроверки

· Назовите известные вам методы решения СЛАУ.

· Чем точные методы отличаются от приближенных?

· Что такое прямой и обратный ход в методе Гаусса?

· Нужен ли обратный ход при вычислении методом Гаусса а) обратной матрицы; б) определителя?

· Что такое невязка?

· Сравните достоинства и недостатки точных и приближенных методов.

· Что такое матрица Якоби?

· Надо ли пересчитывать матрицу Якоби на каждом шаге итерации в методе градиента?

· Исходная СЛАУ решается независимо тремя методами – методом Якоби, методом Зейделя и методом градиента. Будут ли равны значения

А) начального приближения (нулевой итерации);

Б) первой итерации?

· При решении СЛАУ (n > 100) итерационными методами решение расходится. Как найти начальное приближение?

Видео:Градиентный метод | метод скорейшего спуска + примерСкачать

Градиентный метод | метод скорейшего спуска + пример

Решение систем линейных алгебраических уравнений

Страницы работы

Метод скорейшего спуска для систем уравнений

Метод скорейшего спуска для систем уравнений

Метод скорейшего спуска для систем уравнений

Содержание работы

Лабораторная работа №3

Решение систем линейных алгебраических уравнений

Практика использования итерационных методов решения системы линейных алгебраических уравнений. Сравнительный анализ методов.

Решить систему линейных алгебраических уравнений (САУ)

Метод скорейшего спуска для систем уравнений, Метод скорейшего спуска для систем уравнений, Метод скорейшего спуска для систем уравнений, Метод скорейшего спуска для систем уравнений

итерационными методами Зейделя и наискорейшего спуска с точностью до e = 0,001. Для сравнения с истинными значениями корней выполнить решение указанной САУ методом Гаусса.

Общий вид алгоритма Зейделя и наискорейшего спуска

Метод Зейделя заключается в том, что найденное на Метод скорейшего спуска для систем уравнений-ой итерации значение какой-либо компоненты вектора решения на этой же итерации используется для вычисления остальных компонент определяемого решения. Именно поэтому метод Зейделя называют одношаговым алгоритмом, он является представителем группы линейных алгоритмов первого порядка.

Расчетные соотношения метода Зейделя для подготовленной системы уравнений (4.13) имеют вид

Метод скорейшего спуска для систем уравнений,(4.18)

Метод скорейшего спуска для систем уравнений.

При составлении программы для вычислений на ЭВМ вместо соотношения (4.18) удобнее использовать выражение, в котором фигурируют элементы исходной системы уравнений

Метод скорейшего спуска для систем уравнений,

Метод скорейшего спуска для систем уравнений.

Если матрица Метод скорейшего спуска для систем уравненийсимметрическая и положительно определенная, а подготовленная к итерациям система определяется в виде

Метод скорейшего спуска для систем уравнений(4.13)

где Метод скорейшего спуска для систем уравненийто метод Зейделя сходится. Если же диагональные элементы симметрической матрицы Метод скорейшего спуска для систем уравненийне отрицательны, то условие положительной определенности матрицы Метод скорейшего спуска для систем уравненийявляется и необходимым.

Из неособенной матрицы Метод скорейшего спуска для систем уравненийможно получить симметрическую положительно определенную матрицу путем первой трансформации Гауcса, что осуществляется за счет умножения слева на матрицу транспонированную Метод скорейшего спуска для систем уравненийлевой и правой частей исходной системы алгебраических уравнений. При этом решаемая система принимает вид

Метод скорейшего спуска для систем уравнений.

Метод наискорейшего спуска. Данный метод относится к группе нелинейных градиентных алгоритмов. Градиентные алгоритмы, уточнение решения в которых осуществлялось по отдельным координатам, предполагают траекторию движения к истинному решению сразу по всем координатам по линии наискорейшего спуска в направлении, противоположном вектору градиента функционала, связанного с ошибкой между истинным решением и решением на Метод скорейшего спуска для систем уравнений-й итерации. Именно такой выбор направления обеспечивает наиболее быстрое убывание функционала ошибки. Вычислительная схема метода наискорейшего спуска выглядит следующим образом. Задаются некоторым начальным приближением Метод скорейшего спуска для систем уравнений(если нет никакой априорной информации, то полагают Метод скорейшего спуска для систем уравнений), а далее осуществляется итерационный процесс уточнения

Метод скорейшего спуска для систем уравнений, (4.19)

где Метод скорейшего спуска для систем уравнений— вектор невязки, представляющий собой ошибку в виде разности между правой и левой частями системы уравнений, компоненты которого определяются как

Метод скорейшего спуска для систем уравнений, (4.20)

Метод скорейшего спуска для систем уравнений. (4.21)

Чтобы упростить процедуру определения вектора невязки, особенно при больших порядках Метод скорейшего спуска для систем уравненийматрицы системы уравнений, рекомендуется вычислять его по формуле

Метод скорейшего спуска для систем уравнений.

Однако из-за наличия вычислительных погрешностей векторы Метод скорейшего спуска для систем уравненийпосле нескольких итераций могут отклоняться от истинных невязок и потому время от времени их следует корректировать по выражению (4.20).

Если матрица Метод скорейшего спуска для систем уравненийсистемы уравнений симметрическая и положительно определенная, то метод наискорейшего спуска сходится к истинному решению со скоростью геометрической прогрессии.

SUBROUTINE N1YMGS (A,B,N,G,X),

SUBROUTINE N1YMNS (A,B,N,G,X)

реализуют алгоритмы решения САУ методами Зейделя и наискорейшего спуска (одна итерация) соответственно.

Входные параметры подпрограмм:

А(N,N) — (N ´ N)-мерная матрица САУ;

B(N) — N-мерный вектор правой части САУ;

N — мерность САУ;

G(N) — N-мерный вектор невязки (g = b — Ax);

X(N) — N-мерный вектор начальных условий решения САУ.

Выходные параметры подпрограммы:

X(N) — N-мерный вектор уточненных значений решения САУ.

Окончание итерационной процедуры производиться при выполнении условия Метод скорейшего спуска для систем уравнений, где Метод скорейшего спуска для систем уравнений, iМетод скорейшего спуска для систем уравнений[1, n], k = 1, 2, 3, …,

SUBROUTINE N1YGAU (A,B,X,N)

реализует алгоритм метода Гаусса с выбором главного элемента.

Входные A, B, N и выходной X параметры подпрограммы N1YGAU совпадают по описанию с аналогичными параметрами в подпрограммах N1YMGS, N1YMNS.

В подпрограмме N1YGAU матрица A приводится к треугольной.

🎦 Видео

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ.  | Математика

Решение систем уравнений методом сложенияСкачать

Решение систем уравнений методом сложения

Решение систем уравнений методом сложенияСкачать

Решение систем уравнений методом сложения

9 класс, 11 урок, Методы решения систем уравненийСкачать

9 класс, 11 урок, Методы решения систем уравнений

Решение систем уравнений методом подстановкиСкачать

Решение систем уравнений методом подстановки

Метод наискорейшего спуска (Градиентного) - ВизуализацияСкачать

Метод наискорейшего спуска (Градиентного) - Визуализация

Графический способ решения систем уравнений. Алгебра, 9 классСкачать

Графический способ решения систем уравнений. Алгебра, 9 класс

Система уравнений. Метод алгебраического сложенияСкачать

Система уравнений. Метод алгебраического сложения

ЦОС Python #2: Метод градиентного спускаСкачать

ЦОС Python #2: Метод градиентного спуска

Градиентный спуск на пальцахСкачать

Градиентный спуск на пальцах

ПОСМОТРИ это видео, если хочешь решить систему линейных уравнений! Метод ПодстановкиСкачать

ПОСМОТРИ это видео, если хочешь решить систему линейных уравнений! Метод Подстановки

6 способов в одном видеоСкачать

6 способов в одном видео

Математика | Система уравнений на желтую звездочку (feat Золотой Медалист по бегу)Скачать

Математика | Система уравнений на желтую звездочку (feat  Золотой Медалист по бегу)

Лекция 2.4: Градиентный спуск.Скачать

Лекция 2.4: Градиентный спуск.

Лекция 15. Метод скорейшего спуска. Argmin и его свойства. Идея метода. Скорость обученияСкачать

Лекция 15. Метод скорейшего спуска. Argmin и его свойства. Идея метода. Скорость обучения

Решение системы линейных уравнений графическим методом. 7 класс.Скачать

Решение системы линейных уравнений графическим методом. 7 класс.

Метод наискорейшего спускаСкачать

Метод наискорейшего спуска
Поделиться или сохранить к себе: